Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Инфраструктура / Образование
Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом номере редакция журнала предлагает материал о кафедре теоретической механики и сопротивления материалов МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

«Морской флот» приглашает руководителей вузовских подразделений выступить в журнале с рассказом об истории становления кафедр и о сегодняшнем дне. Что интересного, а может быть, даже уникального происходит на вашей кафедре, как продвигается реформа образования? Ждем ваших материалов!

Владимир Гаманов, заведующий кафедрой теоретической механики и сопротивления материалов МГУ им. адм. Г.И. Невельского, к.т.н., профессор

Они были первыми

История современной кафедры теоретической механики и сопротивления материалов Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского началась одновременно с образованием во Владивостоке Высшего мореходного училища (ВВМУ), то есть в марте 1944 года.

Особой проблемы с педагогическим составом, кто мог вести курс теоретической механики и сопротивления материалов, не было – сохранился коллектив морского техникума. Однако высшее образование предполагает другие требования к профессорско-преподавательскому составу, в том числе наличие ученых степеней и званий. Да и сам предмет, который в стандартах среднего профессионального образования носил название «Техническая механика» и включал в себя помимо основ теоретической механики и сопротивления материалов основы теории механизмов и машин и курса «Детали машин», серьезно изменился не только в объеме, но и по содержанию. Изучение курсов теоретической механики и сопротивления материалов требовало вузовской математической подготовки как для курсантов, так и для педагогов.

Помимо профессиональной подготовки и наличия базовых знаний обязательным элементом в деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) высшей школы всегда является научно-исследовательская работа. Поэтому руководство училища в первую очередь стремилось укомплектовать кафедры нового вуза специалистами с учеными степенями и званиями. А поскольку на Дальнем Востоке России с такими кадрами в ту пору был серьезный дефицит, то специалисты привлекались со всех уголков нашей необъятной Родины.

На замену всего ППС усилий, конечно, не хватало. Поэтому первоочередной задачей был подбор руководителей, способных организовать научно-исследовательскую работу кафедры, а также подбор перспективных молодых педагогов для организации учебных занятий и выполнения научно-исследовательской работы (НИР) с целью подготовки и защиты диссертаций.

Первыми руководителями кафедры были приглашенные из различных вузов страны специалисты со степенями и званиями. С 1944 по 1946 год кафедрой заведовал доцент Н. Василенко, с 1947 по 1948 год – к.т.н., доцент Н. Бражниченко, а с 1949 по 1953 год кафедрой руководил Константин Родионович Коваленко.

Кандидат физико-математических наук, доцент, воспитанник высшей школы города Одессы Константин Родионович внес существенный вклад в становление и развитие кафедры технической механики – такое название кафедра носила в то время.

Большое внимание он уделял подбору перспективной молодежи из учащихся и выпускников училища. Таким образом, в круг весьма перспективных и интересных ему людей попали курсанты судомеханического факультета Б. Пинчук, Ф. Ниточкин и Г. Боголепов, в недалеком будущем сотрудники кафедры.

Феодосий Рафаилович Ниточкин, еще будучи курсантом, с подачи К. Коваленко начал работу на кафедре старшим лаборантом. Получив диплом, он остался на кафедре преподавать курс теоретической механики.

Надо сказать, что и Борис Дмитриевич Пинчук, и Геннадий Михайлович Боголепов тоже избрали для себя основным направлением педагогической деятельности преподавание курса теоретической механики. Настолько эффективно и завлекательно было чтение этой дисциплины доцентом Коваленко.

В 1954 году на смену Коваленко пришел новый руководитель. Корабел, выпускник Одесского института инженеров морского транспорта (ОИИМФ) Владимир Константинович Егупов. Кандидат технических наук, доцент, направлением научной деятельности которого было исследование вибрации судовых конструкций. Это научное направление, а также научная работа на угольных шахтах города Артема в Приморском крае по исследованию прочности крепи шахтных выработок послужили основой диссертационной работы молодых сотрудников кафедры: Б. Пинчука, Ф. Ниточкина и Г. Боголепова. К сожалению, до защиты диссертации тему довел только Феодосий Ниточкин. Характер этого молодого человека был сформирован суровым климатом Архангельского Поморья, где он провел свое детство и юность. Свернуть его с намеченного пути было очень непросто.

