С отличной оценкой!

Безопасность мореплавания
С отличной оценкой!

В середине сентября в Новороссийске установилась на редкость благодатная погода. Бархатный морской сезон. Тысячи отдыхающих ежедневно заполняют окрестные пляжи. Людей привлекает не только хорошо прогретое море, но и чистота воды. Об этом свидетельствуют многочисленные стаи резвящихся дельфинов, которых можно наблюдать даже с берега. Но внезапно эту курортную идиллию нарушило чрезвычайное происшествие.

Владимир Меланин, Новороссийск

Вот как о нем говорилось в срочном сообщении, поступившем 14 сентября 2016 г. в морской спасательно-координационный центр Новороссийска: «При подходе к порту Новороссийск в координатах Ш 44°25,0 сев. Д 37°56,4 вост. столкнулись с судном «Юпитер». На танкере произошли пожар и взрыв в районе танка №2. За бортом оказались 4 человека, несколько моряков ранены, требуется срочная медицинская помощь и помощь в тушении пожара. Из поврежденного танка в море вылилось ориентировочно 5 тыс. тонн топочного мазута. Капитан танкера «Неман».

Нужно отметить, что подобных ЧП в последние годы в акватории Новороссийского порта не было. И в то же время это обстоятельство не послужило успокоением для тех, кто призван бдительно нести службу предупреждения либо ликвидации последствий ЧС. Дежурный капитан – координатор МСКЦ Новороссийск мгновенно оповестил о происшествии на море оперативного дежурного СКЦ Росморречфлота, а также оперативного дежурного Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы (Новороссийск). Он также информировал о случившемся соответствующие краевые и городские органы, администрации Краснодарского края и Новороссийска, где тут же были созданы свои оперативные штабы и развернулись работы по спасению людей, локализации и сбору вылившегося в море нефтепродукта. Всем находящимся в указанных координатах и вблизи судам предписано поспешить на помощь пострадавшему танкеру. В воздух из Анапы и Геленджика взмывают два вертолета: Ми-8 МЧС и К-27 Черноморского флота; через 15 минут они уже на месте аварии и занялись подъемом людей из воды.

Почти два десятка судов устремляются на помощь терпящему бедствие танкеру. Среди них новейшее многоцелевое спасательное судно «Спасатель Демидов», спасательные суда «Меркурий», «Анатолий Веретехин», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», пожарное судно ЧФ «ПЖС-123», несколько бонопостановщиков. Разворачиваются полномасштабные спасательные работы на судне, в море и в прибрежной полосе, куда дрейфует огромное нефтяное пятно.

Здесь хочу заметить, что все – спасание людей на море, тушение пожара на танкере, постановка боновых ордеров, задействование авиации, машин скорой помощи и другое – все это было в действительности, но за исключением аварии нефтеналивного судна и, соответственно, разлива нефтепродукта. Дело в том, что в этот сентябрьский день в море вблизи Новороссийска проводилось широкомасштабное комплексное международное учение «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи аварийному судну и ликвидация аварийного разлива нефти в море – RU DELTA 2016». Аварии как таковой не было, не было ни взрыва, ни пожара, ни загрязнения моря, но операции по ликвидации последствий были настоящими, отслеживались и контролировались специально созданными штабами и наблюдателями.

Основной штаб учения располагался на «Спасателе Демидове». В его составе руководитель учения – заместитель руководителя ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» Виктор Чернов, начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, начальник МСКЦ Новороссийск Алексей Кухоль, замдиректора АЧФ Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян, представители задействованных в учении предприятий и организаций. Широко – более 20 человек – представлена и группа наблюдателей. Мне, единственному представителю СМИ, было разрешено выйти в море на «Демидове» и наблюдать за ходом учений.

Пользуясь моментом, прошу руководителя учений Виктора Чернова прокомментировать происходящее.

– Нынешние учения, – рассказывает Виктор Иванович, – имеют серьезный статус комплексных международных. Их наша страна проводит в соответствии с исполнением своих международных обязательств в рамках Конвенции о защите Черного моря от загрязнения 1992 года и Черноморского плана чрезвычайных мер к Протоколу о сотрудничестве в борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. Учения проводятся в четыре этапа:

поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море;

оказание помощи аварийному судну;

ликвидация аварийного разлива нефти (ЛАРН) в море;

ликвидация разлива на прибрежной полосе.

– Каковы цели учений?

– Основные – отработка положений Черноморского плана и положений регионального плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Азово-Черноморском бассейне, а также взаимодействие органов управления, сил и средств функциональной подсистемы организации работы судов и всех организаций, задействованных в учениях. Естественно, нам предстоит оценить достаточность и эффективность действий сил и средств в ходе проведения всех этапов учений, проверить уровень подготовленности персонала аварийно-спасательных формирований и отдельно – их руководителей.

В ходе учений впечатляло все – и работа авиации по поиску и спасанию моряков танкера, и развертывание боновых ордеров с целью локализации и сбора нефтепродукта с поверхности моря, и организация работ на берегу в районе пляжа на Суджукской косе. С мостика «Спасателя Демидова» открывается широкая панорама всего происходящего на подходе к порту. Один за другим разворачиваются боновые ордера. Вот вижу четыре ордера, справа от нас еще два. Разобраться, кто и чем занят, мне помогает находящийся здесь же на мостике замдиректора Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян.

