Россия расширяет влияние в Арктике

Севморпуть
Россия расширяет влияние в Арктике

Развитие Арктики и Северного морского пути по-прежнему остается в центре внимания правительства России, специалистов морского транспорта и общественности. Об этом свидетельствует и намерение нашей страны подать в этом году в Международную комиссию по границам континентального шельфа заявку на расширение границы РФ в Арктике, и ряд других шагов, предпринятых первыми лицами государства и морской отрасли в последнее время.

Юлия Орлова, спецкор

СМП будет развиваться комплексно

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал комплексный проект развития Севморпути, признав, что последний у нас пока используется слабо. Между тем цель поставлена серьезная – превысить объемы перевозок, существовавшие во времена СССР. Сегодня объем транспортировки грузов по СМП составляет 4 млн тонн. За предстоящие 15 лет – а это сроки реализации комплексного плана – возможно перевезти более 80 млн тонн, то есть в 20 раз увеличить нынешние показатели. Такое пояснение дал заместитель Д. Медведева Аркадий Дворкович.

Обеспокоенность, связанную с обеспечением ледоколами на трассах СМП, неоднократно высказывал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Еще в мае на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства он призвал в ближайшие полтора года принять решение о строительстве двух атомных ледоколов, необходимых для эксплуатации в Арктике. Вице-премьер рассказал главе государства о том, что накануне принял участие в церемонии закладки первого серийного атомного ледокола в Санкт-Петербурге. Он отметил, что сейчас в России работают пять таких ледоколов, однако их ресурс скоро иссякнет. По словам Рогозина, готовность головного ледокола серии составляет 18%, он будет построен к 2017 году. Остальные ледоколы будут готовы к 2019 и 2022 году.

Кроме того, на Балтийском заводе продолжается строительство первого плавучего энергоблока и дизель-электрического ледокола мощностью 25 мегаватт. Необходимо обеспечить стабильное финансирование этих проектов. Сегодня объем затрат на строительство новых ледоколов составляет около 84 млрд рублей.

Среди новых проектов судостроения – создание ледокола-лидера, который должен быть вдвое мощнее атомного. Суперледокол сможет проходить льды толщиной более 4 метров. «Оснащение Арктики таким ледоколом позволит нам в любых условиях, в любой ледовой обстановке обеспечить бесперебойную круглогодичную реализацию Севморпути, что создаст большие конкурентные возможности», – подчеркнул тогда Рогозин.

Чуть позже в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер подробно рассказал о ближайших планах строительства ледоколов нового поколения. Упоминая, в частности, о суперледоколе, способном преодолевать лед толщиной свыше 4 м, он отметил, что судно сможет обеспечивать проводку караванов газовозов дедвейтом не менее 200 тыс. тонн, что «позволит России быть реальным хозяином уникальных месторождений газа и вновь укрепит наши позиции как великой энергетической державы».

Существуют также разработки «мелкосидящих» ледоколов для шельфа и специальной робототехники для проведения подводных работ в арктической зоне. Рогозин пояснил, что и разработки, и строительство делаются вовремя и по графику. Как стало известно после совещания у главы правительства Дмитрия Медведева, проект суперледокола для Северного морского пути будет представлен в течение этого года.

Развитию СМП и обеспечению на нем экологических стандартов было посвящено заседание Общественной комиссии по направлению «Экология» МОО «Ассоциация полярников» под председательством вице-президента этой ассоциации генерального директора ОАО «Россети» Олега Бударгина. Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге в рамках Петербургского международного экономического форума. Открывая мероприятие, О. Бударгин подчеркнул, что создание экологических стандартов, направленных на обеспечение экологической безопасности в Арктике, – определенное нововведение, поскольку таких стандартов в России просто не существует. «Все компании должны принять внутрикорпоративные правила работы в Арктике. Это ключевая цель нашей работы», – сказал он.

В ходе заседания комиссии были заслушаны доклады участников комиссии о рисках значительного ухудшения экологической обстановки в Арктике из-за активизации промышленного и научного освоения региона. «Создание общественного стандарта экологической безопасности Арктики направлено на обеспечение экологической безопасности региона. В числе приоритетных задач – охрана водного и воздушного бассейнов, недр и почв от загрязнения, засорения и истощения», – считают участники.

Для разработки общественного экологического стандарта будет создана специальная экспертная группа при комиссии. К ее работе будут подключены научные и экспертные организации. В августе-сентябре 2015 года экспертная группа проведет ряд выездных заседаний в регионах Арктической зоны РФ для вовлечения в работу над экологическим стандартом самого широкого круга людей, а затем состоится третье заседание Общественной комиссии МОО «Ассоциация полярников» по направлению «Экология», на котором будут представлены итоги формирования экологических стандартов.

