Севморпуть получит комплексное развитие - Морские вести России

Севморпуть получит комплексное развитие

29.01.2017

Севморпуть

О Мерах по реализации государственной политики России в Арктике

В соответствии с «КТМ РФ» под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

К настоящему моменту приняты все нормативные правовые акты, регулирующие плавание судов в акватории СМП, а именно: вступил в силу Федеральный закон от 28 июля 2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории СМП», создана Администрация Севморпути, утверждены Правила плавания в акватории СМП, определен размер платы за ледокольную проводку судов.

По материалам совместного заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, декабрь 2015 г., Санкт-Петербург

Система выдачи разрешений

В результате указанного регулирования установлена система выдачи разрешений на плавание судов в акватории СМП, основанная на выполнении судовладельцем требований, связанных с безопасным плаванием, обеспечивается ежедневный контроль за местоположением судна, снабжение судов необходимой информацией о ледовой, навигационной и гидрометеорологической обстановке по пути следования.

Подача заявки в электронном виде и размещение разрешения на плавание судна на официальном сайте Администрации Северного морского пути значительно упростили процедуру получения разрешения для российских и иностранных судовладельцев.

Создана понятная и удобная для судовладельцев система регулирования плавания судов в акватории СМП.

В 2013 году с момента начала работы Администрацией Северного морского пути получено 656 заявок, выдано 635 разрешений, осуществило плавание 619 судов.

Транзитные рейсы в акватории СМП в 2013 году совершили 11 российских и 26 иностранных судов, которые перевезли 1,3 млн тонн различных грузов.

Продолжительность нахождения судна в акватории СМП во время транзита варьировалась в зависимости от ледовых условий и выбранного маршрута от 7 до 20 суток.

В перевозках между иностранными портами, портами РФ, расположенными за пределами акватории СМП, и морскими портами, находящимися в акватории СМП, в 2013 г. было перевезено 2,8 млн тонн различных грузов.

В 2014 году Администрацией Северного морского пути получена 661 заявка, выдано 631 разрешение, а 30 судам в плавании в акватории СМП по разным причинам отказано.

Транзитные рейсы в акватории СМП в 2014 году совершили 23 судна под флагами 5 государств, которые перевезли 0,3 млн тонн различных грузов.

Продолжительность нахождения судна в акватории СМП во время транзита варьировалась в зависимости от ледовых условий и выбранного маршрута от 7 до 39 суток.

Снижение транзитных перевозок в 2014 г. связано в том числе с отсутствием перевозок грузов ОАО «Минерально-химическая компания «Еврохим» (в 2013 г. перевезено 136 тыс. тонн железорудного концентрата), ОАО «НОВАТЭК» (в 2013 г. перевезено 120 тыс. тонн газового конденсата) и прекращением транзитных перевозок нафты (смесь жидких углеводородов).

В перевозках между иностранными портами, портами РФ, расположенными за пределами акватории СМП, и морскими портами, находящимися в акватории СМП, в 2014 г. было перевезено 3,7 млн тонн различных грузов.

По состоянию на 20 августа 2015 г. Администрацией Северного морского пути получена 621 заявка, выдано 594 разрешения, 18 разрешений рассматривается, по 9 заявкам в выдаче разрешения отказано.

Ледокольное обеспечение

Для плавания в акватории СМП судам требуется ледокольное сопровождение. В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач»), остальные 4 – дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»). Ведется строительство еще четырех дизель-электрических ледоколов.

В конце марта спущен на воду ледокол «Мурманск» мощностью 16 МВт, который будет введен в эксплуатацию до конца года (многофункциональный ледокол проекта 21900, класс Российского регистра судоходства Icebreaker8, может преодолевать льды толщиной до 1,5 метров. Характеристики судна: длина – 120 м, ширина – 27,5 м, осадка – 8,5 м, экипаж – 35 человек, специальный персонал – 22 человека, автономность – 40 суток, оснащен вертолетной площадкой. Имеет неограниченный район плавания, в весенне-летний период может плавать в арктических морях, круглогодичный район эксплуатации – Балтийское море).

Два других ледокола из этой серии, «Владивосток» и «Новороссийск», должны войти в строй в этом и в следующем году.

К 2017 году будет построен дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт «Виктор Черномырдин».

