Спасатели учатся спасать

Безопасность мореплавания
Спасатели учатся спасать

На сборы и отход от причала нам дали буквально считаные минуты. Это и понятно: там, в бушующем море, терпит бедствие судно, и каждая секунда промедления может стоить чьей-то жизни. Даже если и не экипажем нашего судна будет кто-либо обнаружен в кипящем море, все равно наше присутствие в эпицентре события обязательно, так как именно «Кавказ» предназначен для организации поисково-спасательной операции и координации действий всех 20 с лишним судов, участвующих в спасательной операции.

Владимир Меланин, г. Новороссийск

Пока мы на максимальной – 15 узлов – скорости мчимся в означенный район, поясню, что случилось. Уже несколько дней региональные метеослужбы предупреждали капитанию Новороссийского морского порта о возможном возникновении чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятными метеоусловиями. Ожидалось сильное усиление ветра – до 25 метров в секунду, прохождение грозового фронта со всеми его «прелестями», образование смерчей в районе от Джубги до Анапы с выходом на сушу.

Тревога

И вот 17 мая произошло все то, что ожидалось и предсказывалось. Понятно, в капитании, в порту, во всех организациях, имеющих свой флот, времени зря не теряли. По распоряжению капитана порта Евгения Тузинкевича более 20 судов находились в полной готовности выйти в любой момент на спасение терпящих бедствие. И когда такой приказ был отдан, все эти плавсредства буквально ринулись в море, имея четкую ориентировку по районам спасательной операции и план действий. Естественно, экипажи знали, что обо всем, в том числе и об обнаружении людей в воде, они должны докладывать на «Кавказ», выполняющий роль оперативного центра управления штаба руководства операцией.

Надо сказать, что погода по легенде учения не очень отличалась от фактической. Уже через 20 минут хода мы оказываемся в плотном тумане, так что, как ни стараемся, ни слева, ни справа не видим очертаний берега. К тому же хлещет непрерывный дождь. Наш капитан Владимир Алексеев – весь внимание. Он сам управляет судном, пристально вглядывается в водное пространство через мокрое стекло с беспрерывно работающим дворником. На какое-то время туман рассеивается, и капитан, по-прежнему сосредоточенно глядя вперед, отвечает на мой вопрос о судне: «Кавказ» – яхта, специально построенная для генсека КПСС Леонида Ильича Брежнева. Но ему не пришлось ступить на борт судна: здоровье советского кормчего стремительно ухудшалось и через год его не стало. Зато в полной мере оценили комфорт «царской» яхты Б.Н. Ельцин и В.В. Путин. Теперь у нынешнего российского президента новая яхта, а «Кавказ» передан Минтрансу и используется как региональный штаб Минтранса РФ на Черном и Азовском морях со стоянкой в порту Новороссийск. Понятно, что судно комфортабельное, с отличным дизайном».

Штаб

Благодарю капитана и спускаюсь в салон на главную палубу. Здесь за большим овальным столом с разложенными картами Цемесской бухты и прилегающей акваторией моря, документами, графиками располагаются члены оперативного центра управления ШРО (штаба руководства поисково-спасательной операцией). Сергей Сливин – начальник отдела поиска и спасания людей и судов службы капитана порта Новороссийск, Вадим Голюк – начальник инспекции государственного портового контроля морского терминала КТК-Р, и Олег Хомич – начальник отдела связи и программного обеспечения Администрации морских портов Черного моря. Если два первых члена штаба – Голюк и Сливин – руководят и координируют поиск и спасение людей, то Хомич, понятно, здесь для организации радио- и видеосвязи с судами, ведущими поиск людей в море, и капитанией, где находится ШРО во главе с капитаном порта Евгением Тузинкевичем и его первым заместителем Владимиром Королевым. Надо отметить, что в нынешних учениях впервые организована видеоконференция между флагманом (позывной ШРО) и центром (позывной ОЦУ). На большом 2-метровом видеомониторе кабинет капитана порта, где и находится в настоящий момент ШРО и откуда подаются команды на «Кавказ», а затем и на суда поиска. Правда, неблагоприятная погода помешала ходу видеоконференции, в которой кроме специалистов капитании и АМП Черного моря приняли участие врачи для консультирования по оказанию доврачебной помощи спасенным.

