Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Инфраструктура / Образование
Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского выиграли гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Татьяна Карельская, Информационный центр ОИУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского

За два года успеть надо много

Их имена пока известны небольшому кругу российских ученых и исследователей. Но как знать: может быть, через годы о них заговорит весь морской мир? Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник Дмитрий Прощенко и младший научный сотрудник Игорь Степочкин стали победителями конкурса научных проектов молодых ученых, который проводится федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ). Все трое – выпускники Морского университета, окончили аспирантуру по специальности «радиофизика», работают в направлении «Морская робототехника для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности», которое разрабатывается в научной школе проректора по научной работе, доктора физико-математических наук, профессора О.А. Букина.

На исследование молодым ученым отведено два года. Дмитрий Прощенко, к примеру, будет заниматься изучением особенностей процесса распространения фемтосекундных лазерных импульсов в морской воде и биологических объектах для разработки новых лазерных технологий мониторинга морских экосистем.

– Сегодня, – говорит он, – одной из первостепенных задач по обеспечению экологической безопасности окружающей среды является оперативное реагирование на ее всевозможные негативные изменения, вызванные природными и антропогенными факторами. Для наблюдения за экологическим состоянием Мирового океана существуют различные способы мониторинга. Наибольшее распространение получили методы биоиндикации, в которых в качестве регистрирующих объектов выступают естественные компоненты экосистемы. При этом особенно чувствительными являются фотосинтезирующие организмы, наиболее распространенные из которых – микроводоросли фитопланктона.

Для возможности определения концентрации растворенных органических веществ и хлорофилла А не только в приповерхностном слое океана, но и на глубинах до 100 метров и в локализованных труднодоступных подводных областях буровых установок нами разрабатывается лазерный флуориметр на основе метода лазерной индуцированной флуоресценции (ЛИФ), интегрированный на малогабаритный телеуправляемый подводный аппарат. Это существенно повысит оперативность выявления всевозможных пагубных последствий различных антропогенных факторов и точность проводимых измерений. Разработанный комплекс мы планируем испытать в арктической экспедиции летом этого года.

Также мы проводим исследования взаимодействия лазерного излучения ультракороткой длительности с фотосинтезирующими системами. Это имеет важное значение с точки зрения понимания их функционирования и создания моделей переноса и трансформации энергии молекулярными комплексами, входящими в их состав. Вообще лазеры фемтосекундной длительности открывают существенно большие возможности для исследования вещества. Так, с их помощью можно использовать лазерную когерентную спектроскопию с временным разрешением меньшим, чем времена поперечной релаксации энергетических уровней молекулярных комплексов, входящих в состав фотосинтезирующих систем.

На основе результатов лабораторных исследований планируется разработка новых методов мониторинга морских экосистем с использованием резонансных методов лазерной индуцированной флуоресценции с лазерным излучением ультракороткой длительности. Методика позволит определять не только концентрацию основного пигмента клеток – хлорофилла А, но и эффективность работы фотосинтетического аппарата клеток по воспроизводству органического вещества.

На данный момент, подчеркивает Дмитрий, он старается сосредоточиться на существующих проектах, хотя возникают мысли и по поводу будущего. Интересно, что Прощенко не мечтал о карьере ученого (он вырос в семье моряка) и всегда хотел связать жизнь с морем, стать моряком в третьем поколении, но при этом «еще было желание найти такую специальность, которая будет связана с любимой физикой». В итоге выбрал специальность «радиофизика и электроника» в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского.

– Уже во время учебы в вузе наш преподаватель Александр Васильевич Безвербный и проректор по научной работе Олег Алексеевич Букин подключили меня к исследованиям в области изучения оптических и нелинейно-оптических свойств биологических нанокомпозитных фотонных кристаллов и синтетических нанокомпозитов на основе прекурсора тетракис 2-гидроксиэтил ортосиликата THEOS с различными допирующими компонентами. Так, в общем, я и оказался в науке, – вспоминает свои первые шаги на научном поприще Дмитрий.

Область научных интересов Игоря Степочкина – дистанционные методы исследования океана в оптическом диапазоне. Он занимается разработкой способов оценки экологических параметров акватории. Грант получила его работа «Оценка состояний фитопланктонных сообществ в водах различного типа с использованием полуэмпирических моделей по данным сканера цвета морской поверхности геостационарного спутника ГОСИ для вод Японского моря».

– Метод исследования при кажущейся сложности довольно прост, – рассказывает И. Степочкин. – Не делая отбора проб воды и дальнейшего ее химического анализа, достаточно при помощи определенных оптических приборов измерять световые поля, которые формируются, проходя через морскую воду. А дальше нужно лишь правильно решить обратную задачу, в результате получив опосредованно необходимые параметры. Такие методы более оперативные при оценке экологических параметров морской акватории и имеют большую производительность.

