Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Инфраструктура / Образование
Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ) является одной из основных функций капитана морского порта. В соответствии с КТМ к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные «Положением о дипломировании членов экипажей морских судов», утвержденным приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 в редакции приказа Минтранса России от 13.05.2015 г. №167 (далее – Положение).

Указанный документ является национальной имплементацией Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее – Конвенция ПДНВ) и учитывает требования Манильских поправок, принятых в 2010 году.

Игорь Кружков, заместитель капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», ФГБУ «АМП Балтийского моря»

Первые в России

В морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» для проведения дипломирования членов экипажей морских судов в марте 2001 года впервые в России в дополнение к дипломному отделу была создана Морская квалификационная комиссия (далее – МКК) под председательством капитана порта, в состав которой вошли специалисты, имеющие высшее морское профессиональное образование, высшие морские рабочие дипломы и многолетний опыт работы в должностях капитана, старшего механика, старшего электромеханика, начальника судовой радиостанции и специалиста в области профессионального морского английского языка.

Экзаменаторы МКК были первыми в России специалистами, которые уже в январе 2002 года прошли одобренную подготовку по программе «Подготовка, оценка компетентности и дипломирование моряков» в соответствии с требованиями раздела A-I/6.6 Кодекса ПДНВ и получили свидетельства экзаменаторов. В последующие годы проводилось постоянное повышение квалификации членов МКК путем участия в различных семинарах, конференциях, а также обучения на курсах повышения квалификации в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

В целях оптимизации организации работы по дипломированию членов экипажей судов в 2009 году в составе Службы капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» была создана Морская квалификационная служба (МКС), включающая в себя МКК и группу дипломирования. Кроме проведения квалификационных испытаний специалисты МКК стали составлять заключения о стаже плавания кандидатов, а также их соответствии предписанным требованиям по дипломированию, а персонал группы дипломирования – техническую часть работы по оформлению и выдаче различных квалификационных документов, по хранению дипломных дел моряков. Сегодня в соответствии с требованиями Положения к работе МКК привлекаются специалисты ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, специалисты таких судовладельцев, как ООО «Юником СПб», ОАО «Северо-Западное пароходство», и Российского профессионального союза моряков.

В связи с вступлением в силу в 2010 году «Положения о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов», утвержденного приказом Минтранса России от 22.10.2009 г. №185, в АМП также впервые в России под председательством капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» была создана квалификационная комиссия по дипломированию членов экипажей спортивных парусных судов, персональный состав которой был согласован с Росморречфлотом. В работе данной квалификационной комиссии кроме штатных специалистов МКС принимают участие представители ряда общественных и образовательных организаций парусного спорта Санкт-Петербурга.

Стандарты качества и методы оценки компетентности

ФГБУ «АМП Балтийского моря» явилось первым в России учреждением, в котором система стандартов качества дипломирования моряков была сертифицирована уполномоченной Минтрансом России организацией – Российским морским регистром судоходства.

Основная цель АМП Балтийского моря в области системы стандартов качества дипломирования моряков – обеспечить безусловное соответствие предоставляемых услуг международным конвенциям, кодексам, государственным требованиям, «Морской доктрине РФ на период до 2020 года» и «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 КТМ дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются только после проверки соответствия кандидатов требованиям к стажу плавания на судах, возрасту, состоянию здоровья, обязательной подготовке и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями.

Согласно требованиям Конвенции ПДНВ квалификационные документы выдаются только после проверки аутентичности и действительности всех документов, представляемых кандидатами для дипломирования. В связи с этим все документы, представляемые в МКС кандидатами, подлежат обязательной проверке на легитимность. Так, например, правильность данных, указанных в справках о плавании, проверяется с использованием записей в мореходной или трудовой книжках, загранпаспорте, судовой роли, письменного подтверждения судовладельца или иным способом. Также обязательно проверяется легитимность всех представляемых кандидатами образовательных документов, документов, подтверждающих годность по состоянию здоровья, свидетельств о прохождении всех видов обязательной подготовки и иных документов.

Основным методом оценки компетентности моряков являются квалификационные испытания. В МКК они проводятся в случае первичного получения квалификационного документа, при обмене квалификационного документа на более высокий уровень, а также при подтверждении диплома после длительного перерыва в работе. Первичные дипломы выдаются только выпускникам морских образовательных организаций, признанных Минтрансом России в установленном порядке. Выпускники морских образовательных организаций освобождаются от квалификационных испытаний в течение одного года после окончания морской образовательной организации.

Основанием для проведения квалификационных испытаний является заявление кандидата на имя капитана порта с просьбой провести квалификационные испытания, которые проводятся не позднее десяти рабочих дней со дня подачи заявления. Испытания проводятся методом компьютерного тестирования по программам и базам данных, согласованных Росморречфлотом, и устного собеседования по результатам тестирования. Результат квалификационных испытаний оформляется протоколом.

