Спасатели учатся спасать

Безопасность мореплавания
Спасатели учатся спасать

На сборы и отход от причала нам дали буквально считаные минуты. Это и понятно: там, в бушующем море, терпит бедствие судно, и каждая секунда промедления может стоить чьей-то жизни. Даже если и не экипажем нашего судна будет кто-либо обнаружен в кипящем море, все равно наше присутствие в эпицентре события обязательно, так как именно «Кавказ» предназначен для организации поисково-спасательной операции и координации действий всех 20 с лишним судов, участвующих в спасательной операции.

Владимир Меланин, г. Новороссийск

Пока мы на максимальной – 15 узлов – скорости мчимся в означенный район, поясню, что случилось. Уже несколько дней региональные метеослужбы предупреждали капитанию Новороссийского морского порта о возможном возникновении чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятными метеоусловиями. Ожидалось сильное усиление ветра – до 25 метров в секунду, прохождение грозового фронта со всеми его «прелестями», образование смерчей в районе от Джубги до Анапы с выходом на сушу.

Тревога

И вот 17 мая произошло все то, что ожидалось и предсказывалось. Понятно, в капитании, в порту, во всех организациях, имеющих свой флот, времени зря не теряли. По распоряжению капитана порта Евгения Тузинкевича более 20 судов находились в полной готовности выйти в любой момент на спасение терпящих бедствие. И когда такой приказ был отдан, все эти плавсредства буквально ринулись в море, имея четкую ориентировку по районам спасательной операции и план действий. Естественно, экипажи знали, что обо всем, в том числе и об обнаружении людей в воде, они должны докладывать на «Кавказ», выполняющий роль оперативного центра управления штаба руководства операцией.

Надо сказать, что погода по легенде учения не очень отличалась от фактической. Уже через 20 минут хода мы оказываемся в плотном тумане, так что, как ни стараемся, ни слева, ни справа не видим очертаний берега. К тому же хлещет непрерывный дождь. Наш капитан Владимир Алексеев – весь внимание. Он сам управляет судном, пристально вглядывается в водное пространство через мокрое стекло с беспрерывно работающим дворником. На какое-то время туман рассеивается, и капитан, по-прежнему сосредоточенно глядя вперед, отвечает на мой вопрос о судне: «Кавказ» – яхта, специально построенная для генсека КПСС Леонида Ильича Брежнева. Но ему не пришлось ступить на борт судна: здоровье советского кормчего стремительно ухудшалось и через год его не стало. Зато в полной мере оценили комфорт «царской» яхты Б.Н. Ельцин и В.В. Путин. Теперь у нынешнего российского президента новая яхта, а «Кавказ» передан Минтрансу и используется как региональный штаб Минтранса РФ на Черном и Азовском морях со стоянкой в порту Новороссийск. Понятно, что судно комфортабельное, с отличным дизайном».

Штаб

Благодарю капитана и спускаюсь в салон на главную палубу. Здесь за большим овальным столом с разложенными картами Цемесской бухты и прилегающей акваторией моря, документами, графиками располагаются члены оперативного центра управления ШРО (штаба руководства поисково-спасательной операцией). Сергей Сливин – начальник отдела поиска и спасания людей и судов службы капитана порта Новороссийск, Вадим Голюк – начальник инспекции государственного портового контроля морского терминала КТК-Р, и Олег Хомич – начальник отдела связи и программного обеспечения Администрации морских портов Черного моря. Если два первых члена штаба – Голюк и Сливин – руководят и координируют поиск и спасение людей, то Хомич, понятно, здесь для организации радио- и видеосвязи с судами, ведущими поиск людей в море, и капитанией, где находится ШРО во главе с капитаном порта Евгением Тузинкевичем и его первым заместителем Владимиром Королевым. Надо отметить, что в нынешних учениях впервые организована видеоконференция между флагманом (позывной ШРО) и центром (позывной ОЦУ). На большом 2-метровом видеомониторе кабинет капитана порта, где и находится в настоящий момент ШРО и откуда подаются команды на «Кавказ», а затем и на суда поиска. Правда, неблагоприятная погода помешала ходу видеоконференции, в которой кроме специалистов капитании и АМП Черного моря приняли участие врачи для консультирования по оказанию доврачебной помощи спасенным.

