ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

Инфраструктура / Образование
ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере редакция журнала предлагает материал о кафедре судовождения и безопасности судоходства ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

«Морской флот» приглашает руководителей вузовских подразделений выступить в журнале с рассказом об истории становления своих кафедр, развитии и сегодняшнем дне. Что интересного, а может быть, даже уникального происходит на вашей кафедре, как продвигается реформа образования? Ждем ваших материалов!

Михаил Чурин, руководитель факультета судовождения ВГУВТ, к.т.н.

Полвека назад

Первый прием студентов на судоводительскую специальность, которая была организована на эксплуатационном факультете ГИИВТа, состоялся в сентябре 1952 г. Было принято 25 человек – одна группа. С этого года эксплуатационный факультет стал называться факультетом судовождения и эксплуатации водного транспорта. Все поступившие студенты являлись выпускниками-отличниками различных речных училищ страны. Кафедра судовождения и безопасности судоходства была организована спустя два года, в 1954-м. Ее возглавил доцент, кандидат технических наук П. Шанчуров. Сотрудниками кафедры являлись кандидаты технических наук Н. Уртминцев, В. Свечников, Н. Чистовский.

В это же время была создана лаборатория судовождения с необходимым оборудованием и материалами. К 1957 г. она становится одной из лучших в системе учебных заведений МРФ. Уже тогда лаборатория имела радиолокационные станции, эхолоты, радиопеленгаторы, магнитные компасы и гирокомпасы, лаги, навигационные карты, прокладочный инструмент и др. Она получила и радиотехнические средства, используемые на судах.

В начале 60-х годов суда внутреннего плавания начали выходить в морские районы. В дальнейшем смешанное «река-море» плавание, обеспечивающее высокий технико-экономический эффект, начало широко практиковаться, в том числе и для перевозок экспортно-импортных грузов.

Развитие смешанных «река-море» перевозок потребовало от Министерства речного флота подготовки специалистов-судоводителей внутреннего и морского плавания. Их подготовку поручили Горьковскому институту инженеров водного транспорта, и он первым в отрасли приступил к подготовке инженеров-судоводителей для судов смешанного «река-море» плавания, осуществив первый прием студентов на эту новую специальность уже в сентябре 1966 года. Усилиями преподавателей – капитанов дальнего плавания Р. Фатьянова, А. Мизерницкого, В. Удалова (в 1974 году был переведен на должность начальника вновь созданного Новороссийского высшего инженерного морского училища) на кафедре была создана и оборудована лаборатория навигации и «поставлена на ноги» подготовка судоводителей «река-море» плавания, первый выпуск которых состоялся в 1972 году.

«Золотая кафедра России»

С начала 80-х годов по инициативе Василия Александровича Тронина, в то время заведующего кафедрой (позднее доктора технических наук, профессора, академика) в ГИИВТе, по ряду дисциплин для подготовки судоводителей начали применять тренажерное обучение. Первым был освоен радиолокационный тренажер «Фуруно», установленный в 1983 году. Многие сотни студентов и тысячи слушателей курсов повышения квалификации прошли через него. В 1993 году был смонтирован и сертифицирован радиолокационный и САРП-тренажер «Норконтрол» с элементами визуализации. С 2001 года действует тренажер по электронной картографии. С 2012 года введены в действие тренажеры по мореходной астрономии и по техническим средствам судовождения.

Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства внесли свой вклад в отраслевую науку. На протяжении многих лет кафедре принадлежали две научно-исследовательские лаборатории: безопасности плавания и продления навигации. Научные изыскания нашли свое отражение в большом количестве рекомендаций, наставлений, положений и другой отраслевой нормативной документации. Известными учеными, работы которых связаны с водным транспортом, являлись Николай Соларев и Василий Тронин. Долгое время кафедрой судовождения и безопасности судоходства руководил профессор, доктор технических наук Александр Клементьев.

