Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Второе рождение легендарного «Сомова»

Севморпуть
Второе рождение легендарного «Сомова»

«Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман антарктических исследований гидрометслужбы, оно вот уже 18 лет выполняет государственное задание Росгидромета по обеспечению всем необходимым труднодоступных станций по трассе Северного морского пути. В последнее время в его жизни произошли большие изменения.

Галина Власова, спецкор

Пароход, что всю Арктику кормит

Как сообщили в пресс-службе Северного УГМС, в декабре прошлого года на СРЗ «Красная кузница» начался ремонт для подготовки к навигации и промежуточного освидетельствования судна Российским морским регистром судоходства (РМРС). Для этой цели Росгидрометом выделены значительные средства. Более 40 лет (!) НЭС «Михаил Сомов» работает в полярных морях в сложных ледовых условиях, а ремонт поможет продлить срок его службы.

Построенный в 1975-м, «Михаил Сомов» в том же году отправился в свой первый экспедиционный рейс в Антарктику в составе очередной, 21-й Советской Антарктической экспедиции (САЭ). Он доставил людей и снаряжение на советские антарктические станции и в мае 1976 г. вернулся в Ленинград. Затем судно приняло участие в экспедиции «ПОЛЭКС – Север-76», в результате которой ученые выполнили важные океанографические и метеорологические исследования. Осенью 1976 г. «Михаил Сомов» снова пошел в Антарктику, работая в составе флота 22-й САЭ, и попал в ледовый плен. Дрейф оказался не очень продолжительным: менее двух месяцев. Судно, используя улучшение погодных условий и ледовой обстановки, смогло самостоятельно выйти на чистую воду. А потом были другие экспедиции (всего до 1999 года – 21), модернизация на Херсонском заводе, нелепая авария 14-го рейса и снова дрейф, на сей раз очень опасный…

Тогда капитан Родченко сумел, маневрируя, выйти из района скопления айсбергов, но вскоре у судна льдом заклинило винты и руль, оно потеряло возможность движения. Месяц спустя было принято решение оставить на «Михаиле Сомове» минимум экипажа, а часть экипажа и участников экспедиции перебросить вертолетом на дежуривший у кромки льдов «Павел Корчагин». 17 апреля 1985 г. эвакуация вертолетами была завершена. Всего было эвакуировано 77 человек. На «Михаиле Сомове» оставались еще 53.

К июню положение «Михаила Сомова» становилось все более тяжелым. Сказывалась потеря прочности судна в результате полученной трещины корпуса. Возникла реальная угроза быть раздавленным льдами. Шпангоуты, не выдерживая натиска льдов, стали лопаться. Сжатия были столь сильными, что огромные льдины запрыгивали на палубу судна. Экипаж стал готовить все необходимое для высадки на лед в случае аварийной ситуации. Дрейф продолжался уже более трех с половиной месяцев. Только 5 июня было принято решение Совета Министров СССР об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».

Войдя в перемычку, «Владивосток» в какой-то момент и сам оказался зажат льдами. Но погодные условия улучшились, сменивший направление ветер несколько разрядил льды. Ледокол околол «Михаила Сомова», и 11 августа оба судна вышли на чистую воду.

Многие участники этой эпопеи были награждены государственными наградами, трое из них стали Героями Советского Союза. Была отчеканена и памятная медаль в честь 133-дневного дрейфа НЭС «Михаил Сомов» и экспедиции на л/к «Владивосток».

Знают ли нынешние члены экипажа, особенно молодое поколение, историю своего судна? Конечно! Может быть, поэтому голос вахтенного, отвечающего на наш звонок из Москвы, звучит так торжественно: «Михаил Сомов» слушает!»

Тех, кто создавал современную историю судна (в 2000 году НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС), немного. Точнее, всего двое: старший электромеханик и боцман. Вот они-то хорошо помнят, как использовалось судно для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, доставки на научные станции, пограничные заставы, территорию национальных парков и иных объектов персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов. С 2000 по 2014 год экипаж судна выполнил более 50 рейсов. С 2011 года в соответствии с госзаданием НЭС «Михаил Сомов» проводил завоз и обеспечение ТДС Северного УГМС, Чукотского УГМС, Якутского УГМС по всей трассе Северного морского пути. Каждый год судно обеспечивает полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего рейса. Не случайно его прозвали «пароходом, что всю Арктику кормит».

Корпус поменял цвет

В навигацию 2015 года было проведено два рейса НЭС «Михаил Сомов» по трассе Северного морского пути.

