Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Инфраструктура / Образование
Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним решение (за отведенное на тему время «сделать открытие») – вот главная задача учителя. Слова учителя должны обладать смыслом, которого они лишены в словаре. В четырехмерном пространстве стандартов нет, зато там есть синергия восприятия.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Рассчитывать на успех невозможно

Образовательные реформы в России носят перманентный характер, а по образному выражению О. Уайльда, «в России возможно все, кроме реформ».

За последние два десятилетия качество образования стремительно снизилось. Как и всякое разрушение, этот процесс носит нелинейный характер. Современный школьник с первых дней попадает под влияние изощренных мер, якобы способствующих прогрессу образования. Документы, исходящие от чиновников, изобилуют терминологией, чуждой природе человеческого сознания. Следует дать некоторые определения и сделать уточнения. И для начала уместно напомнить определение лингвистики.

«Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука, изучающая древние и современные языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях» (курсив автора).

А вот пример современного «естественного человеческого языка»: «В процессе опытно-экспериментальной работы в рамках городской экспериментальной площадки по разработке модели личностно-ориентированного образования и под руководством… мы апробировали ряд способов учета личностной семантики школьников».

В погоне за новомодными терминами и терминологией утрачивается достоинство лингвистики как науки.

Во все времена успешному общению учителя и учащегося способствовали два таких явления, как непосредственный и фоновый культурный диалоги, которые устанавливают равновесие между внутренним диалогом ученика и учителя.

Эффективное обучение невозможно без фонового диалога. Непосредственный диалог может нести новизну, но без фоновых знаний рассчитывать на успех вряд ли возможно.

Академик Д.С. Лихачев так вспоминает свою учебу в университете: «Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника» (курсив автора). Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения».

Для пояснения пользы медленного чтения, которое и позволяет формировать фоновое пространство для ведения непосредственного диалога, обратимся к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», которое начинается словами:

«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…»

Можно выучить текст и продекламировать его, но «и попугаи способны произносить слова самого высокого достоинства».

Для формирования фонового культурного диалога потребуются знания. Прежде всего о том, кто такой Олег? Почему он вещий и что значит само слово «вещий»? Кто такие хазары, за что им нужно мстить? Когда происходили описываемые события? Каковыми были события, предшествующие сборам? Как видим, вопросам нет счета; их можно продолжать и продолжать.

Но зато, зная ответы на вопросы, формируется фоновое пространство для непосредственного диалога – он становится результативным. Выстраиваются ассоциативные связи (результат внутреннего диалога), которые будут задействованы в других ситуациях. Примечательно, что в результате внешнего диалога может меняться и внутренний диалог учителя. В шутке «Уже все сам понял, а они не понимают» есть доля истины. Стремление быть доходчивым приводит к открытиям новых методических приемов.

Ассоциативные связи – основа успешного обучения. Успешному формированию ассоциаций хорошо способствуют метафоры, однако следует иметь в виду, что некоторые метафоры могут не восприниматься современной аудиторией. Так, например, излагая теорию компенсации девиации магнитного компаса, вполне уместна метафора: «Клин вышибают клином», то есть девиацию, создаваемую твердым в магнитном отношении железом, компенсируют при помощи магнитов-уничтожителей, а девиацию от мягкого в магнитном отношении судового железа компенсируют при помощи компенсаторов, изготовленных из мягкого в магнитном отношении железа. Метафора может и не сработать, если учащимся неизвестен ее глубинный смысл, что «клин вышибают клином», – подобное устраняется подобным. Дровяное отопление еще есть, но мало кто рубит дрова, их закупают уже колотыми.

«Бессмысленный свист»

Успешному обучению способствуют, например, такие психофизиологические показатели, как вербальный интеллект, интеллектуальная лабильность и общая осведомленность. И конечно же, мотивация, без которой все усилия учителя напрасны.

Сочетание обилия информации с проблемой восприятия этой информации негативно сказывается на состоянии безопасности мореплавания. Как показали исследования, проводимые в Морском колледже ГМА имени адмирала С.О. Макарова (период с 2004-2008 гг.), у абитуриентов в группе качеств умственной работоспособности оказались ниже нормы:

– вербальный интеллект (у 40%);

– интеллектуальная лабильность или способность к обучению (у 37%);

– общая осведомленность (у 30%).

Например, на вопрос: «Сколько полюсов у Земли?» – был получен ответ: «Четыре!» И это вовсе не свидетельствует об ущербности умственных способностей. Ответ свидетельствует о безразличии к своему фоновому культурному пространству. При непосредственном диалоге это скажется на качестве обучения, а в дальнейшем – на практической деятельности.

Неполнота фонового культурного пространства переходит в область профессиональной деятельности. В книге У.Р. Климова «Лекции по МППСС-72 (части А и В)» приведены данные отечественных и зарубежных исследований, когда судоводители неверно понимали или толковали правила. О том, что проблемы понимания МППСС-72 существуют, свидетельствуют как результаты расследования аварий, так и литература по вопросам безопасности мореплавания.

При сформировавшемся культурном фоновом диалоге (здесь имеется в виду профессиональная деятельность) картина будет выглядеть следующим образом – сформировано единое понятийное пространство.

