Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Инфраструктура / Образование
Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – это основа системы практической подготовки курсантов плавательных специальностей. Адаптация к условиям и порядкам работы на судне начинается с первых дней пребывания выпускников школ в Морском университете, когда они надевают форму и дают клятву во время ритуала посвящения в курсанты, а затем начинают жить, работать и учиться по военизированной системе, которая учит преодолевать себя, стоять вахты, выполнять приказы офицеров. Тот, кто принимает эти условия, достигает успеха в учебе и получает положительные результаты на практике, а затем в работе на судах.

Борис Воробьев, начальник судомеханического факультета Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Морская практика курсантов проводится в соответствии со всеми профильными отечественными и международными нормативными документами, от образовательных госстандартов до конвенций ИМО ПДНВ и модельных курсов. Организацией практической подготовки курсантов в вузе занимается специальная структура – Дальневосточный центр организации учебных практик, который согласовывает учебные планы, графики и программы, разработанные учебными подразделениями университета, с ведущими судоходными компаниями.

Профессиональная практика на всех этапах направлена на непрерывность и последовательность подготовки: на младших курсах – учебная практика, затем производственная, а потом преддипломная.

Учебная практика для судоводителей проводится на парусном учебном судне «Надежда», для механиков и электромехаников – на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин».

Ценности морских традиций на ПУС «Надежда»

История парусника «Надежда» – это десятки экспедиций и рейсов в разные широты Мирового океана на протяжении более 20 лет. Самый масштабный поход был совершен в 2003-2004 годах. «Надежда» обошла вокруг земного шара, отметив 200-летие первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За четырнадцать месяцев и три дня парусник преодолел около 45 000 миль, курсанты побывали в 30 портах и 20 странах мира. За время похода фрегат три раза пересек экватор. Члены правительства России и президент В.В. Путин, побывавший на борту судна, высоко оценили вклад экипажа и курсантов парусника в историю современного мирового и отечественного мореплавания.

Курсанты на ПУС «Надежда» являются постоянными участниками международных парусных соревнований и фестивалей. В июне 2002 г. фрегат одержал победу в Международной регате в честь чемпионата мира по футболу Sail Korea 2002 по маршруту Окинава (Япония) – Инчхон – Пусан (Республика Корея). Летом 2003 г. ПУС «Надежда» приняло участие в международном парусном фестивале «Паруса Дружбы – 2003» в Делфзейл в Голландии. Фестиваль собрал около сотни парусников из разных стран мира. Весной 2007 г. – победа в Международной парусной регате по маршруту Нагасаки (Япония) – Йосу (Республика Корея) в рамках фестиваля Tall Ship 2007. Весной 2009 г. – первое место в 200-мильной гонке по маршруту Нагасаки – Йосу. В 2014 году курсанты на ПУС «Надежда» участвовали в Черноморской регате больших парусников, где в упорной борьбе вышли победителями. Капитан С.А. Воробьев, экипаж и курсанты были удостоены главного приза соревнований.

Отлаженная система практической подготовки и атмосфера, которую создает экипаж парусника во главе с капитаном, на протяжении многих лет позволяют растить из неопытных мальчишек настоящих моряков. Так было, когда «Надежда» пересекала Тихий океан с миссией посла мира в преддверии саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, представительских рейсах в Шанхай (КНР), Йосу (Республика Корея) и на Черноморской регате.

Морское братство, взаимовыручка и ответственность здесь не просто слова, а ценности морских традиций, позволяющие создать цельный экипаж, способный решать производственные задачи. Поэтому у тех, кто проходил практику на ПУС «Надежда», навсегда останется в памяти время, которое их закалило, сплотило и дало уроки гражданственности и патриотизма.

Теоретическое обучение на паруснике сочетается с научно-исследовательской работой. ПУС «Надежда» является базой для экспедиций Дальневосточного плавучего университета. В научной работе на судне принимают участие ведущие ученые, преподаватели, молодые исследователи, аспиранты и студенты ДВО РАН и вузов России, экологи из Международного фонда защиты животных (IFAW), биологи Института океанологии ДВО РАН.

