Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Инфраструктура / Образование
Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского выиграли гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Татьяна Карельская, Информационный центр ОИУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского

За два года успеть надо много

Их имена пока известны небольшому кругу российских ученых и исследователей. Но как знать: может быть, через годы о них заговорит весь морской мир? Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник Дмитрий Прощенко и младший научный сотрудник Игорь Степочкин стали победителями конкурса научных проектов молодых ученых, который проводится федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ). Все трое – выпускники Морского университета, окончили аспирантуру по специальности «радиофизика», работают в направлении «Морская робототехника для обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности», которое разрабатывается в научной школе проректора по научной работе, доктора физико-математических наук, профессора О.А. Букина.

На исследование молодым ученым отведено два года. Дмитрий Прощенко, к примеру, будет заниматься изучением особенностей процесса распространения фемтосекундных лазерных импульсов в морской воде и биологических объектах для разработки новых лазерных технологий мониторинга морских экосистем.

– Сегодня, – говорит он, – одной из первостепенных задач по обеспечению экологической безопасности окружающей среды является оперативное реагирование на ее всевозможные негативные изменения, вызванные природными и антропогенными факторами. Для наблюдения за экологическим состоянием Мирового океана существуют различные способы мониторинга. Наибольшее распространение получили методы биоиндикации, в которых в качестве регистрирующих объектов выступают естественные компоненты экосистемы. При этом особенно чувствительными являются фотосинтезирующие организмы, наиболее распространенные из которых – микроводоросли фитопланктона.

Для возможности определения концентрации растворенных органических веществ и хлорофилла А не только в приповерхностном слое океана, но и на глубинах до 100 метров и в локализованных труднодоступных подводных областях буровых установок нами разрабатывается лазерный флуориметр на основе метода лазерной индуцированной флуоресценции (ЛИФ), интегрированный на малогабаритный телеуправляемый подводный аппарат. Это существенно повысит оперативность выявления всевозможных пагубных последствий различных антропогенных факторов и точность проводимых измерений. Разработанный комплекс мы планируем испытать в арктической экспедиции летом этого года.

Также мы проводим исследования взаимодействия лазерного излучения ультракороткой длительности с фотосинтезирующими системами. Это имеет важное значение с точки зрения понимания их функционирования и создания моделей переноса и трансформации энергии молекулярными комплексами, входящими в их состав. Вообще лазеры фемтосекундной длительности открывают существенно большие возможности для исследования вещества. Так, с их помощью можно использовать лазерную когерентную спектроскопию с временным разрешением меньшим, чем времена поперечной релаксации энергетических уровней молекулярных комплексов, входящих в состав фотосинтезирующих систем.

На основе результатов лабораторных исследований планируется разработка новых методов мониторинга морских экосистем с использованием резонансных методов лазерной индуцированной флуоресценции с лазерным излучением ультракороткой длительности. Методика позволит определять не только концентрацию основного пигмента клеток – хлорофилла А, но и эффективность работы фотосинтетического аппарата клеток по воспроизводству органического вещества.

На данный момент, подчеркивает Дмитрий, он старается сосредоточиться на существующих проектах, хотя возникают мысли и по поводу будущего. Интересно, что Прощенко не мечтал о карьере ученого (он вырос в семье моряка) и всегда хотел связать жизнь с морем, стать моряком в третьем поколении, но при этом «еще было желание найти такую специальность, которая будет связана с любимой физикой». В итоге выбрал специальность «радиофизика и электроника» в Морском государственном университете им. адм. Г.И. Невельского.

– Уже во время учебы в вузе наш преподаватель Александр Васильевич Безвербный и проректор по научной работе Олег Алексеевич Букин подключили меня к исследованиям в области изучения оптических и нелинейно-оптических свойств биологических нанокомпозитных фотонных кристаллов и синтетических нанокомпозитов на основе прекурсора тетракис 2-гидроксиэтил ортосиликата THEOS с различными допирующими компонентами. Так, в общем, я и оказался в науке, – вспоминает свои первые шаги на научном поприще Дмитрий.

Область научных интересов Игоря Степочкина – дистанционные методы исследования океана в оптическом диапазоне. Он занимается разработкой способов оценки экологических параметров акватории. Грант получила его работа «Оценка состояний фитопланктонных сообществ в водах различного типа с использованием полуэмпирических моделей по данным сканера цвета морской поверхности геостационарного спутника ГОСИ для вод Японского моря».

– Метод исследования при кажущейся сложности довольно прост, – рассказывает И. Степочкин. – Не делая отбора проб воды и дальнейшего ее химического анализа, достаточно при помощи определенных оптических приборов измерять световые поля, которые формируются, проходя через морскую воду. А дальше нужно лишь правильно решить обратную задачу, в результате получив опосредованно необходимые параметры. Такие методы более оперативные при оценке экологических параметров морской акватории и имеют большую производительность.

Им повезло сегодня, и пусть везет всегда!

В июне 2015 года Игорь Степочкин выступил с докладом на конференции International Ocean Color Science Meeting в Сан-Франциско (США). Участие в International Ocean Color Science Meeting уже само по себе престижно, потому что это один из основных международных научных форумов, касающихся дистанционных (бесконтактных) оптических методов исследования океана. Проводится он под эгидой Национального аэрокосмического агентства (NASA) и Национального управления исследованиями океана и атмосферы (NOAA).