– Каким образом в воде оказались люди? – опрашиваю специалистов центра.

– Как ни странно, но человеческой беспечности нет предела, – рассказывает Сергей Сливин. – Казалось бы, всем понятно, что, ступив на борт судна, любого, даже прогулочного, человек должен помнить об опасности и быть острожным. Но – нет. Вот и сегодня с прогулочного катера «Орион» в море выпало несколько человек. К сожалению, точного района их падения мы не знаем и поэтому ведем поиск на довольно обширной акватории. Еще несколько человек оказались в воде из-за перевертывания лодок. Кто-то совершал морскую прогулку, а кто-то рыбачил. Всего, по нашим данным, предстоит спасти и доставить на берег, где дежурят бригады скорой помощи, девять человек. Конечно, сегодня учения и вместо людей используются манекены. Проверяется готовность моряков быстро обнаружить оранжевые «куклы».

Поиск

Есть еще одна проблема, и о ней рассказывает главный специалист отдела экологического контроля Администрации морских портов Черного моря Михаил Фляум:

– В поиске и спасании людей принимают участие не обязательно назначенные суда. Привлекаются любые, находящиеся в порту или на рейде. При этом, как известно, международные правила безопасности мореплавания можно нарушать лишь в одном случае – когда срочно требуется помощь в спасении людей, терпящих бедствие. В ходе сегодняшних учений это также отрабатывается.

В нынешних учениях участвуют, повторюсь, более 20 плавсредств. Это суда Новороссийской военно-морской базы, водной полиции, погранотряда, таможни, «Транснефти», КТК, ГИМСа – как новороссийского, так и геленджикского, НМТП.

Через 50 минут после начала операции в центр поступает первый доклад об обнаружении пострадавшего. Он принят оперативным центром управления операцией с катера БЛ-820, принадлежащего Новороссийскому ГИМСу. Маломерное судно обнаружило человека, вернее манекен, вблизи от берега и доставило на 34-й причал, где уже ожидали медики. Через пять минут радио принесло новое известие: второй манекен обнаружил скоростной патрульный катер линейного отдела МВД на транспорте РФБ-4682.

Ровно в 10 поступает сообщение со скоростного катера НВМБ РВК-762: найден и поднят из воды третий пострадавший. Одновременно – в 10:04 – докладывают об обнаружении в море людей судна «Орион» Геленджикского ООО «Командор» и ТС-100 Новороссийской таможни. А в 10:57 был обнаружен последний, девятый пострадавший. Но на этом работа не закончилась и напряжение не снизилось. Суда продолжили ходить галсами с целью обнаружения неучтенных пострадавших, возможно, также выпавших в море с других судов. Но море было чисто. На этом учения завершились и «флагман», поблагодарив экипажи за участие, разрешил всем отбыть по местам дислокации. К этому времени распогодилось, тучи рассеялись, выглянуло теплое весеннее солнышко. «Кавказ» берет курс домой, к родной пристани.

Выводы

На берегу ждет еще одна встреча. С первым заместителем капитана порта Владимиром Королевым.

– К сожалению, капитан порта Е.В. Тузинкевич сразу же по окончании учений отбыл в командировку и попросил меня дать необходимые комментарии о ходе и результатах поисково-спасательной операции. Прежде всего отмечу, что подобные учения у нас проходят регулярно и каждое из них – венец тяжелой, кропотливой подготовительной работы. Такие учения мы проводим перед началом курортного сезона и накануне осенне-зимнего периода. Отрабатываем взаимодействие с единой диспетчерской службой порта, диспетчерскими службами спасательных формирований. В учениях участвуют не только морские службы и организации, но и береговые, в обязательном порядке медицина катастроф, экологи, правоохранители. Акваторию порта поделили на 6 поисковых районов, назначили координаторов в каждом районе. Учения прошли очень организованно, поставленные цели достигнуты. Отдельные слова благодарности и признательности всем участникам учений. Все показали хорошую выучку, умение действовать четко и организованно в сложных экстремальных условиях.

Морски вести России №9 (2017)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...