Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Грузовая база
Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное влияние на нефтепереработку, увеличив ее глубину с 72,4% до 74,1% и объемы производства бензина и дизельного топлива класса «Евро-5» на 16,1% и 23,5% соответственно.

Вместе с тем, реализация маневра в условиях низких цен на нефть заставляет правительство корректировать «правила игры» для отрасли буквально на ходу. Так, экспортная пошлина на нефть в 2016 году была заморожена на уровне 42% вместо планируемого снижения до 36%, а акцизы на нефтепродукты претерпели внеплановое двойное повышение. В этих условиях нефтегазовым компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем отправлять ее на переработку внутри страны. Более привлекательной остается и продажа нефтепродуктов за рубеж по сравнению с реализацией на стагнирующем внутреннем рынке.

В целом эксперты предупреждают, что рост фискальной нагрузки, который испытывает нефтепереработка из-за корректировок налогового маневра в нынешних макроэкономических условиях, может иметь негативные последствия в виде снижения загрузки российских НПЗ и уменьшения производства нефтепродуктов высокого экологического класса уже в самое ближайшее время.

Татьяна Дмитриева

Качественный рост

Глубина переработки нефти в России в 2014-2015 годах выросла с 72,4% до 74,1%, а по итогам 2016 года этот показатель должен увеличиться еще до 75%. В 2015 году объем первичной переработки нефти составил 287 млн тонн, что на 2,2% меньше, чем в предыдущем году, а в 2016-м, по оценкам Минэнерго России, этот показатель снизится до 286 млн тонн (рис. 1). Снижение объемов направляемой на переработку нефти можно объяснить, во-первых, тем, что по мере роста глубины переработки российским НПЗ требуется все меньше сырья для выработки нефтепродуктов, во-вторых, перераспределением объемов нефти в адрес более высокомаржинальных каналов реализации.

Рис. 1. Динамика объемов и глубины переработки нефти в России, 2007-2015 гг.

Источник: Минэнерго России.

По данным Росстата, в 2015 году в России выросло лишь производство бензина на 2,3%, до 29,2 млн тонн, тогда как производство других нефтепродуктов снизилось: дизельного топлива (ДТ) – на 2%, до 76,1 млн тонн, топочного мазута – на 9,4%, до 71 млн тонн. При этом значительно выросло производство бензина и ДТ класса «Евро-5» – на 16,1%, до 3,1 млн тонн, и на 23,5%, до 55,7 млн тонн.

Наблюдаемое изменение структуры производства топлив объясняется принятым в 2011 году Техрегламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и усилиями нефтяных компаний по модернизации мощностей, предпринимаемых под влиянием этой директивы. Согласно документу, с 1 января 2016 года все российские НПЗ должны были перейти на выпуск продукции исключительно класса «Евро-5». Но осенью 2015 года, чтобы исключить риск возникновения дефицита бензина и дать возможность НПЗ закончить модернизацию оборудования, способного выпускать топливо 5-го экологического класса в необходимом для внутреннего потребления объеме, правительство РФ приняло решение продлить срок оборота бензина и ДТ класса «Евро-4» до 1 июля 2016 года на всей территории страны, кроме Москвы.

По оценкам экспертов, рост глубины переработки нефти кроме безусловного положительного влияния на развитие отрасли может привести к образованию избыточных мощностей. «В настоящее время нефтеперерабатывающих мощностей в России больше 300 млн тонн, объем переработки находится в диапазоне 286-290 млн тонн. По нашим данным, порядка 40 млн тонн мощностей на внутреннем рынке являются избыточными и рано или поздно могут перестать функционировать по объективным экономическим причинам», – отметил в недавнем публичном заявлении директор Департамента по переработке нефти и газа Минэнерго России Михаил Грязнов.

Вопреки маневру

Начиная с 2011 года объем нефти, направляемой на переработку внутри страны, стал превышать объем нефти, направляемой на экспорт, и этот разрыв планомерно рос до 2014 года. Однако в 2015 году физические объемы экспорта нефти вновь стали расти быстрее и показатели снова сблизились (рис. 2). Экспорт нефтепродуктов в 2015 году тоже вырос (рис. 3), но темпы его роста были на порядок меньше по сравнению с темпами роста экспорта нефти (4% и 9,3% соответственно).

Рис. 2. Динамика объемов экспорта и переработки нефти в России, 2007-2015 гг.

