Якутия хочет в Арктику

Севморпуть
Якутия хочет в Арктику

В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденций современного мира на долгосрочную перспективу является обострение внимания международной политики на обладании источниками энергоресурсов, в том числе в Арктике.

Международная организация «Арктический совет», членом которого является Россия, использует в своей деятельности в качестве границы Арктики линию CAFF (арктическая международная организация Conservation of Arctic Flora and Fauna), соприкасающуюся с линией Северного полярного круга.

По материалам совместного заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, декабрь 2015 г., Санкт-Петербург

Основные критерии

2 мая 2014 года Указом Президента РФ № 296 утвержден состав сухопутных территорий Арктической зоны страны, согласно которому в ее состав вошли только 5 районов Республики Саха (Якутия), представляющих собой узкую прибрежную полосу.

В то же время в республике 13 муниципальных районов находятся за Северным полярным кругом. На территории 1,6 млн кв. км (более половины территории Якутии, или 9,4% всей территории РФ) проживает всего 69 тыс. человек (7,3% населения Якутии, или 0,048% от численности населения страны). За 1990-2013 годы численность населения данных 13 районов сократилась в 2,1 раза (или на 77,6 тыс. человек), и все эти районы относятся к арктической зоне по ряду основных критериев:

находятся за или пересекаются с линией Северного полярного круга;

расположены севернее линии границы Арктики, используемой CAFF;

находятся в экстремальных климатических условиях;

мало населены и являются местом компактного проживания коренных народов Севера;

не имеют круглогодичного наземного транспортного сообщения;

зависят от Северного морского пути, объединены между собой по бассейновому принципу, исторически созданы транспортной логистикой и привязаны к пяти северным рекам: Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, которые впадают в арктические моря;

в основном по бассейновому принципу сформированы транспортные сообщения по автозимникам, межрайонные и внутрирайонные авиаперевозки, транзитные пункты и пункты депонаций, через которые происходит обеспечение нефтепродуктами, нефтью и газоконденсатом;

электроснабжение осуществляется только от локальной системы;

жилищные условия районов в основном хуже среднероссийских, во всех районах имеются проблемы в коммунальном комплексе;

имеется большая зависимость между всеми арктическими районами в развитии оленеводства, в поисках богатой кормовой растительностью оленьих пастбищ оленеводческое население расселено и осуществляет свою традиционную деятельность по всей арктической территории;

природохозяйственная деятельность ведется в условиях единого народно-хозяйственного комплекса арктических территорий, без привязки к административным границам районов;

накоплены значительные объемы промышленных и бытовых отходов, которые ввиду дисперсности территорий и транспортной труднодоступности не ликвидированы;

имеются месторождения топливно-энергетических ресурсов, которые можно разрабатывать по бассейновому принципу.

В целях обеспечения национальной безопасности предлагается дополнительно включить 8 районов республики (Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский) в состав сухопутных территорий Арктической зоны страны.

Развитие производственной и социальной инфраструктуры Арктической зоны Дальнего Востока России значительно отстает не только от средних показателей по стране, но и от показателей в целом по Дальнему Востоку. Наблюдается существенная дифференциация уровня жизни населения в силу объективных факторов, таких как экстремальные для постоянного проживания человека и организации хозяйственной деятельности природные условия; крайне высокая экологическая уязвимость; очаговое развитие территории; низкая плотность населения; отсутствие развитой транспортной и энергетической инфраструктуры, полная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от завоза топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и товаров первой необходимости.

Главный инструмент

В силу объективных факторов Российская Арктика – это стратегически важный, но при этом сложный и очень уязвимый регион, для устойчивого развития которого необходим системный, комплексный подход. Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны с упором на инновационное развитие, наращивание научно-исследовательских работ, сохранение экологических систем и обеспечение экологической безопасности, обеспечение нормальной жизнедеятельности и снижение стоимости жизни в Арктической зоне РФ должна стать главным действующим инструментом реализации госполитики в Арктической зоне РФ.

