Арктике нужен хозяин

Севморпуть

Преобразования в управлении Северным морским путем назрели

Ю.М. Иванов, заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ», к.т.н.

О.М. Кудрявцев, заведующий лабораторией АО «ЦНИИМФ», к.в.н.

Г.В. Лебедев, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ», к.г.н.

Развитие Арктической зоны Российской Федерации имеет геополитическое значение для страны. Этот регион представляет собой колоссальный сырьевой резерв, здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Для эффективного хозяйствования в Арктической зоне Российской Федерации необходимо развитие национальной Арктической морской транспортной системы, способной обеспечить завоз грузов для освоения месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, надежные транспортные связи, транзит и вследствие этого – рост национальной экономики.

Ключевые элементы

Ключевыми элементами Арктической морской транспортной системы являются: Северный морской путь (рисунок 1), порты, ледокольный флот, транспортный флот, система обеспечения безопасности мореплавания.

Рис. 1. Северный морской путь

В действующих законодательных российских документах в виде стратегий, концепций, доктрин, федеральных целевых программ, касающихся развития морского транспорта, северных территорий Российской Федерации, недостаточно уделено внимания развитию инфраструктуры Арктической морской транспортной системы, совершенствованию управления Северным морским путем.

В настоящее время реализация мероприятий, направленных на развитие Северного морского пути, осуществляется в рамках следующих государственных программ Российской Федерации:

– «Комплексного проекта развития Северного морского пути», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 05.06.2015 № 3529п-П9В;

– подпрограммы «Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне» государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»;

– подпрограммы «Морской и речной транспорт» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

К середине XXI века Российская Федерация может утратить контроль над судоходством по Северному морскому пути, если не сумеет четко обозначить свои национальные интересы в Арктическом регионе, сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин во время заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в Мурманске.

На этом же совещании Дмитрий Рогозин поставил задачу окончательного выбора «хозяина» Северного морского пути.

Заседание по выбору «хозяина» проводилось во исполнение пункта 5 раздела II протокола от 9 марта 2016 г. № 1 президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, согласно которому Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии Делового совета и Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики было поручено представить в Правительство Российской Федерации в срок до 20 апреля 2016 г. материалы о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации.

На совместном заседании Научно-экспертного и Делового советов Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся 19 апреля 2016 г., специалисты обсудили создание единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне, в том числе для организации перевозок по Северному морскому пути. Собравшиеся единодушно поддержали необходимость единого оператора, но к общему заключению относительно его конфигурации прийти не смогли. Руководители Научно-экспертного и Делового советов попросили перенести совещание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики по рассмотрению вопроса о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации на два месяца.

К настоящему времени утрачено единоначалие в вопросах развития и управления Северным морским путем, которое было достигнуто после создания в 1932 году организации – Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), подчиненной на первых порах Совету народных комиссаров, а с 1953 года Министерству морского флота.

Основными задачами Главсевморпути были: организация морского (в том числе ледокольного) и речного флота и руководство им; изыскания и строительство портов, затонов, верфей и судоремонтных заводов; организация морских и речных перевозок и ледокольных операций; строительство и ремонт судов и руководство портовым хозяйством.

В 1936 году в период активной деятельности Главсевморпуть включал в себя 16 отделов и управлений.

Постепенно с изменением экономической политики в нашем государстве менялось отношение к Арктике и Северному морскому пути, являвшемуся его важной транспортной коммуникацией. Значение постепенно утрачивалось, и изменялся состав Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). В 1964 году ГУСМП было упразднено, его функции были возложены на отдел ледокольно-лоцманских проводок Главного управления мореплавания Министерства морского флота СССР. В ноябре 1970 года в целях осуществления государственного надзора за рациональным использованием Северного морского пути, а также обеспечения безопасности арктического мореплавания была создана Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР.

В 1988 году Администрация Севморпути была введена в состав центрального аппарата Минморфлота СССР. В 2004 году в результате административной реформы функции Администрации Северного морского пути были переданы в отдел Федерального агентства морского и речного флота.

Таким образом, ГУСМП, созданное как хозяин СМП при Совете народных комиссаров СССР на уровне министерства, к 2004 году эволюционировало от главного управления до отдела в Федеральном агентстве морского и речного флота с численностью 5 человек.

К 2013 году изменилась экономическая ситуация в стране, были выстроены новые отношения государства с владельцами судов. В новых экономических условиях старая система перестала отвечать требованиям времени, поэтому в соответствии с ФЗ-132 от 28 июля 2013 года была воссоздана современная Администрация Северного морского пути.

