Атомоход «Арктика»: почти без импорта

Судостроение
Атомоход «Арктика»: почти без импорта

На Балтийском заводе, который в этом году отмечает 160-летний юбилей, сегодня идет строительство головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220. Работы в самом разгаре. Судно станет первым из трех атомоходов третьего поколения, предназначенных для освоения Северного морского пути и арктических территорий.

Алина Гурова, спецкор

Национальный интерес

Градус политического интереса зарубежных стран к арктическим территориям с каждым годом растет. Еще недавно малоисследованный регион планеты стал местом столкновения национальных, геополитических и в первую очередь экономических интересов. За контроль над добычей полезных ископаемых и новыми транзитными возможностями региона могут уже в ближайшее время серьезно столкнуться ведущие мировые державы. Что может предложить Россия для укрепления своего положения в Арктике и защиты национальных интересов?

Помимо изучения и разработки сырьевых месторождений и развития Северного морского пути реализуются утвержденные президентом основы государственной политики России в Арктике, а также «Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2020 года». В рамках озвученных главой государства планов на Балтийском заводе идет строительство уникальных атомных ледоколов, способных обеспечить российское присутствие в пределах вечных льдов полярного круга.

Сегодня на большом стапеле Балтийского завода возводится головной ледокол проекта 22220, названный «Арктика» в честь первого судна – покорителя Северного полюса. Сейчас судостроители предприятия трудятся над его практически полностью готовым корпусом, устанавливая огромные по размеру и весу секции на стапеле. Новой «Арктике» предстоит стать самым мощным и самым большим ледоколом в мире. Следом за ней со стапеля завода должны сойти еще два серийных ледокола: уже заложенный атомоход «Сибирь» и атомоход «Урал», закладка которого планируется в сентябре 2016 года. Всего Балтийский завод построит три ледокола проекта 22220, которые пополнят атомный флот России и войдут в состав флота корпорации «Росатомфлот».

«Входить в Арктику нужно с современной техникой, кораблями, связью, всевозможной навигацией. Поэтому России просто необходимы ледоколы такого класса точно так же, как нужны и плавучие энергоблоки – совершенно новая инновационная система поддержки системы энергопитания в самых отдаленных районах нашей страны», – отметил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, выступая на Балтийском заводе во время церемонии закладки первого серийного атомного ледокола «Сибирь». – Наш путь в Арктику – это новейшие универсальные атомные ледоколы проекта 22220».

Принципиально новая конструкция

Мощность атомоходов проекта составит 60 МВт. Движительный комплекс судна включает в себя реакторную установку РИТМ-200 мощностью 175 МВт, предназначенную для использования в качестве основного источника пара в составе двухреакторной энергетической установки. Длина каждого атомохода проекта 22220 составит 173,3 м, ширина – 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии – 10,5 м, минимальная рабочая осадка – 8,55 м. Водоизмещение – 33,54 тыс. тонн. Как отмечают судостроители завода, ледокол станет принципиально новым, технически и экологически совершенным судном, а процесс его создания не менее уникален, чем его конструкция.

«Результатом труда специалистов конструкторского бюро стало создание оптимизированной формы корпуса, позволяющей обеспечить очень высокие значения ледопроходимости атомохода как на глубокой воде, так и на мелководье. Особое внимание уделили характеристикам прочности корпуса судна, разработали мероприятия по обеспечению радиационной и электромагнитной безопасности, а также обеспечили прочность пропульсивных комплексов», – рассказал Валерий Беляшов, главный конструктор арктических технологий ФГУП «Крыловский государственный научный центр», почетный полярник СССР.

Уникальная двухосадочная конструкция ледоколов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледоколам предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Атлантического и Тихого океанов.

Импортозамещение наглядно

Россия – единственная страна в мире, обладающая атомным ледокольным флотом, который определяет развитие транзитного судоходства по Северному морскому пути.

«Для нас крайне важен проект развития Северного морского пути, – подчеркнул заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. – Это самый короткий путь из Европы в Азию. Без собственного атомного ледокольного флота у нас Севморпути не будет».

