Американский фактор российского газа

Грузовая база
Американский фактор российского газа

Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по добыче и сжижению природного газа на базе Штокмановского месторождения и продавать этот газ в США. Тогда никто не мог предположить, что США за несколько лет за счет развития добычи сланцевых углеводородов превратятся в нетто-экспортера природного газа. Но это произошло, Штокмановский проект заморожен, а наша страна вынуждена конкурировать с США за рынки сбыта сжиженного природного газа (СПГ), добываемого на других месторождениях, не только в СПГ-сегменте, но и в сфере традиционных трубопроводных поставок.

Единственный способ усилить свои конкурентные преимущества на динамично меняющемся газовом рынке и отстоять свою долю для России заключается, по мнению экспертов, в ускоренной реализации заявленных СПГ-проектов. Впрочем, полностью наверстать упущенное вряд ли получится: даже в случае запуска всех трех очередей «Ямал СПГ» в дополнение к действующему заводу в рамках проекта «Сахалин-2» к 2020 году Россия сможет выйти на производство 26-27 млн тонн СПГ в год, тогда как США к этому времени смогут производить порядка 78 млн тонн.

Татьяна Дмитриева

Рост предложения и спроса

По данным доклада Shell «Прогноз развития рынков СПГ», в 2016 году спрос на СПГ в мире составил 265 млн тонн, что на 17 млн тонн больше по сравнению с предыдущим годом. В 2016 году, вопреки ожиданиям многих экспертов, мировой рынок не стал профицитным – темпы роста спроса и предложения оказались примерно на одном уровне. Это произошло благодаря тому, что спрос на СПГ в странах Азии и Ближнего Востока вырос больше, чем ожидалось, что компенсировало значительный (на 15 млн тонн) рост поставок из Австралии за счет ввода в эксплуатацию проекта Gorgon.

Главными генераторами растущего мирового спроса на СПГ в 2016 году были Китай и Индия: их суммарный импорт СПГ за год увеличился на 11,9 млн тонн. Кроме того, свой вклад в рост мирового спроса на СПГ внесли новые страны-импортеры: Колумбия, Ямайка, Пакистан, Иордания, Египет и Польша, которые за счет импорта СПГ компенсировали локальный дефицит поставок газа.

Согласно прогнозам Shell, в период до 2030 год спрос на СПГ будет расти вдвое быстрее, чем на трубопроводный природный газ, и составит 4-5%, при этом основной растущий спрос на СПГ по-прежнему будет приходиться на страны Азии. Всего, по прогнозам Shell, к 2030 году объем мирового рынка СПГ вырастет в 1,8 раза, до 460 млн тонн. По оценке BP, в 2035 году доля СПГ в мировой торговле газом увеличится до 51%.

США: выход в лидеры

В феврале 2016 года была отгружена первая партия СПГ из США – дебютный танкер отправился в Бразилию. Тогда у экспертов не было однозначного ответа на вопрос, последует ли за этим превращение США в одного из крупнейших экспортеров СПГ или это событие не окажет существенного влияния на мировой рынок.

Сегодня уже очевидно, что события стали развиваться по первому сценарию. В течение 2016 года, по данным Минэнерго США, из страны была отгружена 61 партия СПГ общим объемом 3,8 млн тонн, что соответствует 1,5% объема мирового экспорта.

Почти половина американского СПГ была поставлена в страны Латинской Америки – Бразилию, Мексику, Аргентину, Чили и Доминиканскую Республику. Около 30% экспорта пришлось на страны Азии – Японию, Южную Корею, Китай и Индию. Около 10% было экспортировано в ОАЭ, Иорданию и Кувейт, столько же в страны Европы – Португалию, Испанию, Италию, а также в Турцию.

Весьма красноречиво о планах США по покорению мирового рынка СПГ говорят планы компаний, подтвержденные высоким уровнем их законтрактованности – более 70% сооружающихся мощностей по производству СПГ уже имеют покупателя на будущую продукцию. По состоянию на начало 2017 года в стадии строительства находились шесть СПГ-заводов. К 2020 году мощности по сжижению газа, по оценкам экспертов VYGON Consulting, составят 78 млн тонн (рис. 1), а объемы экспорта – не менее 40 млн тонн, или около 10% мирового рынка. Это позволит США войти в тройку лидеров мирового рынка наряду с Катаром и Австралией.

