С отличной оценкой!

Безопасность мореплавания
С отличной оценкой!

В середине сентября в Новороссийске установилась на редкость благодатная погода. Бархатный морской сезон. Тысячи отдыхающих ежедневно заполняют окрестные пляжи. Людей привлекает не только хорошо прогретое море, но и чистота воды. Об этом свидетельствуют многочисленные стаи резвящихся дельфинов, которых можно наблюдать даже с берега. Но внезапно эту курортную идиллию нарушило чрезвычайное происшествие.

Владимир Меланин, Новороссийск

Вот как о нем говорилось в срочном сообщении, поступившем 14 сентября 2016 г. в морской спасательно-координационный центр Новороссийска: «При подходе к порту Новороссийск в координатах Ш 44°25,0 сев. Д 37°56,4 вост. столкнулись с судном «Юпитер». На танкере произошли пожар и взрыв в районе танка №2. За бортом оказались 4 человека, несколько моряков ранены, требуется срочная медицинская помощь и помощь в тушении пожара. Из поврежденного танка в море вылилось ориентировочно 5 тыс. тонн топочного мазута. Капитан танкера «Неман».

Нужно отметить, что подобных ЧП в последние годы в акватории Новороссийского порта не было. И в то же время это обстоятельство не послужило успокоением для тех, кто призван бдительно нести службу предупреждения либо ликвидации последствий ЧС. Дежурный капитан – координатор МСКЦ Новороссийск мгновенно оповестил о происшествии на море оперативного дежурного СКЦ Росморречфлота, а также оперативного дежурного Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы (Новороссийск). Он также информировал о случившемся соответствующие краевые и городские органы, администрации Краснодарского края и Новороссийска, где тут же были созданы свои оперативные штабы и развернулись работы по спасению людей, локализации и сбору вылившегося в море нефтепродукта. Всем находящимся в указанных координатах и вблизи судам предписано поспешить на помощь пострадавшему танкеру. В воздух из Анапы и Геленджика взмывают два вертолета: Ми-8 МЧС и К-27 Черноморского флота; через 15 минут они уже на месте аварии и занялись подъемом людей из воды.

Почти два десятка судов устремляются на помощь терпящему бедствие танкеру. Среди них новейшее многоцелевое спасательное судно «Спасатель Демидов», спасательные суда «Меркурий», «Анатолий Веретехин», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», пожарное судно ЧФ «ПЖС-123», несколько бонопостановщиков. Разворачиваются полномасштабные спасательные работы на судне, в море и в прибрежной полосе, куда дрейфует огромное нефтяное пятно.

Здесь хочу заметить, что все – спасание людей на море, тушение пожара на танкере, постановка боновых ордеров, задействование авиации, машин скорой помощи и другое – все это было в действительности, но за исключением аварии нефтеналивного судна и, соответственно, разлива нефтепродукта. Дело в том, что в этот сентябрьский день в море вблизи Новороссийска проводилось широкомасштабное комплексное международное учение «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи аварийному судну и ликвидация аварийного разлива нефти в море – RU DELTA 2016». Аварии как таковой не было, не было ни взрыва, ни пожара, ни загрязнения моря, но операции по ликвидации последствий были настоящими, отслеживались и контролировались специально созданными штабами и наблюдателями.

Основной штаб учения располагался на «Спасателе Демидове». В его составе руководитель учения – заместитель руководителя ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» Виктор Чернов, начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, начальник МСКЦ Новороссийск Алексей Кухоль, замдиректора АЧФ Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян, представители задействованных в учении предприятий и организаций. Широко – более 20 человек – представлена и группа наблюдателей. Мне, единственному представителю СМИ, было разрешено выйти в море на «Демидове» и наблюдать за ходом учений.

Пользуясь моментом, прошу руководителя учений Виктора Чернова прокомментировать происходящее.

– Нынешние учения, – рассказывает Виктор Иванович, – имеют серьезный статус комплексных международных. Их наша страна проводит в соответствии с исполнением своих международных обязательств в рамках Конвенции о защите Черного моря от загрязнения 1992 года и Черноморского плана чрезвычайных мер к Протоколу о сотрудничестве в борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. Учения проводятся в четыре этапа:

поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море;

оказание помощи аварийному судну;

ликвидация аварийного разлива нефти (ЛАРН) в море;

ликвидация разлива на прибрежной полосе.

– Каковы цели учений?

– Основные – отработка положений Черноморского плана и положений регионального плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Азово-Черноморском бассейне, а также взаимодействие органов управления, сил и средств функциональной подсистемы организации работы судов и всех организаций, задействованных в учениях. Естественно, нам предстоит оценить достаточность и эффективность действий сил и средств в ходе проведения всех этапов учений, проверить уровень подготовленности персонала аварийно-спасательных формирований и отдельно – их руководителей.

