Особенное судоходство

Севморпуть

Арктическое судоходство: надлежащее управление, основанное на фактах, а не на мифах

С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. Многие статьи, публикуемые в отраслевых и научных журналах, а также в популярной прессе, – это не просто сообщения о состоянии арктической ледяной шапки, они также содержат анализ возможных последствий сокращения ее размеров. К примеру, в заголовках регулярно упоминается возможность возникновения новых морских путей между Атлантикой и Тихим океаном, при этом в значительной части публикаций рассматривается вопрос о связи между отступлением арктических льдов и международной торговлей, а также предлагаются захватывающие дух прогнозы о будущем Арктики с оживленным судоходством или, напротив, о том, что Арктика окажется в опасности. В этих публикациях зачастую содержатся заявления или по крайней мере дается понять, что рост судоходства в Арктике неизбежно связан с рисками в отношении окружающей среды, территориальных споров, негативного влияния на некоторые рынки и т.п.

Владимир Медников, советник генерального директора «Совкомфлота», президент российской Международной ассоциации морского права

Генри П. Хантингтон, научный директор проектов в Северном Ледовитом океане в Благотворительном фонде Пью

Позвольте с этим не согласиться. Арктическое судоходство, как и любое другое начинание с участием людей, содержит в себе риск того, что дела могут повернуться не лучшим образом. Однако также имеется и множество предпосылок для того, чтобы эта деятельность осуществлялась в соответствии с самыми высокими стандартами. Надлежащая организация управления позволяет снижать риски и создавать новые возможности. Если судоходство в Арктике начнет расширяться без надлежащего надзора и координации, скорее всего, пострадают все: и бизнес, и окружающая среда, и местные жители. При разумном же планировании, действенных правилах и высоком уровне обмена информацией между всеми вовлеченными сторонами судоходство в Арктике может расширить экономические возможности, улучшить международное сотрудничество и способствовать устойчивой охране природной среды во всем регионе.

По нашему мнению, правильная организация управления должна быть основана на четком понимании особенностей Арктического региона и особенностей судоходства в нем. Проблемы обычно воспринимаются драматично и вызывают повышенный интерес, в то время как стабильное развитие событий не привлекает внимания. В результате создается несколько искаженная картина происходящего и того, что может случиться в будущем. Ниже перечислены некоторые из наиболее широко распространенных мифов об Арктике и арктическом судоходстве, а также объяснение того, что мы видим на самом деле.

• Судоходство в Арктике – новое явление

В действительности количество судов и объем перевозимых в настоящее время грузов до сих пор не достигли уровня, наблюдавшегося в 1980-е годы, в советское время, когда во внутренних водах России и по Северному морскому пути осуществлялось активное судоходство. Исследователи путешествовали по водам и льдам Арктики на протяжении веков, стремясь пройти Северо-Западным или Северо-Восточным проходом или достичь Северного полюса. Китобои и зверобои ходили на Север еще в XVII веке. Морское сообщение между арктическими поселениями было обычным делом на протяжении более чем ста лет и по мере разработки полезных ископаемых и освоения нефтяных месторождений получило новое развитие. Иными словами, в Арктике накоплен большой опыт судоходства как с ледоколами, так и без них.

• Использование ресурсов Арктики – недавно возникший феномен

Арктика была домом для коренных жителей на протяжении тысячелетий. Они использовали и продолжают использовать растения, животных и минеральное сырье своих родных мест. Коммерческое использование ресурсов Арктики, включая меха, китовый жир, рыбу, продолжалось на протяжении веков. Минеральные запасы разведывались и добывались на протяжении примерно того же времени. Добыча арктической нефти была начата в Канаде в 1920 году. Возможно, таяние льдов на море в летний период улучшит доступ к ресурсам, но это не главный фактор, стимулирующий использование арктических ресурсов.

• Потеря морского льда неизбежно приведет к расширению судоходства в Арктике

Морской лед – это не единственный фактор, влияющий на арктическое судоходство. Основой для принятия решений также станут экономические факторы, страхование, безопасность и прочие соображения. На фоне беспрецедентной потери морских льдов Арктика сегодня переживает непрерывное изменение климата. На протяжении тысячелетий морской лед был константой Арктического бассейна, но она меняется от года к году и от десятилетия к десятилетию. В 1920-х годах, например, более теплый воздух и вода Европейской Арктики вызвали потерю морского льда на большей части пространства Баренцева и Карского морей. В обозримом будущем изменение морских ледовых условий продолжится, что потребует особого отношения и внимания к судоходству в Арктике.

• Арктическое судоходство заменит Суэцкий канал

Суэцкий канал пропускает почти миллиард тонн грузов ежегодно. Даже самые оптимистические прогнозы в отношении Северного морского пути оперируют лишь десятками миллионов тонн. И даже если площадь арктических льдов продолжит сокращаться, арктическое судоходство на протяжении еще многих лет будет ограничено в основном летним сезоном и началом осени. Трансарктические перевозки по Северному морскому пути привлекательны далеко не для всех, а лишь для некоторых судов, следующих из Азии в Европу и наоборот. Еще одна категория грузовых судов, использующих Северный морской путь, – это суда, осуществляющие подвоз и вывоз грузов из мест добычи полезных ископаемых, нефтяных и газовых месторождений, а также прибрежных поселков и других мест назначения в Российской Арктике. Для таких судов Арктика – это не просто удобный маршрут следования, а район эксплуатации. Они не могут выбрать другой маршрут. Даже если число таких судов увеличится, то это произойдет не за счет отвлечения части трафика с Суэцкого канала.

