Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Инфраструктура / Образование
Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним решение (за отведенное на тему время «сделать открытие») – вот главная задача учителя. Слова учителя должны обладать смыслом, которого они лишены в словаре. В четырехмерном пространстве стандартов нет, зато там есть синергия восприятия.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Рассчитывать на успех невозможно

Образовательные реформы в России носят перманентный характер, а по образному выражению О. Уайльда, «в России возможно все, кроме реформ».

За последние два десятилетия качество образования стремительно снизилось. Как и всякое разрушение, этот процесс носит нелинейный характер. Современный школьник с первых дней попадает под влияние изощренных мер, якобы способствующих прогрессу образования. Документы, исходящие от чиновников, изобилуют терминологией, чуждой природе человеческого сознания. Следует дать некоторые определения и сделать уточнения. И для начала уместно напомнить определение лингвистики.

«Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука, изучающая древние и современные языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях» (курсив автора).

А вот пример современного «естественного человеческого языка»: «В процессе опытно-экспериментальной работы в рамках городской экспериментальной площадки по разработке модели личностно-ориентированного образования и под руководством… мы апробировали ряд способов учета личностной семантики школьников».

В погоне за новомодными терминами и терминологией утрачивается достоинство лингвистики как науки.

Во все времена успешному общению учителя и учащегося способствовали два таких явления, как непосредственный и фоновый культурный диалоги, которые устанавливают равновесие между внутренним диалогом ученика и учителя.

Эффективное обучение невозможно без фонового диалога. Непосредственный диалог может нести новизну, но без фоновых знаний рассчитывать на успех вряд ли возможно.

Академик Д.С. Лихачев так вспоминает свою учебу в университете: «Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника» (курсив автора). Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения».

Для пояснения пользы медленного чтения, которое и позволяет формировать фоновое пространство для ведения непосредственного диалога, обратимся к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», которое начинается словами:

«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…»

Можно выучить текст и продекламировать его, но «и попугаи способны произносить слова самого высокого достоинства».

Для формирования фонового культурного диалога потребуются знания. Прежде всего о том, кто такой Олег? Почему он вещий и что значит само слово «вещий»? Кто такие хазары, за что им нужно мстить? Когда происходили описываемые события? Каковыми были события, предшествующие сборам? Как видим, вопросам нет счета; их можно продолжать и продолжать.

Но зато, зная ответы на вопросы, формируется фоновое пространство для непосредственного диалога – он становится результативным. Выстраиваются ассоциативные связи (результат внутреннего диалога), которые будут задействованы в других ситуациях. Примечательно, что в результате внешнего диалога может меняться и внутренний диалог учителя. В шутке «Уже все сам понял, а они не понимают» есть доля истины. Стремление быть доходчивым приводит к открытиям новых методических приемов.

Ассоциативные связи – основа успешного обучения. Успешному формированию ассоциаций хорошо способствуют метафоры, однако следует иметь в виду, что некоторые метафоры могут не восприниматься современной аудиторией. Так, например, излагая теорию компенсации девиации магнитного компаса, вполне уместна метафора: «Клин вышибают клином», то есть девиацию, создаваемую твердым в магнитном отношении железом, компенсируют при помощи магнитов-уничтожителей, а девиацию от мягкого в магнитном отношении судового железа компенсируют при помощи компенсаторов, изготовленных из мягкого в магнитном отношении железа. Метафора может и не сработать, если учащимся неизвестен ее глубинный смысл, что «клин вышибают клином», – подобное устраняется подобным. Дровяное отопление еще есть, но мало кто рубит дрова, их закупают уже колотыми.

«Бессмысленный свист»

Успешному обучению способствуют, например, такие психофизиологические показатели, как вербальный интеллект, интеллектуальная лабильность и общая осведомленность. И конечно же, мотивация, без которой все усилия учителя напрасны.

Сочетание обилия информации с проблемой восприятия этой информации негативно сказывается на состоянии безопасности мореплавания. Как показали исследования, проводимые в Морском колледже ГМА имени адмирала С.О. Макарова (период с 2004-2008 гг.), у абитуриентов в группе качеств умственной работоспособности оказались ниже нормы:

– вербальный интеллект (у 40%);

– интеллектуальная лабильность или способность к обучению (у 37%);

– общая осведомленность (у 30%).

