Особенное судоходство

Севморпуть

Арктическое судоходство: надлежащее управление, основанное на фактах, а не на мифах

С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. Многие статьи, публикуемые в отраслевых и научных журналах, а также в популярной прессе, – это не просто сообщения о состоянии арктической ледяной шапки, они также содержат анализ возможных последствий сокращения ее размеров. К примеру, в заголовках регулярно упоминается возможность возникновения новых морских путей между Атлантикой и Тихим океаном, при этом в значительной части публикаций рассматривается вопрос о связи между отступлением арктических льдов и международной торговлей, а также предлагаются захватывающие дух прогнозы о будущем Арктики с оживленным судоходством или, напротив, о том, что Арктика окажется в опасности. В этих публикациях зачастую содержатся заявления или по крайней мере дается понять, что рост судоходства в Арктике неизбежно связан с рисками в отношении окружающей среды, территориальных споров, негативного влияния на некоторые рынки и т.п.

Владимир Медников, советник генерального директора «Совкомфлота», президент российской Международной ассоциации морского права

Генри П. Хантингтон, научный директор проектов в Северном Ледовитом океане в Благотворительном фонде Пью

Позвольте с этим не согласиться. Арктическое судоходство, как и любое другое начинание с участием людей, содержит в себе риск того, что дела могут повернуться не лучшим образом. Однако также имеется и множество предпосылок для того, чтобы эта деятельность осуществлялась в соответствии с самыми высокими стандартами. Надлежащая организация управления позволяет снижать риски и создавать новые возможности. Если судоходство в Арктике начнет расширяться без надлежащего надзора и координации, скорее всего, пострадают все: и бизнес, и окружающая среда, и местные жители. При разумном же планировании, действенных правилах и высоком уровне обмена информацией между всеми вовлеченными сторонами судоходство в Арктике может расширить экономические возможности, улучшить международное сотрудничество и способствовать устойчивой охране природной среды во всем регионе.

По нашему мнению, правильная организация управления должна быть основана на четком понимании особенностей Арктического региона и особенностей судоходства в нем. Проблемы обычно воспринимаются драматично и вызывают повышенный интерес, в то время как стабильное развитие событий не привлекает внимания. В результате создается несколько искаженная картина происходящего и того, что может случиться в будущем. Ниже перечислены некоторые из наиболее широко распространенных мифов об Арктике и арктическом судоходстве, а также объяснение того, что мы видим на самом деле.

• Судоходство в Арктике – новое явление

В действительности количество судов и объем перевозимых в настоящее время грузов до сих пор не достигли уровня, наблюдавшегося в 1980-е годы, в советское время, когда во внутренних водах России и по Северному морскому пути осуществлялось активное судоходство. Исследователи путешествовали по водам и льдам Арктики на протяжении веков, стремясь пройти Северо-Западным или Северо-Восточным проходом или достичь Северного полюса. Китобои и зверобои ходили на Север еще в XVII веке. Морское сообщение между арктическими поселениями было обычным делом на протяжении более чем ста лет и по мере разработки полезных ископаемых и освоения нефтяных месторождений получило новое развитие. Иными словами, в Арктике накоплен большой опыт судоходства как с ледоколами, так и без них.

• Использование ресурсов Арктики – недавно возникший феномен

Арктика была домом для коренных жителей на протяжении тысячелетий. Они использовали и продолжают использовать растения, животных и минеральное сырье своих родных мест. Коммерческое использование ресурсов Арктики, включая меха, китовый жир, рыбу, продолжалось на протяжении веков. Минеральные запасы разведывались и добывались на протяжении примерно того же времени. Добыча арктической нефти была начата в Канаде в 1920 году. Возможно, таяние льдов на море в летний период улучшит доступ к ресурсам, но это не главный фактор, стимулирующий использование арктических ресурсов.

• Потеря морского льда неизбежно приведет к расширению судоходства в Арктике

Морской лед – это не единственный фактор, влияющий на арктическое судоходство. Основой для принятия решений также станут экономические факторы, страхование, безопасность и прочие соображения. На фоне беспрецедентной потери морских льдов Арктика сегодня переживает непрерывное изменение климата. На протяжении тысячелетий морской лед был константой Арктического бассейна, но она меняется от года к году и от десятилетия к десятилетию. В 1920-х годах, например, более теплый воздух и вода Европейской Арктики вызвали потерю морского льда на большей части пространства Баренцева и Карского морей. В обозримом будущем изменение морских ледовых условий продолжится, что потребует особого отношения и внимания к судоходству в Арктике.

