Российское место в Арктике - Морские вести России

Российское место в Арктике

26.02.2018

Севморпуть

В октябре 2017 года в Сочи состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. В мероприятии, которое прошло под председательством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина, приняли участие помощник президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта Максим Соколов, министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, главком ВМФ Владимир Королев, главы ряда регионов, транспортных компаний и ассоциаций.

А. Сидоров

Экологический вектор

На заседании был рассмотрен вопрос обеспечения экологической безопасности морской деятельности России.

«Вопрос сложный, комплексный, затрагивает много областей, – отметил председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин. – Сюда входит, в частности, реабилитация морских пространств от затонувших судов. По оценке экспертов, в морских районах и внутренних водах затоплено или притоплено около 8 тысяч кораблей, подводных лодок, судов, катеров и других плавсредств. Среди них встречаются и радиоактивно опасные источники».

«Потенциальную опасность для окружающей среды представляет и освоение месторождений углеводородного сырья в морских водах, на внутренних водных путях и континентальном шельфе, – продолжил Д. Рогозин. – Любая нештатная ситуация может привести к аварии, аналогичной той, что случилась в Мексиканском заливе».

«Отдельного внимания заслуживает вопрос повестки: «О создании условий по разведке и добыче стратегических видов минерального сырья в международной зоне морского дна». В соответствии с Международной конвенцией по морскому праву от 10 декабря 1982 года районы морского дна и его ресурсы являются общим наследием человечества, а деятельность государств в них регулируется международным органом по морскому дну. В результате многолетних планомерных геолого-разведочных работ по поиску полезных ископаемых Россия получила исключительное право на разведку и освоение крупных месторождений на морском дне. Однако в последнее время складывается критическая ситуация с выполнением обязательств РФ. Во многом это связано с сокращением выделяемых бюджетных средств.

Отсутствие финансирования на разработку техники и технологий для добычи на морском дне и опытной добычи серьезно сдерживает развитие. Россия отстает в области геологических исследований, что может привести к потере позиций страны в Мировом океане, что абсолютно недопустимо», – заключил вице-премьер.

Для предотвращения и ликвидации разливов нефтепродуктов в Арктике будут создаваться специальные ликвидационные фонды. Об этом сообщил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

«Сохранение морских водных систем и национальных ресурсов является одной из целей национальной морской политики, – сказал министр. – При этом расширение деятельности по разведке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений в Арктике как на побережье, так и на шельфе, строительство новых нефтяных терминалов, увеличение судоходства по Северному морскому пути неизбежно увеличат нагрузку на морские экосистемы».

«Сегодня мы прогнозируем увеличение поставок минерального сырья. На Севморпути грузопоток в 2030 г. составит до 41 млн тонн. А с учетом инвестиционных планов работающих там компаний эту цифру можно смело удвоить», – добавил С. Донской.

«Выделенные риски причинения вреда морской среде связаны с освоением углеродных ресурсов. На реализацию мер по снижению этих рисков направлены принятые и разрабатываемые министерством нормативные акты. Механизмы закреплены на юридическом уровне, предусмотрены механизмы финансового обеспечения и экологической экспертизы мероприятий в данной сфере.

В частности, Минприроды разработало два законопроекта, устанавливающих требования к эксплуатирующей организации о необходимости проведения комплексных учений по ЛАРН, в том числе на море. Другой законопроект предусматривает ответственность за нарушения правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов. Сейчас эти законопроекты, доработанные в аппарате правительства с участием заинтересованных министерств, находятся на согласовании», – сказал глава Минприроды.

«Также важно не допустить возникновения разливов. Считаю необходимым после окончания разработки месторождения предъявлять требования к недропользователям по формированию так называемых ликвидационных фондов. Эта мера практически не повлияет на экономическую эффективность», – добавил министр.

Работа в рамках ИМО

В выступлении Виктора Олерского было отмечено, что регулирование деятельности морского транспорта осуществляется на основе многосторонних соглашений, которые должны разрабатываться признанными международными институтами. «Важнейшим из таких институтов является Международная морская организация (ИМО)», – сообщил он. В качестве основного приоритета ИМО замглавы Минтранса назвал разработку международных требований и процедур по защите окружающей среды от судовых загрязнений.

Глава Росморречфлота рассказал о Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ), регулирующей на глобальном уровне вопросы предотвращения различных видов загрязнений. «Россия является стороной этой Конвенции, в связи с чем наши суда обязаны соблюдать экологические требования. Все суда, заходящие в наши морские порты, подлежат выборочной проверке на предмет выполнения этих требований. В случае несоблюдения установленных норм судно не сможет выйти из порта до устранения замечаний», – подчеркнул В. Олерский. Он также сообщил о других инструментах, позволяющих эффективно предотвращать возможное загрязнение морской среды и воздуха и реагировать на такие загрязнения. Это различные конвенции в области страхования гражданской ответственности и финансового обеспечения различных рисков, связанных с судоходством, в том числе Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (CLC), Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных веществ (HNS), Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям (LLMC) и Международная конвенция об удалении затонувших судов (Wreck Removal).

