Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Грузовая база
Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 года эта тенденция сохраняется. Снижение выпуска продукции происходит в первую очередь из-за сокращения емкости внутреннего рынка, вызванного кризисными явлениями в основных металлопотребляющих отраслях – машиностроении и строительной индустрии.

Рост мировых цен на продукцию черной металлургии в 2016 году, по идее, должен был подтолкнуть российских металлургов к увеличению экспорта, но этого не произошло, поскольку отрасль столкнулась с беспрецедентным усилением ограничительных мер нетарифного регулирования со стороны основных стран-импортеров, прежде всего входящих в ЕС.

Итогом происходящих событий стала стагнация российского производства и снижение инвестиционной активности в металлургической отрасли. Восстановление спроса и возобновление роста производства черных металлов, по прогнозам экспертов, возможно не ранее 2018 года.

Татьяна Дмитриева

В 2015 году производство черных металлов в России в целом осталось на уровне 2014 года, при этом было отмечено падение выпуска стали и проката, которое компенсировалось ростом производства чугуна (рис. 1). А по результатам 10 месяцев 2016 года в отрасли произошло снижение производства по всем трем позициям: производство чугуна сократилось по отношению к аналогичному периоду 2015 года на 1,4%, стали – на 0,9%, проката – на 1,5%.

Рис. 1. Динамика производства чугуна, стали и проката в России, 2007-2015 гг.

Источник: Росстат.

Снижение внутреннего спроса

Наблюдаемое снижение производства эксперты в первую очередь связывают со снижением уровня внутреннего спроса на черные металлы, темпы которого в 2015 году в России были одними из самых высоких в мире. К примеру, в 2015 году по сравнению с 2014 годом объем их потребления на внутреннем рынке упал на 9%, в том числе на 12% уменьшился спрос крупнейшего потребителя продукции отрасли – строительной индустрии и на 25% – автопрома.

Сокращение объемов ввода нового жилья, начавшееся во второй половине 2015 года, продолжилось и в 2016 году. Так, в первом полугодии 2016 года в эксплуатацию было введено 31,5 млн м2 жилья, что почти на 10% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Самый сильный спад объемов строительства – на 30% – отмечен в Уральском ФО. Регионы-лидеры по объемам строительства Московская область и Краснодарский край сократили объем ввода жилья на 3% и 16% соответственно. Также значительно снизили объемы строительства индивидуальные застройщики: площадей, введенных их силами за указанный период, зарегистрировано на 19% меньше, чем годом ранее.

Снижение потребительской активности из-за кризисных явлений в экономике стало причиной снижения продаж и выпуска автомобилей отечественным автопромом. В 2015 году уровень потребления черных металлов в автомобилестроении упал на 15%, выпуск автомобилей в стране сократился на 25%, а в течение января-июля 2016 года – еще на 18%. Эксперты предупреждают, что резервы поддержки российского автопрома на исходе, платежеспособность населения продолжает снижаться, а рубль – обесцениваться.

Поддержать спрос на черные металлы внутри страны сегодня способен разве что ТЭК, где уже реализуются масштабные проекты, такие как трубопроводы «Сила Сибири», Заполярье – Пурпе, Куюмба – Тайшет, нефтепроводы-отводы от ВСТО и ВСТО-2, расширение магистральных нефтепроводов Западной Сибири, строительство продуктопровода «Юг» на участке Волгоград – Новороссийск, увеличение пропускной способности продуктопровода «Север», а также планируемые проекты «Северный поток 2», «Турецкий поток», строительство магистрального газопровода из Краснодарского края в Крым.

Пошлинами по экспорту

Начиная с февраля 2015 года на мировом рынке происходило падение цен на продукцию черной металлургии, которое затормозилось в начале 2016-го. С весны текущего года началось заметное увеличение котировок по основным группам металлопродукции, а в апреле-мае произошел аномальный скачок цен. Основным драйвером роста цен в отрасли аналитики называют Китай, который снизил производство продукции стали на фоне растущего спроса внутри страны, чем создал мировой дефицит продукции. Рост спроса на продукцию отрасли наблюдался и на рынках Европы и Северной Америки, что также способствовало росту мировых цен.

Динамика внутренних цен на продукцию черной металлургии в России в целом повторила динамику мировых (рис. 2). Причем если в начале 2016 года из-за низкого спроса, вызванного в том числе сезонным фактором, металлурги были вынуждены держать цены внутри страны ниже, чем за рубежом, то после изменения мировой конъюнктуры сработал эффект пружины – цены «выстрелили» и обогнали мировые.

