Байкал как зеркало современной России - Морские вести России

Байкал как зеркало современной России

26.04.2017

Байкал как зеркало современной России

Озеро Байкал – это одно из наиболее удивительных даров природы. Это самое глубокое озеро в мире. В котловине озера сосредоточено 23 тысячи кубокилометров ультрапресной воды, или 25,7% объема всех пресных озерных вод планеты. В Байкал впадает 336 рек, самая крупная из которых – Селенга. Из больших рек в озеро также впадают Верхняя Ангара, Баргузин и Турка. Вытекает из Байкала единственная река – Ангара.

Григорий Чернодоля, Государственный советник РФ 1-го класса, заслуженный ветеран водного хозяйства РФ

Река Селенга – крупнейший приток Байкала, поставляющий в озеро более 30,5 кубокилометра воды в год. Верхняя Ангара поставляет ежегодно 8,4 кубокилометра. Сток воды в реках Баргузин и Турка составляет 4,1 и 1,5 кубокилометра в год соответственно.

Водный режим озера характеризуется четким годовым циклом. С весны до осени уровень воды повышается, а в осенне-зимний период понижается. Разность между максимальным и минимальным уровнями воды до 1958 года составляла в среднем 88 см; в настоящее время она возросла до 1 метра.

Байкальская вода обладает уникальными свойствами. Озерная вода очень холодная. В центральной части и в поверхностных слоях Байкала ее температура не превышает 90°С, а на глубинах более 100 метров вода озера имеет температуру 40°С, то есть температуру максимальной плотности воды, которая препятствует перемешиванию вод озера. Байкальская вода содержит не более 100 мг/л растворенных и взвешенных минеральных солей и органики. Байкальская вода содержит много кислорода. Прозрачность вод достигает 40 метров. В озере обитает более 2600 видов растений и животных, около 68% из них встречаются лишь в этом водоеме. Только рыб-эндемиков 27 видов. Озеро знаменито байкальским омулем, осетром, хариусом, сигом.

Озеро обладает большим рекреационным потенциалом.

Байкал – объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Прежде была угроза со стороны ЦБК и «Транснефти». Теперь со стороны депутатов.

В течение девяти лет (1950-1959 гг.) выполнено строительство Иркутской ГЭС. Водохранилище, образованное Иркутским гидроузлом, состоит из двух участков: руслового (Ангарского) и озерного (озеро Байкал). С вводом в эксплуатацию Иркутской ГЭС произошло повышение уровня воды в озере в среднем на 1 метр.

В этот период завершено строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, технология производства которого не позволяла осуществлять очистку сточных вод, содержащих вредные вещества второго класса опасности, до безопасного уровня. Около 40 лет потрачено на дискуссии о недопустимости сброса сточных вод комбината в Байкал. Только в 2013 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината прекращена.

Удалось остановить также реализацию предложения «Транснефти» о прокладке нефтепровода по северному берегу озера Байкал. Благодаря убежденности В.В. Путина в неотвратимости причинения вреда уникальной экологической системе озера Байкал в случае аварии на таком нефтепроводе.

После принятия в 1999 году федерального закона «Об охране озера Байкал» большинство небезразличных к судьбе озера людей понадеялись на силу закона.

Группа депутатов

Но не тут-то было. Госдума и члены Совета Федерации ФС РФ начали длительную осаду федеральных органов власти с предложениями о внесении изменений в федеральные законы, предусматривающие возможность рубки леса в Центральной экологической зоне озера Байкал, исключения проектов строительства объектов из сферы действия закона об экологической экспертизе и другие вольности. Можно радоваться тому, что федеральные органы исполнительной власти и большинство депутатского корпуса такие новации не поддержали.

Коттеджи – поближе к воде

Тем не менее некоторые из депутатов накануне выборов в Государственную Думу решили отличиться предложением об отмене распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р об утверждении границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал (кстати, экологически выдержанное, но не согласованное с условиями размещения мест отходов производства и потребления, а также мест погребения). Ширина водоохранной зоны, утвержденная Правительством Российской Федерации, по их мнению, не устраивает не только людей, проживающих на берегах озера, но и бизнес в связи с неурегулированностью вопросов по размещению отходов производства и потребления, а также мест погребения. Одновременно эти субъекты законодательной инициативы считают необходимым ограничить ширину водоохранной зоны озера Байкал 500 метрами. Такую норму, по их мнению, следует указать в федеральном законе «Об охране озера Байкал». Удивительно, но факт, что это предложение поддержало Минприроды России. Обоснование железобетонное. В случае сокращения ширины водоохранной зоны до 500 метров снимается такая проблема прибрежных поселений, как размещение отходов производства и потребления, мест погребения, а также любой экономической деятельности в интересах крупного бизнеса в Центральной экологической зоне Байкала.

