Импортозамещению нужен кадровый спецназ

Инфраструктура / Образование
Импортозамещению нужен кадровый спецназ

Пятилетка импортозамещения не выдерживает исторического соревнования с пятилеткой восстановления народного хозяйства после ВОВ. Выполнение программы импортозамещения часто сравнивается с восстановлением разрушенной после войны страны. Тогда экономику удалось восстановить в течение четвертой пятилетки, и это некоторыми историками стало именоваться «сталинским экономическим чудом». Программа импортозамещения, несопоставимая по трудности с тем, что пришлось выполнять послевоенному поколению, стартовала в 2014 году. Сколько времени понадобится на ее реализацию и как этому могут помочь законодатели? Этот вопрос обсуждается на ряде заседаний в нижней и верхней палатах Законодательного собрания России.

Алексей Казаков

Программа делится на несколько частей. В правительственной комиссии по импортозамещению работает две подкомиссии. Одна из них по вопросам гражданских отраслей экономики, вторая – по вопросам оборонно-промышленного комплекса. В свою очередь программа по импортозамещению в ОПК также делится на две составляющие. В одной из них речь идет об импортозамещении продукции, поступающей с Украины, а вторая – из государств стран НАТО.

Тяжелая позиция

По мнению заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олега Бочкарева, практически вся номенклатура продукции, поступавшей с Украины, заменена. Самой тяжелой позицией, потребовавшей много времени и сил, стала замена газотурбинных двигателей для российских военных кораблей производства николаевского ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект». «Сейчас этот двигатель создан в Рыбинске. Он проходит свои сдаточные испытания и в ближайшее время пойдет уже на верфи, где будет установлен на корабли для Военно-морского флота», – сказал Олег Бочкарев на заседания Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации.

Директор департамента стратегического развития Минпромторга Алексей Ученый также настроен оптимистически. На первом заседании Экспертного совета по импортозамещению, созданного при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, он сказал, что в совокупности оказываемые меры привели к превышению плановых значений по приросту доли российского производства в большинстве курируемых Минпромторгом отраслей. «Показатели таковы. Тяжелое машиностроение: плановое значение – 44%, фактическое – 52,4%. Энергомаш: плановое – 74%, факт – 77% и кабельная промышленность: план – 75,8%, факт – 75%. Немножко просели. Газ: план – 44%, факт – 54,5%. Легкая промышленность: план – 32%, факт – 35%. Трансмаш: плановое значение – 81,5%, фактическое – 97%. Существенное превышение. Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности – очень актуальное для нас направление: план – 21%, факт – 23,7%. Таким образом, наибольшее количество плановых значений перевыполнено», – сообщил он.

Однако деградация означенных отраслей в результате многолетней программы нефть в обмен на все остальное стала такой значительной, что удовлетворение потребностей внутреннего рынка за счет отечественной продукции остается задачей весьма проблематичной. К примеру, в самой благополучной отрасли – нефтегазовом комплексе – ситуация критическая. «По расчетам компании «Газпромнефть», объем спроса запасных частей только по буровым комплексам в России к 2020 году может достигнуть 150 тыс. единиц комплектующих», – заявил академик Андрей Рудков на заседании Экспертного совета по импортозамещению Госдумы.

Мы пойдем другим путем

Какие же главные ожидания общества связаны с выполнением программы? Условно их можно назвать как максимально завышенные – «обогнать не догоняя». Что имеется в виду? В Китае импортозамещение сводится к воспроизводству и копированию иностранной продукции. Такие продукты выходят в Китае, когда их зарубежный разработчик ушел далеко вперед и «копировщики» вынуждены выпускать неконкурентоспособный продукт, и это не есть хорошо, особенно в области вооружения. Кроме того, копирование предполагает исключение науки из процесса импортозамещения. Не случайно на заседании Экспертного совета против слепого копирования высказался представитель науки – академик Андрей Рудков. «Мы должны не просто воспроизводить и копировать иностранные образцы. Мы должны совершенствовать их и создавать глобально конкурентоспособный продукт, который бы был конкурентоспособен не только на нашем рынке, но и имел, конечно же, спрос за рубежом», – считает академик.

