Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей - Морские вести России

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей

22.03.2018

Образование

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей

День ВМФ стал незабываемым. Наш «Херсонес» открывал парад кораблей в Севастополе! Впервые за последние сто лет парусное судно зашло в Севастопольскую бухту под всеми парусами. Проход судна вдоль парадных трибун был строго регламентирован как по времени – 6 минут, так и по скорости – 6 узлов, кроме того на уборку 26 парусов отводилось всего 2 минуты. Наши курсанты отработали на «5+».

Роман Хвостов, доцент кафедры судовождения и безопасности судоходства ВГУВТ, руководитель практики

Как это было?

На борту «Херсонеса» в прошедшую летнюю плавпрактику было 107 курсантов из нескольких учебных заведений: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, ГУМРФ им.адм. С.О. Макарова, ВГУВТ. Кроме того, в состав курсантов вошли представители филиала ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова из Севастополя и несколько человек из Ростова-на-Дону и Уфы.

Весь курсантский состав был разделен на 3 мачты, в свою очередь курсанты каждой мачты разделены на две группы – учебную и рабочую. На время судовых работ курсанты находились под непосредственным руководством боцмана мачты. Из рабочей группы ежедневно с трех мачт выделялось 29 человек, которые заступали в суточный наряд (3 – помощники дежурного по УСС, 5 – рабочих по столовой, 2 – по столовой экипажа, 5 – рабочих по камбузу, 2 – дневальных, 9 – на ходовую вахту или при стоянке в порту вахты у трапа и 2 человека в прачечную).

Четыре руководителя практики подчинялись непосредственно старшему помощнику капитана по учебной части, в их обязанности входило общее руководство курсантами (дисциплина, внешний вид, форма), составление суточного наряда и проведение учебных занятий.

Дни, в принципе, были похожи один на другой: в 7 утра – подъем, затем утренняя зарядка, затем в 8 утра подъем государственного флага РФ, завтрак. После завтрака – малая приборка, а с 9.30 до 11.50 проводились учебные занятия и судовые работы, потом обед. С 13.00 до 16.00 учебные занятия и судовые работы, 16.10-17.00 малая приборка, 17.10-18.00 личное время, самоподготовка, 18.00-18.30 – ужин, 18.45- 22.00– увольнение курсантского состава на берег, в 19.00 – инструктаж заступающего суточного наряда, 22.00 – вечерняя поверка, в 23.00 отбой.

Первый месяц практики был особенно насыщен событиями. Прежде всего, состоялось близкое знакомство с судном, с терминологией. С курсантами проводились занятия по рангоуту и такелажу парусного судна, правилами технике безопасности и работе с парусами, а также занятия по действиям при парусных авралах, после чего курсанты сдавали экзамен на знание терминов и допуск к подъему на мачты, выход на реи и постановку парусов. Занятия проводил главный боцман судна, который много лет работал на паруснике «Паллада».

Самым сложным оказался подъем на мачты и выход на реи. Напомню, что высота фок-мачты 49,5 м, грота – 49,5, бизани – 46,7 м. Первый подъем, осуществляемый под руководством боцмана и матроса бизань-мачты, показал, что все курсанты по-разному реагируют на высоту. После нескольких подъемов, когда ребята привыкли к высоте, их разделили по реям. Результаты свидельствовали, что большинство курсантов способны к выполнению подобной работы. Более того, именно после этих занятий старшиной бизань-мачты был назначен студент ВГУВТ Диниил Серов. Затем следовала отработка постановки и оборки парусов, поскольку была поставлена задача на празднование Дня ВМФ зайти под всеми парусами в Севастопольскую бухту.

Что касается ходовых вахт и управления парусником, то вначале студенты изучали процедуры приема, несения и сдачи вахты. Необходимо было изучить команды, подаваемые на руль, научиться удерживать курс судна по компасу, пользоваться пеленгатором и определять направления на обнаруженные объекты при несении вахты впередсмотрящим, изучить оборудование ходового мостика.

Первые вахты были достаточно непростыми, поскольку управление судном в море, а особенно при волнении, пусть даже незначительном, отличается от управления судном в речных условиях.

Что в итоге?

Для наших студентов с Волги пройти курс «оморячивания» под парусами «Херсонеса» стало настоящим приключением! Плавание под парусами началось в порту Новороссийск, а продолжилось на просторах Черного моря с заходами в порты Севастополь, Ялта, Феодосия и Сочи.

Порты, которые мы посетили за время плавпрактики, произвели положительное впечатление. Очень много красивых мест. Удалось побывать в Севастополе в знаменитом Владимирском соборе – усыпальнице четырех российских адмиралов, посмотреть древний город Херсонес, панораму и диораму, посвященную двум войнам: Крымской и Великой Отечественной. В Ялте мы посмотрели Ласточкино гнездо, гору Ай-Петри. В порту Феодосия наши курсанты участвовали в торжественных мероприятиях, посвященных 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского с посещением картинной галереи, где по словам экскурсовода, собрана самая большая коллекция картин мастера. Заглянули в дом-музей Александра Грина. Примечательно, что для курсантов парусника экскурсии в музеи и выставки были бесплатными.

Что касается навыков, то во время практики студенты научились соблюдать флотскую дисциплину, работать в команде, драить палубы, управляться с парусами. Тем необычнее то, что среди ребят оказались девушки. История знает много примеров, когда женщины делали успешную карьеру на флоте, защищали нашу Родину на кораблях во время Великой Отечественной войны. И для наших девушек на судне нынешняя плавпрактика была не романтической прогулкой по морю с «селфи-палкой», а шагом к мечте овладеть любимой профессией. Хотя, безусловно, впечатления от путешествия под парусами по городам русской воинской славы останутся на всю жизнь!

Ну, а главное – курсанты получили плавательный ценз, необходимый для дальнейшей работы по специальности, прослушали курсы лекций по таким предметам, как навигация, технические средства судовождения и теория устройства судна. Хочется верить, что все это им пригодится в морской жизни.

Парусный фрегат «Херсонес», находящийся на балансе ФГУП «Росморпорт», был построен в 1987 году в Гданьске. После развала Советского Союза он достался Украине и с 2006 года находился на отстое в порту Керчь.

В 2014 году фрегат получил статус учебного парусного судна в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта. К июню 2016 года фрегат, носящий имя древнегреческого полиса, через который на Русь пришло христианство, был отремонтирован и принял участие в черноморской регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

По окончании первого курса студенты ВГУВТ проходят шлюпочную практику на Волжской учебно-экспериментальной базе в районе п. Подновье, ознакомительную практику на речных судах и тренажерную подготовку на учебно-тренажерном судне «Академик».

После второго курса начинается практика на судах внутреннего и загранплавания. К моменту окончания третьего курса студенты имеют все необходимые рабочие документы и сертификаты и направляются на производственную практику на штатные должности матроса (кадета) или рулевого на отечественные и иностранные суда.

Старшекурсники проходят преддипломную практику и к моменту окончания вуза обретают морской плавательный ценз не менее 12 месяцев, речной не менее 8 месяцев, что позволяет им получить рабочие дипломы вахтенного помощника капитана морского и речного судна.

Морской флот №5 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