Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 3-6)

Севморпуть
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 3-6)

Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС и МАРПОЛ, он вступил в силу 1 января 2017 года. Журнал «Морской флот» опубликовал в №6 за 2016 г. перевод с английского двух первых глав уже согласованного текста ПК. В этом номере мы предлагаем вниманию читателей перевод глав 3-6. Перевод сделан нашим автором, капитаном Александром Туваевым, который имеет опыт ледового плавания.

Глава 3. Устройство судна

3.1. Назначение.

Цель этой главы установить, какие материалы и размеры конструкций сохраняют свою структурную целостность, основываясь на возможности корпуса судна противостоять внешним нагрузкам и условиям на обширных и местных участках.

3.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.3.1, следующие функциональные требования разработаны в правилах этой главы:

1. Материалы, используемые для судов, предназначенных для работ в условиях низких температур, должны быть подходящими для работы судна при таких температурах.

2. У судов с ледовым усилением конструкция судна должна быть спроектирована так, чтобы противостоять обоим факторам: обширным и местным внешним нагрузкам при эксплуатации судна в планируемых ледовых условиях.

3.3. Правила.

3.3.1. Для выполнения функциональных требований пункта 3.2.1 материалы, применяемые в конструкциях судов, должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности, основанный на полярной рабочей температуре.

3.3.2. Для выполнения функциональных требований пункта 3.2.2 следует принимать:

1. Набор корпуса судов категории А, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности.

2. Набор корпуса судов категории В, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности.

3. Набор корпуса с ледовым усилением судов категории С, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание применяемые стандарты, соответствующие для судов ледового класса, и концентрации льда, встречаемой в районе деятельности судна.

4. Судну категории С нет необходимости иметь ледовые усиления, если, по мнению Администрации, конструкция судна соответствует намерениям его эксплуатации.

Глава 4. Судовые отсеки и остойчивость

4.1. Назначение.

Цель этой главы обеспечить соответствие судовых отсеков и остойчивости в обоих случаях: судно в неповрежденном состоянии и судно в поврежденном состоянии.

4.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п..4.1, следующие функциональные требования разработаны в правилах этой главы:

1.Суда должны иметь достаточную остойчивость в неповрежденном состоянии, когда происходит обледенение судна.

2.Суда категорий А и В, построенные после 1 января 2017 года, должны иметь достаточную остаточную остойчивость, чтобы противостоять ледовым повреждениям.

4.3. Правила.

4.3.1. Остойчивость судна в неповрежденном состоянии.

4.3.1.1. Для выполнения функциональных требований пункта 4.2.1 судам, работающим в районах с длительными периодами, где обледенение судна может случиться, следующие ледовые допущения должны быть приняты для расчетов остойчивости:

1. 30 кг/м2 – на незащищенных поверхностях открытых палуб и парадных трапов.

2. 7,5 кг/м2 – для площадей боковых поверхностей, выступающих с каждого борта, расположенных выше уровня воды.

3. Площади боковых прерывающихся поверхностей ограждений, различных круглых стрел, вылетов, рангоута (исключая мачты) и такелажа судна, имеющего не парусные и боковые площади, поверхности других незначительных объектов, должны рассчитываться с увеличением общей площади боковой непрерывной поверхности на 5% и статического момента от этой площади на 10%.

4.3.1.2. Суда, работающие длительные периоды в районах, где обледенение судна может произойти, должны быть:

1. Спроектированы так, чтобы минимизировать обледенение судна; и

2. Оборудованы такими средствами для борьбы с обледенением, которые Администрация может установить: например, электрическими и пневматическими устройствами и/или специальными инструментами, такими как топоры или деревянные молотки для удаления льда с фальшборта, поручней и других возвышающихся конструкций.

4.3.1.3. Информация о ледовых допусках, принимаемых для расчетов остойчивости, должна быть приведена в судовом Руководстве РЭПВ.

4.3.1.4. Должны постоянно вестись наблюдения за обледенением и предприниматься подходящие для того меры, чтобы обледенение не превысило значения, приведенные в Руководстве РЭПВ.

4.3.2. Остойчивость судна в поврежденном состоянии.

4.3.2.1. Для выполнения функциональных требований пункта 4.2.2 суда категорий А и В, построенные после 1 января 2017 года, должны быть в состоянии противостоять поступлению воды из-за нарушения герметичности корпуса как результата столкновения со льдом. Остаточная остойчивость, вызванная ледовым повреждением, должна иметь S-фактор такой, как определено в Правилах II-1/7-2.2 и II-1/7-2.3 МК СОЛАС, который равен одному из значений для всех состояний судна в грузу, полученный в Правиле II-1/7 МК СОЛАС индекс для помещений и используется в расчетах.

Тем не менее грузовые суда, которые в соответствии с правилами расчета для помещений и остойчивости судна в поврежденном состоянии используют другой инструментарий, разработанный Организацией, как описано в Правиле II-1/14.1 МК СОЛАС, то критерии остаточной остойчивости такого инструментария должны быть рассчитаны для каждого случая загрузки судна.

4.3.2.2.В качестве доказательства соответствия пункту 4.3.2.1 расчетные величины ледовых повреждений должны быть такими, чтобы:

1. Продольная величина была на 4,5% выше от ледовой ватерлинии, если средина максимальной ширины находится в носовой части судна, и на 1,5% выше при других условиях и должна быть просчитанной для любых положений по длине судна.

