Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Севморпуть
Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Восточный секторы. Это обусловлено природной доступностью. В Западном секторе ледовая обстановка характеризуется годовалыми льдами зимой и таянием их летом. В Восточном секторе даже летом присутствуют паковые (многолетние) льды.

Роман Квитковский, судостроитель

Дорогая редакция!

Прочитав статью Н. Нестерова «Проблемы ледокольного обеспечения в Западной Арктике», опубликованную в журнале МФ № 5 за 2007 г., возникло желание дополнить ее простым, наглядным, убедительным графиком, где бы видно было, какие нужны мощность и водоизмещение ледоколу для круглогодичного плавания по Северному морскому пути (СМП). Я разыскал автора, начались переговоры. Было начало лета, по предложению Н. Нестерова продолжение обсуждения было перенесено на август. К сожалению, нам не удалось это сделать, поэтому самостоятельно направляю график.

В статье упоминается потребная мощность ледокола 300 МВт, а в выводах говорится об экспертной оценке в 200...250 МВт, но не приводится, как эти цифры получаются. Для решения этой задачи предлагаю простой статистический график ледопроходимости эксплуатирующихся, строящихся и проектируемых ледоколов СМП в зависимости от водоизмещения с нанесением «сетки» изгибной прочности льда при соответствующей температуре. Оценка мощности ледоколов производится по формуле В.И. Афанасьева.

Как видно по графику, при ледопроходимости 3,5 м зимой с изгибной прочностью льда 1,6 МПа мощность ледокола составит 200 МВт, водоизмещение около 80 тыс. тонн, а при той же ледопроходимости 3,5 м в более суровую зиму при изгибной прочности льда 2,4 МПа мощность оценивается в 300 МВт, водоизмещение около 100 тыс. тонн. Вертикальная линия на графике, соответствующая водоизмещению, или боковая проекция этой линии, наглядно демонстрирует ледопроходимость ледокола в зависимости от прочности льда.

Роман Квитковский

Температуры воздуха зимой наблюдались в Западном секторе до минус 45 градусов, в Восточном секторе до около минус 58 градусов.

Номенклатура морских льдов по классификации Всемирной метеорологической организации (WMO):

Многолетний (пак) – более 3,0 м (3,0 м…и более).
Двухлетний – более 2,0 м (2,0…3,0 м).
Толстый однолетний – более 1,2 м (1,2…2,0 м).
Средний однолетний – 0,7…1,2 м.
Тонкий однолетний – менее 0,7 м.

В Западном секторе круглогодичная навигация осуществляется уже достаточно давно, в то время как Восточный сектор зимой продолжает быть недоступным. Наша задача – показать в простой, наглядной и аргументированной форме на поле статистики, исходя из существующих способов ломки льда ледоколами, потребность в ледоколах для преодоления зимних паковых льдов. Решение поставленной задачи сводится к построению статистического графика ледопроходимости (спецификационной) от водоизмещения работающих, строящихся и проектируемых ледоколов с экстраполяцией в правую сторону. Спецификационная ледопроходимость по принятой практике испытательных бассейнов дается для летнего льда с изгибной прочностью 0,6…0,5 МПа при непрерывном ходе с минимальной скоростью 2…3 узла. Начальная ветвь графика кривая, дальнейшая – прямолинейная. По вертикальной линии вниз, от построенной кривой, место точек с меньшей ледопроходимостью, но с большей прочностью льда (исходя из того положения, что проламывающая сила ледокола, по упомянутой вертикали, одинакова. То есть имеют место одинаковые дифференты при наползании ледокола на лед, что и обеспечивает непрерывность хода ледокола). При нарушении этого положения (условия) ледоколу приходится переходить на работу «набегами» (наползать на лед с разбега для увеличения дифферента, т.е. проламывающей силы). На графике это показано «Вероятной зоной…» (для ледокола «Арктика»-1975). В формульной зависимости это представляется:

F=F*=kRh^2=kR*h*^2, где: F, F* – сила, проламывающая лед

k – коэффициент, R – изгибная прочность льда, h – толщина льда,

отсюда следует соотношение толщин льда от изгибной прочности льда h*=h(R/R*)^0,5. Отталкиваясь от изгибной прочности льда 0,6 МПа (спецификационной), по приведенной зависимости строятся линии ледопроходимости для значений изгибной прочности льда 0,9 МПа, 1,6 МПа и 2,4 МПа, соответствующих температурам льда минус 5, 25, 35, которые приведены ниже на графике зависимости изгибной прочности льда от температуры.