Например, на вопрос: «Сколько полюсов у Земли?» – был получен ответ: «Четыре!» И это вовсе не свидетельствует об ущербности умственных способностей. Ответ свидетельствует о безразличии к своему фоновому культурному пространству. При непосредственном диалоге это скажется на качестве обучения, а в дальнейшем – на практической деятельности.

Неполнота фонового культурного пространства переходит в область профессиональной деятельности. В книге У.Р. Климова «Лекции по МППСС-72 (части А и В)» приведены данные отечественных и зарубежных исследований, когда судоводители неверно понимали или толковали правила. О том, что проблемы понимания МППСС-72 существуют, свидетельствуют как результаты расследования аварий, так и литература по вопросам безопасности мореплавания.

При сформировавшемся культурном фоновом диалоге (здесь имеется в виду профессиональная деятельность) картина будет выглядеть следующим образом – сформировано единое понятийное пространство.

Если же единое фоновое культурное (понятийное) пространство не сформировано, то внешний диалог не даст желаемого результата. Картина диалога будет выглядеть иначе.

Что же происходит в результате непосредственного диалога, когда фоновое пространство слабо сформировано или его вообще нет? Не это ли имел в виду Д. Мережковский в критической статье «В обезьяньих лапах», когда писал: «Недосягаемые глубины мистического созерцания, перейдя из четвертого измерения во второе, в общедоступную плоскость, как бы неимоверно расплющились»?

Мнения Мережковского в части воздействия слова весьма поучительны. Вот как он пишет о творчестве Л. Андреева: «Для моего человеческого носа тут запах валерьяны слишком чувствителен. И где бы я ни открыл книгу, мелькают все те же цветы красноречия, подобные цветам провинциальных обоев. Не живые сочетания, а мертвая пыль слов, книжный сор. Слова, налитые не огнем и кровью, а типографскими чернилами. Я знаю, что значит: «огурец соленый», «стол круглый»; но что значит: «мучительные воспоминания», «жгучая тоска» – я не то что не знаю, а знать не хочу, как не хочу знать, что опротивевшие обойные цветочки имеют притязание на сходство с полевыми васильками и маками: мало ли чего хотел обойный фабрикант, да моя-то душа этого не хочет».

И уж вряд ли можно назвать «цветами красноречия» современные термины в системе образования, такие как КИМы (контрольно-измерительные материалы), инновационные образовательные технологии и прочие «побрякушки», рожденные чиновничьим воображением.

Агни-йога предостерегает: «Можно обогащать язык новыми определительными, но бессмысленный свист не принесет пользы. Каждая буква, по звуку своему, означает вибрацию центров. Нелепо без пользы нарушать созвучие». Вслушайтесь в корявые, лишенные смысла слова и фразы чиновничьей казуистики. Они и есть типичные образчики «бессмысленного свиста».

Интересно, что сказал бы Мережковский о творчестве современных чиновников от образования? Зато в полной мере это отразили в своем творчестве русские писатели: И. Бунин в «Окаянных днях», М. Булгаков в «Собачьем сердце». Список можно продолжить.

Вот только мыслям русских и советских писателей-классиков не нашлось места в головах чиновников ввиду отсутствия фонового культурного пространства, а без него зародившиеся ассоциации выглядят ущербно.

Чреваты аварийностью

В морском образовании проблемы отсутствия фонового пространства чреваты аварийностью. Морской профессиональный язык насыщен терминологией, где, как выразился герой рассказа А.П. Чехова «Свадьба с генералом» отставной контр-адмирал Ревунов-Караулов, «всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение...».

Не так страшно, если «таинственное недоумение» достигло слуха обывателя. Но если на морском флоте профессиональные термины (на русском и на английском языках) перейдут в разряд «таинственного недоумения», то это прямая угроза безопасности мореплавания.

