Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Инфраструктура / Образование
Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского выиграли гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Татьяна Карельская, Информационный центр ОИУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского

За два года успеть надо много

Их имена пока известны небольшому кругу российских ученых и исследователей. Но как знать: может быть, через годы о них заговорит весь морской мир? Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник Дмитрий Прощенко и младший научный сотрудник Игорь Степочкин стали победителями конкурса научных проектов молодых ученых, который проводится федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ). Все трое – выпускники Морского университета, окончили аспирантуру по специальности «радиофизика», работают в направлении «Морская робототехника для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности», которое разрабатывается в научной школе проректора по научной работе, доктора физико-математических наук, профессора О.А. Букина.

На исследование молодым ученым отведено два года. Дмитрий Прощенко, к примеру, будет заниматься изучением особенностей процесса распространения фемтосекундных лазерных импульсов в морской воде и биологических объектах для разработки новых лазерных технологий мониторинга морских экосистем.

– Сегодня, – говорит он, – одной из первостепенных задач по обеспечению экологической безопасности окружающей среды является оперативное реагирование на ее всевозможные негативные изменения, вызванные природными и антропогенными факторами. Для наблюдения за экологическим состоянием Мирового океана существуют различные способы мониторинга. Наибольшее распространение получили методы биоиндикации, в которых в качестве регистрирующих объектов выступают естественные компоненты экосистемы. При этом особенно чувствительными являются фотосинтезирующие организмы, наиболее распространенные из которых – микроводоросли фитопланктона.

Для возможности определения концентрации растворенных органических веществ и хлорофилла А не только в приповерхностном слое океана, но и на глубинах до 100 метров и в локализованных труднодоступных подводных областях буровых установок нами разрабатывается лазерный флуориметр на основе метода лазерной индуцированной флуоресценции (ЛИФ), интегрированный на малогабаритный телеуправляемый подводный аппарат. Это существенно повысит оперативность выявления всевозможных пагубных последствий различных антропогенных факторов и точность проводимых измерений. Разработанный комплекс мы планируем испытать в арктической экспедиции летом этого года.

Также мы проводим исследования взаимодействия лазерного излучения ультракороткой длительности с фотосинтезирующими системами. Это имеет важное значение с точки зрения понимания их функционирования и создания моделей переноса и трансформации энергии молекулярными комплексами, входящими в их состав. Вообще лазеры фемтосекундной длительности открывают существенно большие возможности для исследования вещества. Так, с их помощью можно использовать лазерную когерентную спектроскопию с временным разрешением меньшим, чем времена поперечной релаксации энергетических уровней молекулярных комплексов, входящих в состав фотосинтезирующих систем.

На основе результатов лабораторных исследований планируется разработка новых методов мониторинга морских экосистем с использованием резонансных методов лазерной индуцированной флуоресценции с лазерным излучением ультракороткой длительности. Методика позволит определять не только концентрацию основного пигмента клеток – хлорофилла А, но и эффективность работы фотосинтетического аппарата клеток по воспроизводству органического вещества.

На данный момент, подчеркивает Дмитрий, он старается сосредоточиться на существующих проектах, хотя возникают мысли и по поводу будущего. Интересно, что Прощенко не мечтал о карьере ученого (он вырос в семье моряка) и всегда хотел связать жизнь с морем, стать моряком в третьем поколении, но при этом «еще было желание найти такую специальность, которая будет связана с любимой физикой». В итоге выбрал специальность «радиофизика и электроника» в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского.

– Уже во время учебы в вузе наш преподаватель Александр Васильевич Безвербный и проректор по научной работе Олег Алексеевич Букин подключили меня к исследованиям в области изучения оптических и нелинейно-оптических свойств биологических нанокомпозитных фотонных кристаллов и синтетических нанокомпозитов на основе прекурсора тетракис 2-гидроксиэтил ортосиликата THEOS с различными допирующими компонентами. Так, в общем, я и оказался в науке, – вспоминает свои первые шаги на научном поприще Дмитрий.

Область научных интересов Игоря Степочкина – дистанционные методы исследования океана в оптическом диапазоне. Он занимается разработкой способов оценки экологических параметров акватории. Грант получила его работа «Оценка состояний фитопланктонных сообществ в водах различного типа с использованием полуэмпирических моделей по данным сканера цвета морской поверхности геостационарного спутника ГОСИ для вод Японского моря».

– Метод исследования при кажущейся сложности довольно прост, – рассказывает И. Степочкин. – Не делая отбора проб воды и дальнейшего ее химического анализа, достаточно при помощи определенных оптических приборов измерять световые поля, которые формируются, проходя через морскую воду. А дальше нужно лишь правильно решить обратную задачу, в результате получив опосредованно необходимые параметры. Такие методы более оперативные при оценке экологических параметров морской акватории и имеют большую производительность.

Им повезло сегодня, и пусть везет всегда!

В июне 2015 года Игорь Степочкин выступил с докладом на конференции International Ocean Color Science Meeting в Сан-Франциско (США). Участие в International Ocean Color Science Meeting уже само по себе престижно, потому что это один из основных международных научных форумов, касающихся дистанционных (бесконтактных) оптических методов исследования океана. Проводится он под эгидой Национального аэрокосмического агентства (NASA) и Национального управления исследованиями океана и атмосферы (NOAA).

Сейчас перед Игорем Степочкиным первоочередная задача защитить кандидатскую диссертацию. Это даст возможность участвовать во многих серьезных исследовательских программах в будущем. Руководит его научными исследованиями кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора по научной работе НИИ морского транспорта Павел Салюк, который давно и успешно занимается исследованиями в области разработки дистанционных методов зондирования океана и является постоянным участником и организатором научно-образовательных экспедиций Дальневосточного плавучего университета. Так что поддержка Игорю обеспечена!

Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, получивший грант, будет работать над развитием методов обнаружения и картирования нефтяных пленок на морской поверхности на основе цветовых и поляризационных измерений в видимой области спектра с помощью малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (МБПЛА). Он, как и его коллеги – молодые ученые, считает очень важным, чтобы была преемственность поколений и чтобы они видели, что в их работе действительно заинтересованы.

– Сейчас немало различных фондов и организаций, которые устраивают конкурсы, готовы выделять гранты для реализации проектов как в области естественных, так и гуманитарных наук, – говорит Дмитрий Прощенко. – Поэтому если есть хорошие идеи, то, как показывает практика, они находят поддержку. И судя по тем проектам, которые сейчас выполняются как у нас на Дальнем Востоке, так и в других регионах, есть положительный тренд в этом направлении.

Все трое обладателей грантов считают, что им очень повезло. Остается напомнить имена научных руководителей, которые помогли и будут помогать приближать в дальнейшем молодых ученых к их цели: кандидат физико-математических наук К.А. Шмирко, доктор технических наук А.Ю. Майор, кандидат физико-математических наук П.А. Салюк.

Морской флот №2 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 18 февраля  – 22 февраля с...

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово»

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово» На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырё...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда»

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда» Мурманские портовики провели экскурсию по градообразующему предприятию для участников пятой регионал...

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова В Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега ...

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Дуализм переходного периода

 Дуализм переходного периода За годы работы частных лоцманских компаний с 2005 года ущерб, нанесенный их хозяевами стабильности и...

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...