С отличной оценкой!

Безопасность мореплавания
С отличной оценкой!

В середине сентября в Новороссийске установилась на редкость благодатная погода. Бархатный морской сезон. Тысячи отдыхающих ежедневно заполняют окрестные пляжи. Людей привлекает не только хорошо прогретое море, но и чистота воды. Об этом свидетельствуют многочисленные стаи резвящихся дельфинов, которых можно наблюдать даже с берега. Но внезапно эту курортную идиллию нарушило чрезвычайное происшествие.

Владимир Меланин, Новороссийск

Вот как о нем говорилось в срочном сообщении, поступившем 14 сентября 2016 г. в морской спасательно-координационный центр Новороссийска: «При подходе к порту Новороссийск в координатах Ш 44°25,0 сев. Д 37°56,4 вост. столкнулись с судном «Юпитер». На танкере произошли пожар и взрыв в районе танка №2. За бортом оказались 4 человека, несколько моряков ранены, требуется срочная медицинская помощь и помощь в тушении пожара. Из поврежденного танка в море вылилось ориентировочно 5 тыс. тонн топочного мазута. Капитан танкера «Неман».

Нужно отметить, что подобных ЧП в последние годы в акватории Новороссийского порта не было. И в то же время это обстоятельство не послужило успокоением для тех, кто призван бдительно нести службу предупреждения либо ликвидации последствий ЧС. Дежурный капитан – координатор МСКЦ Новороссийск мгновенно оповестил о происшествии на море оперативного дежурного СКЦ Росморречфлота, а также оперативного дежурного Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы (Новороссийск). Он также информировал о случившемся соответствующие краевые и городские органы, администрации Краснодарского края и Новороссийска, где тут же были созданы свои оперативные штабы и развернулись работы по спасению людей, локализации и сбору вылившегося в море нефтепродукта. Всем находящимся в указанных координатах и вблизи судам предписано поспешить на помощь пострадавшему танкеру. В воздух из Анапы и Геленджика взмывают два вертолета: Ми-8 МЧС и К-27 Черноморского флота; через 15 минут они уже на месте аварии и занялись подъемом людей из воды.

Почти два десятка судов устремляются на помощь терпящему бедствие танкеру. Среди них новейшее многоцелевое спасательное судно «Спасатель Демидов», спасательные суда «Меркурий», «Анатолий Веретехин», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», пожарное судно ЧФ «ПЖС-123», несколько бонопостановщиков. Разворачиваются полномасштабные спасательные работы на судне, в море и в прибрежной полосе, куда дрейфует огромное нефтяное пятно.

Здесь хочу заметить, что все – спасание людей на море, тушение пожара на танкере, постановка боновых ордеров, задействование авиации, машин скорой помощи и другое – все это было в действительности, но за исключением аварии нефтеналивного судна и, соответственно, разлива нефтепродукта. Дело в том, что в этот сентябрьский день в море вблизи Новороссийска проводилось широкомасштабное комплексное международное учение «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи аварийному судну и ликвидация аварийного разлива нефти в море – RU DELTA 2016». Аварии как таковой не было, не было ни взрыва, ни пожара, ни загрязнения моря, но операции по ликвидации последствий были настоящими, отслеживались и контролировались специально созданными штабами и наблюдателями.

Основной штаб учения располагался на «Спасателе Демидове». В его составе руководитель учения – заместитель руководителя ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» Виктор Чернов, начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, начальник МСКЦ Новороссийск Алексей Кухоль, замдиректора АЧФ Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян, представители задействованных в учении предприятий и организаций. Широко – более 20 человек – представлена и группа наблюдателей. Мне, единственному представителю СМИ, было разрешено выйти в море на «Демидове» и наблюдать за ходом учений.

Пользуясь моментом, прошу руководителя учений Виктора Чернова прокомментировать происходящее.

– Нынешние учения, – рассказывает Виктор Иванович, – имеют серьезный статус комплексных международных. Их наша страна проводит в соответствии с исполнением своих международных обязательств в рамках Конвенции о защите Черного моря от загрязнения 1992 года и Черноморского плана чрезвычайных мер к Протоколу о сотрудничестве в борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. Учения проводятся в четыре этапа:

поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море;

оказание помощи аварийному судну;

ликвидация аварийного разлива нефти (ЛАРН) в море;

ликвидация разлива на прибрежной полосе.

– Каковы цели учений?

– Основные – отработка положений Черноморского плана и положений регионального плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Азово-Черноморском бассейне, а также взаимодействие органов управления, сил и средств функциональной подсистемы организации работы судов и всех организаций, задействованных в учениях. Естественно, нам предстоит оценить достаточность и эффективность действий сил и средств в ходе проведения всех этапов учений, проверить уровень подготовленности персонала аварийно-спасательных формирований и отдельно – их руководителей.

В ходе учений впечатляло все – и работа авиации по поиску и спасанию моряков танкера, и развертывание боновых ордеров с целью локализации и сбора нефтепродукта с поверхности моря, и организация работ на берегу в районе пляжа на Суджукской косе. С мостика «Спасателя Демидова» открывается широкая панорама всего происходящего на подходе к порту. Один за другим разворачиваются боновые ордера. Вот вижу четыре ордера, справа от нас еще два. Разобраться, кто и чем занят, мне помогает находящийся здесь же на мостике замдиректора Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы Росморречфлота Гамбик Асатурьян.

