Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Арктический поток

Севморпуть

Грузопоток по Северному коридору к 2025 году может достигнуть 75 млн тонн

Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и Белого до Чукотского и Берингова, может достигнуть к 2025 году 75 млн тонн в год, сообщил член Научного совета Российской академии наук по проблемам геологии и разработки месторождений нефти, газа и угля Михаил Григорьев.

Грузовая линейка

«Мы проанализировали объемы добычи компаний по утвержденным проектам разработки, и получается, что если дополнительно будут реализованы заявленные проекты – «Арктик СПГ», отгрузка угля с терминала «Чайка», «Печора СПГ», – то к 2025 году грузопоток по арктическим акваториям, связанный с освоением минеральных ресурсов, в том числе по Северному морскому пути (СМП), достигнет порядка 75 млн тонн в год», – сказал он.

По его словам, в 2016 году общий грузопоток по СМП превысил 7 млн тонн, а по всему Северному морскому транспортному коридору – 18 млн тонн.

«Международный транзит по Севморпути в 2016 году составил 240 тыс. тонн, но при этом мы не учитываем так называемые сквозные рейсы, когда судно проходит по всему Северному морскому пути, заходя в какой-либо арктический порт для доставки груза. Основной грузопоток обеспечил вывоз углеводородного сырья. В Печорском море через морской порт Варандей было вывезено 8 млн тонн, 2 млн тонн грузопотока дала нефтяная платформа «Приразломная». На реке Оби с вывозом через юго-западную часть Севморпути Новый Порт дал почти 3 млн тонн», – пояснил Григорьев.

Основные завозимые грузы связаны со строительством «Ямал СПГ» на Ямале, большая часть грузов, как отмечает Григорьев, идет по морю, но часть отправляется и по реке. «Это временно, потом характер грузов поменяется, начнется весьма значительный вывоз. Выход завода «Ямал СПГ» на проектную мощность даст 16,5 млн тонн сжиженного природного газа и около 1,5 млн тонн составит добываемый вместе с газом конденсат. Рост доли вывоза очевиден уже сейчас: если в 2015 году доля завоза в порты и портопункты Северного морского пути составляла 73% общего грузопотока, то в 2016-м она сократилась до 43%», – сказал он.

Грузопоток углеводородов по СМП, по оценкам эксперта, к 2022 году должен составить порядка 40 млн тонн. «Если мы возьмем только те проекты, на которые есть действующие проекты разработки», – уточнил он, отметив, что почти 25 млн тонн будет формироваться в Обской губе.

Экономическое развитие

Если говорить об экономическом развитии Арктического региона, то, как заявляет Григорьев, оно на 98% состоит из реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей минеральных ресурсов.

«Это такие точки роста, как Варандей, строящийся «Ямал СПГ», Новый Порт, Дудинка, Норильск. Что такое Норильск? Норильск стал выпускать остро необходимую стране продукцию с 1939 года. Предприятие является «повивальной бабкой» атомного ледокольного флота, потому что почти сорок лет назад – 1 мая 1978 года – для обеспечения непрерывной работы Норильского комбината была открыта круглогодичная навигация по Северному морскому пути», – заметил он.

По словам Григорьева, экономическое развитие Арктики в ближайшее время будет идти за счет реализации сложившихся 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, четыре – руд и угля.

«Вот под все эти проекты создается разветвленная транспортная инфраструктура – ледокольный флот, транспортные и вспомогательные суда, портовые буксиры. Развитие морской индустрии идет именно для обеспечения этих проектов, ведь они отрезаны от всех газопроводов и нефтепроводов. Тот же самый «Норникель», который вывозит пока менее 1 млн тонн концентрата, у него единственный вариант – морским путем, потому что железной дороги нет, поэтому здесь возникает парадокс – осваивая сушу, мы развиваем морскую транспортную систему», – говорит Григорьев.

Сейчас, по словам эксперта, одна из главных задач – развитие портовой инфраструктуры и транспортного флота СМП. «Основной грузопоток в перспективе у нас будет формироваться в Западной Сибири, в Карском море, и идти в западном направлении. Если говорить о транспортировке в восточном направлении, через СМП, то с точки зрения «Совкомфлота», заявленной в ноябре 2015 года, грузопоток СПГ в восточном направлении составит порядка 3,5 млн тонн в год. Но если мы поделим это на 90 тыс. тонн – грузоподъемность танкера СПГ, – то получается, что за летне-осеннюю навигацию будет осуществляться около 40 рейсов в восточном направлении загруженных судов и столько же обратных рейсов в балласте», – уточнил он.

Точность прогноза

Григорьев отметил, что сегодня существует проблема в точности прогноза потребности в судах для работы в Арктической зоне РФ. «Считать потребность в судах необходимо от конкретных проектов – например, от объемов поисково-оценочного бурения на шельфе. Необходимо учитывать, что, как показал опыт бурения, открывшего месторождение «Победа» в Карском море, на одну буровую установку могут быть задействованы до 17 обеспечивающих судов», – считает он.