Национальные интересы в развитии Арктической зоны и обеспечении национальной безопасности требуют государственной поддержки для решения задач:

модернизации и развития транспортной сети Арктической зоны, формирования парка авиационной техники, флота транспортных судов на основе воссоздания и укрепления материально-технической базы по проектированию и строительству новых отечественных видов транспорта, приспособленного к работе в экстремальных условиях;

развития Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной системы в Арктике, обеспечивающей в том числе трансконтинентальные грузоперевозки;

оптимизации локальной энергетики, внедрения энергоэффективных и энергоресурсосберегающих технологий;

формирования механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность непосредственно в Арктической зоне;

планомерного изучения территорий шельфа морей Восточной Арктики как одного из приоритетных направлений развития минерально-сырьевой базы России;

развития традиционных видов природопользования коренных малочисленных народов Севера, комплексного внедрения инноваций в развитие традиционных отраслей коренных народов Севера, разработки системы механизмов компенсационных выплат для сельскохозяйственных организаций и охотничье-промысловых хозяйств всех форм собственности в связи с сокращением пастбищ, а также возмещения расходов (убытков), причиненных исконной среде коренных народов при изъятии территорий традиционного пользования;

повышения уровня и доступности образования, духовного и культурного развития, стимулирования внедрения передовых технологий в коммуникациях и связи, телемедицины и дистанционного образования;

ценового, тарифного, налогового и таможенного стимулирования развития отраслей, учитывающего особенности развития арктических регионов России;

обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. Реализация системных природоохранных мероприятий в Российской Арктике. Реализация мер по предотвращению, снижению негативных последствий антропогенного воздействия и развитие системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды;

обеспечения пограничной безопасности арктических территорий Российской Федерации и в то же время обеспечения свободы передвижения коренных малочисленных народов Севера в пограничных территориях, являющихся исконной средой обитания.

Таким образом, необходимо уточнить критерии отнесения к сухопутным территориям Арктической зоны. Актуализировать федеральные документы стратегического планирования по развитию Арктической зоны с учетом федерального закона от 28.06.2014 № 172-ВЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». О нормативно-правовом обеспечении вопросов государственного регулирования развития Северного морского пути. О развитии малой авиации на приполярных территориях РФ. О сохранении исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Об организации выездных заседаний Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в субъектах, входящих в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ.

Морские вести России №7 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

На дне Черного моря нашли торпедный катер времен Великой Отечественной войны

На дне Черного моря нашли торпедный катер времен Великой Отечественной войны Экспедиция Минобороны России обнаружила в акватории Чёрного моря у мыса Панагия торпедный катер «AКA...

Буксир «МБ-348» затонул в бухте Ольга Приморского края

Буксир «МБ-348» затонул в бухте Ольга Приморского края В районе морского терминала Светлое бухта Ольга Приморского края буксир «МБ-348» во время проведения...

Российская экономика

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2017 года вырос на 7,3% по сравнению с показател...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Суд поддержал Новороссийский морской торговый порт в споре с ФАС о монопольных ценах

Суд поддержал Новороссийский морской торговый порт в споре с ФАС о монопольных ценах Арбитражный суд Москвы признал недействительным решение Федеральной антимонопольной службы России по...

Контейнерооборот порта Роттердам в I полугодии вырос на 9%

Контейнерооборот порта Роттердам в I полугодии вырос на 9% Контейнерооборот крупнейшего порта Европы Роттердама за первые шесть месяцев 2017 года вырос на 9,3&...




Морской транспорт

Росатомфлот продлит сроки эксплуатации существующих ледоколов

Росатомфлот продлит сроки эксплуатации существующих ледоколов Перенос сроков ввода новых ледоколов был компенсирован продлением сроков эксплуатации существующих с...

Росатом введет дополнительный контроль соблюдения графика строительства атомного ледокола «Арктика»

Росатом введет дополнительный контроль соблюдения графика строительства атомного ледокола «Арктика» Госкорпорация «Росатом» как заказчик атомного ледокола «Арктика» готова ввести дополнительные меры к...

Речной транспорт

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

«Красное Сормово» спустило на воду первый танкер-химовоз нового поколения

«Красное Сормово» спустило на воду первый танкер-химовоз нового поколения Первое судно серии из пяти танкеров-химовозов по новому проекту RST27М спустили на воду на территори...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...