Американский фактор российского газа

Грузовая база
Американский фактор российского газа

Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по добыче и сжижению природного газа на базе Штокмановского месторождения и продавать этот газ в США. Тогда никто не мог предположить, что США за несколько лет за счет развития добычи сланцевых углеводородов превратятся в нетто-экспортера природного газа. Но это произошло, Штокмановский проект заморожен, а наша страна вынуждена конкурировать с США за рынки сбыта сжиженного природного газа (СПГ), добываемого на других месторождениях, не только в СПГ-сегменте, но и в сфере традиционных трубопроводных поставок.

Единственный способ усилить свои конкурентные преимущества на динамично меняющемся газовом рынке и отстоять свою долю для России заключается, по мнению экспертов, в ускоренной реализации заявленных СПГ-проектов. Впрочем, полностью наверстать упущенное вряд ли получится: даже в случае запуска всех трех очередей «Ямал СПГ» в дополнение к действующему заводу в рамках проекта «Сахалин-2» к 2020 году Россия сможет выйти на производство 26-27 млн тонн СПГ в год, тогда как США к этому времени смогут производить порядка 78 млн тонн.

Татьяна Дмитриева

Рост предложения и спроса

По данным доклада Shell «Прогноз развития рынков СПГ», в 2016 году спрос на СПГ в мире составил 265 млн тонн, что на 17 млн тонн больше по сравнению с предыдущим годом. В 2016 году, вопреки ожиданиям многих экспертов, мировой рынок не стал профицитным – темпы роста спроса и предложения оказались примерно на одном уровне. Это произошло благодаря тому, что спрос на СПГ в странах Азии и Ближнего Востока вырос больше, чем ожидалось, что компенсировало значительный (на 15 млн тонн) рост поставок из Австралии за счет ввода в эксплуатацию проекта Gorgon.

Главными генераторами растущего мирового спроса на СПГ в 2016 году были Китай и Индия: их суммарный импорт СПГ за год увеличился на 11,9 млн тонн. Кроме того, свой вклад в рост мирового спроса на СПГ внесли новые страны-импортеры: Колумбия, Ямайка, Пакистан, Иордания, Египет и Польша, которые за счет импорта СПГ компенсировали локальный дефицит поставок газа.

Согласно прогнозам Shell, в период до 2030 год спрос на СПГ будет расти вдвое быстрее, чем на трубопроводный природный газ, и составит 4-5%, при этом основной растущий спрос на СПГ по-прежнему будет приходиться на страны Азии. Всего, по прогнозам Shell, к 2030 году объем мирового рынка СПГ вырастет в 1,8 раза, до 460 млн тонн. По оценке BP, в 2035 году доля СПГ в мировой торговле газом увеличится до 51%.

США: выход в лидеры

В феврале 2016 года была отгружена первая партия СПГ из США – дебютный танкер отправился в Бразилию. Тогда у экспертов не было однозначного ответа на вопрос, последует ли за этим превращение США в одного из крупнейших экспортеров СПГ или это событие не окажет существенного влияния на мировой рынок.

Сегодня уже очевидно, что события стали развиваться по первому сценарию. В течение 2016 года, по данным Минэнерго США, из страны была отгружена 61 партия СПГ общим объемом 3,8 млн тонн, что соответствует 1,5% объема мирового экспорта.

Почти половина американского СПГ была поставлена в страны Латинской Америки – Бразилию, Мексику, Аргентину, Чили и Доминиканскую Республику. Около 30% экспорта пришлось на страны Азии – Японию, Южную Корею, Китай и Индию. Около 10% было экспортировано в ОАЭ, Иорданию и Кувейт, столько же в страны Европы – Португалию, Испанию, Италию, а также в Турцию.

