Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Севморпуть
Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесторонне развитый центр промышленности, образования и науки. Достаточно отметить, что в трех крупнейших городах региона (Архангельске, Северодвинске и Новодвинске) проживает почти пятая часть населения Российской Арктики. Грамотное использование этого потенциала, создание условий для его всестороннего раскрытия – одна из основных составляющих социально-экономического развития Арктической зоны.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

Опорные зоны

Министерство экономического развития Российской Федерации предлагает сделать основой реиндустриализации Арктики региональные так называемые опорные зоны.

Мы поддерживаем такой методологический подход. Прекрасно понимаем, что нельзя быть сильным везде. Абсолютно неприемлемо на современном этапе рассуждать о достаточно абстрактном «общем» развитии Арктики. Необходимо прикладывать усилия, изыскивать финансовые и человеческие ресурсы в конкретные, четко определенные точки роста. И такими точками могут стать и станут опорные зоны.

Но столь же очевиден и другой фактор – в каждом регионе Арктической зоны исторически, усилиями многих поколений наших предков, сложились определенные компетенции, отраслевая специфика и особые преимущества. Да и ресурсная база (в широком понимании этого термина) у каждого региона своя.

Исходя из этого, правительство Архангельской области считает, что для эффективного и рационального управления арктическими территориями нужно опираться на уже наработанный опыт, накопленные знания, а не предлагать новый, несвойственный тому или иному региону «функционал», если, конечно, к этому нет очевидных предпосылок – например, как это сложилось в Архангельской области с добычей алмазов.

Остро необходим всесторонний анализ компетенций приарктических регионов, результаты которого и позволят выявить сильные и слабые стороны, определить специализацию опорных зон.

Подобный подход мы успешно реализуем. На мой взгляд, в Архангельской области подобная опорная зона практически сложилась. Она характеризуется целым набором факторов.

Это и выгодное географическое положение, и развитая железнодорожная инфраструктура, и морской порт. Архангельск является ключевым транспортным узлом для перевозок по Севморпути и снабжения арктических территорий, при этом имеет кратчайшее логистическое плечо до центра страны.

Не менее ярок промышленный потенциал. Северодвинск – общепризнанный лидер судостроения и производства морской техники для Арктики: на «Севмаше» и «Звездочке» были построены всемирно известные платформы «Приразломная» и «Арктическая».

В регионе находится крупнейшая в Европе алмазоносная провинция. Алмазодобывающие предприятия корпораций «АЛРОСА» и «Лукойл» дают 12% от российской добычи. На «Звездочке» действует ограночное алмазное производство.

Архангельск – университетский город. Единственный в Арктической зоне федеральный университет готовит специалистов для работы в Арктике. Сильны позиции региона в науке и полярной медицине.

На текущий момент в Поморье действует три кластера – судостроительный, лесопромышленный и социальный, в стадии создания еще два – биотехнологический и рыбопромышленный.

Комплексный подход как определяющий фактор

При этом мы прекрасно понимаем: опорные зоны не должны развиваться как некие обособленные «форпосты». Вопрос стоит достаточно принципиально – необходимо увязать в единый комплекс деятельность регионов, федеральных органов исполнительной власти и представителей промышленности, упорядочить их взаимодействие.

Руководитель госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Олегович Рогозин поставил это целеполагание в центр внимания, поместив задачу освоения Арктики в более широкий контекст.

Для полноценной реализации этой задачи одного создания опорных зон будет недостаточно. Необходимо мобилизовать весь научно-технологический и ресурсный потенциал страны от европейской части до юга Сибири и Дальнего Востока и выстроить множество двусторонних продуктивных связей между регионами.

Архангельская область считает такой вектор развития рациональным и готова поддержать его своими ресурсами. Мы инициировали ряд проектов и направлений сотрудничества, предлагаем другим регионам присоединиться к работе по национальной интеграции усилий и ресурсов по освоению Арктики.

В транспортной сфере мы приглашаем субъекты РФ включиться в реализацию проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». Этот уникальный транспортный коридор, проходящий от Перми до Архангельска, свяжет Западную Арктику с Уралом и Сибирью, позволит перевозить грузы от Китая до Европы и США.

Проект был одобрен межправительственной комиссией для включения в Перечень стратегических проектов российско-китайского сотрудничества. Он будет реализован по механизму частной концессионной инициативы как один из приоритетных проектов новой редакции госпрограммы по Арктике.

К участию в реализации проекта «Белкомур» могут подключиться предприятия Урала и Сибири, ведь проект соответствует интересам этих регионов.

Эффективная реализация проекта «Белкомур» напрямую связана с синхронным началом работ по строительству нового глубоководного района Архангельского морского порта. Порт обеспечит экономичную схему поставки товаров в западном направлении с кратчайшим железнодорожным плечом, будет создан транзитный коридор «Юг – Север» для продвижения экспортно-импортных грузов из Азиатско-Дальневосточного региона.

В производственно-технологической сфере мы предлагаем реализовать проекты научно-производственного сотрудничества и промышленной интеграции регионов Сибири и Урала с арктическими регионами.

Так, вполне возможно развертывание в Арктической зоне производственных площадок, создание сборочных производств, внедрение технологий и разработок. Это позволит выстроить масштабную научно-техническую кооперацию на взаимовыгодных началах, использовать преимущества специализации регионов и удобные площадки в Арктике для «обкатки» технологий, что даст синергетический эффект и повысит национальную конкурентоспособность.

Широкие возможности для взаимодействия существуют и в научно-образовательной сфере. В начале июня ведущими арктическими вузами России было подписано соглашение о создании Национального арктического научно-образовательного консорциума.

