Тридцать дней в плену (часть 1)

Пиратство
Тридцать дней в плену (часть 1)

Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.

И вот – новый материал. Его автор, капитан Александр Туваев, записал рассказы побывавших в пиратском плену двух российских моряков. Сегодня публикуем первую часть воспоминаний.

Всему миру на удивление

XXI век ознаменовался не только всплеском терроризма, но и очередным всплеском пиратской активности. Размах пиратской деятельности занял огромную акваторию, под раздачу попали моряки. Все до некоторого момента старались не замечать или не придавать значения пиратским нападениям, они воспринимались как отдельные инциденты на море. Это было где-то там... Но после вала таких инцидентов пришлось призадуматься. В первую очередь судоходным компаниям, затем правительствам государств и ИМО.

О пребывании в плену у пиратов со мной поделились воспоминаниями Виктор и Андрей. По личным соображениям они просили не называть их имен, поэтому имена условные. Но – подчеркиваю – за ними стоят реальные люди. Один находился в плену 10 дней вначале 2000-х годов, другой – около месяца и не так давно. Тем не менее они все помнят, как будто это было вчера.

Итак, сначала слово Андрею.

Район Нигерии, 2017 год. Захват

«Когда долго работаешь без всяких эксцессов в одном районе, чувство опасности притупляется. Даже в таком рисковом регионе, как Гвинейский залив и, в частности, нигерийские воды.

…Утро, сухогруз следует своим курсом, на вахте капитан. С момента отхода прошло менее суток, у него много работы и на первом месте – переписка. Надо давать нотисы, диспетчерские, отчитываться за прошедшую стоянку. От вахты его никто не освободит.

Словом, голова капитана была занята обычными делами, он работал на компьютере и готовил информацию. Периодически подходил к радару, осматривался. На приближающийся катер мог не обратить внимания, даже если бы увидел. Катер был из числа сеплайеров (снабженцев). Мало ли таких в районе. И на наше судно на таких же катерах неоднократно доставлялось снабжение и продукты.

Рядовой состав на палубе; завидев знакомый силуэт катера, моряки сразу пошли встречать его с мыслями: наверное, что-то ранее было заказано на судно, и сейчас заказ наконец доставили. Стояли в районе трапа, ждали. А капитан все работал на компьютере…

Прозрение наступило позже, когда на ничего не подозревавших моряков были направлены стволы автоматов и передернуты затворы. Кто-то произнес шепотом: «Попали…»

Нежданные визитеры легко попали на судно. Даже в балласте у судна борт низкий. Тем из наших моряков, кто увидел непонятную ситуацию, находясь в стороне от места событий, удалось спрятаться. Правда, ненадолго.

А капитан работал, вчитываясь в текст сообщений, ничего не слышал и не видел. Внезапно приставленный к голове ствол заставил его вздрогнуть и оторваться от дела…Судно захвачено!

В плену

Пираты собрали всех в кают-компании, проверили по судовой роли. Под угрозой расстрела плененных членам экипажа, спрятавшимся в машинном отделении, пришлось выйти из укрытия. До экипажа довели инструкцию, что все пересаживаются в катер, однако после небольшого совещания «новым командованием» на судне было решено оставить трех человек. Выбор пал на 2-го помощника капитана, старшего механика и матроса. Чтобы не привлекать внимания и выиграть для себя время, пираты приказали отогнать судно подальше от места событий. (Как мы потом узнали, наша «тройка» с задачей справилась, благополучно довела судно до порта.)

Пока одни пираты производили инструктаж и усаживали в лодку пленников, вторые «зачищали» каюты экипажа. Забирали все более-менее стоящие вещи, не говоря уж о деньгах, технике, украшениях или золотых изделиях.

Направленный автомат Калашникова помог открыться и судовому сейфу с деньгами и документами. Экипаж был послушный, и эксцессов не возникало.

Восемь человек, и меня в том числе, посаженных в катер, на полной скорости повезли в неизвестность.

Места в районе о. Бонни – экваториальные джунгли. Дельта реки имеет множество рукавов, мелких речушек, протоков, болотистых мест и островков, покрытых зарослями. Долго петляли по протокам, затем причалили к берегу.

«Гостиница» для «гостей» была готова. Ею оказалась хижина на сваях у берега, над краем реки. Нас завели туда, объяснять ничего не стали. Закрыли и выставили часового, вооруженного автоматом Калашникова. На полу была солома, на которой мы спали весь последующий месяц.

О каких-то удобствах в виде туалета даже не было разговора. Вон там уголок, а внизу воды реки. Мысли о побеге были отметены сразу и позднее даже не появлялись.

На следующий день капитану дали телефон и приказали сообщить в свою судоходную компанию о захвате. Периодически такие приказы повторялись, пираты говорили, что нужно сказать, а капитан передавал судовладельцам.

