Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Инфраструктура / Образование
Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – это основа системы практической подготовки курсантов плавательных специальностей. Адаптация к условиям и порядкам работы на судне начинается с первых дней пребывания выпускников школ в Морском университете, когда они надевают форму и дают клятву во время ритуала посвящения в курсанты, а затем начинают жить, работать и учиться по военизированной системе, которая учит преодолевать себя, стоять вахты, выполнять приказы офицеров. Тот, кто принимает эти условия, достигает успеха в учебе и получает положительные результаты на практике, а затем в работе на судах.

Борис Воробьев, начальник судомеханического факультета Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Морская практика курсантов проводится в соответствии со всеми профильными отечественными и международными нормативными документами, от образовательных госстандартов до конвенций ИМО ПДНВ и модельных курсов. Организацией практической подготовки курсантов в вузе занимается специальная структура – Дальневосточный центр организации учебных практик, который согласовывает учебные планы, графики и программы, разработанные учебными подразделениями университета, с ведущими судоходными компаниями.

Профессиональная практика на всех этапах направлена на непрерывность и последовательность подготовки: на младших курсах – учебная практика, затем производственная, а потом преддипломная.

Учебная практика для судоводителей проводится на парусном учебном судне «Надежда», для механиков и электромехаников – на учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин».

Ценности морских традиций на ПУС «Надежда»

История парусника «Надежда» – это десятки экспедиций и рейсов в разные широты Мирового океана на протяжении более 20 лет. Самый масштабный поход был совершен в 2003-2004 годах. «Надежда» обошла вокруг земного шара, отметив 200-летие первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За четырнадцать месяцев и три дня парусник преодолел около 45 000 миль, курсанты побывали в 30 портах и 20 странах мира. За время похода фрегат три раза пересек экватор. Члены правительства России и президент В.В. Путин, побывавший на борту судна, высоко оценили вклад экипажа и курсантов парусника в историю современного мирового и отечественного мореплавания.

Курсанты на ПУС «Надежда» являются постоянными участниками международных парусных соревнований и фестивалей. В июне 2002 г. фрегат одержал победу в Международной регате в честь чемпионата мира по футболу Sail Korea 2002 по маршруту Окинава (Япония) – Инчхон – Пусан (Республика Корея). Летом 2003 г. ПУС «Надежда» приняло участие в международном парусном фестивале «Паруса Дружбы – 2003» в Делфзейл в Голландии. Фестиваль собрал около сотни парусников из разных стран мира. Весной 2007 г. – победа в Международной парусной регате по маршруту Нагасаки (Япония) – Йосу (Республика Корея) в рамках фестиваля Tall Ship 2007. Весной 2009 г. – первое место в 200-мильной гонке по маршруту Нагасаки – Йосу. В 2014 году курсанты на ПУС «Надежда» участвовали в Черноморской регате больших парусников, где в упорной борьбе вышли победителями. Капитан С.А. Воробьев, экипаж и курсанты были удостоены главного приза соревнований.

Отлаженная система практической подготовки и атмосфера, которую создает экипаж парусника во главе с капитаном, на протяжении многих лет позволяют растить из неопытных мальчишек настоящих моряков. Так было, когда «Надежда» пересекала Тихий океан с миссией посла мира в преддверии саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, представительских рейсах в Шанхай (КНР), Йосу (Республика Корея) и на Черноморской регате.

Морское братство, взаимовыручка и ответственность здесь не просто слова, а ценности морских традиций, позволяющие создать цельный экипаж, способный решать производственные задачи. Поэтому у тех, кто проходил практику на ПУС «Надежда», навсегда останется в памяти время, которое их закалило, сплотило и дало уроки гражданственности и патриотизма.

Теоретическое обучение на паруснике сочетается с научно-исследовательской работой. ПУС «Надежда» является базой для экспедиций Дальневосточного плавучего университета. В научной работе на судне принимают участие ведущие ученые, преподаватели, молодые исследователи, аспиранты и студенты ДВО РАН и вузов России, экологи из Международного фонда защиты животных (IFAW), биологи Института океанологии ДВО РАН.

