Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Фактор роста – внутреннее потребление

Грузовая база
Фактор роста – внутреннее потребление

В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году оно продолжилось, что связано как с общим спадом потребления на внутреннем и внешнем рынках, так и с переходом к использованию руд с более низким содержанием металлов.

Некоторое улучшение конъюнктуры мирового рынка в 2016 году и компенсационный рост цен после минимумов предыдущего года позволили отечественным производителям не снижать, а в отдельных группах металлов даже увеличить экспорт. Вместе с тем, опорой российской цветной металлургии в среднесрочной перспективе должен стать не экспорт продукции, а поставки на внутренний рынок. На это, в частности, указывают действия, предпринятые российским правительством по стимулированию потребления отдельных цветных металлов внутри страны.

Татьяна Дмитриева

Российская цветная металлургия выпускает порядка 70 видов металлов, сопоставимый ассортимент характерен только для трех стран мира – США, Германии и Японии. Наибольшими объемами экспорта из России выделяется алюминий, никель (первое место в мире) и медь (второе место в мире), заметные позиции также занимает экспорт титана, олова и золота. Такие металлы, как кобальт, вольфрам, молибден, импортируются.

Снижение производства

В 2015 году производство выросло только в сегментах цинка и свинца, остальные металлы продемонстрировали снижение выпуска на 1-4% (табл. 1). Отрицательная динамика была связана как с избыточным предложением цветных металлов и падением цен на мировом рынке, так и с сокращением спроса на внутреннем рынке. Кроме того, снижение производства в отдельных группах металлов было обусловлено использованием руд с более низким содержанием металла, а также плановым сокращением и обновлением производственных мощностей российских предприятий.

Таблица 1. Динамика производства цветных металлов в России в 2015 году по сравнению с 2014 годом по видам

Виды металлов

Объем производства в 2015 году по сравнению с 2014 годом, %

Алюминий первичный

95,9

Медь рафинированная необработанная

97,9

Никель необработанный

96,7

Цинк необработанный

102,3

Свинец необработанный

113,0

Титан необработанный

98,7

Магний необработанный

99,2

По итогам 2016 года радикальных изменений в динамике производства основных цветных металлов не произойдет, на что указывают итоги работы крупнейших компаний за 9 месяцев текущего года и прогнозы экспертов.

Так, объем производства алюминия ОК «Русал» за этот период составил 2,76 млн тонн, увеличившись лишь на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По итогам года компания рассчитывает выйти на уровень производства 3,6 млн тонн, что соответствует уровню предыдущих двух лет (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства алюминия в России, 2009-2016 гг.

* Предварительная оценка.

ГМК «Норникель», крупнейший мировой производитель никеля и палладия, за 9 месяцев 2016 года снизил выпуск никеля на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 177 тыс. тонн, палладия – на 4%, до 1,98 млн унций, платины – на 5%, до 489 тыс. унций, меди – на 4%, до 264 тыс. тонн. Снижение выпуска никеля связано с полной остановкой самого старого предприятия компании Никелевого завода в Норильске и наращиванием выпуска концентрата для переработки на заводе Norilsk Nickel Harjavalta в Финляндии, а металлов платиновой группы и меди – с более низким содержанием металлов в добытых рудах.

«Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК), крупнейший производитель меди в России, в 2016 году планирует произвести 350 тыс. тонн медных катодов, что на 10% меньше показателя 2015 года. По информации компании, это связано со снижением содержания меди в руде при сохранении объема ее добычи, а также со снижением объемов вторсырья (цветного лома).

За 9 месяцев этого года выпуск свинца в России сократился на 4,6%, тогда как цинка, наоборот, увеличился на 4,4%. Рост производства цинка связан со стремительным ростом мировых цен на этот металл (в течение января-октября 2016 года цинк подорожал вдвое, до $2400 за 1 тонну) и с модернизацией производства крупнейшего производителя металлического цинка Челябинского цинкового завода (ЧЦЗ) – введением в эксплуатацию новой вельц-печи по переработке цинкового кека мощностью 90 тыс. тонн в год.