По текущим условиям пользования недрами, в 2021 году на арктическом шельфе должна быть пробурена 31 морская скважина, но, по словам Григорьева, вероятность того, что планы будут изменены, высока. «После 2014 года сроки бурения на шельфе в Арктике были перенесены на более позднее время в связи с объективными экономическими и политическими причинами. Сложно представить себе 31 буровую установку, которую можно к этому времени построить или найти на рынке, а если учесть, что за короткий буровой сезон можно ожидать, что буровая установка закончит бурением одну скважину, и надо заложить примерно по 15 судов на каждую буровую, тогда получится, что 450 вспомогательных судов нужно будет также построить или найти на рынке к 2021 году, что маловероятно», – сказал он.

По его словам, в современных условиях обеспечить столь масштабное бурение на шельфе Россия не сможет. «Мы чисто технически не сможем это сделать. Некоторый флот у нас есть, но где будет браться новый флот в такие сжатые сроки, не очень понятно. Так что при не очень высокой цене на нефть на шельфе будет меньший ажиотаж, чем планировалось», – отметил он.

Флот

Еще одной проблемой развития СМП, как отметил Григорьев, является старение флота и нехватка ледоколов. «У нас есть три пароходства – Мурманское, Северное и Ленское объединенное речное, давно работающие на Северном морском пути. Оборотных средств на строительство нового флота у них не хватает, так как в стране пока нет длинных и дешевых денег, а за рубежом их не получить. Так что идет объективное старение флота», – пояснил он.

Ситуация с ледоколами, по словам эксперта, также остается настораживающей: после 2021-2022 годов останется четыре атомных ледокола, которые под большим вопросом смогут обеспечивать весь набор заявок на текущие и новые проекты – в Обской губе, на Енисее, рейсы по СМП и другие задачи.

«Потребность в ледоколах пропорциональна количеству грузовых судов, проводку которых они осуществляют. Соответственно, если у нас растет грузопоток, увеличивается количество рейсов, необходимо учитывать рост потребности в первую очередь в атомных ледоколах – эта ситуация пока никак конкретно не решается, выход на Обскую губу показал, что условия ледового плавания там иные, чем на Енисее. Например, в январе этого года атомоход «50 лет Победы» в связи с интенсивными ледовыми сжатиями и дрейфом льда почти трое суток сопровождал четыре судна на перегоне 60 миль», – рассказал Григорьев.

Он добавил, что расширение флота грузовых судов наиболее мощного в настоящее время ледового класса Arc7 – строящихся и частично построенных для проектов «Ямал СПГ» и Новопортовского месторождения на Оби – будет способствовать обеспечению регулярного судоходства, что особенно важно при заявленной «Ямал СПГ» ритмичности отгрузки танкеров-газовозов через каждые 40 часов, обеспечивающей заявленные объемы производства. Начавшиеся испытания заказанного «Совкомфлотом» первого газовоза проекта «Ямал СПГ», Christophe de Margerie, позволят получить более ясное представление о возможностях этих гигантских арктических судов длиной 300 и шириной 50 метров, считает Григорьев.

Морские вести России №3 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная Хабаровский филиал Главгосэкспертизы России провел проверку достоверности определения сметной стоимо...

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии Власти Индонезии сообщили в среду, что 166 пассажиров парома, затонувшего в индонезийском озере нака...

Российская экономика

Россия объявила торговую войну США

Россия объявила торговую войну США Россия вводит «балансирующие меры» в ответ на протекционистские шаги США, сообщил глава Минэкономраз...

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г.

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г. Балтийский завод в Санкт-Петербурге может вернуться к реализации проектов строительства военных кора...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

Fesco будет оспаривать арест счетов Владивостокского морского торгового порта

Fesco будет оспаривать арест счетов Владивостокского морского торгового порта Fesco намерена оспорить решение суда об аресте счетов входящего в группу Владивостокского морского т...

Счета Владивостокского морского торгового порта арестованы по делу братьев Магомедовых

Счета Владивостокского морского торгового порта арестованы по делу братьев Магомедовых Тверской суд Москвы наложил арест на банковские счета ВМТП в рамках уголовного дела в отношении влад...




Морской транспорт

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет Четвертый и пятый универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», которые планируется постро...

Ледокол «Капитан Драницын» вернулся в морской порт Мурманск

Ледокол «Капитан Драницын» вернулся в морской порт Мурманск Во время рейса ледокол обеспечивал ледокольную проводку судов от северной оконечности архипелага Нов...

Речной транспорт

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня Астраханский судостроительный завод «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ...

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов Федеральное агентство по туризму РФ видит потенциал реки Амур в части развития международного круизн...

Ж/Д транспорт

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб Министерство транспорта РФ предлагает оставить часть прибыли РЖД - 13,6 млрд рублей - в распоряжении...

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК В Хабаровском крае приступили к инженерно-геологическим изысканиям на участках, по которым пройдет ж...

Авто транспорт

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора Повышение тарифов в системе «Платон» в 2018 году не планируется, сообщил в четверг журналистам глава...

Аналитика

Транспортная политика

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...