Дальневосточная школа судовых электромехаников

Инфраструктура / Образование
Дальневосточная школа судовых электромехаников

В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом номере редакция журнала предлагает материал о кафедре электрооборудования и автоматики судов МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

«Морской флот» приглашает руководителей вузовских подразделений выступить в журнале с рассказом об истории становления кафедр и о сегодняшнем дне. Что интересного, а может быть, даже уникального происходит на вашей кафедре, как продвигается реформа образования? Ждем ваших материалов!

Владимир Веревкин, заведующий кафедрой электрооборудования и автоматики судов МГУ им. адм. Г.И. Невельского, профессор

Немного истории

Современное судно представляет собой сложнейшее инженерное сооружение, работа которого немыслима без широкого использования электроэнергетики, автоматики и информационных технологий. Техническое обслуживание и уход за обширным судовым электрохозяйством согласно действующему Кодексу ПДНВ призваны осуществлять судовые электромеханики.

В то время, когда возникло морское образование на Дальнем Востоке, электроэнергетика только начала широко внедряться на морских судах. На улице Верхнепортовой во Владивостоке, недалеко от главного корпуса нашего Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, находится старинное одноэтажное здание из серого камня, построенное в 1900 году. Сейчас в этом здании размещается художественная школа, на стенах которой было установлено шесть мемориальных досок, но не было седьмой, на которой следовало бы написать, что это здание было построено для размещения первого электротехнического отряда Владивостокской крепости. Отсюда пошло внедрение электроэнергетики и радиотехники на дальневосточных кораблях.

Во Владивостокском высшем инженерном морском училище, основанном в 1944 году, электромеханический факультет был открыт по приказу министра морского флота СССР №190 от 28 августа 1961 года. Решение об открытии электромеханического факультета было принято в связи с тем, что в 60-е годы XX столетия флот Дальневосточного бассейна интенсивно пополнялся судами с высокой энергооснащенностью, в том числе судами с электродвижением. По количеству электроходов (ледоколов, ледокольно-транспортных судов активного ледового плавания, паромов, буксиров, рефрижераторов и т.п.) Дальневосточный бассейн занимал ведущее место не только в нашей стране, но и в мире. Эксплуатировать электроэнергетические установки таких судов должны были хорошо подготовленные специалисты. В связи с этим было признано целесообразным организовать подготовку судовых инженеров-электромехаников во Владивостоке.

Первым начальником электромеханического факультета с 1961 по 1966 год был Евгений Кипятков (1920-1967). При нем состоялось организационное становление факультета, подбор преподавательского и учебно-вспомогательного персонала, оснащение учебных лабораторий, начата методическая работа по обеспечению учебного процесса.

В начале 1967 года обязанности начальника электромеханического факультета исполнял и одновременно заведовал кафедрой «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) Олег Хайдуков. В это время была создана лаборатория теоретических основ электротехники. С 1967 по 1970 год факультет возглавлял Владимир Федорович Веревкин. В этот период на факультете были созданы лаборатории электрических машин, судовых электроприводов.

В последующие годы электромеханическим факультетом руководили последовательно О. Хайдуков, В. Веревкин, Н. Сгребнев, Н. Сологуб, Ю. Саяпин и А. Крюков. В настоящее время электромеханическим факультетом руководит д.т.н. профессор С. Глушков, выпускник ЭМФ 1981 г.

Фото 1. Стоят слева направо: Н. Сгребнев, Ю.Супрун, А. Бурков, Ю. Виноградов, А. Исаков. Сидят В. Веревкин и Б. Осокин.

Первая специальная кафедра

Первой специальной кафедрой, вошедшей в состав электромеханического факультета в 1961 году, стала кафедра «Электротехника и электрооборудование судов». Начальником этой кафедры была доцент Людмила Кузнецова, известный на Дальнем Востоке специалист по радиоэлектронной технике, почетный работник ММФ, почетный радист. Л. Кузнецова руководила кафедрой до 1963 года.

С 1963 по 1965 год кафедра стала именоваться «Электрооборудование судов и теоретические основы электротехники», начальниками кафедры ЭОС и ТОЭ были Иван Косяченко (1963-1964) и Борис Осокин (1964-1965). В конце 1965 года произошло разделение кафедры ЭОС и ТОЭ на две самостоятельные кафедры: «Теоретические основы электротехники» и «Электрооборудование судов». Начальником кафедры ТОЭ стал О. Хайдуков, а кафедру ЭОС возглавил к.т.н. В. Стражмейстер, который руководил кафедрой до 1975 года. Таким образом, кафедры ТОЭ и ЭОС ведут отсчет самостоятельной деятельности с января 1966 года.

