Производство ЖРС и перспективы экспорта

Грузовая база
Производство ЖРС и перспективы экспорта

Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степени подготовки. Избыточные мощности отдельных предприятий в составе металлургических холдингов позволяют не только обеспечивать сырьем собственное производство, но и осуществлять межхолдинговые и экспортные поставки ЖРС.

Большинство предприятий делают ставку на увеличение степени подготовки и качества ЖРС, при этом приоритет отдается внутренним поставкам, тогда как экспортное направление остается второстепенным. Основными потребителями российского ЖРС за рубежом выступают Китай, страны ЕС и Турция, но структура российского экспорта меняется вслед за изменением конъюнктуры мирового рынка.

Татьяна Дмитриева

ЖРС представляет собой вид металлургического сырья, которое используется в черной металлургии для производства чугуна и металлизованного продукта, а также в выплавке стали. ЖРС подразделяется на подготовленное или агломерированное (агломерат, окатыши) и неподготовленное или неагломерированное (железорудный концентрат, доменная руда и аглоруда). Агломерированное ЖРС изготавливается из неагломерированного на специализированных фабриках металлургических горнорудных предприятий и обжиговых машинах ГОКов.

Динамика производства ЖРС и игроки рынка

В 2016 году в России было произведено более 100 млн тонн ЖРС разной степени подготовки, из которых 57% пришлось на долю концентрата, 33% – окатышей, 5% – агломерата и 5% – на долю аглоруды. В целом на протяжении нескольких последних лет объемы этого производства в стране остаются относительно стабильными в пределах 99-104 млн тонн (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства ЖРС в России, 2010-2016 гг.

Источник: Росстат.

Отечественную горнорудную отрасль отличает высокая степень концентрации производства – более 70% продукции производится пятью крупнейшими ГОКами страны (рис. 2). При этом на долю четырех комбинатов Курской магнитной аномалии (КМА) – Лебединского, Михайловского, Стойленского и «КМАруда» – приходится 54% производимого в стране товарного ЖРС (Стойленский ГОК при этом занимает 17% российского рынка, Михайловский – 17%, Лебединский – 18%). Из 11 предприятий, производящих 95% ЖРС России, только Михайловский, Стойленский ГОК, «Яковлевский рудник» и Бакальское РУ осуществляют добычу богатой железной руды.

Рис. 2. Производство ЖРС в России по видам и компаниям (тыс тонн)

Источник: Данные компаний, СМИ.

Производство окатышей налажено на Лебединском, Михайловском, Качканарском ГОКах и «Карельском окатыше», в то время как агломерационные цеха есть только на предприятиях ЕВРАЗа. Со второй половины 2016 года к производству окатышей приступил также Стойленский ГОК.

На базе Лебединского ГОКа действует единственный в Европе цех по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ), которое не относится к ЖРС, поскольку фактически представляет собой продукты металлургического передела, но может конкурировать с ним на рынке. Ежегодно предприятие производит более 2,5 млн тонн брикетов, содержание железа в которых близко к 95%.

Большая часть мощностей по добыче железной руды и производству ЖРС входит в состав крупных металлургических предприятий и холдингов России – «Металлоинвест», ЕВРАЗ, «Северсталь» и другие (см. таблицу 1). Привлекательность этих активов объясняется прежде всего высокой (до 50%) долей затрат на ЖРС в себестоимости чугуна. Кроме того, в условиях рецессии и соответствующего снижения спроса и цен на готовую продукцию черной металлургии наличие железорудных активов позволяет увеличивать долю внутрихолдинговых поставок ЖРС, тем самым сокращая издержки и повышая конкурентоспособность продукции.

Таблица 1. Горнорудные активы в составе основных производственных холдингов России

Компания/холдинг

Перечень активов

«Металлоинвест»

Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, «Уральская сталь», Оскольский ЭМК

ЕВРАЗ

Качканарский ГОК, «Евразруда», «Тимир», Западно-Сибирский МК

«Северсталь»

«Карельский окатыш», Оленегорский ГОК, Череповецкий МК

«Металлоинвест»

Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, «Уральская сталь», Оскольский ЭМК

НЛМК

Стойленский ГОК, Новолипецкий МК

«Еврохим»

Ковдорский ГОК

«Мечел»

Коршуновский ГОК, Челябинский МК

ENRC

Соколовско-Сарбайское ГПО

НПРО «Урал»

Бакальское РУ, Высокогорский ГОК

УГМК

Богословское РУ, МЗ им.Серова

«Металл-групп»

«Яковлевский рудник»

ПМХ

«КМАруда», «Тулачермет»

По данным «Металл Эксперт», доля агломерированного сырья, закупаемого российскими компаниями на свободном рынке, составляет 18% от потребления, неагломерированного – 25%.

