Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Особенное судоходство

Севморпуть

Арктическое судоходство: надлежащее управление, основанное на фактах, а не на мифах

С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. Многие статьи, публикуемые в отраслевых и научных журналах, а также в популярной прессе, – это не просто сообщения о состоянии арктической ледяной шапки, они также содержат анализ возможных последствий сокращения ее размеров. К примеру, в заголовках регулярно упоминается возможность возникновения новых морских путей между Атлантикой и Тихим океаном, при этом в значительной части публикаций рассматривается вопрос о связи между отступлением арктических льдов и международной торговлей, а также предлагаются захватывающие дух прогнозы о будущем Арктики с оживленным судоходством или, напротив, о том, что Арктика окажется в опасности. В этих публикациях зачастую содержатся заявления или по крайней мере дается понять, что рост судоходства в Арктике неизбежно связан с рисками в отношении окружающей среды, территориальных споров, негативного влияния на некоторые рынки и т.п.

Владимир Медников, советник генерального директора «Совкомфлота», президент российской Международной ассоциации морского права

Генри П. Хантингтон, научный директор проектов в Северном Ледовитом океане в Благотворительном фонде Пью

Позвольте с этим не согласиться. Арктическое судоходство, как и любое другое начинание с участием людей, содержит в себе риск того, что дела могут повернуться не лучшим образом. Однако также имеется и множество предпосылок для того, чтобы эта деятельность осуществлялась в соответствии с самыми высокими стандартами. Надлежащая организация управления позволяет снижать риски и создавать новые возможности. Если судоходство в Арктике начнет расширяться без надлежащего надзора и координации, скорее всего, пострадают все: и бизнес, и окружающая среда, и местные жители. При разумном же планировании, действенных правилах и высоком уровне обмена информацией между всеми вовлеченными сторонами судоходство в Арктике может расширить экономические возможности, улучшить международное сотрудничество и способствовать устойчивой охране природной среды во всем регионе.

По нашему мнению, правильная организация управления должна быть основана на четком понимании особенностей Арктического региона и особенностей судоходства в нем. Проблемы обычно воспринимаются драматично и вызывают повышенный интерес, в то время как стабильное развитие событий не привлекает внимания. В результате создается несколько искаженная картина происходящего и того, что может случиться в будущем. Ниже перечислены некоторые из наиболее широко распространенных мифов об Арктике и арктическом судоходстве, а также объяснение того, что мы видим на самом деле.

• Судоходство в Арктике – новое явление

В действительности количество судов и объем перевозимых в настоящее время грузов до сих пор не достигли уровня, наблюдавшегося в 1980-е годы, в советское время, когда во внутренних водах России и по Северному морскому пути осуществлялось активное судоходство. Исследователи путешествовали по водам и льдам Арктики на протяжении веков, стремясь пройти Северо-Западным или Северо-Восточным проходом или достичь Северного полюса. Китобои и зверобои ходили на Север еще в XVII веке. Морское сообщение между арктическими поселениями было обычным делом на протяжении более чем ста лет и по мере разработки полезных ископаемых и освоения нефтяных месторождений получило новое развитие. Иными словами, в Арктике накоплен большой опыт судоходства как с ледоколами, так и без них.

• Использование ресурсов Арктики – недавно возникший феномен

Арктика была домом для коренных жителей на протяжении тысячелетий. Они использовали и продолжают использовать растения, животных и минеральное сырье своих родных мест. Коммерческое использование ресурсов Арктики, включая меха, китовый жир, рыбу, продолжалось на протяжении веков. Минеральные запасы разведывались и добывались на протяжении примерно того же времени. Добыча арктической нефти была начата в Канаде в 1920 году. Возможно, таяние льдов на море в летний период улучшит доступ к ресурсам, но это не главный фактор, стимулирующий использование арктических ресурсов.

• Потеря морского льда неизбежно приведет к расширению судоходства в Арктике

Морской лед – это не единственный фактор, влияющий на арктическое судоходство. Основой для принятия решений также станут экономические факторы, страхование, безопасность и прочие соображения. На фоне беспрецедентной потери морских льдов Арктика сегодня переживает непрерывное изменение климата. На протяжении тысячелетий морской лед был константой Арктического бассейна, но она меняется от года к году и от десятилетия к десятилетию. В 1920-х годах, например, более теплый воздух и вода Европейской Арктики вызвали потерю морского льда на большей части пространства Баренцева и Карского морей. В обозримом будущем изменение морских ледовых условий продолжится, что потребует особого отношения и внимания к судоходству в Арктике.