Основными целями деятельности ФГКУ «Администрация Северного морского пути» является обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути.

Сегодня на акватории Северного морского пути недостаточно уделено внимания государственному регулированию и контролю безопасности судоходства. Численный состав штатных сотрудников ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не в состоянии обеспечить выполнение всех функциональных обязанностей, возложенных на учреждение, и дополнительно осуществлять контроль над судоходством на всем протяжении акватории СМП.

На основании вышесказанного подтверждается необходимость создания единого координатора и оператора в области арктического судоходства и перевозок по Северному морскому пути.

Для обеспечения безопасного судоходства в акватории Северного морского пути необходимо расширение функций и поднятие статуса ФГКУ «Администрация Северного морского пути». Для расширения функций и поднятия статуса государственного предприятия ФГКУ необходимо создание структурных подразделений, отвечающих за основные направления деятельности в акватории (административное, навигационное, ледокольное, транспортное, аварийно-спасательное и др.). На рисунке 2 представлена схема возможной организационной структуры предприятия.

Рис. 2. Организационная структура предприятия

По законодательству РФ государственное учреждение ФГКУ «Администрация Северного морского пути» не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.

Акватория Северного морского пути будет использоваться для регулярной перевозки грузов, если в морских портах СМП будут оказываться все виды портовых услуг, оказываемых в портах развитых стран, а именно: навигационные, лоцманские, причальные, стивидорные и шипчандлерские услуги. Все это подтверждает необходимость создания подведомственной организации с правовой формой, позволяющей заниматься коммерческой деятельностью (ФГУП или АО и др.), которая будет иметь соответствующий статус для решения многих задач, направленных на создание условий безопасности и привлекательности судоходства на современном этапе. Хозяйствующая структура в составе ФГКУ «Администрация Северного морского пути» позволит активно влиять на поддержание порядка и правил пользования СМП.

В целях совершенствования системы организации плавания судов в акватории Северного морского пути предлагается:

1. Внести дополнения в Правила плавания в акватории Севморпути, утвержденные приказом Минтранса России от 17.01.2013 № 7, предусматривающие:

1.1. Обязательность ледовой лоцманской проводки судна при отсутствии у капитана опыта плавания во льдах в акватории Северного морского пути в течение трех месяцев в качестве капитана или старшего помощника капитана.

1.2. Возложение на ФГКУ «Администрация Севморпути» следующих функций:

утверждение плана расстановки ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой, навигационной обстановки, категории ледовых усилений и подготовки экипажей судов;

разработка маршрутов плавания судов;

принятие решения о необходимом ледокольном обеспечении судов на конкретных участках;

принятие решения о необходимости ледовой лоцманской проводки судов.

1.3. Обеспечение ледоколов и судов рекомендациями по маршруту следования, гидрометеорологической и ледовой информацией.

1.4. Мониторинг движения ледоколов и судов в акватории СМП.

1.5. Поддержание связи с ледоколами и судами.

1.6. Организация безопасного вывода из акватории СМП судов, получивших повреждения.

1.7. Организация безопасного вывода из акватории Северного морского пути судов, нарушивших Правила (судов, не имеющих разрешения Администрации СМП; судов, оказавшихся в ледовых условиях, не соответствующих их категориям ледовых усилений).

1.8. Оперативное принятие мер к судам, нарушившим Правила.

1.9. Анализ ледовых повреждений и разработка предложений по их предотвращению.

2. Внести изменения в распоряжение Правительства РФ от 15.03.2013 № 358-р «О создании федерального государственного казенного учреждения», предусмотрев соответствующие изменения в организационно-штатной структуре и финансировании ФГКУ «Администрация Севморпути».

3. Включить в состав ФГКУ «Администрация Севморпути» в качестве филиалов службы капитанов морских портов, расположенных в акватории СМП.

4. В целях обеспечения безопасности при транспортировке углеводородов в Арктической зоне РФ с учетом высокой уязвимости природной среды и необходимости минимизации рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предлагается издание нормативного правового акта, предусматривающего привлечение ледоколов, осуществляющих проводку судов в акватории Северного морского пути, к несению аварийно-спасательной готовности.

Россия несет ответственность за организацию безопасного мореплавания в акватории СМП. Для укрепления вертикали власти в области государственного управления и надзора в акватории СМП, являющейся зоной ответственности РФ, необходимо:

1. Модернизировать организаци-онно-штатную структуру Администрации Северного морского пути и пересмотреть ее основные задачи и функции в современных условиях.

2. Наделить Администрацию Северного морского пути соответствующими полномочиями.

