Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Безопасность мореплавания
Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования по безопасной погрузке, штивке, выгрузке твердых навалочных грузов при их перевозке морем и обеспечению соблюдения Конвенции СОЛАС, а также определяет риски, связанные с такими грузами и меры предосторожности для управления и сведения этих рисков к минимуму.

Юрий Иванов, зам. гендиректора АО «ЦНИИМФ», к.т.н.

Олег Буров, зав. лабораторией навалочных грузов АО «ЦНИИМФ», к.э.н.

Мария Глебова, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ»

Контроль влагосодержания: два способа

Один из рисков связан с разжижением некоторых грузов, содержание в которых влаги может оказаться достаточным для их разжижения под воздействием уплотнения и вибрации, происходящих во время рейса. Такие грузы классифицируются, согласно МКМПНГ, как грузы группы А.

В соответствии с требованиями Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов, для оценки уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов перед погрузкой на судно необходимо определить транспортабельный предел влажности разжижения (ТПВ) и фактическую влажность груза. К погрузке для безопасной морской перевозки грузов допускается груз, если его фактическая влажность меньше ТПВ. При этом автоматически вводится предположение, что влажность груза во время рейса по высоте штабеля не изменится.

Однако, как показали исследования, в процессе перевозки груза возможно нисходящее перемещение свободной влаги по всей высоте штабеля груза в трюме судна. Это приводит к перераспределению влажности по всей высоте штабеля груза. Нижние слои груза могут оказаться в состоянии полной водонасыщенности или близкого к нему. Такое состояние может привести к смещению груза. Груз, находящийся в вязком разжиженном состоянии, может перетекать к одному борту судна и не полностью возвращаться при крене судна на другой борт, что может привести к аварийному крену судна. Крен судна является одним из критериев оценки уровня безопасности морской перевозки.

Согласно требованиям циркуляра MSC.1/Cirс1454, влагосодержание должно контролироваться на всем протяжении рейса до тех пор, пока груз находится на борту.

Выполнить данное требование можно двумя способами:

Отобрать представительную пробу груза из трюма и определить фактическую влажность груза.

Контролировать наступление состояние разжижения (наличие водонасыщенного слоя).

В рейсе первый способ практически неосуществим, в качестве второго способа можно использовать систему «Груз-контроль», разработанную АО «ЦНИИМФ».

Второй метод – система «Груз-контроль»

Второй метод основывается на том, что в трюм помещаются датчики наличия воды, которые контролируют образование водонасыщенного слоя на различных высотах. По специальному алгоритму происходит снятие показателей с датчиков и оценка уровня риска наступления состояния разжижения.

На основании выполненных исследований и созданной системы «Груз-контроль» был получен патент «Способ контроля уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов».

Учитывая, что разжижающиеся грузы проявляют и другие опасные свойства, например выделение взрывоопасных газов, при их перевозке также может использоваться система «Груз-контроль», которая комплектуется соответствующими датчиками.

Автоматическая система «Груз-контроль» решает задачи инструментального автоматизированного контроля характеристик состояния груза, а также газовоздушной среды в грузовых помещениях судов с целью автоматизированного непрерывного мониторинга состояния груза, отображения и документирования собранной информации и выработки рекомендаций экипажу при выходе контролируемых параметров за заданные пределы.

Информация обновляется и отображается по заданным формам, в заданном масштабе времени, по каждому грузовому помещению, начиная с момента окончания погрузки, на протяжении рейса и до начала процесса выгрузки. Система автоматически выдает рекомендации по принятию соответствующих предупредительных мер, звуковые предупредительные и аварийные сигналы, продолжающиеся до квитирования сигнала тревог вахтенным персоналом.

Составляющие системы

Система состоит из:

1. Технологической станции, которая обеспечивает взаимодействие и связь полевого уровня (датчики) и верхнего уровня системы – рабочей станции. Программное обеспечение технологической станции реализует следующие функции:

– организацию опроса датчиков с заданной периодичностью, прием и оцифровку сигналов от датчиков;

– предварительную обработку полученных данных (приведение результатов измерений к инженерным единицам, выявление факта выхода параметра за заданные пределы и т.д.);

– сохранение данных в своей базе данных реального времени.

