Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Развитие Арктики: место регионов

Севморпуть
Развитие Арктики: место регионов

Пятый Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел в Санкт-Петербурге с 7 по 9 декабря 2015 года. В работе форума приняли участие более тысячи делегатов из России и зарубежных стран, в том числе представители федеральных министерств и ведомств, органов власти регионов РФ, госкорпораций, системообразующих компаний, ведущих научных и образовательных организаций и т.д.

В рамках V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» состоялось пленарное заседание «Арктические регионы: точки роста российской экономики», на котором выступили главы субъектов Федерации, отнесенных к Арктической зоне РФ.

А. Сидоров, Москва – Санкт-Петербург – Москва

Мурманская область

Как заявила губернатор Мурманской области Марина Ковтун, обслуживание шельфовых проектов, аквакультура и туризм станут новыми направлениями развития руководимого ею региона.

«Мурманскую область принято относить к старопромышленным регионам, но мы находим новые направления развития, – начала свое выступление Марина Ковтун. – Среди них – сервис шельфовых проектов, аквакультура и туризм. Для поддержки этих проектов мы предусмотрели в законодательстве целый ряд преференций».

«Безусловное наше преимущество – глубоководный незамерзающий морской порт Мурманск. Для создания круглогодичного глубоководного морского центра по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля, минеральных удобрений в Мурманской области в рамках ФЦП реализуется проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Он предусматривает развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры. За счет федерального бюджета предусмотрено строительство новых и реконструкция существующих объектов ж/д инфраструктуры, дноуглубление акватории и подходов к портовым терминалам. Частные инвестиции проекта будут направлены на строительство терминалов по перевалке угля и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива», – отметила губернатор.

«Газпром», «Роснефть» и НОВАТЭК рассматривают наш регион как один из самых перспективных для создания береговых баз снабжения материалами и оборудованием шельфовых месторождений, развертывания производственных мощностей по строительству и обслуживанию морских платформ. Для обеспечения шельфовых проектов в Западной Арктике «Роснефть» разместит на мощностях 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково опорную береговую базу», – добавила глава Мурманской области.

«Понимая ограничения, которые создает статус закрытого города, мы с 1 января 2015 г. выделили Росляково из состава ЗАТО. Также прорабатывается вопрос о создании на территории завода участка особой экономической зоны и индустриального парка», – подчеркнула Марина Ковтун.

«Принятые западными странами секторальные санкции, в частности запрет на экспорт технологий, услуг, оборудования для разведки и добычи углеводородов на арктическом шельфе в сочетании с блокировкой доступа к мировым финансовым рынкам, создают определенные сложности в реализации планов нефтегазовых компаний. Но уверена, что тренд на активное освоение Арктики, принятый нашим государством, будет продолжен», – заключила губернатор Мурманской области.

Также Марина Ковтун высказала мнение о том, что Администрацию Северного морского пути для более эффективного управления арктическим судоходством следует перенести из Москвы в Мурманск.

«Один из важнейших вопросов функционирования судоходства по Северному морскому пути – это вопрос безопасности, – сказала губернатор. – Сегодня все основные регулирующие арктическое судоходство подразделения Минтранса России и других федеральных структур расположены в Мурманске. Это «Атомфлот», Администрация морских портов Западной Арктики, Пограничное управление ФСБ по Западному Арктическому району, Северный филиал спасательной службы Росморречфлота, объединенное командование Северного флота».

«Но за управление Северным морским путем отвечают учреждения, расположенные в Москве, – продолжила Марина Ковтун. – Для совершенствования организации движения судов, их ледокольной проводки и обеспечения безопасности мореплавания мы предлагаем перенести Администрацию Севморпути в Мурманск. Мурманск – первый российский порт на трассе Севморпути при движении на восток или последний порт при движении на запад. Именно в нем проходящие суда открывают или закрывают российскую границу, пополняют бункер. Вопрос переноса Администрации требует проработки, мы готовы его обсуждать в том числе и с другими арктическими регионами России».

