Женщина на флоте, или букет с последствиями

Инфраструктура / Образование
Женщина на флоте, или букет с последствиями

Автор книги «Бизнес каменного века» Г. Джонсон пишет: «Пол человека – своеобразный предмет для разговора. Он таит в себе опасность случайного или преднамеренного непонимания». Непонимание и, следовательно, неравенство полов зародилось давно, с момента сотворения мира, о чем повествует Библия.

На морском флоте гендерная проблема звучала категорично: женщина на судне – к беде. И вот время изменило представление о гендерных различиях. Сегодня женщины благодаря усилиям феминистского движения стали если не равны мужчинам, то весьма близки к равенству по многим позициям. Всегда ли это хорошо и полезно?

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства навигации» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Алексей Двинин, профессор кафедры «Менеджмент» Российского нового университета

Михаил Наконечный, заместитель генерального директора ККЦ «Арктика»

Правила для женской логики

Все это так, но природа как мужчин, так и женщин остается неизменной.

Справедливости ради следует отметить, что морская профессия в прежние времена была доступна и не для каждого мужчины. Прежде всего это было связано с состоянием физического здоровья. Служба на парусном судне была крайне тяжелой физически. К тому же отсутствовали элементарные удобства для проживания и возможность поддержания личной гигиены. О привлечении женщин на флот просто не могло быть и речи. «Послабления» начались, когда на смену парусникам пришли пароходы. По мере технического прогресса условия труда становились все более комфортными.

Проникновение женщин в сугубо мужские профессии происходило и, очевидно, будет происходить из-за корысти одних либо от недооценки негативных последствий этого проникновения других.

В 1929 году феминистки Нью-Йорка организовали и провели парад под лозунгом «Женщины! Зажгите еще один факел свободы! Разрушьте еще одно сексуальное табу!». Цель акции – разрушить запреты на женское курение. Акция имела оглушительный успех и привела к росту потребления сигарет.

В 1905-1906 гг. в Швейцарии в Берне состоялись дипломатические конференции по вопросам труда. Конференции завершились принятием двух первых международных конвенций: о регулировании ночного труда женщин и о прекращении использования белого фосфора в производстве спичек как наносящих вред здоровью. Столь необычное соседство вовсе не случайно. Ночной труд женщин сказывается негативно на состоянии их здоровья, а белый фосфор очень ядовит, и использование спичек приводило как к случайным, так и к преднамеренным отравлениям.

Уместно привести выдержку из статьи «Работа ночью убивает», опубликованной в журнале «Огонек» №14, 2013 г.: «Ученые из онкологического научного центра в Сиэтле бьют тревогу: женщины, работающие в полиции, скорой помощи и прочих экстренных службах, находятся в группе риска по онкологическим проблемам с яичниками. В исследовании приняли участие более 3 тысяч женщин, почти каждая третья работала в ночную смену. У трети из них уже был рак, у 389 – ранняя стадия рака, остальные женщины были здоровы. Выяснилось, что ночные смены повышают риск возникновения рака почти в два раза, особенно если по ночам работают женщины старше 50 лет. «Все дело в нарушении секреции гормона сна – мелатонина, – говорит доктор Парвин Бхатти. – При ночной работе выработка мелатонина подавляется, что воздействует на регулирование эстрогена и защиту против повреждения ДНК». Ранее ученые уже связывали сбои в гормональном фоне и большую вероятность рака груди. Ученые подчеркивают: работа в ночное время сбивает внутренние часы, вызывая рак».

Есть и другие исследования. Специалисты Британского фонда сердца пришли к выводу, что главной причиной смертности среди женщин стали заболевания сердечно-сосудистой системы. Возрастающая роль женщины в жизни общества ведет к стрессам, слабый пол перестал быть слабым: «от «новой» жизни женщины все чаще подвержены тревогам и эмоционально «умирают». Для многих из них единственным способом существования становятся алкоголь, табак или что-нибудь покрепче».

