ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

Инфраструктура / Образование
ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере редакция журнала предлагает материал о кафедре судовождения и безопасности судоходства ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

«Морской флот» приглашает руководителей вузовских подразделений выступить в журнале с рассказом об истории становления своих кафедр, развитии и сегодняшнем дне. Что интересного, а может быть, даже уникального происходит на вашей кафедре, как продвигается реформа образования? Ждем ваших материалов!

Михаил Чурин, руководитель факультета судовождения ВГУВТ, к.т.н.

Полвека назад

Первый прием студентов на судоводительскую специальность, которая была организована на эксплуатационном факультете ГИИВТа, состоялся в сентябре 1952 г. Было принято 25 человек – одна группа. С этого года эксплуатационный факультет стал называться факультетом судовождения и эксплуатации водного транспорта. Все поступившие студенты являлись выпускниками-отличниками различных речных училищ страны. Кафедра судовождения и безопасности судоходства была организована спустя два года, в 1954-м. Ее возглавил доцент, кандидат технических наук П. Шанчуров. Сотрудниками кафедры являлись кандидаты технических наук Н. Уртминцев, В. Свечников, Н. Чистовский.

В это же время была создана лаборатория судовождения с необходимым оборудованием и материалами. К 1957 г. она становится одной из лучших в системе учебных заведений МРФ. Уже тогда лаборатория имела радиолокационные станции, эхолоты, радиопеленгаторы, магнитные компасы и гирокомпасы, лаги, навигационные карты, прокладочный инструмент и др. Она получила и радиотехнические средства, используемые на судах.

В начале 60-х годов суда внутреннего плавания начали выходить в морские районы. В дальнейшем смешанное «река-море» плавание, обеспечивающее высокий технико-экономический эффект, начало широко практиковаться, в том числе и для перевозок экспортно-импортных грузов.

Развитие смешанных «река-море» перевозок потребовало от Министерства речного флота подготовки специалистов-судоводителей внутреннего и морского плавания. Их подготовку поручили Горьковскому институту инженеров водного транспорта, и он первым в отрасли приступил к подготовке инженеров-судоводителей для судов смешанного «река-море» плавания, осуществив первый прием студентов на эту новую специальность уже в сентябре 1966 года. Усилиями преподавателей – капитанов дальнего плавания Р. Фатьянова, А. Мизерницкого, В. Удалова (в 1974 году был переведен на должность начальника вновь созданного Новороссийского высшего инженерного морского училища) на кафедре была создана и оборудована лаборатория навигации и «поставлена на ноги» подготовка судоводителей «река-море» плавания, первый выпуск которых состоялся в 1972 году.

«Золотая кафедра России»

С начала 80-х годов по инициативе Василия Александровича Тронина, в то время заведующего кафедрой (позднее доктора технических наук, профессора, академика) в ГИИВТе, по ряду дисциплин для подготовки судоводителей начали применять тренажерное обучение. Первым был освоен радиолокационный тренажер «Фуруно», установленный в 1983 году. Многие сотни студентов и тысячи слушателей курсов повышения квалификации прошли через него. В 1993 году был смонтирован и сертифицирован радиолокационный и САРП-тренажер «Норконтрол» с элементами визуализации. С 2001 года действует тренажер по электронной картографии. С 2012 года введены в действие тренажеры по мореходной астрономии и по техническим средствам судовождения.

Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства внесли свой вклад в отраслевую науку. На протяжении многих лет кафедре принадлежали две научно-исследовательские лаборатории: безопасности плавания и продления навигации. Научные изыскания нашли свое отражение в большом количестве рекомендаций, наставлений, положений и другой отраслевой нормативной документации. Известными учеными, работы которых связаны с водным транспортом, являлись Николай Соларев и Василий Тронин. Долгое время кафедрой судовождения и безопасности судоходства руководил профессор, доктор технических наук Александр Клементьев.