Рис. 1. Ввод в действие СПГ-заводов в США, 2016-2019 гг.<

img src="/fotobank/analytics/0002/mp-05-17-0007-001.jpg" height="401" width="603">

Источник: VYGON Consulting.

Столкновение экспортных интересов

Европа – традиционный рынок сбыта российского природного газа – и Китай, рассматриваемый Россией как наиболее перспективный экспортный рынок, в прошлом году впервые в истории стали импортерами американского СПГ. Насколько это может изменить возможности и планы России по поставкам газа в эти страны?

Россия поставляет в Европу газ по трубопроводам в объеме порядка 160 млрд кубометров в год (в пересчете на СПГ это примерно 116 млн тонн – в 300 раз больше поставок США в этот регион в прошлом году) и доминирует на этом рынке с долей порядка 30%. Основные поставки приходятся на Германию, Италию, Францию, Великобританию, Турцию и Польшу. С американскими поставками российские пересекаются только в двух странах – Италии и Турции. Однако если при увеличении поставок из США в Италию у России есть возможность перераспределить объемы в пользу других европейских стран, то в случае Турции под угрозу попадает загрузка мощностей «Турецкого потока». Напомним, первая его нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая – для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы, мощность каждой нитки составляет 15,75 млрд кубометров, строительство начато и рассчитано на период до 2019 года.

Другие крупные потребители российского газа в Европе пока не стремятся или не имеют возможности импортировать американский газ. Так, Германия не может физически принять СПГ, так как там нет ни одного терминала по приему СПГ, а Франция летом 2016 года заявляла о поиске возможностей запретить импорт сланцевого газа, из которого на две трети состоит американский СПГ. Об отказе от импорта американского СПГ заявила и Литва, не так давно начавшая эксплуатацию плавучего регазификационного терминала в Клайпеде, объяснив это тем, что этот газ не соответствует литовским стандартам качества. Польша, построившая СПГ-терминал для импорта СПГ из Катара, пока не нуждается в дополнительных его объемах в силу взятого курса на рост угольной генерации.

Так или иначе, планы США занять в перспективе до 10% европейского рынка СПГ вполне реалистичны, но будут сильно зависеть от ценовой конъюнктуры рынка, полагают эксперты. Дело в том, что стоимость газа на американском распределительном хабе в Луизиане составляет около $100 за тысячу кубометров, а с учетом сжижения – $190-200. Если учесть транспортировку, регазификацию и прибыль продавцов американские производители готовы поставлять газ в Европу по цене не менее $245 за тысячу кубометров.

Рис. 2. Основные нефтегазоносные сланцевые формации в США - Барнетт, Баккен, Вудфорд, Иглфорд, Марселлус, Ниобрара, Хейнсвилл, Пермский бассейн

При этом в апреле 2016 года стоимость российского трубопроводного газа для Германии была почти вдвое меньше – $130 за тысячу кубометров, а вынужденные выполнять контрактные обязательства американские поставщики, по данным IEA, продавали газ в Португалию по цене $127. Но в начале 2017 года ситуация изменилась: спотовые цены на газ в Европе выросли до $250. Это сразу вызвало рост поставок американского СПГ в Европу уже в феврале в 8 раз по сравнению с объемами, поставленными в течение прошлого года.

На руку американским экспортерам СПГ играет и стремление Европы диверсифицировать поставки газа. К примеру, в 2017 году Еврокомиссия выделила средства на строительство СПГ-терминала на хорватском острове Крк, который с 2019 года сможет ежегодно принимать 6 млрд кубометров газа, который далее пойдет в Восточную Европу и на Балканы. Кроме того, согласно заявлению Госдепартамента США по энергетическим вопросам, американские компании готовы бесплатно строить плавучие терминалы по приему СПГ у берегов ЕС.

Что касается Китая, то здесь у поставок американского СПГ больше перспектив, чем в Европе. Во-первых, потому что это быстрорастущий рынок: сейчас Китай потребляет 200 млрд кубометров газа в год, и эта цифра будет расти. Во-вторых, американский СПГ, который будет экспортироваться через расширенный Панамский канал, на этом рынке более конкурентоспособен: в 2016 году цены в экспортных контрактах находились в пределах $130-210 за тысячу кубометров.

