Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Инфраструктура / Образование
Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ) является одной из основных функций капитана морского порта. В соответствии с КТМ к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные «Положением о дипломировании членов экипажей морских судов», утвержденным приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 в редакции приказа Минтранса России от 13.05.2015 г. №167 (далее – Положение).

Указанный документ является национальной имплементацией Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее – Конвенция ПДНВ) и учитывает требования Манильских поправок, принятых в 2010 году.

Игорь Кружков, заместитель капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», ФГБУ «АМП Балтийского моря»

Первые в России

В морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» для проведения дипломирования членов экипажей морских судов в марте 2001 года впервые в России в дополнение к дипломному отделу была создана Морская квалификационная комиссия (далее – МКК) под председательством капитана порта, в состав которой вошли специалисты, имеющие высшее морское профессиональное образование, высшие морские рабочие дипломы и многолетний опыт работы в должностях капитана, старшего механика, старшего электромеханика, начальника судовой радиостанции и специалиста в области профессионального морского английского языка.

Экзаменаторы МКК были первыми в России специалистами, которые уже в январе 2002 года прошли одобренную подготовку по программе «Подготовка, оценка компетентности и дипломирование моряков» в соответствии с требованиями раздела A-I/6.6 Кодекса ПДНВ и получили свидетельства экзаменаторов. В последующие годы проводилось постоянное повышение квалификации членов МКК путем участия в различных семинарах, конференциях, а также обучения на курсах повышения квалификации в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

В целях оптимизации организации работы по дипломированию членов экипажей судов в 2009 году в составе Службы капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» была создана Морская квалификационная служба (МКС), включающая в себя МКК и группу дипломирования. Кроме проведения квалификационных испытаний специалисты МКК стали составлять заключения о стаже плавания кандидатов, а также их соответствии предписанным требованиям по дипломированию, а персонал группы дипломирования – техническую часть работы по оформлению и выдаче различных квалификационных документов, по хранению дипломных дел моряков. Сегодня в соответствии с требованиями Положения к работе МКК привлекаются специалисты ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, специалисты таких судовладельцев, как ООО «Юником СПб», ОАО «Северо-Западное пароходство», и Российского профессионального союза моряков.

В связи с вступлением в силу в 2010 году «Положения о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов», утвержденного приказом Минтранса России от 22.10.2009 г. №185, в АМП также впервые в России под председательством капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» была создана квалификационная комиссия по дипломированию членов экипажей спортивных парусных судов, персональный состав которой был согласован с Росморречфлотом. В работе данной квалификационной комиссии кроме штатных специалистов МКС принимают участие представители ряда общественных и образовательных организаций парусного спорта Санкт-Петербурга.

Стандарты качества и методы оценки компетентности

ФГБУ «АМП Балтийского моря» явилось первым в России учреждением, в котором система стандартов качества дипломирования моряков была сертифицирована уполномоченной Минтрансом России организацией – Российским морским регистром судоходства.

Основная цель АМП Балтийского моря в области системы стандартов качества дипломирования моряков – обеспечить безусловное соответствие предоставляемых услуг международным конвенциям, кодексам, государственным требованиям, «Морской доктрине РФ на период до 2020 года» и «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 КТМ дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются только после проверки соответствия кандидатов требованиям к стажу плавания на судах, возрасту, состоянию здоровья, обязательной подготовке и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями.

Согласно требованиям Конвенции ПДНВ квалификационные документы выдаются только после проверки аутентичности и действительности всех документов, представляемых кандидатами для дипломирования. В связи с этим все документы, представляемые в МКС кандидатами, подлежат обязательной проверке на легитимность. Так, например, правильность данных, указанных в справках о плавании, проверяется с использованием записей в мореходной или трудовой книжках, загранпаспорте, судовой роли, письменного подтверждения судовладельца или иным способом. Также обязательно проверяется легитимность всех представляемых кандидатами образовательных документов, документов, подтверждающих годность по состоянию здоровья, свидетельств о прохождении всех видов обязательной подготовки и иных документов.

Основным методом оценки компетентности моряков являются квалификационные испытания. В МКК они проводятся в случае первичного получения квалификационного документа, при обмене квалификационного документа на более высокий уровень, а также при подтверждении диплома после длительного перерыва в работе. Первичные дипломы выдаются только выпускникам морских образовательных организаций, признанных Минтрансом России в установленном порядке. Выпускники морских образовательных организаций освобождаются от квалификационных испытаний в течение одного года после окончания морской образовательной организации.

Основанием для проведения квалификационных испытаний является заявление кандидата на имя капитана порта с просьбой провести квалификационные испытания, которые проводятся не позднее десяти рабочих дней со дня подачи заявления. Испытания проводятся методом компьютерного тестирования по программам и базам данных, согласованных Росморречфлотом, и устного собеседования по результатам тестирования. Результат квалификационных испытаний оформляется протоколом.

Для проведения компьютерного тестирования в МКС используется программный комплекс «Дельта-Тест», одобренный Росморречфлотом. Компьютерное тестирование проводится на 10 рабочих местах по программам и базам данных, одобренным Росморречфлотом: «Дельта Судоводитель», «Дельта Инженер», «Дельта Рефмеханик», «Дельта ГМССБ», «Дельта Матрос», «Дельта Моторист», «Дельта Судовой повар» и ряду других программ.