Но не только работа в ночное время отрицательно влияет на женский организм. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №29, ст. 3702) Правительство Российской Федерации постановляет: «Утвердить прилагаемый перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Список внушительный – 456 профессий. Статья XXXII относится к профессиям на морском транспорте, где запрещено применение женского труда. Среди прочих профессий под №396 машинный командный состав (механики, электромеханики) и машинная команда (машинисты, мотористы, электрики, токари, слесари) судов всех видов флота. Под №397 перечислены профессии палубной команды: боцман, шкипер, помощник шкипера и матросы судов всех видов флота, а также плавучих зачистных станций, доков, плавучих перегружателей зерна, цемента, угля и других пылеобразующих грузов. Под №399 – члены экипажей всех видов флота, совмещающие работу по двум должностям палубного и машинного состава.

В перечне запрещенных профессий нет палубного командного состава, что означает – путь на ходовой мостик для женщин открыт. Однако возникает вопрос прохождения плавательных практик. Курсант в прежние годы должен был овладеть профессией матроса. В этом было разумное зерно, как говорил А.В. Суворов: «Прежде чем командовать, научись подчиняться!». Сейчас ПДНВ допускает подготовку вахтенного помощника капитана, минуя должность матроса, но работа в ночное время остается по-прежнему.

Одним из ключевых правил МППСС-72 является Правило 5 «Наблюдение», которое гласит: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения».

Наблюдение – сложный процесс, связанный с восприятием информации. Как свидетельствуют исследования, в обыденной ситуации большая наблюдательность присуща женщинам. А вот в случае опасности, в стрессовой ситуации, женщина скорее «теряет голову», а вместе с этим и качество наблюдения. У мужчин в опасных ситуациях, наоборот, наблюдательность обостряется.

Вывод очевиден: предписания Правила 8 МППСС-72 («Действия для предупреждения столкновения») в части «а»: «Любое действие для предупреждения столкновения должно предприниматься в соответствии с правилами этой части и, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике» –будет выполняться либо в соответствии с мужской, либо с женской логикой. А ведь все документы, направленные на обеспечение безопасности мореплавания, – продукт именно мужской логики.

Не придется ли создавать МППСС для женской логики, ведь появилась же Ева из ребра Адама?

На разных языках

Нет большого секрета в том, что мужчины и женщины «говорят на разных языках». Различие в устройстве мозга мужчины и женщины приводит к тому, что они плохо понимают друг друга. Из одних и тех же предпосылок они нередко приходят к различным выводам. Различие в восприятии информации мужчинами и женщинами замечено еще в древние времена, о чем свидетельствуют многочисленные источники. Перечень тех, кто высказывался по этому поводу, может составить внушительный список.

Мужская и женская психика под влиянием множества факторов формируется по-разному. Считается, что у мужчин принятие решения определяется доминированием левого полушария, отвечающего за склонность к взвешенным формально-логически обоснованным решениям. Допускается, что у женщин доминирует правое (эмоциональное) полушарие, которое является основой принятия решения в эмоциональном, интуитивном ключе.

Говорить, что существуют жесткие психологические различия между мужчинами и женщинами, конечно же, нельзя. Нередко более существенное значение имеют межиндивидуальные, а не гендерные (обусловленные принадлежностью к полу) различия. В книге «Магия мозга и лабиринты жизни» Н.П. Бехтерева отмечает, что есть различия в работе женского и мужского мозга. И приводит статистику: нет женщин великих композиторов, великих художников, великих философов, да и великих ученых среди женщин не так уж много. Про свои собственные достижения в области исследования мозга человека Н.П. Бехтерева говорила, что ее инструмент – это женское начало, особое чутье и воображение, а еще безупречная мужская логика (курсив авторов).

У мужчины четко разграничены функции полушарий головного мозга: левое отвечает за логическое мышление, а правое – за абстрактное. У женщины функции левого и правого полушарий мозга мало чем отличаются друг от друга. При решении абстрактной задачи у мужчины интенсивно работает только правое полушарие, а у женщины – оба. Исследования показали: при чтении у мужчины задействован лишь небольшой участок левого полушария головного мозга, в то время как у женщин работают более объемные части обоих полушарий. В среднем мужчины говорят медленнее, чем женщины, но зато они быстрее работают на телеграфном ключе.

