Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

«Князья» подводного флота России

Судостроение
«Князья» подводного флота России

В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий Долгорукий», головного корабля проекта 955 «Борей» – первой серии атомных субмарин, которые строятся в России после распада СССР.

В настоящее время в составе флота три подлодки этого проекта. Всего до 2021 года запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них – модернизированного проекта 955А. В декабре на «Севмаше» будет заложена восьмая субмарина этого проекта.

«Бореи» должны стать основой морской составляющей ядерной триады России и в будущем полностью заменить «стратегов» предыдущего поколения – 667БДР «Кальмар» на Тихоокеанском флоте и 667БДРМ «Дельфин» на Северном.

Роман Азанов
Анна Юдина.

Подъем с глубины

В 1985 году появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, согласно которому в ЦКБ «Рубин» начались проектные изыскания по двум вариантам атомного подводного крейсера четвертого поколения – проекту 955 (шифр «Борей-I») и проекту 935 («Борей-II»). Руководил работами генеральный конструктор С.Н. Ковалев.

Первые субмарины 955-го проекта – дети «лихих 90-х». Головной корабль серии «Юрий Долгорукий» был заложен на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1996 году тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым и главой РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом. Лодке прочили быструю постройку, однако до спуска на воду прошло более 10 лет.

Корабль модернизировался дважды. Сначала из-за неудачи в испытании главного ракетного комплекса «Барк» субмарина потеряла в «весе» – было решено, что вместо 100-тонных ракет на лодке будут размещены 36-тонные ракеты «Булава». Это потребовало изменения проекта ракетного отсека лодки.

Чтобы сэкономить средства, решили использовать при постройке первых кораблей имевшийся на «Севмаше» задел по корпусным конструкциям недостроенных подлодок «Рысь» и «Кугуар» проекта 971.

Корабли 955-го проекта с ракетой «Барк» должны были быть размером с самые большие и мощные лодки в мире проекта 941 «Тайфун». С «Булавой» они оказались меньше.

В 2000-е годы обвальное сокращение гособоронзаказа вызвало трудности с выплатой заработной платы работникам «Севмаша», где строили лодку. Однако новое руководство страны во главе с президентом РФ Владимиром Путиным стало уделять должное внимание вопросам национальной безопасности и поддержке оборонки. Судостроители получили возможность реализовать свой научный и технический потенциал, не опасаясь закрытия своих предприятий по финансово-экономическим причинам.

Строительство «Юрия Долгорукого» возобновилось, формирование его корпуса завершили в 2004 году.

Тактико-технические характеристики «Борея»

Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится «легкий» корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина – 13,5 м, осадка – 10 м. Надводное водоизмещение подлодки – 14 720 т, подводное – 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения – до 400 м; надводная скорость – 15 узлов, подводная – до 29 узлов. Автономность плавания – 90 суток, экипаж – 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В – 190 МВт.

Вывод «Юрия Долгорукого» из цеха северодвинского завода в спусковой плавучий док «Сухона» датируется 15 апреля 2007 года. Лодку спустили на воду 12 февраля 2008-го, а девять месяцев спустя, 21 ноября, на ней был произведен физический пуск реактора.

Швартовные испытания подводного крейсера начались 17 марта 2009-го, с 19 июня по 10 июля корабль прошел первый этап ходовых испытаний. Второй этап стартовал в августе того же года.

«Булава» для «подводного князя»

На субмарине установлен ракетный комплекс Д-30 (16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет «Булава») и торпедные аппараты калибра 533 мм. Первоначально лодки проекта 955 должны были быть вооружены ракетами Р-39УТТХ «Барк», разработанными в Государственном ракетном центре им. В.П. Макеева.

Принятие на вооружение комплекса Д-30 с «Булавой» намечалось на 2004-2005 годы, однако серия неудачных пусков заставила пересмотреть программу, и по срокам она сдвинулась. Оказалось, что унификация с наземным комплексом затруднительна, и, хотя наработки по последнему нашли широкое применение в «Булаве», все-таки пришлось проектировать ракету заново. Для испытаний новой ракеты доработали головную лодку проекта 941. С борта ТК-208 «Дмитрий Донской» 23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Затем в период с 27 сентября 2005 по 9 декабря 2009 года «Дмитрий Донской» осуществил 11 пусков, из них три удачных и два частично удачных.

