Фактор роста – внутреннее потребление

Грузовая база
Фактор роста – внутреннее потребление

В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году оно продолжилось, что связано как с общим спадом потребления на внутреннем и внешнем рынках, так и с переходом к использованию руд с более низким содержанием металлов.

Некоторое улучшение конъюнктуры мирового рынка в 2016 году и компенсационный рост цен после минимумов предыдущего года позволили отечественным производителям не снижать, а в отдельных группах металлов даже увеличить экспорт. Вместе с тем, опорой российской цветной металлургии в среднесрочной перспективе должен стать не экспорт продукции, а поставки на внутренний рынок. На это, в частности, указывают действия, предпринятые российским правительством по стимулированию потребления отдельных цветных металлов внутри страны.

Татьяна Дмитриева

Российская цветная металлургия выпускает порядка 70 видов металлов, сопоставимый ассортимент характерен только для трех стран мира – США, Германии и Японии. Наибольшими объемами экспорта из России выделяется алюминий, никель (первое место в мире) и медь (второе место в мире), заметные позиции также занимает экспорт титана, олова и золота. Такие металлы, как кобальт, вольфрам, молибден, импортируются.

Снижение производства

В 2015 году производство выросло только в сегментах цинка и свинца, остальные металлы продемонстрировали снижение выпуска на 1-4% (табл. 1). Отрицательная динамика была связана как с избыточным предложением цветных металлов и падением цен на мировом рынке, так и с сокращением спроса на внутреннем рынке. Кроме того, снижение производства в отдельных группах металлов было обусловлено использованием руд с более низким содержанием металла, а также плановым сокращением и обновлением производственных мощностей российских предприятий.

Таблица 1. Динамика производства цветных металлов в России в 2015 году по сравнению с 2014 годом по видам

Виды металлов

Объем производства в 2015 году по сравнению с 2014 годом, %

Алюминий первичный

95,9

Медь рафинированная необработанная

97,9

Никель необработанный

96,7

Цинк необработанный

102,3

Свинец необработанный

113,0

Титан необработанный

98,7

Магний необработанный

99,2

По итогам 2016 года радикальных изменений в динамике производства основных цветных металлов не произойдет, на что указывают итоги работы крупнейших компаний за 9 месяцев текущего года и прогнозы экспертов.

Так, объем производства алюминия ОК «Русал» за этот период составил 2,76 млн тонн, увеличившись лишь на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По итогам года компания рассчитывает выйти на уровень производства 3,6 млн тонн, что соответствует уровню предыдущих двух лет (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства алюминия в России, 2009-2016 гг.

* Предварительная оценка.

ГМК «Норникель», крупнейший мировой производитель никеля и палладия, за 9 месяцев 2016 года снизил выпуск никеля на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 177 тыс. тонн, палладия – на 4%, до 1,98 млн унций, платины – на 5%, до 489 тыс. унций, меди – на 4%, до 264 тыс. тонн. Снижение выпуска никеля связано с полной остановкой самого старого предприятия компании Никелевого завода в Норильске и наращиванием выпуска концентрата для переработки на заводе Norilsk Nickel Harjavalta в Финляндии, а металлов платиновой группы и меди – с более низким содержанием металлов в добытых рудах.

«Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК), крупнейший производитель меди в России, в 2016 году планирует произвести 350 тыс. тонн медных катодов, что на 10% меньше показателя 2015 года. По информации компании, это связано со снижением содержания меди в руде при сохранении объема ее добычи, а также со снижением объемов вторсырья (цветного лома).

За 9 месяцев этого года выпуск свинца в России сократился на 4,6%, тогда как цинка, наоборот, увеличился на 4,4%. Рост производства цинка связан со стремительным ростом мировых цен на этот металл (в течение января-октября 2016 года цинк подорожал вдвое, до $2400 за 1 тонну) и с модернизацией производства крупнейшего производителя металлического цинка Челябинского цинкового завода (ЧЦЗ) – введением в эксплуатацию новой вельц-печи по переработке цинкового кека мощностью 90 тыс. тонн в год.