• Арктическое судоходство заменит Суэцкий канал

Суэцкий канал пропускает почти миллиард тонн грузов ежегодно. Даже самые оптимистические прогнозы в отношении Северного морского пути оперируют лишь десятками миллионов тонн. И даже если площадь арктических льдов продолжит сокращаться, арктическое судоходство на протяжении еще многих лет будет ограничено в основном летним сезоном и началом осени. Трансарктические перевозки по Северному морскому пути привлекательны далеко не для всех, а лишь для некоторых судов, следующих из Азии в Европу и наоборот. Еще одна категория грузовых судов, использующих Северный морской путь, – это суда, осуществляющие подвоз и вывоз грузов из мест добычи полезных ископаемых, нефтяных и газовых месторождений, а также прибрежных поселков и других мест назначения в Российской Арктике. Для таких судов Арктика – это не просто удобный маршрут следования, а район эксплуатации. Они не могут выбрать другой маршрут. Даже если число таких судов увеличится, то это произойдет не за счет отвлечения части трафика с Суэцкого канала.

• Арктическое судоходство – источник международного конфликта

Как и в других частях света, в Арктике есть разногласия по поводу границ и принадлежности водных пространств. США и Канада одновременно заявляют свои права на одну и ту же часть моря Бофорта. Канада и Гренландия соперничают за обладание островом Ханса. Канада заявляет, что Северо-Западный проход – это внутренний морской путь; эту позицию оспаривают Соединенные Штаты. Россия и США подписали соглашение о морской границе в Чукотском и Беринговом морях, но Россия его пока не ратифицировала. Тем не менее Россия и Соединенные Штаты сотрудничают на регулярной основе по множеству научных вопросов, а также в области управления и права применения вдоль этой самой длинной из морских границ между ними. Россия и США также имеют давнюю историю сотрудничества в рамках международных соглашений по рыболовству в северном районе Тихого океана и в Беринговом море. Российские суда помогали доставить топливо в поселки Аляски и даже однажды участвовали в спасении серых китов, попавших в ледовую ловушку вблизи побережья Аляски. Все восемь арктических государств успешно сотрудничают по многим вопросам в Арктическом совете, под эгидой которого был подготовлен в том числе и доклад «Оценка перспектив морского судоходства в Арктике». Это сотрудничество привело к дальнейшим действиям со стороны арктических государств, таким как заключение соглашения по поиску и спасанию и по предотвращению и реагированию на нефтяные разливы. Арктические страны также внесли важный вклад в создание нового Полярного кодекса в Международной морской организации (ИМО), установив стандарты на осуществление деятельности в водах Арктики и Антарктики.

• Каждая страна сама должна обеспечивать свою инфраструктуру и поддержку

Основной посыл соглашений о поиске и спасании и о реагировании на нефтеразливы в Арктике заключается в том, что международное соглашение должно помогать каждому его участнику. То же справедливо и в отношении судоходства. На Аляске часто говорят об отсутствии в Арктике глубоководных портов к северу от Датч-Харбора, расположенного на одном из Алеутских островов. Если в этом отношении география не благоприятствовала Аляске, то на Чукотке есть бухта Провидения, превосходная природная глубоководная гавань вблизи Берингова пролива, давно используемая в качестве ворот Северного морского пути. Использование бухты Провидения как базы для судов реагирования в экстремальных ситуациях или как порта-укрытия для судов, терпящих бедствие, было бы выгодно для всех мореходов и могло бы рассматриваться как новая возможность для развития бизнеса. Взаимную выгоду можно найти и в других вариантах сотрудничества.

• Арктическое судоходство – это катастрофа для окружающей среды

Коммерческое судоходство осуществляется по всему миру. Как и любая масштабная деятельность, судоходство не лишено рисков, и в арктических водах эти риски и их последствия могут быть особенно серьезными. Но рисками можно управлять, а отрицательные последствия можно предотвратить или уменьшить риск их наступления. Аварийность на Северном морском пути ниже, чем в среднем по всему миру, что позволяет предположить, что опыт и тщательная навигация могут смягчать риски. Помимо предотвращения аварийных ситуаций суда могут обходить наиболее уязвимые районы, где морские млекопитающие и птицы особенно многочисленны, они могут также принять существенные меры, направленные на уменьшение шума и риска загрязнения. Выбор более короткого маршрута вдоль Северного морского пути означает также меньше выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и парниковых газов.

• Природоохранные законы плохи для бизнеса

Во многих отраслях производства забота об окружающей среде может помочь снизить затраты и снизить риски для бизнеса и его работников. Это вполне справедливо и для судоходства в Арктике. Шаги, направленные на уменьшение числа аварий, снижают затраты и уменьшают риски для окружающей среды. Меры, направленные на охрану особо уязвимых природных районов и отрицательного воздействия на диких животных, демонстрируют приверженность практике устойчивого природопользования, что сегодня на всем земном шаре является для компаний одним из важных инструментов маркетинга. Многие из правовых норм, защищающих диких животных, также помогают держать суда на безопасном расстоянии от опасных мелководий и побережья, что таким образом является двойным преимуществом. Разумные правила помогут также снизить вероятность спорных ситуаций, позволяя тем самым как судоходным компаниям, так и защитникам природы сосредоточить свои силы на более продуктивных делах. А высокие правовые требования к безопасности мореплавания и к охране окружающей среды выгодны компаниям, которые уже вкладывают средства в подготовку судовых экипажей и в специальное арктическое оборудование. Полярный кодекс ИМО – это хороший шаг вперед в этом направлении, но это еще не последнее слово.

