Логистика – королева перевозок

Севморпуть

Оптимальная транспортная логистика вывоза сжиженного природного газа (LNG) на экспорт из порта Сабетта

Вывоз LNG из порта Сабетта планируется газовозами вместимостью 170 тыс. кбм LNG, что соответствует 80-85 тыс. тонн по весу и примерно 1 млн кбм NG. Дедвейт этих судов 85 тыс. тонн при длине 300 м, ширине 50 м и осадке 12,7 м, проектная стоимость $365 млн. Суда рассчитаны для плавания во льдах толщиной до 2,1 метра. Проект финский, судостроители – Республика Корея, заказчик – ОАО «Ямал СПГ». Стоимость аналогичных судов без ледового класса около $160 млн.

Первое судно – т/х «Кристоф де Маржери» – поставлено в 2017 году. Автор транспортного проекта для ОАО «Ямал СПГ» (заказчика судов) – ЦНИИМФ, Санкт-Петербург.

Виталий Збаращенко, начальник Главфлота Минморфлота и заместитель министра морского флота СССР в период 1982-1988 гг., вице-президент Международной академии транспорта

Ставка фрахта

Планируется круглогодичная работа указанных выше газовозов из порта Сабетта на Европу – очевидно, Роттердам или Зебрюгге, – а в летне-осеннее время на Китай/Японию/Корею по Севморпути.

Проектная мощность завода по сжижению газа в порту Сабетта – 16,5 млн тонн в год или 33 млн кбм LNG. Провозная способность одного газовоза вместимостью 170 тыс. кбм LNG при среднем круговом рейсе на Роттердам 19 суток может составить около 3 млн кбм LNG в год. Для обеспечения вывоза всего объема только на Западную Европу на перевозках LNG из Сабетты должно быть задействовано не менее 10 крупнотоннажных газовозов ледового класса вместимостью по 170 тыс. кбм LNG.

Возможность использования таких крупных судов даже в годовалых льдах Обской губы и Карского моря толщиной 2 метра вызывает у специалистов большие сомнения, тем более что ширина этих танкеров значительно превышает ширину действующих (32 метра) и даже проектируемых ледоколов (34 метра). Эта проблема достаточно глубоко исследована в ЦНИИ кораблестроения им. академика Крылова, С.-Петербург. Выводы подтверждают мнение судоводителей о целесообразности пересмотра транспортного проекта в сторону уменьшения размеров танкеров, обеспечивающих круглогодичную работу порта Сабетта.

Не менее убедительно к таким же выводам приводят и соображения обеспечения безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, связанные с огромными рисками, формируемыми размерами судов и объемами судовых партий перевозимых опасных грузов в условиях Арктики.

Что касается экономики транспортной логистики проекта, то во имя преодоления 500-мильного ледового плавания из порта Сабетта на Запад, или около 20% общего расстояния до Роттердама, и 1700-2300-мильного ледового плавания в летнее время на Восток, или около 30-40% общего расстояния до Шанхая, заказаны танкеры-газовозы высокого арктического ледового класса стоимостью почти в 2,3 раза выше обычных аналогов без ледового класса. А именно инвестиционная составляющая себестоимости судна будет формировать уровень ставок фрахта, что чрезвычайно важно в условиях ужесточающейся конкуренции на газовом фрахтовом рынке.

Кроме этого, размеры расчетных судов формируют инвестиционные расходы как на строительство подходного 49-км канала к порту Сабетта, так и уровень ежегодного ремонтного черпания на подходном канале и в акватории порта, что в свою очередь будет определять размеры портовых сборов и судовых расходов, покрываемых исключительно фрахтовыми поступлениями.

В результате на свободных ото льда океанских просторах будут носиться бронированные арктические монстры, накручивая на винты арктического класса себестоимость перевозок, что поставит под сомнение конкурентоспособность газового проекта Ямала в целом.

Фидерный флот

В то же время в практике мирового судоходного рынка давно завоевали себе право на жизнь и успешно внедряются магистрально-фидерные транспортно-технологические системы, использующие оптимальные типы и размеры судов на различных участках перемещения товаров.