Что касается других соискателей, то, как всегда, серьезных причин к отступлению было достаточно. Б.Пинчук с курсантской поры увлекался общественной работой. После окончания училища он стал освобожденным секретарем комсомольской организации ВВМУ в ранге члена ЦК ВЛКСМ. Потом руководящие должности в «политбюро КПСС» училища плюс преподавание на кафедре. Времени на науку просто не хватало.

У Г. Боголепова было другое увлечение – яхтенный спорт. Геннадий Михайлович стал на Дальнем Востоке России, да и в СССР первым яхтенным капитаном, с которого начались и развились дальние плавания яхт училища на Сахалин, Камчатку и другие дальние места, освященные открытиями наших великих первопроходцев: Невельского, Беринга и других. А по образному выражению Геннадия Михайловича: «Яхта – это точка в море, куда уходит все свободное время и деньги», – поэтому защита диссертации отошла на второй план.

Возможно, если хотя бы еще на два года В. Егупов задержался в училище, диссертации были бы написаны и защищены. Но в 1956 году Владимира Константиновича позвала домой «жемчужина у моря», и он вернулся в Одессу. Пребывание его в должности руководителя кафедры отмечено не только активизацией научно-исследовательской работы, но и развитием учебно-методической и научной базы курса сопротивления материалов. Была организована полноценная лаборатория сопротивления материалов, заведовать которой назначили Геннадия Сергеевича Зубкова. Появилось новое электронное оборудование для исследования вибрационных процессов, тензометрические станции и регистрирующая аппаратура. А главное, появились специалисты, владеющие этой сложной техникой и методиками проведения испытаний. После Егупова руководство кафедрой практически на двадцать лет было поручено старшему преподавателю Борису Дмитриевичу Пинчуку. Главной задачей для него, как и прежде, оставался вопрос формирования коллектива кафедры. Нужны были ученые кадры, желательно молодые, со степенями и званиями, нацеленные на активную научно-исследовательскую работу.

В эту пору в училище пришло очередное пополнение. Из Одессы приехал Валентин Эммануилович Магула, а из Астрахани – чета Друзь: Борис Иванович и Таисия Георгиевна, тоже выпускники ОИИМФ, с сыном Иваном. В. Магула уже был кандидатом наук, поэтому через некоторое время его назначили руководителем на вновь образованную кафедру теории и устройства судна (ТУС). Сюда же был направлен Б. Друзь, а Таисия Георгиевна пришла на кафедру технической механики. Ее специализацией, как у корабела, стал курс сопротивления материалов, который она знала прекрасно и, главное, могла доходчиво донести эти знания курсантам. Помимо обязанностей ведущего преподавателя она добровольно взяла на себя нелегкую задачу выбора одаренных курсантов, у которых, как говорил Б. Пинчук, «был блеск в глазах».

Собственно, эта задача стояла перед всеми сотрудниками кафедры, и она успешно решалась. Так в списке перспективных кадров появились фамилии А. Затипякина, В. Непейводы, В. Гаманова, С. Огая, В. Алексеева и другие.

Фото. 1. Состав кафедры 1969 года. Слева направо: сидят – Ф. Ниточкин, А. Богданова, С. Ибрагимова, Б. Пинчук, Г. Боголепов
стоят – Г. Марков, Т. Друзь, А. Затипякин, А. Белова, Н. Рожковская, Г.Зубков, А. Беляев

Создание научной школы

Собственной научной школы на кафедре не было, поэтому Алексея Затипякина направили в целевую аспирантуру Ленинградского политехнического института. Успешно защитив там кандидатскую диссертацию, он вернулся в родные пенаты специалистом в области циклической прочности материалов. Свои исследования Алексей Максимович продолжил на кафедре, для чего лаборатория сопротивления материалов пополнилась новым оборудованием. Появились установки для определения усталостной прочности материалов при симметричном и пульсирующем циклах нагружения и новые хоздоговорные темы научно-исследовательских работ.

