С отличной оценкой!

Безопасность мореплавания
С отличной оценкой!

В середине сентября в Новороссийске установилась на редкость благодатная погода. Бархатный морской сезон. Тысячи отдыхающих ежедневно заполняют окрестные пляжи. Людей привлекает не только хорошо прогретое море, но и чистота воды. Об этом свидетельствуют многочисленные стаи резвящихся дельфинов, которых можно наблюдать даже с берега. Но внезапно эту курортную идиллию нарушило чрезвычайное происшествие.

Владимир Меланин, Новороссийск

Вот как о нем говорилось в срочном сообщении, поступившем 14 сентября 2016 г. в морской спасательно-координационный центр Новороссийска: «При подходе к порту Новороссийск в координатах Ш 44°25,0 сев. Д 37°56,4 вост. столкнулись с судном «Юпитер». На танкере произошли пожар и взрыв в районе танка №2. За бортом оказались 4 человека, несколько моряков ранены, требуется срочная медицинская помощь и помощь в тушении пожара. Из поврежденного танка в море вылилось ориентировочно 5 тыс. тонн топочного мазута. Капитан танкера «Неман».

Нужно отметить, что подобных ЧП в последние годы в акватории Новороссийского порта не было. И в то же время это обстоятельство не послужило успокоением для тех, кто призван бдительно нести службу предупреждения либо ликвидации последствий ЧС. Дежурный капитан – координатор МСКЦ Новороссийск мгновенно оповестил о происшествии на море оперативного дежурного СКЦ Росморречфлота, а также оперативного дежурного Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы (Новороссийск). Он также информировал о случившемся соответствующие краевые и городские органы, администрации Краснодарского края и Новороссийска, где тут же были созданы свои оперативные штабы и развернулись работы по спасению людей, локализации и сбору вылившегося в море нефтепродукта. Всем находящимся в указанных координатах и вблизи судам предписано поспешить на помощь пострадавшему танкеру. В воздух из Анапы и Геленджика взмывают два вертолета: Ми-8 МЧС и К-27 Черноморского флота; через 15 минут они уже на месте аварии и занялись подъемом людей из воды.

Почти два десятка судов устремляются на помощь терпящему бедствие танкеру. Среди них новейшее многоцелевое спасательное судно «Спасатель Демидов», спасательные суда «Меркурий», «Анатолий Веретехин», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», пожарное судно ЧФ «ПЖС-123», несколько бонопостановщиков. Разворачиваются полномасштабные спасательные работы на судне, в море и в прибрежной полосе, куда дрейфует огромное нефтяное пятно.

Здесь хочу заметить, что все – спасание людей на море, тушение пожара на танкере, постановка боновых ордеров, задействование авиации, машин скорой помощи и другое – все это было в действительности, но за исключением аварии нефтеналивного судна и, соответственно, разлива нефтепродукта. Дело в том, что в этот сентябрьский день в море вблизи Новороссийска проводилось широкомасштабное комплексное международное учение «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи аварийному судну и ликвидация аварийного разлива нефти в море – RU DELTA 2016». Аварии как таковой не было, не было ни взрыва, ни пожара, ни загрязнения моря, но операции по ликвидации последствий были настоящими, отслеживались и контролировались специально созданными штабами и наблюдателями.

Основной штаб учения располагался на «Спасателе Демидове». В его составе руководитель учения – заместитель руководителя ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» Виктор Чернов, начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, начальник МСКЦ Новороссийск Алексей Кухоль, замдиректора АЧФ Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян, представители задействованных в учении предприятий и организаций. Широко – более 20 человек – представлена и группа наблюдателей. Мне, единственному представителю СМИ, было разрешено выйти в море на «Демидове» и наблюдать за ходом учений.

Пользуясь моментом, прошу руководителя учений Виктора Чернова прокомментировать происходящее.

– Нынешние учения, – рассказывает Виктор Иванович, – имеют серьезный статус комплексных международных. Их наша страна проводит в соответствии с исполнением своих международных обязательств в рамках Конвенции о защите Черного моря от загрязнения 1992 года и Черноморского плана чрезвычайных мер к Протоколу о сотрудничестве в борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. Учения проводятся в четыре этапа:

поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море;

оказание помощи аварийному судну;

ликвидация аварийного разлива нефти (ЛАРН) в море;

ликвидация разлива на прибрежной полосе.

– Каковы цели учений?

– Основные – отработка положений Черноморского плана и положений регионального плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Азово-Черноморском бассейне, а также взаимодействие органов управления, сил и средств функциональной подсистемы организации работы судов и всех организаций, задействованных в учениях. Естественно, нам предстоит оценить достаточность и эффективность действий сил и средств в ходе проведения всех этапов учений, проверить уровень подготовленности персонала аварийно-спасательных формирований и отдельно – их руководителей.

