Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

О лекциях, лекторах и стандартах образования

Инфраструктура / Образование
О лекциях, лекторах и стандартах образования

Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существует другая – проблема учителя. Хорошего учителя. По мнению Сократа, «самые трудные профессии: учить, лечить и судить». Из этих трех профессий самой трудной, на мой взгляд, следует считать профессию учителя, которому приходится и учить, и лечить, и судить.

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства судовождения» ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова

Дефицит лекторов

В сфере мирового судоходного бизнеса навыки преподавания в морских учебных заведениях объявлены критическими. Понятно, что необходимо создать более профессиональных лекторов.

Проблема профессиональных лекторов касается и всего российского образования. По мнению современных российских чиновников, лектором может быть любой человек, подобно тому, как чиновником может быть даже тот, кто не является специалистом в данной отрасли. Порочность такой практики высмеивали еще Сократ и Салтыков-Щедрин. Сократ считал нелепостью «распределять государственные должности по жребию, в то время как никто не захочет взять по жребию кормщика, архитектора или музыканта». Настали новые времена, и эти должности «пошли с молотка». Это было наглядно продемонстрировано в период распада Советского Союза. Из вузов ушли молодые и наиболее способные преподаватели, количество самих же вузов стремительно выросло, а вакантные места заполнили (разумеется, не везде) люди случайные.

Между тем даже крупные специалисты не всегда способны читать лекции. Примеров тому достаточно. Академик А.Н. Крылов написал в своих воспоминаниях, что член-корреспондент Петербургской АН И.П. де-Колонг, крупнейший специалист в области уничтожения девиации магнитного компаса, совершенно не умел читать лекции. Н.К. Рерих пишет: «Жаль, что философию права читал Бершадский – как горох из мешка сыпал». В. Набоков так вспоминает свое пребывание в Кембридже: «По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо».

Чтение лекций – это дар, которым обладают немногие. Помимо владения словом необходимы методики – добротные методики, а они не продаются в супермаркете. Как сказал математик Дж. Полиа, «хороших методик ровно столько, сколько хороших учителей». Именно так, а не иначе. Ровно столько, сколько хороших учителей!

Но успешность применения методик требует, чтобы и у учащегося был интерес. Интерес к науке не рождается сам по себе, его нужно формировать через мотивацию. Делать это в морском учебном заведении непросто. Во-первых, морские профессии попали в разряд непопулярных. К примеру, в книге Е.С. Романовой «99 популярных профессий (психологический анализ и профессиограммы)» морских профессий вообще нет.

Опрос слушателей курсов повышения квалификации в ГМА имени адмирала С.О. Макарова показал, что 84% моряков не готовы рекомендовать морскую профессию своим детям и родственникам, так что рассчитывать на продолжение династий не приходится.

Еще более непрестижной стала самая главная морская профессия – преподаватель. Причина тривиальная – заработная плата. Если не вернуть профессии преподавателя статус самой престижной, то все начинания обречены на провал.

Н.К. Рерих писал: «Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее».

Без синергии

Сочетание непрестижности морских профессий и «удрученности» преподавателя не способствует формированию предпосылок у аудитории к возникновению такого явления, как синергия. Синергия – это когда суммарный эффект взаимодействия преподавателя и учащихся характеризуется существенным усилением эффекта от лекции за счет того, что знания, полученные общими усилиями у обеих сторон, превосходят те, что были до их встречи. Вот и получается, что «целое больше, чем сумма отдельных частей» (Аристотель).Синергию можно сравнить с явлением резонанса, когда даже при малом воздействии ответная реакция многократно возрастает (в радио и в динамически настраиваемых гироскопах резонанс – полезное явление, а в мостовых конструкциях при резонансной качке судна это явление вредное). При нынешнем состоянии образования о синергии можно только мечтать.

Лектор должен эффективно стимулировать и раскрывать потенциал других людей, что сделать в условиях, когда образование сведено к стандартам типа пресловутого ЕГЭ, когда Федеральный закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает разработать «стандарт учителя», невозможно.

