Россия расширяет влияние в Арктике

Севморпуть
Россия расширяет влияние в Арктике

Развитие Арктики и Северного морского пути по-прежнему остается в центре внимания правительства России, специалистов морского транспорта и общественности. Об этом свидетельствует и намерение нашей страны подать в этом году в Международную комиссию по границам континентального шельфа заявку на расширение границы РФ в Арктике, и ряд других шагов, предпринятых первыми лицами государства и морской отрасли в последнее время.

Юлия Орлова, спецкор

СМП будет развиваться комплексно

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал комплексный проект развития Севморпути, признав, что последний у нас пока используется слабо. Между тем цель поставлена серьезная – превысить объемы перевозок, существовавшие во времена СССР. Сегодня объем транспортировки грузов по СМП составляет 4 млн тонн. За предстоящие 15 лет – а это сроки реализации комплексного плана – возможно перевезти более 80 млн тонн, то есть в 20 раз увеличить нынешние показатели. Такое пояснение дал заместитель Д. Медведева Аркадий Дворкович.

Обеспокоенность, связанную с обеспечением ледоколами на трассах СМП, неоднократно высказывал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Еще в мае на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства он призвал в ближайшие полтора года принять решение о строительстве двух атомных ледоколов, необходимых для эксплуатации в Арктике. Вице-премьер рассказал главе государства о том, что накануне принял участие в церемонии закладки первого серийного атомного ледокола в Санкт-Петербурге. Он отметил, что сейчас в России работают пять таких ледоколов, однако их ресурс скоро иссякнет. По словам Рогозина, готовность головного ледокола серии составляет 18%, он будет построен к 2017 году. Остальные ледоколы будут готовы к 2019 и 2022 году.

Кроме того, на Балтийском заводе продолжается строительство первого плавучего энергоблока и дизель-электрического ледокола мощностью 25 мегаватт. Необходимо обеспечить стабильное финансирование этих проектов. Сегодня объем затрат на строительство новых ледоколов составляет около 84 млрд рублей.

Среди новых проектов судостроения – создание ледокола-лидера, который должен быть вдвое мощнее атомного. Суперледокол сможет проходить льды толщиной более 4 метров. «Оснащение Арктики таким ледоколом позволит нам в любых условиях, в любой ледовой обстановке обеспечить бесперебойную круглогодичную реализацию Севморпути, что создаст большие конкурентные возможности», – подчеркнул тогда Рогозин.

Чуть позже в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер подробно рассказал о ближайших планах строительства ледоколов нового поколения. Упоминая, в частности, о суперледоколе, способном преодолевать лед толщиной свыше 4 м, он отметил, что судно сможет обеспечивать проводку караванов газовозов дедвейтом не менее 200 тыс. тонн, что «позволит России быть реальным хозяином уникальных месторождений газа и вновь укрепит наши позиции как великой энергетической державы».

Существуют также разработки «мелкосидящих» ледоколов для шельфа и специальной робототехники для проведения подводных работ в арктической зоне. Рогозин пояснил, что и разработки, и строительство делаются вовремя и по графику. Как стало известно после совещания у главы правительства Дмитрия Медведева, проект суперледокола для Северного морского пути будет представлен в течение этого года.

Развитию СМП и обеспечению на нем экологических стандартов было посвящено заседание Общественной комиссии по направлению «Экология» МОО «Ассоциация полярников» под председательством вице-президента этой ассоциации генерального директора ОАО «Россети» Олега Бударгина. Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге в рамках Петербургского международного экономического форума. Открывая мероприятие, О. Бударгин подчеркнул, что создание экологических стандартов, направленных на обеспечение экологической безопасности в Арктике, – определенное нововведение, поскольку таких стандартов в России просто не существует. «Все компании должны принять внутрикорпоративные правила работы в Арктике. Это ключевая цель нашей работы», – сказал он.

В ходе заседания комиссии были заслушаны доклады участников комиссии о рисках значительного ухудшения экологической обстановки в Арктике из-за активизации промышленного и научного освоения региона. «Создание общественного стандарта экологической безопасности Арктики направлено на обеспечение экологической безопасности региона. В числе приоритетных задач – охрана водного и воздушного бассейнов, недр и почв от загрязнения, засорения и истощения», – считают участники.

Для разработки общественного экологического стандарта будет создана специальная экспертная группа при комиссии. К ее работе будут подключены научные и экспертные организации. В августе-сентябре 2015 года экспертная группа проведет ряд выездных заседаний в регионах Арктической зоны РФ для вовлечения в работу над экологическим стандартом самого широкого круга людей, а затем состоится третье заседание Общественной комиссии МОО «Ассоциация полярников» по направлению «Экология», на котором будут представлены итоги формирования экологических стандартов.