Если говорить коротко, арктическое судоходство, скорее всего, будет продолжать расти. И нужно не рассуждать о том, что может пойти не так, а направлять и координировать процесс, чтобы обеспечить надежную и безопасную практику мореплавания. При правильной организации управления выигрывают и лидеры судоходной отрасли, и окружающая среда. И есть много возможностей для нахождения общих интересов и для сотрудничества. Опытный и ответственный голос судоходной отрасли и так будет настойчиво обращаться к законодателям, но он будет сильнее, если к нему присоединятся специалисты по охране природы и те, кто заинтересован в снижении рисков и увеличении выгоды. Субъекты правового регулирования имеют в таком случае возможность продемонстрировать хорошую организацию управления, создав высокие стандарты деятельности и распространения наиболее успешного опыта. Это дает им основания для обращения к регуляторам с требованием, чтобы все участники хозяйственной деятельности отвечали одним и тем же высоким стандартам. При этом компании, чья деятельность соответствует высоким стандартам, будут иметь конкурентное преимущество и будут вознаграждены за свое ответственное поведение. Уровень международного сотрудничества в Арктике, основывающийся на фундаменте, заложенном Арктическим советом, возрастет на благо всех.

Морские вести России №10 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

На буксире «МБ-1214», стоящем на зимнем отстое в порту Архангельск, обнаружена течь

На буксире «МБ-1214», стоящем на зимнем отстое в порту Архангельск, обнаружена течь На буксире «МБ-1214», стоящем на зимнем отстое без экипажа на борту, обнаружено поступление забортно...

Судно «Андалузия Стар» сняли с мели в порту Санкт-Петербурга

Судно «Андалузия Стар» сняли с мели в порту Санкт-Петербурга Теплоход «Андалузия Стар», следуя с рефгрузом 7000 т в Большой порт Санкт-Петербурга, при входе в Но...

Российская экономика

Субсидирование российских транспортных компаний и пароходств для приобретения судов в кредит и лизинг продлено до 2019 г.

Субсидирование российских транспортных компаний и пароходств для приобретения судов в кредит и лизинг продлено до 2019 г. Вышло постановление Правительства РФ от 21.04.2018 N 483 «О внесении изменений в постановление Прави...

Медведев анонсировал переход РФ к электронной таможне

Медведев анонсировал переход РФ к электронной таможне Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев анонсировал переход страны к электронной таможне. «Рассмотрим ря...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота принял участие в заседании комитета Международной организации труда

Замруководителя Росморречфлота принял участие в заседании комитета Международной организации труда Заместитель руководителя Росморречфлота Александр Пошивай 25 апреля принял участие в работе третьего...

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины Кабинет министров Украины решил внести на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны п...

Морские порты

Волны высотой до 5 метров ожидаются в Татарском проливе (анимация)

Волны высотой до 5 метров ожидаются в Татарском проливе (анимация) Согласно информации ДВНИГМИ штормовая погода с волнами высотой более 4,5 метров ожидается в Татарско...

«Терминал Астафьева» закупил 18 тыс. литров спецреагента для подавления пыления в порту Находки

«Терминал Астафьева» закупил 18 тыс. литров спецреагента для подавления пыления в порту Находки АО «Терминал Астафьева» в рамках соглашения с властями региона о внедрении современных технологий пы...




Морской транспорт

«Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства

«Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства Управляющая компания «Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства (...

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна Новый инструмент поможет капитании портов, администрации погрузочных терминалов, судовладельцам и гр...

Речной транспорт

Ледоколы приступили к работам по спуску льда в Архангельской области

Ледоколы приступили к работам по спуску льда в Архангельской области Ледоколы «Капитан Чадаев» и «Капитан Евдокимов», принадлежащие ФГУП «Росморпорт», приступили к преду...

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге 25 апреля состоялось торжественное открытие навигации компании «Волжское пароходство» на Верхней Вол...

Ж/Д транспорт

Перешивка ж/д колеи Сахалина на российский стандарт завершится к сентябрю 2019 г. - РЖД

Перешивка ж/д колеи Сахалина на российский стандарт завершится к сентябрю 2019 г. - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) рассчитывает завершить перешивку старой японской узко...

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге Минтранс РФ приступил к разработке постановления правительства, вводящего на железной дороге локальн...

Авто транспорт

Движение по Крымскому мосту откроют во второй половине мая - генподрядчик

Движение по Крымскому мосту откроют во второй половине мая - генподрядчик Движение автомобилей по Крымскому мосту, который свяжет полуостров с материковой Россией, будет откр...

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть Работы по строительству федеральной трассы «Таврида» в Крыму выполнены на 29% и идут по графику...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Пионерский, вперед!

Пионерский, вперед! В первый день февраля в городе Пионерском Калининградской области торжественно стартовал процесс стр...

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Безопасность мореплавания

Управление ресурсами мостика

Управление ресурсами мостика 1 января 2017 года закончился переходный период, предусмотренный Правилом I/15 Международной конвенц...

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...