Стандарты и программы не создают специалистов. Специалистов создают отношения всех заинтересованных сторон: учащегося, учебного заведения, судоходной компании.

Увлеченность лектора должна передаваться учащимся и должна подтверждаться на практике. Отсутствие у преподавателей стажировок на судах, отсутствие учебного флота, где преподаватели могли на практике демонстрировать лекционный материал, снижает или сводит на нет усилия лектора.

М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «Доводов иногда недостаточно, чтобы привлечь слушателя на свою сторону. Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, надо знать нравы человеческие». Великий ученый предлагает учителю понять, как и от чего рождается страсть у слушателей в процессе обучения, но проявить интерес к знаниям невозможно у тех, кто пришел в вуз за дипломом, а не за знаниями.

Однако современному российскому образованию нет дела до нравов человека, и на морском флоте особенно. При решении кадровых проблем судоходный бизнес уже давно нашел «выход» в глобализации кадрового рынка, которая позволяет использовать дешевую рабочую силу из стран с низким уровнем образования или стран, испытывающих экономические трудности.

Замкнутость пространства, продолжительность контрактов (по данным ИМО, профессию моряка делает непопулярной продолжительность контрактов), социальная несправедливость при оплате за равный труд и дифференциации продолжительности контрактов в зависимости от страны поставщика рабочей силы сказываются на безопасности мореплавания.

Немудрено, что под влиянием этих обстоятельств морские профессии попали в разряд непрестижных. И, как следствие, снижается качество подготовки моряков. Это проблема всего мирового судоходного бизнеса.

Центр массовой подготовки моряков переместился в страны Юго-Восточной Азии, где особо остро ощущаются проблемы занятости населения, где низкий уровень образования.

Современное состояние надежности судового оборудования и высокий уровень автоматизации позволяют глубокие знания заменить поверхностными. В таком походе есть два изъяна. Первый – следование стандартам надежно действует только при штатных ситуациях. При возникновении нештатной ситуации низкий уровень подготовки неминуемо повлияет на качество принимаемого решения. Известно, что неполнота информации способствует принятию рискованных решений. Второй изъян – человек неспособен реализоваться как личность, потому что решается только проблема выживания. До самореализации дело не доходит, а от этого возникает чувство неудовлетворенности. Человек, который не получает удовлетворения от выполняемой работы, – плохой работник.

Тупики экономии

Экономия на образовании привела к тому, что сроки обучения сведены до минимума; упор сделан на практическую подготовку, которая без теоретической подготовки дает возможность выполнять работы на уровне «конвейера», с той лишь разницей, что действий больше, поэтому действия прописаны в чек-листах. Но учитывая размеры современных судов, объемы перевозимых грузов, степень их опасности для жизни моряков и окружающей среды, уровень компетентности, ограниченной рамками чек-листа, чреват серьезными последствиями. Не об этом ли притча, рассказанная Буддой? «На корабле плыл продавец обезьян. На досуге он научил питомцев подражать морякам, как те распускают паруса. Поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо учитель животных предвидел лишь ясную погоду».

Недобросовестность и недальновидность судовладельцев способствовали низкому уровню подготовки моряков, а это, в свою очередь, породило новый вид деятельности в сфере судоходной индустрии (как, впрочем, и в других отраслях) – контроль. Всякое расследование аварий неизбежно заканчивается требованием «усилить контроль». Под «контроль» требуется подвести законодательную базу, которую творят специалисты, часто далекие от судоходства. Нечеткость формулировок приводит к неоднозначному толкованию документов. В результате к объемным и не вполне вразумительным документам плодятся комментарии, еще более невразумительные. И эта несуразица становится источником извлечения прибыли. В результате проблема безопасности мореплавания тонет в деталях и задыхается от нехватки знаний.