– Сейчас вы видите, – рассказывает он, – как на быстроходных катерах члены аналитической группы Росприроднадзора взяли пробы воды и воздуха в местах дрейфа нефтяного пятна. Они доставили их на берег, где в передвижной лаборатории тут же сделали анализ. И вот заключение – сколько и где развернуть боновых ордеров. И еще: экипажам судов в ордерах можно работать без специальных средств защиты. Слева от нас видите, как развернули ордера «Анатолий Веретехин», «РК-1», «Меркурий», «РК-2», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», «Навигатор», «Кальмар-650»…

Кстати, вместе с ними в очистке моря участвовало и штабное судно «Спасатель Демидов». С обеих сторон его корпуса вижу развернутые специальные траловые лебедки, которыми «Демидов» собирает локализованные нефтяные пятна в ловушках ордеров. Сбор нефти ведется также и в буксируемые катерами плавающие емкости. Наполненные подводят к берегу и откачивают с помощью автоцистерн. На берегу, к которому штабное судно подходит близко, метров на 200, вижу две машины скорой помощи, пожарную, полицейских и казаков оцепления. Все, по словам Виктора Чернова, организовано очень грамотно и оперативно. Высокую оценку организации учения дают представители Росприроднадзора. Как заметил начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, такое единодушие в оценках редко бывает. В данном случае причина ясна и проста: в хорошей подготовленности к таким ситуациям экипажей судов – морских и воздушных, всех наземных средств и главное – их слаженность, взаимодействие. Как не отметить, к примеру, экипаж «Спасателя Демидова», который четко действовал во все время учений. Казалось, на судне был лишь его капитан Алексей Каганович, с ювелирной точностью направлявший «Демидова» в самые опасные места, где справиться никто другой не смог бы. Глядя на капитана, его уверенность, хладнокровие (с учетом того, что здесь же на мостике за его действиями наблюдают два десятка специалистов), вспомнил сказанное мне пару месяцев назад начальником МСКЦ Алексеем Кухолем о действиях «Демидова» в сложнейших штормовых условиях, не учебных, а настоящих. То был не шторм, а ураган. Огромное океанское судно иностранной компании во время того памятного урагана на подходе к Новороссийску потерпело аварию, у него к тому же отказал главный двигатель. Посланный на помощь «Меркурий» не мог справиться, а судно все ближе прижимало к берегу, грозя выбросить на камни и разбить. Тогда на помощь буквально ринулся «Спасатель Демидов», только что пришедший на Черное море со стапелей Санкт-Петербурга. Первое крещение новое судно выдержало с честью. В огромных волнах, заливавших палубу, моряки спасателя смогли в самые последние мгновения взять аварийное судно на буксир и привести в порт. И еще недавно демидовцы отличились: очистили от опасных предметов место строительства Крымско-Кавказского моста. А теперь вот показали высокую выучку в учениях по тушению пожара на «Немане» и по сбору якобы разлившегося мазута.

…Быстро прошли почти пять часов. Учения завершились. Не просто закончились, а с оценкой «отлично». Как заметил Виктор Чернов, без каких-либо сбоев, ошибок. Не допущено повреждений судов, спасательных средств, никто не пострадал из многочисленных участников. А это главное, это просто здорово, – подытожил руководитель учений.

Морские вести России №14 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России В Петербурге возбудили дело об убийстве члена Морского совета при правительстве города Александра Ти...

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота В работе съезда примут участие представители более 60 региональных отделений Движения, будут избраны...

Российская экономика

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России Негативный эффект регуляторной деятельности демонстрирует и ситуация в рыбной отрасли, одной из важн...

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа По размеру запасов месторождение относится к уникальным.

Транспортная политика

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры Комплексный план разработан во исполнение одного из пунктов указа президента РФ от 7 мая «О национал...

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере Стороны намерены расширять сотрудничества в транспортной сфере, в том числе путем создания новых и м...

Морские порты

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП Глава комитета по инвестициям и производственным вопросам АСОП Д. Морозов рассказал о проблемах и пе...

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля Особенностью японского подхода является активное применение зеленых насаждений: благодаря растениям ...




Морской транспорт

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск»

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск» Специалистами предприятия была проведена заменена всех фильтрующих элементов, неисправных форсунок и...

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику Научно-исследовательский флот Росрыболовства ежегодно проводит многочисленные экспедиции для оценки ...

Речной транспорт

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях Благовещенский судостроительный завод разместит у себя половину флота Амурского ГПЗ, еще четыре морс...

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран Судно закупается для перемещения персонала и оборудования по воде, а также буксировки специальных ср...

Ж/Д транспорт

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков РЖД планируют увеличить грузовой тариф на узких местах железных дорог.

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу Необходимость сохранения надбавки в РЖД обосновывют тем, что это позволит компенсировать последствия...

Авто транспорт

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей План предусматривает реконструкцию 136 км. автомобильной дороги.

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России Федеральная трасса общего пользования А-289 «Краснодар – Тамань» после реконструкции станет наиболее...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Особенности работы службы капитана порта Архангельск

Особенности работы службы капитана порта Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад, в 1584 ...

Морской транспорт

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Green Award дал высокую оценку СКФ

Green Award дал высокую оценку СКФ Компания SCF Management Services (Dubai), отвечающая за техническое управление флотом группы...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

История крейсеров

История крейсеров Первый русский военный корабль «Орел» был построен по проекту голландского судостроителя Ванбуковена...

Писатель и моряк

Писатель и моряк В столичном киноконцертном зале «Россия» на Пушкинской площади в пятницу, 13 июля, в день 90-летия с...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...