Женщина на флоте, или букет с последствиями

Инфраструктура / Образование
Женщина на флоте, или букет с последствиями

Автор книги «Бизнес каменного века» Г. Джонсон пишет: «Пол человека – своеобразный предмет для разговора. Он таит в себе опасность случайного или преднамеренного непонимания». Непонимание и, следовательно, неравенство полов зародилось давно, с момента сотворения мира, о чем повествует Библия.

На морском флоте гендерная проблема звучала категорично: женщина на судне – к беде. И вот время изменило представление о гендерных различиях. Сегодня женщины благодаря усилиям феминистского движения стали если не равны мужчинам, то весьма близки к равенству по многим позициям. Всегда ли это хорошо и полезно?

Николай Григорьев, профессор кафедры «Технические средства навигации» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Алексей Двинин, профессор кафедры «Менеджмент» Российского нового университета

Михаил Наконечный, заместитель генерального директора ККЦ «Арктика»

Правила для женской логики

Все это так, но природа как мужчин, так и женщин остается неизменной.

Справедливости ради следует отметить, что морская профессия в прежние времена была доступна и не для каждого мужчины. Прежде всего это было связано с состоянием физического здоровья. Служба на парусном судне была крайне тяжелой физически. К тому же отсутствовали элементарные удобства для проживания и возможность поддержания личной гигиены. О привлечении женщин на флот просто не могло быть и речи. «Послабления» начались, когда на смену парусникам пришли пароходы. По мере технического прогресса условия труда становились все более комфортными.

Проникновение женщин в сугубо мужские профессии происходило и, очевидно, будет происходить из-за корысти одних либо от недооценки негативных последствий этого проникновения других.

В 1929 году феминистки Нью-Йорка организовали и провели парад под лозунгом «Женщины! Зажгите еще один факел свободы! Разрушьте еще одно сексуальное табу!». Цель акции – разрушить запреты на женское курение. Акция имела оглушительный успех и привела к росту потребления сигарет.

В 1905-1906 гг. в Швейцарии в Берне состоялись дипломатические конференции по вопросам труда. Конференции завершились принятием двух первых международных конвенций: о регулировании ночного труда женщин и о прекращении использования белого фосфора в производстве спичек как наносящих вред здоровью. Столь необычное соседство вовсе не случайно. Ночной труд женщин сказывается негативно на состоянии их здоровья, а белый фосфор очень ядовит, и использование спичек приводило как к случайным, так и к преднамеренным отравлениям.

Уместно привести выдержку из статьи «Работа ночью убивает», опубликованной в журнале «Огонек» №14, 2013 г.: «Ученые из онкологического научного центра в Сиэтле бьют тревогу: женщины, работающие в полиции, скорой помощи и прочих экстренных службах, находятся в группе риска по онкологическим проблемам с яичниками. В исследовании приняли участие более 3 тысяч женщин, почти каждая третья работала в ночную смену. У трети из них уже был рак, у 389 – ранняя стадия рака, остальные женщины были здоровы. Выяснилось, что ночные смены повышают риск возникновения рака почти в два раза, особенно если по ночам работают женщины старше 50 лет. «Все дело в нарушении секреции гормона сна – мелатонина, – говорит доктор Парвин Бхатти. – При ночной работе выработка мелатонина подавляется, что воздействует на регулирование эстрогена и защиту против повреждения ДНК». Ранее ученые уже связывали сбои в гормональном фоне и большую вероятность рака груди. Ученые подчеркивают: работа в ночное время сбивает внутренние часы, вызывая рак».

Есть и другие исследования. Специалисты Британского фонда сердца пришли к выводу, что главной причиной смертности среди женщин стали заболевания сердечно-сосудистой системы. Возрастающая роль женщины в жизни общества ведет к стрессам, слабый пол перестал быть слабым: «от «новой» жизни женщины все чаще подвержены тревогам и эмоционально «умирают». Для многих из них единственным способом существования становятся алкоголь, табак или что-нибудь покрепче».