В те времена, когда морские профессии находились в числе самых престижных и ценились знания, а не корочки диплома, формированию фонового пространства способствовала художественная литература и клубы юных моряков. Альманах «На суше и на море», произведения Д. Лондона, К. М. Станюковича, А.С. Новикова-Прибоя и многих других писателей будили воображение будущих мореходов. Современный уровень культуры чтения снизился по сравнению с тем уровнем, который предшествовал эпохе Интернета, и это несмотря на то что доступность (но не востребованность) литературы многократно выросла. В школах изучали не только само произведение, но и критические статьи по ним, что способствовало формированию культурного фонового пространства. Современное упование на всесилие стандартов образования (шаблонов) – это очередная утопия. Писатели И. Акимов и В. Клименко в книге «О природе таланта» пишут: «В руках природы не шаблон, а норма. Если шаблон – это жесткая единственная форма, то норма – это диапазон (от и до), в котором может разместиться (свободно развиваться) огромное количество форм».

В современном судоходстве знание и понимание терминологии несет в себе судьбоносные последствия. Знание и понимание многообразия терминологии предполагает наличие обширных ассоциативных связей.

Морские узлы могут многое поведать о значимости терминологии, особенно на парусниках. Даже невзрачная снасть (веревочка) имеет свое название и четкое функциональное предназначение, а самая короткая из них носит название рында-булинь и крепится она к языку судовой рынды. Но есть веревки, от которых зависит безопасность судна. Например, шпринг (spring – пружина) – швартовный трос, поданный с носа (смотрит в корму) или кормы (смотрит в нос) для удержания судна в заданном положении. Как следует из названия, шпринг пружинит (гасит инерцию судна при его подходе к причалу) и предотвращает «гуляние» судна при стоянке у причала. Во время отшвартовки шпринг используется для того, чтобы «отбить» нос или корму судна от причала.

Для моряка сам термин «шпринг» «обрастает» ассоциациями, характеризующими его функциональные предназначения и ориентацию в пространстве.

Выводы. Современному российскому образованию требуются не реформы, а благоразумие. Экономить на образовании – преступно.

Пора уяснить, что не стандарты и инновационные образовательные технологии создают знания. Знания создают преподаватель и учащиеся, которым не чужд непосредственный диалог в доступном для обеих сторон фоновом пространстве.

Проблема лекторов в морском образовании стоит остро во всем мире. В российском образовании еще есть остатки былого величия. И их надо беречь и приумножать!

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная Хабаровский филиал Главгосэкспертизы России провел проверку достоверности определения сметной стоимо...

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии Власти Индонезии сообщили в среду, что 166 пассажиров парома, затонувшего в индонезийском озере нака...

Российская экономика

Россия объявила торговую войну США

Россия объявила торговую войну США Россия вводит «балансирующие меры» в ответ на протекционистские шаги США, сообщил глава Минэкономраз...

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г.

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г. Балтийский завод в Санкт-Петербурге может вернуться к реализации проектов строительства военных кора...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

ВСК усилит экологический контроль на угольном терминале

ВСК усилит экологический контроль на угольном терминале ООО «Восточная стивидорная компания» введет постоянный экологический мониторинг и обеспечит максимал...

В морском порту Усть-Луга начались дноуглубительные работы

В морском порту Усть-Луга начались дноуглубительные работы «Росморпорт» приступил к плановым дноуглубительным работам на акватории морского порта Усть-Луга в р...




Морской транспорт

Суд по жалобе за простой парома ManGyongBong отложен на июль

Суд по жалобе за простой парома ManGyongBong отложен на июль Арбитражный суд Приморского края в среду вновь отложил судебное заседание по заявлению компании «Рос...

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет Четвертый и пятый универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», которые планируется постро...

Речной транспорт

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня Астраханский судостроительный завод «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ...

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов Федеральное агентство по туризму РФ видит потенциал реки Амур в части развития международного круизн...

Ж/Д транспорт

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб Министерство транспорта РФ предлагает оставить часть прибыли РЖД - 13,6 млрд рублей - в распоряжении...

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК В Хабаровском крае приступили к инженерно-геологическим изысканиям на участках, по которым пройдет ж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...