Помимо выдачи различных квалификационных документов в МКС согласно требованиям Положения осуществляется большая работа по продлению срока действия ранее выданных дипломов. Ключевым условием продления диплома является наличие требуемого Положением стажа плавания на судах и прохождение краткосрочных курсов для продления соответствующего диплома по программам, одобренным Росморречфлотом. Если лицо, претендующее на продление срока действия диплома, не имеет требуемого стажа плавания на судах или имеет длительный перерыв в работе по соответствующей специальности, то ему необходимо пройти курсы подготовки по программе, одобренной Росморречфлотом.

Моряки, плавающие на судах под государственным флагом Российской Федерации, предоставившие справки о плавании, которые подтверждают стаж работы не менее 12 месяцев за последние пять лет и содержат подтверждение выполнения требований пункта 6 Правила I/11 Конвенции ПДНВ в части обновления знаний национальных и международных документов, освобождаются от необходимости прохождения краткосрочных курсов для продления диплома. Срок выдачи или продления квалификационного документа не превышает десяти рабочих дней с момента принятия заявления на получение квалификационного документа.

О высоком качестве работы, проводимой в МКС на международном уровне, свидетельствует тот факт, что начиная с 2001 года деятельность по дипломированию моряков в морском порту Санкт-Петербург неоднократно проверялась рядом иностранных комиссий, включая проверку в 2002 году Морским директоратом Европейской Комиссии и проверку в 2013 году Комиссией Европейского агентства морской безопасности (EMSA), которые были пройдены без единого замечания. Положительные результаты данных проверок явились одним из оснований для подписания многими странами с Российской Федерацией договоров о признании дипломов. Три проверки, проведенные различными надзорными органами в сфере транспорта за предыдущие три года, также не выявили каких-либо нарушений в работе по дипломированию членов экипажей судов.

Компетентность моряков, дипломированных в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», в дипломном реестре которого зарегистрировано около 40 тыс. моряков, то есть почти четверть всех моряков России, получила высокое международное и национальное признание. Специалисты, имеющие морские дипломы, выданные в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», традиционно пользуются заслуженным авторитетом как высококвалифицированные профессионалы. В связи с этим тысячи моряков не только из Санкт-Петербурга, но и практически из всех регионов России ежегодно обращаются в МКС по вопросам их дипломирования. По отзывам самих моряков, процедура дипломирования, включая тестирование и собеседование, доведена до совершенства.

Высоким оценкам и признанию таких дипломов на международном уровне способствует и внедренная Система менеджмента качества дипломирования моряков, обеспечивающая непрерывное улучшение процессов и повышение удовлетворенности потребителей, то есть кандидатов на получение различных квалификационных документов.

Новые квалификационные требования

С момента создания МКК в 2001 году по настоящее время в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» оформлено, выдано и продлено более 100 тыс. различных квалификационных документов.

В настоящее время в МКС идет интенсивная работа по оформлению квалификационных документов, выдаваемых в соответствии с требованиями Манильских поправок к Конвенции ПДНВ 2010 года, так как 1 января 2017 года заканчивается переходный период, установленный в целях поэтапного перехода на новые квалификационные требования. В связи с этим в 2015 году МКС уже оформлено, выдано и продлено 7297 квалификационных документов, что на 489 документов больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Данные обо всех выданных документах не позднее дня их выдачи вносятся в информационную систему государственного портового контроля, что позволяет всем заинтересованным лицам проверять легитимность соответствующих квалификационных документов в кратчайшие сроки.

Деятельность работников МКС в настоящее время носит многосторонний, интенсивный характер. Кроме выполнения функций по дипломированию членов экипажей судов специалисты МКС проводят тестирование морских лоцманов, тестирование судоводителей в целях выдачи им свидетельств об освобождении от обязательной лоцманской проводки, тестирование лиц, ответственных за безопасность мореплавания, участвуют в работе различных комиссий, формируемых Минтрансом России и Росморречфлотом.

На основании вышеизложенного следует, что существующая организация работы по дипломированию в ФГБУ «АМП Балтийского моря» полностью соответствует всем международным и национальным требованиям в сфере дипломирования членов экипажей судов и, безусловно, направлена на достижение основной цели дипломирования, заключающейся в том, что любой квалификационный документ может быть выдан только компетентному моряку, способному обеспечить безопасность человеческой жизни на море, безопасность судна и окружающей природной среды.

Морские порты №10 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Спасатели ограничили территорию поисков пропавших на Ладоге подростков

Спасатели ограничили территорию поисков пропавших на Ладоге подростков Спасатели ограничили территорию поисков подростков, перевернувшихся на лодке на Ладожском озере 19 и...

96 выпускников Морского колледжа Владивостока стали дипломированными специалистами

96 выпускников Морского колледжа Владивостока стали дипломированными специалистами В канун международного Дня моряка 24 июня во Владивостоке состоялось торжественное собрание по случа...

Российская экономика

Создание судоверфи в Якутии вошло в новую редакцию проекта госпрограммы по развитию Арктики

Создание судоверфи в Якутии вошло в новую редакцию проекта госпрограммы по развитию Арктики Проект создания высокотехнологичной Жатайской судоверфи в Якутии вошел в новую редакцию госпрограммы...

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино ФГУП «Росморпорт» информирует о разработке в 2017 году проектной документации по объекту «Специализи...

Лоцманы Мурманского порта провели плавучую буровую установку в Кольском заливе

Лоцманы Мурманского порта провели плавучую буровую установку в Кольском заливе В период 21-22 июня 2017 года лоцманами лоцманской службы Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» впер...




Морской транспорт

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода Кронштадтский морской завод завершил ремонтные работы на маяке «Ирбенский». Утром 23 июня буксиры вы...

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...