Но не только работа в ночное время отрицательно влияет на женский организм. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №29, ст. 3702) Правительство Российской Федерации постановляет: «Утвердить прилагаемый перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Список внушительный – 456 профессий. Статья XXXII относится к профессиям на морском транспорте, где запрещено применение женского труда. Среди прочих профессий под №396 машинный командный состав (механики, электромеханики) и машинная команда (машинисты, мотористы, электрики, токари, слесари) судов всех видов флота. Под №397 перечислены профессии палубной команды: боцман, шкипер, помощник шкипера и матросы судов всех видов флота, а также плавучих зачистных станций, доков, плавучих перегружателей зерна, цемента, угля и других пылеобразующих грузов. Под №399 – члены экипажей всех видов флота, совмещающие работу по двум должностям палубного и машинного состава.

В перечне запрещенных профессий нет палубного командного состава, что означает – путь на ходовой мостик для женщин открыт. Однако возникает вопрос прохождения плавательных практик. Курсант в прежние годы должен был овладеть профессией матроса. В этом было разумное зерно, как говорил А.В. Суворов: «Прежде чем командовать, научись подчиняться!». Сейчас ПДНВ допускает подготовку вахтенного помощника капитана, минуя должность матроса, но работа в ночное время остается по-прежнему.

Одним из ключевых правил МППСС-72 является Правило 5 «Наблюдение», которое гласит: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения».

Наблюдение – сложный процесс, связанный с восприятием информации. Как свидетельствуют исследования, в обыденной ситуации большая наблюдательность присуща женщинам. А вот в случае опасности, в стрессовой ситуации, женщина скорее «теряет голову», а вместе с этим и качество наблюдения. У мужчин в опасных ситуациях, наоборот, наблюдательность обостряется.

Вывод очевиден: предписания Правила 8 МППСС-72 («Действия для предупреждения столкновения») в части «а»: «Любое действие для предупреждения столкновения должно предприниматься в соответствии с правилами этой части и, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике» –будет выполняться либо в соответствии с мужской, либо с женской логикой. А ведь все документы, направленные на обеспечение безопасности мореплавания, – продукт именно мужской логики.

Не придется ли создавать МППСС для женской логики, ведь появилась же Ева из ребра Адама?

На разных языках

Нет большого секрета в том, что мужчины и женщины «говорят на разных языках». Различие в устройстве мозга мужчины и женщины приводит к тому, что они плохо понимают друг друга. Из одних и тех же предпосылок они нередко приходят к различным выводам. Различие в восприятии информации мужчинами и женщинами замечено еще в древние времена, о чем свидетельствуют многочисленные источники. Перечень тех, кто высказывался по этому поводу, может составить внушительный список.

Мужская и женская психика под влиянием множества факторов формируется по-разному. Считается, что у мужчин принятие решения определяется доминированием левого полушария, отвечающего за склонность к взвешенным формально-логически обоснованным решениям. Допускается, что у женщин доминирует правое (эмоциональное) полушарие, которое является основой принятия решения в эмоциональном, интуитивном ключе.

Говорить, что существуют жесткие психологические различия между мужчинами и женщинами, конечно же, нельзя. Нередко более существенное значение имеют межиндивидуальные, а не гендерные (обусловленные принадлежностью к полу) различия. В книге «Магия мозга и лабиринты жизни» Н.П. Бехтерева отмечает, что есть различия в работе женского и мужского мозга. И приводит статистику: нет женщин великих композиторов, великих художников, великих философов, да и великих ученых среди женщин не так уж много. Про свои собственные достижения в области исследования мозга человека Н.П. Бехтерева говорила, что ее инструмент – это женское начало, особое чутье и воображение, а еще безупречная мужская логика (курсив авторов).

У мужчины четко разграничены функции полушарий головного мозга: левое отвечает за логическое мышление, а правое – за абстрактное. У женщины функции левого и правого полушарий мозга мало чем отличаются друг от друга. При решении абстрактной задачи у мужчины интенсивно работает только правое полушарие, а у женщины – оба. Исследования показали: при чтении у мужчины задействован лишь небольшой участок левого полушария головного мозга, в то время как у женщин работают более объемные части обоих полушарий. В среднем мужчины говорят медленнее, чем женщины, но зато они быстрее работают на телеграфном ключе.

