Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Якутия хочет в Арктику

Севморпуть
Якутия хочет в Арктику

В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденций современного мира на долгосрочную перспективу является обострение внимания международной политики на обладании источниками энергоресурсов, в том числе в Арктике.

Международная организация «Арктический совет», членом которого является Россия, использует в своей деятельности в качестве границы Арктики линию CAFF (арктическая международная организация Conservation of Arctic Flora and Fauna), соприкасающуюся с линией Северного полярного круга.

По материалам совместного заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, декабрь 2015 г., Санкт-Петербург

Основные критерии

2 мая 2014 года Указом Президента РФ № 296 утвержден состав сухопутных территорий Арктической зоны страны, согласно которому в ее состав вошли только 5 районов Республики Саха (Якутия), представляющих собой узкую прибрежную полосу.

В то же время в республике 13 муниципальных районов находятся за Северным полярным кругом. На территории 1,6 млн кв. км (более половины территории Якутии, или 9,4% всей территории РФ) проживает всего 69 тыс. человек (7,3% населения Якутии, или 0,048% от численности населения страны). За 1990-2013 годы численность населения данных 13 районов сократилась в 2,1 раза (или на 77,6 тыс. человек), и все эти районы относятся к арктической зоне по ряду основных критериев:

находятся за или пересекаются с линией Северного полярного круга;

расположены севернее линии границы Арктики, используемой CAFF;

находятся в экстремальных климатических условиях;

мало населены и являются местом компактного проживания коренных народов Севера;

не имеют круглогодичного наземного транспортного сообщения;

зависят от Северного морского пути, объединены между собой по бассейновому принципу, исторически созданы транспортной логистикой и привязаны к пяти северным рекам: Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, которые впадают в арктические моря;

в основном по бассейновому принципу сформированы транспортные сообщения по автозимникам, межрайонные и внутрирайонные авиаперевозки, транзитные пункты и пункты депонаций, через которые происходит обеспечение нефтепродуктами, нефтью и газоконденсатом;

электроснабжение осуществляется только от локальной системы;

жилищные условия районов в основном хуже среднероссийских, во всех районах имеются проблемы в коммунальном комплексе;

имеется большая зависимость между всеми арктическими районами в развитии оленеводства, в поисках богатой кормовой растительностью оленьих пастбищ оленеводческое население расселено и осуществляет свою традиционную деятельность по всей арктической территории;

природохозяйственная деятельность ведется в условиях единого народно-хозяйственного комплекса арктических территорий, без привязки к административным границам районов;

накоплены значительные объемы промышленных и бытовых отходов, которые ввиду дисперсности территорий и транспортной труднодоступности не ликвидированы;

имеются месторождения топливно-энергетических ресурсов, которые можно разрабатывать по бассейновому принципу.

В целях обеспечения национальной безопасности предлагается дополнительно включить 8 районов республики (Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский) в состав сухопутных территорий Арктической зоны страны.

Развитие производственной и социальной инфраструктуры Арктической зоны Дальнего Востока России значительно отстает не только от средних показателей по стране, но и от показателей в целом по Дальнему Востоку. Наблюдается существенная дифференциация уровня жизни населения в силу объективных факторов, таких как экстремальные для постоянного проживания человека и организации хозяйственной деятельности природные условия; крайне высокая экологическая уязвимость; очаговое развитие территории; низкая плотность населения; отсутствие развитой транспортной и энергетической инфраструктуры, полная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от завоза топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и товаров первой необходимости.

Главный инструмент

В силу объективных факторов Российская Арктика – это стратегически важный, но при этом сложный и очень уязвимый регион, для устойчивого развития которого необходим системный, комплексный подход. Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны с упором на инновационное развитие, наращивание научно-исследовательских работ, сохранение экологических систем и обеспечение экологической безопасности, обеспечение нормальной жизнедеятельности и снижение стоимости жизни в Арктической зоне РФ должна стать главным действующим инструментом реализации госполитики в Арктической зоне РФ.

