Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Грузовая база
Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное влияние на нефтепереработку, увеличив ее глубину с 72,4% до 74,1% и объемы производства бензина и дизельного топлива класса «Евро-5» на 16,1% и 23,5% соответственно.

Вместе с тем, реализация маневра в условиях низких цен на нефть заставляет правительство корректировать «правила игры» для отрасли буквально на ходу. Так, экспортная пошлина на нефть в 2016 году была заморожена на уровне 42% вместо планируемого снижения до 36%, а акцизы на нефтепродукты претерпели внеплановое двойное повышение. В этих условиях нефтегазовым компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем отправлять ее на переработку внутри страны. Более привлекательной остается и продажа нефтепродуктов за рубеж по сравнению с реализацией на стагнирующем внутреннем рынке.

В целом эксперты предупреждают, что рост фискальной нагрузки, который испытывает нефтепереработка из-за корректировок налогового маневра в нынешних макроэкономических условиях, может иметь негативные последствия в виде снижения загрузки российских НПЗ и уменьшения производства нефтепродуктов высокого экологического класса уже в самое ближайшее время.

Татьяна Дмитриева

Качественный рост

Глубина переработки нефти в России в 2014-2015 годах выросла с 72,4% до 74,1%, а по итогам 2016 года этот показатель должен увеличиться еще до 75%. В 2015 году объем первичной переработки нефти составил 287 млн тонн, что на 2,2% меньше, чем в предыдущем году, а в 2016-м, по оценкам Минэнерго России, этот показатель снизится до 286 млн тонн (рис. 1). Снижение объемов направляемой на переработку нефти можно объяснить, во-первых, тем, что по мере роста глубины переработки российским НПЗ требуется все меньше сырья для выработки нефтепродуктов, во-вторых, перераспределением объемов нефти в адрес более высокомаржинальных каналов реализации.

Рис. 1. Динамика объемов и глубины переработки нефти в России, 2007-2015 гг.

Источник: Минэнерго России.

По данным Росстата, в 2015 году в России выросло лишь производство бензина на 2,3%, до 29,2 млн тонн, тогда как производство других нефтепродуктов снизилось: дизельного топлива (ДТ) – на 2%, до 76,1 млн тонн, топочного мазута – на 9,4%, до 71 млн тонн. При этом значительно выросло производство бензина и ДТ класса «Евро-5» – на 16,1%, до 3,1 млн тонн, и на 23,5%, до 55,7 млн тонн.

Наблюдаемое изменение структуры производства топлив объясняется принятым в 2011 году Техрегламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и усилиями нефтяных компаний по модернизации мощностей, предпринимаемых под влиянием этой директивы. Согласно документу, с 1 января 2016 года все российские НПЗ должны были перейти на выпуск продукции исключительно класса «Евро-5». Но осенью 2015 года, чтобы исключить риск возникновения дефицита бензина и дать возможность НПЗ закончить модернизацию оборудования, способного выпускать топливо 5-го экологического класса в необходимом для внутреннего потребления объеме, правительство РФ приняло решение продлить срок оборота бензина и ДТ класса «Евро-4» до 1 июля 2016 года на всей территории страны, кроме Москвы.

По оценкам экспертов, рост глубины переработки нефти кроме безусловного положительного влияния на развитие отрасли может привести к образованию избыточных мощностей. «В настоящее время нефтеперерабатывающих мощностей в России больше 300 млн тонн, объем переработки находится в диапазоне 286-290 млн тонн. По нашим данным, порядка 40 млн тонн мощностей на внутреннем рынке являются избыточными и рано или поздно могут перестать функционировать по объективным экономическим причинам», – отметил в недавнем публичном заявлении директор Департамента по переработке нефти и газа Минэнерго России Михаил Грязнов.

Вопреки маневру

Начиная с 2011 года объем нефти, направляемой на переработку внутри страны, стал превышать объем нефти, направляемой на экспорт, и этот разрыв планомерно рос до 2014 года. Однако в 2015 году физические объемы экспорта нефти вновь стали расти быстрее и показатели снова сблизились (рис. 2). Экспорт нефтепродуктов в 2015 году тоже вырос (рис. 3), но темпы его роста были на порядок меньше по сравнению с темпами роста экспорта нефти (4% и 9,3% соответственно).

Рис. 2. Динамика объемов экспорта и переработки нефти в России, 2007-2015 гг.

Источник: Росстат, Минэнерго России.

Рис. 3. Динамика экспорта нефтепродуктов из России, 2007-2015 гг.

Источник: ФТС России.

Почему же так произошло, ведь «большой налоговый маневр» изначально был направлен на то, чтобы крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) отправляли на экспорт больше нефтепродуктов и меньше сырой нефти?

