Фиговый лист для безопасности мореплавания - Морские вести России

Фиговый лист для безопасности мореплавания

07.04.2017

Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая направленность. Судовладелец как в прежние времена, так и сейчас заинтересован в извлечении большей прибыли. Наиболее простой способ ее повышения – снижение численности экипажа, увеличение продолжительности рабочего времени и длительности контрактов и при этом низкая заработная плата. Такая кадровая «гибкость» неминуемо ведет к ухудшению качества подготовки и, как следствие, снижению уровня безопасности.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Михаил Наконечный, заместитель генерального директора ККЦ «Арктика»

Safety comes first!

Одной из целей ИМО (International Maritime Organization) является сдерживание снижения качества подготовки моряков, которое воплощается в форме резолюций, кодексов и конвенций. По мнению бывшего генерального секретаря ИМО Уильяма А. О’Нила, «ИМО приняла более 40 конвенций, протоколов и других соглашений, охватывающих практически все аспекты международного судоходства, причем некоторые из них были так широко ратифицированы, что сейчас они распространяются на более чем 98% торгового флота в мире... Мировое торговое судоходство вправе ожидать, что суда всех стран будут отвечать международным согласованным стандартам безопасности мореплавания и охраны окружающей среды». Далее он добавил, что, несмотря на то что существующих документов достаточно для обеспечения безопасности мореплавания, будут появляться новые. И он оказался прав. Новые документы и поправки к ранее принятым документам появляются с завидной регулярностью. Но принять еще не означает исполнить.

Следует отметить, что рост численности документов происходит не как следствие потребности в них, а как стремление «приструнить» недобросовестных судовладельцев, которые выискивают пробелы в существующих документах.

Все эти новшества ложатся тяжким бременем в первую очередь на законопослушных судовладельцев. Что касается субстандартного судоходства, то оно продолжает искать новые обходные пути, тем самым ведя к очередному витку снижения безопасности мореплавания.

Ответная реакция ИМО – плодятся новые документы, изобилующие очередными хитросплетениями, которые морякам становится все сложнее как выполнять, так и понимать. Для этого требуются комментарии, а это новые документы. Отсидеться в неведении не получится – число контролирующих организаций неуклонно растет. В свою очередь все новшества требуют изменения учебных программ.

Магия процедур

Качество морского образования непрерывно снижается во всем мире. Это признается на всех уровнях. Под прессингом некомпетентности снижается престиж морских профессий. На уровне сознания или подсознания человек стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал в объеме, который известен как пирамида А. Маслоу.

В условиях современного судоходства – это трудновыполнимая задача. Судоходная отрасль свела в едином пространстве все ступени иерархии человеческих потребностей. Но для тех, кто пришел на морской флот, чтобы не умереть от голода (низшая ступень пирамиды), и для тех, кто стремится реализовать высшую ступень (самореализация как личности), море было и остается местом заработка. В условиях сложившегося многообразия интересов, продиктованных судоходным бизнесом, решать проблемы безопасности мореплавания все сложнее. Проблема подсказала решение – стандартизация процедур и жесткий контроль их выполнения. При этом, как это часто бывает, истинную причину возникновения проблемы подменили поводом. В идеале должно быть так: судоходная компания – средство достижения цели для моряка, а моряк – средство достижения цели для компании. Как гласит латинская пословица, Ubi homines sunt modi sunt (где люди, там правила). Как свидетельствуют результаты анкетирования моряков на курсах повышения квалификации при ГМА имени адмирала С.О. Макарова (до объединения с ГУВК), 60% моряков недовольны тем, как с ними разговаривают работники кадровых служб. Живучим оказался лозунг инспекторов ОК БМП: «Если не нравится, то уходите; на ваше место в «зеленых шляпах» придут».

Совсем иной была позиция Генри Форда: «Как так выходит, что, когда бы я ни нуждался в паре рабочих рук, вместо этого всегда получаю всего работника?».

Из анкетирования слушателей курсов повышения квалификации: довольны заработной платой – 63,8% моряков. Не готовы работать больше в кризис – 67,9% опрошенных. Готовы перейти в другую компанию с лучшими условиями труда – 84%.

