Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Инфраструктура / Образование
Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ) является одной из основных функций капитана морского порта. В соответствии с КТМ к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные «Положением о дипломировании членов экипажей морских судов», утвержденным приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 в редакции приказа Минтранса России от 13.05.2015 г. №167 (далее – Положение).

Указанный документ является национальной имплементацией Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее – Конвенция ПДНВ) и учитывает требования Манильских поправок, принятых в 2010 году.

Игорь Кружков, заместитель капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», ФГБУ «АМП Балтийского моря»

Первые в России

В морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» для проведения дипломирования членов экипажей морских судов в марте 2001 года впервые в России в дополнение к дипломному отделу была создана Морская квалификационная комиссия (далее – МКК) под председательством капитана порта, в состав которой вошли специалисты, имеющие высшее морское профессиональное образование, высшие морские рабочие дипломы и многолетний опыт работы в должностях капитана, старшего механика, старшего электромеханика, начальника судовой радиостанции и специалиста в области профессионального морского английского языка.

Экзаменаторы МКК были первыми в России специалистами, которые уже в январе 2002 года прошли одобренную подготовку по программе «Подготовка, оценка компетентности и дипломирование моряков» в соответствии с требованиями раздела A-I/6.6 Кодекса ПДНВ и получили свидетельства экзаменаторов. В последующие годы проводилось постоянное повышение квалификации членов МКК путем участия в различных семинарах, конференциях, а также обучения на курсах повышения квалификации в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

В целях оптимизации организации работы по дипломированию членов экипажей судов в 2009 году в составе Службы капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» была создана Морская квалификационная служба (МКС), включающая в себя МКК и группу дипломирования. Кроме проведения квалификационных испытаний специалисты МКК стали составлять заключения о стаже плавания кандидатов, а также их соответствии предписанным требованиям по дипломированию, а персонал группы дипломирования – техническую часть работы по оформлению и выдаче различных квалификационных документов, по хранению дипломных дел моряков. Сегодня в соответствии с требованиями Положения к работе МКК привлекаются специалисты ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, специалисты таких судовладельцев, как ООО «Юником СПб», ОАО «Северо-Западное пароходство», и Российского профессионального союза моряков.

В связи с вступлением в силу в 2010 году «Положения о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов», утвержденного приказом Минтранса России от 22.10.2009 г. №185, в АМП также впервые в России под председательством капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» была создана квалификационная комиссия по дипломированию членов экипажей спортивных парусных судов, персональный состав которой был согласован с Росморречфлотом. В работе данной квалификационной комиссии кроме штатных специалистов МКС принимают участие представители ряда общественных и образовательных организаций парусного спорта Санкт-Петербурга.

Стандарты качества и методы оценки компетентности

ФГБУ «АМП Балтийского моря» явилось первым в России учреждением, в котором система стандартов качества дипломирования моряков была сертифицирована уполномоченной Минтрансом России организацией – Российским морским регистром судоходства.

Основная цель АМП Балтийского моря в области системы стандартов качества дипломирования моряков – обеспечить безусловное соответствие предоставляемых услуг международным конвенциям, кодексам, государственным требованиям, «Морской доктрине РФ на период до 2020 года» и «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 КТМ дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются только после проверки соответствия кандидатов требованиям к стажу плавания на судах, возрасту, состоянию здоровья, обязательной подготовке и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями.

Согласно требованиям Конвенции ПДНВ квалификационные документы выдаются только после проверки аутентичности и действительности всех документов, представляемых кандидатами для дипломирования. В связи с этим все документы, представляемые в МКС кандидатами, подлежат обязательной проверке на легитимность. Так, например, правильность данных, указанных в справках о плавании, проверяется с использованием записей в мореходной или трудовой книжках, загранпаспорте, судовой роли, письменного подтверждения судовладельца или иным способом. Также обязательно проверяется легитимность всех представляемых кандидатами образовательных документов, документов, подтверждающих годность по состоянию здоровья, свидетельств о прохождении всех видов обязательной подготовки и иных документов.

Основным методом оценки компетентности моряков являются квалификационные испытания. В МКК они проводятся в случае первичного получения квалификационного документа, при обмене квалификационного документа на более высокий уровень, а также при подтверждении диплома после длительного перерыва в работе. Первичные дипломы выдаются только выпускникам морских образовательных организаций, признанных Минтрансом России в установленном порядке. Выпускники морских образовательных организаций освобождаются от квалификационных испытаний в течение одного года после окончания морской образовательной организации.

Основанием для проведения квалификационных испытаний является заявление кандидата на имя капитана порта с просьбой провести квалификационные испытания, которые проводятся не позднее десяти рабочих дней со дня подачи заявления. Испытания проводятся методом компьютерного тестирования по программам и базам данных, согласованных Росморречфлотом, и устного собеседования по результатам тестирования. Результат квалификационных испытаний оформляется протоколом.

Для проведения компьютерного тестирования в МКС используется программный комплекс «Дельта-Тест», одобренный Росморречфлотом. Компьютерное тестирование проводится на 10 рабочих местах по программам и базам данных, одобренным Росморречфлотом: «Дельта Судоводитель», «Дельта Инженер», «Дельта Рефмеханик», «Дельта ГМССБ», «Дельта Матрос», «Дельта Моторист», «Дельта Судовой повар» и ряду других программ.

