Развитие Арктики: место регионов - Морские вести России

Развитие Арктики: место регионов

25.09.2016

Севморпуть

Пятый Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел в Санкт-Петербурге с 7 по 9 декабря 2015 года. В работе форума приняли участие более тысячи делегатов из России и зарубежных стран, в том числе представители федеральных министерств и ведомств, органов власти регионов РФ, госкорпораций, системообразующих компаний, ведущих научных и образовательных организаций и т.д.

В рамках V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» состоялось пленарное заседание «Арктические регионы: точки роста российской экономики», на котором выступили главы субъектов Федерации, отнесенных к Арктической зоне РФ.

А. Сидоров, Москва – Санкт-Петербург – Москва

Мурманская область

Как заявила губернатор Мурманской области Марина Ковтун, обслуживание шельфовых проектов, аквакультура и туризм станут новыми направлениями развития руководимого ею региона.

«Мурманскую область принято относить к старопромышленным регионам, но мы находим новые направления развития, – начала свое выступление Марина Ковтун. – Среди них – сервис шельфовых проектов, аквакультура и туризм. Для поддержки этих проектов мы предусмотрели в законодательстве целый ряд преференций».

«Безусловное наше преимущество – глубоководный незамерзающий морской порт Мурманск. Для создания круглогодичного глубоководного морского центра по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля, минеральных удобрений в Мурманской области в рамках ФЦП реализуется проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Он предусматривает развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры. За счет федерального бюджета предусмотрено строительство новых и реконструкция существующих объектов ж/д инфраструктуры, дноуглубление акватории и подходов к портовым терминалам. Частные инвестиции проекта будут направлены на строительство терминалов по перевалке угля и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива», – отметила губернатор.

«Газпром», «Роснефть» и НОВАТЭК рассматривают наш регион как один из самых перспективных для создания береговых баз снабжения материалами и оборудованием шельфовых месторождений, развертывания производственных мощностей по строительству и обслуживанию морских платформ. Для обеспечения шельфовых проектов в Западной Арктике «Роснефть» разместит на мощностях 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково опорную береговую базу», – добавила глава Мурманской области.

«Понимая ограничения, которые создает статус закрытого города, мы с 1 января 2015 г. выделили Росляково из состава ЗАТО. Также прорабатывается вопрос о создании на территории завода участка особой экономической зоны и индустриального парка», – подчеркнула Марина Ковтун.

«Принятые западными странами секторальные санкции, в частности запрет на экспорт технологий, услуг, оборудования для разведки и добычи углеводородов на арктическом шельфе в сочетании с блокировкой доступа к мировым финансовым рынкам, создают определенные сложности в реализации планов нефтегазовых компаний. Но уверена, что тренд на активное освоение Арктики, принятый нашим государством, будет продолжен», – заключила губернатор Мурманской области.

Также Марина Ковтун высказала мнение о том, что Администрацию Северного морского пути для более эффективного управления арктическим судоходством следует перенести из Москвы в Мурманск.

«Один из важнейших вопросов функционирования судоходства по Северному морскому пути – это вопрос безопасности, – сказала губернатор. – Сегодня все основные регулирующие арктическое судоходство подразделения Минтранса России и других федеральных структур расположены в Мурманске. Это «Атомфлот», Администрация морских портов Западной Арктики, Пограничное управление ФСБ по Западному Арктическому району, Северный филиал спасательной службы Росморречфлота, объединенное командование Северного флота».

«Но за управление Северным морским путем отвечают учреждения, расположенные в Москве, – продолжила Марина Ковтун. – Для совершенствования организации движения судов, их ледокольной проводки и обеспечения безопасности мореплавания мы предлагаем перенести Администрацию Севморпути в Мурманск. Мурманск – первый российский порт на трассе Севморпути при движении на восток или последний порт при движении на запад. Именно в нем проходящие суда открывают или закрывают российскую границу, пополняют бункер. Вопрос переноса Администрации требует проработки, мы готовы его обсуждать в том числе и с другими арктическими регионами России».