Наиболее масштабные проекты магистрально-фидерных ТТС реализованы в контейнерных перевозках, где в качестве магистральных контейнеровозов используются суда вместимостью до 20 тыс. TEU, дедвейтом 250-300 тыс. тонн в комбинации с фидерным флотом контейнеровозов вместимостью от 200 до 3000 TEU.

Аналогичная магистрально-фидерная ТТС вполне может обеспечить оптимальное решение транспортной логистики вывоза СПГ из порта Сабетта как с точки зрения экономики, так и минимизации навигационных рисков плавания крупнотоннажных судов в Арктике с ее непредсказуемыми погодными и ледовыми условиями и достаточно проблематичной возможностью на современном уровне развития техники своевременного устранения последствий аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией крупнотоннажного флота.

Суть магистрально-фидерной арктической ТТС в применении к круглогодичному вывозу на экспорт из порта Сабетта ежегодно 16 млн тонн LNG, в том числе на Западную Европу (10 млн тонн) и АТР (6 млн тонн), заключается в использовании двух типов грузовых модулей (танкеров-газовозов LNG 85 Arc7 и LNG 170 Arc0) и двух предарктических портов перевалки, свободных круглый год ото льда с возможностью использования наиболее крупных танкеров-газовозов без ледового класса для доставки LNG конечным получателям.

На западе это может быть глубоководная бухта Териберка (950 миль от порта Сабетта), Кольский залив или порт Печенга и на востоке район мыса Наварин, восточное побережье Камчатки (2700 миль по СМП от порта Сабетта). Для исключения простоев транспортного магистрального и фидерного флота и значительных инвестиционных затрат на строительство для перевалки LNG береговой инфраструктуры в качестве накопителей LNG использовать несамоходные танкеры-газовозы, опыт строительства которых и дополнительная технология перевалки LNG освоены в рамках создания плавучих заводов по сжижению природного газа.

Плавучие газовые терминалы-накопители могут быть построены на будущей «Кольской верфи» ОАО «Новатэк» или на ССЗ «Залив» в Керчи.

В качестве фидерного флота представляется возможным и целесообразным использовать газовозы вместимостью около 85 тыс. кбм LNG, дедвейтом около 45-50 тыс. тонн, класса Arc7, которые будут работать круглогодично только в Арктике на перевозках LNG между портом Сабетта и указанными выше портами перевалки в Териберке и у мыса Наварин, если в результате более глубоких исследований не будут выбраны другие пункты перевалки (Индига, Губа Белушья, порт Беринговский).

Такое решение транспортной логистики в применении к порту Сабетта позволит прежде всего повысить уровень транспортной и финансовой безопасности проекта, значительно снизить нагрузку на ледокольный флот и, соответственно, затраты на использование ледоколов. За счет почти двухметровой разницы в осадках магистральных и фидерных газовозов существенно снижаются инвестиционные затраты и текущие расходы на дноуглубление и ремонтное черпание грунта в акватории порта Сабетта и на подходном канале, а также значительно улучшается ледовая обстановка на подходном канале к порту Сабетта за счет более частого прохода по каналу фидерных газовозов.

Два варианта

Как показывают предварительные результаты сравнительного экономического анализа двух вариантов транспортного проекта, использование магистрально-фидерной ТТС снимает проблему проводки во льдах крупнотоннажных судов (газовозов вместимостью 170 тыс. кбм, дедвейтом 85 тыс. тонн, ледового класса Arc7), ширина которых в полтора раза превышает ширину ледоколов и не менее важную проблему абсурдного использования на чистой воде бронированных арктических газовозов, стоимость постройки которых почти в 2,3 раза превышает инвестиции в аналогичные суда без ледового класса. При расстоянии Сабетта – Роттердам 2700 миль – 500 миль (только 22%) перехода во льдах, при расстоянии Сабетта – Шанхай 5800 миль – только 2300 миль (40%) во льдах.