Помимо выдачи различных квалификационных документов в МКС согласно требованиям Положения осуществляется большая работа по продлению срока действия ранее выданных дипломов. Ключевым условием продления диплома является наличие требуемого Положением стажа плавания на судах и прохождение краткосрочных курсов для продления соответствующего диплома по программам, одобренным Росморречфлотом. Если лицо, претендующее на продление срока действия диплома, не имеет требуемого стажа плавания на судах или имеет длительный перерыв в работе по соответствующей специальности, то ему необходимо пройти курсы подготовки по программе, одобренной Росморречфлотом.

Моряки, плавающие на судах под государственным флагом Российской Федерации, предоставившие справки о плавании, которые подтверждают стаж работы не менее 12 месяцев за последние пять лет и содержат подтверждение выполнения требований пункта 6 Правила I/11 Конвенции ПДНВ в части обновления знаний национальных и международных документов, освобождаются от необходимости прохождения краткосрочных курсов для продления диплома. Срок выдачи или продления квалификационного документа не превышает десяти рабочих дней с момента принятия заявления на получение квалификационного документа.

О высоком качестве работы, проводимой в МКС на международном уровне, свидетельствует тот факт, что начиная с 2001 года деятельность по дипломированию моряков в морском порту Санкт-Петербург неоднократно проверялась рядом иностранных комиссий, включая проверку в 2002 году Морским директоратом Европейской Комиссии и проверку в 2013 году Комиссией Европейского агентства морской безопасности (EMSA), которые были пройдены без единого замечания. Положительные результаты данных проверок явились одним из оснований для подписания многими странами с Российской Федерацией договоров о признании дипломов. Три проверки, проведенные различными надзорными органами в сфере транспорта за предыдущие три года, также не выявили каких-либо нарушений в работе по дипломированию членов экипажей судов.

Компетентность моряков, дипломированных в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», в дипломном реестре которого зарегистрировано около 40 тыс. моряков, то есть почти четверть всех моряков России, получила высокое международное и национальное признание. Специалисты, имеющие морские дипломы, выданные в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», традиционно пользуются заслуженным авторитетом как высококвалифицированные профессионалы. В связи с этим тысячи моряков не только из Санкт-Петербурга, но и практически из всех регионов России ежегодно обращаются в МКС по вопросам их дипломирования. По отзывам самих моряков, процедура дипломирования, включая тестирование и собеседование, доведена до совершенства.

Высоким оценкам и признанию таких дипломов на международном уровне способствует и внедренная Система менеджмента качества дипломирования моряков, обеспечивающая непрерывное улучшение процессов и повышение удовлетворенности потребителей, то есть кандидатов на получение различных квалификационных документов.

Новые квалификационные требования

С момента создания МКК в 2001 году по настоящее время в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» оформлено, выдано и продлено более 100 тыс. различных квалификационных документов.

В настоящее время в МКС идет интенсивная работа по оформлению квалификационных документов, выдаваемых в соответствии с требованиями Манильских поправок к Конвенции ПДНВ 2010 года, так как 1 января 2017 года заканчивается переходный период, установленный в целях поэтапного перехода на новые квалификационные требования. В связи с этим в 2015 году МКС уже оформлено, выдано и продлено 7297 квалификационных документов, что на 489 документов больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Данные обо всех выданных документах не позднее дня их выдачи вносятся в информационную систему государственного портового контроля, что позволяет всем заинтересованным лицам проверять легитимность соответствующих квалификационных документов в кратчайшие сроки.

Деятельность работников МКС в настоящее время носит многосторонний, интенсивный характер. Кроме выполнения функций по дипломированию членов экипажей судов специалисты МКС проводят тестирование морских лоцманов, тестирование судоводителей в целях выдачи им свидетельств об освобождении от обязательной лоцманской проводки, тестирование лиц, ответственных за безопасность мореплавания, участвуют в работе различных комиссий, формируемых Минтрансом России и Росморречфлотом.

На основании вышеизложенного следует, что существующая организация работы по дипломированию в ФГБУ «АМП Балтийского моря» полностью соответствует всем международным и национальным требованиям в сфере дипломирования членов экипажей судов и, безусловно, направлена на достижение основной цели дипломирования, заключающейся в том, что любой квалификационный документ может быть выдан только компетентному моряку, способному обеспечить безопасность человеческой жизни на море, безопасность судна и окружающей природной среды.

Морские порты №10 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море В конце 2018 года ФАС сообщила о том, что подозревает компании «Зигранд» и «Артиксервис» в заключени...

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны Команда Объединенной судостроительной корпорации принимает участие в гонках Высшего дивизиона Национ...

Российская экономика

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике В перспективе стороны могут заняться совместным освоением Севморпути, рассказал Андрей Денисов.

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты Данная мера поможет в достижении роста объемов экспорта.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы: 13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы:  13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона АО «Ростерминалуголь» отмечает рост выгрузки вагонов в апреле 2019 года относительно результатов за ...

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение государственной экологической эк...




Морской транспорт

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) произв...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...