Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Инфраструктура / Образование
Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – это основа системы практической подготовки курсантов плавательных специальностей. Адаптация к условиям и порядкам работы на судне начинается с первых дней пребывания выпускников школ в Морском университете, когда они надевают форму и дают клятву во время ритуала посвящения в курсанты, а затем начинают жить, работать и учиться по военизированной системе, которая учит преодолевать себя, стоять вахты, выполнять приказы офицеров. Тот, кто принимает эти условия, достигает успеха в учебе и получает положительные результаты на практике, а затем в работе на судах.

Борис Воробьев, начальник судомеханического факультета Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Морская практика курсантов проводится в соответствии со всеми профильными отечественными и международными нормативными документами, от образовательных госстандартов до конвенций ИМО ПДНВ и модельных курсов. Организацией практической подготовки курсантов в вузе занимается специальная структура – Дальневосточный центр организации учебных практик, который согласовывает учебные планы, графики и программы, разработанные учебными подразделениями университета, с ведущими судоходными компаниями.

Профессиональная практика на всех этапах направлена на непрерывность и последовательность подготовки: на младших курсах – учебная практика, затем производственная, а потом преддипломная.

Учебная практика для судоводителей проводится на парусном учебном судне «Надежда», для механиков и электромехаников – на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин».

Ценности морских традиций на ПУС «Надежда»

История парусника «Надежда» – это десятки экспедиций и рейсов в разные широты Мирового океана на протяжении более 20 лет. Самый масштабный поход был совершен в 2003-2004 годах. «Надежда» обошла вокруг земного шара, отметив 200-летие первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За четырнадцать месяцев и три дня парусник преодолел около 45 000 миль, курсанты побывали в 30 портах и 20 странах мира. За время похода фрегат три раза пересек экватор. Члены правительства России и президент В.В. Путин, побывавший на борту судна, высоко оценили вклад экипажа и курсантов парусника в историю современного мирового и отечественного мореплавания.

Курсанты на ПУС «Надежда» являются постоянными участниками международных парусных соревнований и фестивалей. В июне 2002 г. фрегат одержал победу в Международной регате в честь чемпионата мира по футболу Sail Korea 2002 по маршруту Окинава (Япония) – Инчхон – Пусан (Республика Корея). Летом 2003 г. ПУС «Надежда» приняло участие в международном парусном фестивале «Паруса Дружбы – 2003» в Делфзейл в Голландии. Фестиваль собрал около сотни парусников из разных стран мира. Весной 2007 г. – победа в Международной парусной регате по маршруту Нагасаки (Япония) – Йосу (Республика Корея) в рамках фестиваля Tall Ship 2007. Весной 2009 г. – первое место в 200-мильной гонке по маршруту Нагасаки – Йосу. В 2014 году курсанты на ПУС «Надежда» участвовали в Черноморской регате больших парусников, где в упорной борьбе вышли победителями. Капитан С.А. Воробьев, экипаж и курсанты были удостоены главного приза соревнований.

Отлаженная система практической подготовки и атмосфера, которую создает экипаж парусника во главе с капитаном, на протяжении многих лет позволяют растить из неопытных мальчишек настоящих моряков. Так было, когда «Надежда» пересекала Тихий океан с миссией посла мира в преддверии саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, представительских рейсах в Шанхай (КНР), Йосу (Республика Корея) и на Черноморской регате.

Морское братство, взаимовыручка и ответственность здесь не просто слова, а ценности морских традиций, позволяющие создать цельный экипаж, способный решать производственные задачи. Поэтому у тех, кто проходил практику на ПУС «Надежда», навсегда останется в памяти время, которое их закалило, сплотило и дало уроки гражданственности и патриотизма.

Теоретическое обучение на паруснике сочетается с научно-исследовательской работой. ПУС «Надежда» является базой для экспедиций Дальневосточного плавучего университета. В научной работе на судне принимают участие ведущие ученые, преподаватели, молодые исследователи, аспиранты и студенты ДВО РАН и вузов России, экологи из Международного фонда защиты животных (IFAW), биологи Института океанологии ДВО РАН.

Главная задача Дальневосточного плавучего университета – проведение исследований основных климатообразующих факторов в северо-западной части Тихого океана, изучение воздействия климатических изменений на морские экосистемы дальневосточных морей, а также подготовка научных кадров для Дальнего Востока в области мониторинга окружающей среды через исследования, проводимые студентами и аспирантами под руководством ведущих ученых Дальнего Востока.