Недоработки кадровых служб сказываются и на престижности морских профессий. Так, 84% из числа опрошенных (около 500 человек) не готовы рекомендовать свою профессию детям и родственникам. Для сравнения: на этот же вопрос ответили отрицательно 83% немецких моряков (опрос проводился страховой компанией Lloyd). Однако при этом 80% российских моряков считают, что выбрали правильную для себя профессию. Судоходным компаниям есть над чем задуматься!

И это мнение моряков, которые работают в относительно благополучных компаниях, и, учитывая реалии современного судоходного кадрового рынка, видно, как он далек от идеала!

Совокупность действий судоходных компаний, которых объединяет одна общая забота – забота о прибыли, – привела к снижению престижности морских профессий и, как следствие, к снижению качества подготовки.

Чек-лист – зашоренность, препятствующая формированию стратегического мышления

Стремление стабилизировать ситуацию и взять ее под контроль, чтобы удержать безопасность мореплавания на хоть сколько-нибудь приемлемом уровне, породило обилие бумаг, и среди них пресловутые чек-листы. И не только их. Чек-листы – это лишь частный пример.

Для мирового сообщества это второй уровень пирамиды А. Маслоу – «потребность в безопасности». Сразу же следует отметить, что по большому счету – это тупиковый путь. Эффективность жесткого контроля сомнительна!

Чек-лист пришел из авиации и содержит алгоритм действий предполетной подготовки. При этом пилот сидит в кабине, где все приборы и тумблеры находятся на расстоянии вытянутой руки. Но когда начинается взлет, то чек-лист только усугубит ситуацию. Так на принятие решения при отрыве от земли взлетать или прекратить взлет у пилота есть только три секунды, и справляться с чек-листом в сложившейся ситуации уж точно пагубно.

Вот как выглядит ситуация, например, процедуры принятия лоцмана на борт судна, с позиции апологетов применения чек-листов. Помощник должен ходить по судну, а рядом матрос, который выполняет работу по установке и креплению лоцманского трапа и т.д., при этом помощник делает отметки в чек-листе, ведь «положительный эффект достигается лишь в том случае, если чек-лист используется во время выполнения операции, а не после того, как работа завершена». Иначе не будет соблюден принцип одновременности.

Отношение к чек-листам на морском флоте неоднозначное. Например, в книге В.Н. Мотрича «Горькие уроки морских аварий» дается высокая оценка данному инструменту контроля. По мнению автора, «чек-лист служит прекрасным инструментом и индикатором, напоминающим о необходимости соблюдения необходимой меры предосторожности, которая может быть пропущена оператором в условиях дефицита времени или под воздействием усталости. Положительный эффект достигается лишь в том случае, если чек-лист используется во время выполнения операции, а не после того как работа завершена».

Несколько выше: «Их содержание (чек-листов) является не более чем перечнем контрольных проверок для достижения последовательности действий, и они не в состоянии заменить профессиональные суждения и здравый смысл». Но ни профессиональное суждение, ни здравый смысл не формируются на генном уровне, это прерогатива того, что в современной компьютерной нейробиологии называется «коннектом». Об этом со всей убедительностью изложено в книге известного американского ученого профессора Массачусетского технологического института, специалиста по нейронауке Себастьяна Сеунга «Коннектом. Как мозг делает нас тем, что мы есть».

Чек-лист – это даже не тема для дискуссии. Чек-лист – это фиговый листок для прикрытия огрехов морского образования. Чек-лист – это глубокая колея, как написал В. Высоцкий: «Крутые скользкие края имеет эта колея…».

Термин «коннектом» заимствован из науки дизайна чипов и плат; это список, который содержит описание всех проводных соединений между компонентами на плате. Коннектом человека – это совокупность различных видов нейронов и связей (синапсов) между нейронами мозга.

У ученых в области нейробиологии есть веские доказательства того, что коннектом человека подвержен изменениям. Это изменение удельного веса существующих связей, их рекомбинация, переподключение, регенерация. И, пожалуй, самое важное – эти изменения находятся под влиянием того, что человек переживает. Кроме того, эти четыре процесса управляются еще и генами. Влияние генов особенно заметно в младенческие и детские годы, когда мозг еще только выстраивает свою «монтажную схему».

