Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Инфраструктура / Образование
Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним решение (за отведенное на тему время «сделать открытие») – вот главная задача учителя. Слова учителя должны обладать смыслом, которого они лишены в словаре. В четырехмерном пространстве стандартов нет, зато там есть синергия восприятия.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Рассчитывать на успех невозможно

Образовательные реформы в России носят перманентный характер, а по образному выражению О. Уайльда, «в России возможно все, кроме реформ».

За последние два десятилетия качество образования стремительно снизилось. Как и всякое разрушение, этот процесс носит нелинейный характер. Современный школьник с первых дней попадает под влияние изощренных мер, якобы способствующих прогрессу образования. Документы, исходящие от чиновников, изобилуют терминологией, чуждой природе человеческого сознания. Следует дать некоторые определения и сделать уточнения. И для начала уместно напомнить определение лингвистики.

«Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука, изучающая древние и современные языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях» (курсив автора).

А вот пример современного «естественного человеческого языка»: «В процессе опытно-экспериментальной работы в рамках городской экспериментальной площадки по разработке модели личностно-ориентированного образования и под руководством… мы апробировали ряд способов учета личностной семантики школьников».

В погоне за новомодными терминами и терминологией утрачивается достоинство лингвистики как науки.

Во все времена успешному общению учителя и учащегося способствовали два таких явления, как непосредственный и фоновый культурный диалоги, которые устанавливают равновесие между внутренним диалогом ученика и учителя.

Эффективное обучение невозможно без фонового диалога. Непосредственный диалог может нести новизну, но без фоновых знаний рассчитывать на успех вряд ли возможно.

Академик Д.С. Лихачев так вспоминает свою учебу в университете: «Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника» (курсив автора). Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения».

Для пояснения пользы медленного чтения, которое и позволяет формировать фоновое пространство для ведения непосредственного диалога, обратимся к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», которое начинается словами:

«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…»

Можно выучить текст и продекламировать его, но «и попугаи способны произносить слова самого высокого достоинства».

Для формирования фонового культурного диалога потребуются знания. Прежде всего о том, кто такой Олег? Почему он вещий и что значит само слово «вещий»? Кто такие хазары, за что им нужно мстить? Когда происходили описываемые события? Каковыми были события, предшествующие сборам? Как видим, вопросам нет счета; их можно продолжать и продолжать.

Но зато, зная ответы на вопросы, формируется фоновое пространство для непосредственного диалога – он становится результативным. Выстраиваются ассоциативные связи (результат внутреннего диалога), которые будут задействованы в других ситуациях. Примечательно, что в результате внешнего диалога может меняться и внутренний диалог учителя. В шутке «Уже все сам понял, а они не понимают» есть доля истины. Стремление быть доходчивым приводит к открытиям новых методических приемов.

Ассоциативные связи – основа успешного обучения. Успешному формированию ассоциаций хорошо способствуют метафоры, однако следует иметь в виду, что некоторые метафоры могут не восприниматься современной аудиторией. Так, например, излагая теорию компенсации девиации магнитного компаса, вполне уместна метафора: «Клин вышибают клином», то есть девиацию, создаваемую твердым в магнитном отношении железом, компенсируют при помощи магнитов-уничтожителей, а девиацию от мягкого в магнитном отношении судового железа компенсируют при помощи компенсаторов, изготовленных из мягкого в магнитном отношении железа. Метафора может и не сработать, если учащимся неизвестен ее глубинный смысл, что «клин вышибают клином», – подобное устраняется подобным. Дровяное отопление еще есть, но мало кто рубит дрова, их закупают уже колотыми.

«Бессмысленный свист»

Успешному обучению способствуют, например, такие психофизиологические показатели, как вербальный интеллект, интеллектуальная лабильность и общая осведомленность. И конечно же, мотивация, без которой все усилия учителя напрасны.

Сочетание обилия информации с проблемой восприятия этой информации негативно сказывается на состоянии безопасности мореплавания. Как показали исследования, проводимые в Морском колледже ГМА имени адмирала С.О. Макарова (период с 2004-2008 гг.), у абитуриентов в группе качеств умственной работоспособности оказались ниже нормы:

– вербальный интеллект (у 40%);

– интеллектуальная лабильность или способность к обучению (у 37%);

– общая осведомленность (у 30%).