Главная задача Дальневосточного плавучего университета – проведение исследований основных климатообразующих факторов в северо-западной части Тихого океана, изучение воздействия климатических изменений на морские экосистемы дальневосточных морей, а также подготовка научных кадров для Дальнего Востока в области мониторинга окружающей среды через исследования, проводимые студентами и аспирантами под руководством ведущих ученых Дальнего Востока.

Плавучий университет является частью научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В лабораториях, размещаемых на борту и оснащенных современными приборами, выполняются различные исследования. Морской университет сотрудничает с Дальневосточным отделением Российской академии наук и другими отечественными и зарубежными научными учреждениями и университетами. Экспедиции позволяют объединить вузовскую и академическую науку, придают учебному и исследовательскому процессу совершенно новую форму. Курсанты и молодые ученые принимают непосредственное участие в исследованиях, а научная программа насыщена как лекционными, так и практическими занятиями.

Разнообразие выполненных исследований и их результаты подтверждают эффективность Дальневосточного плавучего университета как инновационной образовательно-исследовательской инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. С 2003 года Дальневосточный плавучий университет на ПУС «Надежда» признан ЮНЕСКО по программе IOC-WESTRAS (TTR) – «обучение через исследование».

С 1997 по 2014 год в рамках проекта «Дальневосточный плавучий университет» были совершены свыше 20 масштабных морских научно-исследовательских экспедиций на ПУС «Надежда» и УПС «Профессор Хлюстин».

В августе 2010 г. в научной экспедиции к берегам Сахалина и Курил вместе с учеными Морского университета, Москвы, Новосибирска приняли участие иностранные ученые и около 80 курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В мае 2011 г. совместно с учеными МГУ, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, представителями Русского географического общества и МЧС парусник провел мониторинг окружающей среды в Японском море после аварии на японской атомной станции «Фукусима-1». В течение 2007-2015 годов на парусном учебном судне «Надежда» прошли плавательную практику курсанты всех специальностей и уровней морской подготовки 1-3-го курсов Морского университета, Амурского и Сахалинского филиалов в количестве более 3000 человек.

В июне 2010 г. ПУС «Надежда» участвовало в мероприятиях Дипломатической конференции по принятию пересмотренной редакции ПДНВ, в проекте Всемирного центра подготовки на борту судов (Global On-Board-Training Centre – GOBTC), в проведении совместной плавательной практики с курсантами морских заведений Кореи, Китая и Филиппин. На его борту было подписано учредительное соглашение по GOBTC.

Ежегодные заходы судна с курсантами на борту в иностранные и отечественные порты, посещение морских учебных заведений, проведение совместных мероприятий стали доброй традицией, пропагандирующей морскую историю и морское образование России, дружбу среди народов всех стран.

Приписанный к порту Владивосток фрегат «Надежда» служит не только делу воспитания новых поколений моряков, но и является визитной карточкой Владивостока – форпоста России на берегах Тихого океана.

База на Дальнем Востоке

Другим учебным судном, где происходит оморячивание курсантов, является УПС «Профессор Хлюстин». По инициативе Морского университета и при содействии Росморречфлота, ОАО «Совкомфлот» и Русского географического общества УПС «Профессор Хлюстин» в 2012-2013 гг. прошел восстановительный ремонт и переоборудование во Владивостоке и на верфи Шанхая.

После завершения ремонта УПС «Профессор Хлюстин» стал базой не только для прохождения плавательной практики курсантов Морского университета, но и для исследовательской, образовательной и производственной деятельности на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе.

Судно нацелено на практическую подготовку специалистов для работы в дальневосточных и арктических морях, выполнение грузовых перевозок в интересах территорий восточного и северо-восточного побережья страны, проведение исследований по изучению шельфовых зон Дальнего Востока и Арктики, а также предназначено для прохождения учебно-производственной практики одновременно 120 курсантов под руководством преподавателей.

На УПС «Профессор Хлюстин» курсанты приобщаются к научно-исследовательской работе ученых университета и Русского географического общества, в том числе с использованием подводных, летательных беспилотных аппаратов различного назначения для исследования Мирового океана.