Валентин Стражмейстер (1927-1982) был приглашен на заведование кафедрой ЭОС по ходатайству командования ДВВИМУ из ВМФ, где он служил в звании капитана 3-го ранга и уже имел ученую степень кандидата технических наук. С его приходом на кафедре и факультете методическая, научная и воспитательная работа была поставлена на соответствующий для вуза уровень. Им самим были написаны четыре книги, в том числе учебник по судовой электроавтоматике, издано более сорока научных статей и ряд учебно-методических пособий. Он был руководителем многих хоздоговорных и госбюджетных НИР. За изобретательскую работу он был удостоен почетного звания «Заслуженный изобретатель РСФСР». Среди курсантов и коллег В. Стражмейстер пользовался заслуженным авторитетом и уважением.

С 1975 по 1980 год кафедру ЭОС возглавлял В. Веревкин. В эти годы произошло перемещение лабораторий кафедры в другие помещения, большая часть из которых относится к кафедре и в настоящее время, при этом лаборатории модернизировались, совершенствовалось методическое обеспечение учебного процесса, активно велась научно-исследовательская работа. В связи с назначением В. Веревкина в 1979 году на должность начальника ЭМФ, с 1980 по 1985 год начальником кафедры являлся к.т.н. доцент Петр Радченко, выпускник первого набора, первый кандидат технических наук, а затем и первый профессор из числа выпускников ЭМФ.

В 1985 году кафедра ЭОС была разделена на две кафедры: кафедру «Судовые электрические машины и автоматизированные электроприводы» (СЭМАП) и кафедру «Судовые автоматизированные электрические станции» (САЭС). В 1989 году названия кафедр были изменены соответственно на СЭП (судового электропривода) и СЭС (судовых электрических станций). Начальником кафедры СЭМАП-СЭП с 1985 по 1986 и с 1990 по 1997 год был В. Веревкин. С 1986 по 1990 год начальником этой кафедры был доцент Б. Осокин.

Борис Осокин был блестящим, эрудированным лектором, отличным специалистом в области судового электрооборудования. Им было написано более 70 научных и методических работ, и большая часть статей была опубликована в центральных издательствах. Он принимал активное участие в выполнении 20 НИР, многими из них он руководил, получил три авторских свидетельства, дважды был участником ВДНХ СССР, где получил бронзовую медаль. Венцом учебно-педагогической деятельности Б. Осокина стало издание в соавторстве с О. Хайдуковым учебника для вузов «Электрооборудование судов», который выдержал два издания.

Признанием заслуг Е. Кипяткова, В. Стражмейстера и Б.Осокина в развитии морского образования на Дальнем Востоке стало учреждение в нашем вузе стипендий их имени, которых удостаиваются лучшие курсанты и студенты.

Начальниками кафедры САЭC-СЭС были: с 1985 по 1994 год к.т.н. доцент П. Арпишкин, выпускник ЭМФ 1974 года, а с 1994 по 1997 год к.т.н. доцент П. Радченко. В 1997 году произошло объединение кафедр СЭП и СЭС в одну кафедру, получившую прежнее название «Электрооборудование судов» – ЭОС. Начальником кафедры ЭОС стал д.т.н. профессор В. Веревкин.

Кафедра «Электрооборудование судов» является выпускающей кафедрой по специальности «эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». Преподаватели кафедры также ведут занятия на судомеханическом, судоводительском, заочном факультетах. Несколько лет назад кафедра ЭОС была переименована в кафедру электрооборудования и автоматики судов (ЭОАС).

Много инициативы и труда в становление учебного процесса и лабораторной базы кафедры ЭОС внесли Б. Осокин, Л. Лемин, Г. Думановский, В. Стражмейстер, В. Манн, П. Арпишкин, П. Радченко, А. Бурков, Д. Письменная (Соколова), Г. Чуев, А. Исаков, Н. Сгребнев.

В настоящее время на кафедре ЭОС работают: д.т.н. профессор В. Веревкин, к.т.н. профессор П. Радченко, д.т.н. профессор МГУ А. Бурков, старшие преподаватели С. Устюгов, В. Миханошин, Н. Крицкий, И. Наумов, ассистенты М. Неделькин и А. Горшков.