Для проведения компьютерного тестирования в МКС используется программный комплекс «Дельта-Тест», одобренный Росморречфлотом. Компьютерное тестирование проводится на 10 рабочих местах по программам и базам данных, одобренным Росморречфлотом: «Дельта Судоводитель», «Дельта Инженер», «Дельта Рефмеханик», «Дельта ГМССБ», «Дельта Матрос», «Дельта Моторист», «Дельта Судовой повар» и ряду других программ.

Помимо выдачи различных квалификационных документов в МКС согласно требованиям Положения осуществляется большая работа по продлению срока действия ранее выданных дипломов. Ключевым условием продления диплома является наличие требуемого Положением стажа плавания на судах и прохождение краткосрочных курсов для продления соответствующего диплома по программам, одобренным Росморречфлотом. Если лицо, претендующее на продление срока действия диплома, не имеет требуемого стажа плавания на судах или имеет длительный перерыв в работе по соответствующей специальности, то ему необходимо пройти курсы подготовки по программе, одобренной Росморречфлотом.

Моряки, плавающие на судах под государственным флагом Российской Федерации, предоставившие справки о плавании, которые подтверждают стаж работы не менее 12 месяцев за последние пять лет и содержат подтверждение выполнения требований пункта 6 Правила I/11 Конвенции ПДНВ в части обновления знаний национальных и международных документов, освобождаются от необходимости прохождения краткосрочных курсов для продления диплома. Срок выдачи или продления квалификационного документа не превышает десяти рабочих дней с момента принятия заявления на получение квалификационного документа.

О высоком качестве работы, проводимой в МКС на международном уровне, свидетельствует тот факт, что начиная с 2001 года деятельность по дипломированию моряков в морском порту Санкт-Петербург неоднократно проверялась рядом иностранных комиссий, включая проверку в 2002 году Морским директоратом Европейской Комиссии и проверку в 2013 году Комиссией Европейского агентства морской безопасности (EMSA), которые были пройдены без единого замечания. Положительные результаты данных проверок явились одним из оснований для подписания многими странами с Российской Федерацией договоров о признании дипломов. Три проверки, проведенные различными надзорными органами в сфере транспорта за предыдущие три года, также не выявили каких-либо нарушений в работе по дипломированию членов экипажей судов.

Компетентность моряков, дипломированных в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», в дипломном реестре которого зарегистрировано около 40 тыс. моряков, то есть почти четверть всех моряков России, получила высокое международное и национальное признание. Специалисты, имеющие морские дипломы, выданные в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», традиционно пользуются заслуженным авторитетом как высококвалифицированные профессионалы. В связи с этим тысячи моряков не только из Санкт-Петербурга, но и практически из всех регионов России ежегодно обращаются в МКС по вопросам их дипломирования. По отзывам самих моряков, процедура дипломирования, включая тестирование и собеседование, доведена до совершенства.

Высоким оценкам и признанию таких дипломов на международном уровне способствует и внедренная Система менеджмента качества дипломирования моряков, обеспечивающая непрерывное улучшение процессов и повышение удовлетворенности потребителей, то есть кандидатов на получение различных квалификационных документов.

Новые квалификационные требования

С момента создания МКК в 2001 году по настоящее время в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» оформлено, выдано и продлено более 100 тыс. различных квалификационных документов.

В настоящее время в МКС идет интенсивная работа по оформлению квалификационных документов, выдаваемых в соответствии с требованиями Манильских поправок к Конвенции ПДНВ 2010 года, так как 1 января 2017 года заканчивается переходный период, установленный в целях поэтапного перехода на новые квалификационные требования. В связи с этим в 2015 году МКС уже оформлено, выдано и продлено 7297 квалификационных документов, что на 489 документов больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Данные обо всех выданных документах не позднее дня их выдачи вносятся в информационную систему государственного портового контроля, что позволяет всем заинтересованным лицам проверять легитимность соответствующих квалификационных документов в кратчайшие сроки.

Деятельность работников МКС в настоящее время носит многосторонний, интенсивный характер. Кроме выполнения функций по дипломированию членов экипажей судов специалисты МКС проводят тестирование морских лоцманов, тестирование судоводителей в целях выдачи им свидетельств об освобождении от обязательной лоцманской проводки, тестирование лиц, ответственных за безопасность мореплавания, участвуют в работе различных комиссий, формируемых Минтрансом России и Росморречфлотом.

На основании вышеизложенного следует, что существующая организация работы по дипломированию в ФГБУ «АМП Балтийского моря» полностью соответствует всем международным и национальным требованиям в сфере дипломирования членов экипажей судов и, безусловно, направлена на достижение основной цели дипломирования, заключающейся в том, что любой квалификационный документ может быть выдан только компетентному моряку, способному обеспечить безопасность человеческой жизни на море, безопасность судна и окружающей природной среды.

Морские порты №10 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...