При распространении заявленной летней ледопроходимости 3,5 метра и для зимних условий Восточного сектора СМП это представится прогнозными ледоколами СМП-200, СМП-300, т.е. точки пересечений линии толщины льда 3,5 метра с линиями прочности льда 1,6 МПа и 2,4 МПа. Основные характеристики ледоколов приведены на поле графика.

Большей наглядностью обладает боковая проекция (вертикальные линии на графике) – ледопроходимость в зависимости от изгибной прочности льда для ледоколов «Арктика»-1975, ЛК-60Я «Арктика», ЛК-110Я «Лидер», СМП-200, СМП-300.

Как видно, прогнозные значения прочности зимнего льда Восточного сектора СМП требуют в разы увеличения мощности и водоизмещения ледоколов для его преодоления. Отсюда крайне важным является определение натурных прочностных характеристик льда.

Организация полевых испытаний в условиях сильного ветра и чрезвычайно низких температур воздуха – очень трудноисполнимая задача. Прочностные характеристики льда крайне изменчивы. Данные о прочности льда, полученные на образцах, зависят от методов испытаний. В результате возникает необходимость по нахождению наиболее вероятных значений прочности льда.

Выход из положения может быть найден, если использовать сам ледокол как средство измерения интегральной прочности льда в натурных условиях. Как бы опыт кренования наоборот в двух приближениях.

В первом приближении определяется дифферент и крен (по замерам, динамические), при которых происходит разрушение льда, а по метацентрическим формулам находятся моменты, вызывавшие данные дифферент и крен. А затем, зная геометрические параметры мест контакта ледокола с кромкой льда, находятся и возникающие проламывающие усилия на форштевне и корпусе. При наличии непрерывного измерения толщины и температуры льда можно судить и о его натурной прочности. Технически это обеспечивается установкой на ледоколе переносных или стационарных измерительных средств дифферента, крена, осадок, толщин льда, температуры льда, а также задействованной компьютерной техники.

Второе приближение – уточнение параметров ледокола с учетом его всплытия. Определяется степень погрешности. Если погрешность мала, то и необходимость второго приближения исключается, а если большая, то вносятся поправки в первое приближение.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Спасатели ограничили территорию поисков пропавших на Ладоге подростков

Спасатели ограничили территорию поисков пропавших на Ладоге подростков Спасатели ограничили территорию поисков подростков, перевернувшихся на лодке на Ладожском озере 19 и...

96 выпускников Морского колледжа Владивостока стали дипломированными специалистами

96 выпускников Морского колледжа Владивостока стали дипломированными специалистами В канун международного Дня моряка 24 июня во Владивостоке состоялось торжественное собрание по случа...

Российская экономика

Создание судоверфи в Якутии вошло в новую редакцию проекта госпрограммы по развитию Арктики

Создание судоверфи в Якутии вошло в новую редакцию проекта госпрограммы по развитию Арктики Проект создания высокотехнологичной Жатайской судоверфи в Якутии вошел в новую редакцию госпрограммы...

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино ФГУП «Росморпорт» информирует о разработке в 2017 году проектной документации по объекту «Специализи...

Лоцманы Мурманского порта провели плавучую буровую установку в Кольском заливе

Лоцманы Мурманского порта провели плавучую буровую установку в Кольском заливе В период 21-22 июня 2017 года лоцманами лоцманской службы Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» впер...




Морской транспорт

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода Кронштадтский морской завод завершил ремонтные работы на маяке «Ирбенский». Утром 23 июня буксиры вы...

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...