Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Грузовая база
Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 года эта тенденция сохраняется. Снижение выпуска продукции происходит в первую очередь из-за сокращения емкости внутреннего рынка, вызванного кризисными явлениями в основных металлопотребляющих отраслях – машиностроении и строительной индустрии.

Рост мировых цен на продукцию черной металлургии в 2016 году, по идее, должен был подтолкнуть российских металлургов к увеличению экспорта, но этого не произошло, поскольку отрасль столкнулась с беспрецедентным усилением ограничительных мер нетарифного регулирования со стороны основных стран-импортеров, прежде всего входящих в ЕС.

Итогом происходящих событий стала стагнация российского производства и снижение инвестиционной активности в металлургической отрасли. Восстановление спроса и возобновление роста производства черных металлов, по прогнозам экспертов, возможно не ранее 2018 года.

Татьяна Дмитриева

В 2015 году производство черных металлов в России в целом осталось на уровне 2014 года, при этом было отмечено падение выпуска стали и проката, которое компенсировалось ростом производства чугуна (рис. 1). А по результатам 10 месяцев 2016 года в отрасли произошло снижение производства по всем трем позициям: производство чугуна сократилось по отношению к аналогичному периоду 2015 года на 1,4%, стали – на 0,9%, проката – на 1,5%.

Рис. 1. Динамика производства чугуна, стали и проката в России, 2007-2015 гг.

Источник: Росстат.

Снижение внутреннего спроса

Наблюдаемое снижение производства эксперты в первую очередь связывают со снижением уровня внутреннего спроса на черные металлы, темпы которого в 2015 году в России были одними из самых высоких в мире. К примеру, в 2015 году по сравнению с 2014 годом объем их потребления на внутреннем рынке упал на 9%, в том числе на 12% уменьшился спрос крупнейшего потребителя продукции отрасли – строительной индустрии и на 25% – автопрома.

Сокращение объемов ввода нового жилья, начавшееся во второй половине 2015 года, продолжилось и в 2016 году. Так, в первом полугодии 2016 года в эксплуатацию было введено 31,5 млн м2 жилья, что почти на 10% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Самый сильный спад объемов строительства – на 30% – отмечен в Уральском ФО. Регионы-лидеры по объемам строительства Московская область и Краснодарский край сократили объем ввода жилья на 3% и 16% соответственно. Также значительно снизили объемы строительства индивидуальные застройщики: площадей, введенных их силами за указанный период, зарегистрировано на 19% меньше, чем годом ранее.

Снижение потребительской активности из-за кризисных явлений в экономике стало причиной снижения продаж и выпуска автомобилей отечественным автопромом. В 2015 году уровень потребления черных металлов в автомобилестроении упал на 15%, выпуск автомобилей в стране сократился на 25%, а в течение января-июля 2016 года – еще на 18%. Эксперты предупреждают, что резервы поддержки российского автопрома на исходе, платежеспособность населения продолжает снижаться, а рубль – обесцениваться.

Поддержать спрос на черные металлы внутри страны сегодня способен разве что ТЭК, где уже реализуются масштабные проекты, такие как трубопроводы «Сила Сибири», Заполярье – Пурпе, Куюмба – Тайшет, нефтепроводы-отводы от ВСТО и ВСТО-2, расширение магистральных нефтепроводов Западной Сибири, строительство продуктопровода «Юг» на участке Волгоград – Новороссийск, увеличение пропускной способности продуктопровода «Север», а также планируемые проекты «Северный поток 2», «Турецкий поток», строительство магистрального газопровода из Краснодарского края в Крым.

Пошлинами по экспорту

Начиная с февраля 2015 года на мировом рынке происходило падение цен на продукцию черной металлургии, которое затормозилось в начале 2016-го. С весны текущего года началось заметное увеличение котировок по основным группам металлопродукции, а в апреле-мае произошел аномальный скачок цен. Основным драйвером роста цен в отрасли аналитики называют Китай, который снизил производство продукции стали на фоне растущего спроса внутри страны, чем создал мировой дефицит продукции. Рост спроса на продукцию отрасли наблюдался и на рынках Европы и Северной Америки, что также способствовало росту мировых цен.