Весьма красноречиво о планах США по покорению мирового рынка СПГ говорят планы компаний, подтвержденные высоким уровнем их законтрактованности – более 70% сооружающихся мощностей по производству СПГ уже имеют покупателя на будущую продукцию. По состоянию на начало 2017 года в стадии строительства находились шесть СПГ-заводов. К 2020 году мощности по сжижению газа, по оценкам экспертов VYGON Consulting, составят 78 млн тонн (рис. 1), а объемы экспорта – не менее 40 млн тонн, или около 10% мирового рынка. Это позволит США войти в тройку лидеров мирового рынка наряду с Катаром и Австралией.

Рис. 1. Ввод в действие СПГ-заводов в США, 2016-2019 гг.<

img src="/fotobank/analytics/0002/mp-05-17-0007-001.jpg" height="401" width="603">

Источник: VYGON Consulting.

Столкновение экспортных интересов

Европа – традиционный рынок сбыта российского природного газа – и Китай, рассматриваемый Россией как наиболее перспективный экспортный рынок, в прошлом году впервые в истории стали импортерами американского СПГ. Насколько это может изменить возможности и планы России по поставкам газа в эти страны?

Россия поставляет в Европу газ по трубопроводам в объеме порядка 160 млрд кубометров в год (в пересчете на СПГ это примерно 116 млн тонн – в 300 раз больше поставок США в этот регион в прошлом году) и доминирует на этом рынке с долей порядка 30%. Основные поставки приходятся на Германию, Италию, Францию, Великобританию, Турцию и Польшу. С американскими поставками российские пересекаются только в двух странах – Италии и Турции. Однако если при увеличении поставок из США в Италию у России есть возможность перераспределить объемы в пользу других европейских стран, то в случае Турции под угрозу попадает загрузка мощностей «Турецкого потока». Напомним, первая его нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая – для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы, мощность каждой нитки составляет 15,75 млрд кубометров, строительство начато и рассчитано на период до 2019 года.

Другие крупные потребители российского газа в Европе пока не стремятся или не имеют возможности импортировать американский газ. Так, Германия не может физически принять СПГ, так как там нет ни одного терминала по приему СПГ, а Франция летом 2016 года заявляла о поиске возможностей запретить импорт сланцевого газа, из которого на две трети состоит американский СПГ. Об отказе от импорта американского СПГ заявила и Литва, не так давно начавшая эксплуатацию плавучего регазификационного терминала в Клайпеде, объяснив это тем, что этот газ не соответствует литовским стандартам качества. Польша, построившая СПГ-терминал для импорта СПГ из Катара, пока не нуждается в дополнительных его объемах в силу взятого курса на рост угольной генерации.

Так или иначе, планы США занять в перспективе до 10% европейского рынка СПГ вполне реалистичны, но будут сильно зависеть от ценовой конъюнктуры рынка, полагают эксперты. Дело в том, что стоимость газа на американском распределительном хабе в Луизиане составляет около $100 за тысячу кубометров, а с учетом сжижения – $190-200. Если учесть транспортировку, регазификацию и прибыль продавцов американские производители готовы поставлять газ в Европу по цене не менее $245 за тысячу кубометров.

Рис. 2. Основные нефтегазоносные сланцевые формации в США - Барнетт, Баккен, Вудфорд, Иглфорд, Марселлус, Ниобрара, Хейнсвилл, Пермский бассейн

При этом в апреле 2016 года стоимость российского трубопроводного газа для Германии была почти вдвое меньше – $130 за тысячу кубометров, а вынужденные выполнять контрактные обязательства американские поставщики, по данным IEA, продавали газ в Португалию по цене $127. Но в начале 2017 года ситуация изменилась: спотовые цены на газ в Европе выросли до $250. Это сразу вызвало рост поставок американского СПГ в Европу уже в феврале в 8 раз по сравнению с объемами, поставленными в течение прошлого года.

На руку американским экспортерам СПГ играет и стремление Европы диверсифицировать поставки газа. К примеру, в 2017 году Еврокомиссия выделила средства на строительство СПГ-терминала на хорватском острове Крк, который с 2019 года сможет ежегодно принимать 6 млрд кубометров газа, который далее пойдет в Восточную Европу и на Балканы. Кроме того, согласно заявлению Госдепартамента США по энергетическим вопросам, американские компании готовы бесплатно строить плавучие терминалы по приему СПГ у берегов ЕС.

