Восприятие информации как фактор безопасности мореплавания

Безопасность мореплавания
Восприятие информации как фактор безопасности мореплавания

Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС-72) предписывают порядок действий в условиях, когда судну и экипажу угрожает вероятность аварийных последствий от невыполнения Правил, при этом особо выделены действия на более ранних стадиях сближения.

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства судовождения» ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова

Алексей Двинин,профессор кафедры «Менеджмент» Российского нового университета

Михаил Наконечный, заместитель генерального директора ККЦ «Арктика»

Наблюдение должно быть целенаправленным

Правило 5 МППСС-72 можно справедливо отнести к числу основополагающих для предотвращения нежелательных последствий. «Наблюдение» относится к числу действий непрерывного характера, как это и предписано Правилами: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения».

На морском судне наблюдение осуществляет вахтенный помощник капитана (ВПКМ) и вахтенный матрос (один или несколько человек), которые уделяют все свое внимание именно наблюдению и не должны принимать на себя каких-либо других обязанностей, которые снижают эффективность наблюдения в ЛЮБЫХ условиях видимости.

Большой энциклопедический словарь характеризует наблюдение как целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т.п. Основное условие научного наблюдения – объективность.

Применительно к судоходству наблюдение можно охарактеризовать как целенаправленное восприятие, обусловленное задачей обеспечения безопасности мореплавания, используя для этого все имеющиеся средства визуального и слухового наблюдения и информацию, получаемую от приборов.

Вне всякого сомнения, подразумевается, что результаты наблюдения должны быть объективными. Но само восприятие, как трактуется в Большом энциклопедическом словаре, – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения чувственного предмета включает обнаружение объекта как целого, различение информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Морская среда: нахождение моряков в замкнутом пространстве, погодные условия, факторы усталости, погрешность показаний приборов оказывают влияние на объективность восприятия информации. В экстремальных для человека ситуациях могут возникать зрительные иллюзии восприятия движения и пространства.

Особое место занимает иллюзия восприятия пространства, которая сложнее зрительной. В этих случаях оценка положения предметов, как зрительная, так и звуковая, нарушается, например, во время сильной качки, особенно восприятие реальности меняется в условиях невесомости. Явление невесомости, хотя и кратковременное, возникает в процессе вертикальной качки.

Существует иллюзия восприятия времени, например, в районах интенсивного судоходства, когда судоводитель наиболее занят – время идет намного «быстрее». В океанском плавании время вахты «тянется» медленно, особенно при переводе часов при плавании в западном направлении, когда вахта длится пять часов вместо четырех.

Судоводители также сталкиваются с иллюзией цвета. Если долго смотреть на контрастную картинку, то, переведя взгляд на белый фон, видят полноценное изображение того, что наблюдали перед этим.

Иллюзии возникают либо под влиянием внешних физических факторов, либо под воздействием психологических или внутренних аспектов. В любом случае это неотъемлемая часть бытия, с которой в профессиональной сфере необходимо считаться.

В «Квантовой психологии» Роберта А. Уилсона для пояснения ситуации смещения «фокуса» используется термин – аттрактор (от англ. Attract – привлекать, притягивать) – это когда из множества состояний точек фазового пространства динамической системы складывается устойчивая картина. В результате то, что мы видим на рис. 1 (женщины: молодые или старые), на самом деле не на бумаге, а в наших умах. Это происходит из-за допущений и глубинных структур в рамках собственной нервной системы человека. Для трансформации одного образа в другой необходимо сначала дестабилизировать внимание одного аттрактора и «зафиксировать» внимание вокруг другого аттрактора.

Рис. 1. Иллюзия восприятия: молодая и старая женщины

Выше приведен наглядный элементарный пример из повседневной жизни. Р. Уилсон отмечает: «Требуется совершить поистине гигантский метафизический скачок, чтобы перейти от таких забавных рисунков, или от лабораторных демонстраций творческого начала в каждом акте восприятия, или от парадоксов квантовой механики к громким (но бессмысленным) заявлениям о том, что «мы создаем свою собственную реальность».

Иллюстрация, на которой попеременно видим молодую женщину либо пожилую, демонстрирует одно из фундаментальных открытий психологии восприятия: «Восприятие заключается не в пассивном приеме сигналов, но в активной интерпретации сигналов».

И второе, что очень важно, исследователи в области квантовой физики этот же закон чаще всего формулируют так: «Нельзя исключить наблюдателя из описания наблюдаемого». Иначе говоря, на восприятие оказывает влияние опыт и профессия наблюдателя. Это еще раз подтверждает восприятие картинки, на которой наблюдатель видит то молодую, то старую женщину. Обычно аудитория делится на две группы: одна часть видит молодую женщину, а другая – старую. Известен случай, когда все присутствующие увидели только старуху. Объяснение столь странной ситуации состояло в том, что все присутствующие были пластическими хирургами, которые в силу профессии видят прежде всего изъяны лица.

