Россия расширяет влияние в Арктике

Севморпуть
Россия расширяет влияние в Арктике

Развитие Арктики и Северного морского пути по-прежнему остается в центре внимания правительства России, специалистов морского транспорта и общественности. Об этом свидетельствует и намерение нашей страны подать в этом году в Международную комиссию по границам континентального шельфа заявку на расширение границы РФ в Арктике, и ряд других шагов, предпринятых первыми лицами государства и морской отрасли в последнее время.

Юлия Орлова, спецкор

СМП будет развиваться комплексно

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал комплексный проект развития Севморпути, признав, что последний у нас пока используется слабо. Между тем цель поставлена серьезная – превысить объемы перевозок, существовавшие во времена СССР. Сегодня объем транспортировки грузов по СМП составляет 4 млн тонн. За предстоящие 15 лет – а это сроки реализации комплексного плана – возможно перевезти более 80 млн тонн, то есть в 20 раз увеличить нынешние показатели. Такое пояснение дал заместитель Д. Медведева Аркадий Дворкович.

Обеспокоенность, связанную с обеспечением ледоколами на трассах СМП, неоднократно высказывал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Еще в мае на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства он призвал в ближайшие полтора года принять решение о строительстве двух атомных ледоколов, необходимых для эксплуатации в Арктике. Вице-премьер рассказал главе государства о том, что накануне принял участие в церемонии закладки первого серийного атомного ледокола в Санкт-Петербурге. Он отметил, что сейчас в России работают пять таких ледоколов, однако их ресурс скоро иссякнет. По словам Рогозина, готовность головного ледокола серии составляет 18%, он будет построен к 2017 году. Остальные ледоколы будут готовы к 2019 и 2022 году.

Кроме того, на Балтийском заводе продолжается строительство первого плавучего энергоблока и дизель-электрического ледокола мощностью 25 мегаватт. Необходимо обеспечить стабильное финансирование этих проектов. Сегодня объем затрат на строительство новых ледоколов составляет около 84 млрд рублей.

Среди новых проектов судостроения – создание ледокола-лидера, который должен быть вдвое мощнее атомного. Суперледокол сможет проходить льды толщиной более 4 метров. «Оснащение Арктики таким ледоколом позволит нам в любых условиях, в любой ледовой обстановке обеспечить бесперебойную круглогодичную реализацию Севморпути, что создаст большие конкурентные возможности», – подчеркнул тогда Рогозин.

Чуть позже в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер подробно рассказал о ближайших планах строительства ледоколов нового поколения. Упоминая, в частности, о суперледоколе, способном преодолевать лед толщиной свыше 4 м, он отметил, что судно сможет обеспечивать проводку караванов газовозов дедвейтом не менее 200 тыс. тонн, что «позволит России быть реальным хозяином уникальных месторождений газа и вновь укрепит наши позиции как великой энергетической державы».

Существуют также разработки «мелкосидящих» ледоколов для шельфа и специальной робототехники для проведения подводных работ в арктической зоне. Рогозин пояснил, что и разработки, и строительство делаются вовремя и по графику. Как стало известно после совещания у главы правительства Дмитрия Медведева, проект суперледокола для Северного морского пути будет представлен в течение этого года.

Развитию СМП и обеспечению на нем экологических стандартов было посвящено заседание Общественной комиссии по направлению «Экология» МОО «Ассоциация полярников» под председательством вице-президента этой ассоциации генерального директора ОАО «Россети» Олега Бударгина. Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге в рамках Петербургского международного экономического форума. Открывая мероприятие, О. Бударгин подчеркнул, что создание экологических стандартов, направленных на обеспечение экологической безопасности в Арктике, – определенное нововведение, поскольку таких стандартов в России просто не существует. «Все компании должны принять внутрикорпоративные правила работы в Арктике. Это ключевая цель нашей работы», – сказал он.

В ходе заседания комиссии были заслушаны доклады участников комиссии о рисках значительного ухудшения экологической обстановки в Арктике из-за активизации промышленного и научного освоения региона. «Создание общественного стандарта экологической безопасности Арктики направлено на обеспечение экологической безопасности региона. В числе приоритетных задач – охрана водного и воздушного бассейнов, недр и почв от загрязнения, засорения и истощения», – считают участники.

