Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Система комплексной безопасности

Севморпуть

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне РФ, организация системы поиска и спасания

В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены президентом РФ 18 сентября 2008 года № Пр-1969), «Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы» (утвержден президентом РФ от 22.12.2015), «Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утверждена президентом РФ от 20.02.2013) и ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 555, МЧС России создает систему комплексной безопасности населения и территорий в Арктической зоне РФ.

По материалам заседания президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, сентябрь 2016 г., Санкт-Петербург

Основные направления

Создание и развитие системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ведется по ряду направлений.

Подготовлены и включены предложения МЧС в проект федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ» в формате отдельной главы «Государственное регулирование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий в Арктической зоне РФ».

Подготовлены и включены предложения МЧС в проекты государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» и федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры Арктической зоны РФ (2018-2027 годы)».

Осуществляется работа по совершенствованию нормативного правового регулирования в области обеспечения безопасности функционирования критически важных объектов и потенциально опасных объектов, в том числе:

разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думой РФ проект Федерального закона № 595565-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований, предъявляемых к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»;

реализуются мероприятия по внесению в установленном порядке изменений в Перечень критически важных объектов РФ.

Формирование сил МЧС в системе комплексной безопасности населения и территорий в Арктической зоне РФ осуществляется за счет создания арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС и Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра» (далее АКАСЦ), основной целью которых является повышение уровня защищенности населения и территорий Арктики за счет создания эффективной системы мониторинга, повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Каждый АКАСЦ в соответствии с возложенными задачами содержит в своем составе два специализированных комплекса (аварийно-спасательный и информационно-аналитический) и информационно сопряжен с соответствующим региональным центром и Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС, а также силами и средствами Минтранса, Минприроды, Пограничной службы ФСБ, а также системами Росгидромета, научными организациями РАН и другими службами для более оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и эффективного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Также будет обеспечиваться режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию, в том числе и на пожары в Арктике. Центры должны быть высокомобильными. Уровень и степень реагирования зависит прежде всего от наличия транспорта, средств связи, оборудования, снаряжения и готовности аварийно-спасательных формирований к выполнению задач по предназначению. В настоящее время прорабатывается возможность оснащения авиационными средствами, вездеходами, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами для работы в суровых климатических условиях.

Что есть

В настоящее время в Арктической зоне уже функционируют 4 АКАСЦ (Нарьян-Мар, Архангельск, Дудинка, Мурманск), Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра» (Вытегра), 196 пожарно-спасательных подразделений различных ведомств общей численностью около 10 тыс. человек, 4 региональных поисково-спасательных отряда, 2 морских спасательно-координационных центра (Мурманск, Диксон), 3 морских спасательных подцентра (Архангельск, Тикси, Певек), а также 4 пункта базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти, которые находятся в Диксоне, Тикси, Певеке и поселке Провидения.

В целом численность группировки сил и средств по прикрытию Арктической зоны РФ с учетом сил органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований достигает 18 тыс. человек и 1845 единиц техники. Из них силы и средства МЧС составляют более 7 тыс. человек и 597 единиц техники.

В целях развития системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий каждый АКАСЦ взаимодействует и информационно сопряжен с соответствующим территориальным органом и Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС, а также силами и средствами служб федеральных органов исполнительной власти для более оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и эффективного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Информационно-аналитический комплекс АКАСЦ должен обеспечить задачи по сбору, обработке и представлению оперативной информации о чрезвычайной ситуации, прогнозной информации о тенденциях их развития и последствиях, силах, средствах и ресурсах в Арктической зоне РФ, организацию межведомственного информационного обмена между существующими или создаваемыми информационно-аналитическими системами существующих структур Минобороны, Минтранса, Минпромторга, «Роскосмоса» и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

МЧС совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит мероприятия по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне. Повышенное внимание уделяется технической оснащенности систем наблюдения и лабораторного контроля, обеспечению их устойчивого функционирования, созданию банка справочных данных, повышению эффективности системы сбора, обработки и обмена информацией. Использование новых технологий в рамках создания сети наблюдений с помощью дистанционного зондирования Земли, развертывания автоматизированной сети наземного наблюдения и контроля за гидрометеорологическим и экологическим состоянием в Арктике, а также использование систем космического мониторинга и связи, современных средств сбора и обработки данных значительно повысит оперативность принятия решений и реагирования на возможные чрезвычайные ситуации в Арктике.