Например, на вопрос: «Сколько полюсов у Земли?» – был получен ответ: «Четыре!» И это вовсе не свидетельствует об ущербности умственных способностей. Ответ свидетельствует о безразличии к своему фоновому культурному пространству. При непосредственном диалоге это скажется на качестве обучения, а в дальнейшем – на практической деятельности.

Неполнота фонового культурного пространства переходит в область профессиональной деятельности. В книге У.Р. Климова «Лекции по МППСС-72 (части А и В)» приведены данные отечественных и зарубежных исследований, когда судоводители неверно понимали или толковали правила. О том, что проблемы понимания МППСС-72 существуют, свидетельствуют как результаты расследования аварий, так и литература по вопросам безопасности мореплавания.

При сформировавшемся культурном фоновом диалоге (здесь имеется в виду профессиональная деятельность) картина будет выглядеть следующим образом – сформировано единое понятийное пространство.

Если же единое фоновое культурное (понятийное) пространство не сформировано, то внешний диалог не даст желаемого результата. Картина диалога будет выглядеть иначе.

Что же происходит в результате непосредственного диалога, когда фоновое пространство слабо сформировано или его вообще нет? Не это ли имел в виду Д. Мережковский в критической статье «В обезьяньих лапах», когда писал: «Недосягаемые глубины мистического созерцания, перейдя из четвертого измерения во второе, в общедоступную плоскость, как бы неимоверно расплющились»?

Мнения Мережковского в части воздействия слова весьма поучительны. Вот как он пишет о творчестве Л. Андреева: «Для моего человеческого носа тут запах валерьяны слишком чувствителен. И где бы я ни открыл книгу, мелькают все те же цветы красноречия, подобные цветам провинциальных обоев. Не живые сочетания, а мертвая пыль слов, книжный сор. Слова, налитые не огнем и кровью, а типографскими чернилами. Я знаю, что значит: «огурец соленый», «стол круглый»; но что значит: «мучительные воспоминания», «жгучая тоска» – я не то что не знаю, а знать не хочу, как не хочу знать, что опротивевшие обойные цветочки имеют притязание на сходство с полевыми васильками и маками: мало ли чего хотел обойный фабрикант, да моя-то душа этого не хочет».

И уж вряд ли можно назвать «цветами красноречия» современные термины в системе образования, такие как КИМы (контрольно-измерительные материалы), инновационные образовательные технологии и прочие «побрякушки», рожденные чиновничьим воображением.

Агни-йога предостерегает: «Можно обогащать язык новыми определительными, но бессмысленный свист не принесет пользы. Каждая буква, по звуку своему, означает вибрацию центров. Нелепо без пользы нарушать созвучие». Вслушайтесь в корявые, лишенные смысла слова и фразы чиновничьей казуистики. Они и есть типичные образчики «бессмысленного свиста».

Интересно, что сказал бы Мережковский о творчестве современных чиновников от образования? Зато в полной мере это отразили в своем творчестве русские писатели: И. Бунин в «Окаянных днях», М. Булгаков в «Собачьем сердце». Список можно продолжить.

Вот только мыслям русских и советских писателей-классиков не нашлось места в головах чиновников ввиду отсутствия фонового культурного пространства, а без него зародившиеся ассоциации выглядят ущербно.

Чреваты аварийностью

В морском образовании проблемы отсутствия фонового пространства чреваты аварийностью. Морской профессиональный язык насыщен терминологией, где, как выразился герой рассказа А.П. Чехова «Свадьба с генералом» отставной контр-адмирал Ревунов-Караулов, «всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение...».

Не так страшно, если «таинственное недоумение» достигло слуха обывателя. Но если на морском флоте профессиональные термины (на русском и на английском языках) перейдут в разряд «таинственного недоумения», то это прямая угроза безопасности мореплавания.