Что касается Китая, то здесь у поставок американского СПГ больше перспектив, чем в Европе. Во-первых, потому что это быстрорастущий рынок: сейчас Китай потребляет 200 млрд кубометров газа в год, и эта цифра будет расти. Во-вторых, американский СПГ, который будет экспортироваться через расширенный Панамский канал, на этом рынке более конкурентоспособен: в 2016 году цены в экспортных контрактах находились в пределах $130-210 за тысячу кубометров.

А главное, что принципиальная договоренность о наращивании поставок американского газа на рынок Китая была достигнута во время переговоров Дональда Трампа и Си Цзиньпина в апреле 2017 года, а уже в мае две страны подписали торговое соглашение, которое расширяет доступ американским энергокомпаниям на китайский рынок. Также Китай заявлял о планах по возведению регазификационных терминалов с участием США.

Способен ли американо-китайский «газовый контракт» поставить под угрозу поставки российского газа, которые сейчас осуществляются в форме СПГ с Сахалина, а планируются по трубопроводам? По мнению экспертов, пока прямой угрозы нет, поскольку российские поставки выигрывают по цене. Так, транспортировка российского СПГ с Сахалина в Китай обходится почти вчетверо дешевле по сравнению с СПГ из США (по цене этот газ уступает только туркменскому трубопроводному и австралийскому СПГ). Стоимость поставок по строящемуся в настоящее время газопроводу «Сила Сибири» (предполагает поставки 38 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет) также будет ниже по сравнению с поставками СПГ из США.

Вместе с тем, следует учитывать, что сроки ввода в действие «Силы Сибири» определены 2018-2020 годами, за это время США могут значительно нарастить поставки газа в Китай, что может заставить Поднебесную, например, отказаться от реализации проекта «Сила Сибири-2» (ранее именовался «Алтай»), запланированного в продолжение «Силы Сибири» и предполагающего организацию поставок газа по «западному маршруту» в объеме до 30 млрд кубометров в год. По мнению аналитиков Forbes, вполне может сложиться ситуация, что к началу поставок по «Силе Сибири» Китай перестанет наращивать импорт газа и «западный маршрут» ему не понадобится.

Российские перспективы: лучше поздно, чем никогда?

Напомним, в России по-прежнему действует единственный завод по производству СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». Две технологические линии производят 10,8 млн тонн газа, что на 1,2 млн тонн больше проектной мощности, СПГ отправляется в страны АТР. В рамках проекта запланировано увеличение производства до 15 млн тонн за счет строительства и ввода в 2023-2024 годах третьей очереди (ранее ее ввод планировался в 2021 году, но был перенесен из-за обширной инвестпрограммы). Согласно оценке Forbes, перенос сроков расширения завода может стать прологом к переориентации газовых ресурсов Сахалина на трубопроводные поставки в Китай.

Осенью 2017 года должен заработать второй российский СПГ-завод в рамках проекта «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения (по состоянию на апрель готовность объекта составляла 80%, а первой производственной линии – 91%). Планируется построить три производственные линии общей мощностью 16,5 млн тонн и вывести завод на полную проектную мощность к 2019 году. Интересно, что в 2017 году, согласно заявлению президента «Новатэка» Леонида Михельсона, завод планирует осуществлять только спотовые поставки, долгосрочные же экспортные контракты «Ямал СПГ» начнет заключать с 2018 года. Рынки сбыта СПГ определены как страны АТР и Европа.

Сроки другого проекта «Новатэка» – «Арктик СПГ-2» на базе Салмановского месторождения на Гыданском полуострове были существенно сдвинуты: если ранее завод планировалось ввести в эксплуатацию к 2022 году, то теперь в этом году планируется лишь закончить строительство. Новые сроки ввода завода в эксплуатацию определены 2022-2025 годами.

