Объект усиленного внимания - Морские вести России

Объект усиленного внимания

07.02.2017

Севморпуть

В 2015 году Государственная комиссия по вопросам развития Арктики выработала и дала ряд важных системных поручений, направленных на повышение эффективности государственного управления в Арктической зоне. Об этом заявил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин в ходе совместного заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве РФ, состоявшегося в конце прошлого года в Санкт-Петербурге.

По материалам совместногозаседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве РФ

Позиция должна быть более активной

В частности, он отметил, что принято решение о подготовке адресного проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ». Минэкономразвития поручено подготовить новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года», предусмотрев ее финансовое наполнение.

Подготовлены предложения о мерах государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в Арктике; Минтрансу поручено подготовить концепцию развития Арктической транспортной системы, включив в нее все виды транспортного сообщения и предусмотрев в ней мероприятия, направленные на повышение уровня жизни населения, мобильности трудовых ресурсов, освоение полезных ископаемых.

«Подготовка и реализация перечисленных поручений, конечно, носит длительный характер. Понятно, что их не выполнить за месяц, – отметил Дмитрий Рогозин. – Но, подводя итог девяти месяцев работы, должен признать, что идем мы гораздо медленнее, чем изначально планировали».

Некоторые поручения, данные по итогам заседаний Государственной комиссии и ее президиума, не исполнены или исполнены не в полном объеме. По словам заместителя председателя правительства, ведомства, отвечающие в рамках своих полномочий за социально-экономическое развитие Арктической зоны России, должны занимать более активную позицию.

Предусматривается подготовка «комплексов мер»

Дмитрий Рогозин поручил соответствующим ведомствам дать предложения по реализации необходимых мер государственной политики РФ в Арктике.

Приоритеты РФ в Арктике определены утвержденными президентом РФ «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом РФ 8 февраля 2013 г. (далее – Стратегия).

Правительством России утвержден План мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, обеспечено выделение Арктической зоны РФ в качестве самостоятельного объекта государственного статистического наблюдения.

В настоящее время во исполнение решений, принятых на первом заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлены предложения по актуализации плана с учетом изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти, а также необходимости указания исчислимых показателей или индикаторов, итоговых документов или нормативных актов которые могут выступать критериями для оценки реализуемых мероприятий.

В рамках актуализированного плана предусматривается разработка «комплексов мер» по реализации ключевых мероприятий, необходимых для реализации Стратегии, утверждение которых предлагается актами правительства РФ или федеральных органов исполнительной власти. При этом сроки формирования соответствующих актов предлагаются исходя из реальных возможностей подготовки указанных документов.

В рамках подготовки «комплексов мер» федеральным органам исполнительной власти необходимо будет детально проработать и сформировать исчерпывающий набор мероприятий, необходимых для достижения целей и задач государственной политики России, подготовить исчерпывающие финансово-экономические обоснования; обеспечить необходимое нормативно-правовое регулирование, в том числе в рамках формирования проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ».

Среди ключевых мероприятий следует выделить следующие:

модернизацию объектов социальной инфраструктуры, жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства;

реконструкцию опорных портов на трассах в акватории Северного морского пути, реализацию проекта развития Мурманского транспортного узла, модернизацию аэропортов, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры;

добычу на нефтяном месторождении Приразломное в Печорском море;

поисковое бурение на ряде перспективных участков в Карском и Печорском морях, где открыто месторождение «Победа»;

разработку месторождений хрома, марганца, олова, глинозема, урана, титана, цинка на Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, коренных золоторудных месторождений восточных районов Арктической зоны РФ;

комплексное изучение континентального шельфа России в Арктике и материковой части Арктической зоны РФ;

выделение Арктической зоны РФ в отдельный объект государственного статистического наблюдения;

ликвидацию экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности;

разработку Указа Президента РФ «О Государственной комиссии по вопросам Арктики».

В целях формирования целостной картины происходящих в Арктической зоне РФ процессов, Минэкономразвития России проведена ревизия мероприятий «отраслевых» программ, инфраструктурных и промышленных объектов, перспективных планов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в Арктике.

В соответствии с представленными материалами в настоящее время на территории Арктической зоны РФ реализуется 171 мероприятие и инвестиционный проект с общим объемом финансирования более 1 трлн рублей. В перспективные планы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций входит реализация значительного количества инвестиционных проектов на аналогичную сумму. Из них более 90% финансирования приходится на следующие 4 направления. Это транспортная и энергетическая инфраструктура, развитие добывающей и перерабатывающей промышленности и судостроение. При этом, по мнению Минэкономразвития России, мероприятия действующих программ и перспективные планы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в Арктике не в полной мере обеспечивают достижение ряда задач, определенных Стратегией.

На основании проведенной ревизии Минэкономразвития РФ разработана и проходит процедуру согласования новая редакция государственной программы, целью которой является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны России. Срок реализации государственной программы – 2016-2020 годы (в один этап).

Новая редакция госпрограммы

В рамках государственной программы предусматривается реализация:

подпрограммы «Координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций по реализации основных направлений государственной политики РФ в Арктике», направленной на обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития Арктической зоны РФ;

подпрограммы «Развитие системы государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктической зоны РФ», реализация которой обеспечит наращивание национального потенциала для предоставления населению и хозяйствующим субъектам Арктической зоны РФ надежной и своевременной гидрометеорологической информации и информации о загрязнении атмосферного воздуха;

подпрограммы «Обеспечение устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Арктической зоны РФ», направленной на недопущение дискредитации российской аборигенной политики со стороны иностранных государств.

В рамках реализации программы предусматривается:

совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей социально-экономическое развитие;

расширение российского участия в международных организациях, деятельность которых направлена на развитие Арктики;

стимулирование хозяйственной деятельности, диверсификация экономики Арктической зоны РФ;

реализация мероприятий, направленных на осуществление информационной политики РФ в Арктике;

методическое сопровождение федеральных органов исполнительной власти – ответственных исполнителей государственных программ РФ, основные мероприятия которых направлены на достижение целей и задач России в Арктике;

методическое сопровождение субъектов РФ, входящих в состав Арктической зоны РФ, по вопросам применения существующих мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов и особых режимов ведения хозяйственной и иной деятельности;

создание Национального атласа Арктики;

подготовка предложений по совершенствованию механизма северного завоза;

повышение уровня гидрометеорологической и экологической безопасности деятельности, защищенности жизненно важных объектов и населения от опасных природных явлений, негативных последствий изменения климата в Арктическом регионе;

расширение до международных требований перечня определяемых вредных примесей с учетом выбросов в атмосферу от источников загрязнения в городах с населением свыше 100 тыс. жителей и крупных промышленных центрах;

поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов;

увеличение возможностей системы гидрометеорологического обеспечения мореплавания по акватории Северного морского пути;

расширение диапазона проводимых наблюдений и исследований в высокоширотной Арктике, в том числе с применением автоматических гидрометеорологических буев и самодвижущейся платформы «Северный полюс».

При этом в настоящее время Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжается проработка вопроса по включению в госпрограмму ряда мероприятий в соответствии с поручениями Правительства РФ, в том числе мероприятий, направленных на развитие арктического туризма.

Морской флот №1 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