Другой пример восприятия, продиктованного жизненным опытом: у эскимосов существует около 20 понятий, обозначающих различные состояния снега – но нет белого цвета ( в обозначении белого цвета как такового им просто нет надобности).

Из чего следует важный вывод – профессия накладывает отпечаток на восприятие ситуации. Напомним еще раз: «Нельзя исключить наблюдателя из описания наблюдаемого».

В книге Е.Р. Климова «Лекции по МППСС-72: (части А и В): пособие для морских судоводителей», со ссылкой на английскую организацию Marine Accident Investigation Branch, которая занимается учетом и расследованием происшествий с морскими судами в водах Великобритании, приведена статистика за период с 1994 по 2003 год, в том числе 1647 случаев столкновений, посадок на мель, навалов и ситуаций, едва не закончившихся столкновением. По результатам расследований было сделано заключение: в 65% столкновений не было обеспечено надлежащее наблюдение, в 33% случаев, происшедших в ночное время, вахтенный помощник капитана находился на мостике в качестве единственного наблюдателя, а в 19% случаев столкновений вахтенный помощник капитана не подозревал об опасном сближении.

Даже при такой поверхностной оценке напрашивается однозначный вывод – вахта на мостике организована ненадлежащим образом. Более глубокий подход к проблеме «наблюдения», как к психологическому фактору, позволяет иначе посмотреть на вопросы подготовки судоводителей, трактовке и применению МППСС-72.

С позиции психологии наблюдение можно охарактеризовать как целенаправленное восприятие информации, обусловленное задачей деятельности вахтенного помощника капитана по обеспечению безопасности мореплавания. Главное условие наблюдения – объективность, от которой напрямую зависит выполнение принимаемых управленческих решений.

Объективность наблюдения находится в зависимости от способности судоводителя к адекватному восприятию информации, требующей определенных действий. Восприятие – это процесс приема и переработки информации, обеспечивающий активное отражение объективной реальности в формате субъективного образа и определяющий возможности планирования последующих действий.

Проблемы восприятия

Между тем, как свидетельствуют приведенные ниже результаты психофизиологического тестирования абитуриентов Морского колледжа Санкт-Петербург (в настоящее время входит в состав ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова), проблемы восприятия присутствуют уже на уровне приема в учебное заведение. В тестировании приняли участие 199 абитуриентов. Выявлены психофизиологические качества, которые оказались ниже нормы: зрительное восприятие у 55%, зрительная память у 42%, пространственные представления у 40%, оперативная память у 35%.

Например, расследования показали, что из-за потери ориентации в пространстве происходит до 45% аварий, что коррелирует с данными тестирования; у 40% абитуриентов пространственные представления ниже нормы.

Как форма чувственного отражения, наблюдаемый объект заключает в себе: обнаружение целого, выделение отличительных признаков, выявление информативного содержания адекватно проведенной предварительной классификации, формирование чувственного образа с целью планирования упреждающих действий.

Как видим, процесс восприятия информации требует определенного тонуса и интеллекта от тех, кто включен в процесс наблюдения.

Разновидностью восприятия, в котором выполняется планово-организованное выделение по исчерпывающему количеству известных признаков воспринимаемого предмета и мысленное отнесение его к определенному классу и определенной категории, является опознание. В морских профессиях, особенно тех, которые связаны с несением вахты на ходовом мостике, способность к опознанию является одним из важнейших профессиональных качеств.

К факторам, обеспечивающим эффективность восприятия информации о состоянии окружающей обстановки, следует отнести:

обученность;

профессионализм (опыт деятельности);

нервно-психическое состояние субъекта восприятия;

степень развития профессиональных важных качеств восприятия.

Как видно из вышесказанного, к процессу восприятия информации предъявляются повышенные требования, и предполагается наличие определенных навыков, например наблюдательности.

Наблюдательность – умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них малозаметно, не бросается в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Признаками наблюдательности являются:

• профессионализм (профессиональная наблюдательность);

• психологическая готовность (установка);

планомерность и систематичность;

уравновешенный тип высшей нервной деятельности;

быстрота восприятия малозаметных признаков;

любознательность (познавательная наблюдательность).

В качестве объективных факторов влияния на восприятие навигационной информации можно выделить погодные условия и технические возможности и ограничения судового навигационного оборудования и места его установки. Например, у РЛС следует принимать к учету теневые сектора, мертвую зону, дальность обнаружения и т.п.

Из субъективных факторов особое внимание следует уделять нервно-психическому состоянию субъекта восприятия, когда качество восприятия информации напрямую влияет на качество принимаемых управленческих решений.