Предложение Андрея Рудкова имеет право на существование в качестве важнейшего слагаемого для достижения успеха. Но есть немало случаев, когда поднимать технологический потолок при копировании зарубежной техники просто некуда. Например, в бытность Юрия Елисеева генеральным директором ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» приобрело в одной из стран НАТО высокопроизводительный обрабатывающий комплекс по производству очень трудоемкой и дорогостоящей позиции – лопаток для газотурбинных авиадвигателей. Юрий Елисеев поручил своим конструкторам и технологам разобрать этот обрабатывающий центр и сделать такой же в то время, когда понятие «импортозамещение» еще не было придумано. В результате «Салют» получил такие мощности, которые за два дня выполняли всю месячную программу по изготовлению лопаток. Маловероятно, что такой обрабатывающий центр нуждается в совершенствовании.

Есть примеры, когда сотрудничество «оборонщиков» с наукой имеет хорошие результаты. Причем в самой трудной позиции импортозамещения – замены поставок электроники из стран НАТО на отечественные разработки. На заседании Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества Олег Бочкарев рассказал, как ученые Роскосмоса нашли уникальное решение. «У нас было порядка 2 тыс. позиций по Роскосмосу в области электроники, которые мы покупали у государств НАТО. Если бы мы последовательно меняли одну позицию на другую, то неизвестно, когда бы эти 2 тыс. комплектующих были сделаны. Поэтому наши инженеры нашли другое решение: они заменили 2 тыс. позиций на 153 и, что очень важно, разработали на их базе другие инженерные решения. Эти инженерные решения сегодня апробированы и подтверждены как технически верные. В течение 2-3 лет приборы, сделанные на новых инженерных решениях, пройдут соответствующий цикл испытаний», – сказал Олег Бочкарев. Он уверен в том, что разработки, сделанные специалистами Роскосмоса, могут быть использованы и в других отраслях ОПК, например в авиации, в ракетной технике и не только космической, а также в средствах автоматизации, связи и т.д.

Не будите Сталина

Выполнить программу по принципу «обогнать не догоняя» кажется нереальным на фоне той низкой исполнительской дисциплины, которая часто сопутствует реализации ответственных проектов. Так, одно из предприятий Нижегородской области изготовило бак для сбора радиоактивных отходов кораблей. Экспедиторская компания, взявшаяся за доставку этого бака на судостроительный завод в Архангельской области, не может доставить этот крупногабаритный груз уже несколько месяцев и на момент подготовки статьи еще не сделала этого. Первый заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич видит причину в непрофессионализме экспедиторской компании. Вряд ли в годы четвертой пятилетки такая накладка была возможна.

Еще досаднее, когда выполнению программы мешают грубые управленческие ошибки, немыслимые в период послевоенного восстановления экономики. Председатель совета директоров ООО «Индустриальный парк «Сафоново» Михаил Медведев приводит пример импортозамещения наоборот, в результате которого выигрывают не отечественные, а зарубежные конкуренты, причем за счет российских бюджетных средств. Так, Уралвагонзавод получил государственную субсидию в 135 миллионов рублей и 300 миллионов займа из Фонда развития промышленности на НИОКР по разработке контейнера-цистерны из полимерных композиционных материалов. На эти деньги был заключен договор с финской компанией. Были сделаны два образца, которые сейчас демонстрируются на выставках. Финны на основе этих разработок сделали аналогичный образец, при этом учли в нем ряд недочетов, в частности они понизили вес цистерны на полтонны. Пока Уралвагонзавод демонстрирует свои цистерны на выставках, финны запускают улучшенную серию этой продукции в производство.

