Арктике нужен хозяин

Севморпуть

Преобразования в управлении Северным морским путем назрели

Ю.М. Иванов, заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ», к.т.н.

О.М. Кудрявцев, заведующий лабораторией АО «ЦНИИМФ», к.в.н.

Г.В. Лебедев, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ», к.г.н.

Развитие Арктической зоны Российской Федерации имеет геополитическое значение для страны. Этот регион представляет собой колоссальный сырьевой резерв, здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Для эффективного хозяйствования в Арктической зоне Российской Федерации необходимо развитие национальной Арктической морской транспортной системы, способной обеспечить завоз грузов для освоения месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, надежные транспортные связи, транзит и вследствие этого – рост национальной экономики.

Ключевые элементы

Ключевыми элементами Арктической морской транспортной системы являются: Северный морской путь (рисунок 1), порты, ледокольный флот, транспортный флот, система обеспечения безопасности мореплавания.

Рис. 1. Северный морской путь

В действующих законодательных российских документах в виде стратегий, концепций, доктрин, федеральных целевых программ, касающихся развития морского транспорта, северных территорий Российской Федерации, недостаточно уделено внимания развитию инфраструктуры Арктической морской транспортной системы, совершенствованию управления Северным морским путем.

В настоящее время реализация мероприятий, направленных на развитие Северного морского пути, осуществляется в рамках следующих государственных программ Российской Федерации:

– «Комплексного проекта развития Северного морского пути», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 05.06.2015 № 3529п-П9В;

– подпрограммы «Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне» государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»;

– подпрограммы «Морской и речной транспорт» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

К середине XXI века Российская Федерация может утратить контроль над судоходством по Северному морскому пути, если не сумеет четко обозначить свои национальные интересы в Арктическом регионе, сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин во время заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в Мурманске.

На этом же совещании Дмитрий Рогозин поставил задачу окончательного выбора «хозяина» Северного морского пути.

Заседание по выбору «хозяина» проводилось во исполнение пункта 5 раздела II протокола от 9 марта 2016 г. № 1 президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, согласно которому Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии Делового совета и Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики было поручено представить в Правительство Российской Федерации в срок до 20 апреля 2016 г. материалы о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации.

На совместном заседании Научно-экспертного и Делового советов Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся 19 апреля 2016 г., специалисты обсудили создание единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне, в том числе для организации перевозок по Северному морскому пути. Собравшиеся единодушно поддержали необходимость единого оператора, но к общему заключению относительно его конфигурации прийти не смогли. Руководители Научно-экспертного и Делового советов попросили перенести совещание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики по рассмотрению вопроса о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации на два месяца.

К настоящему времени утрачено единоначалие в вопросах развития и управления Северным морским путем, которое было достигнуто после создания в 1932 году организации – Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), подчиненной на первых порах Совету народных комиссаров, а с 1953 года Министерству морского флота.

Основными задачами Главсевморпути были: организация морского (в том числе ледокольного) и речного флота и руководство им; изыскания и строительство портов, затонов, верфей и судоремонтных заводов; организация морских и речных перевозок и ледокольных операций; строительство и ремонт судов и руководство портовым хозяйством.

В 1936 году в период активной деятельности Главсевморпуть включал в себя 16 отделов и управлений.

Постепенно с изменением экономической политики в нашем государстве менялось отношение к Арктике и Северному морскому пути, являвшемуся его важной транспортной коммуникацией. Значение постепенно утрачивалось, и изменялся состав Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). В 1964 году ГУСМП было упразднено, его функции были возложены на отдел ледокольно-лоцманских проводок Главного управления мореплавания Министерства морского флота СССР. В ноябре 1970 года в целях осуществления государственного надзора за рациональным использованием Северного морского пути, а также обеспечения безопасности арктического мореплавания была создана Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР.

В 1988 году Администрация Севморпути была введена в состав центрального аппарата Минморфлота СССР. В 2004 году в результате административной реформы функции Администрации Северного морского пути были переданы в отдел Федерального агентства морского и речного флота.

Таким образом, ГУСМП, созданное как хозяин СМП при Совете народных комиссаров СССР на уровне министерства, к 2004 году эволюционировало от главного управления до отдела в Федеральном агентстве морского и речного флота с численностью 5 человек.

