Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Севморпуть
Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС и МАРПОЛ, он вступает в силу 1 января 2017 года.

Журнал «Морской флот» предлагает вниманию читателей перевод с английского двух первых глав уже согласованного текста ПК. Перевод сделан нашим автором, капитаном дальнего плавания Александром Туваевым, который имеет опыт ледового плавания.

Часть I-А. Меры безопасности

Глава 1. Общее.

1. Структура этой части.

Каждая глава в этой части состоит из общего описания назначения этой главы, функциональных требований для достижения этих целей и правил. Каждым судном должны быть выполнены функциональные требования, установленные в этой части, или:

1.1.1. Когда судно проектируется и оборудуется в соответствии со всеми правилами, связанными с таким функциональным требованием; или

1.1.2. Когда часть (части) или весь разработанный проект и оборудование были рассмотрены и одобрены в соответствии с Правилом 4 МК СОЛАС главы XIV, и какие-либо остающиеся части судна признаны соответствующими основным правилам.

2. Определения.

В дополнение к определениям, включенным в соответствующие главы МК СОЛАС и описание Кодекса, следующие определения применяются в этой части.

1. Айсберговые воды (Bergy Waters) означают район, свободный для плавания, в котором присутствуют материковые льды в концентрациях менее 1/10. Там же могут присутствовать и морские льды. Несмотря на это, общая концентрация всех льдов не должна превышать 1/10.

2. Проводка (Escort) означает ситуацию, когда какое-либо судно с более высокими ледовыми возможностями сопровождает другое судно.

3. Ледокольная проводка (Escorted Operation) означает операции, в которых движение судна обеспечивается посредством вмешательства судна сопровождения (т.е. оно взламывает лед).

4. Среда обитания (Habitable Environment) означает вентилируемое укрытие, которое способно защитить от гипотермии.

5. Ледокол (Icebreaker) означает какое-либо судно, рабочее предназначение которого может включать проводку или функции ледового обеспечения, мощность которого и размеры/габариты, позволяют ему проводить активные действия в водах, покрытых льдами.

6. Ледовый класс (Ice Class) означает условное обозначение, присвоенное судну Администрацией или организацией, признанной Администрацией, указывающее, что судно было спроектировано для плавания в водах с определенными ледовыми условиями.

7. Максимально ожидаемое время спасения (Maximum Expected Time of Rescue) [МОВС-METOR] означает время, одобренное при проектировании оборудования и систем, в течение которого обеспечивается выживание людей. Оно никогда не должно быть менее 5 суток.

8. Машинное оборудование (Machinery Installations) означает оборудование, механизмы и связанные с ними кабеля и трубопроводы, необходимые для безопасной работы судна.

9. Ежедневная средняя низкая температура (Mean Daily Low Temperature) [ЕСНТ-MDLT] означает среднее значение ежедневной низкой температуры по каждому дню в течение года, полученное по наблюдениям в течение не менее 10-летних циклов. При отсутствии 10-летних наблюдений значения для принятия к учету могут быть установлены Администрацией.

10. Полярный класс (Polar class) [PC] означает ледовый класс, присвоенный судну Администрацией или организацией, признанной Администрацией, основанный на унифицированных требованиях МАКО (IACS).

11. Полярная рабочая температура (Polar Service Temperature) [ПРТ-PST] означает температуру, определенную техническими условиями для судна, которое намеревается работать в условиях низких температур, и которая должна быть по крайней мере на 10°С ниже наименьшей ЕСНТ для предполагаемых района и сезона работы в полярных водах.

12. Судно, намеревающееся работать в низких температурах, означает судно, которое намеревается выполнить рейс в районы или проследовать через районы, где самая низкая ежедневная средняя низкая температура (ЕСНТ) ниже -10°С.

13. Танкер означает нефтеналивные суда, как определено в Правиле II-1/2.22 МК СОЛАС, танкеры- химовозы, как определено в Правиле II-1/3.19 МК СОЛАС, и танкеры-газовозы, как определено в Правиле II-11/2 МК СОЛАС.

