Арктике нужен хозяин

Севморпуть

Преобразования в управлении Северным морским путем назрели

Ю.М. Иванов, заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ», к.т.н.

О.М. Кудрявцев, заведующий лабораторией АО «ЦНИИМФ», к.в.н.

Г.В. Лебедев, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ», к.г.н.

Развитие Арктической зоны Российской Федерации имеет геополитическое значение для страны. Этот регион представляет собой колоссальный сырьевой резерв, здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Для эффективного хозяйствования в Арктической зоне Российской Федерации необходимо развитие национальной Арктической морской транспортной системы, способной обеспечить завоз грузов для освоения месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, надежные транспортные связи, транзит и вследствие этого – рост национальной экономики.

Ключевые элементы

Ключевыми элементами Арктической морской транспортной системы являются: Северный морской путь (рисунок 1), порты, ледокольный флот, транспортный флот, система обеспечения безопасности мореплавания.

Рис. 1. Северный морской путь

В действующих законодательных российских документах в виде стратегий, концепций, доктрин, федеральных целевых программ, касающихся развития морского транспорта, северных территорий Российской Федерации, недостаточно уделено внимания развитию инфраструктуры Арктической морской транспортной системы, совершенствованию управления Северным морским путем.

В настоящее время реализация мероприятий, направленных на развитие Северного морского пути, осуществляется в рамках следующих государственных программ Российской Федерации:

– «Комплексного проекта развития Северного морского пути», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 05.06.2015 № 3529п-П9В;

– подпрограммы «Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне» государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»;

– подпрограммы «Морской и речной транспорт» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

К середине XXI века Российская Федерация может утратить контроль над судоходством по Северному морскому пути, если не сумеет четко обозначить свои национальные интересы в Арктическом регионе, сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин во время заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в Мурманске.

На этом же совещании Дмитрий Рогозин поставил задачу окончательного выбора «хозяина» Северного морского пути.

Заседание по выбору «хозяина» проводилось во исполнение пункта 5 раздела II протокола от 9 марта 2016 г. № 1 президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, согласно которому Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии Делового совета и Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики было поручено представить в Правительство Российской Федерации в срок до 20 апреля 2016 г. материалы о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации.

На совместном заседании Научно-экспертного и Делового советов Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся 19 апреля 2016 г., специалисты обсудили создание единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне, в том числе для организации перевозок по Северному морскому пути. Собравшиеся единодушно поддержали необходимость единого оператора, но к общему заключению относительно его конфигурации прийти не смогли. Руководители Научно-экспертного и Делового советов попросили перенести совещание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики по рассмотрению вопроса о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации на два месяца.

К настоящему времени утрачено единоначалие в вопросах развития и управления Северным морским путем, которое было достигнуто после создания в 1932 году организации – Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), подчиненной на первых порах Совету народных комиссаров, а с 1953 года Министерству морского флота.

Основными задачами Главсевморпути были: организация морского (в том числе ледокольного) и речного флота и руководство им; изыскания и строительство портов, затонов, верфей и судоремонтных заводов; организация морских и речных перевозок и ледокольных операций; строительство и ремонт судов и руководство портовым хозяйством.

В 1936 году в период активной деятельности Главсевморпуть включал в себя 16 отделов и управлений.

Постепенно с изменением экономической политики в нашем государстве менялось отношение к Арктике и Северному морскому пути, являвшемуся его важной транспортной коммуникацией. Значение постепенно утрачивалось, и изменялся состав Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). В 1964 году ГУСМП было упразднено, его функции были возложены на отдел ледокольно-лоцманских проводок Главного управления мореплавания Министерства морского флота СССР. В ноябре 1970 года в целях осуществления государственного надзора за рациональным использованием Северного морского пути, а также обеспечения безопасности арктического мореплавания была создана Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР.

В 1988 году Администрация Севморпути была введена в состав центрального аппарата Минморфлота СССР. В 2004 году в результате административной реформы функции Администрации Северного морского пути были переданы в отдел Федерального агентства морского и речного флота.