Архангельская область

Губернатор Архангельской области Юрий Орлов отметил, что Северный морской путь обладает огромным потенциалом, но этот потенциал невозможно высвободить без формирования развитой инфраструктуры.

«Севморпуть не сможет формировать тот поток грузов и услуг, которые в дальнейшем должны обеспечивать развитие Арктики, если мы не решим задачу портов, подходных путей, оказания инфраструктурных услуг и поддержания Севморпути. Именно поэтому приоритетами в этом году совместно с коллегами из Коми, Мурманской области, Пермского края назвали задачи, связанные с развитием Белкомура и глубоководного порта Архангельск», – сказал губернатор.

«Для многих государств развитие проекта Нового Шелкового пути означает широкий тракт, который включает в себя в том числе и северную его часть, то есть дорогу от Перми до Архангельска и далее в Мурманск по железной дороге. Эта дорога, Белкомур, должна заканчиваться портом, и помимо развития Мурманского транспортного узла мы предложили проект развития Архангельского глубоководного порта. Сейчас проект находится в стадии рассмотрения, работа ведется активно, и мы рассчитываем, что в апреле 2016 года все запланированные документы, а главное – декларация о строительстве порта будут подписаны и оформлены», – сообщил Юрий Орлов.

Архангельский губернатор поделился опытом приватизации государственной рыболовецкой компании: «Полтора года назад нам удалось впервые реализовать проект продажи 100% акций Архангельского тралового флота с сохранением социальных обязательств. И впервые за 20 лет АТФ показал прибыль. Это прорыв, потому что все привыкли, что рыба – дело темное. И сейчас вместе с новыми собственниками компании мы ведем переговоры о строительстве четырех судов, для того чтобы увеличить объем добычи и переработки рыбы».

«Проекты, которые мы реализуем с участием предприятий судостроительного комплекса, ряда предприятий города Архангельска, позволяют думать о том, что мы находимся в надлежащем тонусе в области добычи полезных ископаемых. Самая большая в мире ледовая платформа построена в Северодвинске, на предприятии «Севмаш». И она сегодня добывает ресурсы на шельфе Российской Арктики. Но основную функцию промышленности региона мы видим в создании системы сервисного обслуживания нефтегазовых и прочих проектов Российской Арктики. Именно поэтому сегодня все проекты и предложения, которые формируются в этом направлении, являются предметом заботы региональной власти. Потому что наш научный, людской и логистический потенциал позволяет предлагать наиболее взвешенные решения», – обозначил приоритеты региональной экономики Юрий Орлов.

Ненецкий и Чукотский автономные округа

Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин подчеркнул, что для того чтобы добывать и транспортировать больше нефти, нужно создавать современную инфраструктуру.

«Среди важных мероприятий, осуществляемых в нашем округе, – реконструкция Нарьян-Марского морского торгового порта. Также еще один независящий от других государств выход России к Мировому океану может обеспечить строительство морского порта в бухте Индига. Этот порт может стать потенциальной точкой роста экономики региона», – отметил губернатор.

«У Индиги очень выгодное географическое положение, – перечислил Игорь Кошин преимущества проекта. – Бухта находится посредине между портами Мурманск и Сабетта. Индига расположена в незамерзающей части Баренцева моря, благодаря чему суда ледового класса могут заходить в порт без ледокола в течение 185 дней в году. Кроме того, глубины в бухте достигают 18 м, а это значит, что порт может принимать крупнотоннажные танкеры дедвейтом до 250 тыс. тонн. Среди других преимуществ – близость к месторождениям полезных ископаемых нашего округа, прежде всего речь идет о Тимано-Печорском нефтеносном бассейне. Рядом два крупных газовых месторождения – Интинское и Коровинское, там планируется построить современный газотехнический комплекс».

