Повышение безопасности судоходства и технологии М2М подвижной мобильной спутниковой связи

Безопасность мореплавания
Повышение безопасности судоходства и технологии М2М подвижной мобильной спутниковой связи

Привычный слуху специалиста термин М2М (machine-to-machine, man-to-machine и machine-to-mobile, то есть «машина машине», «человек машине», «машина мобильной машине») характеризует область деятельности, которая позволяет объединить информационные технологии и удаленные объекты в один слаженный механизм, выполняющий самые разнообразные функции.

Сергей Старик, заместитель генерального директора ФГУП «Морсвязьспутник»

М2М в различных сферах деятельности

В настоящее время во всем мире наблюдается резкий рост использования приложений М2М в различных сферах деятельности. Здесь можно упомянуть мониторинг подвижных объектов, мониторинг нефтегазовых трубопроводов, экологию, метеорологию, охрану, военные приложения, объекты энергетики. Примеры использования технологий М2М на морском и речном транспорте включают различные локальные системы мониторинга судов или объектов СНО, системы дистанционного контроля расхода топлива, системы контроля параметров механизмов и устройств (например, температура в трюмах). Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР – LRIT) и судовая система охранного оповещения (ССОО – SSAS) также могут быть отнесены к классу М2М систем.

Частичное покрытие бассейнов рек GSM-связью и отсутствие GSM-связи на просторах Мирового океана заставляют использовать в приложениях М2М для морских и речных судов услуги глобальных операторов систем подвижной спутниковой связи. Глобальными операторами систем подвижной спутниковой связи, способными обеспечить услуги М2М (наличие оборудования и необходимых сетевых услуг), являются несколько компаний. В этой статье мы ограничимся упоминанием только двух операторов: «Инмарсат» и «Иридиум».

Оборудование и услуги этих операторов наиболее широко используются во всем мире на судах морского и речного флота. «Инмарсат» – признанный оператор подвижной спутниковой связи для ГМССБ. «Иридиум» только приступил к процедуре признания права быть оператором подвижной спутниковой связи ГМССБ через соответствующие процедуры Международной морской организации (IMO). Ограничимся этими операторами также по причине того, что ФГУП «Морсвязьспутник» накопило достаточный опыт работы с оборудованием компаний «Инмарсат» и «Иридиум». Около 1500 торговых судов под флагом России были оснащены оборудованием М2М для выполнения международных требований к системе опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР) и системе судового охранного оповещения (ССОО). ФГУП «Морсвязьспутник» интенсивно работает и по внедрению услуг Иридиум SBD (short burst data – передача данных короткими пачками) в интересах транспортного комплекса России.

Компания «Инмарсат» в настоящее время эксплуатирует спутники связи четвертого поколения. Геостационарные спутники обеспечивают почти глобальное покрытие, вплоть до 70-й широты. Компания «Иридиум» является оператором сети связи с использованием низкоорбитальных спутников. Группировка из 66 спутников (11 орбитальных плоскостей по 6 спутников в каждой) обеспечивает полностью глобальное покрытие поверхности Земли. «Инмарсат» предлагает оборудование М2М серий IsatM2M, IsatDataPro, BGAN M2M. «Иридиум» предлагает оборудование М2М на основе модемов SBD типа 9602, 9603N и 9523.

Возможности спутникового телефона

Рассмотрим более детально спутниковый телефон от компании «Иридиум» – 9575 Extreme. Этот продукт удачно сочетает в себе функции телефона, модема для низкоскоростного доступа в Интернет (до 2400 бит/сек) и устройства М2М. Внешний вид телефона представлен на рис. 1.

Рис. 1. Телефон 9575 Extreme.








Телефон обеспечивает сервис М2М – услуга SBD (передача данных короткими пачками) в этом случае носит название LBS (Location Based Service – сервис определения местоположения). Сердце телефона модем 9523 обеспечивает передачу 1960 байт полезной информации и прием 1890 байт информации. В мире М2М это очень большая порция данных, ведь для передачи информации о координатах, скорости и направлении движения объекта достаточно 100 бит. Телефон выполнен в особо прочном корпусе (отсюда и название Extreme – для экстремальных условий). Телефон оснащен кнопкой «Тревога», при активации которой будет обеспечена передача аварийных сообщений в назначенные адреса.

Особенность использования технологии М2М для этого устройства состоит в том, что учитываются отличительные свойства индивидуального использования. Это устройство для людей в пути, в плавании. К нему нельзя подключить датчики для измерения и передачи тех или иных параметров, что традиционно для устройств М2М. Но он учитывает особенности индивидуального использования: показывает маршрут движения сторонним наблюдателям на геоинформационном портале провайдера услуг, обеспечивает независимую от SMS передачу сигнала SOS по каналу SBD, предоставляет службам, контролирующим передвижение, возможность изменять частоту отчетов, обеспечивает передачу текстовой информации, независимую от SMS, передачу условных команд через эфир.

Все перечисленные функции реализованы на геоинформационном портале SBD услуг ФГУП «Морсвязьспутник». Портал получил статус premium от компании «Иридиум».