У женщины, погруженной в воспоминания, подключаются к работе обширные участки головного мозга. А у мужчин мозг больше задействован, когда требуется проявить свой интеллект. Но ведь и чтение, и работа на ключе, и беседа, и интеллект – все это функции мозга. Из сказанного напрашивается вывод: мозг мужчины и женщины устроен по-разному.

Это подтверждают косвенные медицинские наблюдения. При кровоизлиянии в левом полушарии мозга женщины выздоравливают быстрее. Однако как «средний мужчина», так и «средняя женщина» имеют примерно равный IQ. Но если женщины тяготеют к «золотой середине» – IQ = 100, то среди мужчин наблюдается большая доля как сверхвысокого интеллекта, так и умственной отсталости.

Сплошные проблемы

Кадровые проблемы в судоходстве способствуют продвижению женщин на офицерские должности. Идея привлечения женщин на флот нашла активных сторонников в Международной морской организации (ИМО). Этому процессу неизменно будет сопутствовать дискриминация по гендерному признаку.

В последние годы в судоходстве все острее ощущается нехватка офицерского состава. По прогнозам Балтийского международного морского совета (BIMCO), дефицит офицеров к 2015 году составит 15 тыс. человек, а по прогнозам Tsakos, он будет равен 5,9%, или 27 тыс. человек.

В связи с этим все более серьезное внимание обращается на проблему привлечения женщин для работы на судах на офицерских должностях. Международная морская организация, ратуя за привлечение большего числа женщин, курирует программу «Интеграция женщин в морской профессии». Программа включает в себя выплату стипендий, а также создание «региональных сетей по обмену информацией о карьерных возможностях для женщин в судоходстве».

Настойчивость в продвижении женщин на морской флот достойна уважения, но оправданна ли она с позиций гуманного отношения к самой женщине?

Сегодня сторонники за равноправие женщин спешат привлечь их к работе на морском флоте – туда, где работа в ночное время считается нормой. Игнорируется факт, что возросшая интенсивность судоходства приводит к значительному напряжению сил во время вахты, следствие которого – утомление и стрессы.

Когда редактор Fairplay Р. Клайтон заявил: «Судоходство – мир мужчин», британское круинговое агентство Spinnaker Consulting опубликовало ссылку на заметку на страничке Facebook Международной ассоциации женщин в судоходстве и торговле (WISTA). Цель – выявить, насколько это заявление задело за живое женщин. Незамедлительно были приведены истории жизни и карьеры женщин, работающих в сфере морского транспорта, как пример для подражания. WISTA призвала женщин «работать сообща и наращивать силу».

Сегодня кадровые проблемы в мировой судоходной индустрии в большей степени решаются за счет выходцев из Юго-Восточной Азии, в основном за счет филиппинских моряков, но и там ресурсы не безграничны. Понимая значение занятости населения за счет обеспечения кадрами судоходных компаний других государств, филиппинская организация ANGKLA, представляющая интересы моряков и их семей, направила в адрес департамента труда и занятости страны резолюцию с призывом помочь женщинам в продвижении на мировой морской флот.

Представители ANGKLA считают, что женщины недооценены по достоинству морским сообществом. По их мнению, женщины могли бы составить здоровую конкуренцию мужчинам на флоте.

А как было во времена Советского Союза?

На пассажирских, да и на транспортных судах женщин было достаточно много, однако в море женщины шли в основном от неустроенности личной жизни на берегу.

Первая советская женщина-капитан А.И. Щетинина считала, что представительницам слабого пола не место на морском флоте, особенно на капитанском мостике, о чем она неоднократно заявляла в своих интервью.

