ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

Инфраструктура / Образование
ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере редакция журнала предлагает материал о кафедре судовождения и безопасности судоходства ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

«Морской флот» приглашает руководителей вузовских подразделений выступить в журнале с рассказом об истории становления своих кафедр, развитии и сегодняшнем дне. Что интересного, а может быть, даже уникального происходит на вашей кафедре, как продвигается реформа образования? Ждем ваших материалов!

Михаил Чурин, руководитель факультета судовождения ВГУВТ, к.т.н.

Полвека назад

Первый прием студентов на судоводительскую специальность, которая была организована на эксплуатационном факультете ГИИВТа, состоялся в сентябре 1952 г. Было принято 25 человек – одна группа. С этого года эксплуатационный факультет стал называться факультетом судовождения и эксплуатации водного транспорта. Все поступившие студенты являлись выпускниками-отличниками различных речных училищ страны. Кафедра судовождения и безопасности судоходства была организована спустя два года, в 1954-м. Ее возглавил доцент, кандидат технических наук П. Шанчуров. Сотрудниками кафедры являлись кандидаты технических наук Н. Уртминцев, В. Свечников, Н. Чистовский.

В это же время была создана лаборатория судовождения с необходимым оборудованием и материалами. К 1957 г. она становится одной из лучших в системе учебных заведений МРФ. Уже тогда лаборатория имела радиолокационные станции, эхолоты, радиопеленгаторы, магнитные компасы и гирокомпасы, лаги, навигационные карты, прокладочный инструмент и др. Она получила и радиотехнические средства, используемые на судах.

В начале 60-х годов суда внутреннего плавания начали выходить в морские районы. В дальнейшем смешанное «река-море» плавание, обеспечивающее высокий технико-экономический эффект, начало широко практиковаться, в том числе и для перевозок экспортно-импортных грузов.

Развитие смешанных «река-море» перевозок потребовало от Министерства речного флота подготовки специалистов-судоводителей внутреннего и морского плавания. Их подготовку поручили Горьковскому институту инженеров водного транспорта, и он первым в отрасли приступил к подготовке инженеров-судоводителей для судов смешанного «река-море» плавания, осуществив первый прием студентов на эту новую специальность уже в сентябре 1966 года. Усилиями преподавателей – капитанов дальнего плавания Р. Фатьянова, А. Мизерницкого, В. Удалова (в 1974 году был переведен на должность начальника вновь созданного Новороссийского высшего инженерного морского училища) на кафедре была создана и оборудована лаборатория навигации и «поставлена на ноги» подготовка судоводителей «река-море» плавания, первый выпуск которых состоялся в 1972 году.

«Золотая кафедра России»

С начала 80-х годов по инициативе Василия Александровича Тронина, в то время заведующего кафедрой (позднее доктора технических наук, профессора, академика) в ГИИВТе, по ряду дисциплин для подготовки судоводителей начали применять тренажерное обучение. Первым был освоен радиолокационный тренажер «Фуруно», установленный в 1983 году. Многие сотни студентов и тысячи слушателей курсов повышения квалификации прошли через него. В 1993 году был смонтирован и сертифицирован радиолокационный и САРП-тренажер «Норконтрол» с элементами визуализации. С 2001 года действует тренажер по электронной картографии. С 2012 года введены в действие тренажеры по мореходной астрономии и по техническим средствам судовождения.

Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства внесли свой вклад в отраслевую науку. На протяжении многих лет кафедре принадлежали две научно-исследовательские лаборатории: безопасности плавания и продления навигации. Научные изыскания нашли свое отражение в большом количестве рекомендаций, наставлений, положений и другой отраслевой нормативной документации. Известными учеными, работы которых связаны с водным транспортом, являлись Николай Соларев и Василий Тронин. Долгое время кафедрой судовождения и безопасности судоходства руководил профессор, доктор технических наук Александр Клементьев.

Сегодня кафедру судовождения и безопасности судоходства возглавляет капитан дальнего плавания, кандидат технических наук, доцент Михаил Осокин. При кафедре имеется 9 учебных лабораторий, учебно-экспериментальная база, где располагается учебно-тренажерное судно «Академик». Всего же с 1963 по 2016 год сотрудниками кафедры защищено 34 кандидатских и 6 докторских диссертаций. На кафедре работают три доктора технических наук: Александр Клементьев, Вадим Тихонов, Василий Лобанов, являющиеся профессорами кафедры, семь кандидатов технических наук, шесть капитанов дальнего плавания. В 2013 году кафедре судовождения и безопасности судоходства было присвоено звание «Золотая кафедра России» от Российской академии естественных наук.

Фото. Сотрудники кафедры судовождения и безопасности судоходства

Выпускники несут вахту на воде и на суше

Ежегодно от работодателей на каждого выпускника поступает от трех и более предложений о трудоустройстве. Выпускники несут вахту на ходовых мостиках судов 37 отечественных и зарубежных судоходных компаний в должностях вахтенных помощников, старших помощников и капитанов.

За время своего существования кафедра судовождения и безопасности судоходства, как выпускающая кафедра факультета судовождения, подготовила более 5 тысяч инженеров-судоводителей. Наших выпускников можно встретить на внутренних водных путях, на судах смешанного «река-море» плавания, на морских судах во многих морях и океанах. Список всех действующих капитанов просто огромен. Вот только некоторые из них: Е. Таланин, К. Скифский, С. Паров, О. Кикис, Ф. Оскалин, А. Фатьянов, С. Сергиевский, В. Попов, А. Новиков и др. Многие руководящие должности в государственных структурах и в судоходных компаниях занимают выпускники факультета судовождения, имеющие богатый практический опыт работы судоводителя, в их числе Ю. Костин, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, А. Шишкин, управляющий директор ОАО «Волга-флот», В. Кочетков, коммерческий директор ОАО «Северо-Западное пароходство», Е. Лепехин, заместитель руководителя ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», М. Грубов, директор ООО «Судоходная компания «По Волге», и другие.

Морскому судовождению здесь обучают уже 50 лет

9 ноября 2016 года в актовом зале ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» прошли праздничные мероприятия, посвященные 50-летию первого приема студентов факультета судовождения на специализацию «морское судовождение». Ректор университета И. Кузьмичев вручил почетные грамоты профессионалам своего дела – выпускникам факультета, сотрудникам и преподавателям, которые внесли большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов водного транспорта. Декан факультета судовождения М. Чурин наградил грамотами студентов за высокие результаты в учебе и за активное участие в общественной и культурной жизни факультета и университета.

Праздник собрал выпускников из разных уголков страны: Москвы, Самары, Тольятти, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и, конечно же, Н. Новгорода и области. Начальник отдела СУБ Волжского пароходства капитан дальнего плавания Ю. Гудаев (первый выпуск 1972 года) отметил: «Праздник явился ярким событием, вызвал массу впечатлений от концерта и от встречи с друзьями. Очень рад был приглашению». Капитан дальнего плавания С. Клочков (второй выпуск 1973 года), отработавший 44 года в Беломорско-Онежском пароходстве, отметил бережное отношение нынешнего поколения студентов к флотским традициям и морскому братству, единство среди преподавателей и студентов.

Фото. Празднование 50-летия первого набора на специализацию «морское судовождение». Выступление группы «Морское братство» (в составе студентов, преподавателей и аспирантов)

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда»

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда» Вопрос господдержки судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке (создается консорциумом «Роснефти», «Р...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...