Космический мониторинг

Также в целях развития системы космического мониторинга МЧС в рамках выполнения федеральной космической программы РФ на 2016-2025 годы совместно с Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» организована работа по созданию совместных центров приема и распространения космической информации на базе подразделений министерства.

Так, в 2015 году МЧС совместно с государственной корпорацией «Роскосмос» на базе Главного управления МЧС по Мурманской области создан совместный центр приема и обработки космической информации в Мурманске.

В апреле 2016 года представителями МЧС и государственной корпорации «Роскосмос» была проведена рекогносцировка возможных мест размещения совместного центра приема и обработки космической информации в Дудинке.

В 2017 и 2018 годах на базе АКАСЦ в Дудинке и Анадыре планируется создание аналогичных совместных центров приема и обработки космической информации.

Для решения задач по совершенствованию системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне МЧС осуществляет тесное сотрудничество с крупнейшими компаниями, реализующими в Арктике ряд крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением углеводородов на шельфе арктических морей, созданием новых промышленных объектов и новых транспортных коридоров.

Взаимодействие органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным протоколом заседания правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19.08.2016 № 6.

Дополнительно МЧС заключены соглашения с федеральными органами исполнительной власти о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с органами исполнительной власти субъектов РФ утверждены регламенты действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе в Арктической зоне РФ.

Кроме того, мероприятия по организации и проведению операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, уточнены в проекте Федерального закона «О государственном регулировании морской деятельности РФ», который в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве страны.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС обеспечивает функционирование органов управления РСЧС и гражданской обороны, управление их силами и средствами, а также организацию своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС, в том числе в местах массового пребывания людей.

В итоге за пять лет деятельности поисково-спасательными формированиями МЧС в Арктике совершено более 6 тыс. выходов на поисково-спасательные работы, оказана помощь более 7,5 тыс. человек.

Профессиональное обучение

Спасатели МЧС для работы в арктических условиях обучаются по специальным программам с учетом действий по предназначению в условиях Крайнего Севера на базе Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра». Уникальность центра в том, что он совмещает в себе три направления деятельности: обеспечение безопасности, обучение спасателей и проведение научных исследований. Одна из основных задач центра – это подготовка, переподготовка и повышение квалификации спасателей и других специалистов для МЧС, а также других министерств и ведомств.

В июне 2014 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме между МЧС и ОАО «Роснефть» подписано соглашение о сотрудничестве в области защиты населения и территорий при осуществлении деятельности, связанной с освоением углеводородных ресурсов в территориальном море и на континентальном шельфе России в Арктике.

Прорабатывается возможность создания авиационной группировки в составе 15 воздушных судов (10 вертолетов и 5 самолетов) с пунктами базирования в Арктической зоне РФ.

Создаваемые МЧС в системе комплексной безопасности силы и средства, оснащенные современными образцами спасательных средств, пожарно-спасательного оборудования и транспортными средствами в арктическом исполнении, будут способны снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций, защитить территории и критически важные объекты, уменьшить количество пострадавшего населения в Арктической зоне страны, в том числе при разработке и реализации проектов в области изучения и освоения арктического континентального шельфа и прибрежной зоны, иных крупных инфраструктурных проектов в Арктике.

* * *

МЧС совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, предприятиями, компаниями и организациями в рамках своей компетенции:

проводит совместные учения по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов, защите и очистке береговой полосы от нефтяного загрязнения, учения по поиску, оказанию помощи и эвакуации пострадавших;

создает и развивает систему комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с целью повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работах.

Морские вести России №18 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Компания из Владивостока поставит краны для верфи «Звезда» на 111 млн руб

Компания из Владивостока поставит краны для верфи «Звезда» на 111 млн руб АО «Дальневосточный завод «Звезда» (Приморский край), на базе которого возводится судостроит...

В Средиземное море вошли БДК «Минск» и тральщик «Вице-адмирал Захарьин»

В Средиземное море вошли БДК «Минск» и тральщик «Вице-адмирал Захарьин» Большой десантный корабль (БДК) «Минск» и морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» ВМФ Росси...