«Главная причина – снижение цен на нефть. В условиях низких цен налоговый маневр диктует смену приоритетов: компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем нефтепродукты», – объясняет Кирилл Никода, старший аналитик Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк». По его словам, нарастить экспорт нефтепродуктов российским компаниям помогли такие факторы, как предусмотренная налоговым маневром разница пошлин на нефть и нефтепродукты, а также девальвация, в результате которой издержки предприятий в долларовом выражении сократились, что позволило повысить конкурентоспособность нефтепродуктов за рубежом.

Напомним, в рамках налогового маневра предусмотрено поэтапное, в течение трех лет, снижение вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза и нефтепродукты в 1,7-5 раз в зависимости от их вида и повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): на нефть в 1,7 раза и газовый конденсат в 6,5 раза. С 1 января 2016 года экспортная пошлина на нефть должна была снизиться с 42% до 36%, однако правительство приняло решение о замораживании пошлины в течение 2016 года на уровне 42%, чтобы привлечь дополнительные деньги в бюджет. Планируется, что с 2017 года экспортная пошлина на нефть снизится сразу до 30%.

«Экспорт нефти в текущем году, по-видимому, останется приоритетным для компаний и будет продолжать расти – данные за I квартал 2016 года это подтверждают, демонстрируя рост на 5,8% к I кварталу 2015 года», – говорит К. Никода. Минэнерго также ожидает, что по итогам 2016 года экспорт нефти вырастет на 3,5%, до 250 млн тонн. Рост экспорта нефти, согласно оценкам министерства, становится возможен за счет снижения объемов нефти, направляемой на переработку, что вызвано, в свою очередь, увеличением глубины переработки.

Таблица 1. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, установленные с мая 2016 г.

Размер экспортной пошлины, $/т

Нефть

66

Высоковязкая нефть

7,7

Светлые нефтепродукты, в т.ч. ДТ

26,4

Товарный бензин

40,2

Прямогонный бензин (нафта)

46,8

Темные нефтепродукты

54,1

Впрочем, согласно прогнозу социально-экономического развития Минэкономразвития России, экспорт нефти в текущем году, напротив, снизится на 2,4%, до 236 млн тонн. Согласно пояснениям министерства, падение нефтяного экспорта произойдет из-за мировой конъюнктуры на нефтяном рынке, а также по причине замораживания экспортной пошлины на нефть. Так или иначе, при прочих равных более высокая пошлина на нефть означает более низкую цену нефти на внутреннем рынке, что способствует росту закупок нефти для внутренней переработки и, следовательно, поддерживает рентабельность нефтеперерабатывающей отрасли.

Не в пользу внутреннего рынка

С начала 2016 года в России были дважды повышены акцизы на топливо: в январе и апреле. При этом любопытно отметить, что изначально налоговый маневр предусматривал не повышение, а снижение акцизов. Эта мера была предложена для того, чтобы умерить внутренний рост цен на нефтепродукты, возникающий из-за подорожания нефтяного сырья вследствие снижения пошлины, и, соответственно, защитить российских потребителей топлива. Но перспектива снижения акцизов вызвала противодействие со стороны Минфина России, который счел это мерой, противоречащей необходимости увеличивать доходную часть бюджета. Поэтому уже на этапе утверждения налогового маневра было решено снижать акцизы не слишком сильно, а в ходе реализации планов решили их повышать, причем ускоренными темпами.

В том, что рост акцизов ведет к росту цен на топливо, сомневаться не приходится, ведь в цене единицы топлива лишь 7-10% приходится на стоимость нефти, 55-60% – налоги, остальное – расходы и прибыль компаний. Вопрос лишь в масштабах грядущего роста цены. Согласно оценкам Минфина, цены на бензин в результате двойного повышения акцизов вырастут на 5%, ФАС уверяет, что заметного роста цен ждать не стоит. Однако эксперты рынка настроены более пессимистично.

Так, по оценкам Банка России, рост акциза на бензин на 1,5 рубля с 1 января и еще на 2 рубля с 1 апреля приведет к подорожанию бензина на внутреннем рынке как минимум на 10%, а к концу года бензин может подорожать на 15-20%.

Кроме того, рост акцизов делает продажи топлива более привлекательными по сравнению с продажами в России, а это дополнительно подстегивает рост экспорта. «Складывающаяся ситуация на внутреннем рынке России и без того не способствует росту внутреннего потребления нефтепродуктов, а повышение акцизов на нефтепродукты забирает еще часть добавленной стоимости и дополнительно снижает рентабельность продаж внутри страны», – говорит Дмитрий Гусев, генеральный директор ICON Trading, председатель Совета секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ.