Источник: Росстат, Минэнерго России.

Рис. 3. Динамика экспорта нефтепродуктов из России, 2007-2015 гг.

Источник: ФТС России.

Почему же так произошло, ведь «большой налоговый маневр» изначально был направлен на то, чтобы крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) отправляли на экспорт больше нефтепродуктов и меньше сырой нефти?

«Главная причина – снижение цен на нефть. В условиях низких цен налоговый маневр диктует смену приоритетов: компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем нефтепродукты», – объясняет Кирилл Никода, старший аналитик Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк». По его словам, нарастить экспорт нефтепродуктов российским компаниям помогли такие факторы, как предусмотренная налоговым маневром разница пошлин на нефть и нефтепродукты, а также девальвация, в результате которой издержки предприятий в долларовом выражении сократились, что позволило повысить конкурентоспособность нефтепродуктов за рубежом.

Напомним, в рамках налогового маневра предусмотрено поэтапное, в течение трех лет, снижение вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза и нефтепродукты в 1,7-5 раз в зависимости от их вида и повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): на нефть в 1,7 раза и газовый конденсат в 6,5 раза. С 1 января 2016 года экспортная пошлина на нефть должна была снизиться с 42% до 36%, однако правительство приняло решение о замораживании пошлины в течение 2016 года на уровне 42%, чтобы привлечь дополнительные деньги в бюджет. Планируется, что с 2017 года экспортная пошлина на нефть снизится сразу до 30%.

«Экспорт нефти в текущем году, по-видимому, останется приоритетным для компаний и будет продолжать расти – данные за I квартал 2016 года это подтверждают, демонстрируя рост на 5,8% к I кварталу 2015 года», – говорит К. Никода. Минэнерго также ожидает, что по итогам 2016 года экспорт нефти вырастет на 3,5%, до 250 млн тонн. Рост экспорта нефти, согласно оценкам министерства, становится возможен за счет снижения объемов нефти, направляемой на переработку, что вызвано, в свою очередь, увеличением глубины переработки.

Таблица 1. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, установленные с мая 2016 г.

Размер экспортной пошлины, $/т

Нефть

66

Высоковязкая нефть

7,7

Светлые нефтепродукты, в т.ч. ДТ

26,4

Товарный бензин

40,2

Прямогонный бензин (нафта)

46,8

Темные нефтепродукты

54,1

Впрочем, согласно прогнозу социально-экономического развития Минэкономразвития России, экспорт нефти в текущем году, напротив, снизится на 2,4%, до 236 млн тонн. Согласно пояснениям министерства, падение нефтяного экспорта произойдет из-за мировой конъюнктуры на нефтяном рынке, а также по причине замораживания экспортной пошлины на нефть. Так или иначе, при прочих равных более высокая пошлина на нефть означает более низкую цену нефти на внутреннем рынке, что способствует росту закупок нефти для внутренней переработки и, следовательно, поддерживает рентабельность нефтеперерабатывающей отрасли.

Не в пользу внутреннего рынка

С начала 2016 года в России были дважды повышены акцизы на топливо: в январе и апреле. При этом любопытно отметить, что изначально налоговый маневр предусматривал не повышение, а снижение акцизов. Эта мера была предложена для того, чтобы умерить внутренний рост цен на нефтепродукты, возникающий из-за подорожания нефтяного сырья вследствие снижения пошлины, и, соответственно, защитить российских потребителей топлива. Но перспектива снижения акцизов вызвала противодействие со стороны Минфина России, который счел это мерой, противоречащей необходимости увеличивать доходную часть бюджета. Поэтому уже на этапе утверждения налогового маневра было решено снижать акцизы не слишком сильно, а в ходе реализации планов решили их повышать, причем ускоренными темпами.

В том, что рост акцизов ведет к росту цен на топливо, сомневаться не приходится, ведь в цене единицы топлива лишь 7-10% приходится на стоимость нефти, 55-60% – налоги, остальное – расходы и прибыль компаний. Вопрос лишь в масштабах грядущего роста цены. Согласно оценкам Минфина, цены на бензин в результате двойного повышения акцизов вырастут на 5%, ФАС уверяет, что заметного роста цен ждать не стоит. Однако эксперты рынка настроены более пессимистично.

Так, по оценкам Банка России, рост акциза на бензин на 1,5 рубля с 1 января и еще на 2 рубля с 1 апреля приведет к подорожанию бензина на внутреннем рынке как минимум на 10%, а к концу года бензин может подорожать на 15-20%.