Архангельская область

Губернатор Архангельской области Юрий Орлов отметил, что Северный морской путь обладает огромным потенциалом, но этот потенциал невозможно высвободить без формирования развитой инфраструктуры.

«Севморпуть не сможет формировать тот поток грузов и услуг, которые в дальнейшем должны обеспечивать развитие Арктики, если мы не решим задачу портов, подходных путей, оказания инфраструктурных услуг и поддержания Севморпути. Именно поэтому приоритетами в этом году совместно с коллегами из Коми, Мурманской области, Пермского края назвали задачи, связанные с развитием Белкомура и глубоководного порта Архангельск», – сказал губернатор.

«Для многих государств развитие проекта Нового Шелкового пути означает широкий тракт, который включает в себя в том числе и северную его часть, то есть дорогу от Перми до Архангельска и далее в Мурманск по железной дороге. Эта дорога, Белкомур, должна заканчиваться портом, и помимо развития Мурманского транспортного узла мы предложили проект развития Архангельского глубоководного порта. Сейчас проект находится в стадии рассмотрения, работа ведется активно, и мы рассчитываем, что в апреле 2016 года все запланированные документы, а главное – декларация о строительстве порта будут подписаны и оформлены», – сообщил Юрий Орлов.

Архангельский губернатор поделился опытом приватизации государственной рыболовецкой компании: «Полтора года назад нам удалось впервые реализовать проект продажи 100% акций Архангельского тралового флота с сохранением социальных обязательств. И впервые за 20 лет АТФ показал прибыль. Это прорыв, потому что все привыкли, что рыба – дело темное. И сейчас вместе с новыми собственниками компании мы ведем переговоры о строительстве четырех судов, для того чтобы увеличить объем добычи и переработки рыбы».

«Проекты, которые мы реализуем с участием предприятий судостроительного комплекса, ряда предприятий города Архангельска, позволяют думать о том, что мы находимся в надлежащем тонусе в области добычи полезных ископаемых. Самая большая в мире ледовая платформа построена в Северодвинске, на предприятии «Севмаш». И она сегодня добывает ресурсы на шельфе Российской Арктики. Но основную функцию промышленности региона мы видим в создании системы сервисного обслуживания нефтегазовых и прочих проектов Российской Арктики. Именно поэтому сегодня все проекты и предложения, которые формируются в этом направлении, являются предметом заботы региональной власти. Потому что наш научный, людской и логистический потенциал позволяет предлагать наиболее взвешенные решения», – обозначил приоритеты региональной экономики Юрий Орлов.

Ненецкий и Чукотский автономные округа

Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин подчеркнул, что для того чтобы добывать и транспортировать больше нефти, нужно создавать современную инфраструктуру.

«Среди важных мероприятий, осуществляемых в нашем округе, – реконструкция Нарьян-Марского морского торгового порта. Также еще один независящий от других государств выход России к Мировому океану может обеспечить строительство морского порта в бухте Индига. Этот порт может стать потенциальной точкой роста экономики региона», – отметил губернатор.

«У Индиги очень выгодное географическое положение, – перечислил Игорь Кошин преимущества проекта. – Бухта находится посредине между портами Мурманск и Сабетта. Индига расположена в незамерзающей части Баренцева моря, благодаря чему суда ледового класса могут заходить в порт без ледокола в течение 185 дней в году. Кроме того, глубины в бухте достигают 18 м, а это значит, что порт может принимать крупнотоннажные танкеры дедвейтом до 250 тыс. тонн. Среди других преимуществ – близость к месторождениям полезных ископаемых нашего округа, прежде всего речь идет о Тимано-Печорском нефтеносном бассейне. Рядом два крупных газовых месторождения – Интинское и Коровинское, там планируется построить современный газотехнический комплекс».