Плавучий университет является частью научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В лабораториях, размещаемых на борту и оснащенных современными приборами, выполняются различные исследования. Морской университет сотрудничает с Дальневосточным отделением Российской академии наук и другими отечественными и зарубежными научными учреждениями и университетами. Экспедиции позволяют объединить вузовскую и академическую науку, придают учебному и исследовательскому процессу совершенно новую форму. Курсанты и молодые ученые принимают непосредственное участие в исследованиях, а научная программа насыщена как лекционными, так и практическими занятиями.

Разнообразие выполненных исследований и их результаты подтверждают эффективность Дальневосточного плавучего университета как инновационной образовательно-исследовательской инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. С 2003 года Дальневосточный плавучий университет на ПУС «Надежда» признан ЮНЕСКО по программе IOC-WESTRAS (TTR) – «обучение через исследование».

С 1997 по 2014 год в рамках проекта «Дальневосточный плавучий университет» были совершены свыше 20 масштабных морских научно-исследовательских экспедиций на ПУС «Надежда» и УПС «Профессор Хлюстин».

В августе 2010 г. в научной экспедиции к берегам Сахалина и Курил вместе с учеными Морского университета, Москвы, Новосибирска приняли участие иностранные ученые и около 80 курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В мае 2011 г. совместно с учеными МГУ, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, представителями Русского географического общества и МЧС парусник провел мониторинг окружающей среды в Японском море после аварии на японской атомной станции «Фукусима-1». В течение 2007-2015 годов на парусном учебном судне «Надежда» прошли плавательную практику курсанты всех специальностей и уровней морской подготовки 1-3-го курсов Морского университета, Амурского и Сахалинского филиалов в количестве более 3000 человек.

В июне 2010 г. ПУС «Надежда» участвовало в мероприятиях Дипломатической конференции по принятию пересмотренной редакции ПДНВ, в проекте Всемирного центра подготовки на борту судов (Global On-Board-Training Centre – GOBTC), в проведении совместной плавательной практики с курсантами морских заведений Кореи, Китая и Филиппин. На его борту было подписано учредительное соглашение по GOBTC.

Ежегодные заходы судна с курсантами на борту в иностранные и отечественные порты, посещение морских учебных заведений, проведение совместных мероприятий стали доброй традицией, пропагандирующей морскую историю и морское образование России, дружбу среди народов всех стран.

Приписанный к порту Владивосток фрегат «Надежда» служит не только делу воспитания новых поколений моряков, но и является визитной карточкой Владивостока – форпоста России на берегах Тихого океана.

База на Дальнем Востоке

Другим учебным судном, где происходит оморячивание курсантов, является УПС «Профессор Хлюстин». По инициативе Морского университета и при содействии Росморречфлота, ОАО «Совкомфлот» и Русского географического общества УПС «Профессор Хлюстин» в 2012-2013 гг. прошел восстановительный ремонт и переоборудование во Владивостоке и на верфи Шанхая.

После завершения ремонта УПС «Профессор Хлюстин» стал базой не только для прохождения плавательной практики курсантов Морского университета, но и для исследовательской, образовательной и производственной деятельности на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе.

Судно нацелено на практическую подготовку специалистов для работы в дальневосточных и арктических морях, выполнение грузовых перевозок в интересах территорий восточного и северо-восточного побережья страны, проведение исследований по изучению шельфовых зон Дальнего Востока и Арктики, а также предназначено для прохождения учебно-производственной практики одновременно 120 курсантов под руководством преподавателей.

На УПС «Профессор Хлюстин» курсанты приобщаются к научно-исследовательской работе ученых университета и Русского географического общества, в том числе с использованием подводных, летательных беспилотных аппаратов различного назначения для исследования Мирового океана.

Судоходных компаний для практикантов недостаточно

Поскольку обязательным условием для получения квалификации международного уровня является высокий уровень владения профессиональным английским языком, курсанты, помимо практической подготовки, уделяют изучению языка значительное время в течение практики. Для этого в рейс направляются преподаватели кафедры морского профессионального английского языка.

Производственная практика проводится на старших курсах в судоходных компаниях Дальнего Востока согласно заключенным договорам. Обязательным пунктом договора является назначение руководителя практики на судне, он осуществляет организацию, контроль и помощь курсантам в прохождении практики, подготовке отчетных материалов.

Для оценки итоговой теоретической и практической подготовки курсантов в государственную экзаменационную комиссию приглашаются ведущие специалисты судоходного бизнеса и Морской квалификационной комиссии. При итоговой аттестации приветствуются дипломные проекты и работы, выполненные по заказам судоходных компаний с использованием материала, собранного на плавательной практике.