Практически все преподаватели кафедры имеют рабочие дипломы судовых электромехаников, а С. Устюгов, А. Бурков и М. Неделькин имеют рабочие дипломы судового электромеханика 1-го разряда. В. Веревкин, П. Радченко, А. Бурков имеют ученую степень доктора транспорта.

Учебный процесс обеспечивают не только преподаватели, но и учебно-вспомогательный персонал. В лабораториях кафедры ЭОС работали в должности квалифицированных рабочих бывшие опытные электромеханики К. Карамушко, Е. Ушенко, Н. Вараксин, И. Хохлов.

Научная работа на кафедре ведется по следующим основным направлениям: совершенствование технической эксплуатации судового электрооборудования, использование на транспорте энерго- и ресурсосберегающих технологий, применение электродвижения на различных судах, история науки и техники. По результатам научных работ, выполненных на кафедре ЭОС, были защищены две докторские и шесть кандидатских диссертаций, получено шесть медалей всех достоинств на ВДНХ СССР. НИР выполнялись по заказу НТУ ММФ, ЦНИИМФ, Дальморепродукта, пароходств, Морского регистра и других предприятий отрасли.

Сотрудниками кафедры издано в центральных издательствах семь учебников и учебных пособий, опубликовано несколько монографий и более четырехсот научных статей, выпущено свыше 60 методических пособий и разработок, в том числе семь на английском языке. Преподавателями кафедры получено свыше тридцати авторских свидетельств и патентов.

Второй кафедрой, формирующей «электрическое» мировоззрение выпускников электромеханической специальности, является кафедра «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ). Кафедра ТОЭ образовалась в декабре 1966 года при разделении кафедры «Электрооборудование судов и теоретические основы электротехники» на кафедры ТОЭ и ЭОС. На момент образования кафедры ТОЭ на ней работали Е. Кипятков, В. Косицын, Т. Кац, Р. Евкайкина, М. Егорова, О. Хайдуков, В. Горбунова (Сипливая). В последующие годы на кафедре ТОЭ также работали к.т.н И. Стрельцов, В. Качановский, Н. Лубнин, Р. Шварев.

Первым начальником кафедры ТОЭ стал Олег Хайдуков. Он был автором первых на кафедре методических разработок, совместно с Б. Осокиным подготовил учебник по электрооборудованию судов, первым на кафедре получил ученое звание доцента.

В 1968 году работать на кафедру ТОЭ пришел с производства Николай Сологуб, который руководил кафедрой с 1970 по 1988 год. С 1988 по 1994 год кафедру ТОЭ возглавлял Валерий Шаталов, а с 1994 по 1999 год начальником кафедры был выпускник ЭМФ 1972 г. к.т.н. доцент Дмитрий Николаев. Затем кафедрой ТОЭ руководил опять Н. Сологуб, а в настоящее время кафедрой ТОЭ руководит выпускник ЭМФ 1999 года к.т.н. В. Седов.

В настоящее время основную преподавательскую нагрузку на кафедре ТОЭ выполняют Н. Сологуб, к.т.н. доцент С. Борисов, к.т.н. доцент, доктор транспорта Д. Николаев, к.т.н В. Седов, старшие преподаватели В. Юрин и В. Емельянова, ассистент Н.Юрина. Помимо ведения занятий на всех морских специальностях преподаватели кафедры ТОЭ участвует в подготовке студентов на некоторых береговых специальностях.

Кафедра ТОЭ обладает несколькими компактно расположенными и прекрасно оборудованными лабораториями, обеспечивающими лабораторный практикум по всем дисциплинам кафедры. Наибольший вклад в развитие лабораторной базы кафедры ТОЭ внес В. Шаталов.

Существенный вклад в дело подготовки судовых электромехаников вносят также кафедры «Судовая электроника и микропроцессоры» (СЭМ), «Вычислительная техника» (ВТ) и «Автоматические и информационные системы» (АИС). В значительной степени преподавательский состав этих кафедр составляют выпускники ЭМФ разных лет. Кафедрой СЭМ (в настоящее время эта кафедра именуется «Электронная схемотехника и микропроцессоры» ЭСМ) с момента ее основания руководил к.т.н. доцент, профессор МГУ Николай Сгребнев (выпускник 1976 года), а кафедрой АИС руководил с 1999 года к.т.н. доцент Сергей Глушков (выпускник 1981 года).