Улучшение конъюнктуры мирового рынка

На протяжении 2016 года рост спроса на цветные металлы в мире превышал рост предложения. Так, мировое производство меди в январе-июле текущего года составило 13,4 млн тонн, что на 2,8% больше аналогичного показателя прошлого года, а потребление увеличилось на 4,3% и составило 13,7 млн тонн.

Мировое потребление цинка в январе-августе увеличилось на 523 тыс. тонн, а производство сократилось на 0,3 млн тонн.

По прогнозу The International Nickel Study Group, мировой выпуск никеля в этом году сократится на 2% относительно 2015 года, до 1,93 млн тонн, а потребление вырастет на 6,4%, до 2 млн тонн.

Согласно оценке экспертов Thomson Reuters, мировое потребление алюминия по итогам года увеличится на 3,2% и составит 58,5 млн тонн, тогда как выпуск снизится на 1%, до 56 млн тонн. Главной причиной сокращения мирового выпуска алюминия эксперты называют снижение темпов производства в Китае, на долю которого приходится около половины мирового производства алюминия.

По прогнозам ОК «Русал», в 2016 году рост алюминиевого производства в Китае составит 4,8%, что при росте потребления в мире на 5,7% приведет к глобальному дефициту 1,2 млн тонн по сравнению с профицитом 0,6 млн тонн в 2015 году.

Такая динамика спроса и предложения стимулировала повышение цен на основные группы цветных металлов. Цена меди с января по октябрь выросла на 6%, до $4,7 тыс./т, цинка – на 53%, до $2,3 тыс./т, алюминия – на 12,5%, до $1,6 тыс./т, никеля – на 21%, до $10,2 тыс./т. Впрочем, следует оговориться, что рост мировых цен на цветные металлы в 2016 году был компенсационным после обвального падения в предыдущий период. К примеру, цены на алюминий с декабря 2014 года по декабрь 2015 года упали с $2000 до менее $1500 за тонну (рис. 2). За год цены выросли лишь на $200 – до $1700. Иными словами, говорить приходится лишь о частичном восстановлении мировых цен.

Рис. 2. Динамика цен на алюминий (LME.Alum) на мировом рынке, 2009-2016 гг., $/т

Источник: Finam.ru

Однако такое восстановление позволило российской отрасли остаться на плаву и отказаться от ранее запланированного закрытия отдельных заводов. Например, этим летом «Русал» заявлял о возможном закрытии Кандалакшского и Новокузнецкого заводов общей мощностью 200 тыс. тонн алюминия в год в том случае, если мировые цены на алюминий будут продолжительное время держаться ниже $1550 за тонну. Компенсационный рост цен позволил избежать этого сценария, хотя вопрос о консервации отдельных производств «Русала» окончательно с повестки дня не снят.

Улучшение конъюнктуры мирового рынка способствовало и некоторому росту российского экспорта отдельных цветных металлов. К примеру, за 8 месяцев 2016 года экспорт никеля вырос на 9,2%, алюминия – на 1,4%. А вот экспорту меди глобальные факторы не помогли – ее поставки сократились на 1,3% из-за сокращения производства внутри страны.

В среднем экспорт цветных металлов из России составляет около 75% от производства в данной отрасли. Вывоз производится в страны ЕС, США, Турцию и другие. К примеру, по итогам 8 месяцев текущего года ключевым потребителем российского алюминия стали США, закупив 25,6% от общего объема экспортных поставок. На втором и третьем местах – Япония (10,7%) и Турция (10,6%). Значительный объем экспорта в США объясняется тем, что на территории этой страны действуют крупнейшие предприятия по производству готовой продукции из алюминия.

