Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Инфраструктура / Образование
Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним решение (за отведенное на тему время «сделать открытие») – вот главная задача учителя. Слова учителя должны обладать смыслом, которого они лишены в словаре. В четырехмерном пространстве стандартов нет, зато там есть синергия восприятия.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Рассчитывать на успех невозможно

Образовательные реформы в России носят перманентный характер, а по образному выражению О. Уайльда, «в России возможно все, кроме реформ».

За последние два десятилетия качество образования стремительно снизилось. Как и всякое разрушение, этот процесс носит нелинейный характер. Современный школьник с первых дней попадает под влияние изощренных мер, якобы способствующих прогрессу образования. Документы, исходящие от чиновников, изобилуют терминологией, чуждой природе человеческого сознания. Следует дать некоторые определения и сделать уточнения. И для начала уместно напомнить определение лингвистики.

«Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука, изучающая древние и современные языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях» (курсив автора).

А вот пример современного «естественного человеческого языка»: «В процессе опытно-экспериментальной работы в рамках городской экспериментальной площадки по разработке модели личностно-ориентированного образования и под руководством… мы апробировали ряд способов учета личностной семантики школьников».

В погоне за новомодными терминами и терминологией утрачивается достоинство лингвистики как науки.

Во все времена успешному общению учителя и учащегося способствовали два таких явления, как непосредственный и фоновый культурный диалоги, которые устанавливают равновесие между внутренним диалогом ученика и учителя.

Эффективное обучение невозможно без фонового диалога. Непосредственный диалог может нести новизну, но без фоновых знаний рассчитывать на успех вряд ли возможно.

Академик Д.С. Лихачев так вспоминает свою учебу в университете: «Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника» (курсив автора). Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения».

Для пояснения пользы медленного чтения, которое и позволяет формировать фоновое пространство для ведения непосредственного диалога, обратимся к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», которое начинается словами:

«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…»

Можно выучить текст и продекламировать его, но «и попугаи способны произносить слова самого высокого достоинства».

Для формирования фонового культурного диалога потребуются знания. Прежде всего о том, кто такой Олег? Почему он вещий и что значит само слово «вещий»? Кто такие хазары, за что им нужно мстить? Когда происходили описываемые события? Каковыми были события, предшествующие сборам? Как видим, вопросам нет счета; их можно продолжать и продолжать.

Но зато, зная ответы на вопросы, формируется фоновое пространство для непосредственного диалога – он становится результативным. Выстраиваются ассоциативные связи (результат внутреннего диалога), которые будут задействованы в других ситуациях. Примечательно, что в результате внешнего диалога может меняться и внутренний диалог учителя. В шутке «Уже все сам понял, а они не понимают» есть доля истины. Стремление быть доходчивым приводит к открытиям новых методических приемов.

Ассоциативные связи – основа успешного обучения. Успешному формированию ассоциаций хорошо способствуют метафоры, однако следует иметь в виду, что некоторые метафоры могут не восприниматься современной аудиторией. Так, например, излагая теорию компенсации девиации магнитного компаса, вполне уместна метафора: «Клин вышибают клином», то есть девиацию, создаваемую твердым в магнитном отношении железом, компенсируют при помощи магнитов-уничтожителей, а девиацию от мягкого в магнитном отношении судового железа компенсируют при помощи компенсаторов, изготовленных из мягкого в магнитном отношении железа. Метафора может и не сработать, если учащимся неизвестен ее глубинный смысл, что «клин вышибают клином», – подобное устраняется подобным. Дровяное отопление еще есть, но мало кто рубит дрова, их закупают уже колотыми.

«Бессмысленный свист»

Успешному обучению способствуют, например, такие психофизиологические показатели, как вербальный интеллект, интеллектуальная лабильность и общая осведомленность. И конечно же, мотивация, без которой все усилия учителя напрасны.

Сочетание обилия информации с проблемой восприятия этой информации негативно сказывается на состоянии безопасности мореплавания. Как показали исследования, проводимые в Морском колледже ГМА имени адмирала С.О. Макарова (период с 2004-2008 гг.), у абитуриентов в группе качеств умственной работоспособности оказались ниже нормы:

– вербальный интеллект (у 40%);

– интеллектуальная лабильность или способность к обучению (у 37%);

– общая осведомленность (у 30%).

Например, на вопрос: «Сколько полюсов у Земли?» – был получен ответ: «Четыре!» И это вовсе не свидетельствует об ущербности умственных способностей. Ответ свидетельствует о безразличии к своему фоновому культурному пространству. При непосредственном диалоге это скажется на качестве обучения, а в дальнейшем – на практической деятельности.

Неполнота фонового культурного пространства переходит в область профессиональной деятельности. В книге У.Р. Климова «Лекции по МППСС-72 (части А и В)» приведены данные отечественных и зарубежных исследований, когда судоводители неверно понимали или толковали правила. О том, что проблемы понимания МППСС-72 существуют, свидетельствуют как результаты расследования аварий, так и литература по вопросам безопасности мореплавания.

При сформировавшемся культурном фоновом диалоге (здесь имеется в виду профессиональная деятельность) картина будет выглядеть следующим образом – сформировано единое понятийное пространство.

Если же единое фоновое культурное (понятийное) пространство не сформировано, то внешний диалог не даст желаемого результата. Картина диалога будет выглядеть иначе.

Что же происходит в результате непосредственного диалога, когда фоновое пространство слабо сформировано или его вообще нет? Не это ли имел в виду Д. Мережковский в критической статье «В обезьяньих лапах», когда писал: «Недосягаемые глубины мистического созерцания, перейдя из четвертого измерения во второе, в общедоступную плоскость, как бы неимоверно расплющились»?

