Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Повышение безопасности судоходства и технологии М2М подвижной мобильной спутниковой связи

Безопасность мореплавания
Повышение безопасности судоходства и технологии М2М подвижной мобильной спутниковой связи

Привычный слуху специалиста термин М2М (machine-to-machine, man-to-machine и machine-to-mobile, то есть «машина машине», «человек машине», «машина мобильной машине») характеризует область деятельности, которая позволяет объединить информационные технологии и удаленные объекты в один слаженный механизм, выполняющий самые разнообразные функции.

Сергей Старик, заместитель генерального директора ФГУП «Морсвязьспутник»

М2М в различных сферах деятельности

В настоящее время во всем мире наблюдается резкий рост использования приложений М2М в различных сферах деятельности. Здесь можно упомянуть мониторинг подвижных объектов, мониторинг нефтегазовых трубопроводов, экологию, метеорологию, охрану, военные приложения, объекты энергетики. Примеры использования технологий М2М на морском и речном транспорте включают различные локальные системы мониторинга судов или объектов СНО, системы дистанционного контроля расхода топлива, системы контроля параметров механизмов и устройств (например, температура в трюмах). Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР – LRIT) и судовая система охранного оповещения (ССОО – SSAS) также могут быть отнесены к классу М2М систем.

Частичное покрытие бассейнов рек GSM-связью и отсутствие GSM-связи на просторах Мирового океана заставляют использовать в приложениях М2М для морских и речных судов услуги глобальных операторов систем подвижной спутниковой связи. Глобальными операторами систем подвижной спутниковой связи, способными обеспечить услуги М2М (наличие оборудования и необходимых сетевых услуг), являются несколько компаний. В этой статье мы ограничимся упоминанием только двух операторов: «Инмарсат» и «Иридиум».

Оборудование и услуги этих операторов наиболее широко используются во всем мире на судах морского и речного флота. «Инмарсат» – признанный оператор подвижной спутниковой связи для ГМССБ. «Иридиум» только приступил к процедуре признания права быть оператором подвижной спутниковой связи ГМССБ через соответствующие процедуры Международной морской организации (IMO). Ограничимся этими операторами также по причине того, что ФГУП «Морсвязьспутник» накопило достаточный опыт работы с оборудованием компаний «Инмарсат» и «Иридиум». Около 1500 торговых судов под флагом России были оснащены оборудованием М2М для выполнения международных требований к системе опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР) и системе судового охранного оповещения (ССОО). ФГУП «Морсвязьспутник» интенсивно работает и по внедрению услуг Иридиум SBD (short burst data – передача данных короткими пачками) в интересах транспортного комплекса России.

Компания «Инмарсат» в настоящее время эксплуатирует спутники связи четвертого поколения. Геостационарные спутники обеспечивают почти глобальное покрытие, вплоть до 70-й широты. Компания «Иридиум» является оператором сети связи с использованием низкоорбитальных спутников. Группировка из 66 спутников (11 орбитальных плоскостей по 6 спутников в каждой) обеспечивает полностью глобальное покрытие поверхности Земли. «Инмарсат» предлагает оборудование М2М серий IsatM2M, IsatDataPro, BGAN M2M. «Иридиум» предлагает оборудование М2М на основе модемов SBD типа 9602, 9603N и 9523.

Возможности спутникового телефона

Рассмотрим более детально спутниковый телефон от компании «Иридиум» – 9575 Extreme. Этот продукт удачно сочетает в себе функции телефона, модема для низкоскоростного доступа в Интернет (до 2400 бит/сек) и устройства М2М. Внешний вид телефона представлен на рис. 1.

Рис. 1. Телефон 9575 Extreme.








Телефон обеспечивает сервис М2М – услуга SBD (передача данных короткими пачками) в этом случае носит название LBS (Location Based Service – сервис определения местоположения). Сердце телефона модем 9523 обеспечивает передачу 1960 байт полезной информации и прием 1890 байт информации. В мире М2М это очень большая порция данных, ведь для передачи информации о координатах, скорости и направлении движения объекта достаточно 100 бит. Телефон выполнен в особо прочном корпусе (отсюда и название Extreme – для экстремальных условий). Телефон оснащен кнопкой «Тревога», при активации которой будет обеспечена передача аварийных сообщений в назначенные адреса.

Особенность использования технологии М2М для этого устройства состоит в том, что учитываются отличительные свойства индивидуального использования. Это устройство для людей в пути, в плавании. К нему нельзя подключить датчики для измерения и передачи тех или иных параметров, что традиционно для устройств М2М. Но он учитывает особенности индивидуального использования: показывает маршрут движения сторонним наблюдателям на геоинформационном портале провайдера услуг, обеспечивает независимую от SMS передачу сигнала SOS по каналу SBD, предоставляет службам, контролирующим передвижение, возможность изменять частоту отчетов, обеспечивает передачу текстовой информации, независимую от SMS, передачу условных команд через эфир.

Все перечисленные функции реализованы на геоинформационном портале SBD услуг ФГУП «Морсвязьспутник». Портал получил статус premium от компании «Иридиум».

Пример: для экипажа лоцмейстерского судна с телефоном 9575 будет обеспечена безусловная телефонная связь в зонах отсутствия GSM-покрытия и одновременно с этим отслеживание передвижения судна в интересах руководителя работ по СНО на бассейне. При этом расходы на связь строго контролируемы и могут планироваться и закладываться в бюджет заранее.

