Экспорт зерна против профицита

Грузовая база
Экспорт зерна против профицита

Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по разным оценкам составит 130-135 млн тонн и побьет все предыдущие рекорды, включая советский, конца 1970-х. Учитывая предыдущий урожайный год, рекордными будут и переходящие остатки зерна, которые превысят 27 млн тонн. Побороть нарастающий профицит зерна и снизить риски обвала внутренних цен сегодня уже не способны ни зерновые интервенции, ни стимулирование внутреннего потребления, единственным путем является рост экспорта.

Сегодня Россия уже осваивает новые рынки сбыта зерна, включая Китай. Вывезти продукцию из отдаленных от портов районов государство обещает программой субсидирования железнодорожных перевозок. И хотя дефицита транспортных мощностей для вывоза зерна не наблюдается, определенные проблемы, затрудняющие реализацию амбициозной зерновой экспансии в объеме 43-45 млн тонн, все же возникают…

Татьяна Дмитриева

Объем производства зерна в России в последние годы рос (рис. 1) и по итогам 2017 года, согласно прогнозам отраслевых аналитических агентств, должен обновить не только прошлогодний постсоветский рекорд (119,1 млн тонн), но и советский рекорд 1978 года (127,4 млн тонн). По оценкам аналитиков компании «ПроЗерно», по итогам 2017 года будет собрано 132,2 млн тонн зерна, схожие оценки дает «СовЭкон» – 133 млн тонн и «ЗАО «Русагротранс» – 133,3 млн тонн. Самым скромным до недавнего времени оставался прогноз Минсельхоза России – порядка 110 млн тонн, однако в конце сентября ведомство также повысило свой прогноз до «более 127 млн тонн». Впрочем, вполне возможно, что консерватизм в данном случае – часть игры на повышение цены на российское зерно.

Рис. 1. Динамика производства и экспорта зерна в России, 2010-2017 гг. (млн т)

Источник: Росстат, ФТС, оценки аналитических агентств.

«С одной стороны, наблюдаемый сегодня рост производства и экспорта зерна имеет характер тенденции, поскольку показатели достигнуты в первую очередь за счет урожайности, которая растет уже несколько лет подряд. С другой стороны, «выстрел» текущего года – в большей степени заслуга благоприятных погодных условий, нежели технологических механизмов», – отмечает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.

Согласно оперативным данным ФТС России, к 20 сентября с начала сельскохозяйственного сезона 2017/2018 года уже было экспортировано 10,5 млн тонн зерновых агрокультур, что на 34% больше аналогичного показателя предыдущего сельхозгода. По оценке экспертов ЗАО «Русагротранс», общий потенциал экспорта зерна в текущем сезоне составит не менее 43 млн тонн, по оценке РЗС – порядка 45 млн тонн – это максимальный объем, который позволяет пропустить инфраструктура подъездных путей к портам.

«Пропускная способность российских портов по перевалке зерна на сегодняшний день превышает 50 млн тонн, а к концу зернового сезона с учетом реконструкции перевалочной инфраструктуры терминалов достигнет 55-60 млн тонн, – говорит Аркадий Злочевский. – Портовые мощности развиваются с опережением по отношению к динамике объемов экспорта зерна – сейчас это опережение минимальное, в идеале хотелось бы, чтобы «запас прочности» составил 20%, в то время как возможности подъездных железнодорожных и автотранспортных путей, напротив, отстают, и это существенно ограничивает возможности отгрузок зерна».

В качестве еще одной особенности текущего сельскохозяйственного сезона следует отметить рекордные объемы переходящих запасов зерна: по прогнозам ЗАО «Русагротранс», к концу сезона они достигнут 27,4 млн тонн против 14,8 млн тонн в прошлом сезоне.

Затоваривание рынка вызвало снижение цен на зерно: в течение августа-сентября внутренние цены на пшеницу 4-го класса экспортного качества снизились на 1500 руб./т – до 7800 руб./т на юге и до 6800 руб./т в центре России. На экспортном рынке в начале августа также наблюдалось снижение цены: стоимость пшеницы с содержанием протеина 12,5% снизилась с $200 до $185/т, однако затем цены прекратили снижение за счет стабилизации мирового рынка, а к концу сентября выросли до $190 за счет оживления спроса со стороны импортеров.

Экспорт прирастет востоком?

Как отмечают эксперты ЗАО «Русагротранс», в начале сезона-2017/2018 помимо отгрузок зерна на традиционные рынки – в Египет, Турцию, Саудовскую Аравию, Иран, Нигерию, Бангладеш, начат экспорт в Индонезию, Венесуэлу, Индию, Катар, Конго, Того и другие страны. Резкий прирост наблюдается в поставках в Иран, Ливан, Танзанию, Кению, Мексику, Судан, Индонезию, Иорданию, ОАЭ.