Безопасность превыше всего

Безопасности в Арктике и других морских территориях были посвящены и некоторые другие мероприятия последних месяцев. Так, Госкорпорация «Росатом» в рамках целевой программы «Ядерная радиационная безопасность-2» до 2020 года планирует утилизировать все списанные суда технического обслуживания и плавбазы атомного флота. Об этом сказал глава «Росатома» Сергей Кириенко в Челябинске на VIII региональном общественном форуме-диалоге «70 лет российскому атому».

– Мы приступили к утилизации судов технического обслуживания и плавбаз, – поделился он. – До 2020 года должны завершить утилизацию всех 14 судов техобслуживания, выведенных из состава Северного и Тихоокеанского флотов, и двух судов атомного техобслуживания «Атомфлота».

По словам Кириенко, в прошлом году была завершена утилизация плавтехбазы «Володарский», на стапель поднята плавтехбаза «Лепсе», в этом году завершается выгрузка всего ее топлива и начинается конвертация. Кроме того, корпорация завершает утилизацию списанных флотом подводных лодок. Из 201 подлодки уже утилизировано 195, остальные в процессе разбора.

В числе важных проектов «обращения с атомным наследием» Кириенко также назвал создание в ПО «Маяк» (Челябинская область) в 2014 году технологии и оборудования для переработки уран-бериллиевого топлива из подлодок типа «Альфа», которое раньше не перерабатывалось, а только хранилось. Кроме того, он отметил, что «Росатом» вывел из эксплуатации более тысячи радиоизотопных термоэлектрических генераторов, располагавшихся в акваториях Северного Ледовитого океана, на тихоокеанском побережье, а также в Балтийском море.

Обеспечением безопасности в последнее время озабочены и бункеровщики. Об этом заявил, выступая на VI Международном форуме «Экология» в Санкт-Петербурге Максим Дегтярев, ведущий специалист ООО «Лукойл-Бункер».

– Главное негативное воздействие, которое может возникать во время бункеровки судов, – аварийные разливы нефтепродуктов, – сказал эксперт. – На бункеровщиков накладывается обязанность кроме безопасности судоходства обеспечивать безопасность погрузочно-разгрузочной деятельности. И чтобы предупредить разлив нефтепродуктов, предусматриваются организационные и инженерно-технические мероприятия. Они направлены на исключение разгерметизации оборудования, предупреждение взрывов, борьбу с возможными пожарами.

К организационным мероприятиям относятся в первую очередь лицензирование, а к инженерно-техническим – проведение операций по «закрытой схеме», то есть бункеровки по закрытой линии, поддержание в исправном состоянии оборудования, строгое соблюдение технологий и регламента, условий хранения топлива.

От IMO ждут взвешенного решения

Теме морской безопасности и предотвращению загрязнений уделяют внимание и зарубежные организации. Два международных объединения нефтяных компаний: IPIECA (Всемирная ассоциация нефтегазовой промышленности по охране окружающей среды и социальным вопросам) и OCIMF (Международный морской форум нефтяных компаний) представили на 68-й сессии Комитета по защите морской среды IMO совместный документ, связанный с предстоящим введением новых экологических правил по составу судового топлива.

Как известно, в сентябре 2012 года Европарламент согласовал новые нормативы IMO по максимальному уровню содержания серы в судовом топливе: 0,1% – в районах контроля выбросов (ECA) к 2015 году и 0,5% – к 2020 или 2025 году в областях, не входящих в ECA.

В документе IPIECA и OCIMF, представленном на 68-й сессии Комитета IMO, речь идет о необходимости провести глубокое исследование по оценке достаточности судового топлива, соответствующего новым стандартам. Полученные результаты потребуются IMO, чтобы окончательно определиться с годом вступления новых правил в силу.

Авторы документа подчеркнули, что развитие нефтеперерабатывающих мощностей для удовлетворения мирового спроса на топливо – это сложный, комплексный вопрос со многими взаимозависимыми переменными. Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, призывает IMO обратить внимание на следующие аспекты:

– Реакция рынка на решения, принимаемые в мировой нефтеперерабатывающей промышленности. Исторически сложилось так, что НПЗ добились принятия инвестиционных решений на основе соответствия спроса рыночным сигналам.