Металлургические холдинги характеризуются разной степенью обеспеченности ЖРС. Так, «Металлоинвест» полностью обеспечивает свое производство сырьем и выступает основным его поставщиком другим холдингам. Согласно контрактам, заключенным в августе 2017 года, «Металлоинвест» до июня 2018 года поставит 1,8 млн тонн железорудного концентрата «Северстали», 1,6 млн тонн железорудного концентрата, аглоруды и окатышей Челябинскому МК, а также 3,4 млн тонн железорудного концентрата и окатышей Западно-Сибирскому МК.

Основные закупки ЖРС металлургическими компаниями приходятся на неагломерированное сырье. Но при этом отдельным предприятиям часто не хватает собственных агломерационных мощностей, вследствие чего они закупают дополнительные объемы подготовленного ЖРС. Например, «Северсталь», закупая железорудный концентрат, выступает поставщиком окатышей на внутренний рынок.

Курс на модернизацию

В настоящее время многие предприятия по выпуску ЖРС реализуют программы модернизации и расширения производства. Так, в ноябре 2016 года на Стойленском ГОКе была запущена фабрика окомкования окатышей мощностью 6 млн тонн с перспективой увеличения до 7,2 млн тонн. Там же было установлено новое оборудование по измельчению руды, обеспечившее прирост производства железорудного концентрата на 1 млн тонн в год. Продолжение этого проекта добавит ГОКу еще около 800 тыс. тонн концентрата в год, а к 2018 году обеспечит увеличение мощностей по добыче и переработке железной руды до 37 млн тонн, производство концентрата – до 17,4 млн тонн в год, что на 100% закроет потребности группы в ЖРС.

«Металлоинвест» в 2017 году запустил в эксплуатацию комплекс ГБЖ-3, с его выходом на проектную мощность компания сможет производить не менее 4,5 млн тонн ГБЖ в год. Для увеличения объема производства и повышения качества сырья, необходимого для этого комплекса, была проведена модернизация обогатительной фабрики и фабрики окомкования, обеспечившая выпуск на Лебединском ГОКе дополнительных объемов концентрата и окатышей.

Ковдорский ГОК реализует приоритетный инвестиционный проект в Мурманской области по модернизации мощностей, который, в частности, позволит увеличить объемы переработки руды с 19 млн до 22 млн тонн в год.

Качканарский ГОК переводит основной карьер на комбинированную схему транспортировки руды, что позволит интенсифицировать горные работы и увеличить производительность предприятия.

Неприоритетный экспорт

В 2016 году из России было вывезено порядка четверти произведенного ЖРС, более 60% экспортного объема при этом пришлось на неагломерированную руду, но больше половины экспортной выручки было достигнуто за счет поставок агломерированной руды ввиду ее более высокой стоимости.

В целом горнорудная отрасль России обладает избыточными мощностями по производству ЖРС, что способствует ее деятельности на внешних рынках. Вместе с тем, для большинства российских компаний экспортное направление сбыта ЖРС остается второстепенным. Сдерживающим фактором его развития, по мнению аналитиков «Металл Эксперт», выступает низкая конкурентоспособность российской продукции, обусловленная более высокими затратами на добычу руды и длинным транспортным плечом.

Кроме того, сегодня российскому экспорту ЖРС не способствует и профицитное состояние мирового рынка, вызванное опережающим ростом добычи руды и производства ЖРС ведущими горнорудными компаниями мира (Rio Tinto, BHP Billiton и другими) по сравнению с существующим спросом, в первую очередь со стороны крупнейшего потребителя сырья – Китая. Так, если в 2011 году вследствие значительного спроса Китая на ЖРС цена 1 тонны достигала $190, то в течение 2014-2015 годов из-за сокращения сталелитейных мощностей в стране мировые цены на сырье упали практически втрое.