Если же единое фоновое культурное (понятийное) пространство не сформировано, то внешний диалог не даст желаемого результата. Картина диалога будет выглядеть иначе.

Что же происходит в результате непосредственного диалога, когда фоновое пространство слабо сформировано или его вообще нет? Не это ли имел в виду Д. Мережковский в критической статье «В обезьяньих лапах», когда писал: «Недосягаемые глубины мистического созерцания, перейдя из четвертого измерения во второе, в общедоступную плоскость, как бы неимоверно расплющились»?

Мнения Мережковского в части воздействия слова весьма поучительны. Вот как он пишет о творчестве Л. Андреева: «Для моего человеческого носа тут запах валерьяны слишком чувствителен. И где бы я ни открыл книгу, мелькают все те же цветы красноречия, подобные цветам провинциальных обоев. Не живые сочетания, а мертвая пыль слов, книжный сор. Слова, налитые не огнем и кровью, а типографскими чернилами. Я знаю, что значит: «огурец соленый», «стол круглый»; но что значит: «мучительные воспоминания», «жгучая тоска» – я не то что не знаю, а знать не хочу, как не хочу знать, что опротивевшие обойные цветочки имеют притязание на сходство с полевыми васильками и маками: мало ли чего хотел обойный фабрикант, да моя-то душа этого не хочет».

И уж вряд ли можно назвать «цветами красноречия» современные термины в системе образования, такие как КИМы (контрольно-измерительные материалы), инновационные образовательные технологии и прочие «побрякушки», рожденные чиновничьим воображением.

Агни-йога предостерегает: «Можно обогащать язык новыми определительными, но бессмысленный свист не принесет пользы. Каждая буква, по звуку своему, означает вибрацию центров. Нелепо без пользы нарушать созвучие». Вслушайтесь в корявые, лишенные смысла слова и фразы чиновничьей казуистики. Они и есть типичные образчики «бессмысленного свиста».

Интересно, что сказал бы Мережковский о творчестве современных чиновников от образования? Зато в полной мере это отразили в своем творчестве русские писатели: И. Бунин в «Окаянных днях», М. Булгаков в «Собачьем сердце». Список можно продолжить.

Вот только мыслям русских и советских писателей-классиков не нашлось места в головах чиновников ввиду отсутствия фонового культурного пространства, а без него зародившиеся ассоциации выглядят ущербно.

Чреваты аварийностью

В морском образовании проблемы отсутствия фонового пространства чреваты аварийностью. Морской профессиональный язык насыщен терминологией, где, как выразился герой рассказа А.П. Чехова «Свадьба с генералом» отставной контр-адмирал Ревунов-Караулов, «всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение...».

Не так страшно, если «таинственное недоумение» достигло слуха обывателя. Но если на морском флоте профессиональные термины (на русском и на английском языках) перейдут в разряд «таинственного недоумения», то это прямая угроза безопасности мореплавания.

В те времена, когда морские профессии находились в числе самых престижных и ценились знания, а не корочки диплома, формированию фонового пространства способствовала художественная литература и клубы юных моряков. Альманах «На суше и на море», произведения Д. Лондона, К. М. Станюковича, А.С. Новикова-Прибоя и многих других писателей будили воображение будущих мореходов. Современный уровень культуры чтения снизился по сравнению с тем уровнем, который предшествовал эпохе Интернета, и это несмотря на то что доступность (но не востребованность) литературы многократно выросла. В школах изучали не только само произведение, но и критические статьи по ним, что способствовало формированию культурного фонового пространства. Современное упование на всесилие стандартов образования (шаблонов) – это очередная утопия. Писатели И. Акимов и В. Клименко в книге «О природе таланта» пишут: «В руках природы не шаблон, а норма. Если шаблон – это жесткая единственная форма, то норма – это диапазон (от и до), в котором может разместиться (свободно развиваться) огромное количество форм».

В современном судоходстве знание и понимание терминологии несет в себе судьбоносные последствия. Знание и понимание многообразия терминологии предполагает наличие обширных ассоциативных связей.

Морские узлы могут многое поведать о значимости терминологии, особенно на парусниках. Даже невзрачная снасть (веревочка) имеет свое название и четкое функциональное предназначение, а самая короткая из них носит название рында-булинь и крепится она к языку судовой рынды. Но есть веревки, от которых зависит безопасность судна. Например, шпринг (spring – пружина) – швартовный трос, поданный с носа (смотрит в корму) или кормы (смотрит в нос) для удержания судна в заданном положении. Как следует из названия, шпринг пружинит (гасит инерцию судна при его подходе к причалу) и предотвращает «гуляние» судна при стоянке у причала. Во время отшвартовки шпринг используется для того, чтобы «отбить» нос или корму судна от причала.

Для моряка сам термин «шпринг» «обрастает» ассоциациями, характеризующими его функциональные предназначения и ориентацию в пространстве.

Выводы. Современному российскому образованию требуются не реформы, а благоразумие. Экономить на образовании – преступно.

Пора уяснить, что не стандарты и инновационные образовательные технологии создают знания. Знания создают преподаватель и учащиеся, которым не чужд непосредственный диалог в доступном для обеих сторон фоновом пространстве.

Проблема лекторов в морском образовании стоит остро во всем мире. В российском образовании еще есть остатки былого величия. И их надо беречь и приумножать!

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...