Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 3-6)

Севморпуть
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 3-6)

Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС и МАРПОЛ, он вступил в силу 1 января 2017 года. Журнал «Морской флот» опубликовал в №6 за 2016 г. перевод с английского двух первых глав уже согласованного текста ПК. В этом номере мы предлагаем вниманию читателей перевод глав 3-6. Перевод сделан нашим автором, капитаном Александром Туваевым, который имеет опыт ледового плавания.

Глава 3. Устройство судна

3.1. Назначение.

Цель этой главы установить, какие материалы и размеры конструкций сохраняют свою структурную целостность, основываясь на возможности корпуса судна противостоять внешним нагрузкам и условиям на обширных и местных участках.

3.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.3.1, следующие функциональные требования разработаны в правилах этой главы:

1. Материалы, используемые для судов, предназначенных для работ в условиях низких температур, должны быть подходящими для работы судна при таких температурах.

2. У судов с ледовым усилением конструкция судна должна быть спроектирована так, чтобы противостоять обоим факторам: обширным и местным внешним нагрузкам при эксплуатации судна в планируемых ледовых условиях.

3.3. Правила.

3.3.1. Для выполнения функциональных требований пункта 3.2.1 материалы, применяемые в конструкциях судов, должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности, основанный на полярной рабочей температуре.

3.3.2. Для выполнения функциональных требований пункта 3.2.2 следует принимать:

1. Набор корпуса судов категории А, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности.

2. Набор корпуса судов категории В, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание стандарты, используемые Организацией, или другие стандарты, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности.

3. Набор корпуса с ледовым усилением судов категории С, должен быть одобрен Администрацией или признанной организацией, уполномоченной ею, принимая во внимание применяемые стандарты, соответствующие для судов ледового класса, и концентрации льда, встречаемой в районе деятельности судна.

4. Судну категории С нет необходимости иметь ледовые усиления, если, по мнению Администрации, конструкция судна соответствует намерениям его эксплуатации.

Глава 4. Судовые отсеки и остойчивость

4.1. Назначение.

Цель этой главы обеспечить соответствие судовых отсеков и остойчивости в обоих случаях: судно в неповрежденном состоянии и судно в поврежденном состоянии.

4.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п..4.1, следующие функциональные требования разработаны в правилах этой главы:

1.Суда должны иметь достаточную остойчивость в неповрежденном состоянии, когда происходит обледенение судна.

2.Суда категорий А и В, построенные после 1 января 2017 года, должны иметь достаточную остаточную остойчивость, чтобы противостоять ледовым повреждениям.

4.3. Правила.

4.3.1. Остойчивость судна в неповрежденном состоянии.

4.3.1.1. Для выполнения функциональных требований пункта 4.2.1 судам, работающим в районах с длительными периодами, где обледенение судна может случиться, следующие ледовые допущения должны быть приняты для расчетов остойчивости:

1. 30 кг/м2 – на незащищенных поверхностях открытых палуб и парадных трапов.

2. 7,5 кг/м2 – для площадей боковых поверхностей, выступающих с каждого борта, расположенных выше уровня воды.

3. Площади боковых прерывающихся поверхностей ограждений, различных круглых стрел, вылетов, рангоута (исключая мачты) и такелажа судна, имеющего не парусные и боковые площади, поверхности других незначительных объектов, должны рассчитываться с увеличением общей площади боковой непрерывной поверхности на 5% и статического момента от этой площади на 10%.

4.3.1.2. Суда, работающие длительные периоды в районах, где обледенение судна может произойти, должны быть:

1. Спроектированы так, чтобы минимизировать обледенение судна; и

2. Оборудованы такими средствами для борьбы с обледенением, которые Администрация может установить: например, электрическими и пневматическими устройствами и/или специальными инструментами, такими как топоры или деревянные молотки для удаления льда с фальшборта, поручней и других возвышающихся конструкций.

4.3.1.3. Информация о ледовых допусках, принимаемых для расчетов остойчивости, должна быть приведена в судовом Руководстве РЭПВ.

4.3.1.4. Должны постоянно вестись наблюдения за обледенением и предприниматься подходящие для того меры, чтобы обледенение не превысило значения, приведенные в Руководстве РЭПВ.

4.3.2. Остойчивость судна в поврежденном состоянии.

4.3.2.1. Для выполнения функциональных требований пункта 4.2.2 суда категорий А и В, построенные после 1 января 2017 года, должны быть в состоянии противостоять поступлению воды из-за нарушения герметичности корпуса как результата столкновения со льдом. Остаточная остойчивость, вызванная ледовым повреждением, должна иметь S-фактор такой, как определено в Правилах II-1/7-2.2 и II-1/7-2.3 МК СОЛАС, который равен одному из значений для всех состояний судна в грузу, полученный в Правиле II-1/7 МК СОЛАС индекс для помещений и используется в расчетах.

Тем не менее грузовые суда, которые в соответствии с правилами расчета для помещений и остойчивости судна в поврежденном состоянии используют другой инструментарий, разработанный Организацией, как описано в Правиле II-1/14.1 МК СОЛАС, то критерии остаточной остойчивости такого инструментария должны быть рассчитаны для каждого случая загрузки судна.

4.3.2.2.В качестве доказательства соответствия пункту 4.3.2.1 расчетные величины ледовых повреждений должны быть такими, чтобы:

1. Продольная величина была на 4,5% выше от ледовой ватерлинии, если средина максимальной ширины находится в носовой части судна, и на 1,5% выше при других условиях и должна быть просчитанной для любых положений по длине судна.