Им повезло сегодня, и пусть везет всегда!

В июне 2015 года Игорь Степочкин выступил с докладом на конференции International Ocean Color Science Meeting в Сан-Франциско (США). Участие в International Ocean Color Science Meeting уже само по себе престижно, потому что это один из основных международных научных форумов, касающихся дистанционных (бесконтактных) оптических методов исследования океана. Проводится он под эгидой Национального аэрокосмического агентства (NASA) и Национального управления исследованиями океана и атмосферы (NOAA).

Сейчас перед Игорем Степочкиным первоочередная задача защитить кандидатскую диссертацию. Это даст возможность участвовать во многих серьезных исследовательских программах в будущем. Руководит его научными исследованиями кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора по научной работе НИИ морского транспорта Павел Салюк, который давно и успешно занимается исследованиями в области разработки дистанционных методов зондирования океана и является постоянным участником и организатором научно-образовательных экспедиций Дальневосточного плавучего университета. Так что поддержка Игорю обеспечена!

Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, получивший грант, будет работать над развитием методов обнаружения и картирования нефтяных пленок на морской поверхности на основе цветовых и поляризационных измерений в видимой области спектра с помощью малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (МБПЛА). Он, как и его коллеги – молодые ученые, считает очень важным, чтобы была преемственность поколений и чтобы они видели, что в их работе действительно заинтересованы.

– Сейчас немало различных фондов и организаций, которые устраивают конкурсы, готовы выделять гранты для реализации проектов как в области естественных, так и гуманитарных наук, – говорит Дмитрий Прощенко. – Поэтому если есть хорошие идеи, то, как показывает практика, они находят поддержку. И судя по тем проектам, которые сейчас выполняются как у нас на Дальнем Востоке, так и в других регионах, есть положительный тренд в этом направлении.

Все трое обладателей грантов считают, что им очень повезло. Остается напомнить имена научных руководителей, которые помогли и будут помогать приближать в дальнейшем молодых ученых к их цели: кандидат физико-математических наук К.А. Шмирко, доктор технических наук А.Ю. Майор, кандидат физико-математических наук П.А. Салюк.

Морской флот №2 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

У России может появиться флот мирового класса – Американские СМИ

У России может появиться флот мирового класса – Американские СМИ На информационном портале «Warisboring» опубликован материал одного из самых популярных военных эксп...

На башкирском водохранилище катер с пятью пассажирами врезался в причал

На башкирском водохранилище катер с пятью пассажирами врезался в причал Во время сильного дождя маломерный катер с пятью пассажирами на большой скорости врезался в причал в...

Российская экономика

Рыбопромысловая отрасль готовится к переходу на ЭПЖ и электронные разрешения

Рыбопромысловая отрасль готовится к переходу на ЭПЖ и электронные разрешения В тестовой эксплуатации программно-технического комплекса «Электронный промысловый журнал» по данным...

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в четвертом квартале 2017 го...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Порт Роттердам обеспокоен закрытием железной дороги, связывающей город со Швейцарией

Порт Роттердам обеспокоен закрытием железной дороги, связывающей город со Швейцарией Администрация порта Роттердам и компании, работающие в порту, «крайне обеспокоены» закрытием движени...

Суд перенес на 13 сентября рассмотрение иска «дочки» Global Ports к ФАС по делу о тарифах

Суд перенес на 13 сентября рассмотрение иска «дочки» Global Ports к ФАС по делу о тарифах Арбитражный суд Москвы перенес на 13 сентября рассмотрение иска ООО «Восточная стивидорная компания»...




Морской транспорт

В Литву прибыла первая партия американского СПГ

В Литву прибыла первая партия американского СПГ Первая партия сжиженного природного газа (СПГ) из США прибыла в Клайпедский морской порт в п...

Hyundai Merchant планирует запустить сервис по Севморпути в 2020 году

Hyundai Merchant планирует запустить сервис по Севморпути в 2020 году Национальный перевозчик Южной Кореи Hyundai Merchant Marine планирует начать операции по маршрутам в...

Речной транспорт

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами Уровень загрязнения Волги нефтепродуктами является критическим и в несколько раз превышает предельно...

Ж/Д транспорт

Продление Транссибирской магистрали до Вены будет стоить 6,5 млрд евро - Минтранс Австрии

Продление Транссибирской магистрали до Вены будет стоить 6,5 млрд евро - Минтранс Австрии Продление железной дороги с широкой колеей от Кошице (Словакия) до Вены можно начать в 2023 ...

РЖД просит стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке

РЖД просит стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке РЖД просит стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке. Об этом, ...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...