Для остальных «избранных» к 1968 году подоспела аспирантура, открытая на кафедре ТУС теперь уже Дальневосточного высшего инженерного морского училища (ДВВИМУ) им. адм. Г.И. Невельского. Благодаря активной творческой работе В. Магулы, к этому времени уже доктора технических наук, вокруг него сформировалась могучая группа единомышленников, организовавшая единственную в Советском Союзе научную школу по проектированию и расчету конструкций из мягких оболочек. Вот в этот славный коллектив были приняты будущие преподаватели кафедры технической механики В. Гаманов и В. Непейвода, немного позднее С. Огай и В. Алексеев. Благодаря активным контактам В. Магулысо товарищи, в сферу влияния этой школы попали не только выпускники ДВВИМУ, но и производственники – работники Дальневосточного морского пароходства, Морского Регистра, преподаватели и сотрудники других вузов. Школа работала очень продуктивно и по завершении обучения все защитили кандидатские диссертации.

На общем фото кафедры «молодые» В. Гаманов и В. Непейвода появятся в 1972 году, С. Огай продолжит работать на кафедре ТУС, а В. Алексеев – на кафедре инженерной графики

Кафедра с новым вливанием уже выглядела достаточно прилично в части ППС со степенями и званиями. Наступили времена, когда заведующий кафедрой обязательно должен был иметь ученую степень и звание. С этого года (1972) и до 1987-го, на пятнадцать лет, кафедру возглавил Алексей Максимович Затипякин.

Свежая струя молодежи создала благоприятную обстановку для развития на кафедре научного направления, связанного с проектированием и расчетом конструкций из мягких оболочек. Школа, сформированная В. Магулой, продолжала активно работать, несмотря на его отъезд в г. Николаев. Руководство кафедрой ТУС и научной школой взял на себя Борис Иванович Друзь.

Не просто работали, но и дружили

Успешной деятельности достаточно большого коллектива способствовала дружеская, практически семейная обстановка, сложившаяся в близких по духу кафедральных коллективах. Этому способствовали регулярные неформальные встречи сотрудников различных кафедр с выездом на природу в любое время года. Зимой или летом, практически в любую погоду, дружный коллектив выезжал в «места обетованные поедать тушенку», так со скепсисом комментировал это событие Г. Боголепов, который в мероприятиях не участвовал в силу загруженности на яхте. Порой в летнее время дружная команда рассаживалась на плавсредства училища и выходила в море на рыбалку с высадкой на о. Русский, меняя «мясной» ассортимент пищи на рыбный.

Все были молоды и успешны. У всех была перспектива роста – и научного, и административного. Только не ленись!

Между тем образовательный процесс никто не отменял. Нужны были свежие силы, поскольку в училище расширялся перечень специальностей, увеличивалось количество обучаемых. На кафедру регулярно приходили трудоустраиваться молодые выпускники владивостокских вузов – быть преподавателем в ту пору было престижно. Надолго и успешно влились в коллектив Алла Георгиевна Белова, выпускница Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), и Светлана Тимофеевна Ибрагимова, выпускница Дальневосточного политехнического института (ДВПИ). Надежно прижился на кафедре выпускник ДВПИ Олег Владимирович Антоненко. Его Борис Иванович Друзь «отловил» в 1974 году в корпусном цехе «Дальзавода». Затем аспирантура при кафедре ТУС, и с 1977-го преподаватель кафедры уже теоретической механики и сопротивления материалов (ТМ и СМ), а с 1979 года кандидат технических наук.

