Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Инфраструктура / Образование
Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского выиграли гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Татьяна Карельская, Информационный центр ОИУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского

За два года успеть надо много

Их имена пока известны небольшому кругу российских ученых и исследователей. Но как знать: может быть, через годы о них заговорит весь морской мир? Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник Дмитрий Прощенко и младший научный сотрудник Игорь Степочкин стали победителями конкурса научных проектов молодых ученых, который проводится федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ). Все трое – выпускники Морского университета, окончили аспирантуру по специальности «радиофизика», работают в направлении «Морская робототехника для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности», которое разрабатывается в научной школе проректора по научной работе, доктора физико-математических наук, профессора О.А. Букина.

На исследование молодым ученым отведено два года. Дмитрий Прощенко, к примеру, будет заниматься изучением особенностей процесса распространения фемтосекундных лазерных импульсов в морской воде и биологических объектах для разработки новых лазерных технологий мониторинга морских экосистем.

– Сегодня, – говорит он, – одной из первостепенных задач по обеспечению экологической безопасности окружающей среды является оперативное реагирование на ее всевозможные негативные изменения, вызванные природными и антропогенными факторами. Для наблюдения за экологическим состоянием Мирового океана существуют различные способы мониторинга. Наибольшее распространение получили методы биоиндикации, в которых в качестве регистрирующих объектов выступают естественные компоненты экосистемы. При этом особенно чувствительными являются фотосинтезирующие организмы, наиболее распространенные из которых – микроводоросли фитопланктона.

Для возможности определения концентрации растворенных органических веществ и хлорофилла А не только в приповерхностном слое океана, но и на глубинах до 100 метров и в локализованных труднодоступных подводных областях буровых установок нами разрабатывается лазерный флуориметр на основе метода лазерной индуцированной флуоресценции (ЛИФ), интегрированный на малогабаритный телеуправляемый подводный аппарат. Это существенно повысит оперативность выявления всевозможных пагубных последствий различных антропогенных факторов и точность проводимых измерений. Разработанный комплекс мы планируем испытать в арктической экспедиции летом этого года.

Также мы проводим исследования взаимодействия лазерного излучения ультракороткой длительности с фотосинтезирующими системами. Это имеет важное значение с точки зрения понимания их функционирования и создания моделей переноса и трансформации энергии молекулярными комплексами, входящими в их состав. Вообще лазеры фемтосекундной длительности открывают существенно большие возможности для исследования вещества. Так, с их помощью можно использовать лазерную когерентную спектроскопию с временным разрешением меньшим, чем времена поперечной релаксации энергетических уровней молекулярных комплексов, входящих в состав фотосинтезирующих систем.

На основе результатов лабораторных исследований планируется разработка новых методов мониторинга морских экосистем с использованием резонансных методов лазерной индуцированной флуоресценции с лазерным излучением ультракороткой длительности. Методика позволит определять не только концентрацию основного пигмента клеток – хлорофилла А, но и эффективность работы фотосинтетического аппарата клеток по воспроизводству органического вещества.

На данный момент, подчеркивает Дмитрий, он старается сосредоточиться на существующих проектах, хотя возникают мысли и по поводу будущего. Интересно, что Прощенко не мечтал о карьере ученого (он вырос в семье моряка) и всегда хотел связать жизнь с морем, стать моряком в третьем поколении, но при этом «еще было желание найти такую специальность, которая будет связана с любимой физикой». В итоге выбрал специальность «радиофизика и электроника» в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского.

– Уже во время учебы в вузе наш преподаватель Александр Васильевич Безвербный и проректор по научной работе Олег Алексеевич Букин подключили меня к исследованиям в области изучения оптических и нелинейно-оптических свойств биологических нанокомпозитных фотонных кристаллов и синтетических нанокомпозитов на основе прекурсора тетракис 2-гидроксиэтил ортосиликата THEOS с различными допирующими компонентами. Так, в общем, я и оказался в науке, – вспоминает свои первые шаги на научном поприще Дмитрий.

Область научных интересов Игоря Степочкина – дистанционные методы исследования океана в оптическом диапазоне. Он занимается разработкой способов оценки экологических параметров акватории. Грант получила его работа «Оценка состояний фитопланктонных сообществ в водах различного типа с использованием полуэмпирических моделей по данным сканера цвета морской поверхности геостационарного спутника ГОСИ для вод Японского моря».

– Метод исследования при кажущейся сложности довольно прост, – рассказывает И. Степочкин. – Не делая отбора проб воды и дальнейшего ее химического анализа, достаточно при помощи определенных оптических приборов измерять световые поля, которые формируются, проходя через морскую воду. А дальше нужно лишь правильно решить обратную задачу, в результате получив опосредованно необходимые параметры. Такие методы более оперативные при оценке экологических параметров морской акватории и имеют большую производительность.