К сожалению, в настоящее время на Дальнем Востоке недостаточно судоходных компаний для устройства практикантов на суда. Трудно согласовать сроки практики курсантов с графиками работы судов и заменой экипажей. Чтобы устранить эти недостатки, университет ведет работу по заключению договоров с судоходными компаниями для предоставления мест проведения практики с дальнейшим трудоустройством. В последнее время в этом направлении имеются определенные успехи. Заключено более пятидесяти договоров о практической подготовке курсантов плавательных специальностей. Есть положительный опыт долговременного сотрудничества судоходных компаний и университета. Это компании ПАО «Совкомфлот», «Дальневосточное морское пароходство», Росморречфлот, крюинговые компании «ФЕСКОНТРАКТ», «НОРФЕС» и другие.

3 сентября 2015 года генеральный директор ПАО «Совкомфлот» С.О. Франк и ректор Морского университета С.А. Огай подписали ряд документов, предусматривающих дальнейшее укрепление взаимовыгодного сотрудничества крупнейшей российской судоходной компании и одного из ведущих профильных вузов России в области подготовки кадров для морской отрасли. Согласно достигнутым договоренностям, планируется подготовка курсантов в целевой группе судоводителей, судомехаников и электромехаников. Для этого разработана программа подготовки с учетом особенностей работы на судах компании. Курсантам будет предоставлена возможность практики, а после выпуска – гарантированное трудоустройство. Отличники будут получать дополнительную именную стипендию ПАО «Совкомфлот».

Кроме подготовки курсантов в планах о сотрудничестве – стажировки преподавателей, участие сотрудников и преподавателей в ежегодных производственных семинарах компании, написание новых учебников по специальным дисциплинам, отвечающих современным требованиям морского флота, оборудование именных лекционных аудиторий, оснащение новым учебным оборудованием, поддержка молодых преподавателей.

Две практики для механиков

Особенность подготовки судомехаников и электромехаников заключается в том, что кроме плавательной практики им необходимо пройти судоремонтную практику в течение двух месяцев. Судоремонтная практика разделяется на учебно-технологический модуль и судоремонтный (для механиков) и электромонтажный (для электромехаников). Обычно этот вид практики проводится на первом курсе.

Для проведения судоремонтной практики в университете образован научно-образовательный технологический центр, где имеются слесарный, токарный, фрезерный и сварочный участки. Здесь приобретаются навыки безопасной работы с инструментами, знания и умения обработки материалов с различными свойствами, сборки и разборки механизмов, их дефектовки и устранения неисправностей. Оснащение технологического центра отвечает минимальным требованиям ПДНВ, но требует обновления станочного парка и улучшения снабжения расходными материалами, есть сложности и с мастерами на участках из-за небольшой заработной платы. Решить эти проблемы университет старается привлечением производственной и научной составляющей в судоремонтную подготовку курсантов.

Надо отметить, что сегодня на Дальнем Востоке интерес к морским профессиям у молодежи достаточно высокий. Этому способствует развитие шельфовых и арктических проектов, а также развитие судостроения и судоремонта. Рост престижа морских профессий, перспективы работы на современном производстве, возможность получения материального благополучия – все это стимулирует спрос на морское образование в регионе.

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная Хабаровский филиал Главгосэкспертизы России провел проверку достоверности определения сметной стоимо...

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии Власти Индонезии сообщили в среду, что 166 пассажиров парома, затонувшего в индонезийском озере нака...

Российская экономика

Россия объявила торговую войну США

Россия объявила торговую войну США Россия вводит «балансирующие меры» в ответ на протекционистские шаги США, сообщил глава Минэкономраз...

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г.

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г. Балтийский завод в Санкт-Петербурге может вернуться к реализации проектов строительства военных кора...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

ВСК усилит экологический контроль на угольном терминале

ВСК усилит экологический контроль на угольном терминале ООО «Восточная стивидорная компания» введет постоянный экологический мониторинг и обеспечит максимал...

В морском порту Усть-Луга начались дноуглубительные работы

В морском порту Усть-Луга начались дноуглубительные работы «Росморпорт» приступил к плановым дноуглубительным работам на акватории морского порта Усть-Луга в р...




Морской транспорт

Суд по жалобе за простой парома ManGyongBong отложен на июль

Суд по жалобе за простой парома ManGyongBong отложен на июль Арбитражный суд Приморского края в среду вновь отложил судебное заседание по заявлению компании «Рос...

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет Четвертый и пятый универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», которые планируется постро...

Речной транспорт

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня Астраханский судостроительный завод «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ...

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов Федеральное агентство по туризму РФ видит потенциал реки Амур в части развития международного круизн...

Ж/Д транспорт

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб Министерство транспорта РФ предлагает оставить часть прибыли РЖД - 13,6 млрд рублей - в распоряжении...

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК В Хабаровском крае приступили к инженерно-геологическим изысканиям на участках, по которым пройдет ж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...