К концу 2015 года тонна сырья на мировом рынке продавалась по цене менее $35 за тонну, что было ниже уровня 2009 года. С начала 2016 года цены начали восстанавливаться, но до конца 2017-го почти не поднимались выше $65 за тонну. Согласно прогнозам аналитиков Morgan Stanley, профицитное состояние мирового рынка сохранится минимум до 2020 года, что обусловит соответствующий низкий уровень цен.

Треть российского ЖРС в 2016 году была отправлена в Китай, крупными покупателями были также Словакия, Украина, Турция и Финляндия (рис. 3).

Рис. 3. Структура экспорта российского ЖРС по странам в 2016 г., %

Источник: Статистика ВЭД.

По данным НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК), за 10 месяцев 2017 года экспорт руды и ЖРС по железной дороге снизился на 10% к аналогичному периоду прошлого года. Как отмечают эксперты ОВК, экспорт продолжил снижаться за счет роста внутреннего потребления отечественными металлургическими заводами, при этом наблюдалось существенное перестраивание грузопотоков. Поставки снизились в первую очередь в Китай (-30%), Словакию (-40%) и Финляндию (-30%). Зато существенно выросли отгрузки в Германию (+80%), Японию (в 3,5 раза) и Сербию (в 6 раз). Отправки в эти страны наращивали Лебединский и Михайловский ГОКи и «Карельский окатыш».

Тенденция падения экспорта ЖРС и руды подтверждается и динамикой их перевалки через порты России. Так, согласно данным АО «Морцентр-ТЭК», объем переработки этого сырья в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего снизился почти на 30%. Падение объемов наблюдалось в портах Новороссийск, Мурманск, Ванино и Большой порт Санкт-Петербург, на которые приходится более 95% объема перевалки этого вида груза (рис. 4).

Рис. 4. Динамика перевалки руды и ЖРС через порты России в 2017 г. (тыс тонн)

Источник: АО «Морцентр-ТЭК».

В настоящее время перевалка ЖРС ведется не только через российские порты, но и через порты Прибалтики и Украины (рис. 5). Кроме того, ЖРС с «Карельского окатыша» частично отправляется через финский порт Коккола.

Рис. 5. Динамика перевалки руды и ЖРС через порты России и сопредельных государств, 2007-2016 гг. (млн тонн)

Источник: ООО «Морстройтехнология».

Но в связи с правительственной установкой «российские грузы – российским портам» экспортеры ЖРС постепенно переориентируют грузопотоки. У «Металлоинвеста» как крупнейшего экспортера ЖРС в этом случае возникает потребность в новых портовых мощностях. О намерении построить новый терминал на территории НМТП мощностью до 10 млн тонн компания заявляла еще в 2014 году, тогда же с НМТП было подписано соглашение о намерениях. Через терминал планировалось отгружать на экспорт окатыши, ГБЖ и чугун в направлении стран Средиземноморского, Азиатско-Тихоокеанского регионов, стран Северной Африки и Ближнего Востока, переключив эти грузопотоки с украинских портов Ильичевск и Южный.

Первоначально терминал предполагалось строить на территории Новороссийского судоремонтного завода (НСРЗ), входящего в состав НМТП. Но в 2016 году НМТП, сообщив о планах стать контролирующим акционером в управляющей компании порта Тамань, также заявил о целесообразности строительства терминала для грузов «Металлоинвеста» в Тамани вместо территории НСРЗ. Как пояснили в компании, вопрос о месте и сроках строительства терминала пока окончательно не решен.

Несмотря на наблюдаемое снижение экспорта ЖРС, в отрасли создаются новые проекты с ориентацией на экспорт. Примером может служить запущенный в прошлом году Кимкано-Сутарский ГОК в Еврейской АО, сырье с которого предназначено для поставок в Китай. Хотя спрос на ЖРС со стороны Китая довольно нестабильный, значительная емкость этого рынка позволяет российским предприятиям рассчитывать на сбыт ЖРС и в среднесрочной перспективе.

Между тем, по прогнозным оценкам экспертов, на период до 2021 года мировой спрос на сырье для производства продукции черной металлургии будет постепенно смещаться из Китая в Индию, США, Японию и страны ЕС. Эти же страны останутся наиболее перспективными для российского экспорта ЖРС.

Морские порты №9 (2017)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...