Поток информации, обрушивающейся сегодня на моряка, способен парализовать любую полезную деятельность. Обилие бумажной работы – еще одна проблема, которая делает профессию моряка непопулярной (34,1% опрошенных, по данным ИМО). Сведений об объемах расхода бумаги по отечественному морскому флоту нет, есть данные из Великобритании: расход бумаги формата А4 там в 1980 году составил 20,1 млрд листов, а в 1995 году – уже 108,5 млрд листов. Обилие бумажной работы даже отодвинуло на третье место «бич» современного морского флота – усталость, которая вошла в тройку причин, делающих морскую профессию непопулярной (22,3% опрошенных). А ведь усталость в числе прочих причин является следствием обилия бумажной работы. Генри Форд это хорошо понимал и неустанно на своих предприятиях внедрял принцип: «Поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации».

В конференциях, проводимых ИMO, обращается внимание на неоправданно длинные текстовые документы – too long text.

Сочетание обилия информации с проблемой восприятия этой информации негативно сказывается на состоянии безопасности мореплавания. Как показали исследования, проводимые в Морском колледже ГМА имени адмирала С.О. Макарова, у абитуриентов в группе качества умственной работоспособности оказались ниже нормы: у 40% – вербальный интеллект, у 37% – интеллектуальная лабильность (способность к обучению), а у 30% – общая осведомленность.

Чиновники от образования стремятся решить проблему повышения качества образования инновационными методами. Страсти вокруг новых образовательных технологий, о которых много говорили в последние 10-15 лет, несколько поутихли. Дальше разговоров дело не пошло. Оно и понятно, инновации в образовании это не компьютер и интерактивная доска, сами по себе они лишь средство постепенного улучшения. Учитель-новатор – вот истинное лицо, способное кардинально повлиять на учебный процесс.

Онлайн-курсы

От понимания этого, а скорее всего от стремления «оптимизировать» учебный процесс (под термином «оптимизировать» следует понимать снижение объемов финансирования образования) появилось новое веяние. В газете «Ведомости» от 17 апреля 2015 года опубликован очередной опус «Российское образование уходит в онлайн», где говорится: «С запуском Национальной платформы открытого образования некоторые педагоги могут остаться не у дел (курсив автора)». Ректор МИСиС Алевтина Черникова утверждает: «Мы не рассматриваем проект по открытому образованию как коммерческий. Мы рассматриваем любой образовательный проект не с точки зрения его прибыльности, а прежде всего как расширение возможностей формирования индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося». По представлениям ректора, это инновационная платформа; возможность для университетов продемонстрировать свои уникальные конкурентные преимущества и разработать качественные курсы от лучших преподавателей страны по тем направлениям, в которых вузы традиционно сильны.

В конечном счете онлайн-курсы, по мнению их создателей, смогут разгрузить педагогов, предоставив им больше возможностей для научной деятельности.

«Появление Национальной платформы приведет к жесткой конкуренции между педагогами, чьи традиционные лекции могут быть замещены онлайн-курсами», – считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. По ее представлениям, теперь педагогам отечественных вузов предстоит бороться за студентов друг с другом. Абанкина не исключает, что во многих вузах в результате может произойти замещение целых направлений онлайн-обучением – «это может быть не только качественнее, но и гораздо дешевле».

«Качественные образовательные онлайн-курсы значительно расширяют спектр возможностей получения образования по самым высоким стандартам, – считает Черникова из МИСиС, – студенты сами смогут выбирать, в каком университете им изучать тот или иной курс, получат возможность обучения у лучших преподавателей страны».

Так или иначе, студент должен использовать экран, будь то телевизор или компьютер. Как свидетельствуют исследования западных ученых, телевидение является одной из причин снижения интеллектуальных способностей человека. Немецкий ученый Райнер Пацлаф, исследовавший воздействие телевидения на физиологию человека, пришел к неутешительному выводу: чем больше человек тратит время на просмотр телепередач, тем меньшим объемом знаний он обладает. По мнению исследователей, цепочка визуального ряда телесюжета лишает зрителя необходимости конструктивно мыслить, а организм во время просмотра телепередач впадает в некое подобие анабиоза. В качестве доказательства Райнер Пацлаф приводит следующие цифры: «Если мы просто лежим на кровати и отдыхаем, то расходуем энергии на 14% больше, чем в том же положении, но просматривая телепередачи. А пульс при этом замедляется на 10%».