А главное, что принципиальная договоренность о наращивании поставок американского газа на рынок Китая была достигнута во время переговоров Дональда Трампа и Си Цзиньпина в апреле 2017 года, а уже в мае две страны подписали торговое соглашение, которое расширяет доступ американским энергокомпаниям на китайский рынок. Также Китай заявлял о планах по возведению регазификационных терминалов с участием США.

Способен ли американо-китайский «газовый контракт» поставить под угрозу поставки российского газа, которые сейчас осуществляются в форме СПГ с Сахалина, а планируются по трубопроводам? По мнению экспертов, пока прямой угрозы нет, поскольку российские поставки выигрывают по цене. Так, транспортировка российского СПГ с Сахалина в Китай обходится почти вчетверо дешевле по сравнению с СПГ из США (по цене этот газ уступает только туркменскому трубопроводному и австралийскому СПГ). Стоимость поставок по строящемуся в настоящее время газопроводу «Сила Сибири» (предполагает поставки 38 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет) также будет ниже по сравнению с поставками СПГ из США.

Вместе с тем, следует учитывать, что сроки ввода в действие «Силы Сибири» определены 2018-2020 годами, за это время США могут значительно нарастить поставки газа в Китай, что может заставить Поднебесную, например, отказаться от реализации проекта «Сила Сибири-2» (ранее именовался «Алтай»), запланированного в продолжение «Силы Сибири» и предполагающего организацию поставок газа по «западному маршруту» в объеме до 30 млрд кубометров в год. По мнению аналитиков Forbes, вполне может сложиться ситуация, что к началу поставок по «Силе Сибири» Китай перестанет наращивать импорт газа и «западный маршрут» ему не понадобится.

Российские перспективы: лучше поздно, чем никогда?

Напомним, в России по-прежнему действует единственный завод по производству СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». Две технологические линии производят 10,8 млн тонн газа, что на 1,2 млн тонн больше проектной мощности, СПГ отправляется в страны АТР. В рамках проекта запланировано увеличение производства до 15 млн тонн за счет строительства и ввода в 2023-2024 годах третьей очереди (ранее ее ввод планировался в 2021 году, но был перенесен из-за обширной инвестпрограммы). Согласно оценке Forbes, перенос сроков расширения завода может стать прологом к переориентации газовых ресурсов Сахалина на трубопроводные поставки в Китай.

Осенью 2017 года должен заработать второй российский СПГ-завод в рамках проекта «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения (по состоянию на апрель готовность объекта составляла 80%, а первой производственной линии – 91%). Планируется построить три производственные линии общей мощностью 16,5 млн тонн и вывести завод на полную проектную мощность к 2019 году. Интересно, что в 2017 году, согласно заявлению президента «Новатэка» Леонида Михельсона, завод планирует осуществлять только спотовые поставки, долгосрочные же экспортные контракты «Ямал СПГ» начнет заключать с 2018 года. Рынки сбыта СПГ определены как страны АТР и Европа.

Сроки другого проекта «Новатэка» – «Арктик СПГ-2» на базе Салмановского месторождения на Гыданском полуострове были существенно сдвинуты: если ранее завод планировалось ввести в эксплуатацию к 2022 году, то теперь в этом году планируется лишь закончить строительство. Новые сроки ввода завода в эксплуатацию определены 2022-2025 годами.

Перенесены сроки реализации и других российских СПГ-проектов. Так, «Балтийский СПГ» в Усть-Луге, реализуемый «Газпромом» в качестве дополнения к «Северному потоку-2» для повышения гибкости поставок газа в Европу, планировалось запустить к 2018 году. Но затем из-за проблем с финансированием со стороны «Газпромбанка» это событие было перенесено на конец 2021 года, а сейчас, учитывая, что инвестиционное решение по проекту до сих пор отсутствует, он может сдвинуться и на более отдаленную перспективу. Предполагается, что «Балтийский СПГ» будет производить приблизительно 10 млн тонн газа с перспективой расширения мощности до 15 млн тонн.

Ранее «Газпром» планировал реализовать проект «Владивосток СПГ» для сжижения добытого на Сахалине, в Якутии и Иркутской области газа и организации его экспорта в страны АТР. Проект находился в инвестиционной стадии с февраля 2013 года и предполагал строительство завода мощностью 10 млн тонн к 2018 году с возможностью дальнейшего расширения. Но в феврале 2016 года «Газпром» объявил, что «Владивосток СПГ» более не считается приоритетным проектом компании и его реализация отложена на неопределенный срок.