В 2012 году начато строительство серии из трех универсальных атомных двухосадочных ледоколов. Ввод в эксплуатацию головного судна запланирован на 2018 год, следующих – в 2020 и 2021 годах.

ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» уполномочено осуществлять поиск и спасание в акватории СМП собственными силами и с привлечением атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот». Также сформирован резерв аварийно-спасательного оборудования и снаряжения для проведения крупномасштабных поисково-спасательных и аварийно-спасательных операций.

Наращиваются силы и средства для усиления аварийно-спасательной готовности, а также для ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов. Для этого в портах Диксон, Тикси, Певек, Провидения созданы и функционируют четыре пункта базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти.

Ведется системная работа по улучшению навигационно-гидрографического обеспечения акватории СМП.

В период с 2011 по 2014 г. в акватории СМП силами гидрографического предприятия Минтранса осуществлены промерные работы общей протяженностью около 135 000 приведенных километров (приведенный километр – полоса моря шириной 2 километра и длиной 1 километр).

Судоходство в арктических морях, в том числе в акватории СМП, в настоящее время регулируется восьмисторонними (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Швеция) межправительственными соглашениями о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания в Арктике и о сотрудничестве по обеспечению готовности и ликвидации нефтяных загрязнений с судов в Арктике.

На международном уровне вопросы судоходства в арктических морях, в том числе в акватории СМП, регулируются рядом международных конвенций (Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года (далее МАРПОЛ), Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее СОЛАС), участницей которых является Россия.

Финансирование

Для обеспечения функционирования СМП из бюджета страны направляются средства на:

навигационно-гидрографическое обеспечение – в 2013 г. выделено 490 млн рублей, в 2014 г. – 466,3 млн рублей (ФГУП «Гидрографическое предприятие»);

несение аварийно-спасательной готовности – в 2013 г. выделено 44,5 млн рублей (ФБУ «Госморспасслужба России»), в 2014 г. – 32,1 млн рублей (ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота»);

организация плавания судов в акватории СМП –в 2013 г. выделено 11,2 млн рублей, в 2014 г. – 34,5 млн рублей (ФГКУ «Администрация Северного морского пути»);

содержание атомных ледоколов – в 2013 г. выделено 1264 млн рублей, в 2014 г. – 2501 млн рублей (ФГУП «Атомфлот»);

строительство новых атомных ледоколов – в 2013 г. выделено 5000 млн рублей, в 2014 г. – 16 254,5 млн рублей (ФГУП «Атомфлот»);

гидрометеорологическое обеспечение (организации, подведомственные Росгидромету).

Вторым источником финансирования функционирования СМП является оплата российскими и иностранными судовладельцами услуг по ледокольному, ледовому лоцманскому обеспечению, оплата портовых сборов (при захождении судов в морские порты, расположенные в акватории СМП), оплата дополнительных услуг организаций Росгидромета в части предоставления гидрометеорологической информации.

В бюджет РФ средства возвращаются в виде налогов от организаций, оказывающих услуги по ледокольной и ледовой лоцманской проводке, и установленных законодательством РФ платежей в бюджет от предприятий.

Коммерческие перевозки

Транспортная стратегия страны, утвержденная распоряжением Правительства от 22 ноября 2008 г., в части морского транспорта предусматривает развитие СМП, прежде всего для осуществления коммерческих перевозок, с созданием соответствующей инфраструктуры в Арктическом бассейне. При этом объем перевозок грузов по СМП является одним из индикатором эффективности и качества грузоперевозок по водным путям и к 2030 году может достигнуть 83 млн тонн.

Рост перевозок в акватории СМП требует проведения определенных мероприятий, которые позволят обеспечить надежность таких перевозок, а также учесть интересы обороноспособности страны.

Во исполнение поручения президента Минтрансом подготовлен и 5 июня 2015 г. утвержден правительством Комплексный проект развития Северного морского пути, который предусматривает меры по навигационно-гидрографическому (включая обновление навигационных карт и пособий), аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в акватории Северного морского пути, строительство новых ледокольных судов, развитие морских портов, разработку и строительство морской техники, систем и средств связи и навигации.

Реализация перечисленных мероприятий к 2030 году обеспечит надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе РФ, и высокий уровень защиты морской среды в Арктике.