Другие приходили и уходили, часто не задерживаясь. Причины ухода разные, но большей частью семейного характера. Или муж военнослужащий, или семья переезжает в другой город. Поэтому кафедра методично продолжала делать свою работу по отбору толковых ребят из числа курсантов. «Найденышей» принимали в свои ласковые руки научные школы училища, которых к 80-м годам было уже достаточно, хотя и целевая аспирантура других вузов от наших выпускников никогда не отказывалась. Поэтому с середины 70-х годов наблюдался активный рост научного потенциала училища. Кафедры омолаживались, жизнь кипела.

Наверное, в этот период кафедра получила шутливую добавку к официальному названию – «Веселые ребята». Действительно, Володя Непейвода профессионально играл на малюсенькой гармошке, Феодосий Рафаилович Ниточкин прекрасно пел, Алла Георгиевна Белова была прирожденная актриса, и под ее руководством на кафедре сложился творческий коллектив мини-театра. А танец маленьких лебедей в исполнении Б. Пинчука и А. Кучерчука (руководитель научно-исследовательского отдела училища) на сцене актового зала училища всегда вызывал гомерический хохот зрителей. Нужно было видеть эту пару: полненький Б. Пинчук, ростом около 150 см, и огромный А. Кучерчук, ростом примерно 195 см и весом около140 кг, порхали по сцене, изображая пару лебедей. Зрелище незабываемое!

Но В.Г. Непейвода был профессионал не только в игре на гармонике. Избранное направление НИР – проектирование и расчет демпфирующих судовых кранцев – оказалось весьма перспективным и востребованным для обеспечения безопасности при швартовых операциях в открытом море. Темой заинтересовались рыбаки, для которых подобные операции были обыденным явлением и представляли серьезную проблему. Тем же рыбакам и ученым очень пригодилась разработка Владимира Георгиевича на основе мягких оболочек по транспортировке белух. В «мягкой упаковке» они с комфортом летали от побережья Тихого океана на побережье Атлантического.

У Владимира Григорьевича было еще одно увлечение – компьютеризация учебного процесса. Говоря современным языком, при преподавании курса теоретической механики он перешел на использование инновационных технологий, разработав компьютерные программы по всем разделам курса.

Став в 1987 году руководителем кафедры, он организовал в одной из кафедральных аудиторий компьютерный класс, где были инсталлированы разработанные им программы. В лекционных аудиториях установили плотные механизированные шторы и проекционные экраны, что позволило ему и другим сотрудникам кафедры вести свои занятия с использованием мультимедийного компьютерного оборудования.

К сожалению, в 2002 году Владимир Георгиевич по состоянию здоровья отошел от активной деятельности. Новым руководителем кафедры стал Иван Борисович Друзь. Выпускник Дальневосточного политехнического института, он пришел на кафедру в октябре 1984 года, сменив ушедшую на отдых Таисию Георгиевну, свою мать. В 1986 году И. Друзь успешно защитил кандидатскую диссертацию в специализированном совете ДВВИМУ и продолжил научную работу под руководством Бориса Ивановича, своего отца. Тандем работал замечательно. Занявшись общими вопросами проектных расчетов конструкций из мягких оболочек, Иван Друзь уже через девять лет сумел подготовить к защите докторскую диссертацию и успешно защитил ее в 1996 году. Таким образом, через 58 лет со дня основания кафедру впервые возглавил доктор технических наук, профессор Иван Борисович Друзь, достойный сын своих родителей.

Фото. 2. В первом ряду – И. Друзь, В. Гаманов, Е. Чинчукова, О. Антоненко;
второй ряд – С. Ибрагимова, Г. Коневский, Т. Усова, Г. Новикова

Принципиальный вопрос

Удивительно, но последние три руководителя – Затипякин, Непейвода и Друзь – были в должности заведующего кафедрой ровно пятнадцать лет каждый. Осенью 2015 года, «нагулявшись» вдоволь по «властным кабинетам», на кафедру вернулся профессор В. Гаманов, чему был очень рад И. Друзь, которого «достали» разнообразные болячки и «бумаготворчество».