Национальные интересы в развитии Арктической зоны и обеспечении национальной безопасности требуют государственной поддержки для решения задач:

модернизации и развития транспортной сети Арктической зоны, формирования парка авиационной техники, флота транспортных судов на основе воссоздания и укрепления материально-технической базы по проектированию и строительству новых отечественных видов транспорта, приспособленного к работе в экстремальных условиях;

развития Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной системы в Арктике, обеспечивающей в том числе трансконтинентальные грузоперевозки;

оптимизации локальной энергетики, внедрения энергоэффективных и энергоресурсосберегающих технологий;

формирования механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность непосредственно в Арктической зоне;

планомерного изучения территорий шельфа морей Восточной Арктики как одного из приоритетных направлений развития минерально-сырьевой базы России;

развития традиционных видов природопользования коренных малочисленных народов Севера, комплексного внедрения инноваций в развитие традиционных отраслей коренных народов Севера, разработки системы механизмов компенсационных выплат для сельскохозяйственных организаций и охотничье-промысловых хозяйств всех форм собственности в связи с сокращением пастбищ, а также возмещения расходов (убытков), причиненных исконной среде коренных народов при изъятии территорий традиционного пользования;

повышения уровня и доступности образования, духовного и культурного развития, стимулирования внедрения передовых технологий в коммуникациях и связи, телемедицины и дистанционного образования;

ценового, тарифного, налогового и таможенного стимулирования развития отраслей, учитывающего особенности развития арктических регионов России;

обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. Реализация системных природоохранных мероприятий в Российской Арктике. Реализация мер по предотвращению, снижению негативных последствий антропогенного воздействия и развитие системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды;

обеспечения пограничной безопасности арктических территорий Российской Федерации и в то же время обеспечения свободы передвижения коренных малочисленных народов Севера в пограничных территориях, являющихся исконной средой обитания.

Таким образом, необходимо уточнить критерии отнесения к сухопутным территориям Арктической зоны. Актуализировать федеральные документы стратегического планирования по развитию Арктической зоны с учетом федерального закона от 28.06.2014 № 172-ВЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». О нормативно-правовом обеспечении вопросов государственного регулирования развития Северного морского пути. О развитии малой авиации на приполярных территориях РФ. О сохранении исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Об организации выездных заседаний Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в субъектах, входящих в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ.

Морские вести России №7 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски» определен. Об этом заявил начальник сек...

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы Глава Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб под видом журналиста пришел на пресс-конференцию президен...

Российская экономика

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот Архангельская область планирует увеличить объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной прод...

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году Первая линия «Арктик СПГ-2» – проекта «НОВАТЭК» по сжижению газа - будет запущена в 2023 году. Об эт...

Транспортная политика

Безопасность и снова безопасность: В. Путин обозначил стратегические приоритеты деятельности в Арктике

Безопасность и снова безопасность: В. Путин обозначил стратегические приоритеты деятельности в Арктике Стратегическими приоритетами государственной политики по промышленному освоению Арктики является обе...

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов Опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1518 «О внесении изменений в Положение о...

Морские порты

Большой порт Петербург в январе-ноябре лидирует по контейнерообороту среди портов РФ

Большой порт Петербург в январе-ноябре лидирует по контейнерообороту среди портов РФ Контейнерооборот морских портов России по итогам января-ноября 2017 года увеличился на 15,6% по ...

Порт Козьмино возобновил отгрузку после шторма

Порт Козьмино возобновил отгрузку после шторма Отгрузка нефти в дальневосточном порту Козьмино возобновилась 14 декабря после шторма, сообщил журна...




Морской транспорт

Построенное на заводе в Комсомольске судно готовится к швартовным испытаниям

Построенное на заводе в Комсомольске судно готовится к швартовным испытаниям На сдаточной базе Амурского судостроительного завода во Владивостоке, готовится к швартовным испытан...

На верфи под Калининградом спустят на воду новое судно

На верфи под Калининградом спустят на воду новое судно В Калининградской области в городе Светлом на возрождаемой верфи спустят на воду первое построенное ...

Речной транспорт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт В настоящее время, по мнению специалистов, для строительства нового порта лучше всего подойдут три у...

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Ж/Д транспорт

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ «Благосостояние». Об этом сказал вице-премь...

Надбавка к ж/д тарифу на нефтяные грузы может быть обнулена в течение двух лет - Дворкович

Надбавка к ж/д тарифу на нефтяные грузы может быть обнулена в течение двух лет - Дворкович Надбавка к железнодорожному тарифу на перевозку нефтяных грузов будет постепенно снижаться и может б...

Авто транспорт

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик Укладка асфальтобетонного покрытия автодорожной части Крымского моста, который свяжет полуостров с м...

Крымский мост откроют для движения автотранспорта до конца 2018 года - Соколов

Крымский мост откроют для движения автотранспорта до конца 2018 года - Соколов Автомобильное движение по Крымскому мосту будет открыто до конца 2018 года, сообщил в пятницу минист...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...