Главная задача Дальневосточного плавучего университета – проведение исследований основных климатообразующих факторов в северо-западной части Тихого океана, изучение воздействия климатических изменений на морские экосистемы дальневосточных морей, а также подготовка научных кадров для Дальнего Востока в области мониторинга окружающей среды через исследования, проводимые студентами и аспирантами под руководством ведущих ученых Дальнего Востока.

Плавучий университет является частью научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В лабораториях, размещаемых на борту и оснащенных современными приборами, выполняются различные исследования. Морской университет сотрудничает с Дальневосточным отделением Российской академии наук и другими отечественными и зарубежными научными учреждениями и университетами. Экспедиции позволяют объединить вузовскую и академическую науку, придают учебному и исследовательскому процессу совершенно новую форму. Курсанты и молодые ученые принимают непосредственное участие в исследованиях, а научная программа насыщена как лекционными, так и практическими занятиями.

Разнообразие выполненных исследований и их результаты подтверждают эффективность Дальневосточного плавучего университета как инновационной образовательно-исследовательской инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. С 2003 года Дальневосточный плавучий университет на ПУС «Надежда» признан ЮНЕСКО по программе IOC-WESTRAS (TTR) – «обучение через исследование».

С 1997 по 2014 год в рамках проекта «Дальневосточный плавучий университет» были совершены свыше 20 масштабных морских научно-исследовательских экспедиций на ПУС «Надежда» и УПС «Профессор Хлюстин».

В августе 2010 г. в научной экспедиции к берегам Сахалина и Курил вместе с учеными Морского университета, Москвы, Новосибирска приняли участие иностранные ученые и около 80 курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В мае 2011 г. совместно с учеными МГУ, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, представителями Русского географического общества и МЧС парусник провел мониторинг окружающей среды в Японском море после аварии на японской атомной станции «Фукусима-1». В течение 2007-2015 годов на парусном учебном судне «Надежда» прошли плавательную практику курсанты всех специальностей и уровней морской подготовки 1-3-го курсов Морского университета, Амурского и Сахалинского филиалов в количестве более 3000 человек.

В июне 2010 г. ПУС «Надежда» участвовало в мероприятиях Дипломатической конференции по принятию пересмотренной редакции ПДНВ, в проекте Всемирного центра подготовки на борту судов (Global On-Board-Training Centre – GOBTC), в проведении совместной плавательной практики с курсантами морских заведений Кореи, Китая и Филиппин. На его борту было подписано учредительное соглашение по GOBTC.

Ежегодные заходы судна с курсантами на борту в иностранные и отечественные порты, посещение морских учебных заведений, проведение совместных мероприятий стали доброй традицией, пропагандирующей морскую историю и морское образование России, дружбу среди народов всех стран.

Приписанный к порту Владивосток фрегат «Надежда» служит не только делу воспитания новых поколений моряков, но и является визитной карточкой Владивостока – форпоста России на берегах Тихого океана.

База на Дальнем Востоке

Другим учебным судном, где происходит оморячивание курсантов, является УПС «Профессор Хлюстин». По инициативе Морского университета и при содействии Росморречфлота, ОАО «Совкомфлот» и Русского географического общества УПС «Профессор Хлюстин» в 2012-2013 гг. прошел восстановительный ремонт и переоборудование во Владивостоке и на верфи Шанхая.

После завершения ремонта УПС «Профессор Хлюстин» стал базой не только для прохождения плавательной практики курсантов Морского университета, но и для исследовательской, образовательной и производственной деятельности на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе.

Судно нацелено на практическую подготовку специалистов для работы в дальневосточных и арктических морях, выполнение грузовых перевозок в интересах территорий восточного и северо-восточного побережья страны, проведение исследований по изучению шельфовых зон Дальнего Востока и Арктики, а также предназначено для прохождения учебно-производственной практики одновременно 120 курсантов под руководством преподавателей.

