МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

Инфраструктура / Образование
МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского – это ключевой процессор подготовки судовых механиков. Помимо высококачественных знаний и практических навыков по эксплуатации судовых двигателей и оборудования, кафедра целенаправленно дает будущим специалистам знания и навыки системного мышления, эффективной и безопасной организации работы, а также широкие возможности для адаптации к непрерывным изменениям и усовершенствованиям морской техники.

Информационный центр ОИУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Дальневосточный подход к морской автоматике

История кафедры официально начинается в 1963 году, когда кафедра судовых паросиловых установок (СПСУ) приказом министра морского флота СССР была разделена на две самостоятельные кафедры: «Судовые паровые и газовые турбины» и «Эксплуатация судовых силовых установок». Все же подлинные истоки кафедры справедливо рассматривать в момент учреждения морского вуза во Владивостоке и, соответственно, судомеханического факультета– в 1944 году.

Научно-педагогическая специфика кафедры была оформлена в течение первых двадцати лет работы коллектива факультета. Примечательно, что первым начальником кафедры стал выпускник первого выпуска судомеханического факультета 1950 года С.Г. Лукьянов. В 1963 году он работал заведующим кафедрой СПСУ. Его усилиями новая кафедра получила признание в министерстве, а затем при ней была открыта аспирантура, подготовившая впоследствии новые поколения научно-педагогических кадров.

Фото. Внедрение новой техники в учебный процесс, конец 1970-х годов

Развитие кафедры связано с именами восьми начальников. С.Г. Лукьянова, руководившего с 1963 по 1973 год, сменил В.С. Попов. Затем кафедрой заведовали ученые и профессора к.т.н. Н.И. Борисов, д.т.н. Н.М. Подволоцкий, к.т.н. Г.М. Липин, д.т.н. В.Н. Слесаренко, д.т.н. А.В. Семенюк. С 2014 года кафедру возглавляет к.т.н. А.Л. Чемодаков. Роль каждого из них в развитии науки и морского образования трудно переоценить. Благодаря им было создано влиятельное в отечественной науке направление и заложены крепкие профессорские традиции, которые поддерживают и вдохновляют современную жизнь кафедры и всего факультета.

Фото. Кафедра ЭА СЭУ, 1996 год.
В первом ряду: С.Г. Лукьянов, Н.В. Афонина, В.Н. Слесаренко, Н.И. Борисов, Г.М. Липин.
Во втором ряду: Е.Г. Курзенков, С.И. Бондарь, В.К. Варкулевич, В.П. Ширяев, И.В. Прокопишин, Г.Б. Важенин, Г.В. Кузьменко.

День сегодняшний

Направления обучения на кафедре представлены двадцатью утвержденными отечественными и международными образовательными стандартами дисциплинами, которые в свою очередь разделены на два блока: автоматизация судовых энергетических установок и техническая эксплуатация судовых энергетических установок. Программа рассчитана на курсантов судомеханического факультета. Энергетическая установка современного судна представляет собой комплекс сложного теплоэнергетического, технологического оборудования и средств автоматического контроля, который составляет зону прямой ответственности инженеров– судовых механиков. Кроме того, часть предметов в рамках обязательной программы предназначена для курсантов-судоводителей и электромехаников, студентов факультета экологии и безопасности освоения шельфа и факультета управления на транспорте.

Сегодня на кафедре работают восемь профессоров, доцентов и преподавателей и два сотрудника, большая часть которых имеет в своем послужном списке не только ученые степени и звания, научные труды, учебники и учебные пособия, но и авторские изобретения и разработки, нашедшие применение в производстве.

История научных достижений кафедры состоит из разработок в таких областях, как паротурбинные установки (А.В. Семенюк), виброакустическая диагностика судовых энергетических установок (В.С. Попов), судовые опреснительные установки (В.Н. Слесаренко), и многих других. Одно из успешных направлений– исследования процессов работы специальных систем танкеров, совершенствование их эксплуатации и конструкции– связано с работами Н.М. Подволоцкого и его учениками, среди которых нынешний заведующей кафедрой А.Л. Чемодаков. Идея использования вакуумной разгрузки, математическое моделирование работы специальных систем, автоматизация управления грузобалластным комплексом наливных судов нашли широкое применение в отечественной индустрии.

Последние работы, выполненные в рамках государственного заказа, посвящены таким темам, как системы автоматического регулирования, повышение эффективности и надежности средств автоматики, совершенствование технической эксплуатации морского транспорта. Помимо этого научный коллектив работает в рамках технической проблематики, связанной с грядущими изменениями стандартов топлива, производит расчеты эффективности энергетической установки судна и схем утилизации теплоты. Научно-практические мощности позволяют проводить техническую экспертизу. В состав кафедры входит лаборатория измерителей и систем автоматического управления, тренажер машинного отделения, стенды пневмо- и гидроавтоматики. Развитие лабораторной базы руководство кафедры связывает с усилением сотрудничества с индустриальными партнерами вуза, в числе которых такие судоходные гиганты, как японская компания M.O.L. (Mitsui O.S.K. Lines), поставившая тренажер системы дистанционного управления главным двигателем, и крупнейшая отечественная судоходная компания «Совкомфлот».