– Ограниченная гибкость НПЗ по модификации спектра получаемых продуктов. Изменение конфигурации заводов повлияет на объемы выпуска прочих нефтепродуктов. К этому вопросу нужно подходить с осторожностью: важно убедиться, что доступность топлива сохранится и что перемены не нанесут ущерба другим секторам экономики.

– В последние десятилетия в районах контроля выбросов ECA потребовалось увеличение производства легкого топлива (дистиллята), спрос на которое растет из года в год. При вступлении в силу глобальных правил по содержанию в топливе серы не более 0,5% потребуются еще большие объемы легкого топлива.

Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, предполагает, что все эти аспекты будут приняты IMO во внимание и вопрос доступности топлива будет изучен. Отрасли важны гарантии, что IMO примет взвешенное, надежное решение относительно сроков реализации новых экологических правил.

Предложения были хорошо приняты на заседании комитета. Ранее о необходимости провести глубокие и взвешенные исследования указывала Международная палата судоходства (ICS). Выступая на совещании в Лондоне в феврале 2015 года, председатель совета директоров ICS Масамиши Морука (Masamichi Morooka) подчеркнул, что исследования по доступности топлива необходимо провести до 2018 года: если вовремя не учесть возможные проблемы с поставками топлива, то нефтяная промышленность во многих странах просто не успеет перестроиться.

Грядут жесткие ограничения

Конвенция по управлению балластными водами, накладывающая жесткие ограничения на судоходство, вступит в силу в ближайшие два-три года. Об этом рассказал Михаил Петров, старший эксперт отдела механизации и оборудования и систем ФГУ «Российский морской регистр судоходства».

– Конвенция МАРПОЛ – не единственный документ, регулирующий морское право в области предотвращения загрязнений, – говорит эксперт. – По нашим прогнозам, в течение двух-трех лет международным сообществом будут приняты еще две конвенции, которые наложат определенные обязательства на судоходство и потребуют как от судовладельцев, так и от властей государств, подписавших эти конвенции, принятия определенных мер.

Один из этих документов – Конвенция по управлению балластными водами. Она далеко не новая, создана и подписана еще в 2004 году. Сегодня эта конвенция находится все еще в стадии внедрения, потому что, несмотря на очень простые условия ратификации, она до сих пор не вступила в силу. Согласно условиям, конвенция должна вступить в силу через 12 месяцев после даты, на которую не менее 30 государств, общая валовая вместимость флота которых составит не менее 35% валовой вместимости судов мирового торгового флота, ее ратифицируют. В настоящее время конвенцию подписали уже 44 государства, но общая валовая вместимость из общего коммерческого флота пока составляет 32,86% от мирового показателя. За последние три года прирост флота, попадающего под конвенцию, составил 3,5%, и тенденция к росту сохраняется. Поэтому IМО прогнозирует вступление конвенции в силу в 2016-2017 гг.

– В конвенции прописаны довольно жесткие нормы, выполнение которых потребует установки на судах дополнительного оборудования и систем очистки балластных вод. Для существующих судов, по крайней мере сегодня, предусмотрена 5-летняя отсрочка. А для новых судов будет требоваться установка систем обработки сточных вод практически немедленно, то есть начиная с ввода судна в эксплуатацию, – предупреждает представитель Российского морского регистра.

Другая конвенция – Конвенция по утилизации судов. Сроки ее вступления в силу также прогнозируются в 2-3 ближайших года и зависят от количества подписавшихся под ней стран.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы Члены экипажа, подготовленного на смену команды арестованного в США судна Мурманского морского парох...

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ Сибирский государственный университет водного транспорта 17 сентября посетила делегация японского ко...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 24,4% - до 22,6 млрд. т/км, внутр...

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей Первый этап модернизации судостроительного завода «Море» (Феодосия, Крым), который планирует...

Транспортная политика

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология»

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология» Главы дальневосточных регионов обратились к главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину и полпреду президе...

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Морские порты

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа Государственно-частное партнерство, концессия, инвестиционный сбор и инфраструктурная ипотека – тако...

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...




Морской транспорт

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод Соглашение о строительстве в порту «Свободный» (портовая зона Владивостока) филиала завода «...

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ»

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ» По данным издания, российской верфи с 2019 года должны владеть правами на проектную и конструкторску...

Речной транспорт

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП На севере Якутии принят в эксплуатацию современный высокопроизводительный земснаряд «Владимир Панчен...

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород Причал для крупных пассажирских теплоходов будет построен в городе Кириши Ленинградской области в 20...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК Предполагается, что технология будет масштабирована на всю МЦК в 2019 году.

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...