Сейчас перед Игорем Степочкиным первоочередная задача защитить кандидатскую диссертацию. Это даст возможность участвовать во многих серьезных исследовательских программах в будущем. Руководит его научными исследованиями кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора по научной работе НИИ морского транспорта Павел Салюк, который давно и успешно занимается исследованиями в области разработки дистанционных методов зондирования океана и является постоянным участником и организатором научно-образовательных экспедиций Дальневосточного плавучего университета. Так что поддержка Игорю обеспечена!

Младший научный сотрудник Алексей Бобриков, получивший грант, будет работать над развитием методов обнаружения и картирования нефтяных пленок на морской поверхности на основе цветовых и поляризационных измерений в видимой области спектра с помощью малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (МБПЛА). Он, как и его коллеги – молодые ученые, считает очень важным, чтобы была преемственность поколений и чтобы они видели, что в их работе действительно заинтересованы.

– Сейчас немало различных фондов и организаций, которые устраивают конкурсы, готовы выделять гранты для реализации проектов как в области естественных, так и гуманитарных наук, – говорит Дмитрий Прощенко. – Поэтому если есть хорошие идеи, то, как показывает практика, они находят поддержку. И судя по тем проектам, которые сейчас выполняются как у нас на Дальнем Востоке, так и в других регионах, есть положительный тренд в этом направлении.

Все трое обладателей грантов считают, что им очень повезло. Остается напомнить имена научных руководителей, которые помогли и будут помогать приближать в дальнейшем молодых ученых к их цели: кандидат физико-математических наук К.А. Шмирко, доктор технических наук А.Ю. Майор, кандидат физико-математических наук П.А. Салюк.

Морской флот №2 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Команда ОСК выступила на Всероссийском инженерном конкурсе

Команда ОСК выступила на Всероссийском инженерном конкурсе Команда победителей инженерно-управленческого конкурса Объединенной судостроительной корпорации «Вме...

Судно «Виктор Пацаев» останется в Калиниграде в качестве музея

Судно «Виктор Пацаев» останется в Калиниграде в качестве музея Вопрос о дальнейшей судьбе научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» решен - оно ост...

Российская экономика

Глава ФАС заявил о согласовании проекта указа о госполитике по развитию конкуренции

Глава ФАС заявил о согласовании проекта указа о госполитике по развитию конкуренции Подготовленный Федеральной антимонопольной службой проект президентского указа об основных направлен...

Обоснование модернизации транспортных коридоров в Приморье подготовят в феврале

Обоснование модернизации транспортных коридоров в Приморье подготовят в феврале Китайская компания China Communication Construction Company приступила к подготовке технико-экономич...

Транспортная политика

Транзит Белоруссии может покинуть Клайпедский порт

Транзит Белоруссии может покинуть Клайпедский порт Посол Белоруссии в Литве Александр Король заявил, что республика может перестать сотрудничать с Клай...

Усилиями Минтранса значительно сокращен срок оформления судовых документов – В. Клюев

Усилиями Минтранса значительно сокращен срок оформления судовых документов – В. Клюев Время оформления судовых документов и документов моряка значительно уменьшилось. Так в декабре 2017 ...

Морские порты

Власти Хабаровского края предлагают сделать Ванино и Советскую Гавань одним свободным портом

Власти Хабаровского края предлагают сделать Ванино и Советскую Гавань одним свободным портом Режим порто-франко, который действует в Ванинском районе, должен быть распространен на Советскую Гав...

«Транснефть» приобрела 25% плюс 1 акция «Усть-Луга Ойл»

«Транснефть» приобрела 25% плюс 1 акция «Усть-Луга Ойл» ФАС одобрила ходатайство ООО «Транснефть- Балтика» (структура «Транснефти») о покупке 25%...




Морской транспорт

Заседание президиума Научно-технического совета РС прошло в Санкт-Петербурге

Заседание президиума Научно-технического совета РС прошло в Санкт-Петербурге 14 декабря 2017 года в Главном управлении Российского морского регистра судоходства (РС) сос...

Первое судно после глубокой модернизации спустили на воду в Калининградской области

Первое судно после глубокой модернизации спустили на воду в Калининградской области Первое в Калининградской области рыболовецкое судно «Капитан Лобанов» после глубокой модернизации сп...

Речной транспорт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт В настоящее время, по мнению специалистов, для строительства нового порта лучше всего подойдут три у...

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Ж/Д транспорт

Грузовые ж/д тарифы в 2018 г. будут индексированы на 3,9%, максимум надбавки - снижен до 8% - ФАС

Грузовые ж/д тарифы в 2018 г. будут индексированы на 3,9%, максимум надбавки - снижен до 8% - ФАС Правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приняло решение об индексации грузовых же...

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ «Благосостояние». Об этом сказал вице-премь...

Авто транспорт

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост 14 декабря 2017 года в Петрозаводске состоялся ввод в опытную эксплуатацию наплавного моста через Ло...

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик Укладка асфальтобетонного покрытия автодорожной части Крымского моста, который свяжет полуостров с м...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...