Улучшение конъюнктуры мирового рынка

На протяжении 2016 года рост спроса на цветные металлы в мире превышал рост предложения. Так, мировое производство меди в январе-июле текущего года составило 13,4 млн тонн, что на 2,8% больше аналогичного показателя прошлого года, а потребление увеличилось на 4,3% и составило 13,7 млн тонн.

Мировое потребление цинка в январе-августе увеличилось на 523 тыс. тонн, а производство сократилось на 0,3 млн тонн.

По прогнозу The International Nickel Study Group, мировой выпуск никеля в этом году сократится на 2% относительно 2015 года, до 1,93 млн тонн, а потребление вырастет на 6,4%, до 2 млн тонн.

Согласно оценке экспертов Thomson Reuters, мировое потребление алюминия по итогам года увеличится на 3,2% и составит 58,5 млн тонн, тогда как выпуск снизится на 1%, до 56 млн тонн. Главной причиной сокращения мирового выпуска алюминия эксперты называют снижение темпов производства в Китае, на долю которого приходится около половины мирового производства алюминия.

По прогнозам ОК «Русал», в 2016 году рост алюминиевого производства в Китае составит 4,8%, что при росте потребления в мире на 5,7% приведет к глобальному дефициту 1,2 млн тонн по сравнению с профицитом 0,6 млн тонн в 2015 году.

Такая динамика спроса и предложения стимулировала повышение цен на основные группы цветных металлов. Цена меди с января по октябрь выросла на 6%, до $4,7 тыс./т, цинка – на 53%, до $2,3 тыс./т, алюминия – на 12,5%, до $1,6 тыс./т, никеля – на 21%, до $10,2 тыс./т. Впрочем, следует оговориться, что рост мировых цен на цветные металлы в 2016 году был компенсационным после обвального падения в предыдущий период. К примеру, цены на алюминий с декабря 2014 года по декабрь 2015 года упали с $2000 до менее $1500 за тонну (рис. 2). За год цены выросли лишь на $200 – до $1700. Иными словами, говорить приходится лишь о частичном восстановлении мировых цен.

Рис. 2. Динамика цен на алюминий (LME.Alum) на мировом рынке, 2009-2016 гг., $/т

Источник: Finam.ru

Однако такое восстановление позволило российской отрасли остаться на плаву и отказаться от ранее запланированного закрытия отдельных заводов. Например, этим летом «Русал» заявлял о возможном закрытии Кандалакшского и Новокузнецкого заводов общей мощностью 200 тыс. тонн алюминия в год в том случае, если мировые цены на алюминий будут продолжительное время держаться ниже $1550 за тонну. Компенсационный рост цен позволил избежать этого сценария, хотя вопрос о консервации отдельных производств «Русала» окончательно с повестки дня не снят.

Улучшение конъюнктуры мирового рынка способствовало и некоторому росту российского экспорта отдельных цветных металлов. К примеру, за 8 месяцев 2016 года экспорт никеля вырос на 9,2%, алюминия – на 1,4%. А вот экспорту меди глобальные факторы не помогли – ее поставки сократились на 1,3% из-за сокращения производства внутри страны.

В среднем экспорт цветных металлов из России составляет около 75% от производства в данной отрасли. Вывоз производится в страны ЕС, США, Турцию и другие. К примеру, по итогам 8 месяцев текущего года ключевым потребителем российского алюминия стали США, закупив 25,6% от общего объема экспортных поставок. На втором и третьем местах – Япония (10,7%) и Турция (10,6%). Значительный объем экспорта в США объясняется тем, что на территории этой страны действуют крупнейшие предприятия по производству готовой продукции из алюминия.