Динамика внутренних цен на продукцию черной металлургии в России в целом повторила динамику мировых (рис. 2). Причем если в начале 2016 года из-за низкого спроса, вызванного в том числе сезонным фактором, металлурги были вынуждены держать цены внутри страны ниже, чем за рубежом, то после изменения мировой конъюнктуры сработал эффект пружины – цены «выстрелили» и обогнали мировые.

Рис. 2. Динамика цен на листовую сталь, январь-июнь 2016 г., руб./т

Рост мировых цен и ослабление внутреннего спроса, по идее, должны были спровоцировать рост экспорта российской продукции черной металлургии. Но этого не произошло, поскольку в 2016 году отрасль столкнулась с усилением ограничительных мер нетарифного регулирования со стороны стран-импортеров. Эти меры коснулись стальной продукции высоких переделов, горячекатаного и холоднокатаного сортового и листового проката.

Так, с февраля по июль текущего года ЕС ввел предварительные антидемпинговые таможенные пошлины на холоднокатаный плоский прокат в размере от 19,8% до 26,2% от стоимости продукции в феврале-мае и от 18,7% до 36,1% в июне-июле. А в начале августа вступили в силу окончательные антидемпинговые пошлины ЕС на российскую холоднокатаную сталь сроком на 5 лет. Для «Магнитогорского металлургического комбината» (ММК) величина пошлины составила 18,7%, для «Северстали» - 34%, для «Новолипецкого металлургического комбината» (НЛМК) и других компаний – 36,1%. ЕС может распространить пошлины и на горячекатаный прокат из России, антидемпинговое расследование в отношении которого уже начато.

В сентябре США отказались от ранее заявленного намерения вводить ограничения на импорт холоднокатаного плоского стального проката из России, но сохранили в силе антидемпинговые пошлины на горячекатаную сталь в размере 73,59% для «Северстали» и 184,56% для всех остальных российских поставщиков.

Заметно активизировали усилия по защите внутреннего рынка от российской продукции черной металлургии и ряд других стран. Так, Мексика на 5 лет продлила действие компенсационных пошлин на горячекатаный лист из углеродистой стали в размере 36,8%, а Индия установила антидемпинговые пошлины на импорт горячекатаной рулонной стали до 7 февраля 2017 года.

В январе 2015 года Турция начала расследование против поставок горячекатаного проката. В январе 2016 года на фоне обострения российско-турецких отношений Минэкономики Турции предложило ввести пошлину на данный вид продукции в размере 13,66%. В апреле заявление было отозвано, однако в середине октября турецкие металлурги инициировали новое антидемпинговое расследование по импорту российского горячекатаного проката.

В ноябре 2016 года Бразилия сообщила о начале антидемпингового расследования по импорту горячекатаного листового проката из России, и это первый за последние годы случай обвинения российских экспортеров листового проката в демпинговых поставках в страны Южной Америки.

Еще одно антидемпинговое расследование в отношении поставок российской стали в ноябре 2016 года инициировано металлургами Египта, и этот список, видимо, будет пополняться...

Последствия западной блокады

До недавнего времени вторым по объемам поставок стальной продукции (после Турции и Ближнего Востока) для России был рынок ЕС. В связи с этим антидемпинговые меры, введенные этими странами, окажут наиболее заметное негативное влияние на отрасль.

В 2015 году с территории РФ в страны ЕС было экспортировано около 700 тыс. тонн холоднокатаного проката, и около 90% этого объема поставок пришлось на долю ММК, «Северстали» и НЛМК. Поставки холоднокатаного проката «Северстали» в ЕС в 2015 году составили не менее 200-250 тыс. тонн, что обеспечило 17% выручки компании, ММК – около 100 тыс. тонн (7% выручки), НЛМК – 350 тыс. тонн (20% выручки).

Потери прибыли основных поставщиков этого вида продукции из-за введения пошлин по итогам 2016 года могут составить 5-10%, но пока еще есть возможность их минимизировать до 1-2% за счет увеличения поставок на рынок ЕС горячекатаного проката. Но если ЕС введет пошлины и на этот вид проката, то Россия лишится возможности сбыта продукции в объеме еще 1,5 млн тонн в год, что соответствует трети экспорта данного вида продукции на зарубежные рынки.

