Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Севморпуть
Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Восточный секторы. Это обусловлено природной доступностью. В Западном секторе ледовая обстановка характеризуется годовалыми льдами зимой и таянием их летом. В Восточном секторе даже летом присутствуют паковые (многолетние) льды.

Роман Квитковский, судостроитель

Дорогая редакция!

Прочитав статью Н. Нестерова «Проблемы ледокольного обеспечения в Западной Арктике», опубликованную в журнале МФ № 5 за 2007 г., возникло желание дополнить ее простым, наглядным, убедительным графиком, где бы видно было, какие нужны мощность и водоизмещение ледоколу для круглогодичного плавания по Северному морскому пути (СМП). Я разыскал автора, начались переговоры. Было начало лета, по предложению Н. Нестерова продолжение обсуждения было перенесено на август. К сожалению, нам не удалось это сделать, поэтому самостоятельно направляю график.

В статье упоминается потребная мощность ледокола 300 МВт, а в выводах говорится об экспертной оценке в 200...250 МВт, но не приводится, как эти цифры получаются. Для решения этой задачи предлагаю простой статистический график ледопроходимости эксплуатирующихся, строящихся и проектируемых ледоколов СМП в зависимости от водоизмещения с нанесением «сетки» изгибной прочности льда при соответствующей температуре. Оценка мощности ледоколов производится по формуле В.И. Афанасьева.

Как видно по графику, при ледопроходимости 3,5 м зимой с изгибной прочностью льда 1,6 МПа мощность ледокола составит 200 МВт, водоизмещение около 80 тыс. тонн, а при той же ледопроходимости 3,5 м в более суровую зиму при изгибной прочности льда 2,4 МПа мощность оценивается в 300 МВт, водоизмещение около 100 тыс. тонн. Вертикальная линия на графике, соответствующая водоизмещению, или боковая проекция этой линии, наглядно демонстрирует ледопроходимость ледокола в зависимости от прочности льда.

Роман Квитковский

Температуры воздуха зимой наблюдались в Западном секторе до минус 45 градусов, в Восточном секторе до около минус 58 градусов.

Номенклатура морских льдов по классификации Всемирной метеорологической организации (WMO):

Многолетний (пак) – более 3,0 м (3,0 м…и более).
Двухлетний – более 2,0 м (2,0…3,0 м).
Толстый однолетний – более 1,2 м (1,2…2,0 м).
Средний однолетний – 0,7…1,2 м.
Тонкий однолетний – менее 0,7 м.

В Западном секторе круглогодичная навигация осуществляется уже достаточно давно, в то время как Восточный сектор зимой продолжает быть недоступным. Наша задача – показать в простой, наглядной и аргументированной форме на поле статистики, исходя из существующих способов ломки льда ледоколами, потребность в ледоколах для преодоления зимних паковых льдов. Решение поставленной задачи сводится к построению статистического графика ледопроходимости (спецификационной) от водоизмещения работающих, строящихся и проектируемых ледоколов с экстраполяцией в правую сторону. Спецификационная ледопроходимость по принятой практике испытательных бассейнов дается для летнего льда с изгибной прочностью 0,6…0,5 МПа при непрерывном ходе с минимальной скоростью 2…3 узла. Начальная ветвь графика кривая, дальнейшая – прямолинейная. По вертикальной линии вниз, от построенной кривой, место точек с меньшей ледопроходимостью, но с большей прочностью льда (исходя из того положения, что проламывающая сила ледокола, по упомянутой вертикали, одинакова. То есть имеют место одинаковые дифференты при наползании ледокола на лед, что и обеспечивает непрерывность хода ледокола). При нарушении этого положения (условия) ледоколу приходится переходить на работу «набегами» (наползать на лед с разбега для увеличения дифферента, т.е. проламывающей силы). На графике это показано «Вероятной зоной…» (для ледокола «Арктика»-1975). В формульной зависимости это представляется:

F=F*=kRh^2=kR*h*^2, где: F, F* – сила, проламывающая лед

k – коэффициент, R – изгибная прочность льда, h – толщина льда,

отсюда следует соотношение толщин льда от изгибной прочности льда h*=h(R/R*)^0,5. Отталкиваясь от изгибной прочности льда 0,6 МПа (спецификационной), по приведенной зависимости строятся линии ледопроходимости для значений изгибной прочности льда 0,9 МПа, 1,6 МПа и 2,4 МПа, соответствующих температурам льда минус 5, 25, 35, которые приведены ниже на графике зависимости изгибной прочности льда от температуры.

При распространении заявленной летней ледопроходимости 3,5 метра и для зимних условий Восточного сектора СМП это представится прогнозными ледоколами СМП-200, СМП-300, т.е. точки пересечений линии толщины льда 3,5 метра с линиями прочности льда 1,6 МПа и 2,4 МПа. Основные характеристики ледоколов приведены на поле графика.

Большей наглядностью обладает боковая проекция (вертикальные линии на графике) – ледопроходимость в зависимости от изгибной прочности льда для ледоколов «Арктика»-1975, ЛК-60Я «Арктика», ЛК-110Я «Лидер», СМП-200, СМП-300.