2. Величина поперечной проницаемости составляла 760мм, замеренной по нормали к обшивке корпуса через полную величину повреждения; и

3. Вертикальная величина составляла не менее 20% от ледовой ватерлинии или продольной величины и должна быть приложенной в любом месте по вертикали между килем и 120% ледовой осадки.

Глава 5. Водонепроницаемость и погодоустойчивость судна

5.1. Назначение.

Цель этой главы обеспечить меры по поддержанию водонепроницаемости и погодоустойчивости судна.

5.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.5.1, все закрывающие устройства и двери, обеспечивающие водонепроницаемость и погодоустойчивость судна, должны быть в рабочем состоянии.

5.3. Правила.

Для выполнения функционального требования п.5.2 применять следующее:

1. Для судов, оперирующих в районах и в течение периода, где обледенение судна может произойти, должны быть приготовлены средства для удаления льда или предотвращения льдообразования и снежных заносов вокруг люков и дверей; и

2. Дополнительно для судов, предназначенных для эксплуатации в районах с низкими температурами, применять следующее:

2.1. Суда должны быть обеспечены средствами для предотвращения обмерзания или чрезмерного ухудшения вязкости жидкостей; и

2.2.Суда должны быть спроектированы водонепроницаемыми и погодоустойчивыми дверями, люками и закрывающими устройствами, которые обеспечат условия и требуемый уровень проживания при нахождении судна в море и должны быть удобны для пользования персоналом, носящим объемную/громоздкую зимнюю одежду, включая толстые рукавицы.

Глава 6. Оборудование машинного отделения

6.1. Назначение.

Цель этой главы убедиться в том, что имеющееся в наличии оборудование машинного отделения соответствует требуемой функциональности, необходимой для безопасной работы судна.

6.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.6.1, следующие функциональные требования определены в правилах этой главы.

6.2.1.1. Оборудование машинного отделения должно обеспечивать свою функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, принимая во внимание:

1. Обледенение и/или снежные заносы.

2. Засасывание льда из морской воды.

3. Замерзание и ухудшение вязкости жидкостей.

4. Температуру принимаемой забортной воды.

5. Захват снега.

6.2.1.2. Дополнительно судам, предназначенным для работы в условиях низких температур:

1.Оборудование машинного отделения должно обеспечивать свою функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, также принимая во внимание:

1.1. Холодный и плотный входной воздух.

1.2. Быстрый разряд батарей или других имеющихся источников энергии; и

2. Используемые материалы должны быть подходящими для работы судов при полярной рабочей температуре.

6.2.1.3. Дополнительно для судов с ледовыми усилениями в соответствии с главой 3оборудование машинного отделения должно обеспечивать функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, принимая во внимание нагрузки, создаваемые от непосредственного воздействия льда.

6.3. Правила.

6.3.1. Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.1, принимая во внимание ожидаемые условия окружающей среды, применять следующее:

1. Оборудование машинного отделения и сопутствующая оснастка должны быть защищены от обледенения и/или снежного заноса, засасывания льда из морской воды, замерзания и ухудшения вязкости жидкостей, температуры принимаемой забортной воды и захвата снега.

2. Рабочие жидкости должны поддерживаться в состоянии нужной вязкости, которая обеспечивает работу машинного оборудования.

3. Снабжение забортной водой систем машинного оборудования должно быть спроектировано так, чтобы избегать засасывания льда, или выполнено каким-то другим способом, обеспечивающим функциональность.

6.3.2. Дополнительно судам, предназначенным для работы в условиях низких температур, применять следующее:

1.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2, установленное машинное оборудование, электрические установки и устройства должны функционировать при полярной рабочей температуре.

2.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2.1, средства должны обеспечивать, чтобы воспламенение воздушной смеси в камере сгорания двигателей внутреннего сгорания главной движущей установки (главного двигателя) поддерживалось в соответствии с критериями/параметрами, установленными заводом-изготовителем; и

3.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2.2, материалы, применяемые для оборудования машинного отделения и фундаментов оснований, должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности и основанных на полярной рабочей температуре.

6.3.3.Дополнительно для судов с ледовыми усилениями в соответствии с главой 3, чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.3, применять следующее:

1. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах категории А должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности.

2. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах категории В должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности.

3. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах с ледовыми усилениями категории С должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, принимая во внимание допустимые стандарты, соответствующие типам льда и концентрации, которые встретятся в районе деятельности.

Морской флот №1 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2»

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2» Усть-Лужский контейнерный терминал завершил обработку партии крупногабаритного оборудования для газо...

Сторожевик «Сметливый» вернулся в Крым после четырех месяцев вахты в Средиземноморье

Сторожевик «Сметливый» вернулся в Крым после четырех месяцев вахты в Средиземноморье Корабль после вахты торжественно встретили в Севастополе.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Минтранс сменит куратора железнодорожной отрасли

Минтранс сменит куратора железнодорожной отрасли Окончательно утвердить решение должно правительство.

Авто транспорт

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Росавтодор прорабатывает идею о выделенных платных полосах на автомагистралях

Росавтодор прорабатывает идею о выделенных платных полосах на автомагистралях В Москве такими магистралями могли бы стать МКАД и ТТК

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...