Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Севморпуть
Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесторонне развитый центр промышленности, образования и науки. Достаточно отметить, что в трех крупнейших городах региона (Архангельске, Северодвинске и Новодвинске) проживает почти пятая часть населения Российской Арктики. Грамотное использование этого потенциала, создание условий для его всестороннего раскрытия – одна из основных составляющих социально-экономического развития Арктической зоны.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

Опорные зоны

Министерство экономического развития Российской Федерации предлагает сделать основой реиндустриализации Арктики региональные так называемые опорные зоны.

Мы поддерживаем такой методологический подход. Прекрасно понимаем, что нельзя быть сильным везде. Абсолютно неприемлемо на современном этапе рассуждать о достаточно абстрактном «общем» развитии Арктики. Необходимо прикладывать усилия, изыскивать финансовые и человеческие ресурсы в конкретные, четко определенные точки роста. И такими точками могут стать и станут опорные зоны.

Но столь же очевиден и другой фактор – в каждом регионе Арктической зоны исторически, усилиями многих поколений наших предков, сложились определенные компетенции, отраслевая специфика и особые преимущества. Да и ресурсная база (в широком понимании этого термина) у каждого региона своя.

Исходя из этого, правительство Архангельской области считает, что для эффективного и рационального управления арктическими территориями нужно опираться на уже наработанный опыт, накопленные знания, а не предлагать новый, несвойственный тому или иному региону «функционал», если, конечно, к этому нет очевидных предпосылок – например, как это сложилось в Архангельской области с добычей алмазов.

Остро необходим всесторонний анализ компетенций приарктических регионов, результаты которого и позволят выявить сильные и слабые стороны, определить специализацию опорных зон.

Подобный подход мы успешно реализуем. На мой взгляд, в Архангельской области подобная опорная зона практически сложилась. Она характеризуется целым набором факторов.

Это и выгодное географическое положение, и развитая железнодорожная инфраструктура, и морской порт. Архангельск является ключевым транспортным узлом для перевозок по Севморпути и снабжения арктических территорий, при этом имеет кратчайшее логистическое плечо до центра страны.

Не менее ярок промышленный потенциал. Северодвинск – общепризнанный лидер судостроения и производства морской техники для Арктики: на «Севмаше» и «Звездочке» были построены всемирно известные платформы «Приразломная» и «Арктическая».

В регионе находится крупнейшая в Европе алмазоносная провинция. Алмазодобывающие предприятия корпораций «АЛРОСА» и «Лукойл» дают 12% от российской добычи. На «Звездочке» действует ограночное алмазное производство.

Архангельск – университетский город. Единственный в Арктической зоне федеральный университет готовит специалистов для работы в Арктике. Сильны позиции региона в науке и полярной медицине.

На текущий момент в Поморье действует три кластера – судостроительный, лесопромышленный и социальный, в стадии создания еще два – биотехнологический и рыбопромышленный.

Комплексный подход как определяющий фактор

При этом мы прекрасно понимаем: опорные зоны не должны развиваться как некие обособленные «форпосты». Вопрос стоит достаточно принципиально – необходимо увязать в единый комплекс деятельность регионов, федеральных органов исполнительной власти и представителей промышленности, упорядочить их взаимодействие.

Руководитель госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Олегович Рогозин поставил это целеполагание в центр внимания, поместив задачу освоения Арктики в более широкий контекст.

Для полноценной реализации этой задачи одного создания опорных зон будет недостаточно. Необходимо мобилизовать весь научно-технологический и ресурсный потенциал страны от европейской части до юга Сибири и Дальнего Востока и выстроить множество двусторонних продуктивных связей между регионами.

Архангельская область считает такой вектор развития рациональным и готова поддержать его своими ресурсами. Мы инициировали ряд проектов и направлений сотрудничества, предлагаем другим регионам присоединиться к работе по национальной интеграции усилий и ресурсов по освоению Арктики.

В транспортной сфере мы приглашаем субъекты РФ включиться в реализацию проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». Этот уникальный транспортный коридор, проходящий от Перми до Архангельска, свяжет Западную Арктику с Уралом и Сибирью, позволит перевозить грузы от Китая до Европы и США.

Проект был одобрен межправительственной комиссией для включения в Перечень стратегических проектов российско-китайского сотрудничества. Он будет реализован по механизму частной концессионной инициативы как один из приоритетных проектов новой редакции госпрограммы по Арктике.

К участию в реализации проекта «Белкомур» могут подключиться предприятия Урала и Сибири, ведь проект соответствует интересам этих регионов.

Эффективная реализация проекта «Белкомур» напрямую связана с синхронным началом работ по строительству нового глубоководного района Архангельского морского порта. Порт обеспечит экономичную схему поставки товаров в западном направлении с кратчайшим железнодорожным плечом, будет создан транзитный коридор «Юг – Север» для продвижения экспортно-импортных грузов из Азиатско-Дальневосточного региона.

В производственно-технологической сфере мы предлагаем реализовать проекты научно-производственного сотрудничества и промышленной интеграции регионов Сибири и Урала с арктическими регионами.

Так, вполне возможно развертывание в Арктической зоне производственных площадок, создание сборочных производств, внедрение технологий и разработок. Это позволит выстроить масштабную научно-техническую кооперацию на взаимовыгодных началах, использовать преимущества специализации регионов и удобные площадки в Арктике для «обкатки» технологий, что даст синергетический эффект и повысит национальную конкурентоспособность.

Широкие возможности для взаимодействия существуют и в научно-образовательной сфере. В начале июня ведущими арктическими вузами России было подписано соглашение о создании Национального арктического научно-образовательного консорциума.

