Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Инфраструктура / Образование
Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – это основа системы практической подготовки курсантов плавательных специальностей. Адаптация к условиям и порядкам работы на судне начинается с первых дней пребывания выпускников школ в Морском университете, когда они надевают форму и дают клятву во время ритуала посвящения в курсанты, а затем начинают жить, работать и учиться по военизированной системе, которая учит преодолевать себя, стоять вахты, выполнять приказы офицеров. Тот, кто принимает эти условия, достигает успеха в учебе и получает положительные результаты на практике, а затем в работе на судах.

Борис Воробьев, начальник судомеханического факультета Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Морская практика курсантов проводится в соответствии со всеми профильными отечественными и международными нормативными документами, от образовательных госстандартов до конвенций ИМО ПДНВ и модельных курсов. Организацией практической подготовки курсантов в вузе занимается специальная структура – Дальневосточный центр организации учебных практик, который согласовывает учебные планы, графики и программы, разработанные учебными подразделениями университета, с ведущими судоходными компаниями.

Профессиональная практика на всех этапах направлена на непрерывность и последовательность подготовки: на младших курсах – учебная практика, затем производственная, а потом преддипломная.

Учебная практика для судоводителей проводится на парусном учебном судне «Надежда», для механиков и электромехаников – на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин».

Ценности морских традиций на ПУС «Надежда»

История парусника «Надежда» – это десятки экспедиций и рейсов в разные широты Мирового океана на протяжении более 20 лет. Самый масштабный поход был совершен в 2003-2004 годах. «Надежда» обошла вокруг земного шара, отметив 200-летие первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За четырнадцать месяцев и три дня парусник преодолел около 45 000 миль, курсанты побывали в 30 портах и 20 странах мира. За время похода фрегат три раза пересек экватор. Члены правительства России и президент В.В. Путин, побывавший на борту судна, высоко оценили вклад экипажа и курсантов парусника в историю современного мирового и отечественного мореплавания.

Курсанты на ПУС «Надежда» являются постоянными участниками международных парусных соревнований и фестивалей. В июне 2002 г. фрегат одержал победу в Международной регате в честь чемпионата мира по футболу Sail Korea 2002 по маршруту Окинава (Япония) – Инчхон – Пусан (Республика Корея). Летом 2003 г. ПУС «Надежда» приняло участие в международном парусном фестивале «Паруса Дружбы – 2003» в Делфзейл в Голландии. Фестиваль собрал около сотни парусников из разных стран мира. Весной 2007 г. – победа в Международной парусной регате по маршруту Нагасаки (Япония) – Йосу (Республика Корея) в рамках фестиваля Tall Ship 2007. Весной 2009 г. – первое место в 200-мильной гонке по маршруту Нагасаки – Йосу. В 2014 году курсанты на ПУС «Надежда» участвовали в Черноморской регате больших парусников, где в упорной борьбе вышли победителями. Капитан С.А. Воробьев, экипаж и курсанты были удостоены главного приза соревнований.

Отлаженная система практической подготовки и атмосфера, которую создает экипаж парусника во главе с капитаном, на протяжении многих лет позволяют растить из неопытных мальчишек настоящих моряков. Так было, когда «Надежда» пересекала Тихий океан с миссией посла мира в преддверии саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, представительских рейсах в Шанхай (КНР), Йосу (Республика Корея) и на Черноморской регате.

Морское братство, взаимовыручка и ответственность здесь не просто слова, а ценности морских традиций, позволяющие создать цельный экипаж, способный решать производственные задачи. Поэтому у тех, кто проходил практику на ПУС «Надежда», навсегда останется в памяти время, которое их закалило, сплотило и дало уроки гражданственности и патриотизма.

Теоретическое обучение на паруснике сочетается с научно-исследовательской работой. ПУС «Надежда» является базой для экспедиций Дальневосточного плавучего университета. В научной работе на судне принимают участие ведущие ученые, преподаватели, молодые исследователи, аспиранты и студенты ДВО РАН и вузов России, экологи из Международного фонда защиты животных (IFAW), биологи Института океанологии ДВО РАН.