Для разработки общественного экологического стандарта будет создана специальная экспертная группа при комиссии. К ее работе будут подключены научные и экспертные организации. В августе-сентябре 2015 года экспертная группа проведет ряд выездных заседаний в регионах Арктической зоны РФ для вовлечения в работу над экологическим стандартом самого широкого круга людей, а затем состоится третье заседание Общественной комиссии МОО «Ассоциация полярников» по направлению «Экология», на котором будут представлены итоги формирования экологических стандартов.

Безопасность превыше всего

Безопасности в Арктике и других морских территориях были посвящены и некоторые другие мероприятия последних месяцев. Так, Госкорпорация «Росатом» в рамках целевой программы «Ядерная радиационная безопасность-2» до 2020 года планирует утилизировать все списанные суда технического обслуживания и плавбазы атомного флота. Об этом сказал глава «Росатома» Сергей Кириенко в Челябинске на VIII региональном общественном форуме-диалоге «70 лет российскому атому».

– Мы приступили к утилизации судов технического обслуживания и плавбаз, – поделился он. – До 2020 года должны завершить утилизацию всех 14 судов техобслуживания, выведенных из состава Северного и Тихоокеанского флотов, и двух судов атомного техобслуживания «Атомфлота».

По словам Кириенко, в прошлом году была завершена утилизация плавтехбазы «Володарский», на стапель поднята плавтехбаза «Лепсе», в этом году завершается выгрузка всего ее топлива и начинается конвертация. Кроме того, корпорация завершает утилизацию списанных флотом подводных лодок. Из 201 подлодки уже утилизировано 195, остальные в процессе разбора.

В числе важных проектов «обращения с атомным наследием» Кириенко также назвал создание в ПО «Маяк» (Челябинская область) в 2014 году технологии и оборудования для переработки уран-бериллиевого топлива из подлодок типа «Альфа», которое раньше не перерабатывалось, а только хранилось. Кроме того, он отметил, что «Росатом» вывел из эксплуатации более тысячи радиоизотопных термоэлектрических генераторов, располагавшихся в акваториях Северного Ледовитого океана, на тихоокеанском побережье, а также в Балтийском море.

Обеспечением безопасности в последнее время озабочены и бункеровщики. Об этом заявил, выступая на VI Международном форуме «Экология» в Санкт-Петербурге Максим Дегтярев, ведущий специалист ООО «Лукойл-Бункер».

– Главное негативное воздействие, которое может возникать во время бункеровки судов, – аварийные разливы нефтепродуктов, – сказал эксперт. – На бункеровщиков накладывается обязанность кроме безопасности судоходства обеспечивать безопасность погрузочно-разгрузочной деятельности. И чтобы предупредить разлив нефтепродуктов, предусматриваются организационные и инженерно-технические мероприятия. Они направлены на исключение разгерметизации оборудования, предупреждение взрывов, борьбу с возможными пожарами.

К организационным мероприятиям относятся в первую очередь лицензирование, а к инженерно-техническим – проведение операций по «закрытой схеме», то есть бункеровки по закрытой линии, поддержание в исправном состоянии оборудования, строгое соблюдение технологий и регламента, условий хранения топлива.

От IMO ждут взвешенного решения

Теме морской безопасности и предотвращению загрязнений уделяют внимание и зарубежные организации. Два международных объединения нефтяных компаний: IPIECA (Всемирная ассоциация нефтегазовой промышленности по охране окружающей среды и социальным вопросам) и OCIMF (Международный морской форум нефтяных компаний) представили на 68-й сессии Комитета по защите морской среды IMO совместный документ, связанный с предстоящим введением новых экологических правил по составу судового топлива.

Как известно, в сентябре 2012 года Европарламент согласовал новые нормативы IMO по максимальному уровню содержания серы в судовом топливе: 0,1% – в районах контроля выбросов (ECA) к 2015 году и 0,5% – к 2020 или 2025 году в областях, не входящих в ECA.

В документе IPIECA и OCIMF, представленном на 68-й сессии Комитета IMO, речь идет о необходимости провести глубокое исследование по оценке достаточности судового топлива, соответствующего новым стандартам. Полученные результаты потребуются IMO, чтобы окончательно определиться с годом вступления новых правил в силу.

Авторы документа подчеркнули, что развитие нефтеперерабатывающих мощностей для удовлетворения мирового спроса на топливо – это сложный, комплексный вопрос со многими взаимозависимыми переменными. Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, призывает IMO обратить внимание на следующие аспекты:

– Реакция рынка на решения, принимаемые в мировой нефтеперерабатывающей промышленности. Исторически сложилось так, что НПЗ добились принятия инвестиционных решений на основе соответствия спроса рыночным сигналам.