2. Рабочей станции, которая реализует человеко-машинный интерфейс, производит окончательную обработку данных от технологических станций, реализует функции звукового и визуального оповещения, сохранения данных, сообщений системы и алармов в архивной (исторической) базе данных и т.д. Рабочая станция позволяет конфигурировать состав системы во время отладки после монтажа на судне, организует работу системы диагностики технических средств системы, реализует разграничения доступа к информации и программному обеспечению.

Рабочая станция комплектуется двумя резервируемыми автоматизированными рабочими местами оператора на базе ноутбуков или моноблоков.

3. Соответствующих датчиков в зависимости от решаемых вопросов (температура и влажность окружающей среды).

При этом обеспечен:

– непосредственный контакт сенсоров с газовоздушной средой трюма;

– простой демонтаж или замена датчиков со стороны грузовой палубы;

– кабельное подключение через разъем со стороны грузовой палубы;

– подключение датчиков, устанавливаемых в процессе погрузки навального груза к клеммам в конструктиве первого типа;

– максимальный растр обзора поверхности груза пирометром;

– датчики температуры внутри массы навалочного груза, сенсор наличия воды в массе навалочного груза устанавливаются в массе груза в процессе погрузки, подключаются к соответствующим клеммам.

Необходимое условие для снижения аварийности

Технологическая станция монтируется и крепится снаружи грузового помещения, может крепиться на грузовой палубе судна. Рабочая станция, устройство индикации, один из АРМ устанавливаются в ходовой рубке.

В штатном режиме система проводит постоянный мониторинг состояния перевозимого груза и обеспечивает:

– настройку граничных параметров в зависимости от типа груза;

контроль параметров с периодичностью 1 сек.;

обработку информации от датчиков;

выдачу сообщений о выходе контролируемых параметров за установленные оператором пределы (предупредительные и аварийные сигналы) и рекомендации дежурному персоналу;

сохранение в архивной базе данных трендов контролируемых параметров, сообщений системы, алармов (тревог);

контроль состояния датчиков, аппаратных средств системы и сети передачи данных;

– формирование отчетов.

Все параметры, измеряемые системой, выводятся на монитор в режиме реального времени и архивируются в ее памяти и в любой момент доступны персоналу судна для контроля.

События, которые необходимо регистрировать (внештатные ситуации):

– выход из строя технических средств и программного обеспечения;

– перезагрузки программного обеспечения;

– аварийное отключение электропитания.

Прочие штатные события регистрируются автоматически.

Оснащение автоматизированными системами контроля и мониторинга состояния груза модернизируемых и вновь строящихся универсальных сухогрузных судов, предназначенных для перевозки разжижающихся и опасных грузов навалом, является необходимым для снижения аварийности на морском транспорте.

Учитывая актуальность темы, необходимо проработать вопрос о включении в Правила Российского морского регистра судоходства и соответствующие международные нормативные документы требования о наличии подобных систем на судах, перевозящих разжижающиеся и опасные грузы навалом.

Морской флот №3 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

На севере Байкала ухудшилась экологическая ситуация из-за водорослей спирогир

На севере Байкала ухудшилась экологическая ситуация из-за водорослей спирогир Ученые ЛИН СО РАН в ходе двухнедельной экспедиции по Байкалу зафиксировали ухудшение экологической с...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Д. Медведев освободил Владимира Чертока от должности замруководителя Ространснадзора

Д. Медведев освободил Владимира Чертока от должности замруководителя Ространснадзора Председатель правительства России Дмитрий Медведев своим распоряжением освободил Владимира Чертока о...

Морские порты

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar 21 июня 2018 у пирса дальних линий морского порта Мурманск ошвартовался самый крупный из когда-либо ...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву Использующий солнечную энергию электрокатамаран, в создании которого принимали участие портфельные к...

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке Ограничение судоходства в столице во время Мундиаля не нарушит планов молодых людей и их родителей о...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...