Факторы, влияющие на восприятие информации, делятся на объективные и субъективные.

К числу объективных факторов относятся:

сила раздражителя (сильные раздражители вызывают более сильное нервное возбуждение и скорее других становятся объектами восприятия);

динамические особенности объекта восприятия (объект, проявляющий иные по отношению к другим объектам параметры движения (скорость, траектория, устойчивость), быстрее обращает на себя внимание);

непривычные: форма, элементы, расположение объекта на привычном фоне среди привычных объектов;

установочные указания для младших помощников от капитана или старшего помощника капитана способствуют выделению определенного объекта среди других подобных объектов.

К субъективным факторам, влияющим на восприятие информации, следует отнести:

значимость (смысл) объекта восприятия. Внимание обращается на объекты, которые имеют существенное значение для обеспечения безопасности мореплавания;

целеназначение (целевая установка) функции восприятия;

апперцепция – предвосхищение восприятия, обусловленное имевшим место опытом и профессионализмом, например плавание в данном районе, личностные особенности человека;

половозрастные особенности субъекта восприятия;

особенности нервно-психического состояния субъекта восприятия;

особенности состояния соматического, психического здоровья субъекта восприятия.

Объектами восприятия могут быть:

предметы трехмерного измерения;

предметы двухмерного изображения;

явление движения.

Важные аспекты восприятия

Для судоводителей особое значение имеют явления относительности движения. Линия относительного движения (ЛОД) – «индикатор», характеризующий развитие ситуации. Появление на судах радиолокационных станций, вопреки ожиданиям, ознаменовалось ростом аварийности, потому что не принималась во внимание относительность движения. Наиболее известной аварией стало столкновение двух пассажирских лайнеров «Андреа Дориа» и «Стокгольм». Другим примером может послужить реальная ситуация, когда матрос доложил вахтенному помощнику капитана, что прямо на них движется судно, находящееся по корме. Вывод был сделан на основании того, что были видны бортовые ходовые огни судна. В действительности другое судно пересекало курс по корме, и его ЛОД проходил на безопасном расстоянии. На основании доклада матроса, не приняв во внимание относительность движения, вахтенный помощник капитана изменил курс «вправо». В результате судно, находящееся по корме, из потенциально опасного становится опасным, поскольку своим маневром ЛОД «подтягивается» к маневрирующему судну.

Явление пространства. Тема явления пространства и расстояния для судоводителей более чем актуальная. Определение и оценка расстояния, особенно во время швартовных операций, требует немалого опыта.

Явление времени. Временные рамки по сбору и осмыслению информации бывают «сжаты» до мгновений. Поэтому зачастую управленческие решения принимаются на уровне подсознания и базируются на предыдущем опыте. Увы, усовершенствование информационных технологий увеличивает опасность неверной интерпретации получаемой информации. Современные средства навигации принесли свои проблемы, связанные с восприятием, так как утрачиваются навыки классической навигации, а современные средства, например GPS и AIS, могут быть подвергнуты перепрограммированию или в них вводят неверную информацию; речь идет об AIS.

Законы (эффекты) восприятия:

закон сходства – в одну фигуру (одну линию) объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре;

закон близости – в одну фигуру объединяются элементы близко расположенные. Явление довольно распространенное в практике судоводителя;

закон выделения (взаимозаменяемости) фигуры и фона…

Проявление этого закона (и др. законов перцептивного деления) – исключительная заслуга субъекта восприятия, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта;

закон замкнутости (целостности) – элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться;

закон «хорошего продолжения» – части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. Закон «хорошего продолжения» отражает субъективность восприятия;

закон перцепции – процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета более частным, конкретным, дифференцированным. Закон перцепции характерен для швартовных операций, когда судно быстро подходит к причалу, особенно при неблагоприятных погодных условиях.

Серьезное значение в решении проблемы восприятия в профессиональной деятельности судоводителя имеет такое явление, как иллюзия. Например, для судоводителей характерным случаем может служить иллюзия восприятия ширины прохода при прохождении узкостей. Так пологие берега способствуют формированию иллюзии более широкого прохода (рис. 2, а), в то же время арочные мосты (особенно если мост отражается в воде) могут ассоциироваться с узким проходом (рис. 2, б).

Рис. 2. Иллюзия восприятия ширины прохода: а – пологие берега; б – арки моста, отражающиеся в воде

Это известная иллюзия Мюллера-Лайера, когда из двух одинаковых линий длиннее кажется та, у которой стрелки направлены наружу самой линии, та же, у которой стрелки направлены внутрь, будет выглядеть короче (рис. 3).

Рис. 3. Иллюзия Мюллера-Лайера

Среди причин аварии теплохода «Александр Суворов», которая произошла 5 июня 1983 года, когда судно на полном ходу зашло под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задело конструкцию, – халатность штурмана, халатность рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту в темное время суток, будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Не рассматривается причина неправильного восприятия пространства. Хотя таковая имела место.