Будет образовано единое информационное поле, организованы научные и образовательные проекты. По сути, речь идет о формировании единой сетевой структуры и научно-образовательной среды для решения задач освоения Арктики и обеспечения арктических проектов квалифицированными кадрами.

Консорциум позволит нам стать более конкурентоспособными в мировом научно-образовательном пространстве, ликвидировать отставание от мировых лидеров. Кстати, очень ярким и наглядным примером подобного взаимодействия является Арктический плавучий университет – флагманский проект Росгидромета и Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова, который объединил многие вузы не только России, но и других стран.

В сфере выработки единых технических требований и стандартов качества, усовершенствования материалов, техники и продукции, предназначенных для использования в Арктике, вектор взаимодействия также был задан Дмитрием Рогозиным, предложившим создать федеральный арктический полигон для технических испытаний, а также Арктический ГОСТ.

Считаем, что этим задачам оптимально отвечают две площадки на архипелаге Новая Земля, которые дадут нам оптимальные условия для тестирования всех видов материалов и техники.

В сфере обеспечения продовольственной безопасности большой потенциал открывается для поставок рыбы с Дальнего Востока в центральные районы страны через арктические порты Северо-Запада.

В Архангельске для этого уже имеется вся необходимая инфраструктура и кратчайшее транспортное плечо до Москвы. Такое сотрудничество обеспечит импортозамещение и позволит «раскатать» Севморпуть для перевозок рыбной продукции. Здесь не требуется крупных судов и больших глубин, нужно лишь грамотное планирование и приемлемые тарифы.

Кроме того, Арктика дает уникальные возможности для развития партнерства в нишевых производствах – семеноводстве картофеля, создании банков безвирусных семян, производстве мяса оленя и краба, аквакультуре.

В социальной сфере широкие возможности для межмуниципального сотрудничества дают объединения арктических муниципальных образований – ассоциация «Арктические муниципалитеты» и Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, работа которых направлена на повышение качества жизни населения Арктики. Это обмен опытом управления, реализация межмуниципальных инициатив и проектов, совместное решение хозяйственных проблем.

В международном аспекте российские приарктические регионы активно участвуют в работе влиятельных межрегиональных организаций в Арктике как на западе (Баренцев Евро-Арктический регион – задействованы 4 региона), так и на востоке (Северный форум – 4 региона).

Целесообразны консолидация усилий российских регионов, обмен положительным опытом и лучшими практиками, распространение результатов. Здесь могут иметься свои финансовые возможности – например, программа приграничного сотрудничества «Коларктик».

Инструменты развития

Какие же инструменты необходимы для поддержки развития опорных зон и интенсивной кооперации российских регионов в Арктике?

Прежде всего государственная программа социально-экономического развития Арктического региона, но в новой редакции – с закреплением положения об опорных зонах развития в Арктике.

Не менее важно и распространение опыта применения комплексных мер поддержки бизнеса и населения Дальнего Востока на приарктические территории, а также формирование национального финансового института по аналогии с Фондом развития Дальнего Востока.

Возможно, есть смысл рассмотреть и вариант создания международного банка развития Арктики. Этот инвестиционный механизм будет поддерживать проектное финансирование на территории и российской, и зарубежной Арктики. Он может работать по аналогии с Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Новым банком развития БРИКС.

А создание единого оператора Севморпути для госзаказчиков позволит снизить издержки для федеральных министерств, регионов и муниципальных образований, сделать доставку грузов в Арктику плановой и надежной. Кстати говоря, первые шаги в этом направлении уже сделаны – подписано соответствующее соглашение между правительством Архангельской области и предприятием «Оборонлогистика», которое занимается доставкой грузов в Арктике в интересах Министерства обороны.

Уверен, сегодня уже никто не испытывает сомнений – роль и место Арктики в социально-экономическом развитии нашей страны в XXI веке абсолютно понятны.

По сути, Арктика – это мегапроект, национальная задача, без решения которой России будет крайне сложно вернуть ведущие позиции в мире. Но реализация этого мегапроекта требует новой мобилизации, консолидации усилий всей страны!

Морской флот №4 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии Учебный парусник «Мир» 22 июня прибыл в порт Ден Хелдер (Нидерланды) для участия в крупнейше...

В Анапе началась стыковка мелководной и глубоководной частей «Турецкого потока»

В Анапе началась стыковка мелководной и глубоководной частей «Турецкого потока» Стыковка мелководной и глубоководной части газопровода «Турецкий поток» началась в пятницу в присутс...

Российская экономика

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока»

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока» Президент России Владимир Путин в пятницу совершит рабочую поездку в Краснодарский край. Как сообщил...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга ООО «Балтийское морское буксирное агентство» (БМБА)  осуществило первую для компан...

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт» с 01 июля 2017 года повышает для работнико...




Морской транспорт

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Fesco начала доставку грузов в рамках северного завоза-2017

Fesco начала доставку грузов в рамках северного завоза-2017 Транспортная группа Fesco начала перевозку грузов в рамках северного завоза, увеличив по сравнению с...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2 ПАО «ТрансКонтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся грузовых станций Курская и Павелец...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы Отраслевая конференция «Подготовка и дипломирование моряков» прошла 30 ноября в Москве в рамках 10-г...

Морские порты

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота Поставленные перед транспортно-логистическим комплексом Дальнего Востока и Приморского края задачи н...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Севморпуть требует особой ответственности

Севморпуть требует особой ответственности Несмотря на ограниченный период навигации, а это июль, август, сентябрь, октябрь, использование Севе...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...