Рис. 2. Динамика цен на листовую сталь, январь-июнь 2016 г., руб./т

Рост мировых цен и ослабление внутреннего спроса, по идее, должны были спровоцировать рост экспорта российской продукции черной металлургии. Но этого не произошло, поскольку в 2016 году отрасль столкнулась с усилением ограничительных мер нетарифного регулирования со стороны стран-импортеров. Эти меры коснулись стальной продукции высоких переделов, горячекатаного и холоднокатаного сортового и листового проката.

Так, с февраля по июль текущего года ЕС ввел предварительные антидемпинговые таможенные пошлины на холоднокатаный плоский прокат в размере от 19,8% до 26,2% от стоимости продукции в феврале-мае и от 18,7% до 36,1% в июне-июле. А в начале августа вступили в силу окончательные антидемпинговые пошлины ЕС на российскую холоднокатаную сталь сроком на 5 лет. Для «Магнитогорского металлургического комбината» (ММК) величина пошлины составила 18,7%, для «Северстали» - 34%, для «Новолипецкого металлургического комбината» (НЛМК) и других компаний – 36,1%. ЕС может распространить пошлины и на горячекатаный прокат из России, антидемпинговое расследование в отношении которого уже начато.

В сентябре США отказались от ранее заявленного намерения вводить ограничения на импорт холоднокатаного плоского стального проката из России, но сохранили в силе антидемпинговые пошлины на горячекатаную сталь в размере 73,59% для «Северстали» и 184,56% для всех остальных российских поставщиков.

Заметно активизировали усилия по защите внутреннего рынка от российской продукции черной металлургии и ряд других стран. Так, Мексика на 5 лет продлила действие компенсационных пошлин на горячекатаный лист из углеродистой стали в размере 36,8%, а Индия установила антидемпинговые пошлины на импорт горячекатаной рулонной стали до 7 февраля 2017 года.

В январе 2015 года Турция начала расследование против поставок горячекатаного проката. В январе 2016 года на фоне обострения российско-турецких отношений Минэкономики Турции предложило ввести пошлину на данный вид продукции в размере 13,66%. В апреле заявление было отозвано, однако в середине октября турецкие металлурги инициировали новое антидемпинговое расследование по импорту российского горячекатаного проката.

В ноябре 2016 года Бразилия сообщила о начале антидемпингового расследования по импорту горячекатаного листового проката из России, и это первый за последние годы случай обвинения российских экспортеров листового проката в демпинговых поставках в страны Южной Америки.

Еще одно антидемпинговое расследование в отношении поставок российской стали в ноябре 2016 года инициировано металлургами Египта, и этот список, видимо, будет пополняться...

Последствия западной блокады

До недавнего времени вторым по объемам поставок стальной продукции (после Турции и Ближнего Востока) для России был рынок ЕС. В связи с этим антидемпинговые меры, введенные этими странами, окажут наиболее заметное негативное влияние на отрасль.

В 2015 году с территории РФ в страны ЕС было экспортировано около 700 тыс. тонн холоднокатаного проката, и около 90% этого объема поставок пришлось на долю ММК, «Северстали» и НЛМК. Поставки холоднокатаного проката «Северстали» в ЕС в 2015 году составили не менее 200-250 тыс. тонн, что обеспечило 17% выручки компании, ММК – около 100 тыс. тонн (7% выручки), НЛМК – 350 тыс. тонн (20% выручки).

Потери прибыли основных поставщиков этого вида продукции из-за введения пошлин по итогам 2016 года могут составить 5-10%, но пока еще есть возможность их минимизировать до 1-2% за счет увеличения поставок на рынок ЕС горячекатаного проката. Но если ЕС введет пошлины и на этот вид проката, то Россия лишится возможности сбыта продукции в объеме еще 1,5 млн тонн в год, что соответствует трети экспорта данного вида продукции на зарубежные рынки.

Российские металлурги не согласны с признанием факта демпинга, объясняя снижение цен на зарубежных рынках девальвацией рубля, и намерены оспорить введение пошлин в Европейском суде общей юрисдикции, куда в октябре подали соответствующие иски.

Весьма ощутимо по российскому экспорту стальной продукции может ударить Турция, если примет решение ввести ввозные пошлины. В 2015 году Россия экспортировала в эту страну 825 тыс. тонн горячекатаного проката, что эквивалентно половине поставок этой продукции в ЕС. Чтобы предотвратить возможное введение пошлин Турцией, российские металлурги обратились в правительство РФ с просьбой о содействии на уровне межправительственных отношений двух стран.

Что касается других возможных экспортных ограничений, то каждое из них в отдельности вряд ли способно нанести непоправимый вред российскому экспорту стальной продукции, однако общая тенденция экспортных ограничений существенно сокращает возможности сбыта российской продукции за рубежом.

