Спасатели учатся спасать - Морские вести России

Спасатели учатся спасать

22.01.2018

Безопасность мореплавания

На сборы и отход от причала нам дали буквально считаные минуты. Это и понятно: там, в бушующем море, терпит бедствие судно, и каждая секунда промедления может стоить чьей-то жизни. Даже если и не экипажем нашего судна будет кто-либо обнаружен в кипящем море, все равно наше присутствие в эпицентре события обязательно, так как именно «Кавказ» предназначен для организации поисково-спасательной операции и координации действий всех 20 с лишним судов, участвующих в спасательной операции.

Владимир Меланин, г. Новороссийск

Пока мы на максимальной – 15 узлов – скорости мчимся в означенный район, поясню, что случилось. Уже несколько дней региональные метеослужбы предупреждали капитанию Новороссийского морского порта о возможном возникновении чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятными метеоусловиями. Ожидалось сильное усиление ветра – до 25 метров в секунду, прохождение грозового фронта со всеми его «прелестями», образование смерчей в районе от Джубги до Анапы с выходом на сушу.

Тревога

И вот 17 мая произошло все то, что ожидалось и предсказывалось. Понятно, в капитании, в порту, во всех организациях, имеющих свой флот, времени зря не теряли. По распоряжению капитана порта Евгения Тузинкевича более 20 судов находились в полной готовности выйти в любой момент на спасение терпящих бедствие. И когда такой приказ был отдан, все эти плавсредства буквально ринулись в море, имея четкую ориентировку по районам спасательной операции и план действий. Естественно, экипажи знали, что обо всем, в том числе и об обнаружении людей в воде, они должны докладывать на «Кавказ», выполняющий роль оперативного центра управления штаба руководства операцией.

Надо сказать, что погода по легенде учения не очень отличалась от фактической. Уже через 20 минут хода мы оказываемся в плотном тумане, так что, как ни стараемся, ни слева, ни справа не видим очертаний берега. К тому же хлещет непрерывный дождь. Наш капитан Владимир Алексеев – весь внимание. Он сам управляет судном, пристально вглядывается в водное пространство через мокрое стекло с беспрерывно работающим дворником. На какое-то время туман рассеивается, и капитан, по-прежнему сосредоточенно глядя вперед, отвечает на мой вопрос о судне: «Кавказ» – яхта, специально построенная для генсека КПСС Леонида Ильича Брежнева. Но ему не пришлось ступить на борт судна: здоровье советского кормчего стремительно ухудшалось и через год его не стало. Зато в полной мере оценили комфорт «царской» яхты Б.Н. Ельцин и В.В. Путин. Теперь у нынешнего российского президента новая яхта, а «Кавказ» передан Минтрансу и используется как региональный штаб Минтранса РФ на Черном и Азовском морях со стоянкой в порту Новороссийск. Понятно, что судно комфортабельное, с отличным дизайном».

Штаб

Благодарю капитана и спускаюсь в салон на главную палубу. Здесь за большим овальным столом с разложенными картами Цемесской бухты и прилегающей акваторией моря, документами, графиками располагаются члены оперативного центра управления ШРО (штаба руководства поисково-спасательной операцией). Сергей Сливин – начальник отдела поиска и спасания людей и судов службы капитана порта Новороссийск, Вадим Голюк – начальник инспекции государственного портового контроля морского терминала КТК-Р, и Олег Хомич – начальник отдела связи и программного обеспечения Администрации морских портов Черного моря. Если два первых члена штаба – Голюк и Сливин – руководят и координируют поиск и спасение людей, то Хомич, понятно, здесь для организации радио- и видеосвязи с судами, ведущими поиск людей в море, и капитанией, где находится ШРО во главе с капитаном порта Евгением Тузинкевичем и его первым заместителем Владимиром Королевым. Надо отметить, что в нынешних учениях впервые организована видеоконференция между флагманом (позывной ШРО) и центром (позывной ОЦУ). На большом 2-метровом видеомониторе кабинет капитана порта, где и находится в настоящий момент ШРО и откуда подаются команды на «Кавказ», а затем и на суда поиска. Правда, неблагоприятная погода помешала ходу видеоконференции, в которой кроме специалистов капитании и АМП Черного моря приняли участие врачи для консультирования по оказанию доврачебной помощи спасенным.