Наряду со зрительными иллюзиями, являющимися результатом оптического обмана, нарушению восприятия способствуют такие явления, как:

гиперестезия – повышение чувствительности к обычным внешним раздражителям. Ее причиной может послужить резкое физическое или эмоциональное переутомление;

гипестезия – явление, обратное гиперестезии, т.е. снижение чувствительности. Причина этого явления – тоже переутомление, но в противоположность гиперестезии, переутомление умственное. Гипестезия может быть следствием депрессии;

агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различают несколько основных видов агнозии: зрительные, тактильные, слуховые;

галлюцинации – болезненное состояние, при котором возникают образы и ощущения (зрительные и вкусовые), не связанные с внешними раздражителями и не вызываемые субъективно в качестве подлинного отражения действительности.

Усталость как эпидемия

В настоящее время усталость среди моряков объявлена эпидемией. В соответствии с Рекомендациями ИМО (MSC/Circ 1014) выделяются три группы усталости: физическая, эмоциональная и умственная.

К признакам физической усталости относятся: затруднения речи (невнятность), зрительно-моторная координация, нелокализованный физический дискомфорт, бессонница, трудности удержания предметов.

Причины физической усталости: недостаточный сон, низкое качество отдыха, стресс, утомительная монотонная работа, шум и вибрации, движение судна, попадание химикатов в организм, нарушение суточного ритма сна, избыточная рабочая нагрузка.

Специалисты из Новой Зеландии исследовали факторы проявления усталости у капитанов и помощников капитана, совершающих рейсы на паромах между островами. Выявлено: 61% офицеров часто или постоянно испытывают усталость во время вахты, 50% офицеров считают, что усталость часто или всегда влияет на результаты деятельности при исполнении обязанностей.

Проблема усталости постоянно присутствует в публикациях на страницах журнала «Морской профсоюзный вестник». Как признался один из помощников капитана пассажирского судна: «На судне работал 12-16 часов в день, спал не более 6 часов. Постоянно ошибался при прокладке курса и нанесении местоположения судна на карте. Не позволял себе присесть во время вахты» (во многих судоходных компаниях продолжительность рабочей недели до 98 часов стала уже нормой).

Несмотря на самые современные технические средства навигации, аварийность на морском флоте существенно не снизилась. В этом есть своя закономерность; управленческие решения принимает не автоматика, а человек. Руководители судоходного бизнеса, уповая на технику, сокращают экипажи судов, а объемы выполняемых работ увеличивают.

В заключение следует отметить, что наблюдательность формируется и тренируется в процессе развития человека и активного освоения им окружающего мира и постижения собственной личности.

Несомненно, вахтенный помощник капитана должен заниматься на мостике только непосредственной работой и прежде всего – наблюдением. Однако при этом следует учитывать психофизиологические возможности и способности человека.

Правило 2 МППСС-72 «Ответственность» гласит:

a. Ничто в настоящих Правилах не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил, или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая.

b. При толковании и применении этих Правил следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и столкновения и на все обстоятельства, включая особенности самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих Правил для избегания непосредственной опасности.

Морской флот №4 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область Уголовное дело о гибели 69 человек в результате крушения в 2015 году траулера «Дальний Восток» в Охо...

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм»

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм» На борту траулера «Линдгольм» матрос обработки получил перелом голени правой ноги, оказана первая ме...

Российская экономика

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии Министерство природных ресурсов и экологии выступило против субсидирования из бюджета РФ компании Ро...

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс.

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс. Производство грузовых магистральных вагонов в России в 2016 г. выросло по сравнению с показателем 20...

Транспортная политика

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче (вылове), перераб...

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 201...

Морские порты

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5% по сравнению с 2015 годом, до 19,5...

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов ОАО «Порт Ванино» готовится ввести в эксплуатацию четыре новых снегогенератора. Техника будет достав...




Морской транспорт

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае Исландский контейнерный перевозчик Eimskip намерен разместить заказ на строительство двух контейнеро...

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт Кронштадтский морской завод (входит в ОСК) приступил к доковому ремонту гидрографического су...

Речной транспорт

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера Судоходная компания «Водоходъ», входящая в UCL Holding Владимира Лисина, заключила с «Объединенной с...

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Ж/Д транспорт

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay Партнерство крупнейших металлургов «Русская сталь» направило на прошлой неделе в Минтранс письмо с п...

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

Авто транспорт

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор Испытательный центр для беспилотных грузовых автомобилей в подмосковном Шахово будет запущен в мае 2...

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фак...

Перспективы развития морского порта Кандалакша

Перспективы развития морского порта Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...