Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Севморпуть
Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Восточный секторы. Это обусловлено природной доступностью. В Западном секторе ледовая обстановка характеризуется годовалыми льдами зимой и таянием их летом. В Восточном секторе даже летом присутствуют паковые (многолетние) льды.

Роман Квитковский, судостроитель

Дорогая редакция!

Прочитав статью Н. Нестерова «Проблемы ледокольного обеспечения в Западной Арктике», опубликованную в журнале МФ № 5 за 2007 г., возникло желание дополнить ее простым, наглядным, убедительным графиком, где бы видно было, какие нужны мощность и водоизмещение ледоколу для круглогодичного плавания по Северному морскому пути (СМП). Я разыскал автора, начались переговоры. Было начало лета, по предложению Н. Нестерова продолжение обсуждения было перенесено на август. К сожалению, нам не удалось это сделать, поэтому самостоятельно направляю график.

В статье упоминается потребная мощность ледокола 300 МВт, а в выводах говорится об экспертной оценке в 200...250 МВт, но не приводится, как эти цифры получаются. Для решения этой задачи предлагаю простой статистический график ледопроходимости эксплуатирующихся, строящихся и проектируемых ледоколов СМП в зависимости от водоизмещения с нанесением «сетки» изгибной прочности льда при соответствующей температуре. Оценка мощности ледоколов производится по формуле В.И. Афанасьева.

Как видно по графику, при ледопроходимости 3,5 м зимой с изгибной прочностью льда 1,6 МПа мощность ледокола составит 200 МВт, водоизмещение около 80 тыс. тонн, а при той же ледопроходимости 3,5 м в более суровую зиму при изгибной прочности льда 2,4 МПа мощность оценивается в 300 МВт, водоизмещение около 100 тыс. тонн. Вертикальная линия на графике, соответствующая водоизмещению, или боковая проекция этой линии, наглядно демонстрирует ледопроходимость ледокола в зависимости от прочности льда.

Роман Квитковский

Температуры воздуха зимой наблюдались в Западном секторе до минус 45 градусов, в Восточном секторе до около минус 58 градусов.

Номенклатура морских льдов по классификации Всемирной метеорологической организации (WMO):

Многолетний (пак) – более 3,0 м (3,0 м…и более).
Двухлетний – более 2,0 м (2,0…3,0 м).
Толстый однолетний – более 1,2 м (1,2…2,0 м).
Средний однолетний – 0,7…1,2 м.
Тонкий однолетний – менее 0,7 м.

В Западном секторе круглогодичная навигация осуществляется уже достаточно давно, в то время как Восточный сектор зимой продолжает быть недоступным. Наша задача – показать в простой, наглядной и аргументированной форме на поле статистики, исходя из существующих способов ломки льда ледоколами, потребность в ледоколах для преодоления зимних паковых льдов. Решение поставленной задачи сводится к построению статистического графика ледопроходимости (спецификационной) от водоизмещения работающих, строящихся и проектируемых ледоколов с экстраполяцией в правую сторону. Спецификационная ледопроходимость по принятой практике испытательных бассейнов дается для летнего льда с изгибной прочностью 0,6…0,5 МПа при непрерывном ходе с минимальной скоростью 2…3 узла. Начальная ветвь графика кривая, дальнейшая – прямолинейная. По вертикальной линии вниз, от построенной кривой, место точек с меньшей ледопроходимостью, но с большей прочностью льда (исходя из того положения, что проламывающая сила ледокола, по упомянутой вертикали, одинакова. То есть имеют место одинаковые дифференты при наползании ледокола на лед, что и обеспечивает непрерывность хода ледокола). При нарушении этого положения (условия) ледоколу приходится переходить на работу «набегами» (наползать на лед с разбега для увеличения дифферента, т.е. проламывающей силы). На графике это показано «Вероятной зоной…» (для ледокола «Арктика»-1975). В формульной зависимости это представляется:

F=F*=kRh^2=kR*h*^2, где: F, F* – сила, проламывающая лед

k – коэффициент, R – изгибная прочность льда, h – толщина льда,

отсюда следует соотношение толщин льда от изгибной прочности льда h*=h(R/R*)^0,5. Отталкиваясь от изгибной прочности льда 0,6 МПа (спецификационной), по приведенной зависимости строятся линии ледопроходимости для значений изгибной прочности льда 0,9 МПа, 1,6 МПа и 2,4 МПа, соответствующих температурам льда минус 5, 25, 35, которые приведены ниже на графике зависимости изгибной прочности льда от температуры.

При распространении заявленной летней ледопроходимости 3,5 метра и для зимних условий Восточного сектора СМП это представится прогнозными ледоколами СМП-200, СМП-300, т.е. точки пересечений линии толщины льда 3,5 метра с линиями прочности льда 1,6 МПа и 2,4 МПа. Основные характеристики ледоколов приведены на поле графика.

Большей наглядностью обладает боковая проекция (вертикальные линии на графике) – ледопроходимость в зависимости от изгибной прочности льда для ледоколов «Арктика»-1975, ЛК-60Я «Арктика», ЛК-110Я «Лидер», СМП-200, СМП-300.

Как видно, прогнозные значения прочности зимнего льда Восточного сектора СМП требуют в разы увеличения мощности и водоизмещения ледоколов для его преодоления. Отсюда крайне важным является определение натурных прочностных характеристик льда.

Организация полевых испытаний в условиях сильного ветра и чрезвычайно низких температур воздуха – очень трудноисполнимая задача. Прочностные характеристики льда крайне изменчивы. Данные о прочности льда, полученные на образцах, зависят от методов испытаний. В результате возникает необходимость по нахождению наиболее вероятных значений прочности льда.

Выход из положения может быть найден, если использовать сам ледокол как средство измерения интегральной прочности льда в натурных условиях. Как бы опыт кренования наоборот в двух приближениях.

В первом приближении определяется дифферент и крен (по замерам, динамические), при которых происходит разрушение льда, а по метацентрическим формулам находятся моменты, вызывавшие данные дифферент и крен. А затем, зная геометрические параметры мест контакта ледокола с кромкой льда, находятся и возникающие проламывающие усилия на форштевне и корпусе. При наличии непрерывного измерения толщины и температуры льда можно судить и о его натурной прочности. Технически это обеспечивается установкой на ледоколе переносных или стационарных измерительных средств дифферента, крена, осадок, толщин льда, температуры льда, а также задействованной компьютерной техники.

Второе приближение – уточнение параметров ледокола с учетом его всплытия. Определяется степень погрешности. Если погрешность мала, то и необходимость второго приближения исключается, а если большая, то вносятся поправки в первое приближение.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны 22 июня, как и по всей России, на учебных площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошли меропр...

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса Пост замглавы Минтранса, курирующего порты и водный транспорт, может занять топ-менеджер «Совкомфлот...

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Морские порты

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar 21 июня 2018 у пирса дальних линий морского порта Мурманск ошвартовался самый крупный из когда-либо ...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо»

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо» Второе речное круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили на астраханском судостроитель...

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву Использующий солнечную энергию электрокатамаран, в создании которого принимали участие портфельные к...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...