Российская экономика

Минтруд заключил федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018 - 2020 годы

Минтруд заключил федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018 - 2020 годы Опубликовано письмо Минтруда России N 14-4/10/В-1047. В нем Минтруд сообщает о заключении федерально...

Минтранс и РЖД актуализируют параметры проекта транспортного перехода на Сахалин в 2018 г.

Минтранс и РЖД актуализируют параметры проекта транспортного перехода на Сахалин в 2018 г. Министерство транспорта РФ и РЖД подготовят актуализированные параметры проекта транспортного перехо...

Транспортная политика

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены Министерство транспорта РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте строительства желе...

Продление Транссиба - ключевой проект для Австрии - «Австрийские железные дороги»

Продление Транссиба - ключевой проект для Австрии - «Австрийские железные дороги» Австрия заинтересована в продлении железной дороги с широкой колеей от Кошице (Словакия) до ...

Морские порты

Грузооборот ж/д узла в порту Усть-Луга к 2030 году должен вырасти до 120 млн тонн - ОЖД

Грузооборот ж/д узла в порту Усть-Луга к 2030 году должен вырасти до 120 млн тонн - ОЖД ОАО «РЖД» планирует нарастить ежегодный грузооборот Лужского железнодорожного узла вблизи порта Усть...

Акции НМТП на Мосбирже подскочили на 4% на фоне решения ФАС о ходатайстве «Транснефти»

Акции НМТП на Мосбирже подскочили на 4% на фоне решения ФАС о ходатайстве «Транснефти» Акции НМТП в ходе торгов на Московской бирже подскочили на 4,05%, до 8,855 руб. за одну бумагу н...




Морской транспорт

Замминистра транспорта РФ: судовладельцы готовы к исполнению «Полярного кодекса»

Замминистра транспорта РФ: судовладельцы готовы к исполнению «Полярного кодекса» Судовладельцы в основном готовы исполнять требования вступившего в силу в прошлом году Международног...

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства Паром «Сахалин-9» со среды уходит на плановый ремонт и, предположительно, возобновит работу на паром...

Речной транспорт

«Красное Сормово» спустило на воду пятый танкер-химовоз проекта RST27М

«Красное Сормово» спустило на воду пятый танкер-химовоз проекта RST27М Спуск на воду пятого танкера-химовоза проекта RST27М – «Балт Флот 20» состоялся на заводе «Красное С...

«Канал имени Москвы» создает новую инфраструктуру для рынка строительных материалов на реке

«Канал имени Москвы» создает новую инфраструктуру для рынка строительных материалов на реке ФГБУ «Канал имени Москвы» и ООО «ЯрПесок-97» заключили долгосрочное соглашение о сотрудничестве. Под...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в 2018 году планирует на 13% увеличить выпуск грузовых вагонов

«Уралвагонзавод» в 2018 году планирует на 13% увеличить выпуск грузовых вагонов Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в Ростех) планирует в 2018 ...

Минтранс и РЖД обсуждают возможную компенсацию потерь из-за «поздней» индексации грузовых тарифов

Минтранс и РЖД обсуждают возможную компенсацию потерь из-за «поздней» индексации грузовых тарифов Минтранс и Российские железные дороги обсуждают возможность компенсации недополученных доходов в рез...

Авто транспорт

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО Грузовые машины теперь могут проехать по ледовой переправе в районе села Усть-Уса на дороге, соединя...

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон Крупнейшая в Иркутской области ледовая дорога, соединяющая с материком единственный населенный на Ба...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена Совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Федеральном агентстве морско...

Военно-морская политика России в действии

Военно-морская политика России в действии Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Пу...

Морские порты

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП Основание городу-порту Магадан было положено в 1929 году на берегу бухты Нагаева Охотского моря. Пер...

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Привлечь, обучить, удержать!

Привлечь, обучить, удержать! «Когда к нам вторгаются иностранные капиталы, мы знаем, что не для нашей, а для своей выгоды они при...

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности В начале апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Всероссийский форум портовиков: «Инфра...

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

Севморпуть

За безопасность мореплаванияна Севморпути

За безопасность мореплаванияна Севморпути В июле состоялась рабочая встреча председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с генеральным дире...

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...