Стратегическая задача «Росатомфлота» и Балтийского завода – обеспечить обновление атомного ледокольного флота, таким образом способствуя развитию экономического потенциала России и отстаивая государственные интересы в Арктике. Сегодня атомные ледоколы, строящиеся на Балтийском заводе, олицетворяют собой не только возрождение гражданского судостроения России, но и наглядно демонстрируют способность отечественного производства по большей части обходиться без импортного оборудования. Так, например, в головном атомоходе «Арктика» доля импортных комплектующих составляет не более 5%.

«Это говорит о том, что российское производство ни в чем не уступает импортному, а значит, наше будущее находится в наших руках в прямом смысле этого слова, – отметил генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов. – Сегодня как никогда важно поддержать отечественного производителя и создать для него конкурентную среду среди своих же производителей».

Для будущего нужны условия

В этом году Балтийский завод отмечает 160 лет со дня создания и в этот день балтийцы сделают себе самый лучший подарок – спустят на воду самый большой и мощный ледокол в мире (об этом событии «МФ» опубликует специальный репортаж). Работа идет по графику, а балтийцы уже смотрят в будущее – Крыловский центр разрабатывает проект нового, еще более мощного атомного ледокола «Лидер». Его строительство по силам только Балтийскому заводу, однако только при условии полной модернизации производственных мощностей и реконструкции предприятия, в частности возведения сухого дока.

«Строительство сухого дока – это мечта, обусловленная необходимостью, – говорит заместитель генерального директора – главный инженер Балтийского завода Александр Ещенко. – Иметь сложные, уникальные заказы и не иметь условий для работы, которые есть во всех крупных зарубежных предприятиях, выпускающих подобные заказы, – невозможно. Строя самые большие ледоколы в мире, нужно создавать достойные условия труда».

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

В Красном море начались совместные учения ВМС Египта и США

В Красном море начались совместные учения ВМС Египта и США Совместные учения соединений ВМС Египта и США стартовали в акватории Красного моря. Об этом сообщает...

Бункеровщик «Аура» снят с мели в Морском канале порта Санкт-Петербург

Бункеровщик «Аура» снят с мели в Морском канале порта Санкт-Петербург Бункеровщик «Аура», следуя в порт Ломоносов, сел носом на южную кромку Морского канала. Судно самост...

Российская экономика

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2»

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2» Nord Stream 2 AG подписала с Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании про...

Структура сделки по приватизации «Совкомфлота» уже готова, часть денег направят на развитие компании - глава МЭР

Структура сделки по приватизации «Совкомфлота» уже готова, часть денег направят на развитие компании  - глава МЭР Структура сделки по приватизации «Совкомфлота» подготовлена и предусматривает направление части сред...

Транспортная политика

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск»

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск» 21 апреля председатель правительства России Дмитрий Медведев в рамках рабочего визита в Мурманск про...

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Морские порты

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка Власти Санкт-Петербурга Петербурга рассматривают возможность создания портовой особой экономической ...

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн Грузооборот портов Китая по итогам марта 2017 года вырос к аналогичному периоду 2016 года на 8,5%...




Морской транспорт

Индекс SCFI продолжает снижаться на транстихоокеанских линиях

Индекс SCFI продолжает снижаться на транстихоокеанских линиях Спотовые ставки на ключевых маршрутах в порты северной и южной Европы несколько выросли на прошедшей...

В Финском заливе осуществлено 2373 ледовых проводок с начала зимней навигации

В Финском заливе осуществлено 2373 ледовых проводок с начала зимней навигации Росморречфлот опубликовал информацию о ледовой обстановке и ледокольных проводках в замерзающих порт...

Речной транспорт

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства Грузовая навигация Волжского пароходства открывается на Верхней Волге 25 апреля, сообщает пресс-служ...

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске 20 апреля заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк принял участие в совместном заседании ...

Ж/Д транспорт

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию Акционеры крупнейшего российского частного оператора грузовых вагонов и локомотивов - Globaltrans - ...

Проект Rail Baltica экономически рентабелен - исследование Ernst & Young

Проект Rail Baltica экономически рентабелен - исследование Ernst & Young Проект железнодорожной магистрали Rail Baltica («Рейл Балтика») экономически рентабелен. Об ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...