Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Безопасность мореплавания
Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования по безопасной погрузке, штивке, выгрузке твердых навалочных грузов при их перевозке морем и обеспечению соблюдения Конвенции СОЛАС, а также определяет риски, связанные с такими грузами и меры предосторожности для управления и сведения этих рисков к минимуму.

Юрий Иванов, зам. гендиректора АО «ЦНИИМФ», к.т.н.

Олег Буров, зав. лабораторией навалочных грузов АО «ЦНИИМФ», к.э.н.

Мария Глебова, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ»

Контроль влагосодержания: два способа

Один из рисков связан с разжижением некоторых грузов, содержание в которых влаги может оказаться достаточным для их разжижения под воздействием уплотнения и вибрации, происходящих во время рейса. Такие грузы классифицируются, согласно МКМПНГ, как грузы группы А.

В соответствии с требованиями Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов, для оценки уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов перед погрузкой на судно необходимо определить транспортабельный предел влажности разжижения (ТПВ) и фактическую влажность груза. К погрузке для безопасной морской перевозки грузов допускается груз, если его фактическая влажность меньше ТПВ. При этом автоматически вводится предположение, что влажность груза во время рейса по высоте штабеля не изменится.

Однако, как показали исследования, в процессе перевозки груза возможно нисходящее перемещение свободной влаги по всей высоте штабеля груза в трюме судна. Это приводит к перераспределению влажности по всей высоте штабеля груза. Нижние слои груза могут оказаться в состоянии полной водонасыщенности или близкого к нему. Такое состояние может привести к смещению груза. Груз, находящийся в вязком разжиженном состоянии, может перетекать к одному борту судна и не полностью возвращаться при крене судна на другой борт, что может привести к аварийному крену судна. Крен судна является одним из критериев оценки уровня безопасности морской перевозки.

Согласно требованиям циркуляра MSC.1/Cirс1454, влагосодержание должно контролироваться на всем протяжении рейса до тех пор, пока груз находится на борту.

Выполнить данное требование можно двумя способами:

Отобрать представительную пробу груза из трюма и определить фактическую влажность груза.

Контролировать наступление состояние разжижения (наличие водонасыщенного слоя).

В рейсе первый способ практически неосуществим, в качестве второго способа можно использовать систему «Груз-контроль», разработанную АО «ЦНИИМФ».

Второй метод – система «Груз-контроль»

Второй метод основывается на том, что в трюм помещаются датчики наличия воды, которые контролируют образование водонасыщенного слоя на различных высотах. По специальному алгоритму происходит снятие показателей с датчиков и оценка уровня риска наступления состояния разжижения.

На основании выполненных исследований и созданной системы «Груз-контроль» был получен патент «Способ контроля уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов».

Учитывая, что разжижающиеся грузы проявляют и другие опасные свойства, например выделение взрывоопасных газов, при их перевозке также может использоваться система «Груз-контроль», которая комплектуется соответствующими датчиками.

Автоматическая система «Груз-контроль» решает задачи инструментального автоматизированного контроля характеристик состояния груза, а также газовоздушной среды в грузовых помещениях судов с целью автоматизированного непрерывного мониторинга состояния груза, отображения и документирования собранной информации и выработки рекомендаций экипажу при выходе контролируемых параметров за заданные пределы.

Информация обновляется и отображается по заданным формам, в заданном масштабе времени, по каждому грузовому помещению, начиная с момента окончания погрузки, на протяжении рейса и до начала процесса выгрузки. Система автоматически выдает рекомендации по принятию соответствующих предупредительных мер, звуковые предупредительные и аварийные сигналы, продолжающиеся до квитирования сигнала тревог вахтенным персоналом.

Составляющие системы

Система состоит из:

1. Технологической станции, которая обеспечивает взаимодействие и связь полевого уровня (датчики) и верхнего уровня системы – рабочей станции. Программное обеспечение технологической станции реализует следующие функции:

– организацию опроса датчиков с заданной периодичностью, прием и оцифровку сигналов от датчиков;

– предварительную обработку полученных данных (приведение результатов измерений к инженерным единицам, выявление факта выхода параметра за заданные пределы и т.д.);

– сохранение данных в своей базе данных реального времени.

2. Рабочей станции, которая реализует человеко-машинный интерфейс, производит окончательную обработку данных от технологических станций, реализует функции звукового и визуального оповещения, сохранения данных, сообщений системы и алармов в архивной (исторической) базе данных и т.д. Рабочая станция позволяет конфигурировать состав системы во время отладки после монтажа на судне, организует работу системы диагностики технических средств системы, реализует разграничения доступа к информации и программному обеспечению.

Рабочая станция комплектуется двумя резервируемыми автоматизированными рабочими местами оператора на базе ноутбуков или моноблоков.

3. Соответствующих датчиков в зависимости от решаемых вопросов (температура и влажность окружающей среды).

