Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Таможня
Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для роста предпринимательства. Соответствующая задача стоит и перед таможенной службой Владивостока. На данный момент таможня Владивостока ведет диалог с бизнесом по вопросам использования процедуры свободной таможенной зоны, порядка перемещения товаров и транспортных средств, а также особенностей обустройства и оснащения участков резидентов. Вместе с применением электронного документооборота и предварительного декларирования это должно существенно ускорить процесс таможенного оформления и сократить время прохождения товаров через госграницу.

Однако все позитивные движения не компенсируют тех недостатков в организации работы таможенной службы, от которых страдают не только сами владивостокские таможенники, но и большинство участников ВЭД.

Алексей Долматов, руководитель отдела логистики компании «ВР Логистик»

Владивостокская таможня – крупнейшая в составе Дальневосточного таможенного управления. На текущем этапе в ее деятельности имеются заметные движения в сторону создания прогрессивной таможни, отвечающей требованиям бизнеса:

– переход на полностью электронное таможенное оформление;

– электронный документооборот внутри таможни, на таможенных постах и между ними; – внедрение технологии автоматического выпуска (уже применяется для беспошлинного экспорта и готовится к применению в других таможенных процедурах);

– оперативные отделы, оформляющие суда и транзит, переведены на работу в круглосуточном режиме;

– проводится консолидация офор-мления в едином центре электронного декларирования (таможенным оформлением деклараций на товары будет заниматься один таможенный пост – Владивостокский ЦЭД, для него будет выделено отдельное здание, находящееся в непосредственной близости от порта).

Однако все позитивные движения зачастую не компенсируют тех недостатков, от которых страдает не только сама Владивостокская таможня, но, думаю, и большинство участников ВЭД. Посмотрим на основные проблемы.

Трактовка законодательства

Первое, на что обращаешь внимание, – применение законодательства таможенными инспекторами не является единообразным. Действительно, очень многое зависит от конкретного инспектора, от его субъективного мнения по конкретной проблемной ситуации.

Один инспектор может изучить проблему, найти пути ее решения, даже предложить участнику ВЭД варианты выхода из ситуации. А другой инспектор в силу, может быть, лени, может быть, отсутствия знаний и опыта, а чаще всего просто из-за большой загруженности возьмет и запросит кучу документов, выставит какое-нибудь неадекватное обеспечение, создав тем самым множество проблем участнику ВЭД. Хотя вопрос можно было бы решить парой консультационных звонков коллегам или запросом одного документа.

Неравномерная нагрузка на сотрудников

На качество работы отделов таможни, и в частности отделов оформления деклараций на грузы, сильно влияет неравномерная и большая нагрузка на оперативных сотрудников. Так, один старший смены грузового отдела должен оформлять на приход все суда, он же ставит отметки на коносаментах, он же отмечает погрузпоручения – но чисто физически он не может всего этого делать одновременно.

Появляются очереди, долгие ожидания, а иногда приходится ждать инспектора, когда будет снова его смена, чтобы поставить необходимую печать на документе. У инспектора отдела оформления может быть в работе до 70 деклараций, что не является адекватной нагрузкой.

При этом в отделе с большим штатом сотрудников основная нагрузка обычно ложится на несколько человек. В итоге из-за большой загруженности инспекторов страдают сроки совершения ими необходимых операций. Таможенная декларация, которую можно выпустить за десять минут, в результате будет находиться в работе минимум два дня.

Технические сбои системы ЭД-2

Нередки случаи технических неисправностей системы ЭД-2. Если происходит проблема с электронным обменом участников ВЭД с таможней, то никаких резервных способов совершать таможенные процедуры не предусмотрено.

Недавний сбой в Московской таможне, произошедший 4 июля и продолжавшийся несколько дней, «заморозил» все выпуски таможенных деклараций. У участников ВЭД существенно выросли расходы, в частности за хранение, которые никто им не компенсирует, а также «сгорели» все сроки.

Подобные технические сбои, к сожалению, нередки и во Владивостокской таможне. Какого-либо механизма, предусматривающего компенсацию или снижение расходов, возникших по причинам технических проблем у таможни, попросту не существует. Участник ВЭД, по сути, остается один на один с проблемой, которую ему создала таможня.

Дополнительное подтверждение стоимости товара

В случае, если цена товара будет ниже контрольных значений таможни, перечень документов, необходимый для подтверждения таможенной стоимости, действительно, требуют большой. На его сбор уходит много времени. А сама проверка документов практически в 99% случаев проводится в максимально разрешенные для таможни 30 дней со дня предоставления документов, хотя могла бы быть произведена за 1-2 дня с даты предоставления документов.

Все опять же упирается в большую нагрузку на инспекторов, которые не имеют возможности более быстро делать свою работу, а также в «политику партии», которая подразумевает максимальный срок для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, обратно участнику ВЭД.

Контрольные показатели ФТС

Владивостокская таможня, как и большинство других, к сожалению, во главу угла ставит выполнение своих контрольных показателей, установленных ФТС. Усидят ли руководители разных уровней на своих местах, зависит от того, будут ли показатели выполнены.

План – это хорошо, когда в меру. Однако, когда план не выполняется, начинаются поиски мест, где и на чем его можно сделать. Так, абсолютно белые и прозрачные поставки или многократно перемещавшийся однотипный груз может попасть на какой-нибудь самостоятельно назначенный таможней в рамках СУР досмотр или осмотр, иногда и с представителями РТУ, где весь товар будет «вывернут» в поисках хоть какого-нибудь нарушения. Все это влечет дополнительные расходы и задержку сроков прохождения товаров.

Неотлаженная процедура таможенного досмотра

В зоне ответственности Владивостокской таможни – торговый и рыбный порты. У таможни с ними очень плохо налажена работа в сфере проведения фактического контроля. Таможенный досмотр простейшей партии товара может затянуться на 7-9 или на максимальные 10 дней оформления таможенной декларации, из которых сам досмотр будет проведен за один день, а остальное время – это ожидание очереди на досмотровую площадку и/или ожидание, когда порт выставит контейнер, и/или ожидание свободного таможенного досмотрового инспектора.

Такое часто возникает, когда в портах скапливается количество контейнеров чуть большее, чем обычно. Отдельная история с МИДК (мобильный рентген контейнеров). Выпускаемая за 10 минут декларация может провисеть в оформлении 7-8 дней только из-за того, что контейнер отправлен на осмотр с МИДК и его долго не могут провести – то машина уехала на другой склад, то склад не выставляет контейнер из-за завала грузов. И это при том, что осмотр с МИДК не продлевает сроков выпуска таможенной декларации.

В общем, проблем на таможне достаточно много, и на их решение требуется, очевидно, не только время и средства, но и профессионализм и желание больших таможенных руководителей отладить процессы оформления и контроля товаров на таможенных постах. Возможно, консолидация таможенного оформления в едином Владивостокском ЦЭДе станет одним из первых этапов по совершенствованию и повышению эффективности таможни в свободном порту Владивосток.

Морские порты №6 (2017)


Вернуться к разделу Таможня

Новости

Лента новостей

В Черном море отработали морской бой

В Черном море отработали морской бой Учения проходили в группах

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен «Морским судам быть!»

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН Хребет Гаккеля обследовали тремя способами

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту»

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту» Исключительные технические характеристики позволят работать не хуже «коллег» с реакторами

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...