Вместе с тем, в среднесрочной перспективе этот рынок для российских поставок может потерять свое значение. В настоящее время комиссия по международной торговле США (ITC) проводит расследование конкуренции и тенденций на рынке алюминия и их влияния на американскую алюминиевую отрасль, конечным результатом которого может стать введение пошлин на импорт этой продукции в США. Окончательное решение по данному вопросу будет принято в июне 2017 года. Кроме того, с учетом протекционистских взглядов недавно избранного президента США может быть взят курс на поддержку убыточного местного производства алюминия, что сократит потребности страны в импорте этого металла.

Приоритет внутреннего потребления

В настоящее время Россия прилагает усилия, направленные на ограничение экспорта некоторых видов цветных металлов и рост их потребления на внутреннем рынке. Это, в частности, касается свинца, экспорт которого до недавнего времени имел тенденцию к росту (в 2015 году он увеличился на 13,2% к уровню 2014 года).

Согласно постановлению правительства РФ от 20 августа 2016 года, свинец необработанный включен в перечень существенно важных товаров для внутреннего рынка. Это означает, что на свинец в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или введен полный запрет экспорта. Предполагается, что данная мера позволит сохранить баланс оборота свинца на положительном уровне в среднесрочной перспективе, обеспечить отечественных потребителей качественным свинцом и не допустить роста цен на готовую продукцию, содержащую свинец. Также среди сложившихся условий для ограничения вывоза были названы слабая динамика мировой экономики, сужение товарных рынков, высокая волатильность курса валют.

В начале декабря 2016 года правительством РФ утвержден план мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия до 2018 года. План предусматривает изменение законодательства в части ограничения на допуск иностранных товаров из алюминия к госзакупкам, установление приоритета отечественной продукции из алюминия при закупках естественными монополиями и компаниями с госучастием, расширение перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг для поддержки экспорта более широкого спектра алюминиевой продукции, а также обеспечение контроля за техническим состоянием спецтехники, перевозящей опасные грузы.

Согласно документу, к марту 2017 года Минпромторгом и другими ведомствами должна быть разработана «дорожная карта» с предложениями по пересмотру действующих стандартов в части применения алюминия в транспортной отрасли, энергетике, машиностроении, строительстве и других отраслях.

По оценке Российской алюминиевой ассоциации, самой проблемной отраслью в этом плане является строительство из-за устаревших ГОСТов, СНиПов и других стандартов, согласно которым строительные компании могут возводить современные здания только после разработки и утверждения специальных ТУ, что существенно удорожает и увеличивает сроки проектирования. Мешают расширению потребления алюминия и существующие ограничения на его применение в строительстве, к примеру, при возведении фасадных конструкций и в электропроводке домов.

По оценкам правительства, снятие ограничений на применение алюминия в строительстве и других отраслях может увеличить потребление алюминия в стране на 210 тыс. тонн. Кроме того, до конца 2016 года Минпромторг должен подготовить предложения по мерам для увеличения потребления алюминия в машиностроении, авиастроении, судостроении, автомобилестроении и дорожном строительстве, чтобы стимулировать рост спроса еще на 200 тыс. тонн. В дальнейшем такие предложения будут готовиться ежеквартально.

Общее потребление алюминия и алюминиевых продуктов на внутреннем рынке в 2015 году составило 1,5 млн тонн, в том числе российского первичного алюминия – 780 тыс. тонн. Правительство РФ рассчитывает, что указанные меры приведут к росту потребления алюминия на 505 тыс. тонн к 2020 году.

Что касается развития мирового рынка алюминия, то, по оценкам экспертов BMI Research, в 2017 году цена на алюминий в среднем составит $1625 за тонну, а к 2020 году – примерно $1750. То есть будет происходить стабилизация цен, а не восстановление.

Замедление роста мирового спроса в среднесрочной перспективе остановит значительное количество резервных производственных мощностей. В этой связи увеличение поставок алюминия на внутренний рынок представляется разумной альтернативой наращиванию экспорта.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...