«Убежден, что все субъекты, в том числе и арктические, должны конкурировать за инвестора, за внимание федеральных властей. Но тот вектор, который был задан на заседании Арктической комиссии ее председателем Дмитрием Рогозиным, – это координация усилий всех инвесторов, органов государственной власти и субъектов Федерации в деле развития Арктики в целом ради усиления экономики страны.

Арктика очень многого требует, но еще больше она отдает взамен. И наша основная задача сегодня – взять это, сохранить и приумножить», – заключил Игорь Кошин.

В свою очередь губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин рассказал собравшимся о том, что, поскольку экономика руководимого им округа не может зависеть только от золота, в субъекте Федерации была принята долгосрочная стратегия развития, базирующаяся на двух зонах опережающего развития.

«В частности, нами реализуется проект Анадырской промышленной зоны, которая подразумевает освоение месторождения Беринговского каменноугольного бассейна с ресурсами более миллиона тонн угля. Благодаря проекту создана территория опережающего социально-экономического развития «Беринговский». Планируется выход на мощность добычи от 2 млн тонн в год до проектного потенциала 10-12 млн тонн в год», – сказал Роман Копин.

«Преимущество проекта заключается не только в богатых запасах, но и в выгодной логистике поставок. Плечо доставки угля в страны АТР, включая Японию, Корею и Китай, в два-три раза короче, чем у нынешних основных поставщиков, то есть Австралии, Канады, США и стран Южной Америки», – подчеркнул губернатор.

«Мы рассматриваем ТОР как оболочку, позволяющую привлечь новых резидентов. В результате использования механизма государственно-частного партнерства будет сформирован качественно новый экономический кластер в Арктике, создана опорная база для Севморпути, а также стабильный геополитический плацдарм для освоения северо-востока России», – заключил глава региона.

Республика Коми и другие регионы

Врио главы Республики Коми Сергей Гапликов подчеркнул, что перспективу развития Арктики трудно недооценить. «Сегодня в результате имеющейся стратегии развития регионов складывается уникальный проектный потенциал развития этой территории», – сказал он.

«Успешная реализация приоритетных проектов в Арктической зоне России обеспечивает национальную безопасность государства. Но безопасность невозможна без модернизации транспортной системы. А выход к Северному морю, в арктический шельф выводит транспортную безопасность России на самый высокий уровень. Синхронизация транспортных проектов Коми, которые сегодня связывают, кроме всего прочего, Мурманский транспортный узел, порт Сабетта и остальной Ямал, имеет большие и достаточно важные перспективы. Нам необходимо объединять усилия с НАО по развитию морских территорий, этих морских ворот, которые обеспечивают наиболее качественное развитие всех возможностей», – отметил врио губернатора.

Александр Мажаров, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого округа, сообщил, что строительство порта Сабетта и Северного широтного хода придаст мощный импульс развитию российского Севера, обеспечит арктические регионы выходом на промышленные и инфраструктурные центры, расположенные внутри страны.

Петр Алексеев, первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия), выступил с предложением включить все 13 арктических районов Якутии в состав Арктической зоны РФ. «Северный завоз в некоторые неарктические районы гораздо более трудоемкий, чем в арктические, – объяснил свою инициативу Алексеев. – Мы вышли с этим предложением в том числе на президиум Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации. И МЭР уже получило поручение пересмотреть критерии включения региона в Арктическую зону РФ».

Заместитель председателя правительства Красноярского края Юрий Захаринский подчеркнул, что одним из наиболее актуальных проектов для края является проект «Енисей – Северный морской путь». В ходе его реализации необходимо разработать программу реконструкции и создания современной инфраструктуры Арктики и северных территорий России. Это подразумевает реконструкцию морских портов Хатанга, Диксон, Игарка и Дудинка.

«В советское время были суперпроекты, такие как освоение целины, строительство БАМа. Думаю, что освоение Арктики должно стать для России таким же суперпроектом», – заметил представитель руководства Красноярского края.

Морские вести России №3 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