Повышение безопасности судоходства и технологии М2М подвижной мобильной спутниковой связи

Безопасность мореплавания
Повышение безопасности судоходства и технологии М2М подвижной мобильной спутниковой связи

Привычный слуху специалиста термин М2М (machine-to-machine, man-to-machine и machine-to-mobile, то есть «машина машине», «человек машине», «машина мобильной машине») характеризует область деятельности, которая позволяет объединить информационные технологии и удаленные объекты в один слаженный механизм, выполняющий самые разнообразные функции.

Сергей Старик, заместитель генерального директора ФГУП «Морсвязьспутник»

М2М в различных сферах деятельности

В настоящее время во всем мире наблюдается резкий рост использования приложений М2М в различных сферах деятельности. Здесь можно упомянуть мониторинг подвижных объектов, мониторинг нефтегазовых трубопроводов, экологию, метеорологию, охрану, военные приложения, объекты энергетики. Примеры использования технологий М2М на морском и речном транспорте включают различные локальные системы мониторинга судов или объектов СНО, системы дистанционного контроля расхода топлива, системы контроля параметров механизмов и устройств (например, температура в трюмах). Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР – LRIT) и судовая система охранного оповещения (ССОО – SSAS) также могут быть отнесены к классу М2М систем.

Частичное покрытие бассейнов рек GSM-связью и отсутствие GSM-связи на просторах Мирового океана заставляют использовать в приложениях М2М для морских и речных судов услуги глобальных операторов систем подвижной спутниковой связи. Глобальными операторами систем подвижной спутниковой связи, способными обеспечить услуги М2М (наличие оборудования и необходимых сетевых услуг), являются несколько компаний. В этой статье мы ограничимся упоминанием только двух операторов: «Инмарсат» и «Иридиум».

Оборудование и услуги этих операторов наиболее широко используются во всем мире на судах морского и речного флота. «Инмарсат» – признанный оператор подвижной спутниковой связи для ГМССБ. «Иридиум» только приступил к процедуре признания права быть оператором подвижной спутниковой связи ГМССБ через соответствующие процедуры Международной морской организации (IMO). Ограничимся этими операторами также по причине того, что ФГУП «Морсвязьспутник» накопило достаточный опыт работы с оборудованием компаний «Инмарсат» и «Иридиум». Около 1500 торговых судов под флагом России были оснащены оборудованием М2М для выполнения международных требований к системе опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР) и системе судового охранного оповещения (ССОО). ФГУП «Морсвязьспутник» интенсивно работает и по внедрению услуг Иридиум SBD (short burst data – передача данных короткими пачками) в интересах транспортного комплекса России.

Компания «Инмарсат» в настоящее время эксплуатирует спутники связи четвертого поколения. Геостационарные спутники обеспечивают почти глобальное покрытие, вплоть до 70-й широты. Компания «Иридиум» является оператором сети связи с использованием низкоорбитальных спутников. Группировка из 66 спутников (11 орбитальных плоскостей по 6 спутников в каждой) обеспечивает полностью глобальное покрытие поверхности Земли. «Инмарсат» предлагает оборудование М2М серий IsatM2M, IsatDataPro, BGAN M2M. «Иридиум» предлагает оборудование М2М на основе модемов SBD типа 9602, 9603N и 9523.

Возможности спутникового телефона

Рассмотрим более детально спутниковый телефон от компании «Иридиум» – 9575 Extreme. Этот продукт удачно сочетает в себе функции телефона, модема для низкоскоростного доступа в Интернет (до 2400 бит/сек) и устройства М2М. Внешний вид телефона представлен на рис. 1.

Рис. 1. Телефон 9575 Extreme.








Телефон обеспечивает сервис М2М – услуга SBD (передача данных короткими пачками) в этом случае носит название LBS (Location Based Service – сервис определения местоположения). Сердце телефона модем 9523 обеспечивает передачу 1960 байт полезной информации и прием 1890 байт информации. В мире М2М это очень большая порция данных, ведь для передачи информации о координатах, скорости и направлении движения объекта достаточно 100 бит. Телефон выполнен в особо прочном корпусе (отсюда и название Extreme – для экстремальных условий). Телефон оснащен кнопкой «Тревога», при активации которой будет обеспечена передача аварийных сообщений в назначенные адреса.

