Атомоход «Арктика»: почти без импорта

Судостроение
Атомоход «Арктика»: почти без импорта

На Балтийском заводе, который в этом году отмечает 160-летний юбилей, сегодня идет строительство головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220. Работы в самом разгаре. Судно станет первым из трех атомоходов третьего поколения, предназначенных для освоения Северного морского пути и арктических территорий.

Алина Гурова, спецкор

Национальный интерес

Градус политического интереса зарубежных стран к арктическим территориям с каждым годом растет. Еще недавно малоисследованный регион планеты стал местом столкновения национальных, геополитических и в первую очередь экономических интересов. За контроль над добычей полезных ископаемых и новыми транзитными возможностями региона могут уже в ближайшее время серьезно столкнуться ведущие мировые державы. Что может предложить Россия для укрепления своего положения в Арктике и защиты национальных интересов?

Помимо изучения и разработки сырьевых месторождений и развития Северного морского пути реализуются утвержденные президентом основы государственной политики России в Арктике, а также «Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2020 года». В рамках озвученных главой государства планов на Балтийском заводе идет строительство уникальных атомных ледоколов, способных обеспечить российское присутствие в пределах вечных льдов полярного круга.

Сегодня на большом стапеле Балтийского завода возводится головной ледокол проекта 22220, названный «Арктика» в честь первого судна – покорителя Северного полюса. Сейчас судостроители предприятия трудятся над его практически полностью готовым корпусом, устанавливая огромные по размеру и весу секции на стапеле. Новой «Арктике» предстоит стать самым мощным и самым большим ледоколом в мире. Следом за ней со стапеля завода должны сойти еще два серийных ледокола: уже заложенный атомоход «Сибирь» и атомоход «Урал», закладка которого планируется в сентябре 2016 года. Всего Балтийский завод построит три ледокола проекта 22220, которые пополнят атомный флот России и войдут в состав флота корпорации «Росатомфлот».

«Входить в Арктику нужно с современной техникой, кораблями, связью, всевозможной навигацией. Поэтому России просто необходимы ледоколы такого класса точно так же, как нужны и плавучие энергоблоки – совершенно новая инновационная система поддержки системы энергопитания в самых отдаленных районах нашей страны», – отметил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, выступая на Балтийском заводе во время церемонии закладки первого серийного атомного ледокола «Сибирь». – Наш путь в Арктику – это новейшие универсальные атомные ледоколы проекта 22220».

Принципиально новая конструкция

Мощность атомоходов проекта составит 60 МВт. Движительный комплекс судна включает в себя реакторную установку РИТМ-200 мощностью 175 МВт, предназначенную для использования в качестве основного источника пара в составе двухреакторной энергетической установки. Длина каждого атомохода проекта 22220 составит 173,3 м, ширина – 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии – 10,5 м, минимальная рабочая осадка – 8,55 м. Водоизмещение – 33,54 тыс. тонн. Как отмечают судостроители завода, ледокол станет принципиально новым, технически и экологически совершенным судном, а процесс его создания не менее уникален, чем его конструкция.

«Результатом труда специалистов конструкторского бюро стало создание оптимизированной формы корпуса, позволяющей обеспечить очень высокие значения ледопроходимости атомохода как на глубокой воде, так и на мелководье. Особое внимание уделили характеристикам прочности корпуса судна, разработали мероприятия по обеспечению радиационной и электромагнитной безопасности, а также обеспечили прочность пропульсивных комплексов», – рассказал Валерий Беляшов, главный конструктор арктических технологий ФГУП «Крыловский государственный научный центр», почетный полярник СССР.

Уникальная двухосадочная конструкция ледоколов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледоколам предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Атлантического и Тихого океанов.

Импортозамещение наглядно

Россия – единственная страна в мире, обладающая атомным ледокольным флотом, который определяет развитие транзитного судоходства по Северному морскому пути.

«Для нас крайне важен проект развития Северного морского пути, – подчеркнул заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. – Это самый короткий путь из Европы в Азию. Без собственного атомного ледокольного флота у нас Севморпути не будет».

Стратегическая задача «Росатомфлота» и Балтийского завода – обеспечить обновление атомного ледокольного флота, таким образом способствуя развитию экономического потенциала России и отстаивая государственные интересы в Арктике. Сегодня атомные ледоколы, строящиеся на Балтийском заводе, олицетворяют собой не только возрождение гражданского судостроения России, но и наглядно демонстрируют способность отечественного производства по большей части обходиться без импортного оборудования. Так, например, в головном атомоходе «Арктика» доля импортных комплектующих составляет не более 5%.

«Это говорит о том, что российское производство ни в чем не уступает импортному, а значит, наше будущее находится в наших руках в прямом смысле этого слова, – отметил генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов. – Сегодня как никогда важно поддержать отечественного производителя и создать для него конкурентную среду среди своих же производителей».