3. Переиздать «Положение об Администрации Северного морского пути».

4. Откорректировать и утвердить «Правила плавания в акватории СМП».

5. Закрепить законодательными актами РФ за государственной структурой функции по ледокольной проводке судов на акватории СМП.

В интересах частичного покрытия государственных расходов на оказание государственных услуг на СМП целесообразно рассмотреть вопрос о введении арктического путевого сбора. Ставки путевого сбора должны носить не дискриминационный характер и обеспечить конкурентоспособность Северного морского пути по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал.

Реализация рассмотренных в статье задач будет способствовать повышению стабильной работы национальной Арктической морской транспортной системы, увеличению объемов перевозок грузов, включая транзитные, и ускорению развития Арктической зоны РФ.

Морские вести России №6 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Потерявший ход катер отбуксирован в порт Мурманск

Потерявший ход катер отбуксирован в порт Мурманск Катер «Передовой РК» при движении по Кольскому заливу потерял ход из-за поломки главного двигателя. ...

Матрос погиб на краболовном судне «Атка Энтерпрайс» в Баренцевом море

Матрос погиб на краболовном судне «Атка Энтерпрайс» в Баренцевом море В Баренцевом море с краболовно-перерабатывающего судна «Атка Энтерпрайс» во время перегрузки продукц...

Российская экономика

Хабаровский завод спустил на воду первый понтон причала для Минобороны России

Хабаровский завод спустил на воду первый понтон причала для Минобороны России На Хабаровском судостроительном заводе (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) с...

Отказавшись от «Северного потока», Латвия потеряет 100 млн евро – мэр Вентспилса А. Лембергс

Отказавшись от «Северного потока», Латвия потеряет 100 млн евро – мэр Вентспилса А. Лембергс Проект газопровода Nord Stream-2 будет реализован без участия Латвии, о чем официальным письмом изве...

Транспортная политика

США напомнили РФ о санкциях в отношении КНДР после открытия паромного сообщения между Россией и Северной Кореей

США напомнили РФ о санкциях в отношении КНДР после открытия паромного сообщения между Россией и Северной Кореей В Вашингтоне рассчитывают, что Россия в полной мере будет выполнять свои обязательства в рамках санк...

«Укрзализныця» опровергла информацию о прекращении с 1 июля ж/д сообщения с РФ

«Укрзализныця» опровергла информацию о прекращении с 1 июля ж/д сообщения с РФ Украина не планирует введение каких-либо ограничений на железнодорожное сообщение с Россией с 1 июля...

Морские порты

Совет директоров «Архангельского МТП» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2016 год

Совет директоров «Архангельского МТП» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2016 год Совет директоров ОАО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП) рекомендовал годовому обще...

Контейнерооборот портов Финляндии в январе-марте 2017 г. вырос на 4,8%

Контейнерооборот портов Финляндии в январе-марте 2017 г. вырос на 4,8% Контейнерооборот портов Финляндии по итогам января-марта 2017 года увеличился на 4,8% относитель...




Морской транспорт

Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства и реконструкции объектов Керченской паромной переправы

Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства и реконструкции объектов Керченской паромной переправы Главгосэкспертиза России закончила рассмотрение проекта возведения и реконструкции объектов портовой...

Запущен сервис по доставке проектных грузов из Антверпена в Арктику

Запущен сервис по доставке проектных грузов из Антверпена в Арктику Российское Арктическое морское пароходство (ASCO) запустило новый сервис по доставке проектн...

Речной транспорт

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России «Енисейское речное пароходство» (ЕРП) включено в национальный реестр «Ведущие организации тр...

Навигация началась на реке Лена в Якутии

Навигация началась на реке Лена в Якутии Ледоходная обстановка на реке Лена в Якутии позволяет начинать навигацию, в связи с этим в понедельн...

Ж/Д транспорт

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с 1 июня начнет подконтрольную эксплуатацию подвижног...

Грузоотправители заказали более 7,6 тыс. вагонов под погрузку через ЭТП ГП

Грузоотправители заказали более 7,6 тыс. вагонов под погрузку через ЭТП ГП Через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) по итогам месяца после зап...

Авто транспорт

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер Скидка в системе оплаты за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам «Платон» будет но...

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства автодороги к Крымскому мосту

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства автодороги к Крымскому мосту Эксперты Главгосэкспертизы России согласовали проект строительства автодороги, которая соединит феде...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Отстой судна

Отстой судна В процессе коммерческой и технической эксплуатации морского судна перед судовладельцем рано или позд...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...