Прикрываясь «благими» намерениями – добиться повышения качества образования – изобрели стандарты образования и компетентностные принципы. Это поветрие, скорее всего, пошло с морского флота, где в качестве рабочей силы часто используют специалистов низкой (правильнее сказать – сомнительной) квалификации. К аналогичным мерам прибегли и области российского образования, когда несостоятельность реформ стала очевидной.

Между тем вопросы компетентности в области мореплавания кратко, точно и образно сформулировал еще академик А.Н. Крылов: «Морские науки без практики – бесплодны, морское дело без теории – пагубно».

Но теория, прочитанная «издалека», может быть не менее пагубной. Ведь читая лекцию с экрана, преподаватель лишен доверительного общения. Доверительное общение позволяет отойти от канонов и прибегнуть к аналогиям и метафорам, когда лектор видит, что возникла проблема в понимании излагаемой темы.

Эгоистичная заинтересованность

Единение преподавателя (который, к великому счастью студентов, не является «стандартом») и учащихся блистательно описал А.П. Чехов в рассказе «Скучная история»; его герой – нестандартный преподаватель. Вот как он сам оценивает свои способности как лектора: «Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное «в прошлой лекции мы остановились на...», как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и – пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно кроме таланта иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения… Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это – бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого, или наоборот».

Сегодня со всей очевидностью следует признать, что заинтересованность всех участников судоходного кадрового рынка носит эгоистичный, потребительский характер. Взаимоотношений между судоходным бизнесом и учебными заведениями нет; их еще предстоит выстраивать. Упреки в адрес морского образования справедливы лишь частично.

Закон Бока гласит: «Если считать образование чрезмерно дорогостоящим – попробуйте, во что обойдется невежество». Российское образование с этим столкнулось, вот только чиновники признать это упорно не хотят. В результате плодятся новые изысканные приемы, хотя ясно, что советская система образования была самой лучшей в мире. Это признавали наши недоброжелатели. Всем известны слова Джона Кеннеди: «Мы проиграли русским космос за школьной партой». Сегодня жизненность и эффективность советской системы образования демонстрируют Китай и Индия.

Профессор Царскосельского лицея А.П. Куницын считал: «Наука только тогда имеет совершенный вид, когда все положения оной составляют непрерывную цепь и одно объясняется достаточно другим».

Для обеспечения непрерывности цепи требуется связь всех звеньев, это могут обеспечить гуманитарные дисциплины.

Для того чтобы все положения науки составляли непрерывную цепь и одно достаточно объяснялось другим, требуется не только словарный запас, но и нечто большее – умение распорядиться мыслеобразами так, чтобы принять решение, а более того – донести суть до других. Сделать мысль понятной для ее воспроизведения в других ситуациях, допуская при этом разумную интерпретацию, при которой сама суть останется неискаженной. Это возможно только при условии, что люди вполне понимают друг друга на обыденном или профессиональном уровне. Выражая через многообразие чувств мысли, требуется контроль над восприятием информации. Без этого лекция теряет смысл. В противном случае происходит то, что описал В. Набоков в рассказе «Отчаяние»: «Я глядел на вывески, находил слово, таившее понятный корень, но обросшее непонятным смыслом».

В психологии есть редко применяемый термин «плато на кривой обучения». Суть состоит в том, что в процессе обучения возникает ситуация, когда ученик вроде бы и учит, а результата нет. Вот как это явление комментирует Рон Хаббард: «Единственная причина, из-за которой человек бросает учебу или сбивается с толку либо становится неспособным к обучению, заключается в том, что он пропустил слово, которое не было понято. Случалось ли с вами, что, прочитав страницу, вы осознавали, что ничего из прочитанного не помните? Что же, где-то на этой странице вы пропустили слово, значения которого вы не поняли или поняли неправильно».