• Арктическое судоходство заменит Суэцкий канал

Суэцкий канал пропускает почти миллиард тонн грузов ежегодно. Даже самые оптимистические прогнозы в отношении Северного морского пути оперируют лишь десятками миллионов тонн. И даже если площадь арктических льдов продолжит сокращаться, арктическое судоходство на протяжении еще многих лет будет ограничено в основном летним сезоном и началом осени. Трансарктические перевозки по Северному морскому пути привлекательны далеко не для всех, а лишь для некоторых судов, следующих из Азии в Европу и наоборот. Еще одна категория грузовых судов, использующих Северный морской путь, – это суда, осуществляющие подвоз и вывоз грузов из мест добычи полезных ископаемых, нефтяных и газовых месторождений, а также прибрежных поселков и других мест назначения в Российской Арктике. Для таких судов Арктика – это не просто удобный маршрут следования, а район эксплуатации. Они не могут выбрать другой маршрут. Даже если число таких судов увеличится, то это произойдет не за счет отвлечения части трафика с Суэцкого канала.

• Арктическое судоходство – источник международного конфликта

Как и в других частях света, в Арктике есть разногласия по поводу границ и принадлежности водных пространств. США и Канада одновременно заявляют свои права на одну и ту же часть моря Бофорта. Канада и Гренландия соперничают за обладание островом Ханса. Канада заявляет, что Северо-Западный проход – это внутренний морской путь; эту позицию оспаривают Соединенные Штаты. Россия и США подписали соглашение о морской границе в Чукотском и Беринговом морях, но Россия его пока не ратифицировала. Тем не менее Россия и Соединенные Штаты сотрудничают на регулярной основе по множеству научных вопросов, а также в области управления и права применения вдоль этой самой длинной из морских границ между ними. Россия и США также имеют давнюю историю сотрудничества в рамках международных соглашений по рыболовству в северном районе Тихого океана и в Беринговом море. Российские суда помогали доставить топливо в поселки Аляски и даже однажды участвовали в спасении серых китов, попавших в ледовую ловушку вблизи побережья Аляски. Все восемь арктических государств успешно сотрудничают по многим вопросам в Арктическом совете, под эгидой которого был подготовлен в том числе и доклад «Оценка перспектив морского судоходства в Арктике». Это сотрудничество привело к дальнейшим действиям со стороны арктических государств, таким как заключение соглашения по поиску и спасанию и по предотвращению и реагированию на нефтяные разливы. Арктические страны также внесли важный вклад в создание нового Полярного кодекса в Международной морской организации (ИМО), установив стандарты на осуществление деятельности в водах Арктики и Антарктики.

• Каждая страна сама должна обеспечивать свою инфраструктуру и поддержку

Основной посыл соглашений о поиске и спасании и о реагировании на нефтеразливы в Арктике заключается в том, что международное соглашение должно помогать каждому его участнику. То же справедливо и в отношении судоходства. На Аляске часто говорят об отсутствии в Арктике глубоководных портов к северу от Датч-Харбора, расположенного на одном из Алеутских островов. Если в этом отношении география не благоприятствовала Аляске, то на Чукотке есть бухта Провидения, превосходная природная глубоководная гавань вблизи Берингова пролива, давно используемая в качестве ворот Северного морского пути. Использование бухты Провидения как базы для судов реагирования в экстремальных ситуациях или как порта-укрытия для судов, терпящих бедствие, было бы выгодно для всех мореходов и могло бы рассматриваться как новая возможность для развития бизнеса. Взаимную выгоду можно найти и в других вариантах сотрудничества.

• Арктическое судоходство – это катастрофа для окружающей среды

Коммерческое судоходство осуществляется по всему миру. Как и любая масштабная деятельность, судоходство не лишено рисков, и в арктических водах эти риски и их последствия могут быть особенно серьезными. Но рисками можно управлять, а отрицательные последствия можно предотвратить или уменьшить риск их наступления. Аварийность на Северном морском пути ниже, чем в среднем по всему миру, что позволяет предположить, что опыт и тщательная навигация могут смягчать риски. Помимо предотвращения аварийных ситуаций суда могут обходить наиболее уязвимые районы, где морские млекопитающие и птицы особенно многочисленны, они могут также принять существенные меры, направленные на уменьшение шума и риска загрязнения. Выбор более короткого маршрута вдоль Северного морского пути означает также меньше выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и парниковых газов.