Российские металлурги не согласны с признанием факта демпинга, объясняя снижение цен на зарубежных рынках девальвацией рубля, и намерены оспорить введение пошлин в Европейском суде общей юрисдикции, куда в октябре подали соответствующие иски.

Весьма ощутимо по российскому экспорту стальной продукции может ударить Турция, если примет решение ввести ввозные пошлины. В 2015 году Россия экспортировала в эту страну 825 тыс. тонн горячекатаного проката, что эквивалентно половине поставок этой продукции в ЕС. Чтобы предотвратить возможное введение пошлин Турцией, российские металлурги обратились в правительство РФ с просьбой о содействии на уровне межправительственных отношений двух стран.

Что касается других возможных экспортных ограничений, то каждое из них в отдельности вряд ли способно нанести непоправимый вред российскому экспорту стальной продукции, однако общая тенденция экспортных ограничений существенно сокращает возможности сбыта российской продукции за рубежом.

Надежды на восстановление спроса

По данным ФТС, российский экспорт черных металлов в 2015 году вырос всего на 7,5% – до 42,2 млн тонн по сравнению с 39,3 млн тонн годом ранее. Но по итогам 2016 года даже таких темпов роста точно ожидать не стоит. Тенденция на снижение подтверждается, в частности, уже зафиксированным сокращением объемов погрузки черных металлов на сети РЖД: в январе-октябре по железной дороге было отправлено 58,6 млн тонн черных металлов, что на 2,1% ниже уровня 2015 года.

В ближайшей перспективе Россия будет вынуждена искать способы перенаправить выпадающие из-за введенных ЕС и другими странами антидемпинговых пошлин объемы стали и проката на другие рынки. По мнению экспертов, наиболее вероятной альтернативой могут стать рынки стран Азии и Южной Америки, за исключением тех, которые, как уже было сказано, тоже вводят ограничения на экспорт российских черных металлов или планируют это сделать.

Разорвать такой «замкнутый круг» и дать больше возможностей российским экспортерам, безусловно, могло бы восстановление мирового рынка. Начало этой тенденции уже положено, полагают эксперты. Так, по оценке Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), в первой половине 2016 года мировая черная металлургия преодолела негативные тенденции 2013-2015 годов, начался период восстановления спроса и роста цен.

На улучшение конъюнктуры рынков черной металлургии, в частности, оказывает влияние принудительное сокращение сталеплавильных мощностей в Китае. Согласно планам китайского руководства, до 2020 года в стране будет закрыто металлургических мощностей общей производительностью 140 млн тонн в год, из которых 45 млн тонн приходится уже на этот год. Закрытие части китайских предприятий снизит предложение и приведет к росту мировых мощностей, расположенных в других странах. По мнению экспертов, с 2017 года ожидается и постепенное восстановление спроса на сталь в мире, что поможет стабилизировать рынок и поддержать цены.

Безусловно, оказать поддержку российским металлургам могло бы повышение спроса на внутреннем рынке, но надежд на то, что это произойдет в ближайшем будущем, пока нет. По предварительной оценке, по итогам 2016 года потребление черных металлов в России снизится на 6-7%, с 2017 года ситуация начнет медленно меняться. По прогнозам «Северстали», в 2017 году рост потребления стали в стране составит 1,5% по сравнению с 2016 годом. В дальнейшем темпы роста потребления продукции отрасли будут зависеть от темпов восстановления экономики, восстановления строительного и автомобильного секторов.

В Минэкономразвития России считают, что в 2017-2018 годах в черной металлургии будет наблюдаться рост производства в пределах 2-2,5%, при этом роста российского экспорта в период до 2018 года происходить не будет – он останется на уровне 2015 года.

Не просматривается и перспектив роста инвестиционной активности в отрасли. Как отмечают эксперты «Русской стали», пик инвестиционной фазы для российской черной металлургии пройден, к настоящему времени отрасль вышла на определенный уровень и инвестиции будут проводиться лишь точечно.

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...