К 2013 году изменилась экономическая ситуация в стране, были выстроены новые отношения государства с владельцами судов. В новых экономических условиях старая система перестала отвечать требованиям времени, поэтому в соответствии с ФЗ-132 от 28 июля 2013 года была воссоздана современная Администрация Северного морского пути.

Основными целями деятельности ФГКУ «Администрация Северного морского пути» является обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути.

Сегодня на акватории Северного морского пути недостаточно уделено внимания государственному регулированию и контролю безопасности судоходства. Численный состав штатных сотрудников ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не в состоянии обеспечить выполнение всех функциональных обязанностей, возложенных на учреждение, и дополнительно осуществлять контроль над судоходством на всем протяжении акватории СМП.

На основании вышесказанного подтверждается необходимость создания единого координатора и оператора в области арктического судоходства и перевозок по Северному морскому пути.

Для обеспечения безопасного судоходства в акватории Северного морского пути необходимо расширение функций и поднятие статуса ФГКУ «Администрация Северного морского пути». Для расширения функций и поднятия статуса государственного предприятия ФГКУ необходимо создание структурных подразделений, отвечающих за основные направления деятельности в акватории (административное, навигационное, ледокольное, транспортное, аварийно-спасательное и др.). На рисунке 2 представлена схема возможной организационной структуры предприятия.

Рис. 2. Организационная структура предприятия

По законодательству РФ государственное учреждение ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.

Акватория Северного морского пути будет использоваться для регулярной перевозки грузов, если в морских портах СМП будут оказываться все виды портовых услуг, оказываемых в портах развитых стран, а именно: навигационные, лоцманские, причальные, стивидорные и шипчандлерские услуги. Все это подтверждает необходимость создания подведомственной организации с правовой формой, позволяющей заниматься коммерческой деятельностью (ФГУП или АО и др.), которая будет иметь соответствующий статус для решения многих задач, направленных на создание условий безопасности и привлекательности судоходства на современном этапе. Хозяйствующая структура в составе ФГКУ «Администрация Северного морского пути» позволит активно влиять на поддержание порядка и правил пользования СМП.

В целях совершенствования системы организации плавания судов в акватории Северного морского пути предлагается:

1. Внести дополнения в Правила плавания в акватории Севморпути, утвержденные приказом Минтранса России от 17.01.2013 № 7, предусматривающие:

1.1. Обязательность ледовой лоцманской проводки судна при отсутствии у капитана опыта плавания во льдах в акватории Северного морского пути в течение трех месяцев в качестве капитана или старшего помощника капитана.

1.2. Возложение на ФГКУ «Администрация Севморпути» следующих функций:

утверждение плана расстановки ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой, навигационной обстановки, категории ледовых усилений и подготовки экипажей судов;

разработка маршрутов плавания судов;

принятие решения о необходимом ледокольном обеспечении судов на конкретных участках;

принятие решения о необходимости ледовой лоцманской проводки судов.

1.3. Обеспечение ледоколов и судов рекомендациями по маршруту следования, гидрометеорологической и ледовой информацией.

1.4. Мониторинг движения ледоколов и судов в акватории СМП.

1.5. Поддержание связи с ледоколами и судами.

1.6. Организация безопасного вывода из акватории СМП судов, получивших повреждения.

1.7. Организация безопасного вывода из акватории Северного морского пути судов, нарушивших Правила (судов, не имеющих разрешения Администрации СМП; судов, оказавшихся в ледовых условиях, не соответствующих их категориям ледовых усилений).

1.8. Оперативное принятие мер к судам, нарушившим Правила.

1.9. Анализ ледовых повреждений и разработка предложений по их предотвращению.

2. Внести изменения в распоряжение Правительства РФ от 15.03.2013 № 358-р «О создании федерального государственного казенного учреждения», предусмотрев соответствующие изменения в организационно-штатной структуре и финансировании ФГКУ «Администрация Севморпути».

3. Включить в состав ФГКУ «Администрация Севморпути» в качестве филиалов службы капитанов морских портов, расположенных в акватории СМП.