У женщины, погруженной в воспоминания, подключаются к работе обширные участки головного мозга. А у мужчин мозг больше задействован, когда требуется проявить свой интеллект. Но ведь и чтение, и работа на ключе, и беседа, и интеллект – все это функции мозга. Из сказанного напрашивается вывод: мозг мужчины и женщины устроен по-разному.

Это подтверждают косвенные медицинские наблюдения. При кровоизлиянии в левом полушарии мозга женщины выздоравливают быстрее. Однако как «средний мужчина», так и «средняя женщина» имеют примерно равный IQ. Но если женщины тяготеют к «золотой середине» – IQ = 100, то среди мужчин наблюдается большая доля как сверхвысокого интеллекта, так и умственной отсталости.

Сплошные проблемы

Кадровые проблемы в судоходстве способствуют продвижению женщин на офицерские должности. Идея привлечения женщин на флот нашла активных сторонников в Международной морской организации (ИМО). Этому процессу неизменно будет сопутствовать дискриминация по гендерному признаку.

В последние годы в судоходстве все острее ощущается нехватка офицерского состава. По прогнозам Балтийского международного морского совета (BIMCO), дефицит офицеров к 2015 году составит 15 тыс. человек, а по прогнозам Tsakos, он будет равен 5,9%, или 27 тыс. человек.

В связи с этим все более серьезное внимание обращается на проблему привлечения женщин для работы на судах на офицерских должностях. Международная морская организация, ратуя за привлечение большего числа женщин, курирует программу «Интеграция женщин в морской профессии». Программа включает в себя выплату стипендий, а также создание «региональных сетей по обмену информацией о карьерных возможностях для женщин в судоходстве».

Настойчивость в продвижении женщин на морской флот достойна уважения, но оправданна ли она с позиций гуманного отношения к самой женщине?

Сегодня сторонники за равноправие женщин спешат привлечь их к работе на морском флоте – туда, где работа в ночное время считается нормой. Игнорируется факт, что возросшая интенсивность судоходства приводит к значительному напряжению сил во время вахты, следствие которого – утомление и стрессы.

Когда редактор Fairplay Р. Клайтон заявил: «Судоходство – мир мужчин», британское круинговое агентство Spinnaker Consulting опубликовало ссылку на заметку на страничке Facebook Международной ассоциации женщин в судоходстве и торговле (WISTA). Цель – выявить, насколько это заявление задело за живое женщин. Незамедлительно были приведены истории жизни и карьеры женщин, работающих в сфере морского транспорта, как пример для подражания. WISTA призвала женщин «работать сообща и наращивать силу».

Сегодня кадровые проблемы в мировой судоходной индустрии в большей степени решаются за счет выходцев из Юго-Восточной Азии, в основном за счет филиппинских моряков, но и там ресурсы не безграничны. Понимая значение занятости населения за счет обеспечения кадрами судоходных компаний других государств, филиппинская организация ANGKLA, представляющая интересы моряков и их семей, направила в адрес департамента труда и занятости страны резолюцию с призывом помочь женщинам в продвижении на мировой морской флот.

Представители ANGKLA считают, что женщины недооценены по достоинству морским сообществом. По их мнению, женщины могли бы составить здоровую конкуренцию мужчинам на флоте.

А как было во времена Советского Союза?

На пассажирских, да и на транспортных судах женщин было достаточно много, однако в море женщины шли в основном от неустроенности личной жизни на берегу.

Первая советская женщина-капитан А.И. Щетинина считала, что представительницам слабого пола не место на морском флоте, особенно на капитанском мостике, о чем она неоднократно заявляла в своих интервью.