Сегодня кафедру судовождения и безопасности судоходства возглавляет капитан дальнего плавания, кандидат технических наук, доцент Михаил Осокин. При кафедре имеется 9 учебных лабораторий, учебно-экспериментальная база, где располагается учебно-тренажерное судно «Академик». Всего же с 1963 по 2016 год сотрудниками кафедры защищено 34 кандидатских и 6 докторских диссертаций. На кафедре работают три доктора технических наук: Александр Клементьев, Вадим Тихонов, Василий Лобанов, являющиеся профессорами кафедры, семь кандидатов технических наук, шесть капитанов дальнего плавания. В 2013 году кафедре судовождения и безопасности судоходства было присвоено звание «Золотая кафедра России» от Российской академии естественных наук.

Фото. Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства

Выпускники несут вахту на воде и на суше

Ежегодно от работодателей на каждого выпускника поступает от трех и более предложений о трудоустройстве. Выпускники несут вахту на ходовых мостиках судов 37 отечественных и зарубежных судоходных компаний в должностях вахтенных помощников, старших помощников и капитанов.

За время своего существования кафедра судовождения и безопасности судоходства, как выпускающая кафедра факультета судовождения, подготовила более 5 тысяч инженеров-судоводителей. Наших выпускников можно встретить на внутренних водных путях, на судах смешанного «река-море» плавания, на морских судах во многих морях и океанах. Список всех действующих капитанов просто огромен. Вот только некоторые из них: Е. Таланин, К. Скифский, С. Паров, О. Кикис, Ф. Оскалин, А. Фатьянов, С. Сергиевский, В. Попов, А. Новиков и др. Многие руководящие должности в государственных структурах и в судоходных компаниях занимают выпускники факультета судовождения, имеющие богатый практический опыт работы судоводителя, в их числе Ю. Костин, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, А. Шишкин, управляющий директор ОАО «Волга-флот», В. Кочетков, коммерческий директор ОАО «Северо-Западное пароходство», Е. Лепехин, заместитель руководителя ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», М. Грубов, директор ООО «Судоходная компания «По Волге», и другие.

Морскому судовождению здесь обучают уже 50 лет

9 ноября 2016 года в актовом зале ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» прошли праздничные мероприятия, посвященные 50-летию первого приема студентов факультета судовождения на специализацию «морское судовождение». Ректор университета И. Кузьмичев вручил почетные грамоты профессионалам своего дела – выпускникам факультета, сотрудникам и преподавателям, которые внесли большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов водного транспорта. Декан факультета судовождения М. Чурин наградил грамотами студентов за высокие результаты в учебе и за активное участие в общественной и культурной жизни факультета и университета.

Праздник собрал выпускников из разных уголков страны: Москвы, Самары, Тольятти, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и, конечно же, Н. Новгорода и области. Начальник отдела СУБ Волжского пароходства капитан дальнего плавания Ю. Гудаев (первый выпуск 1972 года) отметил: «Праздник явился ярким событием, вызвал массу впечатлений от концерта и от встречи с друзьями. Очень рад был приглашению». Капитан дальнего плавания С. Клочков (второй выпуск 1973 года), отработавший 44 года в Беломорско-Онежском пароходстве, отметил бережное отношение нынешнего поколения студентов к флотским традициям и морскому братству, единство среди преподавателей и студентов.

Фото. Празднование 50-летия первого набора на специализацию «морское судовождение». Выступление группы «Морское братство» (в составе студентов, преподавателей и аспирантов)

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области Ранее Марина Ковтун обратилась к президенту РФ с прошением о досрочной отставке.

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское»

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское» Российская бригада завершила работу по соединению пролета первого российско-китайского моста через р...

Российская экономика

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года Основные цели программы - выход на темпы роста валового регионального продукта Дальнего Востока до 6...

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года Правительство РФ утвердило   долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 20...

Транспортная политика

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил Власти намерены осуществлять стопроцентное возмещение транспортных расходов   предпринимат...

Морские порты

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток»

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток» В заявку включили три проекта на сумму более 3 млрд рублей.

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год Итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и перспективы на 2019 год были озвучены 20 марта 20...




Морской транспорт

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе Судовладелец намерен разгрузить судно Maryland, которое шло из Украины в Италию с 17,3 тыс. тонн мет...

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award Эти сертификаты – знак качества для судов, которые значительно превосходят конвенционные требования ...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г.

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г. Контейнерный оператор «Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды до 50%   чисто...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели

Морской отрасли поставили цели В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный  форум «Тран...

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морск...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Воспитаны морем

Воспитаны морем В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот п...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...