Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Севморпуть
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС и МАРПОЛ, он вступил в силу 1 января 2017 года. Журнал «Морской флот» опубликовал в №6 за 2016 г. перевод с английского двух первых глав уже согласованного текста ПК. В этом номере мы предлагаем вниманию читателей перевод глав 3-6. Перевод сделан нашим автором, капитаном Александром Туваевым, который имеет опыт ледового плавания.

Глава 3. Устройство судна

3.1. Назначение.

Цель этой главы установить, какие материалы и размеры конструкций сохраняют свою структурную целостность, основываясь на возможности корпуса судна противостоять внешним нагрузкам и условиям на обширных и местных участках.

3.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.3.1, следующие функциональные требования разработаны в правилах этой главы:

1. Материалы, используемые для судов, предназначенных для работ в условиях низких температур, должны быть подходящими для работы судна при таких температурах.

2. У судов с ледовым усилением конструкция судна должна быть спроектирована так, чтобы противостоять обоим факторам: обширным и местным внешним нагрузкам при эксплуатации судна в планируемых ледовых условиях.

3.3. Правила.

3.3.1. Для выполнения функциональных требований пункта 3.2.1 материалы, применяемые в конструкциях судов, должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности, основанный на полярной рабочей температуре.

3.3.2. Для выполнения функциональных требований пункта 3.2.2 следует принимать:

1. Набор корпуса судов категории А, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности.

2. Набор корпуса судов категории В, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности.

3. Набор корпуса с ледовым усилением судов категории С, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание применяемые стандарты, соответствующие для судов ледового класса, и концентрации льда, встречаемой в районе деятельности судна.

4. Судну категории С нет необходимости иметь ледовые усиления, если, по мнению Администрации, конструкция судна соответствует намерениям его эксплуатации.

Глава 4. Судовые отсеки и остойчивость

4.1. Назначение.

Цель этой главы обеспечить соответствие судовых отсеков и остойчивости в обоих случаях: судно в неповрежденном состоянии и судно в поврежденном состоянии.

4.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п..4.1, следующие функциональные требования разработаны в правилах этой главы:

1.Суда должны иметь достаточную остойчивость в неповрежденном состоянии, когда происходит обледенение судна.

2.Суда категорий А и В, построенные после 1 января 2017 года, должны иметь достаточную остаточную остойчивость, чтобы противостоять ледовым повреждениям.

4.3. Правила.

4.3.1. Остойчивость судна в неповрежденном состоянии.

4.3.1.1. Для выполнения функциональных требований пункта 4.2.1 судам, работающим в районах с длительными периодами, где обледенение судна может случиться, следующие ледовые допущения должны быть приняты для расчетов остойчивости:

1. 30 кг/м2 – на незащищенных поверхностях открытых палуб и парадных трапов.

2. 7,5 кг/м2 – для площадей боковых поверхностей, выступающих с каждого борта, расположенных выше уровня воды.

3. Площади боковых прерывающихся поверхностей ограждений, различных круглых стрел, вылетов, рангоута (исключая мачты) и такелажа судна, имеющего не парусные и боковые площади, поверхности других незначительных объектов, должны рассчитываться с увеличением общей площади боковой непрерывной поверхности на 5% и статического момента от этой площади на 10%.

4.3.1.2. Суда, работающие длительные периоды в районах, где обледенение судна может произойти, должны быть:

1. Спроектированы так, чтобы минимизировать обледенение судна; и

2. Оборудованы такими средствами для борьбы с обледенением, которые Администрация может установить: например, электрическими и пневматическими устройствами и/или специальными инструментами, такими как топоры или деревянные молотки для удаления льда с фальшборта, поручней и других возвышающихся конструкций.

4.3.1.3. Информация о ледовых допусках, принимаемых для расчетов остойчивости, должна быть приведена в судовом Руководстве РЭПВ.

4.3.1.4. Должны постоянно вестись наблюдения за обледенением и предприниматься подходящие для того меры, чтобы обледенение не превысило значения, приведенные в Руководстве РЭПВ.

4.3.2. Остойчивость судна в поврежденном состоянии.

4.3.2.1. Для выполнения функциональных требований пункта 4.2.2 суда категорий А и В, построенные после 1 января 2017 года, должны быть в состоянии противостоять поступлению воды из-за нарушения герметичности корпуса как результата столкновения со льдом. Остаточная остойчивость, вызванная ледовым повреждением, должна иметь S-фактор такой, как определено в Правилах II-1/7-2.2 и II-1/7-2.3 МК СОЛАС, который равен одному из значений для всех состояний судна в грузу, полученный в Правиле II-1/7 МК СОЛАС индекс для помещений и используется в расчетах.

Тем не менее грузовые суда, которые в соответствии с правилами расчета для помещений и остойчивости судна в поврежденном состоянии используют другой инструментарий, разработанный Организацией, как описано в Правиле II-1/14.1 МК СОЛАС, то критерии остаточной остойчивости такого инструментария должны быть рассчитаны для каждого случая загрузки судна.

4.3.2.2.В качестве доказательства соответствия пункту 4.3.2.1 расчетные величины ледовых повреждений должны быть такими, чтобы:

1. Продольная величина была на 4,5% выше от ледовой ватерлинии, если средина максимальной ширины находится в носовой части судна, и на 1,5% выше при других условиях и должна быть просчитанной для любых положений по длине судна.

2. Величина поперечной проницаемости составляла 760мм, замеренной по нормали к обшивке корпуса через полную величину повреждения; и

3. Вертикальная величина составляла не менее 20% от ледовой ватерлинии или продольной величины и должна быть приложенной в любом месте по вертикали между килем и 120% ледовой осадки.

Глава 5. Водонепроницаемость и погодоустойчивость судна

5.1. Назначение.