Таким образом, ГУСМП, созданное как хозяин СМП при Совете народных комиссаров СССР на уровне министерства, к 2004 году эволюционировало от главного управления до отдела в Федеральном агентстве морского и речного флота с численностью 5 человек.

К 2013 году изменилась экономическая ситуация в стране, были выстроены новые отношения государства с владельцами судов. В новых экономических условиях старая система перестала отвечать требованиям времени, поэтому в соответствии с ФЗ-132 от 28 июля 2013 года была воссоздана современная Администрация Северного морского пути.

Основными целями деятельности ФГКУ «Администрация Северного морского пути» является обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути.

Сегодня на акватории Северного морского пути недостаточно уделено внимания государственному регулированию и контролю безопасности судоходства. Численный состав штатных сотрудников ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не в состоянии обеспечить выполнение всех функциональных обязанностей, возложенных на учреждение, и дополнительно осуществлять контроль над судоходством на всем протяжении акватории СМП.

На основании вышесказанного подтверждается необходимость создания единого координатора и оператора в области арктического судоходства и перевозок по Северному морскому пути.

Для обеспечения безопасного судоходства в акватории Северного морского пути необходимо расширение функций и поднятие статуса ФГКУ «Администрация Северного морского пути». Для расширения функций и поднятия статуса государственного предприятия ФГКУ необходимо создание структурных подразделений, отвечающих за основные направления деятельности в акватории (административное, навигационное, ледокольное, транспортное, аварийно-спасательное и др.). На рисунке 2 представлена схема возможной организационной структуры предприятия.

Рис. 2. Организационная структура предприятия

По законодательству РФ государственное учреждение ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.

Акватория Северного морского пути будет использоваться для регулярной перевозки грузов, если в морских портах СМП будут оказываться все виды портовых услуг, оказываемых в портах развитых стран, а именно: навигационные, лоцманские, причальные, стивидорные и шипчандлерские услуги. Все это подтверждает необходимость создания подведомственной организации с правовой формой, позволяющей заниматься коммерческой деятельностью (ФГУП или АО и др.), которая будет иметь соответствующий статус для решения многих задач, направленных на создание условий безопасности и привлекательности судоходства на современном этапе. Хозяйствующая структура в составе ФГКУ «Администрация Северного морского пути» позволит активно влиять на поддержание порядка и правил пользования СМП.

В целях совершенствования системы организации плавания судов в акватории Северного морского пути предлагается:

1. Внести дополнения в Правила плавания в акватории Севморпути, утвержденные приказом Минтранса России от 17.01.2013 № 7, предусматривающие:

1.1. Обязательность ледовой лоцманской проводки судна при отсутствии у капитана опыта плавания во льдах в акватории Северного морского пути в течение трех месяцев в качестве капитана или старшего помощника капитана.

1.2. Возложение на ФГКУ «Администрация Севморпути» следующих функций:

утверждение плана расстановки ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой, навигационной обстановки, категории ледовых усилений и подготовки экипажей судов;

разработка маршрутов плавания судов;

принятие решения о необходимом ледокольном обеспечении судов на конкретных участках;

принятие решения о необходимости ледовой лоцманской проводки судов.

1.3. Обеспечение ледоколов и судов рекомендациями по маршруту следования, гидрометеорологической и ледовой информацией.

1.4. Мониторинг движения ледоколов и судов в акватории СМП.

1.5. Поддержание связи с ледоколами и судами.

1.6. Организация безопасного вывода из акватории СМП судов, получивших повреждения.

1.7. Организация безопасного вывода из акватории Северного морского пути судов, нарушивших Правила (судов, не имеющих разрешения Администрации СМП; судов, оказавшихся в ледовых условиях, не соответствующих их категориям ледовых усилений).

1.8. Оперативное принятие мер к судам, нарушившим Правила.

1.9. Анализ ледовых повреждений и разработка предложений по их предотвращению.

2. Внести изменения в распоряжение Правительства РФ от 15.03.2013 № 358-р «О создании федерального государственного казенного учреждения», предусмотрев соответствующие изменения в организационно-штатной структуре и финансировании ФГКУ «Администрация Севморпути».