Действительно, в отличие от экспортных показателей, потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке не характеризуется положительной динамикой. В 2015 году потребление бензина осталось примерно на уровне 2014 года, а ДТ – сократилось на 15% (рис. 4). «В текущем году этот рынок тоже, скорее всего, будет в стагнации либо несколько сократится в объемном выражении», – полагает К.Никода из «Газпромбанка».

«Основным способом сбыта нефтепродуктов для ВИНК остается экспорт, и в обозримом будущем приоритеты поставок радикально не изменятся – компании также будут стараться по максимуму отправлять нефтепродукты на экспорт, а внутренний рынок останется, скорее, сегментом сбыта в рамках социальной ответственности, но не экономической нецелесообразности», – говорит Дмитрий Гусев. По его мнению, с учетом наблюдаемого в России сокращения промышленного производства не просматривается точек роста потребления нефтепродуктов, соответственно, не формируется и точек роста их производства.

Рис. 4. Динамика внутреннего потребления бензина и ДТ в России, 2010-2015 гг.

Впрочем, с экспортом тоже не так все просто, ведь внешний рынок с каждым годом становится все более профицитным. «Значительные дополнительные объемы нефтепродуктов на мировой рынок стал поставлять Китай, тем самым увеличивая мировое предложение и снижая спрос, – напоминает Д.Гусев. – Говорить о каком-то значимом росте потребления топлива на рынке стран Европы – основном рынке сбыта российских нефтепродуктов – бессмысленно, поскольку государственные меры стран этого региона в последние годы направлены на повышение энергоэффективности экономики и, соответственно, снижение потребления топлива».

По оценкам эксперта, постепенно снижается и спрос на отдельные виды российских нефтепродуктов: так, если в прошлом году зарубежные НПЗ закупали российский мазут для дальнейшей переработки, то сейчас они предпочитают для этих же целей закупать нефть как более дешевое сырье.

Рост нагрузки и его последствия

Рост фискальной нагрузки на нефтегазовые компании в результате корректировок маневра в нынешних макроэкономических условиях может иметь негативные последствия для нефтеперерабатывающей отрасли, предупреждают эксперты.

В первую очередь речь идет о снижении загрузки российских НПЗ до критического уровня, что существенно сократит выпуск высококачественных бензинов и других нефтепродуктов. По оценке вице-президента «Лукойла» Геннадия Федотова, в 2016 году чистая прибыль нефтяных компаний может снизиться до 5% – до грани допустимых значений, а для нефтяной отрасли важно, чтобы налоговый режим исполнялся стабильно, в соответствии с параметрами, предусмотренными налоговым маневром, без неожиданных новаций.

Рост фискальной нагрузки в изменившихся макроэкономических условиях уже успел сказаться на динамике инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих производств: в 2015 году объем таких инвестиций составил 214 млрд рублей против 289,6 млрд рублей годом ранее. В рамках реализации программ модернизации НПЗ в прошлом году было введено в эксплуатацию 11 установок вторичной переработки нефти (всего с 2011 года было введено или реконструировано 58 таких установок). В текущем году к вводу было запланировано еще 16 установок, но, по информации Минэнерго, их ввод был перенесен компаниями на более отдаленную перспективу в связи с ограничением доступа к финансовым ресурсам.

Получается, что налоговый маневр, изначально направленный на повышение качества выпускаемых нефтепродуктов и обеспеченности ими потребителей внутреннего рынка, лишает компании такой возможности, заставляя искать другие, более высокомаржинальные пути реализации нефти и нефтепродуктов. И, похоже, в плане улучшения ситуации остается уповать разве что на повышение мировой цены на нефть…

Морские порты №3 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

Один из членов экипажа арестованного в США судна ММП «Поморье» репатриирован на родину

Один из членов экипажа арестованного в США судна ММП «Поморье» репатриирован на родину Сейчас в зарубежных портах остаются семь судов ММП, основная часть из них находится под арестом из-з...

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2»

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2» Усть-Лужский контейнерный терминал завершил обработку партии крупногабаритного оборудования для газо...

Речной транспорт

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Ж/Д транспорт

ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия

 ДВЖД – один из крупнейших налогоплательщиков в регионах своего присутствия Дальневосточная магистраль и функциональные филиалы в границах железной дороги перечислили в бюджеты...

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Авто транспорт

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии

Проезд через восточный выезд из Уфы будет полностью платным - власти Башкирии Общие затраты по проекту «Восточный выезд» оцениваются в 34 млрд. рублей в течение 2018-2021 годов.

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...