Восприятие информации как фактор безопасности мореплавания

Безопасность мореплавания
Восприятие информации как фактор безопасности мореплавания

Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС-72) предписывают порядок действий в условиях, когда судну и экипажу угрожает вероятность аварийных последствий от невыполнения Правил, при этом особо выделены действия на более ранних стадиях сближения.

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства судовождения» ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова

Алексей Двинин,профессор кафедры «Менеджмент» Российского нового университета

Михаил Наконечный, заместитель генерального директора ККЦ «Арктика»

Наблюдение должно быть целенаправленным

Правило 5 МППСС-72 можно справедливо отнести к числу основополагающих для предотвращения нежелательных последствий. «Наблюдение» относится к числу действий непрерывного характера, как это и предписано Правилами: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения».

На морском судне наблюдение осуществляет вахтенный помощник капитана (ВПКМ) и вахтенный матрос (один или несколько человек), которые уделяют все свое внимание именно наблюдению и не должны принимать на себя каких-либо других обязанностей, которые снижают эффективность наблюдения в ЛЮБЫХ условиях видимости.

Большой энциклопедический словарь характеризует наблюдение как целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т.п. Основное условие научного наблюдения – объективность.

Применительно к судоходству наблюдение можно охарактеризовать как целенаправленное восприятие, обусловленное задачей обеспечения безопасности мореплавания, используя для этого все имеющиеся средства визуального и слухового наблюдения и информацию, получаемую от приборов.

Вне всякого сомнения, подразумевается, что результаты наблюдения должны быть объективными. Но само восприятие, как трактуется в Большом энциклопедическом словаре, – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения чувственного предмета включает обнаружение объекта как целого, различение информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Морская среда: нахождение моряков в замкнутом пространстве, погодные условия, факторы усталости, погрешность показаний приборов оказывают влияние на объективность восприятия информации. В экстремальных для человека ситуациях могут возникать зрительные иллюзии восприятия движения и пространства.

Особое место занимает иллюзия восприятия пространства, которая сложнее зрительной. В этих случаях оценка положения предметов, как зрительная, так и звуковая, нарушается, например, во время сильной качки, особенно восприятие реальности меняется в условиях невесомости. Явление невесомости, хотя и кратковременное, возникает в процессе вертикальной качки.

Существует иллюзия восприятия времени, например, в районах интенсивного судоходства, когда судоводитель наиболее занят – время идет намного «быстрее». В океанском плавании время вахты «тянется» медленно, особенно при переводе часов при плавании в западном направлении, когда вахта длится пять часов вместо четырех.

Судоводители также сталкиваются с иллюзией цвета. Если долго смотреть на контрастную картинку, то, переведя взгляд на белый фон, видят полноценное изображение того, что наблюдали перед этим.

Иллюзии возникают либо под влиянием внешних физических факторов, либо под воздействием психологических или внутренних аспектов. В любом случае это неотъемлемая часть бытия, с которой в профессиональной сфере необходимо считаться.

В «Квантовой психологии» Роберта А. Уилсона для пояснения ситуации смещения «фокуса» используется термин – аттрактор (от англ. Attract – привлекать, притягивать) – это когда из множества состояний точек фазового пространства динамической системы складывается устойчивая картина. В результате то, что мы видим на рис. 1 (женщины: молодые или старые), на самом деле не на бумаге, а в наших умах. Это происходит из-за допущений и глубинных структур в рамках собственной нервной системы человека. Для трансформации одного образа в другой необходимо сначала дестабилизировать внимание одного аттрактора и «зафиксировать» внимание вокруг другого аттрактора.

Рис. 1. Иллюзия восприятия: молодая и старая женщины

Выше приведен наглядный элементарный пример из повседневной жизни. Р. Уилсон отмечает: «Требуется совершить поистине гигантский метафизический скачок, чтобы перейти от таких забавных рисунков, или от лабораторных демонстраций творческого начала в каждом акте восприятия, или от парадоксов квантовой механики к громким (но бессмысленным) заявлениям о том, что «мы создаем свою собственную реальность».

Иллюстрация, на которой попеременно видим молодую женщину либо пожилую, демонстрирует одно из фундаментальных открытий психологии восприятия: «Восприятие заключается не в пассивном приеме сигналов, но в активной интерпретации сигналов».