Пятьдесят один выпуск

В августе 1961 года на электромеханический факультет ВВИМУ был осуществлен первый набор из 76 курсантов. Первый выпуск инженеров-электромехаников (57 человек) состоялся в феврале 1967 года. Второй и последующие наборы состояли из двух групп по 25 курсантов. В конце 80-х годов XX века курсантов, ранее не служивших в армии, стали призывать на службу с младших курсов, поэтому 24-й выпуск в 1989 году состоял всего из четырех человек, а 25-й выпуск – из шести.

К настоящему времени на факультете состоялся пятьдесят один выпуск (1783 человека) инженеров-электромехаников с полным курсом обучения на стационаре, восемь выпусков с ускоренным курсом обучения (74 человека) и тридцать два выпуска (222 человека) по заочной форме обучения. Итого за пятьдесят шесть лет, прошедших с момента открытия электромеханического факультета, в ДВВИМУ-ДВГМА-МГУ имени адмирала Г.И. Невельского получили дипломы 2079 инженеров-электромехаников.

С первых дней своего существования ЭМФ в нашем вузе занимал особые позиции. При поступлении на ЭМФ отмечался самый высокий конкурс среди всех морских специальностей. Учеба на ЭМФ считалась престижной, и курсанты ЭМФ отличались высокой успеваемостью и дисциплиной. Отсев курсантов за период обучения по сравнению с другими факультетами на ЭМФ был минимальным. Красные дипломы (дипломы с отличием) получили 75 выпускников. Из них 13 курсантов были ленинскими стипендиатами, т.е. отличниками из отличников. Это: Н. Бурмистров (3-й выпуск), Ю. Тенеткин (4-й), В. Мищенко (6-й), В. Ульяненок (8-й), С. Борисов (9-й), Н. Сгребнев (11-й), Е. Полосин (13-й), М. Архипов (15-й), С. Чистяков (17-й), А. Бурков (18-й), В. Родионов (20-й) и К. Тихонов (22-й выпуск).

В последующие годы были установлены другие стипендии для отличников учебы: стипендии Президента РФ, стипендии Правительства РФ. Отличники учебы курсанты-электромеханики получают стипендии ПАО «Совкомфлот», губернатора Приморского края, а также стипендии имени Е. Кипяткова, В.Стражмейстера и Б. Осокина.

Учеба в высшем учебном заведении – труд творческий, поэтому участие курсантов в науч-но-исследовательской работе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Курсантами ЭМФ на различных конкурсах было получено 20 медалей, в том числе четыре медали «За лучшую студенческую работу» МВ и ССО СССР и ЦК ВЛКСМ, а также несколько медалей ВДНХ СССР. Курсантами совместно с преподавателями опубликовано десятки научных статей, получено семь авторских свидетельств и патентов на изобретения.

22 выпускника-электромеханика защитили кандидатские диссертации, а С. Глушков и А. Бурков первыми из выпускников ЭМФ защитили докторские диссертации.

Фото 2. Все Деканы ЭМФ. на праздничном банкете по случаю 120-летия морского образования на Дальнем Востоке.слева направо: А. Крюков, В. Веревкин, Ю. Саяпин, Н. Сгребнев, Н. Сологуб

Государственная аттестация выпускников ЭМФ

Процесс обучения курсантов завершается подготовкой и защитой дипломных проектов перед государственной аттестационной (ранее экзаменационной) комиссией, составляемой из высококвалифицированных представителей производства, а также профессорско-преподавательского состава. Особая ответственность возлагается на председателей ГАК, назначаемых приказами министра морского флота (сейчас министра транспорта). Председателями ГЭК первых выпусков были представители ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова: А. Хайкин, Е. Мезин, А. Горелейченко, Б. Коник, П. Сиверс, Э. Штумпф, Л. Лемин, представитель ЦНИИМФ Е. Калязин. Приглашение председателями ГЭК ленинградских специалистов способствовало «остепенению» наших преподавателей. Так, руководителями при подготовке кандидатских диссертаций стали А. Хайкин (соискатель В. Веревкин), Б.Коник (аспирант С. Борисов), П. Сиверс (аспирант П. Радченко), Э. Штумпф (аспирант Н. Сгребнев)и соискатели Д.Николаев и В. Шаталов), С. Кузнецов (соискатель, а затем и докторант А. Бурков).

Помимо ленинградцев председателями ГЭК-ГАК были дальневосточные специалисты А. Сафронов, Я. Приходько, А. Обухов, А. Чуркин, а также представители первого выпуска ЭМФ П. Устьянцев и М. Джура.