Однако были и есть другие мнения. Капитан Л.А. Тибряева: «И почему вас так удивляет женщина-капитан? На мой взгляд, поражаться надо, когда видишь, как наши женщины в оранжевых куртках ремонтируют дороги. А если рядом с ними стоит человек, что-то указывая-оценивая, то это непременно мужчина. Такое странное соотношение сил у нас почему-то воспринимается как норма. Я же считаю совершенно естественным право женщины на свободный выбор профессии. А вот препоны на ее пути к получению образования, дающего возможность посвятить себя выбранной цели, меня удивляют и возмущают, как всякая несправедливость».

На основании проведенных авторами опросов (около 500 респондентов) примерно 55% опрошенных также считают, что женщин не следует привлекать на работу на судах на офицерские должности. Существует серьезная проблема срабатываемости, согласования социально-ролевых установок, ценностных ориентаций и ожиданий членов команды фертильного возраста.

Демонстрируя розы, не грех упомянуть о шипах

Подготовка девушек на офицерские должности начата и в российских морских учебных заведениях. Восторженные эмоции, как от всего необычного и нового, кажется, переполняют. Однако не следует торопиться с положительными выводами.

Различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью, и, как следствие этих различий, общественные и психологические проблемы связаны с ролью в обществе лиц мужского и женского пола. Так, например, различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать и становятся причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. «Продукт», порождаемый конфликтами по половому признаку, называется гендерной дискриминацией, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим.

Управление судном требует ряда качеств, не присущих женщине или присущих в меньшей степени, чем мужчине. Например, жесткость – это скорее мужская черта, заложенная в мужчине самой природой. Без жесткой вертикали власти на судне невозможно гарантировать безопасность судоходства.

Снижение физических нагрузок, повышение комфортности и безопасности на судне сформировало группу эргономических предпосылок феминизации изначально сугубо мужских морских профессий. А нарастание дефицита трудовых ресурсов и необходимость обеспечения женщинам равных с мужчинами гражданских прав усиливают этот процесс.

Но есть и другие предпосылки феминизации труда в морском флоте – социально-экономические, которые следует считать основными. Так, по мере замещения мужчин женщинами их заработную плату можно не повышать более длительное время. Факт общеизвестный, что женщинам за равный с мужчинами труд выплачивают меньшую зарплату.

Примечательно, что более быстрый рост численности женского персонала на офицерских должностях в экономически развитых странах наблюдается на военно-морском флоте, а не на транспортном. Дело в том, что на транспортном флоте гражданина страны флага судна можно заменить гражданином другой страны, которому можно платить более низкую зарплату и при более продолжительных контрактах, чем у европейцев.

В военно-морском флоте, напротив, привлекать иностранцев для прохождения воинской службы невозможно.

Причин снижения престижности морской профессии много, но про одну из главных предпочитают молчать: флоту нужны молодые мужчины, а это контингент, находящийся на пике своих природных сексуальных потребностей, неудовлетворение которых делает профессию моряка непопулярной. Борьба с инстинктами, присущими человеку, пожалуй, самая трудная. Появление женщин на судах ведет к разжиганию страсти, о чем свидетельствуют сексуальные домогательства. Это признает первая женщина-офицер ВМФ США Дарлин Искра: «Женщины-военные в целом подвергаются повседневным обидам, слухам, инсинуациям и сексуальным домогательствам». Искоренить их в условиях ограниченного пространства и наличия других возможностей их удовлетворения вряд ли когда-нибудь удастся, ведь это означало бы искоренить природу.

Как альтернативу, казалось бы, можно предложить формировать экипажи чисто мужские и чисто женские. Такой опыт есть. В Антарктиде в 1990-1991 гг. на немецкой станции была организована чисто женская экспедиция. Это привело к тому, что все зимовщицы перессорились и перестали выполнять свои прямые должностные обязанности. Уже через полгода возникла необходимость отправить на станцию специалистов-мужчин для приведения объектов инфраструктуры станции в нормальное техническое состояние. С тех пор немцы подобные эксперименты прекратили.

Другой серьезной проблемой является учет физиологических и психофизиологических особенностей женского организма, а также личностных особенностей, обусловленных динамикой одного из биологических ритмов, присущих исключительно женскому организму, – околомесячного. Исследования этого вопроса в рамках проблемы организации труда женщин ограниченны и противоречивы.