Это метко подметил А.П. Чехов в рассказе «Свадьба с генералом», когда отставной контр-адмирал Ревунов-Караулов рассуждает о службе на морском флоте: «Всякое незначительное слово имеет, так сказать, свое таинственное... ээ... недоумение...». Сегодня, когда на флот приходят недоученные моряки, когда им приходится работать в многонациональных экипажах, «таинственное недоумение» становится угрозой безопасности мореплавания. Поэтому роль преподавателя морского учебного заведения сегодня особенно велика; он должен придавать словам смысл, которого они лишены в словаре.

Нобелевский лауреат Г. Селье в книге «От мечты к открытию» рекомендует: «Включайте в лекцию лишь «сливки» своих познаний, оставляя себе для маневра широкое и безопасное поле накопленных знаний – тот резерв, куда вы могли бы отступить либо под воздействием собственной речи, либо руководствуясь реакцией аудитории». Увы, учитывая нынешний провал в образовании, лектору нужно все больше спускаться на уровень популяризации. Но это требует также способности маневрировать, руководствуясь реакцией аудитории.

В Агни-Йоге сказано: «Преступление противу знания самое тяжкое. После него молчит милосердие».

«Милосердие», особенно в области морского образования, нужно государству. Морской флот был и остается одним из источников благосостояния России. Правительству следовало бы это иметь в виду, прежде чем формировать рейтинг вузов по критериям престижности. Престижность должна исходить из целесообразности деятельности специалистов, которые придут в отрасли.

В статье использовано много цитат. Автор пошел на это сознательно – в своем Отечестве пророков нет, но есть надежда, что прошлый опыт хоть чему-то нас научит и российское образование вырвется из колеи невежества.

Морской флот №5 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная Хабаровский филиал Главгосэкспертизы России провел проверку достоверности определения сметной стоимо...

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии Власти Индонезии сообщили в среду, что 166 пассажиров парома, затонувшего в индонезийском озере нака...

Российская экономика

Россия объявила торговую войну США

Россия объявила торговую войну США Россия вводит «балансирующие меры» в ответ на протекционистские шаги США, сообщил глава Минэкономраз...

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г.

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г. Балтийский завод в Санкт-Петербурге может вернуться к реализации проектов строительства военных кора...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

Fesco будет оспаривать арест счетов Владивостокского морского торгового порта

Fesco будет оспаривать арест счетов Владивостокского морского торгового порта Fesco намерена оспорить решение суда об аресте счетов входящего в группу Владивостокского морского т...

Счета Владивостокского морского торгового порта арестованы по делу братьев Магомедовых

Счета Владивостокского морского торгового порта арестованы по делу братьев Магомедовых Тверской суд Москвы наложил арест на банковские счета ВМТП в рамках уголовного дела в отношении влад...




Морской транспорт

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет Четвертый и пятый универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», которые планируется постро...

Ледокол «Капитан Драницын» вернулся в морской порт Мурманск

Ледокол «Капитан Драницын» вернулся в морской порт Мурманск Во время рейса ледокол обеспечивал ледокольную проводку судов от северной оконечности архипелага Нов...

Речной транспорт

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня Астраханский судостроительный завод «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ...

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов Федеральное агентство по туризму РФ видит потенциал реки Амур в части развития международного круизн...

Ж/Д транспорт

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб Министерство транспорта РФ предлагает оставить часть прибыли РЖД - 13,6 млрд рублей - в распоряжении...

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК В Хабаровском крае приступили к инженерно-геологическим изысканиям на участках, по которым пройдет ж...

Авто транспорт

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора Повышение тарифов в системе «Платон» в 2018 году не планируется, сообщил в четверг журналистам глава...

Аналитика

Транспортная политика

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...