И второе, что очень важно, исследователи в области квантовой физики этот же закон чаще всего формулируют так: «Нельзя исключить наблюдателя из описания наблюдаемого». Иначе говоря, на восприятие оказывает влияние опыт и профессия наблюдателя. Это еще раз подтверждает восприятие картинки, на которой наблюдатель видит то молодую, то старую женщину. Обычно аудитория делится на две группы: одна часть видит молодую женщину, а другая – старую. Известен случай, когда все присутствующие увидели только старуху. Объяснение столь странной ситуации состояло в том, что все присутствующие были пластическими хирургами, которые в силу профессии видят прежде всего изъяны лица.

Другой пример восприятия, продиктованного жизненным опытом: у эскимосов существует около 20 понятий, обозначающих различные состояния снега – но нет белого цвета ( в обозначении белого цвета как такового им просто нет надобности).

Из чего следует важный вывод – профессия накладывает отпечаток на восприятие ситуации. Напомним еще раз: «Нельзя исключить наблюдателя из описания наблюдаемого».

В книге Е.Р. Климова «Лекции по МППСС-72: (части А и В): пособие для морских судоводителей», со ссылкой на английскую организацию Marine Accident Investigation Branch, которая занимается учетом и расследованием происшествий с морскими судами в водах Великобритании, приведена статистика за период с 1994 по 2003 год, в том числе 1647 случаев столкновений, посадок на мель, навалов и ситуаций, едва не закончившихся столкновением. По результатам расследований было сделано заключение: в 65% столкновений не было обеспечено надлежащее наблюдение, в 33% случаев, происшедших в ночное время, вахтенный помощник капитана находился на мостике в качестве единственного наблюдателя, а в 19% случаев столкновений вахтенный помощник капитана не подозревал об опасном сближении.

Даже при такой поверхностной оценке напрашивается однозначный вывод – вахта на мостике организована ненадлежащим образом. Более глубокий подход к проблеме «наблюдения», как к психологическому фактору, позволяет иначе посмотреть на вопросы подготовки судоводителей, трактовке и применению МППСС-72.

С позиции психологии наблюдение можно охарактеризовать как целенаправленное восприятие информации, обусловленное задачей деятельности вахтенного помощника капитана по обеспечению безопасности мореплавания. Главное условие наблюдения – объективность, от которой напрямую зависит выполнение принимаемых управленческих решений.

Объективность наблюдения находится в зависимости от способности судоводителя к адекватному восприятию информации, требующей определенных действий. Восприятие – это процесс приема и переработки информации, обеспечивающий активное отражение объективной реальности в формате субъективного образа и определяющий возможности планирования последующих действий.

Проблемы восприятия

Между тем, как свидетельствуют приведенные ниже результаты психофизиологического тестирования абитуриентов Морского колледжа Санкт-Петербург (в настоящее время входит в состав ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова), проблемы восприятия присутствуют уже на уровне приема в учебное заведение. В тестировании приняли участие 199 абитуриентов. Выявлены психофизиологические качества, которые оказались ниже нормы: зрительное восприятие у 55%, зрительная память у 42%, пространственные представления у 40%, оперативная память у 35%.

Например, расследования показали, что из-за потери ориентации в пространстве происходит до 45% аварий, что коррелирует с данными тестирования; у 40% абитуриентов пространственные представления ниже нормы.

Как форма чувственного отражения, наблюдаемый объект заключает в себе: обнаружение целого, выделение отличительных признаков, выявление информативного содержания адекватно проведенной предварительной классификации, формирование чувственного образа с целью планирования упреждающих действий.

Как видим, процесс восприятия информации требует определенного тонуса и интеллекта от тех, кто включен в процесс наблюдения.

Разновидностью восприятия, в котором выполняется планово-организованное выделение по исчерпывающему количеству известных признаков воспринимаемого предмета и мысленное отнесение его к определенному классу и определенной категории, является опознание. В морских профессиях, особенно тех, которые связаны с несением вахты на ходовом мостике, способность к опознанию является одним из важнейших профессиональных качеств.

К факторам, обеспечивающим эффективность восприятия информации о состоянии окружающей обстановки, следует отнести:

обученность;

профессионализм (опыт деятельности);

нервно-психическое состояние субъекта восприятия;

степень развития профессиональных важных качеств восприятия.

Как видно из вышесказанного, к процессу восприятия информации предъявляются повышенные требования, и предполагается наличие определенных навыков, например наблюдательности.