«В целом можно сказать, что Россия расширяет экспорт по различным географическим направлениям – Северная и Центральная Африка, Юго-Восточная Азия и Северная Америка. Это происходит на фоне наиболее конкурентоспособных цен и высокого урожая», – отмечает директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игорь Павенский. Еще одна тенденция, наметившаяся в 2017 году, – снижение в экспорте доли стран Ближнего Востока с 37% до 30% и рост стран Азии с 6% до 13%. В этой связи потенциальным, хоть и спорным с точки зрения перспектив рынком для поставок российского зерна можно считать Китай. Напомним, в 1976 году эта страна запретила ввоз российской пшеницы, признав ее качество неудовлетворительным, а переговоры об открытии китайского рынка для российского зерна велись с 2006 года и увенчались успехом в декабре 2015 года, когда был подписан соответствующий протокол. Но в соответствии с ним Китай разрешил экспорт российского зерна только из сибирских и восточных регионов. В частности, Китай разрешил поставки пшеницы, выращенной на территории Алтайского и Красноярского краев, а также в Новосибирской и Омской областях.

Сейчас Китай ежегодно закупает 25-30 млн тонн зерна, а к 2030 году должен увеличить эти закупки до 50 млн тонн, но займет ли Россия в этом объеме заметную долю – пока большой вопрос. Так, по оценкам аналитиков «СовЭкон», поставки зерновых в Китай возможны в пределах нескольких сотен тысяч тонн, но эта цифра может заметно вырасти в случае, если Россельхознадзор добьется разрешения на экспорт зерна, в первую очередь пшеницы, из европейской части России.

Между тем Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев возлагает на рынок Китая и других стран АТР большие надежды. Так, на прошедшем в сентябре экономическом форуме во Владивостоке он отметил, что Россия в будущем может увеличить экспорт зерна вдвое – до 60-70 млн тонн, и сделать это в первую очередь за счет расширения экспорта в АТР. Впрочем, на том же форуме А.Ткачев выразил надежду, что к 2020 году Россия увеличит объем экспортной отгрузки зерна в страны АТР через Дальний Восток на 5 млн тонн. Исходя из этого, можно предположить, что удвоение объемов экспорта – дело очень далекой перспективы…

Так или иначе, фактором, затрудняющим расширение экспортных поставок из России в страны Азии, сегодня выступает отсутствие крупного специализированного зернового терминала на Дальнем Востоке. В настоящее время реализацией такого инвестпроекта занимается «Объединенная зерновая компания», которая уже привлекла средства для строительства терминала в «Газпромбанке». Терминал должен заработать к 2020 году, его мощность составит 3-3,5 млн тонн с перспективой расширения до 10 млн тонн к 2023 году и до 33,5 млн тонн к 2030 году. Интересно, что, согласно замыслу инвестора, кроме перевалки зерна из России в Китай терминал также сможет осуществлять перевалку зерна из северных районов КНР в южные.

Также в Приморье начато строительство железнодорожного терминала Забайкальск – Маньчжурия мощностью до 8 млн тонн – планируется, что он начнет работать в 2025-2026 годах. Кроме того, обсуждается возможность создания агрологистического хаба с участием инвесторов Южной Кореи, который также будет стимулировать экспорт зерна и другой сельхозпродукции из России.

Рост нагрузки на юг

По прогнозам ЗАО «Русагротранс», в текущем сельскохозяйственном году порядка 82% зерна будет вывезено через порты Азово-Черноморского бассейна, в том числе 35% – через порт Новороссийск (рис. 2). Причем, как отмечает И.Павенский, основной объем прироста экспорта планируется в направлении именно южных терминалов – Новороссийска и Туапсе, а также в направлении Тамани и рейдовой перевалки в порту Кавказ.

Рис. 2. Экспорт зерна из России через порты в 2017-2018 гг.

Источник: ЗАО «Русагротранс».

«Полагаю, что и в будущем основная нагрузка будет по-прежнему ложиться на южные порты, где активно будут реконструироваться и модернизироваться текущие мощности в портах Новороссийск и Туапсе, а также развиваться проекты на Таманском полуострове. Хотя по мере строительства мощностей на Северо-Западе, а также на Дальнем Востоке будет постепенно расти отгрузка и в этих направлениях», – прогнозирует эксперт.

Тем не менее, в условиях рекордного роста загрузки резервы мощностей по перевалке зерна в южных портах остаются. К примеру, по данным на середину сентября на Новороссийском комбинате хлебопродуктов выгрузка не превышала 114 вагонов в сутки при перерабатывающих способностях 150 вагонов в сутки, на АО «Зерновой терминал «КСК» эти показатели составили 49 и 100, а в Туапсинском морском торговом порту – 95 и 120 соответственно.

По оценкам ОАО «РЖД», не следует ждать в этом году и дефицита зерновозов: для вывоза всего прогнозируемого урожая зерновых экспортерам достаточно 32,5 тыс. единиц подвижного состава, а парк вагонов-зерновозов на сети дорог насчитывает 40 тыс. единиц. Но, по мнению участников рынка, основные проблемы возникают не с количеством, а с оборотом вагонов, причина которых кроется в том, что грузоотправители и грузополучатели далеко не всегда эффективно управляют своим парком.

