Второе рождение легендарного «Сомова»

Севморпуть
Второе рождение легендарного «Сомова»

«Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман антарктических исследований гидрометслужбы, оно вот уже 18 лет выполняет государственное задание Росгидромета по обеспечению всем необходимым труднодоступных станций по трассе Северного морского пути. В последнее время в его жизни произошли большие изменения.

Галина Власова, спецкор

Пароход, что всю Арктику кормит

Как сообщили в пресс-службе Северного УГМС, в декабре прошлого года на СРЗ «Красная кузница» начался ремонт для подготовки к навигации и промежуточного освидетельствования судна Российским морским регистром судоходства (РМРС). Для этой цели Росгидрометом выделены значительные средства. Более 40 лет (!) НЭС «Михаил Сомов» работает в полярных морях в сложных ледовых условиях, а ремонт поможет продлить срок его службы.

Построенный в 1975-м, «Михаил Сомов» в том же году отправился в свой первый экспедиционный рейс в Антарктику в составе очередной, 21-й Советской Антарктической экспедиции (САЭ). Он доставил людей и снаряжение на советские антарктические станции и в мае 1976 г. вернулся в Ленинград. Затем судно приняло участие в экспедиции «ПОЛЭКС – Север-76», в результате которой ученые выполнили важные океанографические и метеорологические исследования. Осенью 1976 г. «Михаил Сомов» снова пошел в Антарктику, работая в составе флота 22-й САЭ, и попал в ледовый плен. Дрейф оказался не очень продолжительным: менее двух месяцев. Судно, используя улучшение погодных условий и ледовой обстановки, смогло самостоятельно выйти на чистую воду. А потом были другие экспедиции (всего до 1999 года – 21), модернизация на Херсонском заводе, нелепая авария 14-го рейса и снова дрейф, на сей раз очень опасный…

Тогда капитан Родченко сумел, маневрируя, выйти из района скопления айсбергов, но вскоре у судна льдом заклинило винты и руль, оно потеряло возможность движения. Месяц спустя было принято решение оставить на «Михаиле Сомове» минимум экипажа, а часть экипажа и участников экспедиции перебросить вертолетом на дежуривший у кромки льдов «Павел Корчагин». 17 апреля 1985 г. эвакуация вертолетами была завершена. Всего было эвакуировано 77 человек. На «Михаиле Сомове» оставались еще 53.

К июню положение «Михаила Сомова» становилось все более тяжелым. Сказывалась потеря прочности судна в результате полученной трещины корпуса. Возникла реальная угроза быть раздавленным льдами. Шпангоуты, не выдерживая натиска льдов, стали лопаться. Сжатия были столь сильными, что огромные льдины запрыгивали на палубу судна. Экипаж стал готовить все необходимое для высадки на лед в случае аварийной ситуации. Дрейф продолжался уже более трех с половиной месяцев. Только 5 июня было принято решение Совета Министров СССР об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».

Войдя в перемычку, «Владивосток» в какой-то момент и сам оказался зажат льдами. Но погодные условия улучшились, сменивший направление ветер несколько разрядил льды. Ледокол околол «Михаила Сомова», и 11 августа оба судна вышли на чистую воду.

Многие участники этой эпопеи были награждены государственными наградами, трое из них стали Героями Советского Союза. Была отчеканена и памятная медаль в честь 133-дневного дрейфа НЭС «Михаил Сомов» и экспедиции на л/к «Владивосток».

Знают ли нынешние члены экипажа, особенно молодое поколение, историю своего судна? Конечно! Может быть, поэтому голос вахтенного, отвечающего на наш звонок из Москвы, звучит так торжественно: «Михаил Сомов» слушает!»

Тех, кто создавал современную историю судна (в 2000 году НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС), немного. Точнее, всего двое: старший электромеханик и боцман. Вот они-то хорошо помнят, как использовалось судно для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, доставки на научные станции, пограничные заставы, территорию национальных парков и иных объектов персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов. С 2000 по 2014 год экипаж судна выполнил более 50 рейсов. С 2011 года в соответствии с госзаданием НЭС «Михаил Сомов» проводил завоз и обеспечение ТДС Северного УГМС, Чукотского УГМС, Якутского УГМС по всей трассе Северного морского пути. Каждый год судно обеспечивает полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего рейса. Не случайно его прозвали «пароходом, что всю Арктику кормит».

Корпус поменял цвет

В навигацию 2015 года было проведено два рейса НЭС «Михаил Сомов» по трассе Северного морского пути.

В двухмесячный поход по СМП перед ремонтом судно отправилось в августе прошлого года. На тридцать труднодоступных станций побережья и островов Белого, Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей, а также моря Лаптевых были доставлены топливо, продукты, лекарства, строительные материалы, оборудование, а также новая смена полярников на морские гидрометеорологические станции Северного, Якутского и Чукотского УГМС.

В начале октября на борту судна «Михаил Сомов» завершила работу научно-исследовательская экспедиция Арктического и антарктического института (ААНИИ). Ученые занимались экологическим мониторингом и проведением почвоведческих исследований природных и антропогенных ландшафтов островных территорий российского сектора. В конце октября судно возвратилось в Архангельск. Дизель-электроход за два месяца преодолел путь протяженностью почти 10 тысяч морских миль.

И вот наконец долгожданная модернизация – за многие годы службы судно приобрело серьезный износ.

Капитан «Михаила Сомова» Андрей Демешин, возглавивший экипаж год назад, считает, что ремонт хоть и не устранит «анахронизмов» устройства судна-долгожителя, но обновит его и «омолодит».

– В ходе модернизации НЭС «Михаил Сомов» выполнены текущие ремонты главных двигателей, главных генераторов электродвижения, вспомогательных дизель-генераторов по восстановлению заводских технических характеристик и продлению ресурса работы, а также ремонт подводной части судна с выемкой гребного вала, винта; вспомогательных систем и механизмов (пожарных насосов, генераторов и др.); электромашинных усилителей; парового котла, теплого и конденсатного ящиков; спасательных катеров грузового устройства, грузовых лебедок, шкивов и блоков грузовых стрел, – рассказывает А. Демешин. – Установлены новый конденсатор пара, охранная система видеонаблюдения. Произведена покраска корпуса, надстроек, палуб, подводной части судна.

Интересно, что теперь флагман флота Северного УГМС имеет ярко-красную надстройку. Кстати, идея поменять светлый цвет корпуса на красный принадлежит капитану. «Морские хитрости», – объясняет он улыбаясь. И добавляет уже вполне серьезно:

– В северных широтах нагреваться корпус не будет, а среди белых льдов красный цвет хорошо заметен. Да и с точки зрения эксплуатации ухаживать будет проще.

В конце апреля ремонт окончательно завершится. После этого, по словам начальника базы экспедиционного флота Северного УГМС Владимира Гарькавенко, пароход пойдет в укрытие, что необходимо в условиях начавшегося на Северной Двине половодья и ледохода. А в начале июня «Михаил Сомов» вернется в строй, чтобы отправиться на традиционные для него работы в акватории Белого, Баренцева и Карского морей.

Морской флот №2 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...