При этом обеспечен:

– непосредственный контакт сенсоров с газовоздушной средой трюма;

– простой демонтаж или замена датчиков со стороны грузовой палубы;

– кабельное подключение через разъем со стороны грузовой палубы;

– подключение датчиков, устанавливаемых в процессе погрузки навального груза к клеммам в конструктиве первого типа;

– максимальный растр обзора поверхности груза пирометром;

– датчики температуры внутри массы навалочного груза, сенсор наличия воды в массе навалочного груза устанавливаются в массе груза в процессе погрузки, подключаются к соответствующим клеммам.

Необходимое условие для снижения аварийности

Технологическая станция монтируется и крепится снаружи грузового помещения, может крепиться на грузовой палубе судна. Рабочая станция, устройство индикации, один из АРМ устанавливаются в ходовой рубке.

В штатном режиме система проводит постоянный мониторинг состояния перевозимого груза и обеспечивает:

– настройку граничных параметров в зависимости от типа груза;

контроль параметров с периодичностью 1 сек.;

обработку информации от датчиков;

выдачу сообщений о выходе контролируемых параметров за установленные оператором пределы (предупредительные и аварийные сигналы) и рекомендации дежурному персоналу;

сохранение в архивной базе данных трендов контролируемых параметров, сообщений системы, алармов (тревог);

контроль состояния датчиков, аппаратных средств системы и сети передачи данных;

– формирование отчетов.

Все параметры, измеряемые системой, выводятся на монитор в режиме реального времени и архивируются в ее памяти и в любой момент доступны персоналу судна для контроля.

События, которые необходимо регистрировать (внештатные ситуации):

– выход из строя технических средств и программного обеспечения;

– перезагрузки программного обеспечения;

– аварийное отключение электропитания.

Прочие штатные события регистрируются автоматически.

Оснащение автоматизированными системами контроля и мониторинга состояния груза модернизируемых и вновь строящихся универсальных сухогрузных судов, предназначенных для перевозки разжижающихся и опасных грузов навалом, является необходимым для снижения аварийности на морском транспорте.

Учитывая актуальность темы, необходимо проработать вопрос о включении в Правила Российского морского регистра судоходства и соответствующие международные нормативные документы требования о наличии подобных систем на судах, перевозящих разжижающиеся и опасные грузы навалом.

Морской флот №3 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась Период «сланцевой революции» в США подходит к концу, поскольку в последнее время наблюдается резкое ...

Приморские рыбаки ходатайствуют о присвоении государственной награды за восстановление промысла иваси

Приморские рыбаки ходатайствуют о присвоении государственной награды за восстановление промысла иваси 18 октября состоялась рабочая встреча вр.и.о. губернатора Приморского края Андрея Тарасенко с членам...

Российская экономика

Железная дорога «Белкомур» обойдется в 330 млрд руб. с учетом кредитов - директор компании

Железная дорога «Белкомур» обойдется в 330 млрд руб. с учетом кредитов - директор компании Строительство железной дороги «Белкомур», которая пройдет от Белого моря через Республику Коми до Ур...

ОСК ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения

ОСК ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) ликвидирует два из четырех региональных цен...

Транспортная политика

Путин заявил о возможных поставках судов на подводных крыльях в Хорватию

Путин заявил о возможных поставках судов на подводных крыльях в Хорватию Хорватская верфь подключилась к сооружению арктического танкера для проекта «Ямал-СПГ». «Прорабатыва...

Уточнены полномочия Минтранса России и Росморречфлота

Уточнены полномочия Минтранса России и Росморречфлота Выпущено Постановление Правительства РФ от 13.10.2017 N 1247 «О внесении изменений в некоторые акты ...

Морские порты

Завершено проектирование нового причала на Командорских островах

Завершено проектирование нового причала на Командорских островах Главгосэкспертиза одолбрила сметную стоимость строительства объекта (грузопассажирского пирса и ...

Архангельскому филиалу Росморпорта передано гидротехническое сооружение в порту Архангельск

Архангельскому филиалу Росморпорта передано гидротехническое сооружение в порту Архангельск За ФГУП «Росморпорт» закреплено на праве хозяйственного ведения и передано Архангельскому филиалу ги...




Морской транспорт

Решение о строительстве ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. - Минпромторг

Решение о строительстве ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. - Минпромторг Решение о строительстве атомного ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. Об этом в четверг со...

Катер «БГК -2149» переименован в «Евгения Гницевича»

Катер «БГК -2149» переименован в «Евгения Гницевича» Большой гидрографический катер проекта 19920, построенный на АО «ССЗ «Вымпел» и принятый в состав фл...

Речной транспорт

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям Как сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР) несмотря на довольно холодное...

Ж/Д транспорт

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс Группа «Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере». Об этом ТАСС в кулуарах Всемирного ф...

Совет директоров РЖД рассмотрит стратегию цифровизации в IV квартале

Совет директоров РЖД рассмотрит стратегию цифровизации в IV квартале Совет директоров РЖД планирует в IV квартале 2017 года рассмотреть стратегию цифровизации компании, ...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...