К примеру, за январь-август 2017 года среднее время нахождения зерновозов под погрузкой превышало 85 часов, а на отдельных дорогах – больше 130 часов. Среднее время зерновоза под выгрузкой превысило 60 часов, а на отдельных дорогах – более 150 часов. Уменьшение этих простоев позволит высвободить дополнительные погрузочные ресурсы, считают эксперты.

Прибалтика вне политики

Несмотря на то что через отечественные и зарубежные порты Балтийского моря вывозится порядка менее 10% зерна, развитие этого направления представляется важным для расширения экспортных поставок российского зерна в страны Америки, Западной Африки и Северной Европы. Вместе с тем, в феврале-марте 2017 года ОАО «РЖД» стало отказывать в большинстве запросов на перевозку зерна из России в порты Прибалтики. В ответ на официальный запрос РЗС в ОАО «РЖД» ответили, что сложности с погрузками связаны с ремонтом железнодорожных путей.

«Конечно, мы прекрасно понимаем, что к ремонту это не имело отношения, а было следствием политического решения и попыткой загнать этот грузопоток в российские акватории, – говорит А. Злочевский. – Эта идея рациональна с точки зрения чиновничьей логики, но есть большое «но», которое эту логику разрушает: в российских акваториях Балтики нет терминалов, приспособленных к отгрузкам зерна (за исключением Калининграда, который всегда работал параллельно с портами Прибалтики и не может служить им альтернативой. – прим. ред.), а строить их в нынешних условиях конкуренции нет смысла».

По оценкам президента РЗС, ставка, которую смогут предложить будущие терминалы, будет в полтора раза выше, чем ставки, действующие в Мууге, Лиепае и Вентспилсе. «Например, в Мууге комплексная ставка за погрузку тонны зерна, включающая в себя транзит по территории Эстонии, составляет $12. В Большом порту Санкт-Петербург эта ставка составит $17 при погрузке прямым способом со всеми присущими ему рисками. Маржа данного грузопотока не превышает $1-2, и, конечно, при росте ставки на $5-6 этот грузопоток просто «вымирает». Нет экономики – нет грузопотока, и политическое давление здесь бессильно», – заключает А. Злочевский.

Как итог – понимание того, что отказ от прибалтийских отгрузок обойдется очень дорого как для рынка, так и для страны в целом, пришло уже в июле текущего года, когда экспортные отгрузки зерна через зарубежные порты Прибалтики были возобновлены.

Субсидии вместо интервенций

В начале сентября Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев сообщил, что правительство может отказаться от зерновых интервенций в пользу стимулирования экспорта. И хоть окончательное решение об основном способе стабилизации цен будет принято позже, желание государства влиять на цены в первую очередь через стимулирование экспорта уже очевидно.

Экспортная пошлина на зерно была обнулена в сентябре 2016 года и будет действовать минимум до июля 2018 года. Также для увеличения масштабов экспорта зерна в октябре начнет действовать программа субсидирования железнодорожных перевозок зерна из Сибири и Урала в порты юга для дальнейшего вывоза за рубеж. На эти цели Минсельхоз планирует выделить 3 млрд рублей, причем рассматривается вариант полного обнуления тарифов. Программа должна позволить экспортерам закупать больше зерна в регионах, удаленных от крупных портов, чтобы не допустить там излишков зерна и, соответственно, падения закупочных цен.

Кроме того, Минсельхоз планирует оказывать поддержку субъектов, аккредитованных на поставку зерна в Китай, а также на другие новые азиатские рынки, например Ирана.

Несложно заметить, что еще одна возможная мера для снижения профицита зерна на внутреннем рынке – стимулирование внутреннего потребления – во многом остается в тени экспортного энтузиазма. В последние годы объем потребления зерна в России в основном стагнирует, лишь временами отмечается его медленный рост. Причину эксперты видят в отсутствии предпосылок для роста потребления, которые в свою очередь кроются в низком платежеспособном спросе населения.

Иной вопрос, что можно было бы стимулировать рост потребления зерна внутри страны по примеру Турции – государственным субсидированием мукомольной промышленности с последующей продажей муки на экспорт. Это как минимум способствовало бы повышению добавленной стоимости продукции, не говоря уже о создании новых рабочих мест. Но пока о подобных мерах речь не идет, и главным фактором, который будет определять ситуацию на российском рынке зерна в обозримом будущем, останется экспорт.

Морские порты №7 (2017)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива

Корабли ВМС Украины запрашивали разрешение у РФ при прохождении Керченского пролива Глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что за лоцманской поддержкой украинские «Донбасс» и «Корец» такж...

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018»

Росморречфлот принял участие в VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018» Дипломом за личный вклад в реализацию системы мер в области обеспечения транспортной безопасности бы...

Речной транспорт

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Ж/Д транспорт

ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия

 ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия Дальневосточная магистраль и функциональные филиалы в границах железной дороги перечислили в бюджеты...

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Авто транспорт

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии Общие затраты по проекту «Восточный выезд» оцениваются в 34 млрд. рублей в течение 2018-2021 годов.

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...