Сегодня кафедру судовождения и безопасности судоходства возглавляет капитан дальнего плавания, кандидат технических наук, доцент Михаил Осокин. При кафедре имеется 9 учебных лабораторий, учебно-экспериментальная база, где располагается учебно-тренажерное судно «Академик». Всего же с 1963 по 2016 год сотрудниками кафедры защищено 34 кандидатских и 6 докторских диссертаций. На кафедре работают три доктора технических наук: Александр Клементьев, Вадим Тихонов, Василий Лобанов, являющиеся профессорами кафедры, семь кандидатов технических наук, шесть капитанов дальнего плавания. В 2013 году кафедре судовождения и безопасности судоходства было присвоено звание «Золотая кафедра России» от Российской академии естественных наук.

Фото. Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства

Выпускники несут вахту на воде и на суше

Ежегодно от работодателей на каждого выпускника поступает от трех и более предложений о трудоустройстве. Выпускники несут вахту на ходовых мостиках судов 37 отечественных и зарубежных судоходных компаний в должностях вахтенных помощников, старших помощников и капитанов.

За время своего существования кафедра судовождения и безопасности судоходства, как выпускающая кафедра факультета судовождения, подготовила более 5 тысяч инженеров-судоводителей. Наших выпускников можно встретить на внутренних водных путях, на судах смешанного «река-море» плавания, на морских судах во многих морях и океанах. Список всех действующих капитанов просто огромен. Вот только некоторые из них: Е. Таланин, К. Скифский, С. Паров, О. Кикис, Ф. Оскалин, А. Фатьянов, С. Сергиевский, В. Попов, А. Новиков и др. Многие руководящие должности в государственных структурах и в судоходных компаниях занимают выпускники факультета судовождения, имеющие богатый практический опыт работы судоводителя, в их числе Ю. Костин, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, А. Шишкин, управляющий директор ОАО «Волга-флот», В. Кочетков, коммерческий директор ОАО «Северо-Западное пароходство», Е. Лепехин, заместитель руководителя ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», М. Грубов, директор ООО «Судоходная компания «По Волге», и другие.

Морскому судовождению здесь обучают уже 50 лет

9 ноября 2016 года в актовом зале ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» прошли праздничные мероприятия, посвященные 50-летию первого приема студентов факультета судовождения на специализацию «морское судовождение». Ректор университета И. Кузьмичев вручил почетные грамоты профессионалам своего дела – выпускникам факультета, сотрудникам и преподавателям, которые внесли большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов водного транспорта. Декан факультета судовождения М. Чурин наградил грамотами студентов за высокие результаты в учебе и за активное участие в общественной и культурной жизни факультета и университета.

Праздник собрал выпускников из разных уголков страны: Москвы, Самары, Тольятти, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и, конечно же, Н. Новгорода и области. Начальник отдела СУБ Волжского пароходства капитан дальнего плавания Ю. Гудаев (первый выпуск 1972 года) отметил: «Праздник явился ярким событием, вызвал массу впечатлений от концерта и от встречи с друзьями. Очень рад был приглашению». Капитан дальнего плавания С. Клочков (второй выпуск 1973 года), отработавший 44 года в Беломорско-Онежском пароходстве, отметил бережное отношение нынешнего поколения студентов к флотским традициям и морскому братству, единство среди преподавателей и студентов.

Фото. Празднование 50-летия первого набора на специализацию «морское судовождение». Выступление группы «Морское братство» (в составе студентов, преподавателей и аспирантов)

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2»

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2» Усть-Лужский контейнерный терминал завершил обработку партии крупногабаритного оборудования для газо...

Сторожевик «Сметливый» вернулся в Крым после четырех месяцев вахты в Средиземноморье

Сторожевик «Сметливый» вернулся в Крым после четырех месяцев вахты в Средиземноморье Корабль после вахты торжественно встретили в Севастополе.

Речной транспорт

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Ж/Д транспорт

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Минтранс сменит куратора железнодорожной отрасли

Минтранс сменит куратора железнодорожной отрасли Окончательно утвердить решение должно правительство.

Авто транспорт

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Росавтодор прорабатывает идею о выделенных платных полосах на автомагистралях

Росавтодор прорабатывает идею о выделенных платных полосах на автомагистралях В Москве такими магистралями могли бы стать МКАД и ТТК

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...