4. В целях обеспечения безопасности при транспортировке углеводородов в Арктической зоне РФ с учетом высокой уязвимости природной среды и необходимости минимизации рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предлагается издание нормативного правового акта, предусматривающего привлечение ледоколов, осуществляющих проводку судов в акватории Северного морского пути, к несению аварийно-спасательной готовности.

Россия несет ответственность за организацию безопасного мореплавания в акватории СМП. Для укрепления вертикали власти в области государственного управления и надзора в акватории СМП, являющейся зоной ответственности РФ, необходимо:

1. Модернизировать организаци-онно-штатную структуру Администрации Северного морского пути и пересмотреть ее основные задачи и функции в современных условиях.

2. Наделить Администрацию Северного морского пути соответствующими полномочиями.

3. Переиздать «Положение об Администрации Северного морского пути».

4. Откорректировать и утвердить «Правила плавания в акватории СМП».

5. Закрепить законодательными актами РФ за государственной структурой функции по ледокольной проводке судов на акватории СМП.

В интересах частичного покрытия государственных расходов на оказание государственных услуг на СМП целесообразно рассмотреть вопрос о введении арктического путевого сбора. Ставки путевого сбора должны носить не дискриминационный характер и обеспечить конкурентоспособность Северного морского пути по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал.

Реализация рассмотренных в статье задач будет способствовать повышению стабильной работы национальной Арктической морской транспортной системы, увеличению объемов перевозок грузов, включая транзитные, и ускорению развития Арктической зоны РФ.

Морские вести России №6 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

На Кронштадтском морском заводе ликвидировали пожар на буксире

На Кронштадтском морском заводе ликвидировали пожар на буксире Пожарные ликвидировали возгорание на ремонтируемом на Кронштадтском морском заводе буксире, у которо...

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась Период «сланцевой революции» в США подходит к концу, поскольку в последнее время наблюдается резкое ...

Российская экономика

Арктический грузопоток к 2030 году должны обеспечивать не менее 11 ледоколов - «Атомфлот»

Арктический грузопоток к 2030 году должны обеспечивать не менее 11 ледоколов - «Атомфлот» Грузопоток в Арктической зоне РФ к 2030 году должны обеспечивать 11 ледоколов. С учетом действующего...

«Новатэк» планирует использовать на своих СПГ-проектах произведенные в России танкеры

«Новатэк» планирует использовать на своих СПГ-проектах произведенные в России танкеры «Новатэк» планирует использовать на своих проектах по сжижению природного газа (СПГ) танкеры...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

КТСП в январе-сентябре возглавил рейтинг контейнерных терминалов с оборотом 476,5 тыс. TEU

КТСП в январе-сентябре возглавил рейтинг контейнерных терминалов с оборотом 476,5 тыс. TEU Контейнерооборот морских портов России по итогам января-сентября 2017 года увеличился на 15,9% п...

Новороссийск по итогам 9 месяцев лидирует по грузообороту среди морских портов РФ

Новороссийск по итогам 9 месяцев лидирует по грузообороту среди морских портов РФ Грузооборот морских портов РФ по итогам января-сентября 2017 года увеличился на 9,1% по сравнени...




Морской транспорт

«Роснефтефлот» разместит на СК «Звезда» заказ на 10 арктических танкеров-челноков

«Роснефтефлот» разместит на СК «Звезда» заказ на 10 арктических танкеров-челноков Дочернее предприятие «Роснефти» - «Роснефтефлот» - заключило с судостроительным комплексом «Звезда» ...

Росатомфлот в 2018 году должен выбрать верфь для строительства плавучего дока

Росатомфлот в 2018 году должен выбрать верфь для строительства плавучего дока Росатомфлот в следующем году должен выбрать верфь для строительства плавучего дока, на котором будут...

Речной транспорт

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям Как сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР) несмотря на довольно холодное...

Ж/Д транспорт

РЖД готовы предоставить скидку 10,3% на перевозку зерна в порты еще из 6 регионов

РЖД готовы предоставить скидку 10,3% на перевозку зерна в порты еще из 6 регионов РЖД рассматривает возможность расширить применение скидки на перевозку зерна из удаленных от портов ...

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс Группа «Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере». Об этом ТАСС в кулуарах Всемирного ф...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...