Система комплексной безопасности

Севморпуть

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне РФ, организация системы поиска и спасания

В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены президентом РФ 18 сентября 2008 года № Пр-1969), «Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы» (утвержден президентом РФ от 22.12.2015), «Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утверждена президентом РФ от 20.02.2013) и ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 555, МЧС России создает систему комплексной безопасности населения и территорий в Арктической зоне РФ.

По материалам заседания президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, сентябрь 2016 г., Санкт-Петербург

Основные направления

Создание и развитие системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ведется по ряду направлений.

Подготовлены и включены предложения МЧС в проект федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ» в формате отдельной главы «Государственное регулирование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий в Арктической зоне РФ».

Подготовлены и включены предложения МЧС в проекты государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» и федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры Арктической зоны РФ (2018-2027 годы)».

Осуществляется работа по совершенствованию нормативного правового регулирования в области обеспечения безопасности функционирования критически важных объектов и потенциально опасных объектов, в том числе:

разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думой РФ проект Федерального закона № 595565-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований, предъявляемых к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»;

реализуются мероприятия по внесению в установленном порядке изменений в Перечень критически важных объектов РФ.

Формирование сил МЧС в системе комплексной безопасности населения и территорий в Арктической зоне РФ осуществляется за счет создания арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС и Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра» (далее АКАСЦ), основной целью которых является повышение уровня защищенности населения и территорий Арктики за счет создания эффективной системы мониторинга, повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Каждый АКАСЦ в соответствии с возложенными задачами содержит в своем составе два специализированных комплекса (аварийно-спасательный и информационно-аналитический) и информационно сопряжен с соответствующим региональным центром и Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС, а также силами и средствами Минтранса, Минприроды, Пограничной службы ФСБ, а также системами Росгидромета, научными организациями РАН и другими службами для более оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и эффективного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Также будет обеспечиваться режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию, в том числе и на пожары в Арктике. Центры должны быть высокомобильными. Уровень и степень реагирования зависит прежде всего от наличия транспорта, средств связи, оборудования, снаряжения и готовности аварийно-спасательных формирований к выполнению задач по предназначению. В настоящее время прорабатывается возможность оснащения авиационными средствами, вездеходами, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами для работы в суровых климатических условиях.

Что есть

В настоящее время в Арктической зоне уже функционируют 4 АКАСЦ (Нарьян-Мар, Архангельск, Дудинка, Мурманск), Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра» (Вытегра), 196 пожарно-спасательных подразделений различных ведомств общей численностью около 10 тыс. человек, 4 региональных поисково-спасательных отряда, 2 морских спасательно-координационных центра (Мурманск, Диксон), 3 морских спасательных подцентра (Архангельск, Тикси, Певек), а также 4 пункта базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти, которые находятся в Диксоне, Тикси, Певеке и поселке Провидения.

В целом численность группировки сил и средств по прикрытию Арктической зоны РФ с учетом сил органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований достигает 18 тыс. человек и 1845 единиц техники. Из них силы и средства МЧС составляют более 7 тыс. человек и 597 единиц техники.

В целях развития системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий каждый АКАСЦ взаимодействует и информационно сопряжен с соответствующим территориальным органом и Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС, а также силами и средствами служб федеральных органов исполнительной власти для более оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и эффективного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Информационно-аналитический комплекс АКАСЦ должен обеспечить задачи по сбору, обработке и представлению оперативной информации о чрезвычайной ситуации, прогнозной информации о тенденциях их развития и последствиях, силах, средствах и ресурсах в Арктической зоне РФ, организацию межведомственного информационного обмена между существующими или создаваемыми информационно-аналитическими системами существующих структур Минобороны, Минтранса, Минпромторга, «Роскосмоса» и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

МЧС совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит мероприятия по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне. Повышенное внимание уделяется технической оснащенности систем наблюдения и лабораторного контроля, обеспечению их устойчивого функционирования, созданию банка справочных данных, повышению эффективности системы сбора, обработки и обмена информацией. Использование новых технологий в рамках создания сети наблюдений с помощью дистанционного зондирования Земли, развертывания автоматизированной сети наземного наблюдения и контроля за гидрометеорологическим и экологическим состоянием в Арктике, а также использование систем космического мониторинга и связи, современных средств сбора и обработки данных значительно повысит оперативность принятия решений и реагирования на возможные чрезвычайные ситуации в Арктике.

Космический мониторинг

Также в целях развития системы космического мониторинга МЧС в рамках выполнения федеральной космической программы РФ на 2016-2025 годы совместно с Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» организована работа по созданию совместных центров приема и распространения космической информации на базе подразделений министерства.

Так, в 2015 году МЧС совместно с государственной корпорацией «Роскосмос» на базе Главного управления МЧС по Мурманской области создан совместный центр приема и обработки космической информации в Мурманске.