Коннектом человека формируют как гены, так и жизненный опыт. Профессор С. Сеунг считает: «Коннектомная теория различий сознания и мышления совместима с генетической теорией, однако она гораздо богаче и сложнее, поскольку отражает влияние нашего жизненного опыта. Кроме того, коннектомная теория менее детерминистична, то есть в ней делается меньший упор на предопределенность. Есть основания считать, что мы формируем собственный коннектом благодаря действиям, которые предпринимаем, даже благодаря тому, что мы думаем. Возможно, «монтажная схема» мозга действительно делает нас теми, кто мы есть, однако мы сами играем важную роль в налаживании связей, возникающих у нас в мозгу». Констатируя мысль, Сеунг делает заключение: «Вы – больше, чем ваши гены. Вы – это ваш коннектом».

Геном человека «зафиксирован», и его исчерпывающе можно описать такой же диаграммой, как у червя C. elegans, только эта диаграмма будет куда сложнее. Примечательность червя C. elegans заключается в том, что его сущность ограничена уровнем генома, поэтому все черви совершенно идентичны.

В отличие от генома, коннектом – вся совокупность связей между нейронами нервной системы. Коннектом – это ВСЕ связи!

Коннектом подвержен непрерывным изменениям; он меняется на протяжении всей жизни, начиная с момента зачатия. Нейробиологи уже установили основные типы таких изменений. Нейроны изменяют «удельный вес» связей между собой, усиливая или ослабляя их, они соединяются заново, создавая или уничтожая синапсы (рекомбинацией связей), они «переподключаются», отращивая или отводя ветви. За счет регенерации возникают совершенно новые нейроны, а существующие могут отмирать.

А чек-листы как раз таки подразумевают полную идентичность действий. Например, с целью снижения травматизма на улицах предписать - всем пользоваться костылями. За нарушение штрафные санкции. А что если детей с детства приучать ходить с костылями? Вряд ли они смогут научиться ходить вообще. Пословица гласит: «Знал бы, где упадешь – соломки бы подстелил». Устелить все соломой. Чек-листы – вместо соломы.

Скрупулезность перекочевала в ПДНВ и другие кодексы и конвенции. Кто-то насчитал 46 компетенций, фигурирующих в ПДНВ, – это явный перебор! Но уже раздаются голоса в пользу декомпозиции компетентностей (декомпозиция — разделение целого на части). То есть к уже существующим добавятся новые подкомпетенции, а это уже грозит перейти в цепную реакцию.

ПДНВ тождественно ЕГЭ

Академик А.Н. Крылов так охарактеризовал понятие компетенции: «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны главным образом знания, для практики, сверх того, и умение».

По сути, вместо полноценного образования предлагается взращивать потребителей конвенций и кодексов. Однако «взращивание потребителя» чревато последствиями. По сути, это призыв к созданию в России учебных заведений, подобных тем, что действуют в провинции Раджастхан (Индия), где обучают сельских женщин и мужчин, многие из которых неграмотные, как становиться инженерами в области солнечной энергетики, ремесленниками, дантистами и докторами в их собственных деревнях. Такие учебные заведения получили броское название - «босоногие колледжи».

Контроль – как мощная индустрия

Следствием снижения качества морского образования является рост количества контролирующих организаций и объемов отчетности. Контроль превратился в мощную индустрию, где подвязалась армия некомпетентных в судоходной отрасли специалистов. Например, до аварии т/х «Булгария» число организаций, контролирующих пассажирский флот Северо-Запада, составляло 29, а после аварии их стало 30. При этом уровень безопасности на судах не улучшился. Всякое расследование аварии заканчивается требованием усилить контроль. Но ведь контролирующие организации нужно содержать. Российский бизнес подвергается слишком большому количеству проверок со стороны налоговых и правоохранительных органов.

