Второе рождение легендарного «Сомова»

Севморпуть
Второе рождение легендарного «Сомова»

«Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман антарктических исследований гидрометслужбы, оно вот уже 18 лет выполняет государственное задание Росгидромета по обеспечению всем необходимым труднодоступных станций по трассе Северного морского пути. В последнее время в его жизни произошли большие изменения.

Галина Власова, спецкор

Пароход, что всю Арктику кормит

Как сообщили в пресс-службе Северного УГМС, в декабре прошлого года на СРЗ «Красная кузница» начался ремонт для подготовки к навигации и промежуточного освидетельствования судна Российским морским регистром судоходства (РМРС). Для этой цели Росгидрометом выделены значительные средства. Более 40 лет (!) НЭС «Михаил Сомов» работает в полярных морях в сложных ледовых условиях, а ремонт поможет продлить срок его службы.

Построенный в 1975-м, «Михаил Сомов» в том же году отправился в свой первый экспедиционный рейс в Антарктику в составе очередной, 21-й Советской Антарктической экспедиции (САЭ). Он доставил людей и снаряжение на советские антарктические станции и в мае 1976 г. вернулся в Ленинград. Затем судно приняло участие в экспедиции «ПОЛЭКС – Север-76», в результате которой ученые выполнили важные океанографические и метеорологические исследования. Осенью 1976 г. «Михаил Сомов» снова пошел в Антарктику, работая в составе флота 22-й САЭ, и попал в ледовый плен. Дрейф оказался не очень продолжительным: менее двух месяцев. Судно, используя улучшение погодных условий и ледовой обстановки, смогло самостоятельно выйти на чистую воду. А потом были другие экспедиции (всего до 1999 года – 21), модернизация на Херсонском заводе, нелепая авария 14-го рейса и снова дрейф, на сей раз очень опасный…

Тогда капитан Родченко сумел, маневрируя, выйти из района скопления айсбергов, но вскоре у судна льдом заклинило винты и руль, оно потеряло возможность движения. Месяц спустя было принято решение оставить на «Михаиле Сомове» минимум экипажа, а часть экипажа и участников экспедиции перебросить вертолетом на дежуривший у кромки льдов «Павел Корчагин». 17 апреля 1985 г. эвакуация вертолетами была завершена. Всего было эвакуировано 77 человек. На «Михаиле Сомове» оставались еще 53.

К июню положение «Михаила Сомова» становилось все более тяжелым. Сказывалась потеря прочности судна в результате полученной трещины корпуса. Возникла реальная угроза быть раздавленным льдами. Шпангоуты, не выдерживая натиска льдов, стали лопаться. Сжатия были столь сильными, что огромные льдины запрыгивали на палубу судна. Экипаж стал готовить все необходимое для высадки на лед в случае аварийной ситуации. Дрейф продолжался уже более трех с половиной месяцев. Только 5 июня было принято решение Совета Министров СССР об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».

Войдя в перемычку, «Владивосток» в какой-то момент и сам оказался зажат льдами. Но погодные условия улучшились, сменивший направление ветер несколько разрядил льды. Ледокол околол «Михаила Сомова», и 11 августа оба судна вышли на чистую воду.

Многие участники этой эпопеи были награждены государственными наградами, трое из них стали Героями Советского Союза. Была отчеканена и памятная медаль в честь 133-дневного дрейфа НЭС «Михаил Сомов» и экспедиции на л/к «Владивосток».

Знают ли нынешние члены экипажа, особенно молодое поколение, историю своего судна? Конечно! Может быть, поэтому голос вахтенного, отвечающего на наш звонок из Москвы, звучит так торжественно: «Михаил Сомов» слушает!»

Тех, кто создавал современную историю судна (в 2000 году НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС), немного. Точнее, всего двое: старший электромеханик и боцман. Вот они-то хорошо помнят, как использовалось судно для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, доставки на научные станции, пограничные заставы, территорию национальных парков и иных объектов персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов. С 2000 по 2014 год экипаж судна выполнил более 50 рейсов. С 2011 года в соответствии с госзаданием НЭС «Михаил Сомов» проводил завоз и обеспечение ТДС Северного УГМС, Чукотского УГМС, Якутского УГМС по всей трассе Северного морского пути. Каждый год судно обеспечивает полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего рейса. Не случайно его прозвали «пароходом, что всю Арктику кормит».

Корпус поменял цвет

В навигацию 2015 года было проведено два рейса НЭС «Михаил Сомов» по трассе Северного морского пути.

В двухмесячный поход по СМП перед ремонтом судно отправилось в августе прошлого года. На тридцать труднодоступных станций побережья и островов Белого, Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей, а также моря Лаптевых были доставлены топливо, продукты, лекарства, строительные материалы, оборудование, а также новая смена полярников на морские гидрометеорологические станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС.

В начале октября на борту судна «Михаил Сомов» завершила работу научно-исследовательская экспедиция Арктического и антарктического института (ААНИИ). Ученые занимались экологическим мониторингом и проведением почвоведческих исследований природных и антропогенных ландшафтов островных территорий российского сектора. В конце октября судно возвратилось в Архангельск. Дизель-электроход за два месяца преодолел путь протяженностью почти 10 тысяч морских миль.

И вот наконец долгожданная модернизация – за многие годы службы судно приобрело серьезный износ.

Капитан «Михаила Сомова» Андрей Демешин, возглавивший экипаж год назад, считает, что ремонт хоть и не устранит «анахронизмов» устройства судна-долгожителя, но обновит его и «омолодит».

– В ходе модернизации НЭС «Михаил Сомов» выполнены текущие ремонты главных двигателей, главных генераторов электродвижения, вспомогательных дизель-генераторов по восстановлению заводских технических характеристик и продлению ресурса работы, а также ремонт подводной части судна с выемкой гребного вала, винта; вспомогательных систем и механизмов (пожарных насосов, генераторов и др.); электромашинных усилителей; парового котла, теплого и конденсатного ящиков; спасательных катеров грузового устройства, грузовых лебедок, шкивов и блоков грузовых стрел, – рассказывает А. Демешин. – Установлены новый конденсатор пара, охранная система видеонаблюдения. Произведена покраска корпуса, надстроек, палуб, подводной части судна.

Интересно, что теперь флагман флота Северного УГМС имеет ярко-красную надстройку. Кстати, идея поменять светлый цвет корпуса на красный принадлежит капитану. «Морские хитрости», – объясняет он улыбаясь. И добавляет уже вполне серьезно:

– В северных широтах нагреваться корпус не будет, а среди белых льдов красный цвет хорошо заметен. Да и с точки зрения эксплуатации ухаживать будет проще.

В конце апреля ремонт окончательно завершится. После этого, по словам начальника базы экспедиционного флота Северного УГМС Владимира Гарькавенко, пароход пойдет в укрытие, что необходимо в условиях начавшегося на Северной Двине половодья и ледохода. А в начале июня «Михаил Сомов» вернется в строй, чтобы отправиться на традиционные для него работы в акватории Белого, Баренцева и Карского морей.

Морской флот №2 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...