Главная задача Дальневосточного плавучего университета – проведение исследований основных климатообразующих факторов в северо-западной части Тихого океана, изучение воздействия климатических изменений на морские экосистемы дальневосточных морей, а также подготовка научных кадров для Дальнего Востока в области мониторинга окружающей среды через исследования, проводимые студентами и аспирантами под руководством ведущих ученых Дальнего Востока.

Плавучий университет является частью научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В лабораториях, размещаемых на борту и оснащенных современными приборами, выполняются различные исследования. Морской университет сотрудничает с Дальневосточным отделением Российской академии наук и другими отечественными и зарубежными научными учреждениями и университетами. Экспедиции позволяют объединить вузовскую и академическую науку, придают учебному и исследовательскому процессу совершенно новую форму. Курсанты и молодые ученые принимают непосредственное участие в исследованиях, а научная программа насыщена как лекционными, так и практическими занятиями.

Разнообразие выполненных исследований и их результаты подтверждают эффективность Дальневосточного плавучего университета как инновационной образовательно-исследовательской инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. С 2003 года Дальневосточный плавучий университет на ПУС «Надежда» признан ЮНЕСКО по программе IOC-WESTRAS (TTR) – «обучение через исследование».

С 1997 по 2014 год в рамках проекта «Дальневосточный плавучий университет» были совершены свыше 20 масштабных морских научно-исследовательских экспедиций на ПУС «Надежда» и УПС «Профессор Хлюстин».

В августе 2010 г. в научной экспедиции к берегам Сахалина и Курил вместе с учеными Морского университета, Москвы, Новосибирска приняли участие иностранные ученые и около 80 курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В мае 2011 г. совместно с учеными МГУ, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, представителями Русского географического общества и МЧС парусник провел мониторинг окружающей среды в Японском море после аварии на японской атомной станции «Фукусима-1». В течение 2007-2015 годов на парусном учебном судне «Надежда» прошли плавательную практику курсанты всех специальностей и уровней морской подготовки 1-3-го курсов Морского университета, Амурского и Сахалинского филиалов в количестве более 3000 человек.

В июне 2010 г. ПУС «Надежда» участвовало в мероприятиях Дипломатической конференции по принятию пересмотренной редакции ПДНВ, в проекте Всемирного центра подготовки на борту судов (Global On-Board-Training Centre – GOBTC), в проведении совместной плавательной практики с курсантами морских заведений Кореи, Китая и Филиппин. На его борту было подписано учредительное соглашение по GOBTC.

Ежегодные заходы судна с курсантами на борту в иностранные и отечественные порты, посещение морских учебных заведений, проведение совместных мероприятий стали доброй традицией, пропагандирующей морскую историю и морское образование России, дружбу среди народов всех стран.

Приписанный к порту Владивосток фрегат «Надежда» служит не только делу воспитания новых поколений моряков, но и является визитной карточкой Владивостока – форпоста России на берегах Тихого океана.

База на Дальнем Востоке

Другим учебным судном, где происходит оморячивание курсантов, является УПС «Профессор Хлюстин». По инициативе Морского университета и при содействии Росморречфлота, ОАО «Совкомфлот» и Русского географического общества УПС «Профессор Хлюстин» в 2012-2013 гг. прошел восстановительный ремонт и переоборудование во Владивостоке и на верфи Шанхая.

После завершения ремонта УПС «Профессор Хлюстин» стал базой не только для прохождения плавательной практики курсантов Морского университета, но и для исследовательской, образовательной и производственной деятельности на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе.

Судно нацелено на практическую подготовку специалистов для работы в дальневосточных и арктических морях, выполнение грузовых перевозок в интересах территорий восточного и северо-восточного побережья страны, проведение исследований по изучению шельфовых зон Дальнего Востока и Арктики, а также предназначено для прохождения учебно-производственной практики одновременно 120 курсантов под руководством преподавателей.

На УПС «Профессор Хлюстин» курсанты приобщаются к научно-исследовательской работе ученых университета и Русского географического общества, в том числе с использованием подводных, летательных беспилотных аппаратов различного назначения для исследования Мирового океана.

