Спасатели учатся спасать

Безопасность мореплавания
Спасатели учатся спасать

На сборы и отход от причала нам дали буквально считаные минуты. Это и понятно: там, в бушующем море, терпит бедствие судно, и каждая секунда промедления может стоить чьей-то жизни. Даже если и не экипажем нашего судна будет кто-либо обнаружен в кипящем море, все равно наше присутствие в эпицентре события обязательно, так как именно «Кавказ» предназначен для организации поисково-спасательной операции и координации действий всех 20 с лишним судов, участвующих в спасательной операции.

Владимир Меланин, г. Новороссийск

Пока мы на максимальной – 15 узлов – скорости мчимся в означенный район, поясню, что случилось. Уже несколько дней региональные метеослужбы предупреждали капитанию Новороссийского морского порта о возможном возникновении чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятными метеоусловиями. Ожидалось сильное усиление ветра – до 25 метров в секунду, прохождение грозового фронта со всеми его «прелестями», образование смерчей в районе от Джубги до Анапы с выходом на сушу.

Тревога

И вот 17 мая произошло все то, что ожидалось и предсказывалось. Понятно, в капитании, в порту, во всех организациях, имеющих свой флот, времени зря не теряли. По распоряжению капитана порта Евгения Тузинкевича более 20 судов находились в полной готовности выйти в любой момент на спасение терпящих бедствие. И когда такой приказ был отдан, все эти плавсредства буквально ринулись в море, имея четкую ориентировку по районам спасательной операции и план действий. Естественно, экипажи знали, что обо всем, в том числе и об обнаружении людей в воде, они должны докладывать на «Кавказ», выполняющий роль оперативного центра управления штаба руководства операцией.

Надо сказать, что погода по легенде учения не очень отличалась от фактической. Уже через 20 минут хода мы оказываемся в плотном тумане, так что, как ни стараемся, ни слева, ни справа не видим очертаний берега. К тому же хлещет непрерывный дождь. Наш капитан Владимир Алексеев – весь внимание. Он сам управляет судном, пристально вглядывается в водное пространство через мокрое стекло с беспрерывно работающим дворником. На какое-то время туман рассеивается, и капитан, по-прежнему сосредоточенно глядя вперед, отвечает на мой вопрос о судне: «Кавказ» – яхта, специально построенная для генсека КПСС Леонида Ильича Брежнева. Но ему не пришлось ступить на борт судна: здоровье советского кормчего стремительно ухудшалось и через год его не стало. Зато в полной мере оценили комфорт «царской» яхты Б.Н. Ельцин и В.В. Путин. Теперь у нынешнего российского президента новая яхта, а «Кавказ» передан Минтрансу и используется как региональный штаб Минтранса РФ на Черном и Азовском морях со стоянкой в порту Новороссийск. Понятно, что судно комфортабельное, с отличным дизайном».

Штаб

Благодарю капитана и спускаюсь в салон на главную палубу. Здесь за большим овальным столом с разложенными картами Цемесской бухты и прилегающей акваторией моря, документами, графиками располагаются члены оперативного центра управления ШРО (штаба руководства поисково-спасательной операцией). Сергей Сливин – начальник отдела поиска и спасания людей и судов службы капитана порта Новороссийск, Вадим Голюк – начальник инспекции государственного портового контроля морского терминала КТК-Р, и Олег Хомич – начальник отдела связи и программного обеспечения Администрации морских портов Черного моря. Если два первых члена штаба – Голюк и Сливин – руководят и координируют поиск и спасение людей, то Хомич, понятно, здесь для организации радио- и видеосвязи с судами, ведущими поиск людей в море, и капитанией, где находится ШРО во главе с капитаном порта Евгением Тузинкевичем и его первым заместителем Владимиром Королевым. Надо отметить, что в нынешних учениях впервые организована видеоконференция между флагманом (позывной ШРО) и центром (позывной ОЦУ). На большом 2-метровом видеомониторе кабинет капитана порта, где и находится в настоящий момент ШРО и откуда подаются команды на «Кавказ», а затем и на суда поиска. Правда, неблагоприятная погода помешала ходу видеоконференции, в которой кроме специалистов капитании и АМП Черного моря приняли участие врачи для консультирования по оказанию доврачебной помощи спасенным.