Наблюдательность – умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них малозаметно, не бросается в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Признаками наблюдательности являются:

• профессионализм (профессиональная наблюдательность);

• психологическая готовность (установка);

планомерность и систематичность;

уравновешенный тип высшей нервной деятельности;

быстрота восприятия малозаметных признаков;

любознательность (познавательная наблюдательность).

В качестве объективных факторов влияния на восприятие навигационной информации можно выделить погодные условия и технические возможности и ограничения судового навигационного оборудования и места его установки. Например, у РЛС следует принимать к учету теневые сектора, мертвую зону, дальность обнаружения и т.п.

Из субъективных факторов особое внимание следует уделять нервно-психическому состоянию субъекта восприятия, когда качество восприятия информации напрямую влияет на качество принимаемых управленческих решений.

Факторы, влияющие на восприятие информации, делятся на объективные и субъективные.

К числу объективных факторов относятся:

сила раздражителя (сильные раздражители вызывают более сильное нервное возбуждение и скорее других становятся объектами восприятия);

динамические особенности объекта восприятия (объект, проявляющий иные по отношению к другим объектам параметры движения (скорость, траектория, устойчивость), быстрее обращает на себя внимание);

непривычные: форма, элементы, расположение объекта на привычном фоне среди привычных объектов;

установочные указания для младших помощников от капитана или старшего помощника капитана способствуют выделению определенного объекта среди других подобных объектов.

К субъективным факторам, влияющим на восприятие информации, следует отнести:

значимость (смысл) объекта восприятия. Внимание обращается на объекты, которые имеют существенное значение для обеспечения безопасности мореплавания;

целеназначение (целевая установка) функции восприятия;

апперцепция – предвосхищение восприятия, обусловленное имевшим место опытом и профессионализмом, например плавание в данном районе, личностные особенности человека;

половозрастные особенности субъекта восприятия;

особенности нервно-психического состояния субъекта восприятия;

особенности состояния соматического, психического здоровья субъекта восприятия.

Объектами восприятия могут быть:

предметы трехмерного измерения;

предметы двухмерного изображения;

явление движения.

Важные аспекты восприятия

Для судоводителей особое значение имеют явления относительности движения. Линия относительного движения (ЛОД) – «индикатор», характеризующий развитие ситуации. Появление на судах радиолокационных станций, вопреки ожиданиям, ознаменовалось ростом аварийности, потому что не принималась во внимание относительность движения. Наиболее известной аварией стало столкновение двух пассажирских лайнеров «Андреа Дориа» и «Стокгольм». Другим примером может послужить реальная ситуация, когда матрос доложил вахтенному помощнику капитана, что прямо на них движется судно, находящееся по корме. Вывод был сделан на основании того, что были видны бортовые ходовые огни судна. В действительности другое судно пересекало курс по корме, и его ЛОД проходил на безопасном расстоянии. На основании доклада матроса, не приняв во внимание относительность движения, вахтенный помощник капитана изменил курс «вправо». В результате судно, находящееся по корме, из потенциально опасного становится опасным, поскольку своим маневром ЛОД «подтягивается» к маневрирующему судну.

Явление пространства. Тема явления пространства и расстояния для судоводителей более чем актуальная. Определение и оценка расстояния, особенно во время швартовных операций, требует немалого опыта.

Явление времени. Временные рамки по сбору и осмыслению информации бывают «сжаты» до мгновений. Поэтому зачастую управленческие решения принимаются на уровне подсознания и базируются на предыдущем опыте. Увы, усовершенствование информационных технологий увеличивает опасность неверной интерпретации получаемой информации. Современные средства навигации принесли свои проблемы, связанные с восприятием, так как утрачиваются навыки классической навигации, а современные средства, например GPS и AIS, могут быть подвергнуты перепрограммированию или в них вводят неверную информацию; речь идет об AIS.

Законы (эффекты) восприятия:

закон сходства – в одну фигуру (одну линию) объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре;

закон близости – в одну фигуру объединяются элементы близко расположенные. Явление довольно распространенное в практике судоводителя;

закон выделения (взаимозаменяемости) фигуры и фона…

Проявление этого закона (и др. законов перцептивного деления) – исключительная заслуга субъекта восприятия, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта;

закон замкнутости (целостности) – элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться;

закон «хорошего продолжения» – части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. Закон «хорошего продолжения» отражает субъективность восприятия;

закон перцепции – процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета более частным, конкретным, дифференцированным. Закон перцепции характерен для швартовных операций, когда судно быстро подходит к причалу, особенно при неблагоприятных погодных условиях.