Цель этой главы обеспечить меры по поддержанию водонепроницаемости и погодоустойчивости судна.

5.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.5.1, все закрывающие устройства и двери, обеспечивающие водонепроницаемость и погодоустойчивость судна, должны быть в рабочем состоянии.

5.3. Правила.

Для выполнения функционального требования п.5.2 применять следующее:

1. Для судов, оперирующих в районах и в течение периода, где обледенение судна может произойти, должны быть приготовлены средства для удаления льда или предотвращения льдообразования и снежных заносов вокруг люков и дверей; и

2. Дополнительно для судов, предназначенных для эксплуатации в районах с низкими температурами, применять следующее:

2.1. Суда должны быть обеспечены средствами для предотвращения обмерзания или чрезмерного ухудшения вязкости жидкостей; и

2.2.Суда должны быть спроектированы водонепроницаемыми и погодоустойчивыми дверями, люками и закрывающими устройствами, которые обеспечат условия и требуемый уровень проживания при нахождении судна в море и должны быть удобны для пользования персоналом, носящим объемную/громоздкую зимнюю одежду, включая толстые рукавицы.

Глава 6. Оборудование машинного отделения

6.1. Назначение.

Цель этой главы убедиться в том, что имеющееся в наличии оборудование машинного отделения соответствует требуемой функциональности, необходимой для безопасной работы судна.

6.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.6.1, следующие функциональные требования определены в правилах этой главы.

6.2.1.1. Оборудование машинного отделения должно обеспечивать свою функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, принимая во внимание:

1. Обледенение и/или снежные заносы.

2. Засасывание льда из морской воды.

3. Замерзание и ухудшение вязкости жидкостей.

4. Температуру принимаемой забортной воды.

5. Захват снега.

6.2.1.2. Дополнительно судам, предназначенным для работы в условиях низких температур:

1.Оборудование машинного отделения должно обеспечивать свою функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, также принимая во внимание:

1.1. Холодный и плотный входной воздух.

1.2. Быстрый разряд батарей или других имеющихся источников энергии; и

2. Используемые материалы должны быть подходящими для работы судов при полярной рабочей температуре.

6.2.1.3. Дополнительно для судов с ледовыми усилениями в соответствии с главой 3оборудование машинного отделения должно обеспечивать функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, принимая во внимание нагрузки, создаваемые от непосредственного воздействия льда.

6.3. Правила.

6.3.1. Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.1, принимая во внимание ожидаемые условия окружающей среды, применять следующее:

1. Оборудование машинного отделения и сопутствующая оснастка должны быть защищены от обледенения и/или снежного заноса, засасывания льда из морской воды, замерзания и ухудшения вязкости жидкостей, температуры принимаемой забортной воды и захвата снега.

2. Рабочие жидкости должны поддерживаться в состоянии нужной вязкости, которая обеспечивает работу машинного оборудования.

3. Снабжение забортной водой систем машинного оборудования должно быть спроектировано так, чтобы избегать засасывания льда, или выполнено каким-то другим способом, обеспечивающим функциональность.

6.3.2. Дополнительно судам, предназначенным для работы в условиях низких температур, применять следующее:

1.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2, установленное машинное оборудование, электрические установки и устройства должны функционировать при полярной рабочей температуре.

2.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2.1, средства должны обеспечивать, чтобы воспламенение воздушной смеси в камере сгорания двигателей внутреннего сгорания главной движущей установки (главного двигателя) поддерживалось в соответствии с критериями/параметрами, установленными заводом-изготовителем; и

3.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2.2, материалы, применяемые для оборудования машинного отделения и фундаментов оснований, должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности и основанных на полярной рабочей температуре.

6.3.3.Дополнительно для судов с ледовыми усилениями в соответствии с главой 3, чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.3, применять следующее:

1. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах категории А должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности.

2. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах категории В должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности.

3. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах с ледовыми усилениями категории С должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, принимая во внимание допустимые стандарты, соответствующие типам льда и концентрации, которые встретятся в районе деятельности.

Морской флот №1 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Пожар на судне в порту Мурманска локализован

Пожар на судне в порту Мурманска локализован Пожар на рыболовном судне «Одиссей-1» (компания-судовладелец ООО «Зигранд»), стоящем в доке ...

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества»

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества» Министр обороны РФ Сергей Шойгу наградил заместителя министра транспорта РФ – руководителя Федеральн...

Российская экономика

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград Экономист из Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью RuBaltic заявил, ч...

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года В Росрыболовстве обсудили ход освоения перспективных объектов промысла в Дальневосточном рыбохозяйст...

Транспортная политика

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit Французский оператор железнодорожного туннеля под Ла-Маншем Groupe Eurotunnel SA сменил название впе...

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост. «В ближайшие дни» премьер-министр РФ...

Морские порты

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза Северная железная дорога (СЖД, филиал ОАО «РЖД») в октябре 2017 года перевезла 60,1 тыс. тон...

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ Крупнейший портовый оператор Hutchinson Ports подал заявки на аренду причалов порта Черноморск (...




Морской транспорт

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота»

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота» Строительство судовых кранов полностью на электромеханической тяге – одна из наиболее заметных тенде...

Шторм остановил паромную переправу в Крым

Шторм остановил паромную переправу в Крым Движение паромов в Керченском проливе приостановлено во вторник днем из-за непогоды, сообщила компан...

Речной транспорт

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла На площадке новейшего международного аэропорта «Платов», прошло рабочее совещание по вопросам строит...

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное 17 ноября 2017 года на ООО »Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (ООО »ОССЗ») состо...

Ж/Д транспорт

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором Возглавляющий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров стал генеральным директо...

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Авто транспорт

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд Служба автомобильных дорог Республики Крым заключила контракт с единственным подрядчиком, вологодско...

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...