Для будущего нужны условия

В этом году Балтийский завод отмечает 160 лет со дня создания и в этот день балтийцы сделают себе самый лучший подарок – спустят на воду самый большой и мощный ледокол в мире (об этом событии «МФ» опубликует специальный репортаж). Работа идет по графику, а балтийцы уже смотрят в будущее – Крыловский центр разрабатывает проект нового, еще более мощного атомного ледокола «Лидер». Его строительство по силам только Балтийскому заводу, однако только при условии полной модернизации производственных мощностей и реконструкции предприятия, в частности возведения сухого дока.

«Строительство сухого дока – это мечта, обусловленная необходимостью, – говорит заместитель генерального директора – главный инженер Балтийского завода Александр Ещенко. – Иметь сложные, уникальные заказы и не иметь условий для работы, которые есть во всех крупных зарубежных предприятиях, выпускающих подобные заказы, – невозможно. Строя самые большие ледоколы в мире, нужно создавать достойные условия труда».

Морской флот №1 (2016)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Британский авианосец Queen Elizabeth прибыл в порт приписки

Британский авианосец Queen Elizabeth прибыл в порт приписки Новейший британский авианосец Queen Elizabeth прибыл сегодня в порт приписки Портсмут. Корабль оконч...

Теплоход «Курагино» получил пробоину при следовании по реке Ангаре

Теплоход «Курагино» получил пробоину при следовании по реке Ангаре Теплоход «Курагино» при следовании вниз по р. Ангара, в шивере Татарская (29,5км. от устья) ...

Российская экономика

Атомное первенство ВМФ РФ: какие стратегические субмарины получит Россия

Атомное первенство ВМФ РФ: какие стратегические субмарины получит Россия «Севмаш» ударными темпами работает над «пополнением» для ВМФ РФ – подлодок проектов «Ясень» и «Борей...

Работа в три смены: РФ строит в Приморье док для судов неограниченного водоизмещения

Работа в три смены: РФ строит в Приморье док для судов неограниченного водоизмещения На стройплощадке дальневосточной верфи «Звезда», возводящейся в Приморье, полным ходом идут строител...

Транспортная политика

Турчак предложил создать альтернативный маршруту «Рига- Одесса» транспортный путь на территории РФ

Турчак предложил создать альтернативный маршруту «Рига- Одесса» транспортный путь на территории РФ Губернатор Псковской области предложил создать альтернативный маршруту «Рига - Одесса» транспортный ...

Турчак предложил создать маршрут для доставки грузов из Калининграда в Москву через Псков

Турчак предложил создать маршрут для доставки грузов из Калининграда в Москву через Псков Губернатор Псковской области Андрей Турчак в среду предложил создать грузовой логистический маршрут ...

Морские порты

В январе-июле Белгород-Днестровский порт сократил грузооборот на 23,8%

В январе-июле Белгород-Днестровский порт сократил грузооборот на 23,8% Белгород-Днестровский морской порт в январе-июле 2016 года сократил грузооборот по сравнению с анало...

СУЭК в 2017 году планирует в 200 раз уменьшить эрозию угольной пыли в Мурманском порту

СУЭК в 2017 году планирует в 200 раз уменьшить эрозию угольной пыли в Мурманском порту Сибирская угольная энергетическая компания в 2017 году планирует сократить в 200 раз эрозию угольной...




Морской транспорт

Новые паромы на линии Балтийск - Усть-Луга позволят влиять на тарифы транзитеров - Алиханов

Новые паромы на линии Балтийск - Усть-Луга позволят влиять на тарифы транзитеров - Алиханов Развитие паромной линии Балтийск - Усть-Луга в Калининградской области позволит влиять на транзитную...

Датская Maersk оценивает потери от атаки вируса-вымогателя Petya в $200-300 млн

Датская Maersk оценивает потери от атаки вируса-вымогателя Petya в $200-300 млн Датская судоходная и логистическая компания A.P. Moller-Maersk (Мёллер-Мэрск груп) оценивает...

Речной транспорт

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд, чтобы обязать ООО «Ульяновская судоходная компани...

Должников Канала имени Москвы оставят без электричества – руководство канала

Должников Канала имени Москвы оставят без электричества – руководство канала Ревизия энергетического комплекса ФГБУ «Канал имени Москвы» выявила серьезные нарушения в расчетах п...

Ж/Д транспорт

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб.

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб. Global Ports подписал соглашение о продаже 100% акций логистического комплекса «Логистика- Терми...

Скандал с Siemens по турбинам не отразится на сотрудничестве компании с РЖД - Мишарин

Скандал с Siemens по турбинам не отразится на сотрудничестве компании с РЖД - Мишарин Скандал, связанный с поставкой в Крым газовых турбин Siemens, не отразится на сотрудничестве германс...

Авто транспорт

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде Министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев торжественно ...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...