В качестве примера работы ИМО по совершенствованию международных стандартов в области защиты окружающей среды замминистра назвал вступивший в силу в январе текущего года Полярный кодекс, установивший ограничения на выбросы в арктических водах любых загрязняющих веществ и полный запрет на сброс нефти и нефтесодержащих вод.

Как отметил глава Росморречфлота, под эгидой ИМО ведется активная работа и по вопросам, связанным с изменениями климата, параметры которой изложены в первоначальной стратегии ИМО по снижению выбросов парниковых газов с судов (к 2018 г.) и всеобъемлющей стратегии ИМО по снижению выбросов парниковых газов с судов (к 2023 г.). Минтрансом в этой связи ведется планомерная работа по анализу и внедрению соответствующих требований, в том числе по ограничению судовых выбросов в атмосферу окислов серы и азота, в национальное законодательство. «Например, в настоящее время установлены требования к морским терминалам по наличию специальных береговых сооружений для приема судовых отходов», – уточнил В. Олерский.

В заключение заместитель министра транспорта подчеркнул, что дальнейшая работа по защите морской среды должна быть продолжена в тесном взаимодействии с другими государствами в рамках Международной морской организации, а также путем активного участия России в работе ИМО и ее различных институтов.

Нужен целостный подход

Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с международными документами в этой сфере. Однако нормативно-правовой привязки между этими документами нет. Об этом сообщил советник президента РФ Александр Бедрицкий.

«В предыдущих докладах отмечена важность международного сотрудничества в области экологической безопасности и, в частности, по принятой в 2015 году ООН «Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года», – сказал член Морской коллегии. – О приверженности целям устойчивого развития неоднократно говорил президент В.В. Путин. В нашей стране практически все цели данного документа, а их 13, имеют отражение в действующих или разрабатываемых стратегических документах».

«Но по морской части есть некоторые проблемы с формулировкой задач, – продолжил А. Бедрицкий. – Политический документ высокого уровня, который был принят в 2015 году, четко определяет в качестве принципов целостный подход. Но если говорить о стратегии морской деятельности, которая принималась в России в 2010 году, до утверждения морских доктрин, то она содержит всего две задачи. Это задачи – в области экологической безопасности, проектирования и строительства природоохранного флота и совершенствования экологического контроля морских объектов».

«Таким образом, проблема интеграции всех задач и показателей и адаптация российских актов к международным стратегическим документам затрудняется тем, что у нас нет нормативно-правовой увязки между перечисленными документами. Это создает неопределенность. Было бы целесообразно реализовать Морскую доктрину и Стратегию развития морской деятельности в увязке со стратегией экологической безопасности на период до 2025 года. И разработать предложения по нормативно-правовому обеспечению перехода к комплексному планированию морской деятельности в области экологического развития», – заключил советник российского президента.

Развивая тему экологической безопасности, Игорь Заикин, начальник департамента промышленной безопасности, экологии и научно-технических работ ПАО «Лукойл», сообщил, что сегодня в нефтяной компании действует программа экологической безопасности до 2018 года. «При плане программы в 128 млрд рублей затраты в первые три года составили 160 млрд рублей. Аналогичная программа действует в области промышленной безопасности, она предполагает затраты около 47 млрд рублей», – сообщил Заикин.

«Опыт компании по защите среды Балтийского моря был учтен при составлении плана действий по охране окружающей среды при работе нефтяных платформ в районе Северного Каспия. На объектах в Каспийском море создана система контроля производственных рисков. При бурении на дне моря обеспечиваются три уровня безопасности. В районе работ постоянно дежурят спасательные многоцелевые суда, обеспеченные оборудованием для ЛАРН.

Регулярно проводятся учения и тренировки по обеспечению экологической безопасности, чтобы подразделения не теряли форму. В 2011 году был введен в строй учебный центр в Астраханской области для подготовки персонала, работающего на морских объектах», – перечислил принимаемые меры представитель «Лукойла».

Заброшенное дно

Председатель научно-экспертного совета Морской коллегии Лев Клячко рассмотрел в своем выступлении проблематику подъема затопленных судов.

«Проблема не только в том, что насчитывается уже порядка 8 тыс. затопленных судов, кораблей и катеров. Эта цифра увеличивается на 10% ежегодно. Объем утилизации плавучих объектов значительно ниже темпов выбывания флота. Затопленные объекты наносят большой ущерб окружающей среде и создают помехи для судоходства», – подчеркнул он.

«Необходимо организовать процесс мониторинга. Требуется учет, инвентаризация всех затопленных объектов, выявление среди них наиболее опасных. Далее – подъем и утилизация, специализированные организации для этого в России есть», – отметил член Морской коллегии.