14. Предельная ледовая ватерлиния (Upper Ice Waterline) означает ватерлинию, определенную для максимальной осадки носа и кормы, при плавании во льдах.

3. Свидетельство и сюрвейерский осмотр.

1. Каждое судно, к которому применяется этот Кодекс, должно иметь на борту действующее Судовое Полярное Свидетельство.

2. Судовое Полярное Свидетельство выдается судну, которое удовлетворяет обоснованным требованиям этого Кодекса, после проведенного начального или периодического сюрвея, кроме тех случаев, когда сюрвей на борту судна может не проводиться, как указано в п. 1.3.3

3. Если в результате оценки, обозначенной в п. 1.5, установлено, что дополнительное оборудование не устанавливалось или не производилось изменений в конструкции судна, требуемых положениями Полярного кодекса, грузовому судну категории С Судовое Полярное Свидетельство может быть выдано на основе проверки представленной документации, из которой следует, что судно соответствует всем обоснованным требованиям Полярного кодекса. В этом случае сюрвейерский осмотр судна может быть проведен во время следующего планового переосвидетельствования при продлении срока действия свидетельства.

4. Свидетельство, предусмотренное этим правилом, должно быть составлено или Администрацией, или лицом, или признанной ей организацией в соответствии с Правилом XI-1/1 МК СОЛАС. В любом случае Администрация несет полную ответственность за освидетельствование.

5. Судовое Полярное Свидетельство должно быть составлено по форме соответствующей модели, представленной в Приложении 1 этого Кодекса. Если язык оформления не является ни английским, ни французским, ни испанским, текст должен включать перевод на один из этих языков.

6. Действие Судового Полярного Свидетельства определяется датой сюрвейерского осмотра и датой подтверждения, которые должны гармонировать с положениями, относящимися к делу в части сертификации, сформулированными в Правиле 1/14 МК СОЛАС. Свидетельство должно включать дополнение с перечислением оборудования, требуемого этим Кодексом.

7. Где применимо, свидетельство должно ссылаться на методологию оценки эксплуатационных возможностей судна и его ограничений во льду, признанную Администрацией, принимающей во внимание руководства, разработанные организацией.

4. Исполнительные стандарты.

1. Если неясно выражены и иначе определены, то судовая система и оборудование, предписанное этим Кодексом, должны удовлетворять по крайней мере подобным стандартам в МК СОЛАС и относящимся к делу.

2. Для судов, оперирующих при низких температурах, полярная рабочая температура (ПРТ) должна быть точно определена и должна быть по крайней мере на 10 *С ниже самой низкой ЕСНТ для предстоящего района и рабочего сезона в полярных водах. Системы и оборудование, требуемые этим Кодексом, должны быть полностью функционально адаптированы к полярной рабочей температуре.

3. Для судов, оперирующих при низких температурах, системы спасения и оборудование должны быть полностью функционально адаптированы к полярной рабочей температуре в течение максимально ожидаемого периода времени, отведенного для спасения.

5. Эксплуатационная оценка.

Для того чтобы установить процедуры эксплуатационных ограничений, оценка судна и его оборудования должна быть проведена с принятием во внимание следующего:

1. Ожидаемой длительности работы и окружающих условий, таких как:

1.1. Работа при низких температурах воздуха.

1.2. Работа в ледовых условиях.

1.3. Работа в высоких широтах; и

1.4. Потенциальная высадка экипажа на лед или берег.

2. Применимых опасностей, которые перечислены в разделе 3 описания; и

3. Дополнительных опасностей, если установлены.

Глава 2. Руководство по эксплуатации в полярных водах (РЭПВ)

2.1 Назначение.

Цель этой главы – обеспечить судовладельца, оператора, капитана и экипаж необходимой информацией относительно эксплуатационных возможностей судна и установленных ограничений для того, чтобы упростить процесс принятия ими решений.