В октябре 2010-го «Дмитрий Донской» выполнил пару удачных пусков «Булавы». 28 июня 2011 года ракета успешно стартовала с «Юрия Долгорукого». В рамках программы совместных государственных испытаний пуски «Булавы» с головного «Борея» выполнили в августе и октябре 2011-го. А 28 декабря был осуществлен залп двумя ракетами.

Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ: «Эти ракеты являются достойным ответом на любую ПРО, где бы она ни находилась. В каком бы океане ни пытались нас обложить, «Борей» прорвет эту оборону. Эта лодка является главным борцом за мир. Когда мы сформируем полный состав «Бореев» и «Ясеней», мы будем ощущать себя надежнее при любых капризах геополитической ситуации».

«Борей» может запустить «Булаву» из-под толщи арктического льда. Лодкам старых проектов типа «Кальмар» и «Дельфин» для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

«Бореи» могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря «старому» проекту лодки с ракетным комплексом «Барк». На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

Будущие «князья»

О том, что России необходимо иметь группировку морских стратегических ядерных сил из атомных лодок четвертого поколения, Владимир Путин заявил в ноябре 2011 года. Тогда Минобороны РФ и ОСК подписали очередной контракт по разработке проекта 955А, исполнителем работ по которому выступает ЦКБ «Рубин».

Как подчеркивал глава государства, «речь не идет о милитаризации российского бюджета». «По сути, средства, которые мы выделяем, – это «плата по счетам» за те годы, когда армия и флот хронически недофинансировались, когда практически не осуществлялись поставки новых видов вооружений. В то время как другие страны последовательно наращивали свои «военные мускулы», – отметил президент.

В настоящее время сданы флоту три субмарины:

К-535 «Юрий Долгорукий». Заложен 2 ноября 1996 года. Из-за недостатка финансирования и необходимости переоборудования под ракеты «Булава» формирование прочного корпуса было завершено лишь спустя 10 лет. Спущен на воду 13 февраля 2008 года и передан ВМФ РФ 10 января 2013-го.

К-550 «Александр Невский». Заложен 19 марта 2004 года, спущен на воду 6 декабря 2010 года, передан ВМФ 23 декабря 2013-го.

К-551 «Владимир Мономах». Заложен 19 марта 2006-го, спущен на воду 18 января 2013 года, передан флоту 10 декабря 2014 года.

Следующие ракетоносцы строятся по проекту 09552 «Борей-А». Они отличаются лучшей скрытностью, более современным электронным оборудованием и более комфортными условиями для экипажа.

Четыре субмарины находятся в стадии строительства:

«Князь Владимир» (заводской номер 204) заложен 30 июля 2012 года.

«Князь Олег» (заводской номер 205) заложен 27 июля 2014 года.

«Генералиссимус Суворов» (заводской номер 206) заложен 26 декабря 2014 года.

«Император Александр III» (заводской номер 207) заложен 18 декабря 2015 года.

Восьмой подводный ракетоносец «Князь Пожарский» планируется к закладке 23 декабря 2016 года. Ожидается, что подводная лодка «Князь Владимир», первая из строящихся по улучшенному проекту «Борей-А», войдет в состав ВМФ России через два года.

«Борей-А» – корабль с улучшенными характеристиками, речь идет о модернизации проекта с учетом самых последних научно-технических достижений. Таким образом, проекты «Борей» и «Борей-А» обеспечивают дальнейшее совершенствование и развитие отечественного подводного ракетоносного флота на ближайшие десятилетия», по мнению Игоря Вильнита, генерального директора ЦКБ «Рубин».

В материале использованы данные ТАСС-ДОСЬЕ

Морские вести России №2 (2017)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Экс-командиров эсминцев «Джон Маккейн» и «Фитцджеральд» обвинили в убийстве моряков

Экс-командиров эсминцев «Джон Маккейн» и «Фитцджеральд» обвинили в убийстве моряков Экс-командиров американских эсминцев «Джон Маккейн» и «Фитцджеральд», на которых в результате ЧП в 2...

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Правительство выдвинуло главу Росимущества Пристанскова кандидатом в совет директоров НМТП

Правительство выдвинуло главу Росимущества Пристанскова кандидатом в совет директоров НМТП Правительство России выдвинуло двух кандидатов для избрания в качестве представителей РФ в совет дир...

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...