Тридцать дней в плену (часть 1)

Пиратство
Тридцать дней в плену (часть 1)

Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.

И вот – новый материал. Его автор, капитан Александр Туваев, записал рассказы побывавших в пиратском плену двух российских моряков. Сегодня публикуем первую часть воспоминаний.

Всему миру на удивление

XXI век ознаменовался не только всплеском терроризма, но и очередным всплеском пиратской активности. Размах пиратской деятельности занял огромную акваторию, под раздачу попали моряки. Все до некоторого момента старались не замечать или не придавать значения пиратским нападениям, они воспринимались как отдельные инциденты на море. Это было где-то там... Но после вала таких инцидентов пришлось призадуматься. В первую очередь судоходным компаниям, затем правительствам государств и ИМО.

О пребывании в плену у пиратов со мной поделились воспоминаниями Виктор и Андрей. По личным соображениям они просили не называть их имен, поэтому имена условные. Но – подчеркиваю – за ними стоят реальные люди. Один находился в плену 10 дней вначале 2000-х годов, другой – около месяца и не так давно. Тем не менее они все помнят, как будто это было вчера.

Итак, сначала слово Андрею.

Район Нигерии, 2017 год. Захват

«Когда долго работаешь без всяких эксцессов в одном районе, чувство опасности притупляется. Даже в таком рисковом регионе, как Гвинейский залив и, в частности, нигерийские воды.

…Утро, сухогруз следует своим курсом, на вахте капитан. С момента отхода прошло менее суток, у него много работы и на первом месте – переписка. Надо давать нотисы, диспетчерские, отчитываться за прошедшую стоянку. От вахты его никто не освободит.

Словом, голова капитана была занята обычными делами, он работал на компьютере и готовил информацию. Периодически подходил к радару, осматривался. На приближающийся катер мог не обратить внимания, даже если бы увидел. Катер был из числа сеплайеров (снабженцев). Мало ли таких в районе. И на наше судно на таких же катерах неоднократно доставлялось снабжение и продукты.

Рядовой состав на палубе; завидев знакомый силуэт катера, моряки сразу пошли встречать его с мыслями: наверное, что-то ранее было заказано на судно, и сейчас заказ наконец доставили. Стояли в районе трапа, ждали. А капитан все работал на компьютере…

Прозрение наступило позже, когда на ничего не подозревавших моряков были направлены стволы автоматов и передернуты затворы. Кто-то произнес шепотом: «Попали…»

Нежданные визитеры легко попали на судно. Даже в балласте у судна борт низкий. Тем из наших моряков, кто увидел непонятную ситуацию, находясь в стороне от места событий, удалось спрятаться. Правда, ненадолго.

А капитан работал, вчитываясь в текст сообщений, ничего не слышал и не видел. Внезапно приставленный к голове ствол заставил его вздрогнуть и оторваться от дела…Судно захвачено!

В плену

Пираты собрали всех в кают-компании, проверили по судовой роли. Под угрозой расстрела плененных членам экипажа, спрятавшимся в машинном отделении, пришлось выйти из укрытия. До экипажа довели инструкцию, что все пересаживаются в катер, однако после небольшого совещания «новым командованием» на судне было решено оставить трех человек. Выбор пал на 2-го помощника капитана, старшего механика и матроса. Чтобы не привлекать внимания и выиграть для себя время, пираты приказали отогнать судно подальше от места событий. (Как мы потом узнали, наша «тройка» с задачей справилась, благополучно довела судно до порта.)

Пока одни пираты производили инструктаж и усаживали в лодку пленников, вторые «зачищали» каюты экипажа. Забирали все более-менее стоящие вещи, не говоря уж о деньгах, технике, украшениях или золотых изделиях.

Направленный автомат Калашникова помог открыться и судовому сейфу с деньгами и документами. Экипаж был послушный, и эксцессов не возникало.

Восемь человек, и меня в том числе, посаженных в катер, на полной скорости повезли в неизвестность.