Авторы обращают серьезное внимание на необходимость планомерного исследования особенностей поведения психологических типов, как мужского, так и женского. И уже с учетом этих особенностей следует заниматься подготовкой кадров для профессий, связанных с принятием управленческих решений в отраслях, сопряженных с высокой степенью риска. Специфичность профессий морского флота, экстремальность условий, высокая личная ответственность каждого специалиста – особенно командного состава – требуют в рамках стратегического менеджмента анализа и учета всех особенностей вновь вводимых переменных (а именно – женского состава) в систему управления.

Итак, к особенностям женской части личного состава в рамках обеспечения эффективной трудовой деятельности на морском флоте относятся:

– хронобиологические особенности женского организма, определяющие околомесячную неустойчивость женского организма в отношении таких профессионально важных качеств, как внимание, оперативная память;

– стрессоустойчивость, параметры мышления, психомоторика. Данных по аварийности по причине человеческого фактора отдельно по женщинам нет. По аварийности на автодорогах в Великобритании, когда за рулем была женщина, выявлено, что 25% аварий произошло в период околомесячных критических дней;

– психофизиологические особенности, характеризующие работоспособность, выносливость, способность к ориентации в трехмерном пространстве, переносимость стрессовых нагрузок, впечатлительность и др.;

– социально-психологические особенности, отражающие доминирующую склонность женщины к неформальным эмоционально положительным отношениям (что неприемлемо в рамках четко регламентированных взаимодействий на судне), смешение социально-ролевых позиций. Нельзя не отметить гендерный аспект социально-ролевого поведения: женщина фертильного (и не только) возраста хочет, не всегда сознательно, «выглядеть», быть привлекательной, вызывать к себе интерес мужчины, с тем чтобы подтверждать свой женский потенциал.

Вместе с тем при отборе на работу и при проведении конкурсов в морские учебные заведения внимание ограничивается контролем состояния физического здоровья. Другие параметры, присущие субъекту трудовой деятельности (в частности, женщине), в документально формализованном изложении (правила, рекомендации и т.п.) не принимаются во внимание. Между тем диагностика и учет названных особенностей женского состава в рамках обеспечения эффективной трудовой деятельности на морском флоте имеют существенное значение для обеспечения социально-экономической эффективности труда и безопасности мореплавания. По женскому контингенту отсутствуют даже пилотные научно-практические исследования, в то время как по мужскому контингенту морского флота в отечественной практике накоплен некоторый опыт научно-прикладных знаний в областях гигиены, физиологии и психофизиологии труда, обобщен определенный житейский опыт работы с кадрами.

Принимая во внимание актуальность проблемы женского труда на морском флоте, а также данные гендерной психологии и результаты научно-прикладных исследований женского труда в ряде отраслей промышленности (нефтеперерабатывающей, тепловой энергетике, пищевой), следует обратить внимание на опережающую практическую разработку научно-прикладной проблемы преимущества и ограничения применения массового женского труда на различных должностях плавсостава морского флота. Пренебрежение учетом особенностей применения женского труда в морском судоходстве повлечет за собой букет неблагоприятных последствий – от необъяснимых для руководства поступков женщин (неожиданных увольнений, уклонений от выполнения заданий, попыток самоубийства) и нервно-психических расстройств до сложных конфликтов, ведущих к аварийным ситуациям.

Есть еще один важный момент – отношение девушки, избравшей морскую профессию, к материнству. На берегу выбор женщины-руководителя имеет альтернативу – только карьера или карьера и семья. Второе сложнее, но возможно. В морских профессиях альтернативы в этом отношении практически нет: совмещение карьеры и материнства нереально.

Также работодателями давно отмечено, что при прочих равных условиях женщина обходится компании дороже, чем мужчина.

По мнению авторов, призыв решать кадровые проблемы, привлекая женщин на флот, сродни табачному параду, но, в отличие от табачной авантюры, перспективной аудиторией женщин, приходящих на суда, вряд ли можно назвать. Неподготовленной – да.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...