Серьезное значение в решении проблемы восприятия в профессиональной деятельности судоводителя имеет такое явление, как иллюзия. Например, для судоводителей характерным случаем может служить иллюзия восприятия ширины прохода при прохождении узкостей. Так пологие берега способствуют формированию иллюзии более широкого прохода (рис. 2, а), в то же время арочные мосты (особенно если мост отражается в воде) могут ассоциироваться с узким проходом (рис. 2, б).

Рис. 2. Иллюзия восприятия ширины прохода: а – пологие берега; б – арки моста, отражающиеся в воде

Это известная иллюзия Мюллера-Лайера, когда из двух одинаковых линий длиннее кажется та, у которой стрелки направлены наружу самой линии, та же, у которой стрелки направлены внутрь, будет выглядеть короче (рис. 3).

Рис. 3. Иллюзия Мюллера-Лайера

Среди причин аварии теплохода «Александр Суворов», которая произошла 5 июня 1983 года, когда судно на полном ходу зашло под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задело конструкцию, – халатность штурмана, халатность рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту в темное время суток, будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Не рассматривается причина неправильного восприятия пространства. Хотя таковая имела место.

Наряду со зрительными иллюзиями, являющимися результатом оптического обмана, нарушению восприятия способствуют такие явления, как:

гиперестезия – повышение чувствительности к обычным внешним раздражителям. Ее причиной может послужить резкое физическое или эмоциональное переутомление;

гипестезия – явление, обратное гиперестезии, т.е. снижение чувствительности. Причина этого явления – тоже переутомление, но в противоположность гиперестезии, переутомление умственное. Гипестезия может быть следствием депрессии;

агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различают несколько основных видов агнозии: зрительные, тактильные, слуховые;

галлюцинации – болезненное состояние, при котором возникают образы и ощущения (зрительные и вкусовые), не связанные с внешними раздражителями и не вызываемые субъективно в качестве подлинного отражения действительности.

Усталость как эпидемия

В настоящее время усталость среди моряков объявлена эпидемией. В соответствии с Рекомендациями ИМО (MSC/Circ 1014) выделяются три группы усталости: физическая, эмоциональная и умственная.

К признакам физической усталости относятся: затруднения речи (невнятность), зрительно-моторная координация, нелокализованный физический дискомфорт, бессонница, трудности удержания предметов.

Причины физической усталости: недостаточный сон, низкое качество отдыха, стресс, утомительная монотонная работа, шум и вибрации, движение судна, попадание химикатов в организм, нарушение суточного ритма сна, избыточная рабочая нагрузка.

Специалисты из Новой Зеландии исследовали факторы проявления усталости у капитанов и помощников капитана, совершающих рейсы на паромах между островами. Выявлено: 61% офицеров часто или постоянно испытывают усталость во время вахты, 50% офицеров считают, что усталость часто или всегда влияет на результаты деятельности при исполнении обязанностей.

Проблема усталости постоянно присутствует в публикациях на страницах журнала «Морской профсоюзный вестник». Как признался один из помощников капитана пассажирского судна: «На судне работал 12-16 часов в день, спал не более 6 часов. Постоянно ошибался при прокладке курса и нанесении местоположения судна на карте. Не позволял себе присесть во время вахты» (во многих судоходных компаниях продолжительность рабочей недели до 98 часов стала уже нормой).

Несмотря на самые современные технические средства навигации, аварийность на морском флоте существенно не снизилась. В этом есть своя закономерность; управленческие решения принимает не автоматика, а человек. Руководители судоходного бизнеса, уповая на технику, сокращают экипажи судов, а объемы выполняемых работ увеличивают.

В заключение следует отметить, что наблюдательность формируется и тренируется в процессе развития человека и активного освоения им окружающего мира и постижения собственной личности.

Несомненно, вахтенный помощник капитана должен заниматься на мостике только непосредственной работой и прежде всего – наблюдением. Однако при этом следует учитывать психофизиологические возможности и способности человека.

Правило 2 МППСС-72 «Ответственность» гласит:

a. Ничто в настоящих Правилах не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил, или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая.

b. При толковании и применении этих Правил следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и столкновения и на все обстоятельства, включая особенности самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих Правил для избегания непосредственной опасности.

Морской флот №4 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...