Из доклада Бориса Титова, уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей: «К сожалению, в последнее время это стало проблемной темой: 2,7 млн проверок было в прошлом году. И здесь больше заставляет задуматься другая цифра: внеплановых проверок – 48%, т.е. плановых – 52%, но внеплановые догоняют количество плановых». («Петербургский дневник», 27 мая 2014 г.).

По словам экс-министра экономики России Андрея Нечаева, «в 2013 году предприниматели заплатили 20 млрд рублей штрафов, по большей части необоснованных – как, например, когда заставляют давать отчетность по производству, используя нормативы 1930-х годов, и это не анекдот».

Закон необходимого разнообразия

В кибернетике закон необходимого разнообразия гласит: «В любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабильностью, будет являться контролирующим элементом. Если вы ограничиваете свое поведение, то теряете необходимое разнообразие реакций» (Р. Бандлер, Д. Гриндер).

Применительно к современному состоянию безопасности мореплавания можно сказать, что контролирующим элементом является обилие процедур, стандартизирующих поведение моряка. То, что это не эффективные меры, свидетельствуют слова автора книги «Будущее разума» американского физика, профессора Матио Каку: «Жизнь в джунглях полна неожиданностей, поэтому всякий, кто может предвидеть нестандартный оборот событий, имеет большие шансы на выживание».

Чек-лист имеет право на существование лишь как справочный материал, к которому обращаются в сомнительных ситуациях. Чек-лист лишен способности моделировать будущее поведение.

Например, лектор, который пользуется в аудитории конспектом, лишен необходимого разнообразия, и при этом он может быть безупречен по отношению к стандарту. Но его вариабильность на нуле.

Качество подготовки

Скандинавская пословица гласит: «Северный ветер создал викингов». Викинги, не обладая ни письменностью, ни картами, имели устные лоции, которые позволяли им совершать морские плавания к берегам Америки задолго до Колумба. То же самое можно сказать об эскимосах, которые в устной форме передавали сведения об обширных просторах заснеженной тундры.

Выход из сложившейся ситуации в области безопасности мореплавания России известен. В СССР была система подготовки морских кадров, признанная во всем мире, но почему-то этот опыт упорно хотят забыть.

Когда в США шли работы по созданию первой атомной подводной лодки, при Массачусетском технологическом институте была создана специальная школа для подготовки офицеров-подводников. Системе подготовки грамотных кадров придавалось огромное значение. С этой целью Х. Риковер, отец американского подводного флота, в составе делегации во главе с вице-президентом Никсоном посетил СССР, где изучал систему образования. Излагая итоги своих наблюдений на заседании специальной комиссии Конгресса, Х. Риковер сказал: «Будущее принадлежит хорошо образованным нациям, так пусть это будет наша нация…». Невольно напрашивается вопрос, так почему же мы добровольно отказываемся быть «хорошо образованной нацией»?

Для повышения безопасности мореплавания требуется вернуться к хорошему образованию и ввести психофизиологический отбор и дальнейшее сопровождение для тех, кто принимает управленческие решения в стрессовых ситуациях. Исследования, проведенные в США, свидетельствуют, что психофизиологический отбор позволяет снизить аварийность по причине человеческого фактора на 40-70%.

Стандартизация поведенческих реакций

Стандартизация поведенческих реакций уже привела к тому, что «новое поколение безразлично к конкретным видам труда» (Ричард Сеннет. «Коррозия характера»).

На этом фоне, сформированном процедурами, вряд ли появятся проблески интереса к морской профессии. Человеку не остается места для самовыражения – он элемент, скорее, винтик, который поворачивается туда, куда укажет чек-лист.

Стремление ставить перед собой более высокие цели присуще человеку по его природе. Иначе бы человек не стал Человеком. Когда Н.К. Рерих привез Л.Н. Толстому фотокопию своей картины «Гонец», тот сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Пусть ваш Гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».

Удивляет близорукость российских чиновников в области образования и их стремление отказаться от того, что апробировано даже не веками – тысячелетиями. В Агни-Йоге сказано: «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением, но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, поэтому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа».

В качестве заключения

Уровень аварийности на морском флоте достаточно высокий. И можно только удивляться, что при существующей профессиональной подготовке аварий еще… мало.

Морской флот №3 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