3. Включить в состав ФГКУ «Администрация Севморпути» в качестве филиалов службы капитанов морских портов, расположенных в акватории СМП.

4. В целях обеспечения безопасности при транспортировке углеводородов в Арктической зоне РФ с учетом высокой уязвимости природной среды и необходимости минимизации рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предлагается издание нормативного правового акта, предусматривающего привлечение ледоколов, осуществляющих проводку судов в акватории Северного морского пути, к несению аварийно-спасательной готовности.

Россия несет ответственность за организацию безопасного мореплавания в акватории СМП. Для укрепления вертикали власти в области государственного управления и надзора в акватории СМП, являющейся зоной ответственности РФ, необходимо:

1. Модернизировать организаци-онно-штатную структуру Администрации Северного морского пути и пересмотреть ее основные задачи и функции в современных условиях.

2. Наделить Администрацию Северного морского пути соответствующими полномочиями.

3. Переиздать «Положение об Администрации Северного морского пути».

4. Откорректировать и утвердить «Правила плавания в акватории СМП».

5. Закрепить законодательными актами РФ за государственной структурой функции по ледокольной проводке судов на акватории СМП.

В интересах частичного покрытия государственных расходов на оказание государственных услуг на СМП целесообразно рассмотреть вопрос о введении арктического путевого сбора. Ставки путевого сбора должны носить не дискриминационный характер и обеспечить конкурентоспособность Северного морского пути по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал.

Реализация рассмотренных в статье задач будет способствовать повышению стабильной работы национальной Арктической морской транспортной системы, увеличению объемов перевозок грузов, включая транзитные, и ускорению развития Арктической зоны РФ.

Морские вести России №6 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Новейший МРК «Вышний Волочёк» готовится к ходовым и государственным испытаниям

Новейший МРК «Вышний Волочёк» готовится к ходовым и государственным испытаниям Новейший малый ракетный корабль (МРК) Черноморского флота (ЧФ) «Вышний Волочёк», пос...

ВМС США приостановят операции по всему миру из-за инцидента с эсминцем

ВМС США приостановят операции по всему миру из-за инцидента с эсминцем ВМС США приостановят операции по всему миру в связи со столкновением американского эсминца «Джона Ма...

Российская экономика

Ткачев считает, что Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в этом сельхозгоду

Ткачев считает, что Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в этом сельхозгоду Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в 2017-2018 сельскохозяйственном году, заявил гл...

Молодь гребешка на «морских огородах» в Приморье погибла из-за наводнения

Молодь гребешка на «морских огородах» в Приморье погибла из-за наводнения Предприятиям марикультуры в Приморье компенсируют ущерб за гибель молоди гребешка после августовског...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Резидент чукотской ТОР планирует отгрузить 200 тыс. тонн угля в Китай до конца навигации

Резидент чукотской ТОР планирует отгрузить 200 тыс. тонн угля в Китай до конца навигации Резидент территории опережающего развития (ТОР) «Беринговский» компания «Берингопромуголь» п...

Изменение границ территории морского порта Советская Гавань

Изменение границ территории морского порта Советская Гавань Распоряжением Правительства России от 28.07.2017 № 1634-р принято решение об изменении границ террит...




Морской транспорт

Приватизация «Совкомфлота» должна вывести компанию на новые рынки – Орешкин

Приватизация «Совкомфлота» должна вывести компанию на новые рынки – Орешкин Приватизация «Совкомфлота» должна не только принести доходы в бюджет, но и вывести компанию на новые...

Египет вдвое снижает сборы за транзит контейнеров через Суэцкий канал

Египет вдвое снижает сборы за транзит контейнеров через Суэцкий канал Правительство Египта объявило на прошлой неделе о введении скидок в размере 3%- 50% на транз...

Речной транспорт

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях Вместе с мэрами Союза городов Золотого кольца глава Ярославской области Дмитрий Миронов совершил про...

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Ж/Д транспорт

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» нужно продавать все 50% на аукционе – вице-президент

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» нужно продавать все 50% на аукционе – вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в случае принятия решения о продаже доли в «Трансконт...

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хотят создать его аналог - вице-президент

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хотят создать его аналог - вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хочет получ...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...