В ходе учений впечатляло все – и работа авиации по поиску и спасанию моряков танкера, и развертывание боновых ордеров с целью локализации и сбора нефтепродукта с поверхности моря, и организация работ на берегу в районе пляжа на Суджукской косе. С мостика «Спасателя Демидова» открывается широкая панорама всего происходящего на подходе к порту. Один за другим разворачиваются боновые ордера. Вот вижу четыре ордера, справа от нас еще два. Разобраться, кто и чем занят, мне помогает находящийся здесь же на мостике замдиректора Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян.

– Сейчас вы видите, – рассказывает он, – как на быстроходных катерах члены аналитической группы Росприроднадзора взяли пробы воды и воздуха в местах дрейфа нефтяного пятна. Они доставили их на берег, где в передвижной лаборатории тут же сделали анализ. И вот заключение – сколько и где развернуть боновых ордеров. И еще: экипажам судов в ордерах можно работать без специальных средств защиты. Слева от нас видите, как развернули ордера «Анатолий Веретехин», «РК-1», «Меркурий», «РК-2», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», «Навигатор», «Кальмар-650»…

Кстати, вместе с ними в очистке моря участвовало и штабное судно «Спасатель Демидов». С обеих сторон его корпуса вижу развернутые специальные траловые лебедки, которыми «Демидов» собирает локализованные нефтяные пятна в ловушках ордеров. Сбор нефти ведется также и в буксируемые катерами плавающие емкости. Наполненные подводят к берегу и откачивают с помощью автоцистерн. На берегу, к которому штабное судно подходит близко, метров на 200, вижу две машины скорой помощи, пожарную, полицейских и казаков оцепления. Все, по словам Виктора Чернова, организовано очень грамотно и оперативно. Высокую оценку организации учения дают представители Росприроднадзора. Как заметил начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, такое единодушие в оценках редко бывает. В данном случае причина ясна и проста: в хорошей подготовленности к таким ситуациям экипажей судов – морских и воздушных, всех наземных средств и главное – их слаженность, взаимодействие. Как не отметить, к примеру, экипаж «Спасателя Демидова», который четко действовал во все время учений. Казалось, на судне был лишь его капитан Алексей Каганович, с ювелирной точностью направлявший «Демидова» в самые опасные места, где справиться никто другой не смог бы. Глядя на капитана, его уверенность, хладнокровие (с учетом того, что здесь же на мостике за его действиями наблюдают два десятка специалистов), вспомнил сказанное мне пару месяцев назад начальником МСКЦ Алексеем Кухолем о действиях «Демидова» в сложнейших штормовых условиях, не учебных, а настоящих. То был не шторм, а ураган. Огромное океанское судно иностранной компании во время того памятного урагана на подходе к Новороссийску потерпело аварию, у него к тому же отказал главный двигатель. Посланный на помощь «Меркурий» не мог справиться, а судно все ближе прижимало к берегу, грозя выбросить на камни и разбить. Тогда на помощь буквально ринулся «Спасатель Демидов», только что пришедший на Черное море со стапелей Санкт-Петербурга. Первое крещение новое судно выдержало с честью. В огромных волнах, заливавших палубу, моряки спасателя смогли в самые последние мгновения взять аварийное судно на буксир и привести в порт. И еще недавно демидовцы отличились: очистили от опасных предметов место строительства Крымско-Кавказского моста. А теперь вот показали высокую выучку в учениях по тушению пожара на «Немане» и по сбору якобы разлившегося мазута.

…Быстро прошли почти пять часов. Учения завершились. Не просто закончились, а с оценкой «отлично». Как заметил Виктор Чернов, без каких-либо сбоев, ошибок. Не допущено повреждений судов, спасательных средств, никто не пострадал из многочисленных участников. А это главное, это просто здорово, – подытожил руководитель учений.

Морские вести России №14 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море В конце 2018 года ФАС сообщила о том, что подозревает компании «Зигранд» и «Артиксервис» в заключени...

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны Команда Объединенной судостроительной корпорации принимает участие в гонках Высшего дивизиона Национ...

Российская экономика

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике В перспективе стороны могут заняться совместным освоением Севморпути, рассказал Андрей Денисов.

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты Данная мера поможет в достижении роста объемов экспорта.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы: 13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы:  13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона АО «Ростерминалуголь» отмечает рост выгрузки вагонов в апреле 2019 года относительно результатов за ...

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение государственной экологической эк...




Морской транспорт

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) произв...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...