Оказывается, по нашему трудовому законодательству после семидесяти лет уже нельзя занимать руководящие должности административно-управленческого аппарата, но быть преподавателем или возглавлять кафедру можно до гробовой доски. Интересно, сможет ли избранный в марте 2017 года на заведование кафедрой В. Гаманов пробыть в этой должности традиционные, как у предшественников, пятнадцать лет или нет? Вопрос очень важный не только с точки зрения продолжительности жизни. На кафедре, где всего-то пять штатных преподавателей, трое старше семидесяти, один подбирается к 63 годам и лишь у одного возраст Иисуса Христа. Елена Павловна Чинчукова, выпускница нашего университета по специальности «автономные и управляющие системы», решила связать свою судьбу с замечательной кафедрой ТМ и СМ. Свою кандидатскую диссертацию она уже практически подготовила, нужно защищаться. Может быть, она станет первой ласточкой, которая принесет желаемое омоложение кафедры. Иначе судьба наша во мраке. Вымрем как динозавры. Не идет перспективная молодежь «сеять разумное, доброе, вечное», слишком мала компенсация за ненормированный и тяжелый преподавательский труд.

Видимо, там, наверху, в министерствах об этом тоже знают. Поэтому в новых ФГОС с каждым годом сокращается количество часов на фундаментальную общеинженерную подготовку. В некоторых вузах уже раздают эту нагрузку специальным, выпускающим кафедрам, а это уже профанация образования, поскольку для преподавания таких дисциплин требуется специально обученный человек. Уровень профессиональной подготовки при таком подходе к решению злободневной для всей России задачи будет падать еще быстрее.

Особенно остро эта проблема проявилась при переходе России на концепцию пресловутой Болонской системы образования. По своей сути система основывается на компетентностном подходе, когда непосредственная оценка полученных знаний происходит по определенным баллам. То есть учащийся получает некие компетенции, которые на тот момент были важны, и если так случилось, что сейчас они уже не столь актуальны, то приходится переучиваться заново. Чтобы не переучивать, в России поступают проще – меняют ФГОС, откуда и чуть ли не ежегодное их изменение в связи с изменением компетенций.

Ситуация, типичная для технических вузов. Высшее техническое образование в стране упорно движется к уровню профессионально-технического училища, ну может быть, колледжа. То есть сегодня, через 73 года с тех пор, когда морские техникумы были преобразованы в высшие учебные заведения, начался обратный процесс. Например, набор дисциплин в цикле «Механика» для судоводителей включает в себя то, что содержится в программе СПО для этой же специальности. Читается он в одном семестре с объемом аудиторной нагрузки 50 часов (30 лекции, 20 практика). Перечислю содержание цикла: теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин. Оппоненты могут возразить, а пятьдесят процентов на самостоятельную подготовку? Их же тоже надо учитывать в общей нагрузке. Учитывать-то можно, но большинство современных ЕГЭшных выпускников школ в принципе не могут учиться самостоятельно. Вот и получается – круг замкнулся. Конфуз с общим средним образованием – деградация высшего профессионального.

И вот фотография любимой кафедры 2017 года. Девять преподавателей, не включая почасовиков, на фото 1969 года, и только пять – на фото этого года. Притом что число обучаемых сегодня выросло почти в два раза по сравнению с тем периодом. Если так и дальше пойдет, кафедра уже будет не нужна, по крайней мере как самостоятельная единица. Вот такая история.

Морской флот №5 (2017)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров 21 января с.г. в Керченском проливе произошла трагедия: по неустановленным пока причинам на двух суд...

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14 Число погибших моряков в результате пожара на двух судах в Черном море, по предварительным данным, в...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...