Будет образовано единое информационное поле, организованы научные и образовательные проекты. По сути, речь идет о формировании единой сетевой структуры и научно-образовательной среды для решения задач освоения Арктики и обеспечения арктических проектов квалифицированными кадрами.

Консорциум позволит нам стать более конкурентоспособными в мировом научно-образовательном пространстве, ликвидировать отставание от мировых лидеров. Кстати, очень ярким и наглядным примером подобного взаимодействия является Арктический плавучий университет – флагманский проект Росгидромета и Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова, который объединил многие вузы не только России, но и других стран.

В сфере выработки единых технических требований и стандартов качества, усовершенствования материалов, техники и продукции, предназначенных для использования в Арктике, вектор взаимодействия также был задан Дмитрием Рогозиным, предложившим создать федеральный арктический полигон для технических испытаний, а также Арктический ГОСТ.

Считаем, что этим задачам оптимально отвечают две площадки на архипелаге Новая Земля, которые дадут нам оптимальные условия для тестирования всех видов материалов и техники.

В сфере обеспечения продовольственной безопасности большой потенциал открывается для поставок рыбы с Дальнего Востока в центральные районы страны через арктические порты Северо-Запада.

В Архангельске для этого уже имеется вся необходимая инфраструктура и кратчайшее транспортное плечо до Москвы. Такое сотрудничество обеспечит импортозамещение и позволит «раскатать» Севморпуть для перевозок рыбной продукции. Здесь не требуется крупных судов и больших глубин, нужно лишь грамотное планирование и приемлемые тарифы.

Кроме того, Арктика дает уникальные возможности для развития партнерства в нишевых производствах – семеноводстве картофеля, создании банков безвирусных семян, производстве мяса оленя и краба, аквакультуре.

В социальной сфере широкие возможности для межмуниципального сотрудничества дают объединения арктических муниципальных образований – ассоциация «Арктические муниципалитеты» и Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, работа которых направлена на повышение качества жизни населения Арктики. Это обмен опытом управления, реализация межмуниципальных инициатив и проектов, совместное решение хозяйственных проблем.

В международном аспекте российские приарктические регионы активно участвуют в работе влиятельных межрегиональных организаций в Арктике как на западе (Баренцев Евро-Арктический регион – задействованы 4 региона), так и на востоке (Северный форум – 4 региона).

Целесообразны консолидация усилий российских регионов, обмен положительным опытом и лучшими практиками, распространение результатов. Здесь могут иметься свои финансовые возможности – например, программа приграничного сотрудничества «Коларктик».

Инструменты развития

Какие же инструменты необходимы для поддержки развития опорных зон и интенсивной кооперации российских регионов в Арктике?

Прежде всего государственная программа социально-экономического развития Арктического региона, но в новой редакции – с закреплением положения об опорных зонах развития в Арктике.

Не менее важно и распространение опыта применения комплексных мер поддержки бизнеса и населения Дальнего Востока на приарктические территории, а также формирование национального финансового института по аналогии с Фондом развития Дальнего Востока.

Возможно, есть смысл рассмотреть и вариант создания международного банка развития Арктики. Этот инвестиционный механизм будет поддерживать проектное финансирование на территории и российской, и зарубежной Арктики. Он может работать по аналогии с Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Новым банком развития БРИКС.

А создание единого оператора Севморпути для госзаказчиков позволит снизить издержки для федеральных министерств, регионов и муниципальных образований, сделать доставку грузов в Арктику плановой и надежной. Кстати говоря, первые шаги в этом направлении уже сделаны – подписано соответствующее соглашение между правительством Архангельской области и предприятием «Оборонлогистика», которое занимается доставкой грузов в Арктике в интересах Министерства обороны.

Уверен, сегодня уже никто не испытывает сомнений – роль и место Арктики в социально-экономическом развитии нашей страны в XXI веке абсолютно понятны.

По сути, Арктика – это мегапроект, национальная задача, без решения которой России будет крайне сложно вернуть ведущие позиции в мире. Но реализация этого мегапроекта требует новой мобилизации, консолидации усилий всей страны!

Морской флот №4 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр»

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр» Новейший малый ракетный корабль Черноморского флота РФ «Вышний Волочек» с крылатыми ракетами «Калибр...

«Адмирал Григорович» впервые применил ракеты «Калибр» в ходе учений в Черном море

«Адмирал Григорович» впервые применил ракеты «Калибр» в ходе учений в Черном море Фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» выполнил стрельбу ракетным комплексом «Калибр» по на...

Российская экономика

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство Решение о механизме распределения квот на вылов крабов пока не принято, рассматриваются два варианта...

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора Строительство Северного широтного хода - новой железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе - ...

Транспортная политика

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы В ответ на требования ФСБ прекратить перевозку рыбы иностранными судами Росрыбловство предложило пер...

Морские порты

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона Временно исполняющий обязанности губернатора Магаданской области Сергей Носов направил письмо предсе...

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников С начала 2018 года в рамках реализации социальной программы ООО «Универсальный перегрузочный комплек...




Морской транспорт

Крым планирует запустить пассажирское морское сообщение с Турцией в 2019 году - власти

Крым планирует запустить пассажирское морское сообщение с Турцией в 2019 году - власти Республика Крым изучает возможность запустить пассажирское морское сообщение с Турцией в курортном с...

Крым планирует возобновить паромное сообщение с Турцией осенью - власти

Крым планирует возобновить паромное сообщение с Турцией осенью - власти Республика Крым планирует до конца осени восстановить паромное сообщение с Турцией, сообщил в четвер...

Речной транспорт

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс Ранее в Китае не было грузовых судов, которые можно было бы эксплуатировать и на реке и на море. Для...

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки ОАО «Хабаровский речной торговый порт» в первом полугодии 2018 года увеличило чистый убыток по РСБУ ...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...