Кроме того, рост акцизов делает продажи топлива более привлекательными по сравнению с продажами в России, а это дополнительно подстегивает рост экспорта. «Складывающаяся ситуация на внутреннем рынке России и без того не способствует росту внутреннего потребления нефтепродуктов, а повышение акцизов на нефтепродукты забирает еще часть добавленной стоимости и дополнительно снижает рентабельность продаж внутри страны», – говорит Дмитрий Гусев, генеральный директор ICON Trading, председатель Совета секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ.

Действительно, в отличие от экспортных показателей, потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке не характеризуется положительной динамикой. В 2015 году потребление бензина осталось примерно на уровне 2014 года, а ДТ – сократилось на 15% (рис. 4). «В текущем году этот рынок тоже, скорее всего, будет в стагнации либо несколько сократится в объемном выражении», – полагает К.Никода из «Газпромбанка».

«Основным способом сбыта нефтепродуктов для ВИНК остается экспорт, и в обозримом будущем приоритеты поставок радикально не изменятся – компании также будут стараться по максимуму отправлять нефтепродукты на экспорт, а внутренний рынок останется, скорее, сегментом сбыта в рамках социальной ответственности, но не экономической нецелесообразности», – говорит Дмитрий Гусев. По его мнению, с учетом наблюдаемого в России сокращения промышленного производства не просматривается точек роста потребления нефтепродуктов, соответственно, не формируется и точек роста их производства.

Рис. 4. Динамика внутреннего потребления бензина и ДТ в России, 2010-2015 гг.

Впрочем, с экспортом тоже не так все просто, ведь внешний рынок с каждым годом становится все более профицитным. «Значительные дополнительные объемы нефтепродуктов на мировой рынок стал поставлять Китай, тем самым увеличивая мировое предложение и снижая спрос, – напоминает Д.Гусев. – Говорить о каком-то значимом росте потребления топлива на рынке стран Европы – основном рынке сбыта российских нефтепродуктов – бессмысленно, поскольку государственные меры стран этого региона в последние годы направлены на повышение энергоэффективности экономики и, соответственно, снижение потребления топлива».

По оценкам эксперта, постепенно снижается и спрос на отдельные виды российских нефтепродуктов: так, если в прошлом году зарубежные НПЗ закупали российский мазут для дальнейшей переработки, то сейчас они предпочитают для этих же целей закупать нефть как более дешевое сырье.

Рост нагрузки и его последствия

Рост фискальной нагрузки на нефтегазовые компании в результате корректировок маневра в нынешних макроэкономических условиях может иметь негативные последствия для нефтеперерабатывающей отрасли, предупреждают эксперты.

В первую очередь речь идет о снижении загрузки российских НПЗ до критического уровня, что существенно сократит выпуск высококачественных бензинов и других нефтепродуктов. По оценке вице-президента «Лукойла» Геннадия Федотова, в 2016 году чистая прибыль нефтяных компаний может снизиться до 5% – до грани допустимых значений, а для нефтяной отрасли важно, чтобы налоговый режим исполнялся стабильно, в соответствии с параметрами, предусмотренными налоговым маневром, без неожиданных новаций.

Рост фискальной нагрузки в изменившихся макроэкономических условиях уже успел сказаться на динамике инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих производств: в 2015 году объем таких инвестиций составил 214 млрд рублей против 289,6 млрд рублей годом ранее. В рамках реализации программ модернизации НПЗ в прошлом году было введено в эксплуатацию 11 установок вторичной переработки нефти (всего с 2011 года было введено или реконструировано 58 таких установок). В текущем году к вводу было запланировано еще 16 установок, но, по информации Минэнерго, их ввод был перенесен компаниями на более отдаленную перспективу в связи с ограничением доступа к финансовым ресурсам.

Получается, что налоговый маневр, изначально направленный на повышение качества выпускаемых нефтепродуктов и обеспеченности ими потребителей внутреннего рынка, лишает компании такой возможности, заставляя искать другие, более высокомаржинальные пути реализации нефти и нефтепродуктов. И, похоже, в плане улучшения ситуации остается уповать разве что на повышение мировой цены на нефть…

Морские порты №3 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне Вице-премьер России Юрий Борисов охарактеризовал как минимально допустимый уровень навигационно-гидр...

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...