Для выполнения круглогодичных перевозок на экспорт 16,5 млн тонн СПГ из порта Сабетта, в том числе на Запад 10 млн тонн и на Восток 6 млн тонн, потребуется построить 13 газовозов LNG 170 ледового класса Arc7 общей стоимостью около $4,8 млрд, что в основном соответствует проекту транспортной логистики, принятому к реализации АО «СПГ Ямал».

Для выполнения круглогодичных перевозок тех же объемов перевозок СПГ из порта Сабетта на основе магистрально-фидерной ТТС потребуется построить 8 газовозов LNG 170, но без ледового класса, и 16 фидерных газовозов-челноков LNG 85 Arc7 общей стоимостью около $3,8 млрд с возможностью строительства фидерных газовозов на отечественных верфях. То есть экономия на инвестициях во флот около $1 млрд.

За счет этой экономии инвестиционных средств могут быть построены два плавтерминала вместимостью каждый около 340 тыс. кбм LNG, то есть двойная емкость магистрального газовоза для Териберки и восточного терминала в районе мыса Наварин. Это исключит простои как магистрального, так и фидерного флота.

Стоимость дополнительной перевалки СПГ с фидерных газовозов на магистральные компенсируется более низкой себестоимостью перевозок за счет использования на большей части маршрута более дешевых газовозов LNG 170 без ледового класса и сокращения расходов на ледокольную проводку фидерных газовозов.

Экономика проекта

Кроме экономии по флоту, инвестиции в строительство порта Сабетта за счет уменьшения осадки расчетных судов (фидерных LNG 85) более чем на два метра по сравнению с проектными LNG 170 Arc7 и расходов на ремонтное ежегодное черпание грунта в акватории порта и на подходном канале ($260 и 90 млн соответственно) позволят снизить финансовую нагрузку на проект в целом.

За счет увеличения частоты прохода транспортных судов по подходному каналу к порту Сабетта (почти в два раза) ледовая обстановка на канале практически не потребует его подновления ледоколами, а проводка фидерных газовозов линейными ледоколами будет необходима только на очень сложных участках Центрального и Восточного секторов СМП в зимне-весеннее время.

Но самое главное, магистрально-фидерная ТТС в значительной степени снижает уровень навигационных и экологических рисков проекта «Ямал СПГ» в Арктике, позволяет даже при существующем судостроительном потенциале страны обеспечить строительство фидерных газовозов на отечественных верфях и открывает перспективы использования за пределами Арктики более крупных, а значит, и более дешевых (для фрахтователя) газовозов, чем расчетные газовозы LNG 170.

В 2016 году в Корейской Республике завершено строительство головного газовоза вместимостью 170 тыс. кбм СПГ ледового класса Arc7, который после проведения ледовых испытаний совершил первый транзитный трансарктический рейс по СМП из Норвегии в Корею и после завершения строительства завода и порта Сабетта в конце 2017 года фрахтователи полагают использовать это судно на перевозках сжиженного природного газа (СПГ) из порта Сабетта в составе флота ПАО «Совкомфлот». Еще три таких же газовоза завершают строительство в РК.

Планируется отгружать 80% СПГ на Китай и 20% в Европу с перевалкой в Зебрюгге, Бельгия. Что противоречит планам создания 25 млн рабочих мест в РФ и создает предпосылки для изобретения новых санкций против России путем запрета западными «профсоюзами» стивидорных операций в порту Зебрюгге. Очевидно, что при очень высоких ставках фрахта на бронированных газовозах (Arc7!) при плавании вне Арктики из-за очень дорогостоящего обслуживания кредитных обязательств владельцев газовозов ОАО «Новатэк» планирует строить на западном берегу Кольского залива Кольская верфь для производства шельфовых платформ, плавнакопителей и плавпричалов, связанных с технологиями добычи и производства СПГ, что позволит реализовать проект использования арктических челноков в комбинации с крупнотоннажными газовозами без ледового класса, что успешно реализовано ПАО «Совкомфлот» на перевозках новопортовской нефти из Обской губы.

Морские вести России №18 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...