Председателем ГЭК второго выпуска был к.т.н. доцент Г. Кувшинов, который и в последние годы возглавляет ГАК по электромеханической специальности. Геннадий Кувшинов – известный и авторитетный в нашей стране специалист в области электрооборудования судов, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии транспорта, заслуженный энергетик Российской Федерации.

В своих отчетах председатели ГАК, как правило, отмечают хорошую подготовку выпускников факультета. Выпускники ЭМФ составляют основное ядро электрогрупп всех дальневосточных судоходных компаний, работают на всех судоремонтных заводах региона и в учебных заведениях. Более 20 выпускников работают в наши дни на различных должностях в Морском университете, который дал им путевку в жизнь.

Фото 3. Выпуск ЭМФ, 2003 г. нижний ряд сидят преподаватели слева направо: С. Глушков, П. Радченко, Ю. Саяпин, Е. Осокина, В. Веревкин. Н. Сгребнев, Г. Коростелев

Перспективы специальности

Творческий потенциал, накопленный коллективом факультета за 56-летний период своего функционирования, хорошие традиции, большая армия достойных выпускников, работающих практически на всех направлениях производственной, научной и организаторской деятельности, позволяют смотреть в будущее с определенным оптимизмом.

Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДМНВ) предусматривает подготовку специалистов для «среднестатистических» судов, которые в большинстве случаев являются теплоходами с ординарной энергетической установкой. Техническое обслуживание и несложный ремонт механических и электрических устройств на таких судах может осуществляться судомеханиками, имеющими достаточную профессиональную подготовку. Немалую роль при этом играет хорошо организованное береговое сервисное обслуживание, практически исключающее выполнение ремонтных работ судовым экипажем.

Однако наряду с обычными теплоходами имеются суда с более сложными энергетическими установками. Это ледоколы, буровые суда, пассажирские лайнеры, суда технического флота, паромы, научно-исследовательские суда, рыбопромысловые и перерабатывающие суда и т.п. Большинство из этих судов оборудовано гребными электрическими установками и имеет развитые электростанции. Электромеханической подготовки у современных отечественных судомехаников явно недостаточно, чтобы квалифицированно обслуживать энергетические установки таких судов без электромехаников. Например, в австралийском морском колледже у выпускника-судомеханика дисциплины электромеханического цикла составляют примерно 17% от общего объема полученных знаний, а у выпускника СМФ нашего вуза объем подготовки по дисциплинам электромеханического цикла составляет всего около 3%. Поэтому наша национальная программа подготовки моряков предусматривает наличие в составе судового экипажа соответствующих высококвалифицированных специалистов – электромехаников.

Если в мировом флоте относительное число судов с электродвижением составляет всего около 2% от общего числа судов, то в отечественном флоте относительное число электроходов составляет 5-6%, а на Дальневосточном бассейне доходит до 10-12% и даже выше. С учетом вышеизложенного подготовка в морских учебных заведениях специалистов по эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики продолжает быть актуальной. Уже несколько лет спрос на выпускников электромеханической специальности почти в два раза превышает число выпускников.

На российском Дальневосточном бассейне стали появляться самые современные суда, в том числе и электроходы. Так, Дальневосточное и Приморское морские пароходства только за последние два года получили более десяти новейших дизель-электроходов ледового класса. На таких судах уже работают и в будущем должны работать электромеханиками выпускники нашего факультета. В связи с этим необходимы дальнейшее совершенствование методического обеспечения учебного процесса, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и серьезная модернизация лабораторной базы. При финансовой помощи ПАО «Совкомфлот» в МГУ им. адмирала Г.И. Невельского возводится современный лабораторный корпус для различных тренажеров, а на кафедре ЭОАС создается современная компьютеризированная лаборатория установки типа «Азипод» и высоковольтного оборудования.

Полувековая история деятельности электромеханического факультета в нашем дальневосточном морском вузе позволяет смотреть в будущее факультета с оптимизмом.

Морской флот №4 (2017)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Горящие в Черном море суда опасно накренились

Горящие в Черном море суда опасно накренились Опасный крен зафиксирован на судах, горящих в Черном море в районе Керченского пролива. Об этом сооб...

Пожар на двух судах в Черном море. Главное

Пожар на двух судах в Черном море. Главное Перекачка сжиженного газа с несоблюдением техники безопасности закончилась пожаром и привела к гибел...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...