– Сейчас вы видите, – рассказывает он, – как на быстроходных катерах члены аналитической группы Росприроднадзора взяли пробы воды и воздуха в местах дрейфа нефтяного пятна. Они доставили их на берег, где в передвижной лаборатории тут же сделали анализ. И вот заключение – сколько и где развернуть боновых ордеров. И еще: экипажам судов в ордерах можно работать без специальных средств защиты. Слева от нас видите, как развернули ордера «Анатолий Веретехин», «РК-1», «Меркурий», «РК-2», «Анатолий Ткачев», «Спасатель-1», «Навигатор», «Кальмар-650»…

Кстати, вместе с ними в очистке моря участвовало и штабное судно «Спасатель Демидов». С обеих сторон его корпуса вижу развернутые специальные траловые лебедки, которыми «Демидов» собирает локализованные нефтяные пятна в ловушках ордеров. Сбор нефти ведется также и в буксируемые катерами плавающие емкости. Наполненные подводят к берегу и откачивают с помощью автоцистерн. На берегу, к которому штабное судно подходит близко, метров на 200, вижу две машины скорой помощи, пожарную, полицейских и казаков оцепления. Все, по словам Виктора Чернова, организовано очень грамотно и оперативно. Высокую оценку организации учения дают представители Росприроднадзора. Как заметил начальник экологического отдела АМП Черного моря Вячеслав Бердников, такое единодушие в оценках редко бывает. В данном случае причина ясна и проста: в хорошей подготовленности к таким ситуациям экипажей судов – морских и воздушных, всех наземных средств и главное – их слаженность, взаимодействие. Как не отметить, к примеру, экипаж «Спасателя Демидова», который четко действовал во все время учений. Казалось, на судне был лишь его капитан Алексей Каганович, с ювелирной точностью направлявший «Демидова» в самые опасные места, где справиться никто другой не смог бы. Глядя на капитана, его уверенность, хладнокровие (с учетом того, что здесь же на мостике за его действиями наблюдают два десятка специалистов), вспомнил сказанное мне пару месяцев назад начальником МСКЦ Алексеем Кухолем о действиях «Демидова» в сложнейших штормовых условиях, не учебных, а настоящих. То был не шторм, а ураган. Огромное океанское судно иностранной компании во время того памятного урагана на подходе к Новороссийску потерпело аварию, у него к тому же отказал главный двигатель. Посланный на помощь «Меркурий» не мог справиться, а судно все ближе прижимало к берегу, грозя выбросить на камни и разбить. Тогда на помощь буквально ринулся «Спасатель Демидов», только что пришедший на Черное море со стапелей Санкт-Петербурга. Первое крещение новое судно выдержало с честью. В огромных волнах, заливавших палубу, моряки спасателя смогли в самые последние мгновения взять аварийное судно на буксир и привести в порт. И еще недавно демидовцы отличились: очистили от опасных предметов место строительства Крымско-Кавказского моста. А теперь вот показали высокую выучку в учениях по тушению пожара на «Немане» и по сбору якобы разлившегося мазута.

…Быстро прошли почти пять часов. Учения завершились. Не просто закончились, а с оценкой «отлично». Как заметил Виктор Чернов, без каких-либо сбоев, ошибок. Не допущено повреждений судов, спасательных средств, никто не пострадал из многочисленных участников. А это главное, это просто здорово, – подытожил руководитель учений.

Морские вести России №14 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

«Нас словно прокляли»: Флот и армию США преследуют беды

 «Нас словно прокляли»: Флот и армию США преследуют беды 21 августа американский ракетный эсминец ВМС США «Джон Маккейн» столкнулся с танкером Alnic MC в рай...

В затопленных отсеках эсминца США «Джон Маккейн» нашли тела моряков

В затопленных отсеках эсминца США «Джон Маккейн» нашли тела моряков Водолазы при осмотре затопленных отсеков американского эсминца «Джон Маккейн» нашли останки нескольк...

Российская экономика

«Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения

«Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения «Транснефть» получила от Сбербанка предложение о заключении мирового соглашения по судебному разбира...

В Рыбинске завершают строительство «Кометы» – Миронов

В Рыбинске завершают строительство «Кометы» – Миронов В Рыбинске на судостроительном заводе завершают строительство «Кометы» нового поколения. Об этом соо...

Транспортная политика

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии

Министр транспорта РФ провел встречу со Специальным представителем Президента Монголии 22 августа состоялась встреча Министра транспорта РФ Максима Соколова со Специальным представителем ...

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Морские порты

Fujairah Terminals в ОАЭ принял первое судно

Fujairah Terminals в ОАЭ принял первое судно Контейнерный терминал Fujairah Terminals в ОАЭ (оператор Abu Dhabi Ports) принял первое судн...

Валенсия в I полугодии стала крупнейшим контейнерным портом Испании

Валенсия в I полугодии стала крупнейшим контейнерным портом Испании Порт Валенсия стал крупнейшим контейнерным портом Испании по итогам первого полугодия, благодаря рек...




Морской транспорт

Глобальный контейнерооборот может вырасти до шестилетнего максимума

Глобальный контейнерооборот может вырасти до шестилетнего максимума Контейнерооборот 250 морских портов мира за первое полугодие вырос примерно на 6,7% по сравнению...

Уникальный газовоз «Совкомфлота» преодолел Северный морской путь за рекордные 6,5 суток

Уникальный газовоз «Совкомфлота» преодолел Северный морской путь за рекордные 6,5 суток 17 августа 2017 года танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» успешно завершил свой первый коммерческий р...

Речной транспорт

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях Вместе с мэрами Союза городов Золотого кольца глава Ярославской области Дмитрий Миронов совершил про...

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Ж/Д транспорт

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии

Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии Транспортная система РФ может принять 7-8 млн тонн нефтепродуктов из Белоруссии до конца года в случ...

Рост погрузки на сети РЖД в августе может превысить 0,3% - замглавы ЦФТО

Рост погрузки на сети РЖД в августе может превысить 0,3% - замглавы ЦФТО Рост погрузки на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в августе может превысить запла...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...