Вместе с тем, в среднесрочной перспективе этот рынок для российских поставок может потерять свое значение. В настоящее время комиссия по международной торговле США (ITC) проводит расследование конкуренции и тенденций на рынке алюминия и их влияния на американскую алюминиевую отрасль, конечным результатом которого может стать введение пошлин на импорт этой продукции в США. Окончательное решение по данному вопросу будет принято в июне 2017 года. Кроме того, с учетом протекционистских взглядов недавно избранного президента США может быть взят курс на поддержку убыточного местного производства алюминия, что сократит потребности страны в импорте этого металла.

Приоритет внутреннего потребления

В настоящее время Россия прилагает усилия, направленные на ограничение экспорта некоторых видов цветных металлов и рост их потребления на внутреннем рынке. Это, в частности, касается свинца, экспорт которого до недавнего времени имел тенденцию к росту (в 2015 году он увеличился на 13,2% к уровню 2014 года).

Согласно постановлению правительства РФ от 20 августа 2016 года, свинец необработанный включен в перечень существенно важных товаров для внутреннего рынка. Это означает, что на свинец в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или введен полный запрет экспорта. Предполагается, что данная мера позволит сохранить баланс оборота свинца на положительном уровне в среднесрочной перспективе, обеспечить отечественных потребителей качественным свинцом и не допустить роста цен на готовую продукцию, содержащую свинец. Также среди сложившихся условий для ограничения вывоза были названы слабая динамика мировой экономики, сужение товарных рынков, высокая волатильность курса валют.

В начале декабря 2016 года правительством РФ утвержден план мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия до 2018 года. План предусматривает изменение законодательства в части ограничения на допуск иностранных товаров из алюминия к госзакупкам, установление приоритета отечественной продукции из алюминия при закупках естественными монополиями и компаниями с госучастием, расширение перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг для поддержки экспорта более широкого спектра алюминиевой продукции, а также обеспечение контроля за техническим состоянием спецтехники, перевозящей опасные грузы.

Согласно документу, к марту 2017 года Минпромторгом и другими ведомствами должна быть разработана «дорожная карта» с предложениями по пересмотру действующих стандартов в части применения алюминия в транспортной отрасли, энергетике, машиностроении, строительстве и других отраслях.

По оценке Российской алюминиевой ассоциации, самой проблемной отраслью в этом плане является строительство из-за устаревших ГОСТов, СНиПов и других стандартов, согласно которым строительные компании могут возводить современные здания только после разработки и утверждения специальных ТУ, что существенно удорожает и увеличивает сроки проектирования. Мешают расширению потребления алюминия и существующие ограничения на его применение в строительстве, к примеру, при возведении фасадных конструкций и в электропроводке домов.

По оценкам правительства, снятие ограничений на применение алюминия в строительстве и других отраслях может увеличить потребление алюминия в стране на 210 тыс. тонн. Кроме того, до конца 2016 года Минпромторг должен подготовить предложения по мерам для увеличения потребления алюминия в машиностроении, авиастроении, судостроении, автомобилестроении и дорожном строительстве, чтобы стимулировать рост спроса еще на 200 тыс. тонн. В дальнейшем такие предложения будут готовиться ежеквартально.

Общее потребление алюминия и алюминиевых продуктов на внутреннем рынке в 2015 году составило 1,5 млн тонн, в том числе российского первичного алюминия – 780 тыс. тонн. Правительство РФ рассчитывает, что указанные меры приведут к росту потребления алюминия на 505 тыс. тонн к 2020 году.

Что касается развития мирового рынка алюминия, то, по оценкам экспертов BMI Research, в 2017 году цена на алюминий в среднем составит $1625 за тонну, а к 2020 году – примерно $1750. То есть будет происходить стабилизация цен, а не восстановление.

Замедление роста мирового спроса в среднесрочной перспективе остановит значительное количество резервных производственных мощностей. В этой связи увеличение поставок алюминия на внутренний рынок представляется разумной альтернативой наращиванию экспорта.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...