Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Безопасность мореплавания
Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования по безопасной погрузке, штивке, выгрузке твердых навалочных грузов при их перевозке морем и обеспечению соблюдения Конвенции СОЛАС, а также определяет риски, связанные с такими грузами и меры предосторожности для управления и сведения этих рисков к минимуму.

Юрий Иванов, зам. гендиректора АО «ЦНИИМФ», к.т.н.

Олег Буров, зав. лабораторией навалочных грузов АО «ЦНИИМФ», к.э.н.

Мария Глебова, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ»

Контроль влагосодержания: два способа

Один из рисков связан с разжижением некоторых грузов, содержание в которых влаги может оказаться достаточным для их разжижения под воздействием уплотнения и вибрации, происходящих во время рейса. Такие грузы классифицируются, согласно МКМПНГ, как грузы группы А.

В соответствии с требованиями Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов, для оценки уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов перед погрузкой на судно необходимо определить транспортабельный предел влажности разжижения (ТПВ) и фактическую влажность груза. К погрузке для безопасной морской перевозки грузов допускается груз, если его фактическая влажность меньше ТПВ. При этом автоматически вводится предположение, что влажность груза во время рейса по высоте штабеля не изменится.

Однако, как показали исследования, в процессе перевозки груза возможно нисходящее перемещение свободной влаги по всей высоте штабеля груза в трюме судна. Это приводит к перераспределению влажности по всей высоте штабеля груза. Нижние слои груза могут оказаться в состоянии полной водонасыщенности или близкого к нему. Такое состояние может привести к смещению груза. Груз, находящийся в вязком разжиженном состоянии, может перетекать к одному борту судна и не полностью возвращаться при крене судна на другой борт, что может привести к аварийному крену судна. Крен судна является одним из критериев оценки уровня безопасности морской перевозки.

Согласно требованиям циркуляра MSC.1/Cirс1454, влагосодержание должно контролироваться на всем протяжении рейса до тех пор, пока груз находится на борту.

Выполнить данное требование можно двумя способами:

Отобрать представительную пробу груза из трюма и определить фактическую влажность груза.

Контролировать наступление состояние разжижения (наличие водонасыщенного слоя).

В рейсе первый способ практически неосуществим, в качестве второго способа можно использовать систему «Груз-контроль», разработанную АО «ЦНИИМФ».

Второй метод – система «Груз-контроль»

Второй метод основывается на том, что в трюм помещаются датчики наличия воды, которые контролируют образование водонасыщенного слоя на различных высотах. По специальному алгоритму происходит снятие показателей с датчиков и оценка уровня риска наступления состояния разжижения.

На основании выполненных исследований и созданной системы «Груз-контроль» был получен патент «Способ контроля уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов».

Учитывая, что разжижающиеся грузы проявляют и другие опасные свойства, например выделение взрывоопасных газов, при их перевозке также может использоваться система «Груз-контроль», которая комплектуется соответствующими датчиками.

Автоматическая система «Груз-контроль» решает задачи инструментального автоматизированного контроля характеристик состояния груза, а также газовоздушной среды в грузовых помещениях судов с целью автоматизированного непрерывного мониторинга состояния груза, отображения и документирования собранной информации и выработки рекомендаций экипажу при выходе контролируемых параметров за заданные пределы.

Информация обновляется и отображается по заданным формам, в заданном масштабе времени, по каждому грузовому помещению, начиная с момента окончания погрузки, на протяжении рейса и до начала процесса выгрузки. Система автоматически выдает рекомендации по принятию соответствующих предупредительных мер, звуковые предупредительные и аварийные сигналы, продолжающиеся до квитирования сигнала тревог вахтенным персоналом.

Составляющие системы

Система состоит из:

1. Технологической станции, которая обеспечивает взаимодействие и связь полевого уровня (датчики) и верхнего уровня системы – рабочей станции. Программное обеспечение технологической станции реализует следующие функции:

– организацию опроса датчиков с заданной периодичностью, прием и оцифровку сигналов от датчиков;

– предварительную обработку полученных данных (приведение результатов измерений к инженерным единицам, выявление факта выхода параметра за заданные пределы и т.д.);

– сохранение данных в своей базе данных реального времени.

2. Рабочей станции, которая реализует человеко-машинный интерфейс, производит окончательную обработку данных от технологических станций, реализует функции звукового и визуального оповещения, сохранения данных, сообщений системы и алармов в архивной (исторической) базе данных и т.д. Рабочая станция позволяет конфигурировать состав системы во время отладки после монтажа на судне, организует работу системы диагностики технических средств системы, реализует разграничения доступа к информации и программному обеспечению.

Рабочая станция комплектуется двумя резервируемыми автоматизированными рабочими местами оператора на базе ноутбуков или моноблоков.

3. Соответствующих датчиков в зависимости от решаемых вопросов (температура и влажность окружающей среды).

При этом обеспечен:

– непосредственный контакт сенсоров с газовоздушной средой трюма;

– простой демонтаж или замена датчиков со стороны грузовой палубы;

– кабельное подключение через разъем со стороны грузовой палубы;

– подключение датчиков, устанавливаемых в процессе погрузки навального груза к клеммам в конструктиве первого типа;

– максимальный растр обзора поверхности груза пирометром;

– датчики температуры внутри массы навалочного груза, сенсор наличия воды в массе навалочного груза устанавливаются в массе груза в процессе погрузки, подключаются к соответствующим клеммам.

Необходимое условие для снижения аварийности

Технологическая станция монтируется и крепится снаружи грузового помещения, может крепиться на грузовой палубе судна. Рабочая станция, устройство индикации, один из АРМ устанавливаются в ходовой рубке.

В штатном режиме система проводит постоянный мониторинг состояния перевозимого груза и обеспечивает:

– настройку граничных параметров в зависимости от типа груза;

контроль параметров с периодичностью 1 сек.;

обработку информации от датчиков;

выдачу сообщений о выходе контролируемых параметров за установленные оператором пределы (предупредительные и аварийные сигналы) и рекомендации дежурному персоналу;

сохранение в архивной базе данных трендов контролируемых параметров, сообщений системы, алармов (тревог);

контроль состояния датчиков, аппаратных средств системы и сети передачи данных;

– формирование отчетов.

Все параметры, измеряемые системой, выводятся на монитор в режиме реального времени и архивируются в ее памяти и в любой момент доступны персоналу судна для контроля.

События, которые необходимо регистрировать (внештатные ситуации):

– выход из строя технических средств и программного обеспечения;

– перезагрузки программного обеспечения;

– аварийное отключение электропитания.

Прочие штатные события регистрируются автоматически.

Оснащение автоматизированными системами контроля и мониторинга состояния груза модернизируемых и вновь строящихся универсальных сухогрузных судов, предназначенных для перевозки разжижающихся и опасных грузов навалом, является необходимым для снижения аварийности на морском транспорте.

Учитывая актуальность темы, необходимо проработать вопрос о включении в Правила Российского морского регистра судоходства и соответствующие международные нормативные документы требования о наличии подобных систем на судах, перевозящих разжижающиеся и опасные грузы навалом.

Морской флот №3 (2016)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...