Пример: для экипажа лоцмейстерского судна с телефоном 9575 будет обеспечена безусловная телефонная связь в зонах отсутствия GSM-покрытия и одновременно с этим отслеживание передвижения судна в интересах руководителя работ по СНО на бассейне. При этом расходы на связь строго контролируемы и могут планироваться и закладываться в бюджет заранее.

Еще один пример. Российский мотоциклист, совершая кругосветное путешествие, попал в аварию в джунглях Лаоса. Из-за травм он самостоятельно был не в состоянии выбраться из-под лежащего мотоцикла. Сделал звонок в Москву с призывом о помощи. Телефон 9575 в момент вызова при активной услуге LBS всегда передает координаты по каналу SBD. Точные координаты происшествия были определены на геоинформационном портале и переданы в соответствующую службу Лаоса.

Услуга LBS при ее активации на телефоне пользователя работает независимо от других действий с телефоном. Телефон 9575 вместе с порталом геоинформационных услуг при активации LBS-сервиса обеспечивают отслеживание маршрута движения объекта мониторинга, при этом есть возможность изменять частоту отчетов о местоположении объекта, гарантирована доставка сообщений SOS. Для экономии трафика возможна передача условных сообщений от телефона (телефон передает, например, «123», геопортал расшифровывает это сообщение в соответствии со словарем, который формирует сам пользователь портала).

Алгоритм активации услуги LBS на телефоне 9575 не должен вызвать особых трудностей, но, безусловно, потребует некоторого времени. На рис. 2 приведена последовательность действий пользователя и провайдера услуг, которая сводится к алгоритму: пользователь настраивает телефон (нужно включить GPS-приемник, указать, как часто приемник GPS должен рассчитывать местоположение, как часто телефон должен передавать отчеты на геопортал), провайдер активирует услугу в базе данных Иридиума и предоставляет пользователю пароль доступа на свой геопортал, пользователь регистрирует свой телефон на геопортале и активирует функцию LBS из меню телефона.

Рис. 2. Активация услуги LBS на телефоне 9575

Применение в морской индустрии

Ни для кого не секрет, что индивидуальные телефоны «Иридиум» широко используются в морской индустрии. Компания «Иридиум» в настоящее время находится в середине пути по признанию своей сети связи как второго оператора подвижной спутниковой связи (после компании «Инмарсат») для нужд ГМССБ. По статистике компании «Иридиум», сейчас на морских и речных торговых судах используются более 50 000 устройств «Иридиум». Безусловно, трубка «Иридиум» не может заменить требуемое к установке радиооборудование ГМССБ, но для многих приложений и ситуаций она является весьма разумным дополнительным видом связи.

Контроль передвижения вспомогательных судов, выдача телефона экипажу по событию, когда необходимо отслеживать передвижение судна, выдача телефона путейским бригадам, организация аварийной связи на месте проведения поисково-спасательной операции – примеров использования этого оборудования можно привести много.

Широкое внедрение услуг М2М в отечественном флоте, безусловно, будет способствовать повышению безопасности судоходства. При этом открывается достаточно широкое поле деятельности и для отечественных производителей оборудования связи. Модемы SBD типа 9602, 9603N компании «Иридиум» не являются завершенным продуктом, готовым к использованию. Эти модемы могут быть лишь частью контроллера, который определяет логику работы устройства М2М. Разработка контроллеров и программного обеспечения к ним для различных приложений в интересах морского и речного флота страны может являться предметом деятельности российских компаний.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область Уголовное дело о гибели 69 человек в результате крушения в 2015 году траулера «Дальний Восток» в Охо...

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм»

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм» На борту траулера «Линдгольм» матрос обработки получил перелом голени правой ноги, оказана первая ме...

Российская экономика

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии Министерство природных ресурсов и экологии выступило против субсидирования из бюджета РФ компании Ро...

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс.

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс. Производство грузовых магистральных вагонов в России в 2016 г. выросло по сравнению с показателем 20...

Транспортная политика

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче (вылове), перераб...

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 201...

Морские порты

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5% по сравнению с 2015 годом, до 19,5...

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов ОАО «Порт Ванино» готовится ввести в эксплуатацию четыре новых снегогенератора. Техника будет достав...




Морской транспорт

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае Исландский контейнерный перевозчик Eimskip намерен разместить заказ на строительство двух контейнеро...

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт Кронштадтский морской завод (входит в ОСК) приступил к доковому ремонту гидрографического су...

Речной транспорт

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера Судоходная компания «Водоходъ», входящая в UCL Holding Владимира Лисина, заключила с «Объединенной с...

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Ж/Д транспорт

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay Партнерство крупнейших металлургов «Русская сталь» направило на прошлой неделе в Минтранс письмо с п...

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

Авто транспорт

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор Испытательный центр для беспилотных грузовых автомобилей в подмосковном Шахово будет запущен в мае 2...

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фак...

Перспективы развития морского порта Кандалакша

Перспективы развития морского порта Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...