Однако были и есть другие мнения. Капитан Л.А. Тибряева: «И почему вас так удивляет женщина-капитан? На мой взгляд, поражаться надо, когда видишь, как наши женщины в оранжевых куртках ремонтируют дороги. А если рядом с ними стоит человек, что-то указывая-оценивая, то это непременно мужчина. Такое странное соотношение сил у нас почему-то воспринимается как норма. Я же считаю совершенно естественным право женщины на свободный выбор профессии. А вот препоны на ее пути к получению образования, дающего возможность посвятить себя выбранной цели, меня удивляют и возмущают, как всякая несправедливость».

На основании проведенных авторами опросов (около 500 респондентов) примерно 55% опрошенных также считают, что женщин не следует привлекать на работу на судах на офицерские должности. Существует серьезная проблема срабатываемости, согласования социально-ролевых установок, ценностных ориентаций и ожиданий членов команды фертильного возраста.

Демонстрируя розы, не грех упомянуть о шипах

Подготовка девушек на офицерские должности начата и в российских морских учебных заведениях. Восторженные эмоции, как от всего необычного и нового, кажется, переполняют. Однако не следует торопиться с положительными выводами.

Различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью, и, как следствие этих различий, общественные и психологические проблемы связаны с ролью в обществе лиц мужского и женского пола. Так, например, различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать и становятся причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. «Продукт», порождаемый конфликтами по половому признаку, называется гендерной дискриминацией, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим.

Управление судном требует ряда качеств, не присущих женщине или присущих в меньшей степени, чем мужчине. Например, жесткость – это скорее мужская черта, заложенная в мужчине самой природой. Без жесткой вертикали власти на судне невозможно гарантировать безопасность судоходства.

Снижение физических нагрузок, повышение комфортности и безопасности на судне сформировало группу эргономических предпосылок феминизации изначально сугубо мужских морских профессий. А нарастание дефицита трудовых ресурсов и необходимость обеспечения женщинам равных с мужчинами гражданских прав усиливают этот процесс.

Но есть и другие предпосылки феминизации труда в морском флоте – социально-экономические, которые следует считать основными. Так, по мере замещения мужчин женщинами их заработную плату можно не повышать более длительное время. Факт общеизвестный, что женщинам за равный с мужчинами труд выплачивают меньшую зарплату.

Примечательно, что более быстрый рост численности женского персонала на офицерских должностях в экономически развитых странах наблюдается на военно-морском флоте, а не на транспортном. Дело в том, что на транспортном флоте гражданина страны флага судна можно заменить гражданином другой страны, которому можно платить более низкую зарплату и при более продолжительных контрактах, чем у европейцев.

В военно-морском флоте, напротив, привлекать иностранцев для прохождения воинской службы невозможно.

Причин снижения престижности морской профессии много, но про одну из главных предпочитают молчать: флоту нужны молодые мужчины, а это контингент, находящийся на пике своих природных сексуальных потребностей, неудовлетворение которых делает профессию моряка непопулярной. Борьба с инстинктами, присущими человеку, пожалуй, самая трудная. Появление женщин на судах ведет к разжиганию страсти, о чем свидетельствуют сексуальные домогательства. Это признает первая женщина-офицер ВМФ США Дарлин Искра: «Женщины-военные в целом подвергаются повседневным обидам, слухам, инсинуациям и сексуальным домогательствам». Искоренить их в условиях ограниченного пространства и наличия других возможностей их удовлетворения вряд ли когда-нибудь удастся, ведь это означало бы искоренить природу.

Как альтернативу, казалось бы, можно предложить формировать экипажи чисто мужские и чисто женские. Такой опыт есть. В Антарктиде в 1990-1991 гг. на немецкой станции была организована чисто женская экспедиция. Это привело к тому, что все зимовщицы перессорились и перестали выполнять свои прямые должностные обязанности. Уже через полгода возникла необходимость отправить на станцию специалистов-мужчин для приведения объектов инфраструктуры станции в нормальное техническое состояние. С тех пор немцы подобные эксперименты прекратили.

Другой серьезной проблемой является учет физиологических и психофизиологических особенностей женского организма, а также личностных особенностей, обусловленных динамикой одного из биологических ритмов, присущих исключительно женскому организму, – околомесячного. Исследования этого вопроса в рамках проблемы организации труда женщин ограниченны и противоречивы.