В двухмесячный поход по СМП перед ремонтом судно отправилось в августе прошлого года. На тридцать труднодоступных станций побережья и островов Белого, Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей, а также моря Лаптевых были доставлены топливо, продукты, лекарства, строительные материалы, оборудование, а также новая смена полярников на морские гидрометеорологические станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС.

В начале октября на борту судна «Михаил Сомов» завершила работу научно-исследовательская экспедиция Арктического и антарктического института (ААНИИ). Ученые занимались экологическим мониторингом и проведением почвоведческих исследований природных и антропогенных ландшафтов островных территорий российского сектора. В конце октября судно возвратилось в Архангельск. Дизель-электроход за два месяца преодолел путь протяженностью почти 10 тысяч морских миль.

И вот наконец долгожданная модернизация – за многие годы службы судно приобрело серьезный износ.

Капитан «Михаила Сомова» Андрей Демешин, возглавивший экипаж год назад, считает, что ремонт хоть и не устранит «анахронизмов» устройства судна-долгожителя, но обновит его и «омолодит».

– В ходе модернизации НЭС «Михаил Сомов» выполнены текущие ремонты главных двигателей, главных генераторов электродвижения, вспомогательных дизель-генераторов по восстановлению заводских технических характеристик и продлению ресурса работы, а также ремонт подводной части судна с выемкой гребного вала, винта; вспомогательных систем и механизмов (пожарных насосов, генераторов и др.); электромашинных усилителей; парового котла, теплого и конденсатного ящиков; спасательных катеров грузового устройства, грузовых лебедок, шкивов и блоков грузовых стрел, – рассказывает А. Демешин. – Установлены новый конденсатор пара, охранная система видеонаблюдения. Произведена покраска корпуса, надстроек, палуб, подводной части судна.

Интересно, что теперь флагман флота Северного УГМС имеет ярко-красную надстройку. Кстати, идея поменять светлый цвет корпуса на красный принадлежит капитану. «Морские хитрости», – объясняет он улыбаясь. И добавляет уже вполне серьезно:

– В северных широтах нагреваться корпус не будет, а среди белых льдов красный цвет хорошо заметен. Да и с точки зрения эксплуатации ухаживать будет проще.

В конце апреля ремонт окончательно завершится. После этого, по словам начальника базы экспедиционного флота Северного УГМС Владимира Гарькавенко, пароход пойдет в укрытие, что необходимо в условиях начавшегося на Северной Двине половодья и ледохода. А в начале июня «Михаил Сомов» вернется в строй, чтобы отправиться на традиционные для него работы в акватории Белого, Баренцева и Карского морей.

Морской флот №2 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная Хабаровский филиал Главгосэкспертизы России провел проверку достоверности определения сметной стоимо...

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии Власти Индонезии сообщили в среду, что 166 пассажиров парома, затонувшего в индонезийском озере нака...

Российская экономика

Россия объявила торговую войну США

Россия объявила торговую войну США Россия вводит «балансирующие меры» в ответ на протекционистские шаги США, сообщил глава Минэкономраз...

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г.

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г. Балтийский завод в Санкт-Петербурге может вернуться к реализации проектов строительства военных кора...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

ВСК усилит экологический контроль на угольном терминале

ВСК усилит экологический контроль на угольном терминале ООО «Восточная стивидорная компания» введет постоянный экологический мониторинг и обеспечит максимал...

В морском порту Усть-Луга начались дноуглубительные работы

В морском порту Усть-Луга начались дноуглубительные работы «Росморпорт» приступил к плановым дноуглубительным работам на акватории морского порта Усть-Луга в р...




Морской транспорт

Суд по жалобе за простой парома ManGyongBong отложен на июль

Суд по жалобе за простой парома ManGyongBong отложен на июль Арбитражный суд Приморского края в среду вновь отложил судебное заседание по заявлению компании «Рос...

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет Четвертый и пятый универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», которые планируется постро...

Речной транспорт

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня Астраханский судостроительный завод «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ...

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов Федеральное агентство по туризму РФ видит потенциал реки Амур в части развития международного круизн...

Ж/Д транспорт

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб Министерство транспорта РФ предлагает оставить часть прибыли РЖД - 13,6 млрд рублей - в распоряжении...

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК В Хабаровском крае приступили к инженерно-геологическим изысканиям на участках, по которым пройдет ж...

Авто транспорт

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора Повышение тарифов в системе «Платон» в 2018 году не планируется, сообщил в четверг журналистам глава...

Аналитика

Транспортная политика

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...