В ходе учений впечатляло все – и работа авиации по поиску и спасанию моряков танкера, и развертывание боновых ордеров с целью локализации и сбора нефтепродукта с поверхности моря, и организация работ на берегу в районе пляжа на Суджукской косе. С мостика «Спасателя Демидова» открывается широкая панорама всего происходящего на подходе к порту. Один за другим разворачиваются боновые ордера. Вот вижу четыре ордера, справа от нас еще два. Разобраться, кто и чем занят, мне помогает находящийся здесь же на мостике замдиректора Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян.

– Сейчас вы видите, – рассказывает он, – как на быстроходных катерах члены аналитической группы Росприроднадзора взяли пробы воды и воздуха в местах дрейфа нефтяного пятна. Они доставили их на берег, где в передвижной лаборатории тут же сделали анализ. И вот заключение – сколько и где развернуть боновых ордеров. И еще: экипажам судов в ордерах можно работать без специальных средств защиты. Слева от нас видите, как развернули ордера «Анатолий Веретехин», «РК-1», «Меркурий», «РК-2», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», «Навигатор», «Кальмар-650»…

Кстати, вместе с ними в очистке моря участвовало и штабное судно «Спасатель Демидов». С обеих сторон его корпуса вижу развернутые специальные траловые лебедки, которыми «Демидов» собирает локализованные нефтяные пятна в ловушках ордеров. Сбор нефти ведется также и в буксируемые катерами плавающие емкости. Наполненные подводят к берегу и откачивают с помощью автоцистерн. На берегу, к которому штабное судно подходит близко, метров на 200, вижу две машины скорой помощи, пожарную, полицейских и казаков оцепления. Все, по словам Виктора Чернова, организовано очень грамотно и оперативно. Высокую оценку организации учения дают представители Росприроднадзора. Как заметил начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, такое единодушие в оценках редко бывает. В данном случае причина ясна и проста: в хорошей подготовленности к таким ситуациям экипажей судов – морских и воздушных, всех наземных средств и главное – их слаженность, взаимодействие. Как не отметить, к примеру, экипаж «Спасателя Демидова», который четко действовал во все время учений. Казалось, на судне был лишь его капитан Алексей Каганович, с ювелирной точностью направлявший «Демидова» в самые опасные места, где справиться никто другой не смог бы. Глядя на капитана, его уверенность, хладнокровие (с учетом того, что здесь же на мостике за его действиями наблюдают два десятка специалистов), вспомнил сказанное мне пару месяцев назад начальником МСКЦ Алексеем Кухолем о действиях «Демидова» в сложнейших штормовых условиях, не учебных, а настоящих. То был не шторм, а ураган. Огромное океанское судно иностранной компании во время того памятного урагана на подходе к Новороссийску потерпело аварию, у него к тому же отказал главный двигатель. Посланный на помощь «Меркурий» не мог справиться, а судно все ближе прижимало к берегу, грозя выбросить на камни и разбить. Тогда на помощь буквально ринулся «Спасатель Демидов», только что пришедший на Черное море со стапелей Санкт-Петербурга. Первое крещение новое судно выдержало с честью. В огромных волнах, заливавших палубу, моряки спасателя смогли в самые последние мгновения взять аварийное судно на буксир и привести в порт. И еще недавно демидовцы отличились: очистили от опасных предметов место строительства Крымско-Кавказского моста. А теперь вот показали высокую выучку в учениях по тушению пожара на «Немане» и по сбору якобы разлившегося мазута.

…Быстро прошли почти пять часов. Учения завершились. Не просто закончились, а с оценкой «отлично». Как заметил Виктор Чернов, без каких-либо сбоев, ошибок. Не допущено повреждений судов, спасательных средств, никто не пострадал из многочисленных участников. А это главное, это просто здорово, – подытожил руководитель учений.

Морские вести России №14 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Два подземных толчка зафиксированы на берегу и в акватории Байкала

Два подземных толчка зафиксированы на берегу и в акватории Байкала Два землетрясения произошли в воскресенье с разницей в два часа на территории Курумканского и Кабанс...

Специалисты России и Финляндии провели командно-штабную тренировку по ликвидации разлива нефти на Балтике

Специалисты России и Финляндии провели командно-штабную тренировку по ликвидации разлива нефти на Балтике Специалисты России и Финляндии 12-13 декабря провели в финской столице международную командно-штабну...

Российская экономика

В Якутии будет создано министерство по развитию Арктики

В Якутии будет создано министерство по развитию Арктики Упор будет сделан на развитие транспортной инфраструктуры вокруг Северного морского пути, создания Ж...

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...