Безопасность превыше всего

Безопасности в Арктике и других морских территориях были посвящены и некоторые другие мероприятия последних месяцев. Так, Госкорпорация «Росатом» в рамках целевой программы «Ядерная радиационная безопасность-2» до 2020 года планирует утилизировать все списанные суда технического обслуживания и плавбазы атомного флота. Об этом сказал глава «Росатома» Сергей Кириенко в Челябинске на VIII региональном общественном форуме-диалоге «70 лет российскому атому».

– Мы приступили к утилизации судов технического обслуживания и плавбаз, – поделился он. – До 2020 года должны завершить утилизацию всех 14 судов техобслуживания, выведенных из состава Северного и Тихоокеанского флотов, и двух судов атомного техобслуживания «Атомфлота».

По словам Кириенко, в прошлом году была завершена утилизация плавтехбазы «Володарский», на стапель поднята плавтехбаза «Лепсе», в этом году завершается выгрузка всего ее топлива и начинается конвертация. Кроме того, корпорация завершает утилизацию списанных флотом подводных лодок. Из 201 подлодки уже утилизировано 195, остальные в процессе разбора.

В числе важных проектов «обращения с атомным наследием» Кириенко также назвал создание в ПО «Маяк» (Челябинская область) в 2014 году технологии и оборудования для переработки уран-бериллиевого топлива из подлодок типа «Альфа», которое раньше не перерабатывалось, а только хранилось. Кроме того, он отметил, что «Росатом» вывел из эксплуатации более тысячи радиоизотопных термоэлектрических генераторов, располагавшихся в акваториях Северного Ледовитого океана, на тихоокеанском побережье, а также в Балтийском море.

Обеспечением безопасности в последнее время озабочены и бункеровщики. Об этом заявил, выступая на VI Международном форуме «Экология» в Санкт-Петербурге Максим Дегтярев, ведущий специалист ООО «Лукойл-Бункер».

– Главное негативное воздействие, которое может возникать во время бункеровки судов, – аварийные разливы нефтепродуктов, – сказал эксперт. – На бункеровщиков накладывается обязанность кроме безопасности судоходства обеспечивать безопасность погрузочно-разгрузочной деятельности. И чтобы предупредить разлив нефтепродуктов, предусматриваются организационные и инженерно-технические мероприятия. Они направлены на исключение разгерметизации оборудования, предупреждение взрывов, борьбу с возможными пожарами.

К организационным мероприятиям относятся в первую очередь лицензирование, а к инженерно-техническим – проведение операций по «закрытой схеме», то есть бункеровки по закрытой линии, поддержание в исправном состоянии оборудования, строгое соблюдение технологий и регламента, условий хранения топлива.

От IMO ждут взвешенного решения

Теме морской безопасности и предотвращению загрязнений уделяют внимание и зарубежные организации. Два международных объединения нефтяных компаний: IPIECA (Всемирная ассоциация нефтегазовой промышленности по охране окружающей среды и социальным вопросам) и OCIMF (Международный морской форум нефтяных компаний) представили на 68-й сессии Комитета по защите морской среды IMO совместный документ, связанный с предстоящим введением новых экологических правил по составу судового топлива.

Как известно, в сентябре 2012 года Европарламент согласовал новые нормативы IMO по максимальному уровню содержания серы в судовом топливе: 0,1% – в районах контроля выбросов (ECA) к 2015 году и 0,5% – к 2020 или 2025 году в областях, не входящих в ECA.

В документе IPIECA и OCIMF, представленном на 68-й сессии Комитета IMO, речь идет о необходимости провести глубокое исследование по оценке достаточности судового топлива, соответствующего новым стандартам. Полученные результаты потребуются IMO, чтобы окончательно определиться с годом вступления новых правил в силу.

Авторы документа подчеркнули, что развитие нефтеперерабатывающих мощностей для удовлетворения мирового спроса на топливо – это сложный, комплексный вопрос со многими взаимозависимыми переменными. Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, призывает IMO обратить внимание на следующие аспекты:

– Реакция рынка на решения, принимаемые в мировой нефтеперерабатывающей промышленности. Исторически сложилось так, что НПЗ добились принятия инвестиционных решений на основе соответствия спроса рыночным сигналам.

– Ограниченная гибкость НПЗ по модификации спектра получаемых продуктов. Изменение конфигурации заводов повлияет на объемы выпуска прочих нефтепродуктов. К этому вопросу нужно подходить с осторожностью: важно убедиться, что доступность топлива сохранится и что перемены не нанесут ущерба другим секторам экономики.