На УПС «Профессор Хлюстин» курсанты приобщаются к научно-исследовательской работе ученых университета и Русского географического общества, в том числе с использованием подводных, летательных беспилотных аппаратов различного назначения для исследования Мирового океана.

Судоходных компаний для практикантов недостаточно

Поскольку обязательным условием для получения квалификации международного уровня является высокий уровень владения профессиональным английским языком, курсанты, помимо практической подготовки, уделяют изучению языка значительное время в течение практики. Для этого в рейс направляются преподаватели кафедры морского профессионального английского языка.

Производственная практика проводится на старших курсах в судоходных компаниях Дальнего Востока согласно заключенным договорам. Обязательным пунктом договора является назначение руководителя практики на судне, он осуществляет организацию, контроль и помощь курсантам в прохождении практики, подготовке отчетных материалов.

Для оценки итоговой теоретической и практической подготовки курсантов в государственную экзаменационную комиссию приглашаются ведущие специалисты судоходного бизнеса и Морской квалификационной комиссии. При итоговой аттестации приветствуются дипломные проекты и работы, выполненные по заказам судоходных компаний с использованием материала, собранного на плавательной практике.

К сожалению, в настоящее время на Дальнем Востоке недостаточно судоходных компаний для устройства практикантов на суда. Трудно согласовать сроки практики курсантов с графиками работы судов и заменой экипажей. Чтобы устранить эти недостатки, университет ведет работу по заключению договоров с судоходными компаниями для предоставления мест проведения практики с дальнейшим трудоустройством. В последнее время в этом направлении имеются определенные успехи. Заключено более пятидесяти договоров о практической подготовке курсантов плавательных специальностей. Есть положительный опыт долговременного сотрудничества судоходных компаний и университета. Это компании ПАО «Совкомфлот», «Дальневосточное морское пароходство», Росморречфлот, крюинговые компании «ФЕСКОНТРАКТ», «НОРФЕС» и другие.

3 сентября 2015 года генеральный директор ПАО «Совкомфлот» С.О. Франк и ректор Морского университета С.А. Огай подписали ряд документов, предусматривающих дальнейшее укрепление взаимовыгодного сотрудничества крупнейшей российской судоходной компании и одного из ведущих профильных вузов России в области подготовки кадров для морской отрасли. Согласно достигнутым договоренностям, планируется подготовка курсантов в целевой группе судоводителей, судомехаников и электромехаников. Для этого разработана программа подготовки с учетом особенностей работы на судах компании. Курсантам будет предоставлена возможность практики, а после выпуска – гарантированное трудоустройство. Отличники будут получать дополнительную именную стипендию ПАО «Совкомфлот».

Кроме подготовки курсантов в планах о сотрудничестве – стажировки преподавателей, участие сотрудников и преподавателей в ежегодных производственных семинарах компании, написание новых учебников по специальным дисциплинам, отвечающих современным требованиям морского флота, оборудование именных лекционных аудиторий, оснащение новым учебным оборудованием, поддержка молодых преподавателей.

Две практики для механиков

Особенность подготовки судомехаников и электромехаников заключается в том, что кроме плавательной практики им необходимо пройти судоремонтную практику в течение двух месяцев. Судоремонтная практика разделяется на учебно-технологический модуль и судоремонтный (для механиков) и электромонтажный (для электромехаников). Обычно этот вид практики проводится на первом курсе.

Для проведения судоремонтной практики в университете образован научно-образовательный технологический центр, где имеются слесарный, токарный, фрезерный и сварочный участки. Здесь приобретаются навыки безопасной работы с инструментами, знания и умения обработки материалов с различными свойствами, сборки и разборки механизмов, их дефектовки и устранения неисправностей. Оснащение технологического центра отвечает минимальным требованиям ПДНВ, но требует обновления станочного парка и улучшения снабжения расходными материалами, есть сложности и с мастерами на участках из-за небольшой заработной платы. Решить эти проблемы университет старается привлечением производственной и научной составляющей в судоремонтную подготовку курсантов.