2. Величина поперечной проницаемости составляла 760мм, замеренной по нормали к обшивке корпуса через полную величину повреждения; и

3. Вертикальная величина составляла не менее 20% от ледовой ватерлинии или продольной величины и должна быть приложенной в любом месте по вертикали между килем и 120% ледовой осадки.

Глава 5. Водонепроницаемость и погодоустойчивость судна

5.1. Назначение.

Цель этой главы обеспечить меры по поддержанию водонепроницаемости и погодоустойчивости судна.

5.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.5.1, все закрывающие устройства и двери, обеспечивающие водонепроницаемость и погодоустойчивость судна, должны быть в рабочем состоянии.

5.3. Правила.

Для выполнения функционального требования п.5.2 применять следующее:

1. Для судов, оперирующих в районах и в течение периода, где обледенение судна может произойти, должны быть приготовлены средства для удаления льда или предотвращения льдообразования и снежных заносов вокруг люков и дверей; и

2. Дополнительно для судов, предназначенных для эксплуатации в районах с низкими температурами, применять следующее:

2.1. Суда должны быть обеспечены средствами для предотвращения обмерзания или чрезмерного ухудшения вязкости жидкостей; и

2.2.Суда должны быть спроектированы водонепроницаемыми и погодоустойчивыми дверями, люками и закрывающими устройствами, которые обеспечат условия и требуемый уровень проживания при нахождении судна в море и должны быть удобны для пользования персоналом, носящим объемную/громоздкую зимнюю одежду, включая толстые рукавицы.

Глава 6. Оборудование машинного отделения

6.1. Назначение.

Цель этой главы убедиться в том, что имеющееся в наличии оборудование машинного отделения соответствует требуемой функциональности, необходимой для безопасной работы судна.

6.2. Функциональные требования.

Для достижения цели, обозначенной в п.6.1, следующие функциональные требования определены в правилах этой главы.

6.2.1.1. Оборудование машинного отделения должно обеспечивать свою функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, принимая во внимание:

1. Обледенение и/или снежные заносы.

2. Засасывание льда из морской воды.

3. Замерзание и ухудшение вязкости жидкостей.

4. Температуру принимаемой забортной воды.

5. Захват снега.

6.2.1.2. Дополнительно судам, предназначенным для работы в условиях низких температур:

1.Оборудование машинного отделения должно обеспечивать свою функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, также принимая во внимание:

1.1. Холодный и плотный входной воздух.

1.2. Быстрый разряд батарей или других имеющихся источников энергии; и

2. Используемые материалы должны быть подходящими для работы судов при полярной рабочей температуре.

6.2.1.3. Дополнительно для судов с ледовыми усилениями в соответствии с главой 3оборудование машинного отделения должно обеспечивать функциональность в ожидаемых условиях окружающей среды, принимая во внимание нагрузки, создаваемые от непосредственного воздействия льда.

6.3. Правила.

6.3.1. Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.1, принимая во внимание ожидаемые условия окружающей среды, применять следующее:

1. Оборудование машинного отделения и сопутствующая оснастка должны быть защищены от обледенения и/или снежного заноса, засасывания льда из морской воды, замерзания и ухудшения вязкости жидкостей, температуры принимаемой забортной воды и захвата снега.

2. Рабочие жидкости должны поддерживаться в состоянии нужной вязкости, которая обеспечивает работу машинного оборудования.

3. Снабжение забортной водой систем машинного оборудования должно быть спроектировано так, чтобы избегать засасывания льда, или выполнено каким-то другим способом, обеспечивающим функциональность.

6.3.2. Дополнительно судам, предназначенным для работы в условиях низких температур, применять следующее:

1.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2, установленное машинное оборудование, электрические установки и устройства должны функционировать при полярной рабочей температуре.

2.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2.1, средства должны обеспечивать, чтобы воспламенение воздушной смеси в камере сгорания двигателей внутреннего сгорания главной движущей установки (главного двигателя) поддерживалось в соответствии с критериями/параметрами, установленными заводом-изготовителем; и

3.Для того чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.2.2, материалы, применяемые для оборудования машинного отделения и фундаментов оснований, должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности и основанных на полярной рабочей температуре.

6.3.3.Дополнительно для судов с ледовыми усилениями в соответствии с главой 3, чтобы соответствовать функциональному требованию п.6.2.1.3, применять следующее:

1. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах категории А должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности.

2. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах категории В должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, с учетом стандартов, разработанных Организацией, или других стандартов, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности.

3. Размеры лопастей винта, пропульсивная линия силовой установки, рулевое оборудование и другие дополнительные приспособления на судах с ледовыми усилениями категории С должны быть одобрены Администрацией или признанной организацией, назначенной ею, принимая во внимание допустимые стандарты, соответствующие типам льда и концентрации, которые встретятся в районе деятельности.

Морской флот №1 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория»

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория» 23 апреля в Центре дополнительного образования «Лапландия» состоялся форум «Моя профессиональная тра...

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон Вместе с мясными и молочными изделиями в страну могут попасть опасные вирусы животных, считают произ...

Российская экономика

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2»

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2» НОВАТЭК подписал обязывающее соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ 2» со 100%-но...

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург РЖД передали в правительство материалы по предварительной оценке стоимости  высокоскоростн...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро Пассажирский порт Петербурга «Морской фасад» приступил к реконструкции   постоянного много...

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...