– Ограниченная гибкость НПЗ по модификации спектра получаемых продуктов. Изменение конфигурации заводов повлияет на объемы выпуска прочих нефтепродуктов. К этому вопросу нужно подходить с осторожностью: важно убедиться, что доступность топлива сохранится и что перемены не нанесут ущерба другим секторам экономики.

– В последние десятилетия в районах контроля выбросов ECA потребовалось увеличение производства легкого топлива (дистиллята), спрос на которое растет из года в год. При вступлении в силу глобальных правил по содержанию в топливе серы не более 0,5% потребуются еще большие объемы легкого топлива.

Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, предполагает, что все эти аспекты будут приняты IMO во внимание и вопрос доступности топлива будет изучен. Отрасли важны гарантии, что IMO примет взвешенное, надежное решение относительно сроков реализации новых экологических правил.

Предложения были хорошо приняты на заседании комитета. Ранее о необходимости провести глубокие и взвешенные исследования указывала Международная палата судоходства (ICS). Выступая на совещании в Лондоне в феврале 2015 года, председатель совета директоров ICS Масамиши Морука (Masamichi Morooka) подчеркнул, что исследования по доступности топлива необходимо провести до 2018 года: если вовремя не учесть возможные проблемы с поставками топлива, то нефтяная промышленность во многих странах просто не успеет перестроиться.

Грядут жесткие ограничения

Конвенция по управлению балластными водами, накладывающая жесткие ограничения на судоходство, вступит в силу в ближайшие два-три года. Об этом рассказал Михаил Петров, старший эксперт отдела механизации и оборудования и систем ФГУ «Российский морской регистр судоходства».

– Конвенция МАРПОЛ – не единственный документ, регулирующий морское право в области предотвращения загрязнений, – говорит эксперт. – По нашим прогнозам, в течение двух-трех лет международным сообществом будут приняты еще две конвенции, которые наложат определенные обязательства на судоходство и потребуют как от судовладельцев, так и от властей государств, подписавших эти конвенции, принятия определенных мер.

Один из этих документов – Конвенция по управлению балластными водами. Она далеко не новая, создана и подписана еще в 2004 году. Сегодня эта конвенция находится все еще в стадии внедрения, потому что, несмотря на очень простые условия ратификации, она до сих пор не вступила в силу. Согласно условиям, конвенция должна вступить в силу через 12 месяцев после даты, на которую не менее 30 государств, общая валовая вместимость флота которых составит не менее 35% валовой вместимости судов мирового торгового флота, ее ратифицируют. В настоящее время конвенцию подписали уже 44 государства, но общая валовая вместимость из общего коммерческого флота пока составляет 32,86% от мирового показателя. За последние три года прирост флота, попадающего под конвенцию, составил 3,5%, и тенденция к росту сохраняется. Поэтому IМО прогнозирует вступление конвенции в силу в 2016-2017 гг.

– В конвенции прописаны довольно жесткие нормы, выполнение которых потребует установки на судах дополнительного оборудования и систем очистки балластных вод. Для существующих судов, по крайней мере сегодня, предусмотрена 5-летняя отсрочка. А для новых судов будет требоваться установка систем обработки сточных вод практически немедленно, то есть начиная с ввода судна в эксплуатацию, – предупреждает представитель Российского морского регистра.

Другая конвенция – Конвенция по утилизации судов. Сроки ее вступления в силу также прогнозируются в 2-3 ближайших года и зависят от количества подписавшихся под ней стран.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов Инициативная группа помощи морским млекопитающим «Друзья океана» и участники клуба «Бумеранг», заним...

Российская экономика

Заказ на строительство паромов для линии Усть-Луга – Балтийск может получить Невский ССЗ – СМИ

Заказ на строительство паромов для линии Усть-Луга – Балтийск может получить Невский ССЗ – СМИ Заказ на строительство трех новых паромов для железнодорожно-паромной переправы Усть-Луга – Балтийск...

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот».

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот». Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки, это будет способст...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер Голландское судно «Эгберт Вагенборг» построено и введено в эксплуатацию весной 2017 года. Оно относи...

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге Сегодня журнал «Морские порты» открыл пятую ежегодную конференцию «Техника и технологии для портов: ...




Морской транспорт

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ Транспортная группа Fesco доставила на Курильские острова около 2,685 тыс.тонн грузов по заказу Мини...

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск Судно, которое разгрузило «уголь из Пенсильвании» в одесском порту, в среду отправилось в Новороссий...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...