Проект «Роснефти» «Дальневосточный СПГ» предполагает строительство одной технологической линии мощностью 5 млн тонн с возможностью расширения на базе ресурсов проекта «Сахалин-1». Пока не определено даже место строительства завода (рассматриваются пос. Ильинское и Де-Кастри), а предполагаемый запуск проекта перенесен с 2021 на 2023 год.

Другой проект «Роснефти» – «Печора СПГ» реализуется совместно с компанией Alltech. Он предусматривает разработку Кумжинского и Коровинского газовых месторождений в Ненецком АО, прокладку газопровода, строительство СПГ-завода, установки комплексной подготовки газа (УКПГ) и отгрузочного морского терминала. Планируется, что завод будет производить 2,6 млн тонн СПГ с возможностью двукратного увеличения. Для реализации проекта необходимы внесения в Федеральный закон «Об экспорте газа», в связи с чем его судьба пока остается под вопросом.

Как видим, Россия отдает явный приоритет трубопроводным экспортным проектам, тогда как СПГ-проекты отходят на второй план и все дальше сдвигаются во времени.

Несложно посчитать, что даже в случае запуска всех трех очередей «Ямал СПГ» в дополнение к действующему заводу в рамках проекта «Сахалин-2» к 2020 году Россия сможет выйти на производство всего лишь 26-27 млн тонн СПГ в год (рис. 3), что в лучшем случае позволит ей удержаться лишь в конце первой десятки экспортеров.

Рис. 3. Перспективы реализации российских СПГ-проектов, 2015-2025 гг.

Источник: СМИ, данные компаний.

Вместе с тем, по оценке экспертов, реальные возможности для роста российского экспорта газа сегодня реально способен предоставить лишь СПГ-сегмент этого рынка в силу его быстрого роста и мобильности. Отдавая и дальше приоритет строительству трубопроводов и затягивая реализацию проектов строительства СПГ-заводов, Россия рискует не только столкнуться с еще большей конкуренцией со стороны СПГ-поставок, но и потерять для себя рынки сбыта планируемых СПГ-проектов.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России В Петербурге возбудили дело об убийстве члена Морского совета при правительстве города Александра Ти...

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота В работе съезда примут участие представители более 60 региональных отделений Движения, будут избраны...

Российская экономика

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России Негативный эффект регуляторной деятельности демонстрирует и ситуация в рыбной отрасли, одной из важн...

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа По размеру запасов месторождение относится к уникальным.

Транспортная политика

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры Комплексный план разработан во исполнение одного из пунктов указа президента РФ от 7 мая «О национал...

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере Стороны намерены расширять сотрудничества в транспортной сфере, в том числе путем создания новых и м...

Морские порты

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП Глава комитета по инвестициям и производственным вопросам АСОП Д. Морозов рассказал о проблемах и пе...

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля Особенностью японского подхода является активное применение зеленых насаждений: благодаря растениям ...




Морской транспорт

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск»

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск» Специалистами предприятия была проведена заменена всех фильтрующих элементов, неисправных форсунок и...

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику Научно-исследовательский флот Росрыболовства ежегодно проводит многочисленные экспедиции для оценки ...

Речной транспорт

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях Благовещенский судостроительный завод разместит у себя половину флота Амурского ГПЗ, еще четыре морс...

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран Судно закупается для перемещения персонала и оборудования по воде, а также буксировки специальных ср...

Ж/Д транспорт

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков РЖД планируют увеличить грузовой тариф на узких местах железных дорог.

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу Необходимость сохранения надбавки в РЖД обосновывют тем, что это позволит компенсировать последствия...

Авто транспорт

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей План предусматривает реконструкцию 136 км. автомобильной дороги.

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России Федеральная трасса общего пользования А-289 «Краснодар – Тамань» после реконструкции станет наиболее...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Особенности работы службы капитана порта Архангельск

Особенности работы службы капитана порта Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад, в 1584 ...

Морской транспорт

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Green Award дал высокую оценку СКФ

Green Award дал высокую оценку СКФ Компания SCF Management Services (Dubai), отвечающая за техническое управление флотом группы...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

История крейсеров

История крейсеров Первый русский военный корабль «Орел» был построен по проекту голландского судостроителя Ванбуковена...

Писатель и моряк

Писатель и моряк В столичном киноконцертном зале «Россия» на Пушкинской площади в пятницу, 13 июля, в день 90-летия с...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...