Указанный проект развития СМП включает в себя также:

• меры по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства в акватории СМП, включающие в том числе выполнение гидрографических работ (промеры глубин моря) по маршрутам транспортировки углеводородного сырья, на подходах к морскому порту Сабетта, в районах освоения шельфовых месторождений углеводородов, издание и актуализацию морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания, оснащение морских путей, акваторий морских портов и устьевых участков северных рек с морским режимом судоходства средствами навигационного и радионавигационного оборудования, ледокольного обеспечения судоходства в акватории СМП и строительство новых ледокольных судов;

меры по аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акватории СМП, предусматривающие привлечение линейных ледоколов, работающих в акватории СМП, круглогодичное размещение на ледоколах оборудования и персонала для несения аварийно-спасательной готовности, включая водолазные работы, и готовность к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

меры по гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории СМП, включающие разработку методики прогнозирования типов ледовых условий (легкие, средние, тяжелые) в акватории СМП для зимнего периода (октябрь-июнь);

меры по развитию морских портов, включающие строительство и реконструкцию объектов их инфраструктуры;

меры в акватории СМП по обеспечению вопросов обороны, включающие развитие средств, обеспечивающих плавание кораблей и судов Военно-морского флота, и инфраструктуры их базирования;

меры по разработке и строительству морской техники, систем и средств.

Перечисленные мероприятия обеспечат надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе РФ, а также деятельность кораблей и судов Военно-морского флота в акватории СМП.

Объемы бюджетных ассигнований по каждому пункту проекта СМП определяются в рамках формирования проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период и должны выделяться ежегодно.

В среднем такие затраты без учета расходов на оборону могут достигать от 7 до 19 млрд рублей, при этом основные расходы связаны со строительством атомных ледоколов.

Безопасность

Министерство транспорта приказом от 13 октября 2010 г. «О применении положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств в отношении стационарных и плавучих платформ, морских передвижных буровых установок, которые находятся на месте разработки континентального шельфа РФ» установило, что:

в отношении плавучих платформ и морских передвижных буровых установок применяются положения Конвенции и Кодекса, относящиеся к судам, совершающим международные рейсы;

в отношении стационарных платформ, осуществляющих взаимодействие с судами, совершающими международные рейсы, применяются положения Конвенции и Кодекса, относящиеся к портовым средствам, обслуживающим суда, совершающие международные рейсы.

В связи с изложенным, все стационарные платформы, осуществляющие взаимодействие с судами, совершающими международные рейсы, должны провести оценку охраны портового средства и разработать и утвердить в Росморречфлоте план охраны портового средства.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (вступил в силу 21 января 2014 г.) статья 7 КТМ РФ дополнена определением морской плавучей платформы. Под морской плавучей платформой в настоящем Кодексе понимается судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности» под транспортными средствами понимаются воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» на все морские плавучие платформы распространяются требования Федерального закона от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности».

4 февраля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности», в соответствии с которым искусственные острова, установки и сооружения, расположенные на континентальном шельфе РФ, отнесены к объектам транспортной инфраструктуры, и в этой связи на эти объекты также распространяются все требования, установленные законодательством РФ в области транспортной безопасности.

6 сентября 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 8 марта 2015 г. «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», который предусматривает ответственность за нарушение норм, обеспечивающих безопасность судоходства в зонах безопасности.

Реализация норм перечисленных законодательных актов позволяет должным образом обеспечить как безопасность судоходства в зонах безопасности, так и безопасность искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в акватории Северного морского пути (далее СМП) и в акваториях иных арктических морей.

В соответствии с законодательством РФ в акватории СМП действует разрешительный порядок плавания судов, при этом выдача разрешения на плавание судна в акватории СМП осуществляется ФГКУ «Администрация СМП» на основании заявления судовладельца.

Статья 11.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП) предусматривает ответственность за нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания, в том числе Правил плавания в акватории СМП (далее Правила СМП).

В соответствии со статьей 23.10 КоАП пограничные органы не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.7 КоАП, но в то же время в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 27.3 КоАП должностные лица пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ вправе осуществлять административное задержание.

В рамках дополнительных мер, направленных на недопущение несанкционированного судоходства в акватории СМП, разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 23.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях», наделяющий пограничные органы полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушение Правил СМП.

Имеющиеся и разрабатываемые нормативные правовые акты позволяют обеспечить необходимое законодательное регулирование в отношении транспортной безопасности и антитеррористической защищенности СМП и объектов морской экономической деятельности в Арктической зоне.

Морские вести России №4 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