Им повезло сегодня, и пусть везет всегда!

В июне 2015 года Игорь Степочкин выступил с докладом на конференции International Ocean Color Science Meeting в Сан-Франциско (США). Участие в International Ocean Color Science Meeting уже само по себе престижно, потому что это один из основных международных научных форумов, касающихся дистанционных (бесконтактных) оптических методов исследования океана. Проводится он под эгидой Национального аэрокосмического агентства (NASA) и Национального управления исследованиями океана и атмосферы (NOAA).

Сейчас перед Игорем Степочкиным первоочередная задача защитить кандидатскую диссертацию. Это даст возможность участвовать во многих серьезных исследовательских программах в будущем. Руководит его научными исследованиями кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора по научной работе НИИ морского транспорта Павел Салюк, который давно и успешно занимается исследованиями в области разработки дистанционных методов зондирования океана и является постоянным участником и организатором научно-образовательных экспедиций Дальневосточного плавучего университета. Так что поддержка Игорю обеспечена!

Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, получивший грант, будет работать над развитием методов обнаружения и картирования нефтяных пленок на морской поверхности на основе цветовых и поляризационных измерений в видимой области спектра с помощью малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (МБПЛА). Он, как и его коллеги – молодые ученые, считает очень важным, чтобы была преемственность поколений и чтобы они видели, что в их работе действительно заинтересованы.

– Сейчас немало различных фондов и организаций, которые устраивают конкурсы, готовы выделять гранты для реализации проектов как в области естественных, так и гуманитарных наук, – говорит Дмитрий Прощенко. – Поэтому если есть хорошие идеи, то, как показывает практика, они находят поддержку. И судя по тем проектам, которые сейчас выполняются как у нас на Дальнем Востоке, так и в других регионах, есть положительный тренд в этом направлении.

Все трое обладателей грантов считают, что им очень повезло. Остается напомнить имена научных руководителей, которые помогли и будут помогать приближать в дальнейшем молодых ученых к их цели: кандидат физико-математических наук К.А. Шмирко, доктор технических наук А.Ю. Майор, кандидат физико-математических наук П.А. Салюк.

Морской флот №2 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Украина заблокировала судно «Механик Погодин» на три года

Украина заблокировала судно «Механик Погодин» на три года Российский танкер «Механик Погодин» заблокирован в порту Херсона на три года. Об этом «Громадському ...

Литва выкупит у норвежцев судно-хранилище сжиженного газа

Литва выкупит у норвежцев судно-хранилище сжиженного газа Литовская правительственная комиссия по развитию экономической инфраструктуры приняла решение выкупи...

Российская экономика

Инвестквоты в 150 тысяч тонн минтая и сельди на Дальнем Востоке опять ждут супертраулеров

Инвестквоты в 150 тысяч тонн минтая и сельди на Дальнем Востоке опять ждут супертраулеров Нераспределенными на сегодняшний день, остаются, в частности, суммарные лимиты на добычу в Дальневос...

Минпромторг: Россия не будет строить вертолетоносцы для своего ВМФ

Минпромторг: Россия не будет строить вертолетоносцы для своего ВМФ Флоту нужны корабли для транспортировки вертолетов, однако вертолетоносцы «в чистом понимании этого ...

Транспортная политика

«Новатэк» выступил против предлагаемых Минпромом поправок в кодекс торгового мореплавания

«Новатэк» выступил против предлагаемых Минпромом поправок в кодекс торгового мореплавания «Новатэк» выступил против поправок в кодекс торгового мореплавания, которые были инициированы Минпро...

Открылось заседание рабочей группы по морскому и речному транспорту Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.

Открылось заседание рабочей группы по морскому и речному транспорту Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. В Санкт-Петербурге открылось заседание рабочей группы по морскому и речному транспорту 22-го заседан...

Морские порты

Утверждены новые ставки лоцманского сбора в морском порту Магадан

Утверждены новые ставки лоцманского сбора в морском порту Магадан Утверждены новые ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказыв...

Лейла Маммедзаде покинула пост гендиректора группы «Сумма»

Лейла Маммедзаде покинула пост гендиректора группы «Сумма» Лейла Маммедзаде покинула пост гендиректора ООО «Группа «Сумма» - с 17 августа его занимает Александ...




Морской транспорт

Балтийский завод начал установку гребных электродвигателей на ледокол «Урал»

Балтийский завод начал установку гребных электродвигателей на ледокол «Урал» Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в ОСК) начали погрузку гребных электродвигателей н...

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне Ввиду значительного увеличения грузооборота и судопотока в портах Азовского бассейна заместитель рук...

Речной транспорт

«Волжское пароходство» завершило первое полугодие с прибылью

«Волжское пароходство» завершило первое полугодие с прибылью АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» завершило второй квартал 2018 года с прибылью 17,2 мл...

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...