Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе - Морские вести России

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

21.05.2017

Безопасность мореплавания

Комплексные учения по отработке Плана по предупреждению и ликвидации разлива нефти при строительстве поисково-разведочной скважины №1 Южно-Лунской площади

17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по предупреждению и ликвидации разлива нефти при строительстве поисково-разведочной скважины №1 Южно-Лунской площади. В учениях были задействованы экипаж буровой платформы Nan Hai 8, экипаж спасательного судна «Атлас», экипаж судна обеспечения VOS Champagne. Участвующие в учениях организации – ПАО «Газпром», ООО «ГазпромГеологоРазведка», COSL, ООО «Экошельф», ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

Евгений Иванов, начальник инспекции государственного портового контроля морского порта Холмск, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Поисково-разведочная скважина №1 Южно-Лунской площади располагается на шельфе Сахалина, прилегающем к северо-восточному побережью острова, на расстоянии 15 км от берега. Эта скважина предназначена для изучения перспективных запасов углеводородов на данной площади. После оценки специалистами количества и вида углеводородов месторождению будет присвоено собственное название и определен тип месторождения – газоконденсатное или нефтяное.

Рис. 1. Карта шельфовых месторождений северо-восточной части острова Сахалин

Глубина моря в районе скважины – 52 метра. Строительством и обустройством скважины занимается плавучая буровая установка Nan Hai 8, принадлежащая китайской компании COSL, которая производит работы по заказу ООО «Газпромгеологоразведка», дочернего предприятия ПАО «Газпром». Работу буровой обеспечивает экипаж, состоящий из 68 человек.

В рамках отработки мероприятий в учениях были задействованы не только собственные силы и средства компаний, работающих по освоению шельфа, но и организаций, обеспечивающих несение постоянной аварийно-спасательной готовности согласно договору, заключенному между ООО «Газпромгеологоразведка» и ООО «Экошельф». Учения состояли из трех основных этапов: спасение человека, выпавшего за борт буровой платформы; локализация и тушение пожара на буровой платформе; локализация и ликвидация нефтяного разлива.

С самого утра в день проведения учений погодные условия были максимально приближены к «боевым». Хотя ветер был умеренный, однако волнение и сильный туман несколько усложняли решение поставленных задач. С первой задачей спасатели справились в нормативные восемь минут с момента падения человека за борт до оказания квалифицированной первой медицинской помощи пострадавшему на борту спасательного судна «Атлас». Роль пострадавшего сыграл штатный учебный манекен по имени Джулиана.

По замыслу учений, второй задачей являлась вводная – «пожар в кормовой части плавучей буровой установки», в ходе которой были задействованы как экипаж самой буровой установки, так и экипажи спасательного судна «Атлас» и судна обеспечения VOS Champagne. При поступлении информации о пожаре на буровой аврально была развернута оперативная группа по тушению пожара буровой платформы, которая занялась обследованием очага пожара, а также локализацией и тушением очага пожара.

На буровой платформе были задействованы как переносные, так и стационарные системы тушения пожара. Одновременно с этим участвующие в учениях суда проследовали к буровой платформе для оказания помощи в тушении пожара. Спасательное судно «Атлас» с помощью трех пожарных лафетов и судно обеспечения VOS Champagne с помощью двух пожарных лафетов произвели орошение места пожара на буровой платформе. В результате условный пожар был потушен за двенадцать минут. Норматив по развертыванию сил и средств был выполнен.

Первые две задачи были осложнены внешними погодными условиями, сильный туман сильно ограничивал видимость, дальность которой не превышала 200 метров.

После обеда видимость начала улучшаться, и было принято совместное решение о начале отработки третьей и основной задачи – «борьба с нефтяным разливом». Для визуализации и отработки нефтяного пятна были использованы древесные опилки, которые являются природным продуктом и не оказывают вредного влияния на флору и фауну морской среды.

При поступлении информации об условном нефтяном разливе оперативный штаб рассчитал параметры дрейфа нефтяного пятна с учетом гидрологических и метеорологических факторов, одновременно с этим экипаж спасательного судна «Атлас» приступил к развертыванию оборудования по борьбе с нефтяным разливом на море. В первой части был развернут нефтяной трал. Через сорок минут нефтяным тралом было поймано до 80% условного нефтяного разлива, что является хорошим показателем.

В случаях, когда нефтяное пятно имеет большую площадь, для его локализации используются боновые ограждения, построенные судами в J-образный ордер. Спасательным судном «Атлас» и судном обеспечения VOS Champagne был построен такой ордер, произведен захват условного пятна и произведена его ликвидация с помощью скиммера.

Развертывание оборудования, построение ордера, захват пятна и удаление условного загрязнения было произведено за пятьдесят минут, что также является хорошим показателем.

Рис.2. Спасательное судно «Атлас» и судно обеспечения VOS Champagne выстраиваются в ордер

В то время, когда проводились комплексные учения на море, в районе Лунского залива на береговой черте тоже производилось развертывание сил и средств, необходимых для предотвращения загрязнения береговой полосы.

По окончании учений штабом был произведен полный разбор всех мероприятий и произведена оценка действий задействованных в учениях судов, а также действий всех сторон по поступлению учебных сигналов и проверена система оповещения и связи. Все силы и средства отработали успешно, все задачи были выполнены безупречно. Представителями Росприроднадзора и Росморречфлота была поставлена высокая оценка действиям всем участвующим в учениях сторонам.

В завершение хотелось бы поблагодарить все стороны за проделанную работу и в преддверии юбилея со дня образования Морской спасательной службы России поздравить всех морских спасателей со знаменательной датой и пожелать благополучия и успехов в их нелегком, но важном и необходимом для всех моряков труде!

Морские порты №6 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