Из воспоминаний Г.М. Липина

Геннадий Максимович Липин, в прошлом– заведующий, а ныне профессор кафедры эксплуатации автоматизированных энергетических установок:

– Поступил я в ДВВИМУ на судомеханический факультет в 1965 году, как раз тогда, когда оно стало называться Дальневосточным высшим инженерным морским училищем имени адмирала Г.И. Невельского. А работаю здесь с 1970 года…

Я с Амура. Школу оканчивал в Амурской области, в селе Возжаевка. В нашей семье было шестеро детей. Я мечтал стать моряком, но не поехал поступать сразу после школы. Денег на дорогу не было. Поэтому год я работал в той же военной части, где служил отец.

Первые два курса у нас были общеобразовательные дисциплины. Мне было трудновато: все-таки пропустил год после школы, многое позабылось. Визу мне открыли на четвертом курсе. Тогда и пошел первый раз за границу. До этого только на Камчатку ходил на пароходах «Русь», «Ильич», «Советский Союз». А когда визу открыли, пошли другие суда, более современные: «Лесогорск», «Тавричанка», «Художник Жуков». В Японии в четырнадцати городах побывал, затем в Австралию сходил. Интересно было мир открывать…

Я хотел бы рассказать о Сергее Григорьевиче Лукьянове– первом старшем механике СССР. Сергей Григорьевич в Приморье, в школу младших морских специалистов, попал из Бухары по комсомольской путевке. Было ему 17 лет. На дворе 1944 год, и объявлен первый набор в ВВМУ. Он написал рапорт, и его перевели в училище. У Лукьянова была удивительная практическая хватка, он во все вникал с ходу. Училище окончил со средними оценками, в отличниках никогда не ходил, а через шесть лет после выпуска уже стал стармехом. Повторюсь: первым старшим механиком из всех наших выпускников. Более того– первым стармехом с высшим образованием в СССР! Говорю уверенно, потому что в нашем вузе выпуск состоялся в марте, а в других училищах– позднее. И потому их выпускники за этот срок никак не могли стать стармехами. Даже однокашники признавали, что «Серега– это уникум». Я до сих пор показываю курсантам его дипломный проект, написанный в 1950 году в большой общей тетради в полоску. От руки, чернилами... Когда он стал старшим механиком, его пригласили в китайский порт Далянь, где строили для нас пароходы. Он был назначен приемщиком и должен был следить за процессом постройки судов. Он там два года проработал. После этого его пригласили в ДВВИМУ, где в 1962 году он стал начальником кафедры.

В 1968 году Сергей Григорьевич защитил кандидатскую диссертацию. К этому времени он был уже давно утвержден в ученом звании доцента. Его избирали начальником кафедры четыре срока подряд. Еще хочу добавить, что он был убежденным коммунистом, с партбилетом не расставался. К людям относился всегда доброжелательно, выслушивал внимательно, не перебивая, вникал в детали. Он был труженик беззаветный. Жил делом. Лукьянов меня воспитал и вырастил, можно сказать, именно для работы на своей кафедре.

Одна из причин, по которой я решил стать преподавателем,– диагноз комиссии на пятом курсе. Врач сказал, что в море идти нельзя, так как в одном ухе отсутствует перепонка. Ну, говорю, и что же мне делать? Балл диплома у меня был 4,74. Немного не хватило до красного. И оставили меня в аспирантуре. На кафедре эксплуатации судовых энергетических установок, где Сергей Григорьевич Лукьянов был начальником. Интересно, что, хотя в плавсостав меня признали негодным, впоследствии в качестве руководителя практики я ходил неоднократно и на Шикотан, и на Камчатку.

Темой диссертационного исследования у меня была комбинированная очистка моторных масел для работы дизелей на различных сортах топлива для среднеоборотных двигателей. После защиты эти результаты нашли применение в Приморском пароходстве и на хабаровском «Дальдизеле». Я имею в виду конструкцию центрифуги, которую я предложил. Хоздоговорные темы были у нас регулярно до перестройки. Года так до 1991-го… И деньги мы получали, и свои научные интересы реализовывали. У нас активно работало бюро по внедрению, ОВИР– отдел по изобретательству и реализации, который брал на карандаш все наши изобретения.

Мне тяжело оценивать сегодняшних курсантов. Я не сторонник обучения с помощью компьютерной техники. Самый первый, кто дал объективную оценку этому явлению,– академик Сергей Капица в передаче «Очевидное-невероятное». Что такое компьютер? Это, сказал он, помойка. Там все есть, но там и искать нужно, как ищут бомжи на помойке. Они знают, где и чего «сбрасывают». Доверия к компьютеру нет: сегодня он работает, а завтра? Беда в том, что курсанты заменяют компьютером свои мозги. Спросишь: а какой сегодня день?– они сразу хватаются за телефоны… В положении о высшей школе сказано: диплом должен быть написан от руки. И рисовать полагается только вручную, простым карандашом. А они даже чертить не могут. Их заставляешь на тренажерах схемы рисовать, потому что это один из способов запоминания. Здесь работает зрительная и механическая память. На судне они должны знать в любое время суток, куда бежать и что делать, чтобы сохранить свою жизнь и жизни экипажа. Все должны знать, где и какой клапан находится, в какую сторону открывается, знать систему, как туда попасть и оттуда выйти. И если они не будут рисовать, то как же запомнят? А им главное– найти схему, быстренько ее сфотографировать и принести. Я говорю: такое не приму, только от руки…

Конечно, информированности у них больше, но не знаю, преимущество ли это? Система подготовки специалистов не та, а сравнивать лучше или хуже– трудно. Нужны специальные исследования…»  

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...