В те времена, когда морские профессии находились в числе самых престижных и ценились знания, а не корочки диплома, формированию фонового пространства способствовала художественная литература и клубы юных моряков. Альманах «На суше и на море», произведения Д. Лондона, К. М. Станюковича, А.С. Новикова-Прибоя и многих других писателей будили воображение будущих мореходов. Современный уровень культуры чтения снизился по сравнению с тем уровнем, который предшествовал эпохе Интернета, и это несмотря на то что доступность (но не востребованность) литературы многократно выросла. В школах изучали не только само произведение, но и критические статьи по ним, что способствовало формированию культурного фонового пространства. Современное упование на всесилие стандартов образования (шаблонов) – это очередная утопия. Писатели И. Акимов и В. Клименко в книге «О природе таланта» пишут: «В руках природы не шаблон, а норма. Если шаблон – это жесткая единственная форма, то норма – это диапазон (от и до), в котором может разместиться (свободно развиваться) огромное количество форм».

В современном судоходстве знание и понимание терминологии несет в себе судьбоносные последствия. Знание и понимание многообразия терминологии предполагает наличие обширных ассоциативных связей.

Морские узлы могут многое поведать о значимости терминологии, особенно на парусниках. Даже невзрачная снасть (веревочка) имеет свое название и четкое функциональное предназначение, а самая короткая из них носит название рында-булинь и крепится она к языку судовой рынды. Но есть веревки, от которых зависит безопасность судна. Например, шпринг (spring – пружина) – швартовный трос, поданный с носа (смотрит в корму) или кормы (смотрит в нос) для удержания судна в заданном положении. Как следует из названия, шпринг пружинит (гасит инерцию судна при его подходе к причалу) и предотвращает «гуляние» судна при стоянке у причала. Во время отшвартовки шпринг используется для того, чтобы «отбить» нос или корму судна от причала.

Для моряка сам термин «шпринг» «обрастает» ассоциациями, характеризующими его функциональные предназначения и ориентацию в пространстве.

Выводы. Современному российскому образованию требуются не реформы, а благоразумие. Экономить на образовании – преступно.

Пора уяснить, что не стандарты и инновационные образовательные технологии создают знания. Знания создают преподаватель и учащиеся, которым не чужд непосредственный диалог в доступном для обеих сторон фоновом пространстве.

Проблема лекторов в морском образовании стоит остро во всем мире. В российском образовании еще есть остатки былого величия. И их надо беречь и приумножать!

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр»

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр» Новейший малый ракетный корабль Черноморского флота РФ «Вышний Волочек» с крылатыми ракетами «Калибр...

«Адмирал Григорович» впервые применил ракеты «Калибр» в ходе учений в Черном море

«Адмирал Григорович» впервые применил ракеты «Калибр» в ходе учений в Черном море Фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» выполнил стрельбу ракетным комплексом «Калибр» по на...

Российская экономика

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство Решение о механизме распределения квот на вылов крабов пока не принято, рассматриваются два варианта...

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора Строительство Северного широтного хода - новой железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе - ...

Транспортная политика

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы В ответ на требования ФСБ прекратить перевозку рыбы иностранными судами Росрыбловство предложило пер...

Морские порты

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона Временно исполняющий обязанности губернатора Магаданской области Сергей Носов направил письмо предсе...

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников С начала 2018 года в рамках реализации социальной программы ООО «Универсальный перегрузочный комплек...




Морской транспорт

Крым планирует запустить пассажирское морское сообщение с Турцией в 2019 году - власти

Крым планирует запустить пассажирское морское сообщение с Турцией в 2019 году - власти Республика Крым изучает возможность запустить пассажирское морское сообщение с Турцией в курортном с...

Крым планирует возобновить паромное сообщение с Турцией осенью - власти

Крым планирует возобновить паромное сообщение с Турцией осенью - власти Республика Крым планирует до конца осени восстановить паромное сообщение с Турцией, сообщил в четвер...

Речной транспорт

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс Ранее в Китае не было грузовых судов, которые можно было бы эксплуатировать и на реке и на море. Для...

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки ОАО «Хабаровский речной торговый порт» в первом полугодии 2018 года увеличило чистый убыток по РСБУ ...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...