– В последние десятилетия в районах контроля выбросов ECA потребовалось увеличение производства легкого топлива (дистиллята), спрос на которое растет из года в год. При вступлении в силу глобальных правил по содержанию в топливе серы не более 0,5% потребуются еще большие объемы легкого топлива.

Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, предполагает, что все эти аспекты будут приняты IMO во внимание и вопрос доступности топлива будет изучен. Отрасли важны гарантии, что IMO примет взвешенное, надежное решение относительно сроков реализации новых экологических правил.

Предложения были хорошо приняты на заседании комитета. Ранее о необходимости провести глубокие и взвешенные исследования указывала Международная палата судоходства (ICS). Выступая на совещании в Лондоне в феврале 2015 года, председатель совета директоров ICS Масамиши Морука (Masamichi Morooka) подчеркнул, что исследования по доступности топлива необходимо провести до 2018 года: если вовремя не учесть возможные проблемы с поставками топлива, то нефтяная промышленность во многих странах просто не успеет перестроиться.

Грядут жесткие ограничения

Конвенция по управлению балластными водами, накладывающая жесткие ограничения на судоходство, вступит в силу в ближайшие два-три года. Об этом рассказал Михаил Петров, старший эксперт отдела механизации и оборудования и систем ФГУ «Российский морской регистр судоходства».

– Конвенция МАРПОЛ – не единственный документ, регулирующий морское право в области предотвращения загрязнений, – говорит эксперт. – По нашим прогнозам, в течение двух-трех лет международным сообществом будут приняты еще две конвенции, которые наложат определенные обязательства на судоходство и потребуют как от судовладельцев, так и от властей государств, подписавших эти конвенции, принятия определенных мер.

Один из этих документов – Конвенция по управлению балластными водами. Она далеко не новая, создана и подписана еще в 2004 году. Сегодня эта конвенция находится все еще в стадии внедрения, потому что, несмотря на очень простые условия ратификации, она до сих пор не вступила в силу. Согласно условиям, конвенция должна вступить в силу через 12 месяцев после даты, на которую не менее 30 государств, общая валовая вместимость флота которых составит не менее 35% валовой вместимости судов мирового торгового флота, ее ратифицируют. В настоящее время конвенцию подписали уже 44 государства, но общая валовая вместимость из общего коммерческого флота пока составляет 32,86% от мирового показателя. За последние три года прирост флота, попадающего под конвенцию, составил 3,5%, и тенденция к росту сохраняется. Поэтому IМО прогнозирует вступление конвенции в силу в 2016-2017 гг.

– В конвенции прописаны довольно жесткие нормы, выполнение которых потребует установки на судах дополнительного оборудования и систем очистки балластных вод. Для существующих судов, по крайней мере сегодня, предусмотрена 5-летняя отсрочка. А для новых судов будет требоваться установка систем обработки сточных вод практически немедленно, то есть начиная с ввода судна в эксплуатацию, – предупреждает представитель Российского морского регистра.

Другая конвенция – Конвенция по утилизации судов. Сроки ее вступления в силу также прогнозируются в 2-3 ближайших года и зависят от количества подписавшихся под ней стран.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область Уголовное дело о гибели 69 человек в результате крушения в 2015 году траулера «Дальний Восток» в Охо...

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм»

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм» На борту траулера «Линдгольм» матрос обработки получил перелом голени правой ноги, оказана первая ме...

Российская экономика

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии Министерство природных ресурсов и экологии выступило против субсидирования из бюджета РФ компании Ро...

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс.

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс. Производство грузовых магистральных вагонов в России в 2016 г. выросло по сравнению с показателем 20...

Транспортная политика

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче (вылове), перераб...

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 201...

Морские порты

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5% по сравнению с 2015 годом, до 19,5...

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов ОАО «Порт Ванино» готовится ввести в эксплуатацию четыре новых снегогенератора. Техника будет достав...




Морской транспорт

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае Исландский контейнерный перевозчик Eimskip намерен разместить заказ на строительство двух контейнеро...

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт Кронштадтский морской завод (входит в ОСК) приступил к доковому ремонту гидрографического су...

Речной транспорт

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера Судоходная компания «Водоходъ», входящая в UCL Holding Владимира Лисина, заключила с «Объединенной с...

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Ж/Д транспорт

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay Партнерство крупнейших металлургов «Русская сталь» направило на прошлой неделе в Минтранс письмо с п...

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

Авто транспорт

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор Испытательный центр для беспилотных грузовых автомобилей в подмосковном Шахово будет запущен в мае 2...

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фак...

Перспективы развития морского порта Кандалакша

Перспективы развития морского порта Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...