Связующее звено - Морские вести России

Связующее звено

29.03.2017

Севморпуть

Россия нуждается в развитии морских транспортных артерий

Одной из наиболее выдающихся страниц освоения российского Севера можно назвать открытие Северного морского пути. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира. В начале 90-х годов прошлого века в связи с экономическим упадком перевозки по Северному морскому пути оказались под угрозой. Сегодня многие эксперты говорят о необходимости возрождения этого легендарного маршрута, называя его «шелковым путем XXI века», но это невозможно без восстановления инфраструктуры ключевых портов о. Сахалин.

Николай Иванов, эксперт

Путь к успеху

Открытие Северного морского пути имеет очень богатую историю. Еще на ранних этапах колонизации Сибири по некоторым западным участкам этого маршрута совершали плаванья кочи новгородцев, а позднее – поморов. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII-XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в. – острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В XVI-XVII вв. активно осваивался участок Северного морского пути – от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый Мангазейский морской ход). Принято считать, что первым идею использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) для морского сообщения между Россией и Китаем высказал русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Тогда же с его слов итальянским картографом Батистой Аньезе была составлена одна из первых карт Московии, на которой были представлены некоторые участки бассейна Ледовитого океана.

Во второй половине XV в. пройти на Восток Северо-Восточным проходом неоднократно пытались английские и голландские мореплаватели. Открытие последнего участка Северо-Восточного прохода в Тихий океан связано с именами Семена Дежнева и Федота Попова. Отправившись в 1648 году в промысловое путешествие, они первыми в мире доказали существование пролива между Азией и Америкой, подробно описали Чукотку, основали Анадырский острог.

Основное значение освоение Северного морского пути приобрело в начале XX века. Благодаря развитию сельского хозяйства в Сибири, связанному с массовыми переселениями на ее территорию крестьян, появилась необходимость в поиске новых маршрутов вывоза сибирского хлеба на мировые рынки. В связи с этим уже в 1923 г. на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций. В это время в научном и повседневном обиходе прежнее название «Северо-Восточный проход» полностью вытесняется понятием «Северный морской путь». Отправной точкой к открытию регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути послужила экспедиция выдающегося советского ученого Отто Шмидта, состоявшаяся в 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

Коренной перелом

К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе уже был накоплен значительный опыт плавания транспортных судов в Арктике, велось обустройство таких опорных портов Северного морского пути, как Диксон, Игарка, Дудинка, Тикси, Певек и Провидения. Помимо существовавших в 1930-е годы задач по снабжению арктических строек и полярных станций, в годы войны возникла необходимость снабжения развернутых в Арктике гарнизонов и боевых кораблей, а также доставки грузов из США и Канады.

Из наиболее выдающихся плаваний по Северному морскому пути в 1940-1970-е годы можно отметить: снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части cоветской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948 г.), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951 г.), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954 г.), осенние походы атомохода «Ленин» (1970-1971 гг.). Северный морской путь стал неотъемлемым звеном народного хозяйства, обеспечивающим жизнедеятельность целого ряда районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. По этому пути осуществлялось их снабжение топливом, продовольствием и товарами первой необходимости, по нему же на Большую землю доставлялись добываемые здесь природные богатства.

В начале 1990-х годов распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии Северного морского пути. В связи с ликвидацией централизованного материально-технического снабжения была разрушена система завоза промышленных и продовольственных товаров на Север из других регионов России. Из-за либерализации цен и перестройки кредитной системы в тяжелое финансовое положение попало большинство предприятий, составлявших инфраструктуру Северного морского пути. В первую очередь это коснулось ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, полярных станций и ряда поселений, экономика которых преимущественно складывалась за счет обслуживания Северного морского пути.

Выгода очевидна

Среди мировых океанских путей Северный морской путь занимает особое место. Он намного короче морского пути из Европы в Индию и Китай вокруг Африки или пути из Атлантического океана в Тихий вокруг мыса Горн или по Панамскому каналу, но освоение его, по оценкам экспертов, всегда представляло и представляет значительные трудности, так как Северный морской путь проходит по ледовитым морям. Даже в летнее время морские суда встречают ледовые препятствия в каждом из пяти арктических морей, через которые маршрут соединяет порты Европы с Дальним Востоком.

Сам по себе Северный морской путь обладает значительными преимуществами, к примеру, следуя этим маршрутом от Санкт-Петербурга до Владивостока, дорога составляет всего 14 280 км, через Суэцкий канал уже 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды и вовсе 29 400 км. К тому же, по оценкам экспертов, Северный морской путь может служить кратчайшим транспортным маршрутом между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Сейчас количество перевозок по Северному морскому пути снизилось более чем в пять раз по сравнению с периодом «экономического развития» в советские годы. Основными пользователями маршрута являются такие гиганты, как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и «Росшельф». Чаще всего маршрутом пользуются для перевозки нефти.

Принцип взаимозависимости

В последние годы специалисты в один голос говорят о необходимости скорейшего восстановления и наращивания темпов грузоперевозок по Северному морскому пути. Осознание необходимости этих шагов связано с рядом факторов, свидетельствующих о чрезвычайно важном стратегическом значении этого уникального арктического маршрута. В первую очередь оно связано с предстоящим освоением колоссальных по своим масштабам месторождений нефти и газа, сосредоточенных на арктическом шельфе. Большую значимость сегодня имеет развитие транзитных функций Северного морского пути. Они продолжают играть важную роль в освоении и развитии районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сегодня многие страны мира проявляют большой интерес к развитию грузоперевозок по этому маршруту, в первую очередь в свете растущего товарооборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Но восстановление грузоперевозок по Северному морскому пути неразрывно связано с состоянием инфраструктуры морских портов, находящихся по маршруту следования. Особое значение здесь имеют порты острова Сахалин, потому что они являются ключевым звеном в цепочке построения маршрута. На практике всего несколько из располагающихся на острове портов имеют верное стратегическое положение. Один из них – порт Поронайск. Он примечателен тем, что единственный на восточном побережье Сахалина имеет пункт пропуска через границу. Его инфраструктура также пострадала в начале 90-х годов прошлого века из-за неблагоприятных экономических явлений. Сейчас порт находится в стадии реконструкции. По задумке инвесторов, уже к 2025 году он будет представлять собой современный многофункциональный объект транспортной и логистической инфраструктуры, включающий причалы для обработки морских танкеров, бункеровочный терминал, рыбный терминал, нефтеналивной терминал и современные крытые складские помещения.

По мнению аналитиков, при появлении соответствующей инфраструктуры всего за семь лет количество грузов, перевозимых по Северному морскому пути, может увеличиться в десять раз, и это только транзит, без учета собственных поставок.

В восстановлении и развитии Северного морского пути заинтересована не только Россия, но и все без исключения арктические страны, ведь освоение углеводородов в Арктике может продолжаться только при условии наличия адекватной и жизнеспособной транспортной артерии. Также существует международный проект «Северный морской коридор» по созданию на базе Северного морского пути единой транспортной системы портов и инфраструктуры в северной части Европы и развитию благоприятных условий для увеличения морских перевозок.

Морские вести России №8 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