– Каким образом в воде оказались люди? – опрашиваю специалистов центра.

– Как ни странно, но человеческой беспечности нет предела, – рассказывает Сергей Сливин. – Казалось бы, всем понятно, что, ступив на борт судна, любого, даже прогулочного, человек должен помнить об опасности и быть острожным. Но – нет. Вот и сегодня с прогулочного катера «Орион» в море выпало несколько человек. К сожалению, точного района их падения мы не знаем и поэтому ведем поиск на довольно обширной акватории. Еще несколько человек оказались в воде из-за перевертывания лодок. Кто-то совершал морскую прогулку, а кто-то рыбачил. Всего, по нашим данным, предстоит спасти и доставить на берег, где дежурят бригады скорой помощи, девять человек. Конечно, сегодня учения и вместо людей используются манекены. Проверяется готовность моряков быстро обнаружить оранжевые «куклы».

Поиск

Есть еще одна проблема, и о ней рассказывает главный специалист отдела экологического контроля Администрации морских портов Черного моря Михаил Фляум:

– В поиске и спасании людей принимают участие не обязательно назначенные суда. Привлекаются любые, находящиеся в порту или на рейде. При этом, как известно, международные правила безопасности мореплавания можно нарушать лишь в одном случае – когда срочно требуется помощь в спасении людей, терпящих бедствие. В ходе сегодняшних учений это также отрабатывается.

В нынешних учениях участвуют, повторюсь, более 20 плавсредств. Это суда Новороссийской военно-морской базы, водной полиции, погранотряда, таможни, «Транснефти», КТК, ГИМСа – как новороссийского, так и геленджикского, НМТП.

Через 50 минут после начала операции в центр поступает первый доклад об обнаружении пострадавшего. Он принят оперативным центром управления операцией с катера БЛ-820, принадлежащего Новороссийскому ГИМСу. Маломерное судно обнаружило человека, вернее манекен, вблизи от берега и доставило на 34-й причал, где уже ожидали медики. Через пять минут радио принесло новое известие: второй манекен обнаружил скоростной патрульный катер линейного отдела МВД на транспорте РФБ-4682.

Ровно в 10 поступает сообщение со скоростного катера НВМБ РВК-762: найден и поднят из воды третий пострадавший. Одновременно – в 10:04 – докладывают об обнаружении в море людей судна «Орион» Геленджикского ООО «Командор» и ТС-100 Новороссийской таможни. А в 10:57 был обнаружен последний, девятый пострадавший. Но на этом работа не закончилась и напряжение не снизилось. Суда продолжили ходить галсами с целью обнаружения неучтенных пострадавших, возможно, также выпавших в море с других судов. Но море было чисто. На этом учения завершились и «флагман», поблагодарив экипажи за участие, разрешил всем отбыть по местам дислокации. К этому времени распогодилось, тучи рассеялись, выглянуло теплое весеннее солнышко. «Кавказ» берет курс домой, к родной пристани.

Выводы

На берегу ждет еще одна встреча. С первым заместителем капитана порта Владимиром Королевым.

– К сожалению, капитан порта Е.В. Тузинкевич сразу же по окончании учений отбыл в командировку и попросил меня дать необходимые комментарии о ходе и результатах поисково-спасательной операции. Прежде всего отмечу, что подобные учения у нас проходят регулярно и каждое из них – венец тяжелой, кропотливой подготовительной работы. Такие учения мы проводим перед началом курортного сезона и накануне осенне-зимнего периода. Отрабатываем взаимодействие с единой диспетчерской службой порта, диспетчерскими службами спасательных формирований. В учениях участвуют не только морские службы и организации, но и береговые, в обязательном порядке медицина катастроф, экологи, правоохранители. Акваторию порта поделили на 6 поисковых районов, назначили координаторов в каждом районе. Учения прошли очень организованно, поставленные цели достигнуты. Отдельные слова благодарности и признательности всем участникам учений. Все показали хорошую выучку, умение действовать четко и организованно в сложных экстремальных условиях.

Морски вести России №9 (2017)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров 21 января с.г. в Керченском проливе произошла трагедия: по неустановленным пока причинам на двух суд...

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14 Число погибших моряков в результате пожара на двух судах в Черном море, по предварительным данным, в...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...