2.2. Функциональные требования.

2.2.1. Для достижения целей, обозначенных в п. 2.1, следующие функциональные требования сформулированы в правилах этой главы.

2.2.2. Руководство должно включать информацию по специальным возможностям судна и его ограничениям, установленным сюрвейерской оценкой, требуемой по пункту 1.5.

2.2.3. Руководство должно включать или ссылаться на специальные судовые процедуры, выполняемые при нормальной эксплуатации судна, для того, чтобы избежать встречи с условиями, превышающими возможности судна.

2.2.4. Руководство должно включать или ссылаться на специальные судовые процедуры, выполняемые в случае каких-либо инцидентов в полярных водах.

2.2.5. Руководство должно включать или ссылаться на специальные судовые процедуры, выполняемые в случае столкновения с условиями, превышающими индивидуальные возможности судна и установленные ограничения, определенные в пункте 2.2.2.

2.2.6. Руководство должно включать или ссылаться на процедуры, выполняемые судном, когда оно находится под проводкой ледокола, как применимо.

2.3. Правила.

2.3.1. Для выполнения функциональных требований параграфов 2.2.1-2.2.6 на судне должно быть разработано Руководство.

2.3.2. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.2 Руководство должно содержать, где применимо, методологию, используемую для определения возможностей и ограничений судна при плавании во льдах.

2.3.3. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.3 Руководство должно включать разработанные процедуры установленных рисков, которые должны охватывать:

1. Планирование рейса в обход ледовых условий и/или температур, превышающих проектные судовые возможности и ограничения.

2. Подготовку оборудования для приема прогнозов в предстоящих окружающих условиях плавания.

3. Выявление каких-либо ограничений в средствах приема и обработки информации, имеющихся в наличии, а именно: гидрологических, метеорологических и навигационных.

4. Наличие действующего оборудования, требуемого другими главами этого Кодекса; и

5. Внедрение специальных мер для поддержания рабочего состояния оборудования и систем в условиях низких температур, при обледенении и взаимодействии с морским льдом, как применимо.

2.3.4. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.4 Руководство должно включать процедуры по установленным рискам, чтобы охватывать:

1. Взаимодействие с ответственными аварийно-спасательными партиями, поисково-спасательными отрядами и подразделениями, ответственными за устранение разливов и т.д., в зависимости, что применимо; и

2. Процедуры для поддержания жизнеобеспечения и целостности судна в случае продолжительного ледового плена (ледового дрейфа) и чрезмерных ледовых нагрузок на судно в соответствии с главой 3.

2.3.5. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.5 Руководство должно включать процедуры по установленным рискам с исполнительными мерами, предусмотренными на случай встречи с ледовыми условиями и/или низкими температурами, превышающими проектные возможности или установленные ограничения.

2.3.6. Для выполнения функциональных требований пункта 2.2.6 Руководство должно включать процедуры по установленным рискам для отслеживания и поддержания безопасности в течение деятельности во льдах, как применимо, включающие какие-либо требования при проводке судна ледоколом. Различные ограничения в деятельности могут применяться в зависимости от ситуации: или судно находится в самостоятельном плавании, или под проводкой ледокола. Применительно к ситуации РЭПВ должно удовлетворять обеим рассмотренным ситуациям.

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года Швартовые испытания большого десантного катера (БДК) «Петр Моргунов», возводимого по проекту...

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко Скоростной, модернизированный поезд французской компании Alstom («Альстом») сможет преодолев...

Российская экономика

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1 ГК «СКАНЭКС» начинает обзор докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в неф...

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо Этот факт стал большим сюрпризом для топливного рынка.

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год В 2018 году Находкинском МТП продолжил проведение мероприятий по внедрению комплексной системы пылеп...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска Сроки реализации проекта сдвинулись с 2018 года на 2020-й из-за финансовых трудностей у генподрядчик...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...