Места в районе о. Бонни – экваториальные джунгли. Дельта реки имеет множество рукавов, мелких речушек, протоков, болотистых мест и островков, покрытых зарослями. Долго петляли по протокам, затем причалили к берегу.

«Гостиница» для «гостей» была готова. Ею оказалась хижина на сваях у берега, над краем реки. Нас завели туда, объяснять ничего не стали. Закрыли и выставили часового, вооруженного автоматом Калашникова. На полу была солома, на которой мы спали весь последующий месяц.

О каких-то удобствах в виде туалета даже не было разговора. Вон там уголок, а внизу воды реки. Мысли о побеге были отметены сразу и позднее даже не появлялись.

На следующий день капитану дали телефон и приказали сообщить в свою судоходную компанию о захвате. Периодически такие приказы повторялись, пираты говорили, что нужно сказать, а капитан передавал судовладельцам.

Потянулись дни плена. Я бы сказал, что для нас были созданы даже неплохие от ожидаемого условия. Воду доставляли по утрам, можно было умыться. Кормили 2-3 раза в день. Еду привозили в каких-то ведрах. Но тем не менее она была съедобной. Когда кому-то становилось плохо или человек заболевал, без лишних слов приносили лекарства. Оно и понятно: с больным никто возиться не хочет, а если вдруг... – выкуп за таких не заплатят.

Непривычно было ощущать себя в виде товара. Круг тем для разговора быстро исчерпался, главной была мысль, будут за нас платить или нет.

Освобождение

Однажды нас вывели на «свободу», и мы почувствовали: что-то изменилось. Было похоже, стороны договорились, торги или сделка свершились. Нас усадили в лодку, и мы поплыли… Куда? Вскоре всех высадили на берег. На голову надели мешки, подъехала машина, в которой нас потом долго везли в неизвестном направлении. Только ветви зарослей шелестели о борт машины.

Остановились. Нас вывели и привязали к дереву. Мы услышали гул отъезжающей пиратской машины. Тишина. Страх сковывал тело. Что будет дальше?

Было душно, а мешки мешали дышать. Мы думали, что за нами должны приехать, но время тянулось, волнение нарастало, а тишину никто не нарушал. Мы ждали. Давила неизвестность.

Наконец, услышали ободряющий гул машины. Автомобиль приближался, и росла надежда. Когда услышали английскую речь, выдохнули с облегчением.

Приехали агент, местные власти и еще какие-то люди. Нас развязали, дали попить воды и повезли в город.

На этом общение с пиратами закончилось. Нам стало известно, что пираты запрашивали за нас $5 млн, но после месяца торгов согласились на 300 тысяч. Интересно было бы узнать, почему так снизили цену? Но этот вопрос нас волновал уже в последнюю очередь.

Все обошлось благополучно, мы едем домой, нас не били, не пытали, неплохо кормили, давали лекарства и, наконец, целыми и невредимыми отпустили… Порядочные пираты! После получения денег они могли бы поступить и по-другому. Повезло».

Маленький комментарий

От какого-либо анализа поведения моряков в плену Андрей отказался. Как и от рассуждений, почему мог случиться захват. Среди возможных причин – проблема сокращения экипажей судов, существующая, кстати, давным-давно… По сути, визуального наблюдения в момент захвата просто не было.

С капитана, конечно, вина не снимается. Вот он, пресловутый человеческий фактор: беспечность, самоуверенность, халатность…

Или что-то еще?

Окончание следует.

Морской флот №1 (2018)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 18 февраля  – 22 февраля с...

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово»

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово» На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырё...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда»

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда» Мурманские портовики провели экскурсию по градообразующему предприятию для участников пятой регионал...

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова В Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега ...

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Дуализм переходного периода

 Дуализм переходного периода За годы работы частных лоцманских компаний с 2005 года ущерб, нанесенный их хозяевами стабильности и...

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...