Перенесены сроки реализации и других российских СПГ-проектов. Так, «Балтийский СПГ» в Усть-Луге, реализуемый «Газпромом» в качестве дополнения к «Северному потоку-2» для повышения гибкости поставок газа в Европу, планировалось запустить к 2018 году. Но затем из-за проблем с финансированием со стороны «Газпромбанка» это событие было перенесено на конец 2021 года, а сейчас, учитывая, что инвестиционное решение по проекту до сих пор отсутствует, он может сдвинуться и на более отдаленную перспективу. Предполагается, что «Балтийский СПГ» будет производить приблизительно 10 млн тонн газа с перспективой расширения мощности до 15 млн тонн.

Ранее «Газпром» планировал реализовать проект «Владивосток СПГ» для сжижения добытого на Сахалине, в Якутии и Иркутской области газа и организации его экспорта в страны АТР. Проект находился в инвестиционной стадии с февраля 2013 года и предполагал строительство завода мощностью 10 млн тонн к 2018 году с возможностью дальнейшего расширения. Но в феврале 2016 года «Газпром» объявил, что «Владивосток СПГ» более не считается приоритетным проектом компании и его реализация отложена на неопределенный срок.

Проект «Роснефти» «Дальневосточный СПГ» предполагает строительство одной технологической линии мощностью 5 млн тонн с возможностью расширения на базе ресурсов проекта «Сахалин-1». Пока не определено даже место строительства завода (рассматриваются пос. Ильинское и Де-Кастри), а предполагаемый запуск проекта перенесен с 2021 на 2023 год.

Другой проект «Роснефти» – «Печора СПГ» реализуется совместно с компанией Alltech. Он предусматривает разработку Кумжинского и Коровинского газовых месторождений в Ненецком АО, прокладку газопровода, строительство СПГ-завода, установки комплексной подготовки газа (УКПГ) и отгрузочного морского терминала. Планируется, что завод будет производить 2,6 млн тонн СПГ с возможностью двукратного увеличения. Для реализации проекта необходимы внесения в Федеральный закон «Об экспорте газа», в связи с чем его судьба пока остается под вопросом.

Как видим, Россия отдает явный приоритет трубопроводным экспортным проектам, тогда как СПГ-проекты отходят на второй план и все дальше сдвигаются во времени.

Несложно посчитать, что даже в случае запуска всех трех очередей «Ямал СПГ» в дополнение к действующему заводу в рамках проекта «Сахалин-2» к 2020 году Россия сможет выйти на производство всего лишь 26-27 млн тонн СПГ в год (рис. 3), что в лучшем случае позволит ей удержаться лишь в конце первой десятки экспортеров.

Рис. 3. Перспективы реализации российских СПГ-проектов, 2015-2025 гг.

Источник: СМИ, данные компаний.

Вместе с тем, по оценке экспертов, реальные возможности для роста российского экспорта газа сегодня реально способен предоставить лишь СПГ-сегмент этого рынка в силу его быстрого роста и мобильности. Отдавая и дальше приоритет строительству трубопроводов и затягивая реализацию проектов строительства СПГ-заводов, Россия рискует не только столкнуться с еще большей конкуренцией со стороны СПГ-поставок, но и потерять для себя рынки сбыта планируемых СПГ-проектов.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Два подземных толчка зафиксированы на берегу и в акватории Байкала

Два подземных толчка зафиксированы на берегу и в акватории Байкала Два землетрясения произошли в воскресенье с разницей в два часа на территории Курумканского и Кабанс...

Специалисты России и Финляндии провели командно-штабную тренировку по ликвидации разлива нефти на Балтике

Специалисты России и Финляндии провели командно-штабную тренировку по ликвидации разлива нефти на Балтике Специалисты России и Финляндии 12-13 декабря провели в финской столице международную командно-штабну...

Российская экономика

В Якутии будет создано министерство по развитию Арктики

В Якутии будет создано министерство по развитию Арктики Упор будет сделан на развитие транспортной инфраструктуры вокруг Северного морского пути, создания Ж...

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...