Судоходных компаний для практикантов недостаточно

Поскольку обязательным условием для получения квалификации международного уровня является высокий уровень владения профессиональным английским языком, курсанты, помимо практической подготовки, уделяют изучению языка значительное время в течение практики. Для этого в рейс направляются преподаватели кафедры морского профессионального английского языка.

Производственная практика проводится на старших курсах в судоходных компаниях Дальнего Востока согласно заключенным договорам. Обязательным пунктом договора является назначение руководителя практики на судне, он осуществляет организацию, контроль и помощь курсантам в прохождении практики, подготовке отчетных материалов.

Для оценки итоговой теоретической и практической подготовки курсантов в государственную экзаменационную комиссию приглашаются ведущие специалисты судоходного бизнеса и Морской квалификационной комиссии. При итоговой аттестации приветствуются дипломные проекты и работы, выполненные по заказам судоходных компаний с использованием материала, собранного на плавательной практике.

К сожалению, в настоящее время на Дальнем Востоке недостаточно судоходных компаний для устройства практикантов на суда. Трудно согласовать сроки практики курсантов с графиками работы судов и заменой экипажей. Чтобы устранить эти недостатки, университет ведет работу по заключению договоров с судоходными компаниями для предоставления мест проведения практики с дальнейшим трудоустройством. В последнее время в этом направлении имеются определенные успехи. Заключено более пятидесяти договоров о практической подготовке курсантов плавательных специальностей. Есть положительный опыт долговременного сотрудничества судоходных компаний и университета. Это компании ПАО «Совкомфлот», «Дальневосточное морское пароходство», Росморречфлот, крюинговые компании «ФЕСКОНТРАКТ», «НОРФЕС» и другие.

3 сентября 2015 года генеральный директор ПАО «Совкомфлот» С.О. Франк и ректор Морского университета С.А. Огай подписали ряд документов, предусматривающих дальнейшее укрепление взаимовыгодного сотрудничества крупнейшей российской судоходной компании и одного из ведущих профильных вузов России в области подготовки кадров для морской отрасли. Согласно достигнутым договоренностям, планируется подготовка курсантов в целевой группе судоводителей, судомехаников и электромехаников. Для этого разработана программа подготовки с учетом особенностей работы на судах компании. Курсантам будет предоставлена возможность практики, а после выпуска – гарантированное трудоустройство. Отличники будут получать дополнительную именную стипендию ПАО «Совкомфлот».

Кроме подготовки курсантов в планах о сотрудничестве – стажировки преподавателей, участие сотрудников и преподавателей в ежегодных производственных семинарах компании, написание новых учебников по специальным дисциплинам, отвечающих современным требованиям морского флота, оборудование именных лекционных аудиторий, оснащение новым учебным оборудованием, поддержка молодых преподавателей.

Две практики для механиков

Особенность подготовки судомехаников и электромехаников заключается в том, что кроме плавательной практики им необходимо пройти судоремонтную практику в течение двух месяцев. Судоремонтная практика разделяется на учебно-технологический модуль и судоремонтный (для механиков) и электромонтажный (для электромехаников). Обычно этот вид практики проводится на первом курсе.

Для проведения судоремонтной практики в университете образован научно-образовательный технологический центр, где имеются слесарный, токарный, фрезерный и сварочный участки. Здесь приобретаются навыки безопасной работы с инструментами, знания и умения обработки материалов с различными свойствами, сборки и разборки механизмов, их дефектовки и устранения неисправностей. Оснащение технологического центра отвечает минимальным требованиям ПДНВ, но требует обновления станочного парка и улучшения снабжения расходными материалами, есть сложности и с мастерами на участках из-за небольшой заработной платы. Решить эти проблемы университет старается привлечением производственной и научной составляющей в судоремонтную подготовку курсантов.

Надо отметить, что сегодня на Дальнем Востоке интерес к морским профессиям у молодежи достаточно высокий. Этому способствует развитие шельфовых и арктических проектов, а также развитие судостроения и судоремонта. Рост престижа морских профессий, перспективы работы на современном производстве, возможность получения материального благополучия – все это стимулирует спрос на морское образование в регионе.

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...