Мнения Мережковского в части воздействия слова весьма поучительны. Вот как он пишет о творчестве Л. Андреева: «Для моего человеческого носа тут запах валерьяны слишком чувствителен. И где бы я ни открыл книгу, мелькают все те же цветы красноречия, подобные цветам провинциальных обоев. Не живые сочетания, а мертвая пыль слов, книжный сор. Слова, налитые не огнем и кровью, а типографскими чернилами. Я знаю, что значит: «огурец соленый», «стол круглый»; но что значит: «мучительные воспоминания», «жгучая тоска» – я не то что не знаю, а знать не хочу, как не хочу знать, что опротивевшие обойные цветочки имеют притязание на сходство с полевыми васильками и маками: мало ли чего хотел обойный фабрикант, да моя-то душа этого не хочет».

И уж вряд ли можно назвать «цветами красноречия» современные термины в системе образования, такие как КИМы (контрольно-измерительные материалы), инновационные образовательные технологии и прочие «побрякушки», рожденные чиновничьим воображением.

Агни-йога предостерегает: «Можно обогащать язык новыми определительными, но бессмысленный свист не принесет пользы. Каждая буква, по звуку своему, означает вибрацию центров. Нелепо без пользы нарушать созвучие». Вслушайтесь в корявые, лишенные смысла слова и фразы чиновничьей казуистики. Они и есть типичные образчики «бессмысленного свиста».

Интересно, что сказал бы Мережковский о творчестве современных чиновников от образования? Зато в полной мере это отразили в своем творчестве русские писатели: И. Бунин в «Окаянных днях», М. Булгаков в «Собачьем сердце». Список можно продолжить.

Вот только мыслям русских и советских писателей-классиков не нашлось места в головах чиновников ввиду отсутствия фонового культурного пространства, а без него зародившиеся ассоциации выглядят ущербно.

Чреваты аварийностью

В морском образовании проблемы отсутствия фонового пространства чреваты аварийностью. Морской профессиональный язык насыщен терминологией, где, как выразился герой рассказа А.П. Чехова «Свадьба с генералом» отставной контр-адмирал Ревунов-Караулов, «всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение...».

Не так страшно, если «таинственное недоумение» достигло слуха обывателя. Но если на морском флоте профессиональные термины (на русском и на английском языках) перейдут в разряд «таинственного недоумения», то это прямая угроза безопасности мореплавания.

В те времена, когда морские профессии находились в числе самых престижных и ценились знания, а не корочки диплома, формированию фонового пространства способствовала художественная литература и клубы юных моряков. Альманах «На суше и на море», произведения Д. Лондона, К. М. Станюковича, А.С. Новикова-Прибоя и многих других писателей будили воображение будущих мореходов. Современный уровень культуры чтения снизился по сравнению с тем уровнем, который предшествовал эпохе Интернета, и это несмотря на то что доступность (но не востребованность) литературы многократно выросла. В школах изучали не только само произведение, но и критические статьи по ним, что способствовало формированию культурного фонового пространства. Современное упование на всесилие стандартов образования (шаблонов) – это очередная утопия. Писатели И. Акимов и В. Клименко в книге «О природе таланта» пишут: «В руках природы не шаблон, а норма. Если шаблон – это жесткая единственная форма, то норма – это диапазон (от и до), в котором может разместиться (свободно развиваться) огромное количество форм».

В современном судоходстве знание и понимание терминологии несет в себе судьбоносные последствия. Знание и понимание многообразия терминологии предполагает наличие обширных ассоциативных связей.

Морские узлы могут многое поведать о значимости терминологии, особенно на парусниках. Даже невзрачная снасть (веревочка) имеет свое название и четкое функциональное предназначение, а самая короткая из них носит название рында-булинь и крепится она к языку судовой рынды. Но есть веревки, от которых зависит безопасность судна. Например, шпринг (spring – пружина) – швартовный трос, поданный с носа (смотрит в корму) или кормы (смотрит в нос) для удержания судна в заданном положении. Как следует из названия, шпринг пружинит (гасит инерцию судна при его подходе к причалу) и предотвращает «гуляние» судна при стоянке у причала. Во время отшвартовки шпринг используется для того, чтобы «отбить» нос или корму судна от причала.

Для моряка сам термин «шпринг» «обрастает» ассоциациями, характеризующими его функциональные предназначения и ориентацию в пространстве.

Выводы. Современному российскому образованию требуются не реформы, а благоразумие. Экономить на образовании – преступно.

Пора уяснить, что не стандарты и инновационные образовательные технологии создают знания. Знания создают преподаватель и учащиеся, которым не чужд непосредственный диалог в доступном для обеих сторон фоновом пространстве.

Проблема лекторов в морском образовании стоит остро во всем мире. В российском образовании еще есть остатки былого величия. И их надо беречь и приумножать!

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Столкнувшийся с эсминцем ВМС США контейнеровоз шел под управлением авторулевого

Столкнувшийся с эсминцем ВМС США контейнеровоз шел под управлением авторулевого Столкнувшийся у берегов Японии с эсминцем ВМС США Fitzgerald контейнеровоз ACX Crystal шел под управ...

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии Учебный парусник «Мир» 22 июня прибыл в порт Ден Хелдер (Нидерланды) для участия в крупнейше...

Российская экономика

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока»

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока» Президент России Владимир Путин в пятницу совершит рабочую поездку в Краснодарский край. Как сообщил...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга ООО «Балтийское морское буксирное агентство» (БМБА)  осуществило первую для компан...

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт» с 01 июля 2017 года повышает для работнико...




Морской транспорт

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода Кронштадтский морской завод завершил ремонтные работы на маяке «Ирбенский». Утром 23 июня буксиры вы...

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2 ПАО «ТрансКонтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся грузовых станций Курская и Павелец...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...