Арктике нужен хозяин - Морские вести России

Арктике нужен хозяин

27.02.2017

Севморпуть

Преобразования в управлении Северным морским путем назрели

Ю.М. Иванов, заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ», к.т.н.

О.М. Кудрявцев, заведующий лабораторией АО «ЦНИИМФ», к.в.н.

Г.В. Лебедев, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ», к.г.н.

Развитие Арктической зоны Российской Федерации имеет геополитическое значение для страны. Этот регион представляет собой колоссальный сырьевой резерв, здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Для эффективного хозяйствования в Арктической зоне Российской Федерации необходимо развитие национальной Арктической морской транспортной системы, способной обеспечить завоз грузов для освоения месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, надежные транспортные связи, транзит и вследствие этого – рост национальной экономики.

Ключевые элементы

Ключевыми элементами Арктической морской транспортной системы являются: Северный морской путь (рисунок 1), порты, ледокольный флот, транспортный флот, система обеспечения безопасности мореплавания.

Рис. 1. Северный морской путь

В действующих законодательных российских документах в виде стратегий, концепций, доктрин, федеральных целевых программ, касающихся развития морского транспорта, северных территорий Российской Федерации, недостаточно уделено внимания развитию инфраструктуры Арктической морской транспортной системы, совершенствованию управления Северным морским путем.

В настоящее время реализация мероприятий, направленных на развитие Северного морского пути, осуществляется в рамках следующих государственных программ Российской Федерации:

– «Комплексного проекта развития Северного морского пути», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 05.06.2015 № 3529п-П9В;

– подпрограммы «Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне» государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»;

– подпрограммы «Морской и речной транспорт» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

К середине XXI века Российская Федерация может утратить контроль над судоходством по Северному морскому пути, если не сумеет четко обозначить свои национальные интересы в Арктическом регионе, сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин во время заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в Мурманске.

На этом же совещании Дмитрий Рогозин поставил задачу окончательного выбора «хозяина» Северного морского пути.

Заседание по выбору «хозяина» проводилось во исполнение пункта 5 раздела II протокола от 9 марта 2016 г. № 1 президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, согласно которому Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии Делового совета и Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики было поручено представить в Правительство Российской Федерации в срок до 20 апреля 2016 г. материалы о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации.

На совместном заседании Научно-экспертного и Делового советов Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся 19 апреля 2016 г., специалисты обсудили создание единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне, в том числе для организации перевозок по Северному морскому пути. Собравшиеся единодушно поддержали необходимость единого оператора, но к общему заключению относительно его конфигурации прийти не смогли. Руководители Научно-экспертного и Делового советов попросили перенести совещание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики по рассмотрению вопроса о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации на два месяца.

К настоящему времени утрачено единоначалие в вопросах развития и управления Северным морским путем, которое было достигнуто после создания в 1932 году организации – Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), подчиненной на первых порах Совету народных комиссаров, а с 1953 года Министерству морского флота.

Основными задачами Главсевморпути были: организация морского (в том числе ледокольного) и речного флота и руководство им; изыскания и строительство портов, затонов, верфей и судоремонтных заводов; организация морских и речных перевозок и ледокольных операций; строительство и ремонт судов и руководство портовым хозяйством.

В 1936 году в период активной деятельности Главсевморпуть включал в себя 16 отделов и управлений.

Постепенно с изменением экономической политики в нашем государстве менялось отношение к Арктике и Северному морскому пути, являвшемуся его важной транспортной коммуникацией. Значение постепенно утрачивалось, и изменялся состав Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). В 1964 году ГУСМП было упразднено, его функции были возложены на отдел ледокольно-лоцманских проводок Главного управления мореплавания Министерства морского флота СССР. В ноябре 1970 года в целях осуществления государственного надзора за рациональным использованием Северного морского пути, а также обеспечения безопасности арктического мореплавания была создана Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР.

В 1988 году Администрация Севморпути была введена в состав центрального аппарата Минморфлота СССР. В 2004 году в результате административной реформы функции Администрации Северного морского пути были переданы в отдел Федерального агентства морского и речного флота.

Таким образом, ГУСМП, созданное как хозяин СМП при Совете народных комиссаров СССР на уровне министерства, к 2004 году эволюционировало от главного управления до отдела в Федеральном агентстве морского и речного флота с численностью 5 человек.

К 2013 году изменилась экономическая ситуация в стране, были выстроены новые отношения государства с владельцами судов. В новых экономических условиях старая система перестала отвечать требованиям времени, поэтому в соответствии с ФЗ-132 от 28 июля 2013 года была воссоздана современная Администрация Северного морского пути.

Основными целями деятельности ФГКУ «Администрация Северного морского пути» является обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути.

Сегодня на акватории Северного морского пути недостаточно уделено внимания государственному регулированию и контролю безопасности судоходства. Численный состав штатных сотрудников ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не в состоянии обеспечить выполнение всех функциональных обязанностей, возложенных на учреждение, и дополнительно осуществлять контроль над судоходством на всем протяжении акватории СМП.