«Убежден, что все субъекты, в том числе и арктические, должны конкурировать за инвестора, за внимание федеральных властей. Но тот вектор, который был задан на заседании Арктической комиссии ее председателем Дмитрием Рогозиным, – это координация усилий всех инвесторов, органов государственной власти и субъектов Федерации в деле развития Арктики в целом ради усиления экономики страны.

Арктика очень многого требует, но еще больше она отдает взамен. И наша основная задача сегодня – взять это, сохранить и приумножить», – заключил Игорь Кошин.

В свою очередь губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин рассказал собравшимся о том, что, поскольку экономика руководимого им округа не может зависеть только от золота, в субъекте Федерации была принята долгосрочная стратегия развития, базирующаяся на двух зонах опережающего развития.

«В частности, нами реализуется проект Анадырской промышленной зоны, которая подразумевает освоение месторождения Беринговского каменноугольного бассейна с ресурсами более миллиона тонн угля. Благодаря проекту создана территория опережающего социально-экономического развития «Беринговский». Планируется выход на мощность добычи от 2 млн тонн в год до проектного потенциала 10-12 млн тонн в год», – сказал Роман Копин.

«Преимущество проекта заключается не только в богатых запасах, но и в выгодной логистике поставок. Плечо доставки угля в страны АТР, включая Японию, Корею и Китай, в два-три раза короче, чем у нынешних основных поставщиков, то есть Австралии, Канады, США и стран Южной Америки», – подчеркнул губернатор.

«Мы рассматриваем ТОР как оболочку, позволяющую привлечь новых резидентов. В результате использования механизма государственно-частного партнерства будет сформирован качественно новый экономический кластер в Арктике, создана опорная база для Севморпути, а также стабильный геополитический плацдарм для освоения северо-востока России», – заключил глава региона.

Республика Коми и другие регионы

Врио главы Республики Коми Сергей Гапликов подчеркнул, что перспективу развития Арктики трудно недооценить. «Сегодня в результате имеющейся стратегии развития регионов складывается уникальный проектный потенциал развития этой территории», – сказал он.

«Успешная реализация приоритетных проектов в Арктической зоне России обеспечивает национальную безопасность государства. Но безопасность невозможна без модернизации транспортной системы. А выход к Северному морю, в арктический шельф выводит транспортную безопасность России на самый высокий уровень. Синхронизация транспортных проектов Коми, которые сегодня связывают, кроме всего прочего, Мурманский транспортный узел, порт Сабетта и остальной Ямал, имеет большие и достаточно важные перспективы. Нам необходимо объединять усилия с НАО по развитию морских территорий, этих морских ворот, которые обеспечивают наиболее качественное развитие всех возможностей», – отметил врио губернатора.

Александр Мажаров, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого округа, сообщил, что строительство порта Сабетта и Северного широтного хода придаст мощный импульс развитию российского Севера, обеспечит арктические регионы выходом на промышленные и инфраструктурные центры, расположенные внутри страны.

Петр Алексеев, первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия), выступил с предложением включить все 13 арктических районов Якутии в состав Арктической зоны РФ. «Северный завоз в некоторые неарктические районы гораздо более трудоемкий, чем в арктические, – объяснил свою инициативу Алексеев. – Мы вышли с этим предложением в том числе на президиум Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации. И МЭР уже получило поручение пересмотреть критерии включения региона в Арктическую зону РФ».

Заместитель председателя правительства Красноярского края Юрий Захаринский подчеркнул, что одним из наиболее актуальных проектов для края является проект «Енисей – Северный морской путь». В ходе его реализации необходимо разработать программу реконструкции и создания современной инфраструктуры Арктики и северных территорий России. Это подразумевает реконструкцию морских портов Хатанга, Диксон, Игарка и Дудинка.

«В советское время были суперпроекты, такие как освоение целины, строительство БАМа. Думаю, что освоение Арктики должно стать для России таким же суперпроектом», – заметил представитель руководства Красноярского края.

Морские вести России №3 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...