Однако такому обоснованию мероприятий по охране водных объектов от загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранению среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в советском университете нас не учили. В настоящее время, в случаях отсутствия научно обоснованных норм порядка определения и применения ширины водоохранной зоны озера Байкал, на основании статьи 42 Водного кодекса РФ было бы целесообразным воспользоваться нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 по боковой ширине второго пояса зоны санитарной охраны водозаборов из поверхностных источников питьевого водоснабжения.

Если учесть, что озеро Байкал – проточный водоем, что это озеро является источником питьевого водоснабжения, то в соответствии с СанПиН ширина второго пояса зоны санитарной охраны водозаборов должна составлять не менее 500 метров при равнинном рельефе, а при гористом рельефе местности – до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом. По указанным параметрам может быть определена временная граница водоохранной зоны.

Для условий озера Байкал граница водоохранной зоны должна быть определена по данным натурных научных исследований и закреплена федеральным законом «Об охране озера Байкал» в форме картографического приложения. Если общество заинтересовано в сохранении озера Байкал…

Решение правовых норм по размещению расположения отходов производства и потребления, а также мест погребения в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории – одна из неотложных задач федеральных органов власти.

О водном режиме озера Байкал

В естественных (ненарушенных) условиях годовые колебания составляли в среднем 88 см. С вводом в эксплуатацию Иркутской ГЭС (1958 г.) уровень воды в Байкале был поднят примерно на 1,0 метра. До 2001 года ход уровней воды в озере Байкал соответствовал многолетнему регулированию стока. При этом зачастую использовалась не только призма полезного объема, но и объемы выше отметки НПУ и ниже отметки уровня мертвого объема.

За период с 1965/1966 по 2000/2001 год превышение отметки НПУ наблюдалось в 13 годах из 36, сработка ниже уровня мертвого объема в 4 годах.

Форсировки в основном пришлись на период с 1989 по 1994 год. Превышение отметки НПУ было связано со стремлением энергетиков избежать холостых сбросов воды и, соответственно, потерь в выработке электроэнергии на каскаде, назначением режимов работы Иркутской ГЭС с учетом долгосрочных прогнозов притока к оз. Байкал, а также ограничениями по сбросам воды через Иркутский гидроузел, обусловленных безопасностью г. Иркутска. При этом превышение уровня Байкала над НПУ до 10 см наблюдалось в 3 годах, до 20 см – в 1 году, до 30 см – в 1 году этого периода. С превышением максимальной отметки уровня воды в озере Байкал связаны подпор воды в реке Селенге и частичное затопление сельхозугодий и других ценных земель в Кабанском районе.

В целях недопущения подтопления территорий прибрежных поселений в Республике Бурятии и застроенных территорий и объектов города Иркутска и других поселений, расположенных в нижнем бьефе ГЭС, в многоводные годы, улучшения условий для регулирования уровня воды в озере Байкал в штатном режиме необходимо срочно запроектировать и осуществить строительство сооружений инженерной защиты указанных территорий и объектов, а также осуществить реконструкцию водозабора хозяйственно-питьевого водоснабжения у города Ангарска.

Многолетними исследованиями А.В. Базова (ФГБУ «Госрыбцентр»), Н.В. Базовой (ФГБУН «Институт общей и экспериментальной биологии») установлено, что продолжительное стояние уровня воды в Байкале ниже минимальных значений, установленных Правительством РФ от 26 марта 2001 г. № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности», оказывает негативное влияние на рыбопродуктивность водоема.

По оценке специалистов ФГБУ «Байкалрыбвод», снижение уровня воды на 20 см ниже минимального значения, установленного действующим постановлением Правительства РФ, может привести к потере ихтиомассы только по весенне-нерестующим видам рыб в объеме 2492,3 тонны или к ущербу в сумме около 6,1 млрд рублей. Удивительно, что до настоящего времени органы рыбоохраны не призвали к порядку «Иркутскэнерго», не предъявили этой компании даже гражданский иск о возмещении ущерба, причиненного водному объекту и его рыбным ресурсам.

