Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Севморпуть
Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Восточный секторы. Это обусловлено природной доступностью. В Западном секторе ледовая обстановка характеризуется годовалыми льдами зимой и таянием их летом. В Восточном секторе даже летом присутствуют паковые (многолетние) льды.

Роман Квитковский, судостроитель

Дорогая редакция!

Прочитав статью Н. Нестерова «Проблемы ледокольного обеспечения в Западной Арктике», опубликованную в журнале МФ № 5 за 2007 г., возникло желание дополнить ее простым, наглядным, убедительным графиком, где бы видно было, какие нужны мощность и водоизмещение ледоколу для круглогодичного плавания по Северному морскому пути (СМП). Я разыскал автора, начались переговоры. Было начало лета, по предложению Н. Нестерова продолжение обсуждения было перенесено на август. К сожалению, нам не удалось это сделать, поэтому самостоятельно направляю график.

В статье упоминается потребная мощность ледокола 300 МВт, а в выводах говорится об экспертной оценке в 200...250 МВт, но не приводится, как эти цифры получаются. Для решения этой задачи предлагаю простой статистический график ледопроходимости эксплуатирующихся, строящихся и проектируемых ледоколов СМП в зависимости от водоизмещения с нанесением «сетки» изгибной прочности льда при соответствующей температуре. Оценка мощности ледоколов производится по формуле В.И. Афанасьева.

Как видно по графику, при ледопроходимости 3,5 м зимой с изгибной прочностью льда 1,6 МПа мощность ледокола составит 200 МВт, водоизмещение около 80 тыс. тонн, а при той же ледопроходимости 3,5 м в более суровую зиму при изгибной прочности льда 2,4 МПа мощность оценивается в 300 МВт, водоизмещение около 100 тыс. тонн. Вертикальная линия на графике, соответствующая водоизмещению, или боковая проекция этой линии, наглядно демонстрирует ледопроходимость ледокола в зависимости от прочности льда.

Роман Квитковский

Температуры воздуха зимой наблюдались в Западном секторе до минус 45 градусов, в Восточном секторе до около минус 58 градусов.

Номенклатура морских льдов по классификации Всемирной метеорологической организации (WMO):

Многолетний (пак) – более 3,0 м (3,0 м…и более).
Двухлетний – более 2,0 м (2,0…3,0 м).
Толстый однолетний – более 1,2 м (1,2…2,0 м).
Средний однолетний – 0,7…1,2 м.
Тонкий однолетний – менее 0,7 м.

В Западном секторе круглогодичная навигация осуществляется уже достаточно давно, в то время как Восточный сектор зимой продолжает быть недоступным. Наша задача – показать в простой, наглядной и аргументированной форме на поле статистики, исходя из существующих способов ломки льда ледоколами, потребность в ледоколах для преодоления зимних паковых льдов. Решение поставленной задачи сводится к построению статистического графика ледопроходимости (спецификационной) от водоизмещения работающих, строящихся и проектируемых ледоколов с экстраполяцией в правую сторону. Спецификационная ледопроходимость по принятой практике испытательных бассейнов дается для летнего льда с изгибной прочностью 0,6…0,5 МПа при непрерывном ходе с минимальной скоростью 2…3 узла. Начальная ветвь графика кривая, дальнейшая – прямолинейная. По вертикальной линии вниз, от построенной кривой, место точек с меньшей ледопроходимостью, но с большей прочностью льда (исходя из того положения, что проламывающая сила ледокола, по упомянутой вертикали, одинакова. То есть имеют место одинаковые дифференты при наползании ледокола на лед, что и обеспечивает непрерывность хода ледокола). При нарушении этого положения (условия) ледоколу приходится переходить на работу «набегами» (наползать на лед с разбега для увеличения дифферента, т.е. проламывающей силы). На графике это показано «Вероятной зоной…» (для ледокола «Арктика»-1975). В формульной зависимости это представляется:

F=F*=kRh^2=kR*h*^2, где: F, F* – сила, проламывающая лед

k – коэффициент, R – изгибная прочность льда, h – толщина льда,

отсюда следует соотношение толщин льда от изгибной прочности льда h*=h(R/R*)^0,5. Отталкиваясь от изгибной прочности льда 0,6 МПа (спецификационной), по приведенной зависимости строятся линии ледопроходимости для значений изгибной прочности льда 0,9 МПа, 1,6 МПа и 2,4 МПа, соответствующих температурам льда минус 5, 25, 35, которые приведены ниже на графике зависимости изгибной прочности льда от температуры.

При распространении заявленной летней ледопроходимости 3,5 метра и для зимних условий Восточного сектора СМП это представится прогнозными ледоколами СМП-200, СМП-300, т.е. точки пересечений линии толщины льда 3,5 метра с линиями прочности льда 1,6 МПа и 2,4 МПа. Основные характеристики ледоколов приведены на поле графика.

Большей наглядностью обладает боковая проекция (вертикальные линии на графике) – ледопроходимость в зависимости от изгибной прочности льда для ледоколов «Арктика»-1975, ЛК-60Я «Арктика», ЛК-110Я «Лидер», СМП-200, СМП-300.

Как видно, прогнозные значения прочности зимнего льда Восточного сектора СМП требуют в разы увеличения мощности и водоизмещения ледоколов для его преодоления. Отсюда крайне важным является определение натурных прочностных характеристик льда.

Организация полевых испытаний в условиях сильного ветра и чрезвычайно низких температур воздуха – очень трудноисполнимая задача. Прочностные характеристики льда крайне изменчивы. Данные о прочности льда, полученные на образцах, зависят от методов испытаний. В результате возникает необходимость по нахождению наиболее вероятных значений прочности льда.

Выход из положения может быть найден, если использовать сам ледокол как средство измерения интегральной прочности льда в натурных условиях. Как бы опыт кренования наоборот в двух приближениях.

В первом приближении определяется дифферент и крен (по замерам, динамические), при которых происходит разрушение льда, а по метацентрическим формулам находятся моменты, вызывавшие данные дифферент и крен. А затем, зная геометрические параметры мест контакта ледокола с кромкой льда, находятся и возникающие проламывающие усилия на форштевне и корпусе. При наличии непрерывного измерения толщины и температуры льда можно судить и о его натурной прочности. Технически это обеспечивается установкой на ледоколе переносных или стационарных измерительных средств дифферента, крена, осадок, толщин льда, температуры льда, а также задействованной компьютерной техники.

Второе приближение – уточнение параметров ледокола с учетом его всплытия. Определяется степень погрешности. Если погрешность мала, то и необходимость второго приближения исключается, а если большая, то вносятся поправки в первое приближение.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Утечку газа на платформе «Сахалина-2» в Охотском море ликвидировали

Утечку газа на платформе «Сахалина-2» в Охотском море ликвидировали Утечка газа в устьевом оборудовании одной из скважин добывающей платформы Лунская-А проекта «Сахалин...

Паром «Севоль» разместили на полупогружном судне для транспортировки в порт

Паром «Севоль» разместили на полупогружном судне для транспортировки в порт Затонувший три года назад пассажирский паром «Севоль» удалось благополучно доставить и разместить на...

Российская экономика

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств Сокращение бюджетного финансирования повлияло на планы реконструкции аэропортов в Арктической зоне Р...

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

Транспортная политика

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента Законопроект «Об организации дорожного движения в РФ…», который в том числе позволяет региональным в...

Белоруссия начала получать иранскую нефть через порт Одессы

Белоруссия начала получать иранскую нефть через порт Одессы Иран начал поставки сырой нефти в Белоруссию. Первый танкер прибыл в порт Одессы на юге Украины. На ...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта Дмитрий Медведев поручил Минтрансу организовать мониторинг участков автомобильных дорог федерального...

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...