– Каким образом в воде оказались люди? – опрашиваю специалистов центра.

– Как ни странно, но человеческой беспечности нет предела, – рассказывает Сергей Сливин. – Казалось бы, всем понятно, что, ступив на борт судна, любого, даже прогулочного, человек должен помнить об опасности и быть острожным. Но – нет. Вот и сегодня с прогулочного катера «Орион» в море выпало несколько человек. К сожалению, точного района их падения мы не знаем и поэтому ведем поиск на довольно обширной акватории. Еще несколько человек оказались в воде из-за перевертывания лодок. Кто-то совершал морскую прогулку, а кто-то рыбачил. Всего, по нашим данным, предстоит спасти и доставить на берег, где дежурят бригады скорой помощи, девять человек. Конечно, сегодня учения и вместо людей используются манекены. Проверяется готовность моряков быстро обнаружить оранжевые «куклы».

Поиск

Есть еще одна проблема, и о ней рассказывает главный специалист отдела экологического контроля Администрации морских портов Черного моря Михаил Фляум:

– В поиске и спасании людей принимают участие не обязательно назначенные суда. Привлекаются любые, находящиеся в порту или на рейде. При этом, как известно, международные правила безопасности мореплавания можно нарушать лишь в одном случае – когда срочно требуется помощь в спасении людей, терпящих бедствие. В ходе сегодняшних учений это также отрабатывается.

В нынешних учениях участвуют, повторюсь, более 20 плавсредств. Это суда Новороссийской военно-морской базы, водной полиции, погранотряда, таможни, «Транснефти», КТК, ГИМСа – как новороссийского, так и геленджикского, НМТП.

Через 50 минут после начала операции в центр поступает первый доклад об обнаружении пострадавшего. Он принят оперативным центром управления операцией с катера БЛ-820, принадлежащего Новороссийскому ГИМСу. Маломерное судно обнаружило человека, вернее манекен, вблизи от берега и доставило на 34-й причал, где уже ожидали медики. Через пять минут радио принесло новое известие: второй манекен обнаружил скоростной патрульный катер линейного отдела МВД на транспорте РФБ-4682.

Ровно в 10 поступает сообщение со скоростного катера НВМБ РВК-762: найден и поднят из воды третий пострадавший. Одновременно – в 10:04 – докладывают об обнаружении в море людей судна «Орион» Геленджикского ООО «Командор» и ТС-100 Новороссийской таможни. А в 10:57 был обнаружен последний, девятый пострадавший. Но на этом работа не закончилась и напряжение не снизилось. Суда продолжили ходить галсами с целью обнаружения неучтенных пострадавших, возможно, также выпавших в море с других судов. Но море было чисто. На этом учения завершились и «флагман», поблагодарив экипажи за участие, разрешил всем отбыть по местам дислокации. К этому времени распогодилось, тучи рассеялись, выглянуло теплое весеннее солнышко. «Кавказ» берет курс домой, к родной пристани.

Выводы

На берегу ждет еще одна встреча. С первым заместителем капитана порта Владимиром Королевым.

– К сожалению, капитан порта Е.В. Тузинкевич сразу же по окончании учений отбыл в командировку и попросил меня дать необходимые комментарии о ходе и результатах поисково-спасательной операции. Прежде всего отмечу, что подобные учения у нас проходят регулярно и каждое из них – венец тяжелой, кропотливой подготовительной работы. Такие учения мы проводим перед началом курортного сезона и накануне осенне-зимнего периода. Отрабатываем взаимодействие с единой диспетчерской службой порта, диспетчерскими службами спасательных формирований. В учениях участвуют не только морские службы и организации, но и береговые, в обязательном порядке медицина катастроф, экологи, правоохранители. Акваторию порта поделили на 6 поисковых районов, назначили координаторов в каждом районе. Учения прошли очень организованно, поставленные цели достигнуты. Отдельные слова благодарности и признательности всем участникам учений. Все показали хорошую выучку, умение действовать четко и организованно в сложных экстремальных условиях.

Морски вести России №9 (2017)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда»

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда» Вопрос господдержки судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке (создается консорциумом «Роснефти», «Р...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...