Еще один пример. Российский мотоциклист, совершая кругосветное путешествие, попал в аварию в джунглях Лаоса. Из-за травм он самостоятельно был не в состоянии выбраться из-под лежащего мотоцикла. Сделал звонок в Москву с призывом о помощи. Телефон 9575 в момент вызова при активной услуге LBS всегда передает координаты по каналу SBD. Точные координаты происшествия были определены на геоинформационном портале и переданы в соответствующую службу Лаоса.

Услуга LBS при ее активации на телефоне пользователя работает независимо от других действий с телефоном. Телефон 9575 вместе с порталом геоинформационных услуг при активации LBS-сервиса обеспечивают отслеживание маршрута движения объекта мониторинга, при этом есть возможность изменять частоту отчетов о местоположении объекта, гарантирована доставка сообщений SOS. Для экономии трафика возможна передача условных сообщений от телефона (телефон передает, например, «123», геопортал расшифровывает это сообщение в соответствии со словарем, который формирует сам пользователь портала).

Алгоритм активации услуги LBS на телефоне 9575 не должен вызвать особых трудностей, но, безусловно, потребует некоторого времени. На рис. 2 приведена последовательность действий пользователя и провайдера услуг, которая сводится к алгоритму: пользователь настраивает телефон (нужно включить GPS-приемник, указать, как часто приемник GPS должен рассчитывать местоположение, как часто телефон должен передавать отчеты на геопортал), провайдер активирует услугу в базе данных Иридиума и предоставляет пользователю пароль доступа на свой геопортал, пользователь регистрирует свой телефон на геопортале и активирует функцию LBS из меню телефона.

Рис. 2. Активация услуги LBS на телефоне 9575

Применение в морской индустрии

Ни для кого не секрет, что индивидуальные телефоны «Иридиум» широко используются в морской индустрии. Компания «Иридиум» в настоящее время находится в середине пути по признанию своей сети связи как второго оператора подвижной спутниковой связи (после компании «Инмарсат») для нужд ГМССБ. По статистике компании «Иридиум», сейчас на морских и речных торговых судах используются более 50 000 устройств «Иридиум». Безусловно, трубка «Иридиум» не может заменить требуемое к установке радиооборудование ГМССБ, но для многих приложений и ситуаций она является весьма разумным дополнительным видом связи.

Контроль передвижения вспомогательных судов, выдача телефона экипажу по событию, когда необходимо отслеживать передвижение судна, выдача телефона путейским бригадам, организация аварийной связи на месте проведения поисково-спасательной операции – примеров использования этого оборудования можно привести много.

Широкое внедрение услуг М2М в отечественном флоте, безусловно, будет способствовать повышению безопасности судоходства. При этом открывается достаточно широкое поле деятельности и для отечественных производителей оборудования связи. Модемы SBD типа 9602, 9603N компании «Иридиум» не являются завершенным продуктом, готовым к использованию. Эти модемы могут быть лишь частью контроллера, который определяет логику работы устройства М2М. Разработка контроллеров и программного обеспечения к ним для различных приложений в интересах морского и речного флота страны может являться предметом деятельности российских компаний.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Современный навигационный комплекс «Преданного» разработан Группой «Кронштадт»

Современный навигационный комплекс «Преданного» разработан Группой «Кронштадт» 15 сентября на АО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялась торжественная церемония поднятия флага ...

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Российская экономика

«Газпром» и «НОВАТЭК» могут принять участие в газовых проектах в Марокко

«Газпром» и «НОВАТЭК» могут принять участие в газовых проектах в Марокко Российские компании «Газпром» и «НОВАТЭК» готовы участвовать в реализации крупных проектов в Марокко...

Зеленодольский судозавод 23 сентября спустит на воду судно для заказчика из ОАЭ

Зеленодольский судозавод 23 сентября спустит на воду судно для заказчика из ОАЭ Зеленодольский судостроительный завод 23 сентября проведет церемонию спуска на воду скоростного пасс...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Минтранс проанализирует валютные долги стивидоров для перехода на расчеты в рублях – Олерский

Минтранс проанализирует валютные долги стивидоров для перехода на расчеты в рублях – Олерский Министерство транспорта РФ запросит стивидоров на предмет структуры долговых обязательств в валюте и...

Росморпорт выполнил установку плавучих предостерегательных знаков на подходах к морскому порту Сабетта

Росморпорт выполнил установку плавучих предостерегательных знаков на подходах к морскому порту Сабетта Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2017 года выполнил установку 26 плавучих предосте...




Морской транспорт

Увеличение дивидендов «Совкомфлота» может стать альтернативой его приватизации

Увеличение дивидендов «Совкомфлота» может стать альтернативой его приватизации Альтернативой приватизации крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлота» в условиях ухудше...

A.P. Moeller-Maersk продает танкерный бизнес APMH Invest за $1,17 млн

A.P. Moeller-Maersk продает танкерный бизнес APMH Invest за $1,17 млн Датская компания A.P. Moeller-Maersk заключила соглашение с APMH Invest («дочка» A.P. Moller Hol...

Речной транспорт

Экспедиция по спасению Волги станет межрегиональной

Экспедиция по спасению Волги станет межрегиональной В Волжском государственном университете водного транспорта ученые ВУЗов-партнеров проекта Русского г...

Коммунальщики выловили из Москвы-реки 2 тыс. кубометров мусора и черепаху

Коммунальщики выловили из Москвы-реки 2 тыс. кубометров мусора и черепаху Технический флот «Мосводостока» за пять месяцев 2017 года выловил в Москве-реке более 2 тыс. кубомет...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...