• Арктическое судоходство – источник международного конфликта

Как и в других частях света, в Арктике есть разногласия по поводу границ и принадлежности водных пространств. США и Канада одновременно заявляют свои права на одну и ту же часть моря Бофорта. Канада и Гренландия соперничают за обладание островом Ханса. Канада заявляет, что Северо-Западный проход – это внутренний морской путь; эту позицию оспаривают Соединенные Штаты. Россия и США подписали соглашение о морской границе в Чукотском и Беринговом морях, но Россия его пока не ратифицировала. Тем не менее Россия и Соединенные Штаты сотрудничают на регулярной основе по множеству научных вопросов, а также в области управления и права применения вдоль этой самой длинной из морских границ между ними. Россия и США также имеют давнюю историю сотрудничества в рамках международных соглашений по рыболовству в северном районе Тихого океана и в Беринговом море. Российские суда помогали доставить топливо в поселки Аляски и даже однажды участвовали в спасении серых китов, попавших в ледовую ловушку вблизи побережья Аляски. Все восемь арктических государств успешно сотрудничают по многим вопросам в Арктическом совете, под эгидой которого был подготовлен в том числе и доклад «Оценка перспектив морского судоходства в Арктике». Это сотрудничество привело к дальнейшим действиям со стороны арктических государств, таким как заключение соглашения по поиску и спасанию и по предотвращению и реагированию на нефтяные разливы. Арктические страны также внесли важный вклад в создание нового Полярного кодекса в Международной морской организации (ИМО), установив стандарты на осуществление деятельности в водах Арктики и Антарктики.

• Каждая страна сама должна обеспечивать свою инфраструктуру и поддержку

Основной посыл соглашений о поиске и спасании и о реагировании на нефтеразливы в Арктике заключается в том, что международное соглашение должно помогать каждому его участнику. То же справедливо и в отношении судоходства. На Аляске часто говорят об отсутствии в Арктике глубоководных портов к северу от Датч-Харбора, расположенного на одном из Алеутских островов. Если в этом отношении география не благоприятствовала Аляске, то на Чукотке есть бухта Провидения, превосходная природная глубоководная гавань вблизи Берингова пролива, давно используемая в качестве ворот Северного морского пути. Использование бухты Провидения как базы для судов реагирования в экстремальных ситуациях или как порта-укрытия для судов, терпящих бедствие, было бы выгодно для всех мореходов и могло бы рассматриваться как новая возможность для развития бизнеса. Взаимную выгоду можно найти и в других вариантах сотрудничества.

• Арктическое судоходство – это катастрофа для окружающей среды

Коммерческое судоходство осуществляется по всему миру. Как и любая масштабная деятельность, судоходство не лишено рисков, и в арктических водах эти риски и их последствия могут быть особенно серьезными. Но рисками можно управлять, а отрицательные последствия можно предотвратить или уменьшить риск их наступления. Аварийность на Северном морском пути ниже, чем в среднем по всему миру, что позволяет предположить, что опыт и тщательная навигация могут смягчать риски. Помимо предотвращения аварийных ситуаций суда могут обходить наиболее уязвимые районы, где морские млекопитающие и птицы особенно многочисленны, они могут также принять существенные меры, направленные на уменьшение шума и риска загрязнения. Выбор более короткого маршрута вдоль Северного морского пути означает также меньше выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и парниковых газов.

• Природоохранные законы плохи для бизнеса

Во многих отраслях производства забота об окружающей среде может помочь снизить затраты и снизить риски для бизнеса и его работников. Это вполне справедливо и для судоходства в Арктике. Шаги, направленные на уменьшение числа аварий, снижают затраты и уменьшают риски для окружающей среды. Меры, направленные на охрану особо уязвимых природных районов и отрицательного воздействия на диких животных, демонстрируют приверженность практике устойчивого природопользования, что сегодня на всем земном шаре является для компаний одним из важных инструментов маркетинга. Многие из правовых норм, защищающих диких животных, также помогают держать суда на безопасном расстоянии от опасных мелководий и побережья, что таким образом является двойным преимуществом. Разумные правила помогут также снизить вероятность спорных ситуаций, позволяя тем самым как судоходным компаниям, так и защитникам природы сосредоточить свои силы на более продуктивных делах. А высокие правовые требования к безопасности мореплавания и к охране окружающей среды выгодны компаниям, которые уже вкладывают средства в подготовку судовых экипажей и в специальное арктическое оборудование. Полярный кодекс ИМО – это хороший шаг вперед в этом направлении, но это еще не последнее слово.

Если говорить коротко, арктическое судоходство, скорее всего, будет продолжать расти. И нужно не рассуждать о том, что может пойти не так, а направлять и координировать процесс, чтобы обеспечить надежную и безопасную практику мореплавания. При правильной организации управления выигрывают и лидеры судоходной отрасли, и окружающая среда. И есть много возможностей для нахождения общих интересов и для сотрудничества. Опытный и ответственный голос судоходной отрасли и так будет настойчиво обращаться к законодателям, но он будет сильнее, если к нему присоединятся специалисты по охране природы и те, кто заинтересован в снижении рисков и увеличении выгоды. Субъекты правового регулирования имеют в таком случае возможность продемонстрировать хорошую организацию управления, создав высокие стандарты деятельности и распространения наиболее успешного опыта. Это дает им основания для обращения к регуляторам с требованием, чтобы все участники хозяйственной деятельности отвечали одним и тем же высоким стандартам. При этом компании, чья деятельность соответствует высоким стандартам, будут иметь конкурентное преимущество и будут вознаграждены за свое ответственное поведение. Уровень международного сотрудничества в Арктике, основывающийся на фундаменте, заложенном Арктическим советом, возрастет на благо всех.

Морские вести России №10 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...