Особенность использования технологии М2М для этого устройства состоит в том, что учитываются отличительные свойства индивидуального использования. Это устройство для людей в пути, в плавании. К нему нельзя подключить датчики для измерения и передачи тех или иных параметров, что традиционно для устройств М2М. Но он учитывает особенности индивидуального использования: показывает маршрут движения сторонним наблюдателям на геоинформационном портале провайдера услуг, обеспечивает независимую от SMS передачу сигнала SOS по каналу SBD, предоставляет службам, контролирующим передвижение, возможность изменять частоту отчетов, обеспечивает передачу текстовой информации, независимую от SMS, передачу условных команд через эфир.

Все перечисленные функции реализованы на геоинформационном портале SBD услуг ФГУП «Морсвязьспутник». Портал получил статус premium от компании «Иридиум».

Пример: для экипажа лоцмейстерского судна с телефоном 9575 будет обеспечена безусловная телефонная связь в зонах отсутствия GSM-покрытия и одновременно с этим отслеживание передвижения судна в интересах руководителя работ по СНО на бассейне. При этом расходы на связь строго контролируемы и могут планироваться и закладываться в бюджет заранее.

Еще один пример. Российский мотоциклист, совершая кругосветное путешествие, попал в аварию в джунглях Лаоса. Из-за травм он самостоятельно был не в состоянии выбраться из-под лежащего мотоцикла. Сделал звонок в Москву с призывом о помощи. Телефон 9575 в момент вызова при активной услуге LBS всегда передает координаты по каналу SBD. Точные координаты происшествия были определены на геоинформационном портале и переданы в соответствующую службу Лаоса.

Услуга LBS при ее активации на телефоне пользователя работает независимо от других действий с телефоном. Телефон 9575 вместе с порталом геоинформационных услуг при активации LBS-сервиса обеспечивают отслеживание маршрута движения объекта мониторинга, при этом есть возможность изменять частоту отчетов о местоположении объекта, гарантирована доставка сообщений SOS. Для экономии трафика возможна передача условных сообщений от телефона (телефон передает, например, «123», геопортал расшифровывает это сообщение в соответствии со словарем, который формирует сам пользователь портала).

Алгоритм активации услуги LBS на телефоне 9575 не должен вызвать особых трудностей, но, безусловно, потребует некоторого времени. На рис. 2 приведена последовательность действий пользователя и провайдера услуг, которая сводится к алгоритму: пользователь настраивает телефон (нужно включить GPS-приемник, указать, как часто приемник GPS должен рассчитывать местоположение, как часто телефон должен передавать отчеты на геопортал), провайдер активирует услугу в базе данных Иридиума и предоставляет пользователю пароль доступа на свой геопортал, пользователь регистрирует свой телефон на геопортале и активирует функцию LBS из меню телефона.

Рис. 2. Активация услуги LBS на телефоне 9575

Применение в морской индустрии

Ни для кого не секрет, что индивидуальные телефоны «Иридиум» широко используются в морской индустрии. Компания «Иридиум» в настоящее время находится в середине пути по признанию своей сети связи как второго оператора подвижной спутниковой связи (после компании «Инмарсат») для нужд ГМССБ. По статистике компании «Иридиум», сейчас на морских и речных торговых судах используются более 50 000 устройств «Иридиум». Безусловно, трубка «Иридиум» не может заменить требуемое к установке радиооборудование ГМССБ, но для многих приложений и ситуаций она является весьма разумным дополнительным видом связи.

Контроль передвижения вспомогательных судов, выдача телефона экипажу по событию, когда необходимо отслеживать передвижение судна, выдача телефона путейским бригадам, организация аварийной связи на месте проведения поисково-спасательной операции – примеров использования этого оборудования можно привести много.

Широкое внедрение услуг М2М в отечественном флоте, безусловно, будет способствовать повышению безопасности судоходства. При этом открывается достаточно широкое поле деятельности и для отечественных производителей оборудования связи. Модемы SBD типа 9602, 9603N компании «Иридиум» не являются завершенным продуктом, готовым к использованию. Эти модемы могут быть лишь частью контроллера, который определяет логику работы устройства М2М. Разработка контроллеров и программного обеспечения к ним для различных приложений в интересах морского и речного флота страны может являться предметом деятельности российских компаний.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...