Надежды на восстановление спроса

По данным ФТС, российский экспорт черных металлов в 2015 году вырос всего на 7,5% – до 42,2 млн тонн по сравнению с 39,3 млн тонн годом ранее. Но по итогам 2016 года даже таких темпов роста точно ожидать не стоит. Тенденция на снижение подтверждается, в частности, уже зафиксированным сокращением объемов погрузки черных металлов на сети РЖД: в январе-октябре по железной дороге было отправлено 58,6 млн тонн черных металлов, что на 2,1% ниже уровня 2015 года.

В ближайшей перспективе Россия будет вынуждена искать способы перенаправить выпадающие из-за введенных ЕС и другими странами антидемпинговых пошлин объемы стали и проката на другие рынки. По мнению экспертов, наиболее вероятной альтернативой могут стать рынки стран Азии и Южной Америки, за исключением тех, которые, как уже было сказано, тоже вводят ограничения на экспорт российских черных металлов или планируют это сделать.

Разорвать такой «замкнутый круг» и дать больше возможностей российским экспортерам, безусловно, могло бы восстановление мирового рынка. Начало этой тенденции уже положено, полагают эксперты. Так, по оценке Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), в первой половине 2016 года мировая черная металлургия преодолела негативные тенденции 2013-2015 годов, начался период восстановления спроса и роста цен.

На улучшение конъюнктуры рынков черной металлургии, в частности, оказывает влияние принудительное сокращение сталеплавильных мощностей в Китае. Согласно планам китайского руководства, до 2020 года в стране будет закрыто металлургических мощностей общей производительностью 140 млн тонн в год, из которых 45 млн тонн приходится уже на этот год. Закрытие части китайских предприятий снизит предложение и приведет к росту мировых мощностей, расположенных в других странах. По мнению экспертов, с 2017 года ожидается и постепенное восстановление спроса на сталь в мире, что поможет стабилизировать рынок и поддержать цены.

Безусловно, оказать поддержку российским металлургам могло бы повышение спроса на внутреннем рынке, но надежд на то, что это произойдет в ближайшем будущем, пока нет. По предварительной оценке, по итогам 2016 года потребление черных металлов в России снизится на 6-7%, с 2017 года ситуация начнет медленно меняться. По прогнозам «Северстали», в 2017 году рост потребления стали в стране составит 1,5% по сравнению с 2016 годом. В дальнейшем темпы роста потребления продукции отрасли будут зависеть от темпов восстановления экономики, восстановления строительного и автомобильного секторов.

В Минэкономразвития России считают, что в 2017-2018 годах в черной металлургии будет наблюдаться рост производства в пределах 2-2,5%, при этом роста российского экспорта в период до 2018 года происходить не будет – он останется на уровне 2015 года.

Не просматривается и перспектив роста инвестиционной активности в отрасли. Как отмечают эксперты «Русской стали», пик инвестиционной фазы для российской черной металлургии пройден, к настоящему времени отрасль вышла на определенный уровень и инвестиции будут проводиться лишь точечно.

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии Учебный парусник «Мир» 22 июня прибыл в порт Ден Хелдер (Нидерланды) для участия в крупнейше...

В Анапе началась стыковка мелководной и глубоководной частей «Турецкого потока»

В Анапе началась стыковка мелководной и глубоководной частей «Турецкого потока» Стыковка мелководной и глубоководной части газопровода «Турецкий поток» началась в пятницу в присутс...

Российская экономика

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока»

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока» Президент России Владимир Путин в пятницу совершит рабочую поездку в Краснодарский край. Как сообщил...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга ООО «Балтийское морское буксирное агентство» (БМБА)  осуществило первую для компан...

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт» с 01 июля 2017 года повышает для работнико...




Морской транспорт

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Fesco начала доставку грузов в рамках северного завоза-2017

Fesco начала доставку грузов в рамках северного завоза-2017 Транспортная группа Fesco начала перевозку грузов в рамках северного завоза, увеличив по сравнению с...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2 ПАО «ТрансКонтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся грузовых станций Курская и Павелец...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы Отраслевая конференция «Подготовка и дипломирование моряков» прошла 30 ноября в Москве в рамках 10-г...

Морские порты

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота Поставленные перед транспортно-логистическим комплексом Дальнего Востока и Приморского края задачи н...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Севморпуть требует особой ответственности

Севморпуть требует особой ответственности Несмотря на ограниченный период навигации, а это июль, август, сентябрь, октябрь, использование Севе...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...