В апреле 2016 года представителями МЧС и государственной корпорации «Роскосмос» была проведена рекогносцировка возможных мест размещения совместного центра приема и обработки космической информации в Дудинке.

В 2017 и 2018 годах на базе АКАСЦ в Дудинке и Анадыре планируется создание аналогичных совместных центров приема и обработки космической информации.

Для решения задач по совершенствованию системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне МЧС осуществляет тесное сотрудничество с крупнейшими компаниями, реализующими в Арктике ряд крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением углеводородов на шельфе арктических морей, созданием новых промышленных объектов и новых транспортных коридоров.

Взаимодействие органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным протоколом заседания правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19.08.2016 № 6.

Дополнительно МЧС заключены соглашения с федеральными органами исполнительной власти о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с органами исполнительной власти субъектов РФ утверждены регламенты действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе в Арктической зоне РФ.

Кроме того, мероприятия по организации и проведению операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, уточнены в проекте Федерального закона «О государственном регулировании морской деятельности РФ», который в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве страны.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС обеспечивает функционирование органов управления РСЧС и гражданской обороны, управление их силами и средствами, а также организацию своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС, в том числе в местах массового пребывания людей.

В итоге за пять лет деятельности поисково-спасательными формированиями МЧС в Арктике совершено более 6 тыс. выходов на поисково-спасательные работы, оказана помощь более 7,5 тыс. человек.

Профессиональное обучение

Спасатели МЧС для работы в арктических условиях обучаются по специальным программам с учетом действий по предназначению в условиях Крайнего Севера на базе Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра». Уникальность центра в том, что он совмещает в себе три направления деятельности: обеспечение безопасности, обучение спасателей и проведение научных исследований. Одна из основных задач центра – это подготовка, переподготовка и повышение квалификации спасателей и других специалистов для МЧС, а также других министерств и ведомств.

В июне 2014 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме между МЧС и ОАО «Роснефть» подписано соглашение о сотрудничестве в области защиты населения и территорий при осуществлении деятельности, связанной с освоением углеводородных ресурсов в территориальном море и на континентальном шельфе России в Арктике.

Прорабатывается возможность создания авиационной группировки в составе 15 воздушных судов (10 вертолетов и 5 самолетов) с пунктами базирования в Арктической зоне РФ.

Создаваемые МЧС в системе комплексной безопасности силы и средства, оснащенные современными образцами спасательных средств, пожарно-спасательного оборудования и транспортными средствами в арктическом исполнении, будут способны снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций, защитить территории и критически важные объекты, уменьшить количество пострадавшего населения в Арктической зоне страны, в том числе при разработке и реализации проектов в области изучения и освоения арктического континентального шельфа и прибрежной зоны, иных крупных инфраструктурных проектов в Арктике.

* * *

МЧС совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, предприятиями, компаниями и организациями в рамках своей компетенции:

проводит совместные учения по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов, защите и очистке береговой полосы от нефтяного загрязнения, учения по поиску, оказанию помощи и эвакуации пострадавших;

создает и развивает систему комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с целью повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работах.

Морские вести России №18 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Пожар на судне в порту Мурманска локализован

Пожар на судне в порту Мурманска локализован Пожар на рыболовном судне «Одиссей-1» (компания-судовладелец ООО «Зигранд»), стоящем в доке ...

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества»

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества» Министр обороны РФ Сергей Шойгу наградил заместителя министра транспорта РФ – руководителя Федеральн...

Российская экономика

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград Экономист из Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью RuBaltic заявил, ч...

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года В Росрыболовстве обсудили ход освоения перспективных объектов промысла в Дальневосточном рыбохозяйст...

Транспортная политика

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit Французский оператор железнодорожного туннеля под Ла-Маншем Groupe Eurotunnel SA сменил название впе...

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост. «В ближайшие дни» премьер-министр РФ...

Морские порты

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза Северная железная дорога (СЖД, филиал ОАО «РЖД») в октябре 2017 года перевезла 60,1 тыс. тон...

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ Крупнейший портовый оператор Hutchinson Ports подал заявки на аренду причалов порта Черноморск (...




Морской транспорт

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота»

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота» Строительство судовых кранов полностью на электромеханической тяге – одна из наиболее заметных тенде...

Шторм остановил паромную переправу в Крым

Шторм остановил паромную переправу в Крым Движение паромов в Керченском проливе приостановлено во вторник днем из-за непогоды, сообщила компан...

Речной транспорт

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла На площадке новейшего международного аэропорта «Платов», прошло рабочее совещание по вопросам строит...

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное 17 ноября 2017 года на ООО »Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (ООО »ОССЗ») состо...

Ж/Д транспорт

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором Возглавляющий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров стал генеральным директо...

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Авто транспорт

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд Служба автомобильных дорог Республики Крым заключила контракт с единственным подрядчиком, вологодско...

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...