Потянулись дни плена. Я бы сказал, что для нас были созданы даже неплохие от ожидаемого условия. Воду доставляли по утрам, можно было умыться. Кормили 2-3 раза в день. Еду привозили в каких-то ведрах. Но тем не менее она была съедобной. Когда кому-то становилось плохо или человек заболевал, без лишних слов приносили лекарства. Оно и понятно: с больным никто возиться не хочет, а если вдруг... – выкуп за таких не заплатят.

Непривычно было ощущать себя в виде товара. Круг тем для разговора быстро исчерпался, главной была мысль, будут за нас платить или нет.

Освобождение

Однажды нас вывели на «свободу», и мы почувствовали: что-то изменилось. Было похоже, стороны договорились, торги или сделка свершились. Нас усадили в лодку, и мы поплыли… Куда? Вскоре всех высадили на берег. На голову надели мешки, подъехала машина, в которой нас потом долго везли в неизвестном направлении. Только ветви зарослей шелестели о борт машины.

Остановились. Нас вывели и привязали к дереву. Мы услышали гул отъезжающей пиратской машины. Тишина. Страх сковывал тело. Что будет дальше?

Было душно, а мешки мешали дышать. Мы думали, что за нами должны приехать, но время тянулось, волнение нарастало, а тишину никто не нарушал. Мы ждали. Давила неизвестность.

Наконец, услышали ободряющий гул машины. Автомобиль приближался, и росла надежда. Когда услышали английскую речь, выдохнули с облегчением.

Приехали агент, местные власти и еще какие-то люди. Нас развязали, дали попить воды и повезли в город.

На этом общение с пиратами закончилось. Нам стало известно, что пираты запрашивали за нас $5 млн, но после месяца торгов согласились на 300 тысяч. Интересно было бы узнать, почему так снизили цену? Но этот вопрос нас волновал уже в последнюю очередь.

Все обошлось благополучно, мы едем домой, нас не били, не пытали, неплохо кормили, давали лекарства и, наконец, целыми и невредимыми отпустили… Порядочные пираты! После получения денег они могли бы поступить и по-другому. Повезло».

Маленький комментарий

От какого-либо анализа поведения моряков в плену Андрей отказался. Как и от рассуждений, почему мог случиться захват. Среди возможных причин – проблема сокращения экипажей судов, существующая, кстати, давным-давно… По сути, визуального наблюдения в момент захвата просто не было.

С капитана, конечно, вина не снимается. Вот он, пресловутый человеческий фактор: беспечность, самоуверенность, халатность…

Или что-то еще?

Окончание следует.

Морской флот №1 (2018)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Итоги работы Краснодарской таможни в 1 квартале 2019 года

Итоги работы Краснодарской таможни в 1 квартале 2019 года В 1 квартале 2019 года в доход федерального бюджета перечислено таможенных и иных платежей, админист...

Президент ОСК провёл заседание экспертного совета по вопросам экспорта судостроительной продукции

Президент ОСК провёл заседание экспертного совета по вопросам экспорта судостроительной продукции 17 апреля под председательством президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманов...

Российская экономика

Государство поддержит создание виртуальной платформы для беспилотного судовождения

Государство поддержит создание виртуальной платформы для беспилотного судовождения Поддержку получит компания, создающая платформу виртуального моделирования безэкипажного судовождени...

Мурманский транспортный узел обеспечат энергетической инфраструктурой до конца года

Мурманский транспортный узел обеспечат энергетической инфраструктурой до конца года Планируемый объем инвестиций составит 788 млн рублей.

Транспортная политика

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Медведев рассказал о планах расширения крупнейших транспортных магистралей

Медведев рассказал о планах расширения крупнейших транспортных магистралей Премьер-министр РФ Дмитрий   Медведев, выступая с ежегодным отчетом в Госдуме, сообщил о&n...

Морские порты

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение государственной экологической эк...

Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» обсудил вопросы развития морских портов Сахалина

Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» обсудил вопросы развития морских портов Сахалина 17 апреля 2019 года Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев посетил Сахалинскую облас...




Морской транспорт

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) произв...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды-2018 75% прибыли, или 6,67 млрд рублей

«Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды-2018 75% прибыли, или 6,67 млрд рублей Совет директоров ПАО «Трансконтейнер» рекомендовал общему собранию акционеров   утвердить ...

«Трансконтейнер» в I квартале увеличил перевозки на 7,7% на фоне роста импорта и транзита

«Трансконтейнер» в I квартале увеличил перевозки на 7,7% на фоне роста импорта и транзита «Трансконтейнер» в первом квартале 2019 года увеличил объем контейнерных перевозок на 7,7% по ср...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...