Авторы обращают серьезное внимание на необходимость планомерного исследования особенностей поведения психологических типов, как мужского, так и женского. И уже с учетом этих особенностей следует заниматься подготовкой кадров для профессий, связанных с принятием управленческих решений в отраслях, сопряженных с высокой степенью риска. Специфичность профессий морского флота, экстремальность условий, высокая личная ответственность каждого специалиста – особенно командного состава – требуют в рамках стратегического менеджмента анализа и учета всех особенностей вновь вводимых переменных (а именно – женского состава) в систему управления.

Итак, к особенностям женской части личного состава в рамках обеспечения эффективной трудовой деятельности на морском флоте относятся:

– хронобиологические особенности женского организма, определяющие околомесячную неустойчивость женского организма в отношении таких профессионально важных качеств, как внимание, оперативная память;

– стрессоустойчивость, параметры мышления, психомоторика. Данных по аварийности по причине человеческого фактора отдельно по женщинам нет. По аварийности на автодорогах в Великобритании, когда за рулем была женщина, выявлено, что 25% аварий произошло в период околомесячных критических дней;

– психофизиологические особенности, характеризующие работоспособность, выносливость, способность к ориентации в трехмерном пространстве, переносимость стрессовых нагрузок, впечатлительность и др.;

– социально-психологические особенности, отражающие доминирующую склонность женщины к неформальным эмоционально положительным отношениям (что неприемлемо в рамках четко регламентированных взаимодействий на судне), смешение социально-ролевых позиций. Нельзя не отметить гендерный аспект социально-ролевого поведения: женщина фертильного (и не только) возраста хочет, не всегда сознательно, «выглядеть», быть привлекательной, вызывать к себе интерес мужчины, с тем чтобы подтверждать свой женский потенциал.

Вместе с тем при отборе на работу и при проведении конкурсов в морские учебные заведения внимание ограничивается контролем состояния физического здоровья. Другие параметры, присущие субъекту трудовой деятельности (в частности, женщине), в документально формализованном изложении (правила, рекомендации и т.п.) не принимаются во внимание. Между тем диагностика и учет названных особенностей женского состава в рамках обеспечения эффективной трудовой деятельности на морском флоте имеют существенное значение для обеспечения социально-экономической эффективности труда и безопасности мореплавания. По женскому контингенту отсутствуют даже пилотные научно-практические исследования, в то время как по мужскому контингенту морского флота в отечественной практике накоплен некоторый опыт научно-прикладных знаний в областях гигиены, физиологии и психофизиологии труда, обобщен определенный житейский опыт работы с кадрами.

Принимая во внимание актуальность проблемы женского труда на морском флоте, а также данные гендерной психологии и результаты научно-прикладных исследований женского труда в ряде отраслей промышленности (нефтеперерабатывающей, тепловой энергетике, пищевой), следует обратить внимание на опережающую практическую разработку научно-прикладной проблемы преимущества и ограничения применения массового женского труда на различных должностях плавсостава морского флота. Пренебрежение учетом особенностей применения женского труда в морском судоходстве повлечет за собой букет неблагоприятных последствий – от необъяснимых для руководства поступков женщин (неожиданных увольнений, уклонений от выполнения заданий, попыток самоубийства) и нервно-психических расстройств до сложных конфликтов, ведущих к аварийным ситуациям.

Есть еще один важный момент – отношение девушки, избравшей морскую профессию, к материнству. На берегу выбор женщины-руководителя имеет альтернативу – только карьера или карьера и семья. Второе сложнее, но возможно. В морских профессиях альтернативы в этом отношении практически нет: совмещение карьеры и материнства нереально.

Также работодателями давно отмечено, что при прочих равных условиях женщина обходится компании дороже, чем мужчина.

По мнению авторов, призыв решать кадровые проблемы, привлекая женщин на флот, сродни табачному параду, но, в отличие от табачной авантюры, перспективной аудиторией женщин, приходящих на суда, вряд ли можно назвать. Неподготовленной – да.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...