«Субъекты Федерации проблемой занимаются – например, по программе очистки Авачинской бухты подняли и утилизировали судовые останки общей массой 73 тыс. тонн. Цифра значительная, но если сравнить с общим объемом металлолома, который там скопился, то получается, что работы растянутся на 30 лет. Выводы: проведение утилизации требует государственной поддержки. И второй принцип, который необходимо внедрить, – загрязнитель платит. Нормативная база России предусматривает реализацию данного принципа, но требуется ее совершенствование», – внес предложения Л. Клячко.

«Очистка от затонувших судов – это комплексная проблема, для решения которой требуются усилия многих отраслей – судоходства, судостроения, администрации портов, руководства субъектов Федерации. Поэтому нужна координация их деятельности. Координирующий орган смог бы упорядочить их деятельность, а также разработать новые средства и технологии подъема. Еще один вывод: комитет рекомендует создание координационного центра по утилизации судов гражданского флота», – добавил председатель научно-экспертного совета.

Глава Минприроды С. Донской прокомментировал выступление. «Программа по поднятию судов, и не только судов, но и всего, что осталось на дне, числится в приоритетных проектах. Ожидается, что потребуется сумма в 2 млрд рублей на все проверки. Не только морских объектов, но и тех, что есть на суше, в Арктике и т.д.

Что касается реестра, то в соответствии с законодательством такой реестр создается с подачи субъектов РФ, которые сами заинтересованы в очистке бухт.

Штрафы за загрязнение достаточно крупные. Но они собираются в федеральный бюджет и там растворяются, после чего приходится выбивать средства уже из бюджета. Разумным представляется создание специального фонда. Этот фонд был бы решением многих проблем.

Сейчас мы прорабатываем вопрос создания экологического фонда в рамках утвержденного приоритетного проекта, посвященного очистке Волги. Но нам нужна поддержка, у Минфина много возражений», – сказал министр.

Свой комментарий дал и замминистра транспорта Виктор Олерский. «Серьезная проблема в деле подъема затонувших судов в том, что, хотя и предусмотрены большие штрафы с загрязнителей, очень редко эти штрафы удается востребовать. Компании через суды часто отбиваются от претензий», – сказал В. Олерский.

На пути к Балаклавской марине

Отдельным вопросом заседания Морской коллегии стало обсуждение программы развития Балаклавской бухты Севастополя. Вице-премьер потребовал ускорить работы по расчистке бухты для создания современной яхтенной марины.

Вице-премьер напомнил, что президент уделяет этому вопросу пристальное внимание. По итогам заседания президиума Госсовета 15 сентября 2016 года правительством была утверждена «дорожная карта» по развитию Балаклавской бухты как международного центра туризма. Также перечнем поручений главы государства по итогам рабочей поездки в Севастополь Кабинету министров поручено принять необходимые решения, направленные на гражданское развитие района, предусмотрев строительство яхтенной марины, благоустройство набережных и прилегающих территорий.

«Сколько раз бывали в Балаклавской бухте, стали свидетелями многочисленных докладов о том, что далеко не все правовые вопросы там вообще урегулированы, – отметил Рогозин. – Часть объектов вообще находится не в правовом поле, закреплена «филькиными грамотами».

Как отметил заместитель губернатора Севастополя Владимир Базаров, имущественно-земельный вопрос является очень запутанным. «Только по Балаклаве у нас ведется порядка 2400 судебных дел», – сказал он.

В. Базаров рассказал о реализации «дорожной карты» по развитию Балаклавской бухты. По его словам, отставаний по исполнению поручений нет.

«Губернатором достигнуты договоренности о том, что Федеральная служба безопасности и Минобороны передают принадлежащие им земли в Балаклавской бухте в собственность города. Федеральная служба охраны и Росгвардия также готовы передать Севастополю объекты капитального строительства, расположенные в бухте», – сообщил вице-губернатор.

Дмитрий Рогозин потребовал ускорить работы по расчистке Балаклавской бухты и превращению ее в современный туристический центр.

«Все мы с энтузиазмом относимся к тому, что касается развития Крыма и Севастополя, часто бываем в Балаклавской бухте. Считаю, для Морской коллегии дело чести привести эту бухту в порядок, убрать оттуда строения, непонятно когда построенные, непонятно кому принадлежащие, – сказал он. – Построить там марину, с тем чтобы люди, которые, несмотря на режим санкций, хотят находиться в Крыму, имели такую возможность в уникальной жемчужине Крыма в виде Балаклавской бухты, обеспеченной всем самым современным оборудованием, инфраструктурой, чтобы там стояли современные суда, лодки».

Д. Рогозин потребовал «не растягивать эту историю надолго». «Это профессиональный и патриотический вопрос, – подчеркнул он. – Крым должен выглядеть так, чтобы за него не было стыдно».

Морские вести России №15 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