– Каким образом в воде оказались люди? – опрашиваю специалистов центра.

– Как ни странно, но человеческой беспечности нет предела, – рассказывает Сергей Сливин. – Казалось бы, всем понятно, что, ступив на борт судна, любого, даже прогулочного, человек должен помнить об опасности и быть острожным. Но – нет. Вот и сегодня с прогулочного катера «Орион» в море выпало несколько человек. К сожалению, точного района их падения мы не знаем и поэтому ведем поиск на довольно обширной акватории. Еще несколько человек оказались в воде из-за перевертывания лодок. Кто-то совершал морскую прогулку, а кто-то рыбачил. Всего, по нашим данным, предстоит спасти и доставить на берег, где дежурят бригады скорой помощи, девять человек. Конечно, сегодня учения и вместо людей используются манекены. Проверяется готовность моряков быстро обнаружить оранжевые «куклы».

Поиск

Есть еще одна проблема, и о ней рассказывает главный специалист отдела экологического контроля Администрации морских портов Черного моря Михаил Фляум:

– В поиске и спасании людей принимают участие не обязательно назначенные суда. Привлекаются любые, находящиеся в порту или на рейде. При этом, как известно, международные правила безопасности мореплавания можно нарушать лишь в одном случае – когда срочно требуется помощь в спасении людей, терпящих бедствие. В ходе сегодняшних учений это также отрабатывается.

В нынешних учениях участвуют, повторюсь, более 20 плавсредств. Это суда Новороссийской военно-морской базы, водной полиции, погранотряда, таможни, «Транснефти», КТК, ГИМСа – как новороссийского, так и геленджикского, НМТП.

Через 50 минут после начала операции в центр поступает первый доклад об обнаружении пострадавшего. Он принят оперативным центром управления операцией с катера БЛ-820, принадлежащего Новороссийскому ГИМСу. Маломерное судно обнаружило человека, вернее манекен, вблизи от берега и доставило на 34-й причал, где уже ожидали медики. Через пять минут радио принесло новое известие: второй манекен обнаружил скоростной патрульный катер линейного отдела МВД на транспорте РФБ-4682.

Ровно в 10 поступает сообщение со скоростного катера НВМБ РВК-762: найден и поднят из воды третий пострадавший. Одновременно – в 10:04 – докладывают об обнаружении в море людей судна «Орион» Геленджикского ООО «Командор» и ТС-100 Новороссийской таможни. А в 10:57 был обнаружен последний, девятый пострадавший. Но на этом работа не закончилась и напряжение не снизилось. Суда продолжили ходить галсами с целью обнаружения неучтенных пострадавших, возможно, также выпавших в море с других судов. Но море было чисто. На этом учения завершились и «флагман», поблагодарив экипажи за участие, разрешил всем отбыть по местам дислокации. К этому времени распогодилось, тучи рассеялись, выглянуло теплое весеннее солнышко. «Кавказ» берет курс домой, к родной пристани.

Выводы

На берегу ждет еще одна встреча. С первым заместителем капитана порта Владимиром Королевым.

– К сожалению, капитан порта Е.В. Тузинкевич сразу же по окончании учений отбыл в командировку и попросил меня дать необходимые комментарии о ходе и результатах поисково-спасательной операции. Прежде всего отмечу, что подобные учения у нас проходят регулярно и каждое из них – венец тяжелой, кропотливой подготовительной работы. Такие учения мы проводим перед началом курортного сезона и накануне осенне-зимнего периода. Отрабатываем взаимодействие с единой диспетчерской службой порта, диспетчерскими службами спасательных формирований. В учениях участвуют не только морские службы и организации, но и береговые, в обязательном порядке медицина катастроф, экологи, правоохранители. Акваторию порта поделили на 6 поисковых районов, назначили координаторов в каждом районе. Учения прошли очень организованно, поставленные цели достигнуты. Отдельные слова благодарности и признательности всем участникам учений. Все показали хорошую выучку, умение действовать четко и организованно в сложных экстремальных условиях.

Морски вести России №9 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