Правительство РФ предлагает установить новые параметры водного режима озера Байкал, в соответствии с которыми минимальный уровень воды озера должен находиться на отметке +456,06 метра ТСВ и максимальный уровень – на отметке +458,31 метра ТСВ. Такое предложение правительства может вызывать только недоумение. Во-первых, непонятно, за счет каких источников в течение одного гидрологического года уровень в озере Байкал можно поднять на 2,31 метра (от минимального зимне-весеннего до максимального сентябрьского)? Ведь для реализации такой акции необходимо направить в озеро Байкал более 74 кубокилометров качественной воды… Нельзя не считаться с тем, что среднегодовой приток воды в озеро Байкал составляет порядка 60 кубокилометров за год, аномальный – один раз в сто лет – 91,1 кубокилометра. Во-вторых, намечаемое изменение диапазона уровней озера Байкал не может не оказать негативного влияния на состояние мелководной зоны. Значительно сократятся площади продуктивных зон литорали, которые составляют всего 13%. Отступление береговой линии приведет к существенному снижению биопродуктивности экосистемы озера, деградации нерестилищ рыб и, как следствие, к резкому сокращению запасов ценных промысловых рыб.

Однако получается, есть силы, заинтересованные в превращении озера Байкал в рядовое водохранилище, уровни воды в котором можно было бы регулировать в зависимости от потребности рынка в электроэнергии. Повышение максимального уровня воды в Байкале на 1,85 метра, к которому принуждает рассматриваемый проект постановления правительства, – это увеличение полезной емкости водохранилища Иркутской ГЭС минимум на 61 млрд м3. При благоприятных погодных условиях это необходимое условие для выработки 671 млрд кВт-ч электроэнергии, нацеленной на увеличение прибыли компаний, эксплуатирующих ГЭС Ангарского каскада.

Из сказанного можно сделать однозначный вывод о том, что для обеспечения устойчивого функционирования экосистемы Байкала необходимо сохранить действующий диапазон регулирования уровня оз. Байкал, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 г. № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности».

Народный контроль

Об участии «фронтовиков» в осуществлении народного контроля хода реализации неотложных мероприятий по сохранению озера Байкал.

Таковыми могут быть:

1) контроль соблюдения отметок уровней воды в озере Байкал, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 г. № 234; заблаговременное принятие мер по предотвращению случаев снижения уровней воды в Байкале ниже минимальных значений. Руководствоваться при этом правилами, установленными положениями статей 46 и 62 Водного кодекса Российской Федерации;

2) контроль за принятием решений по проектированию объектов защиты поселений в нижнем бьефе Иркутской ГЭС и реконструкцией водозабора у города Ангарска;

3) контроль выполнения программ строительства очистных сооружений в центральной экологической зоне и соблюдения технологии очистки сточных вод в этой зоне;

4) оказание воздействия на органы власти, уполномоченные принимать решения по организации и обустройству мест размещения отходов производства и потребления, а также мест погребения в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории;

5) участие в принятии федерального закона, устанавливающего порядок принятия решений по определению мест размещения отходов производства и потребления, мест погребения в водоохранных зонах.

Если «фронтовики» осилят указанные пункты за срок депутатских полномочий, то им при жизни надо поставить памятник.

Водные ресурсы Байкала ограничены

Не могу без возмущения слушать обвинения, посылаемые журналистами и политиками в адрес федеральных органов исполнительной власти, в том, что они не принимают мер по организации международной торговли байкальской водой. Подразумевают в этом случае продажу этой воды в объеме нескольких сотен кубокилометров в год. Изъятие этой воды на продажу лишь в объеме нескольких кубокилометров (не более) можно считать допустимым.

По этому поводу авторитетно заявляю, что если озеро Байкал и впредь будет считаться Участком природного мирового наследия ЮНЕСКО, то изъятие воды из него для любых целей, в том числе для выработки электрической энергии, не может превышать объемов годового притока воды в озеро Байкал.

Обострение приведенных выше недостатков в области использовании и охраны озера Байкал и прилегающих к нему природных ландшафтов обусловлено прежде всего неопределенностью целей и отсутствием приоритетов в использовании и охране водных и других природных ресурсов Байкальской природной территории, низкой исполнительской дисциплиной ответственных руководителей и специалистов.

Морские вести России №11 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