Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Инфраструктура / Образование
Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского выиграли гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Татьяна Карельская, Информационный центр ОИУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского

За два года успеть надо много

Их имена пока известны небольшому кругу российских ученых и исследователей. Но как знать: может быть, через годы о них заговорит весь морской мир? Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник Дмитрий Прощенко и младший научный сотрудник Игорь Степочкин стали победителями конкурса научных проектов молодых ученых, который проводится федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ). Все трое – выпускники Морского университета, окончили аспирантуру по специальности «радиофизика», работают в направлении «Морская робототехника для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности», которое разрабатывается в научной школе проректора по научной работе, доктора физико-математических наук, профессора О.А. Букина.

На исследование молодым ученым отведено два года. Дмитрий Прощенко, к примеру, будет заниматься изучением особенностей процесса распространения фемтосекундных лазерных импульсов в морской воде и биологических объектах для разработки новых лазерных технологий мониторинга морских экосистем.

– Сегодня, – говорит он, – одной из первостепенных задач по обеспечению экологической безопасности окружающей среды является оперативное реагирование на ее всевозможные негативные изменения, вызванные природными и антропогенными факторами. Для наблюдения за экологическим состоянием Мирового океана существуют различные способы мониторинга. Наибольшее распространение получили методы биоиндикации, в которых в качестве регистрирующих объектов выступают естественные компоненты экосистемы. При этом особенно чувствительными являются фотосинтезирующие организмы, наиболее распространенные из которых – микроводоросли фитопланктона.

Для возможности определения концентрации растворенных органических веществ и хлорофилла А не только в приповерхностном слое океана, но и на глубинах до 100 метров и в локализованных труднодоступных подводных областях буровых установок нами разрабатывается лазерный флуориметр на основе метода лазерной индуцированной флуоресценции (ЛИФ), интегрированный на малогабаритный телеуправляемый подводный аппарат. Это существенно повысит оперативность выявления всевозможных пагубных последствий различных антропогенных факторов и точность проводимых измерений. Разработанный комплекс мы планируем испытать в арктической экспедиции летом этого года.

Также мы проводим исследования взаимодействия лазерного излучения ультракороткой длительности с фотосинтезирующими системами. Это имеет важное значение с точки зрения понимания их функционирования и создания моделей переноса и трансформации энергии молекулярными комплексами, входящими в их состав. Вообще лазеры фемтосекундной длительности открывают существенно большие возможности для исследования вещества. Так, с их помощью можно использовать лазерную когерентную спектроскопию с временным разрешением меньшим, чем времена поперечной релаксации энергетических уровней молекулярных комплексов, входящих в состав фотосинтезирующих систем.

На основе результатов лабораторных исследований планируется разработка новых методов мониторинга морских экосистем с использованием резонансных методов лазерной индуцированной флуоресценции с лазерным излучением ультракороткой длительности. Методика позволит определять не только концентрацию основного пигмента клеток – хлорофилла А, но и эффективность работы фотосинтетического аппарата клеток по воспроизводству органического вещества.

На данный момент, подчеркивает Дмитрий, он старается сосредоточиться на существующих проектах, хотя возникают мысли и по поводу будущего. Интересно, что Прощенко не мечтал о карьере ученого (он вырос в семье моряка) и всегда хотел связать жизнь с морем, стать моряком в третьем поколении, но при этом «еще было желание найти такую специальность, которая будет связана с любимой физикой». В итоге выбрал специальность «радиофизика и электроника» в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского.

– Уже во время учебы в вузе наш преподаватель Александр Васильевич Безвербный и проректор по научной работе Олег Алексеевич Букин подключили меня к исследованиям в области изучения оптических и нелинейно-оптических свойств биологических нанокомпозитных фотонных кристаллов и синтетических нанокомпозитов на основе прекурсора тетракис 2-гидроксиэтил ортосиликата THEOS с различными допирующими компонентами. Так, в общем, я и оказался в науке, – вспоминает свои первые шаги на научном поприще Дмитрий.

Область научных интересов Игоря Степочкина – дистанционные методы исследования океана в оптическом диапазоне. Он занимается разработкой способов оценки экологических параметров акватории. Грант получила его работа «Оценка состояний фитопланктонных сообществ в водах различного типа с использованием полуэмпирических моделей по данным сканера цвета морской поверхности геостационарного спутника ГОСИ для вод Японского моря».

– Метод исследования при кажущейся сложности довольно прост, – рассказывает И. Степочкин. – Не делая отбора проб воды и дальнейшего ее химического анализа, достаточно при помощи определенных оптических приборов измерять световые поля, которые формируются, проходя через морскую воду. А дальше нужно лишь правильно решить обратную задачу, в результате получив опосредованно необходимые параметры. Такие методы более оперативные при оценке экологических параметров морской акватории и имеют большую производительность.

Им повезло сегодня, и пусть везет всегда!

В июне 2015 года Игорь Степочкин выступил с докладом на конференции International Ocean Color Science Meeting в Сан-Франциско (США). Участие в International Ocean Color Science Meeting уже само по себе престижно, потому что это один из основных международных научных форумов, касающихся дистанционных (бесконтактных) оптических методов исследования океана. Проводится он под эгидой Национального аэрокосмического агентства (NASA) и Национального управления исследованиями океана и атмосферы (NOAA).

Сейчас перед Игорем Степочкиным первоочередная задача защитить кандидатскую диссертацию. Это даст возможность участвовать во многих серьезных исследовательских программах в будущем. Руководит его научными исследованиями кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора по научной работе НИИ морского транспорта Павел Салюк, который давно и успешно занимается исследованиями в области разработки дистанционных методов зондирования океана и является постоянным участником и организатором научно-образовательных экспедиций Дальневосточного плавучего университета. Так что поддержка Игорю обеспечена!

Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, получивший грант, будет работать над развитием методов обнаружения и картирования нефтяных пленок на морской поверхности на основе цветовых и поляризационных измерений в видимой области спектра с помощью малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (МБПЛА). Он, как и его коллеги – молодые ученые, считает очень важным, чтобы была преемственность поколений и чтобы они видели, что в их работе действительно заинтересованы.

– Сейчас немало различных фондов и организаций, которые устраивают конкурсы, готовы выделять гранты для реализации проектов как в области естественных, так и гуманитарных наук, – говорит Дмитрий Прощенко. – Поэтому если есть хорошие идеи, то, как показывает практика, они находят поддержку. И судя по тем проектам, которые сейчас выполняются как у нас на Дальнем Востоке, так и в других регионах, есть положительный тренд в этом направлении.

Все трое обладателей грантов считают, что им очень повезло. Остается напомнить имена научных руководителей, которые помогли и будут помогать приближать в дальнейшем молодых ученых к их цели: кандидат физико-математических наук К.А. Шмирко, доктор технических наук А.Ю. Майор, кандидат физико-математических наук П.А. Салюк.

Морской флот №2 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...