Дискуссия на заседании Совета показала, что в малых и средних предприятиях много талантливых специалистов, прошедших большую производственную школу в условиях жесткой конкуренции. Но этот потенциал программы импортозамещения используется неэффективно по причине несовершенства нормативной базы. Генеральный директор группы компаний «Инновация» из Сколково Армен Бабаян обратил внимание членов Совета на постановление Минпромторга № 1312, в котором речь идет о субсидировании до 50% объемов НИОКРов. Но, к сожалению, малый бизнес иногда остается за бортом. Почему? Причина в том, что в самом тексте постановления есть такая формулировка, что технологическое оборудование, которое используется при реализации НИОКРов, должно стоить не менее 75 миллионов. «Но вы понимаете, что для малого бизнеса это невыполнимое условие. Поэтому многие малые предприятия отсекаются, и они не могут воспользоваться этим постановлением».

Проблема не так проста, как кажется. Конечно, проще и надежнее разместить ГОЗ на крупном производстве, входящем в реестр предприятий ОПК. Там проверенные ответственные руководители, с которых в случае чего можно строго спросить за срыв сроков поставок и за качество поставляемой продукции. Однако сейчас на различных уровнях власти есть немало бизнесменов и политиков, взращенных в среде малого и среднего бизнеса, которые вряд ли могут быть полезными для выполнения программы. В частности, на Байкальском экономическом форуме в Улан-Удэ, состоявшемся в 2012 году, обсуждался острый для всего Зауралья вопрос о нехватке самолетов для малой авиации. Тогда представителями Забайкалья, уставшими от обещаний начать производство современных самолетов для малой авиации, было поддержано эмоциональное заявление Сергея Шойгу, возглавлявшего тогда МЧС, о возможности производства кукурузников (дескать, не строите самолетов, так хоть производство кукурузников возобновите). Ведь отдаленные поселки, особенно в Якутии и Красноярском крае, вымирают, будучи отрезанными от городов. В ответ на предложение представителя Забайкалья один успешный бизнесмен, руководитель Комитета Совета Федерации по экономической политике предложил не возобновлять производство кукурузников, а покупать самолеты за рубежом, чем поверг в недоумение участников круглого стола. Вряд ли наличие во власти таких представителей новой генерации политиков, поднаторевших в коммерции, но не понимающих мультипликативного эффекта от производства, может способствовать реализации Программы импортозамещения. Не случайно академик Андрей Рудков заявил на Совете: « Нам нужен кадровый спецназ!»

Рынок показал, что сторонники кукурузника оказались правы. Опытный образец самолета изготовил ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина». Правда, называется он ТВС-2ДТС и изготовлен из композитного материала. Но в нем легко угадывается его прототип – Ан-2. На «МАКС-2017» его прозвали «кукурузником ХХI века». Осталось найти производителя, готового освоить передовые технологии и получить государственную поддержку. Сейчас наступит момент истины. Если самолет не получит государственной поддержки, есть все основания верить слухам о том, что отказ от строительства самолетов малой авиации есть одно из условий нашего поражения в холодной войне и что этот отказ был якобы щедро профинансирован зарубежными авиастроительными компаниями.

Несмотря на все сложности во взаимоотношениях с малым и средним бизнесом, не надо забывать, что «сталинское экономическое чудо» стало возможным благодаря энтузиазму населения. Если сейчас отсечь творчество масс, активно развивающееся в небольших инжиниринговых предприятиях, то можно ли рассчитывать на энтузиазм общества и на успешное выполнение программы?

Малый бизнес – кузница капитализма

Где же могут сегодня быть востребованы результаты их деятельности? Член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Андрей Чернышев уверен, что малые предприятия способны успешно поставлять комплектующие узлы и изделия на уже выпускаемую продукцию: вертолеты, ракеты и так далее. «Поэтому необходимо таким компаниям, как «Ростех», уделить больше внимания для привлечения малого и среднего бизнеса и использовать их в качестве, может быть, опытных производств для того, чтобы новые технологии, которые рождаются в таких небольших коллективах, были востребованы», – считает он. В качестве примера он приводит компанию «ФАРВИЖН», занимающуюся созданием уникальных оптико-электронных приборов. По мнению Андрея Чернышева, их технологии в оптике и лазерной промышленности превосходят мировые. Израильская армия хотела бы получить их оптические приборы. К сожалению, их продукция сегодня в России не востребована, считает Андрей Чернышев.