• Природоохранные законы плохи для бизнеса

Во многих отраслях производства забота об окружающей среде может помочь снизить затраты и снизить риски для бизнеса и его работников. Это вполне справедливо и для судоходства в Арктике. Шаги, направленные на уменьшение числа аварий, снижают затраты и уменьшают риски для окружающей среды. Меры, направленные на охрану особо уязвимых природных районов и отрицательного воздействия на диких животных, демонстрируют приверженность практике устойчивого природопользования, что сегодня на всем земном шаре является для компаний одним из важных инструментов маркетинга. Многие из правовых норм, защищающих диких животных, также помогают держать суда на безопасном расстоянии от опасных мелководий и побережья, что таким образом является двойным преимуществом. Разумные правила помогут также снизить вероятность спорных ситуаций, позволяя тем самым как судоходным компаниям, так и защитникам природы сосредоточить свои силы на более продуктивных делах. А высокие правовые требования к безопасности мореплавания и к охране окружающей среды выгодны компаниям, которые уже вкладывают средства в подготовку судовых экипажей и в специальное арктическое оборудование. Полярный кодекс ИМО – это хороший шаг вперед в этом направлении, но это еще не последнее слово.

Если говорить коротко, арктическое судоходство, скорее всего, будет продолжать расти. И нужно не рассуждать о том, что может пойти не так, а направлять и координировать процесс, чтобы обеспечить надежную и безопасную практику мореплавания. При правильной организации управления выигрывают и лидеры судоходной отрасли, и окружающая среда. И есть много возможностей для нахождения общих интересов и для сотрудничества. Опытный и ответственный голос судоходной отрасли и так будет настойчиво обращаться к законодателям, но он будет сильнее, если к нему присоединятся специалисты по охране природы и те, кто заинтересован в снижении рисков и увеличении выгоды. Субъекты правового регулирования имеют в таком случае возможность продемонстрировать хорошую организацию управления, создав высокие стандарты деятельности и распространения наиболее успешного опыта. Это дает им основания для обращения к регуляторам с требованием, чтобы все участники хозяйственной деятельности отвечали одним и тем же высоким стандартам. При этом компании, чья деятельность соответствует высоким стандартам, будут иметь конкурентное преимущество и будут вознаграждены за свое ответственное поведение. Уровень международного сотрудничества в Арктике, основывающийся на фундаменте, заложенном Арктическим советом, возрастет на благо всех.

Морские вести России №10 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Пожар на судне в порту Мурманска локализован

Пожар на судне в порту Мурманска локализован Пожар на рыболовном судне «Одиссей-1» (компания-судовладелец ООО «Зигранд»), стоящем в доке ...

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества»

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества» Министр обороны РФ Сергей Шойгу наградил заместителя министра транспорта РФ – руководителя Федеральн...

Российская экономика

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград Экономист из Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью RuBaltic заявил, ч...

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года В Росрыболовстве обсудили ход освоения перспективных объектов промысла в Дальневосточном рыбохозяйст...

Транспортная политика

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit Французский оператор железнодорожного туннеля под Ла-Маншем Groupe Eurotunnel SA сменил название впе...

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост. «В ближайшие дни» премьер-министр РФ...

Морские порты

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза Северная железная дорога (СЖД, филиал ОАО «РЖД») в октябре 2017 года перевезла 60,1 тыс. тон...

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ Крупнейший портовый оператор Hutchinson Ports подал заявки на аренду причалов порта Черноморск (...




Морской транспорт

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота»

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота» Строительство судовых кранов полностью на электромеханической тяге – одна из наиболее заметных тенде...

Шторм остановил паромную переправу в Крым

Шторм остановил паромную переправу в Крым Движение паромов в Керченском проливе приостановлено во вторник днем из-за непогоды, сообщила компан...

Речной транспорт

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла На площадке новейшего международного аэропорта «Платов», прошло рабочее совещание по вопросам строит...

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное 17 ноября 2017 года на ООО »Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (ООО »ОССЗ») состо...

Ж/Д транспорт

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором Возглавляющий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров стал генеральным директо...

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Авто транспорт

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд Служба автомобильных дорог Республики Крым заключила контракт с единственным подрядчиком, вологодско...

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...