На основании вышесказанного подтверждается необходимость создания единого координатора и оператора в области арктического судоходства и перевозок по Северному морскому пути.

Для обеспечения безопасного судоходства в акватории Северного морского пути необходимо расширение функций и поднятие статуса ФГКУ «Администрация Северного морского пути». Для расширения функций и поднятия статуса государственного предприятия ФГКУ необходимо создание структурных подразделений, отвечающих за основные направления деятельности в акватории (административное, навигационное, ледокольное, транспортное, аварийно-спасательное и др.). На рисунке 2 представлена схема возможной организационной структуры предприятия.

Рис. 2. Организационная структура предприятия

По законодательству РФ государственное учреждение ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.

Акватория Северного морского пути будет использоваться для регулярной перевозки грузов, если в морских портах СМП будут оказываться все виды портовых услуг, оказываемых в портах развитых стран, а именно: навигационные, лоцманские, причальные, стивидорные и шипчандлерские услуги. Все это подтверждает необходимость создания подведомственной организации с правовой формой, позволяющей заниматься коммерческой деятельностью (ФГУП или АО и др.), которая будет иметь соответствующий статус для решения многих задач, направленных на создание условий безопасности и привлекательности судоходства на современном этапе. Хозяйствующая структура в составе ФГКУ «Администрация Северного морского пути» позволит активно влиять на поддержание порядка и правил пользования СМП.

В целях совершенствования системы организации плавания судов в акватории Северного морского пути предлагается:

1. Внести дополнения в Правила плавания в акватории Севморпути, утвержденные приказом Минтранса России от 17.01.2013 № 7, предусматривающие:

1.1. Обязательность ледовой лоцманской проводки судна при отсутствии у капитана опыта плавания во льдах в акватории Северного морского пути в течение трех месяцев в качестве капитана или старшего помощника капитана.

1.2. Возложение на ФГКУ «Администрация Севморпути» следующих функций:

утверждение плана расстановки ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой, навигационной обстановки, категории ледовых усилений и подготовки экипажей судов;

разработка маршрутов плавания судов;

принятие решения о необходимом ледокольном обеспечении судов на конкретных участках;

принятие решения о необходимости ледовой лоцманской проводки судов.

1.3. Обеспечение ледоколов и судов рекомендациями по маршруту следования, гидрометеорологической и ледовой информацией.

1.4. Мониторинг движения ледоколов и судов в акватории СМП.

1.5. Поддержание связи с ледоколами и судами.

1.6. Организация безопасного вывода из акватории СМП судов, получивших повреждения.

1.7. Организация безопасного вывода из акватории Северного морского пути судов, нарушивших Правила (судов, не имеющих разрешения Администрации СМП; судов, оказавшихся в ледовых условиях, не соответствующих их категориям ледовых усилений).

1.8. Оперативное принятие мер к судам, нарушившим Правила.

1.9. Анализ ледовых повреждений и разработка предложений по их предотвращению.

2. Внести изменения в распоряжение Правительства РФ от 15.03.2013 № 358-р «О создании федерального государственного казенного учреждения», предусмотрев соответствующие изменения в организационно-штатной структуре и финансировании ФГКУ «Администрация Севморпути».

3. Включить в состав ФГКУ «Администрация Севморпути» в качестве филиалов службы капитанов морских портов, расположенных в акватории СМП.

4. В целях обеспечения безопасности при транспортировке углеводородов в Арктической зоне РФ с учетом высокой уязвимости природной среды и необходимости минимизации рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предлагается издание нормативного правового акта, предусматривающего привлечение ледоколов, осуществляющих проводку судов в акватории Северного морского пути, к несению аварийно-спасательной готовности.

Россия несет ответственность за организацию безопасного мореплавания в акватории СМП. Для укрепления вертикали власти в области государственного управления и надзора в акватории СМП, являющейся зоной ответственности РФ, необходимо:

1. Модернизировать организаци-онно-штатную структуру Администрации Северного морского пути и пересмотреть ее основные задачи и функции в современных условиях.

2. Наделить Администрацию Северного морского пути соответствующими полномочиями.

3. Переиздать «Положение об Администрации Северного морского пути».

4. Откорректировать и утвердить «Правила плавания в акватории СМП».

5. Закрепить законодательными актами РФ за государственной структурой функции по ледокольной проводке судов на акватории СМП.

В интересах частичного покрытия государственных расходов на оказание государственных услуг на СМП целесообразно рассмотреть вопрос о введении арктического путевого сбора. Ставки путевого сбора должны носить не дискриминационный характер и обеспечить конкурентоспособность Северного морского пути по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал.

Реализация рассмотренных в статье задач будет способствовать повышению стабильной работы национальной Арктической морской транспортной системы, увеличению объемов перевозок грузов, включая транзитные, и ускорению развития Арктической зоны РФ.

Морские вести России №6 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