Судоходных компаний для практикантов недостаточно

Поскольку обязательным условием для получения квалификации международного уровня является высокий уровень владения профессиональным английским языком, курсанты, помимо практической подготовки, уделяют изучению языка значительное время в течение практики. Для этого в рейс направляются преподаватели кафедры морского профессионального английского языка.

Производственная практика проводится на старших курсах в судоходных компаниях Дальнего Востока согласно заключенным договорам. Обязательным пунктом договора является назначение руководителя практики на судне, он осуществляет организацию, контроль и помощь курсантам в прохождении практики, подготовке отчетных материалов.

Для оценки итоговой теоретической и практической подготовки курсантов в государственную экзаменационную комиссию приглашаются ведущие специалисты судоходного бизнеса и Морской квалификационной комиссии. При итоговой аттестации приветствуются дипломные проекты и работы, выполненные по заказам судоходных компаний с использованием материала, собранного на плавательной практике.

К сожалению, в настоящее время на Дальнем Востоке недостаточно судоходных компаний для устройства практикантов на суда. Трудно согласовать сроки практики курсантов с графиками работы судов и заменой экипажей. Чтобы устранить эти недостатки, университет ведет работу по заключению договоров с судоходными компаниями для предоставления мест проведения практики с дальнейшим трудоустройством. В последнее время в этом направлении имеются определенные успехи. Заключено более пятидесяти договоров о практической подготовке курсантов плавательных специальностей. Есть положительный опыт долговременного сотрудничества судоходных компаний и университета. Это компании ПАО «Совкомфлот», «Дальневосточное морское пароходство», Росморречфлот, крюинговые компании «ФЕСКОНТРАКТ», «НОРФЕС» и другие.

3 сентября 2015 года генеральный директор ПАО «Совкомфлот» С.О. Франк и ректор Морского университета С.А. Огай подписали ряд документов, предусматривающих дальнейшее укрепление взаимовыгодного сотрудничества крупнейшей российской судоходной компании и одного из ведущих профильных вузов России в области подготовки кадров для морской отрасли. Согласно достигнутым договоренностям, планируется подготовка курсантов в целевой группе судоводителей, судомехаников и электромехаников. Для этого разработана программа подготовки с учетом особенностей работы на судах компании. Курсантам будет предоставлена возможность практики, а после выпуска – гарантированное трудоустройство. Отличники будут получать дополнительную именную стипендию ПАО «Совкомфлот».

Кроме подготовки курсантов в планах о сотрудничестве – стажировки преподавателей, участие сотрудников и преподавателей в ежегодных производственных семинарах компании, написание новых учебников по специальным дисциплинам, отвечающих современным требованиям морского флота, оборудование именных лекционных аудиторий, оснащение новым учебным оборудованием, поддержка молодых преподавателей.

Две практики для механиков

Особенность подготовки судомехаников и электромехаников заключается в том, что кроме плавательной практики им необходимо пройти судоремонтную практику в течение двух месяцев. Судоремонтная практика разделяется на учебно-технологический модуль и судоремонтный (для механиков) и электромонтажный (для электромехаников). Обычно этот вид практики проводится на первом курсе.

Для проведения судоремонтной практики в университете образован научно-образовательный технологический центр, где имеются слесарный, токарный, фрезерный и сварочный участки. Здесь приобретаются навыки безопасной работы с инструментами, знания и умения обработки материалов с различными свойствами, сборки и разборки механизмов, их дефектовки и устранения неисправностей. Оснащение технологического центра отвечает минимальным требованиям ПДНВ, но требует обновления станочного парка и улучшения снабжения расходными материалами, есть сложности и с мастерами на участках из-за небольшой заработной платы. Решить эти проблемы университет старается привлечением производственной и научной составляющей в судоремонтную подготовку курсантов.

Надо отметить, что сегодня на Дальнем Востоке интерес к морским профессиям у молодежи достаточно высокий. Этому способствует развитие шельфовых и арктических проектов, а также развитие судостроения и судоремонта. Рост престижа морских профессий, перспективы работы на современном производстве, возможность получения материального благополучия – все это стимулирует спрос на морское образование в регионе.

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...