ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

Инфраструктура / Образование
ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере редакция журнала предлагает материал о кафедре судовождения и безопасности судоходства ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

«Морской флот» приглашает руководителей вузовских подразделений выступить в журнале с рассказом об истории становления своих кафедр, развитии и сегодняшнем дне. Что интересного, а может быть, даже уникального происходит на вашей кафедре, как продвигается реформа образования? Ждем ваших материалов!

Михаил Чурин, руководитель факультета судовождения ВГУВТ, к.т.н.

Полвека назад

Первый прием студентов на судоводительскую специальность, которая была организована на эксплуатационном факультете ГИИВТа, состоялся в сентябре 1952 г. Было принято 25 человек – одна группа. С этого года эксплуатационный факультет стал называться факультетом судовождения и эксплуатации водного транспорта. Все поступившие студенты являлись выпускниками-отличниками различных речных училищ страны. Кафедра судовождения и безопасности судоходства была организована спустя два года, в 1954-м. Ее возглавил доцент, кандидат технических наук П. Шанчуров. Сотрудниками кафедры являлись кандидаты технических наук Н. Уртминцев, В. Свечников, Н. Чистовский.

В это же время была создана лаборатория судовождения с необходимым оборудованием и материалами. К 1957 г. она становится одной из лучших в системе учебных заведений МРФ. Уже тогда лаборатория имела радиолокационные станции, эхолоты, радиопеленгаторы, магнитные компасы и гирокомпасы, лаги, навигационные карты, прокладочный инструмент и др. Она получила и радиотехнические средства, используемые на судах.

В начале 60-х годов суда внутреннего плавания начали выходить в морские районы. В дальнейшем смешанное «река-море» плавание, обеспечивающее высокий технико-экономический эффект, начало широко практиковаться, в том числе и для перевозок экспортно-импортных грузов.

Развитие смешанных «река-море» перевозок потребовало от Министерства речного флота подготовки специалистов-судоводителей внутреннего и морского плавания. Их подготовку поручили Горьковскому институту инженеров водного транспорта, и он первым в отрасли приступил к подготовке инженеров-судоводителей для судов смешанного «река-море» плавания, осуществив первый прием студентов на эту новую специальность уже в сентябре 1966 года. Усилиями преподавателей – капитанов дальнего плавания Р. Фатьянова, А. Мизерницкого, В. Удалова (в 1974 году был переведен на должность начальника вновь созданного Новороссийского высшего инженерного морского училища) на кафедре была создана и оборудована лаборатория навигации и «поставлена на ноги» подготовка судоводителей «река-море» плавания, первый выпуск которых состоялся в 1972 году.

«Золотая кафедра России»

С начала 80-х годов по инициативе Василия Александровича Тронина, в то время заведующего кафедрой (позднее доктора технических наук, профессора, академика) в ГИИВТе, по ряду дисциплин для подготовки судоводителей начали применять тренажерное обучение. Первым был освоен радиолокационный тренажер «Фуруно», установленный в 1983 году. Многие сотни студентов и тысячи слушателей курсов повышения квалификации прошли через него. В 1993 году был смонтирован и сертифицирован радиолокационный и САРП-тренажер «Норконтрол» с элементами визуализации. С 2001 года действует тренажер по электронной картографии. С 2012 года введены в действие тренажеры по мореходной астрономии и по техническим средствам судовождения.

Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства внесли свой вклад в отраслевую науку. На протяжении многих лет кафедре принадлежали две научно-исследовательские лаборатории: безопасности плавания и продления навигации. Научные изыскания нашли свое отражение в большом количестве рекомендаций, наставлений, положений и другой отраслевой нормативной документации. Известными учеными, работы которых связаны с водным транспортом, являлись Николай Соларев и Василий Тронин. Долгое время кафедрой судовождения и безопасности судоходства руководил профессор, доктор технических наук Александр Клементьев.

Сегодня кафедру судовождения и безопасности судоходства возглавляет капитан дальнего плавания, кандидат технических наук, доцент Михаил Осокин. При кафедре имеется 9 учебных лабораторий, учебно-экспериментальная база, где располагается учебно-тренажерное судно «Академик». Всего же с 1963 по 2016 год сотрудниками кафедры защищено 34 кандидатских и 6 докторских диссертаций. На кафедре работают три доктора технических наук: Александр Клементьев, Вадим Тихонов, Василий Лобанов, являющиеся профессорами кафедры, семь кандидатов технических наук, шесть капитанов дальнего плавания. В 2013 году кафедре судовождения и безопасности судоходства было присвоено звание «Золотая кафедра России» от Российской академии естественных наук.

Фото. Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства

Выпускники несут вахту на воде и на суше

Ежегодно от работодателей на каждого выпускника поступает от трех и более предложений о трудоустройстве. Выпускники несут вахту на ходовых мостиках судов 37 отечественных и зарубежных судоходных компаний в должностях вахтенных помощников, старших помощников и капитанов.

За время своего существования кафедра судовождения и безопасности судоходства, как выпускающая кафедра факультета судовождения, подготовила более 5 тысяч инженеров-судоводителей. Наших выпускников можно встретить на внутренних водных путях, на судах смешанного «река-море» плавания, на морских судах во многих морях и океанах. Список всех действующих капитанов просто огромен. Вот только некоторые из них: Е. Таланин, К. Скифский, С. Паров, О. Кикис, Ф. Оскалин, А. Фатьянов, С. Сергиевский, В. Попов, А. Новиков и др. Многие руководящие должности в государственных структурах и в судоходных компаниях занимают выпускники факультета судовождения, имеющие богатый практический опыт работы судоводителя, в их числе Ю. Костин, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, А. Шишкин, управляющий директор ОАО «Волга-флот», В. Кочетков, коммерческий директор ОАО «Северо-Западное пароходство», Е. Лепехин, заместитель руководителя ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», М. Грубов, директор ООО «Судоходная компания «По Волге», и другие.

Морскому судовождению здесь обучают уже 50 лет

9 ноября 2016 года в актовом зале ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» прошли праздничные мероприятия, посвященные 50-летию первого приема студентов факультета судовождения на специализацию «морское судовождение». Ректор университета И. Кузьмичев вручил почетные грамоты профессионалам своего дела – выпускникам факультета, сотрудникам и преподавателям, которые внесли большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов водного транспорта. Декан факультета судовождения М. Чурин наградил грамотами студентов за высокие результаты в учебе и за активное участие в общественной и культурной жизни факультета и университета.

Праздник собрал выпускников из разных уголков страны: Москвы, Самары, Тольятти, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и, конечно же, Н. Новгорода и области. Начальник отдела СУБ Волжского пароходства капитан дальнего плавания Ю. Гудаев (первый выпуск 1972 года) отметил: «Праздник явился ярким событием, вызвал массу впечатлений от концерта и от встречи с друзьями. Очень рад был приглашению». Капитан дальнего плавания С. Клочков (второй выпуск 1973 года), отработавший 44 года в Беломорско-Онежском пароходстве, отметил бережное отношение нынешнего поколения студентов к флотским традициям и морскому братству, единство среди преподавателей и студентов.

Фото. Празднование 50-летия первого набора на специализацию «морское судовождение». Выступление группы «Морское братство» (в составе студентов, преподавателей и аспирантов)

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Пожар на двух судах в Черном море. Главное

Пожар на двух судах в Черном море. Главное Перекачка сжиженного газа с несоблюдением техники безопасности закончилась пожаром и привела к гибел...

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров 21 января с.г. в Керченском проливе произошла трагедия: по неустановленным пока причинам на двух суд...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...