Надо отметить, что сегодня на Дальнем Востоке интерес к морским профессиям у молодежи достаточно высокий. Этому способствует развитие шельфовых и арктических проектов, а также развитие судостроения и судоремонта. Рост престижа морских профессий, перспективы работы на современном производстве, возможность получения материального благополучия – все это стимулирует спрос на морское образование в регионе.

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Отряд кораблей Балтфлота в дальнем походе прошел Ла-Манш

Отряд кораблей Балтфлота в дальнем походе прошел Ла-Манш Корветы «Бойкий» и «Сообразительный» прошли Ла-Манш, сообщил «Интерфаксу» представитель Балтийского ...

Яхту «Мия» сняли с мели в акватории порта Санкт-Петербург

Яхту «Мия» сняли с мели в акватории порта Санкт-Петербург Яхта "Мия села на мель в районе буя №18 Петровского фарватера порта Санкт-Петербург. Для оказан...

Российская экономика

Судостроительный комплекс «Звезда» в 2018-2022 гг. может получить 5,9 млрд рублей субсидий

Судостроительный комплекс «Звезда» в 2018-2022 гг. может получить 5,9 млрд рублей субсидий Правительство в 2018-2022 гг. может выделить субсидии в размере 5,9 млрд рублей судостроительному ко...

Мобильные логистические решения вместо строительства развернутой логистической инфраструктуры все чаще используются в России - эксперт

Мобильные логистические решения вместо строительства развернутой логистической инфраструктуры все чаще используются в России - эксперт При строительстве крупных проектов в России все чаще используют мобильные логистические решения вмес...

Транспортная политика

Российские правила плавания по Севморпути были взяты за основу при разработке стандартов ИМО – Морская коллегия

Российские правила плавания по Севморпути были взяты за основу при разработке стандартов ИМО – Морская коллегия Российские стандарты защиты морской среды в Артике были, фактически, взяты ИМО за основу при разрабо...

Премьер Грузии примет участие в открытии железной дороги Баку - Тбилиси - Карс

Премьер Грузии примет участие в открытии железной дороги Баку - Тбилиси - Карс Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили 30 октября совершит визит в Азербайджан, где примет учас...

Морские порты

Парк Туапсинского морского торгового порта пополнился краном-манипулятором

Парк Туапсинского морского торгового порта пополнился краном-манипулятором В АО «Туапсинский морской торговый порт» прибыл новый кран-манипулятор Mantsinen K200 (ЕS) в...

Контейнерооборот портов Дальнего Востока растет быстрее остальных

Контейнерооборот портов Дальнего Востока растет быстрее остальных По данным Ассоциации морских торговых портов, за январь – сентябрь 2017 года порты Дальнего Востока ...




Морской транспорт

Китай создает научно-исследовательский флот

Китай создает научно-исследовательский флот Китай проектирует либо строит в настоящее время около десятка научно-исследовательских судов. Об это...

Товарооборот через Северный морской путь увеличился на 20% в 2017 году

Товарооборот через Северный морской путь увеличился на 20% в 2017 году Товарооборот через Северный морской путь в 2017 году увеличился на 20%, сообщил в понедельник ТА...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по РСБУ за 9 месяцев выросла вдвое, до 5 млрд руб.

Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по РСБУ за 9 месяцев выросла вдвое, до 5 млрд руб. Чистая прибыль ПАО «ТрансКонтейнер» по российским стандартам бухучета (РСБУ) в январе - сент...

ПГК в III квартале увеличила объем выгрузки в портах Азово-Черноморского региона на 24%

ПГК в III квартале увеличила объем выгрузки в портах Азово-Черноморского региона на 24% Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в третьем квартале 2017 года выгрузил ...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...