Самый яркий пример – частная компания КБ «Современные авиационные технологии», которая спроектировала учебно-тренировочный самолет СР-10 и вместе со Смоленским авиационным заводом изготовила первые образцы. Сейчас Воздушно-космические силы России впервые в истории планируют закупать самолет у частной компании. Или другой пример – среднее предприятие «Байт Эрг». Это компания занимается системами безопасности и видеонаблюдения. В то время как рынок завален некачественными китайскими камерами, российская «Байт Эрг» уже двадцать лет разрабатывает и производит отечественные системы видеонаблюдения. Они используются в МВД, ФСО, это мобильные комплексы видеонаблюдения «Дозор», «Патруль-видео». Камеры этой компании установлены и надежно работают в любых климатических условиях: на российских самолетах, служебных вертолетах, инкассаторских и пожарных автомобилях и так далее. Системами видеонаблюдения оборудованы городские автобусы и троллейбусы, служебные автомобили ППС, ДПС, пригородные электропоезда.

Опыт послевоенного восстановления народного хозяйства заставляет вспомнить лозунг о том, что кадры решают все. В связи с этим возникает банальный вопрос, кто будет решать задачи импортозамещения у станков и на сборочных площадках? «У нас стареют кадры. В Рыбинске средний возраст слесаря 4-5-го разряда пенсионный. Оборонные предприятия – авиационные, судостроительные корпорации задыхаются от отсутствия современных рабочих высокой квалификации», – негодует председатель Экспертного совета Комитета Государственной Думы по обороне Борис Усвяцов. Решить эту проблему можно, вспомнив хорошо забытое старое – открыть втузы при предприятиях. Но сегодня только два оборонных предприятия в России имеют втузы. Остальные рады бы, но нет денег. Существующая нормативная база не способствует взращиванию молодых специалистов. При этом нет ни одного заседания по проблемам ОПК, где бы ни поднимался этот вопрос. Но воз и ныне там.

Не всерьез и надолго

Представитель Института социально-экономических стратегий и технологий развития Петр Верник видит в этой глухоте системную проблему. «С мнением профессионального сообщества из различных сфер оборонно-промышленного комплекса большинство представителей государственных органов соглашаются, но довести законодательную инициативу до результата в большинстве случаев у них не получается», – считает он. Петр Верник предложил принять закон и ввести административную ответственность для чиновников, пренебрегающих рекомендациями, разработанными парламентариями. Но вряд ли к этому предложению можно отнестись серьезно.

Вместе с тем откладывать кадровую проблему в долгий ящик больше нельзя. Судя по всему, импортозамещение – это надолго и вряд ли оно ограничится рамками 2020 года. «Мы с вами должны понимать, что та программа импортозамещения, о которой мы пока больше говорим, чем делаем, она не только не теряет своей актуальности, но, наоборот, градус этой проблемы возрастает», – предупреждает председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Тревога в словах главы Комитета по обороне понятна по нескольким причинам.

Программа не выдерживает исторической конкуренции с пятилеткой восстановления народного хозяйства после ВОВ, потому что не отвечает на главный вопрос: почему импортозамещение началось только в ответ на санкции, а не раньше. Ведь о том положении, в которое мы сейчас попали, предупреждали с самых высоких трибун такие авторитетные политики, как Николай Рыжков, Аркадий Вольский, Евгений Примаков. Вместе с тем многие из тех, кто прошляпил импортозамещение, по-прежнему находятся у кормила власти. Так что же от них можно и сегодня ожидать?

Выходит, история со строительством самолета «Суперджет-100» нас ничему не научила. По номенклатуре в нем 70% комплектующих иностранного производства и это является резервом для пополнения санкционного списка. Но почему тогда и в МС-21 половина комплектующих также импортного производства?

Наверное, потому, что решения правительства по импортозамещению во многом носят формальный характер.

Морские вести России №11 (2017)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне

Вице-премьер России Юрий Борисов охарактеризовал как минимально допустимый уровень навигационно-гидр...

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...