Как видно, прогнозные значения прочности зимнего льда Восточного сектора СМП требуют в разы увеличения мощности и водоизмещения ледоколов для его преодоления. Отсюда крайне важным является определение натурных прочностных характеристик льда.

Организация полевых испытаний в условиях сильного ветра и чрезвычайно низких температур воздуха – очень трудноисполнимая задача. Прочностные характеристики льда крайне изменчивы. Данные о прочности льда, полученные на образцах, зависят от методов испытаний. В результате возникает необходимость по нахождению наиболее вероятных значений прочности льда.

Выход из положения может быть найден, если использовать сам ледокол как средство измерения интегральной прочности льда в натурных условиях. Как бы опыт кренования наоборот в двух приближениях.

В первом приближении определяется дифферент и крен (по замерам, динамические), при которых происходит разрушение льда, а по метацентрическим формулам находятся моменты, вызывавшие данные дифферент и крен. А затем, зная геометрические параметры мест контакта ледокола с кромкой льда, находятся и возникающие проламывающие усилия на форштевне и корпусе. При наличии непрерывного измерения толщины и температуры льда можно судить и о его натурной прочности. Технически это обеспечивается установкой на ледоколе переносных или стационарных измерительных средств дифферента, крена, осадок, толщин льда, температуры льда, а также задействованной компьютерной техники.

Второе приближение – уточнение параметров ледокола с учетом его всплытия. Определяется степень погрешности. Если погрешность мала, то и необходимость второго приближения исключается, а если большая, то вносятся поправки в первое приближение.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Потерявший ход катер отбуксирован в порт Мурманск

Потерявший ход катер отбуксирован в порт Мурманск Катер «Передовой РК» при движении по Кольскому заливу потерял ход из-за поломки главного двигателя. ...

Матрос погиб на краболовном судне «Атка Энтерпрайс» в Баренцевом море

Матрос погиб на краболовном судне «Атка Энтерпрайс» в Баренцевом море В Баренцевом море с краболовно-перерабатывающего судна «Атка Энтерпрайс» во время перегрузки продукц...

Российская экономика

Хабаровский завод спустил на воду первый понтон причала для Минобороны России

Хабаровский завод спустил на воду первый понтон причала для Минобороны России На Хабаровском судостроительном заводе (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) с...

Отказавшись от «Северного потока», Латвия потеряет 100 млн евро – мэр Вентспилса А. Лембергс

Отказавшись от «Северного потока», Латвия потеряет 100 млн евро – мэр Вентспилса А. Лембергс Проект газопровода Nord Stream-2 будет реализован без участия Латвии, о чем официальным письмом изве...

Транспортная политика

США напомнили РФ о санкциях в отношении КНДР после открытия паромного сообщения между Россией и Северной Кореей

США напомнили РФ о санкциях в отношении КНДР после открытия паромного сообщения между Россией и Северной Кореей В Вашингтоне рассчитывают, что Россия в полной мере будет выполнять свои обязательства в рамках санк...

«Укрзализныця» опровергла информацию о прекращении с 1 июля ж/д сообщения с РФ

«Укрзализныця» опровергла информацию о прекращении с 1 июля ж/д сообщения с РФ Украина не планирует введение каких-либо ограничений на железнодорожное сообщение с Россией с 1 июля...

Морские порты

Совет директоров «Архангельского МТП» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2016 год

Совет директоров «Архангельского МТП» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2016 год Совет директоров ОАО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП) рекомендовал годовому обще...

Контейнерооборот портов Финляндии в январе-марте 2017 г. вырос на 4,8%

Контейнерооборот портов Финляндии в январе-марте 2017 г. вырос на 4,8% Контейнерооборот портов Финляндии по итогам января-марта 2017 года увеличился на 4,8% относитель...




Морской транспорт

Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства и реконструкции объектов Керченской паромной переправы

Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства и реконструкции объектов Керченской паромной переправы Главгосэкспертиза России закончила рассмотрение проекта возведения и реконструкции объектов портовой...

Запущен сервис по доставке проектных грузов из Антверпена в Арктику

Запущен сервис по доставке проектных грузов из Антверпена в Арктику Российское Арктическое морское пароходство (ASCO) запустило новый сервис по доставке проектн...

Речной транспорт

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России «Енисейское речное пароходство» (ЕРП) включено в национальный реестр «Ведущие организации тр...

Навигация началась на реке Лена в Якутии

Навигация началась на реке Лена в Якутии Ледоходная обстановка на реке Лена в Якутии позволяет начинать навигацию, в связи с этим в понедельн...

Ж/Д транспорт

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с 1 июня начнет подконтрольную эксплуатацию подвижног...

Грузоотправители заказали более 7,6 тыс. вагонов под погрузку через ЭТП ГП

Грузоотправители заказали более 7,6 тыс. вагонов под погрузку через ЭТП ГП Через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) по итогам месяца после зап...

Авто транспорт

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер Скидка в системе оплаты за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам «Платон» будет но...

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства автодороги к Крымскому мосту

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства автодороги к Крымскому мосту Эксперты Главгосэкспертизы России согласовали проект строительства автодороги, которая соединит феде...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Отстой судна

Отстой судна В процессе коммерческой и технической эксплуатации морского судна перед судовладельцем рано или позд...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...