Россия расширяет влияние в Арктике

Севморпуть
Россия расширяет влияние в Арктике

Развитие Арктики и Северного морского пути по-прежнему остается в центре внимания правительства России, специалистов морского транспорта и общественности. Об этом свидетельствует и намерение нашей страны подать в этом году в Международную комиссию по границам континентального шельфа заявку на расширение границы РФ в Арктике, и ряд других шагов, предпринятых первыми лицами государства и морской отрасли в последнее время.

Юлия Орлова, спецкор

СМП будет развиваться комплексно

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал комплексный проект развития Севморпути, признав, что последний у нас пока используется слабо. Между тем цель поставлена серьезная – превысить объемы перевозок, существовавшие во времена СССР. Сегодня объем транспортировки грузов по СМП составляет 4 млн тонн. За предстоящие 15 лет – а это сроки реализации комплексного плана – возможно перевезти более 80 млн тонн, то есть в 20 раз увеличить нынешние показатели. Такое пояснение дал заместитель Д. Медведева Аркадий Дворкович.

Обеспокоенность, связанную с обеспечением ледоколами на трассах СМП, неоднократно высказывал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Еще в мае на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства он призвал в ближайшие полтора года принять решение о строительстве двух атомных ледоколов, необходимых для эксплуатации в Арктике. Вице-премьер рассказал главе государства о том, что накануне принял участие в церемонии закладки первого серийного атомного ледокола в Санкт-Петербурге. Он отметил, что сейчас в России работают пять таких ледоколов, однако их ресурс скоро иссякнет. По словам Рогозина, готовность головного ледокола серии составляет 18%, он будет построен к 2017 году. Остальные ледоколы будут готовы к 2019 и 2022 году.

Кроме того, на Балтийском заводе продолжается строительство первого плавучего энергоблока и дизель-электрического ледокола мощностью 25 мегаватт. Необходимо обеспечить стабильное финансирование этих проектов. Сегодня объем затрат на строительство новых ледоколов составляет около 84 млрд рублей.

Среди новых проектов судостроения – создание ледокола-лидера, который должен быть вдвое мощнее атомного. Суперледокол сможет проходить льды толщиной более 4 метров. «Оснащение Арктики таким ледоколом позволит нам в любых условиях, в любой ледовой обстановке обеспечить бесперебойную круглогодичную реализацию Севморпути, что создаст большие конкурентные возможности», – подчеркнул тогда Рогозин.

Чуть позже в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер подробно рассказал о ближайших планах строительства ледоколов нового поколения. Упоминая, в частности, о суперледоколе, способном преодолевать лед толщиной свыше 4 м, он отметил, что судно сможет обеспечивать проводку караванов газовозов дедвейтом не менее 200 тыс. тонн, что «позволит России быть реальным хозяином уникальных месторождений газа и вновь укрепит наши позиции как великой энергетической державы».

Существуют также разработки «мелкосидящих» ледоколов для шельфа и специальной робототехники для проведения подводных работ в арктической зоне. Рогозин пояснил, что и разработки, и строительство делаются вовремя и по графику. Как стало известно после совещания у главы правительства Дмитрия Медведева, проект суперледокола для Северного морского пути будет представлен в течение этого года.

Развитию СМП и обеспечению на нем экологических стандартов было посвящено заседание Общественной комиссии по направлению «Экология» МОО «Ассоциация полярников» под председательством вице-президента этой ассоциации генерального директора ОАО «Россети» Олега Бударгина. Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге в рамках Петербургского международного экономического форума. Открывая мероприятие, О. Бударгин подчеркнул, что создание экологических стандартов, направленных на обеспечение экологической безопасности в Арктике, – определенное нововведение, поскольку таких стандартов в России просто не существует. «Все компании должны принять внутрикорпоративные правила работы в Арктике. Это ключевая цель нашей работы», – сказал он.

В ходе заседания комиссии были заслушаны доклады участников комиссии о рисках значительного ухудшения экологической обстановки в Арктике из-за активизации промышленного и научного освоения региона. «Создание общественного стандарта экологической безопасности Арктики направлено на обеспечение экологической безопасности региона. В числе приоритетных задач – охрана водного и воздушного бассейнов, недр и почв от загрязнения, засорения и истощения», – считают участники.

Для разработки общественного экологического стандарта будет создана специальная экспертная группа при комиссии. К ее работе будут подключены научные и экспертные организации. В августе-сентябре 2015 года экспертная группа проведет ряд выездных заседаний в регионах Арктической зоны РФ для вовлечения в работу над экологическим стандартом самого широкого круга людей, а затем состоится третье заседание Общественной комиссии МОО «Ассоциация полярников» по направлению «Экология», на котором будут представлены итоги формирования экологических стандартов.

Безопасность превыше всего

Безопасности в Арктике и других морских территориях были посвящены и некоторые другие мероприятия последних месяцев. Так, Госкорпорация «Росатом» в рамках целевой программы «Ядерная радиационная безопасность-2» до 2020 года планирует утилизировать все списанные суда технического обслуживания и плавбазы атомного флота. Об этом сказал глава «Росатома» Сергей Кириенко в Челябинске на VIII региональном общественном форуме-диалоге «70 лет российскому атому».

– Мы приступили к утилизации судов технического обслуживания и плавбаз, – поделился он. – До 2020 года должны завершить утилизацию всех 14 судов техобслуживания, выведенных из состава Северного и Тихоокеанского флотов, и двух судов атомного техобслуживания «Атомфлота».

По словам Кириенко, в прошлом году была завершена утилизация плавтехбазы «Володарский», на стапель поднята плавтехбаза «Лепсе», в этом году завершается выгрузка всего ее топлива и начинается конвертация. Кроме того, корпорация завершает утилизацию списанных флотом подводных лодок. Из 201 подлодки уже утилизировано 195, остальные в процессе разбора.

В числе важных проектов «обращения с атомным наследием» Кириенко также назвал создание в ПО «Маяк» (Челябинская область) в 2014 году технологии и оборудования для переработки уран-бериллиевого топлива из подлодок типа «Альфа», которое раньше не перерабатывалось, а только хранилось. Кроме того, он отметил, что «Росатом» вывел из эксплуатации более тысячи радиоизотопных термоэлектрических генераторов, располагавшихся в акваториях Северного Ледовитого океана, на тихоокеанском побережье, а также в Балтийском море.

Обеспечением безопасности в последнее время озабочены и бункеровщики. Об этом заявил, выступая на VI Международном форуме «Экология» в Санкт-Петербурге Максим Дегтярев, ведущий специалист ООО «Лукойл-Бункер».

– Главное негативное воздействие, которое может возникать во время бункеровки судов, – аварийные разливы нефтепродуктов, – сказал эксперт. – На бункеровщиков накладывается обязанность кроме безопасности судоходства обеспечивать безопасность погрузочно-разгрузочной деятельности. И чтобы предупредить разлив нефтепродуктов, предусматриваются организационные и инженерно-технические мероприятия. Они направлены на исключение разгерметизации оборудования, предупреждение взрывов, борьбу с возможными пожарами.

К организационным мероприятиям относятся в первую очередь лицензирование, а к инженерно-техническим – проведение операций по «закрытой схеме», то есть бункеровки по закрытой линии, поддержание в исправном состоянии оборудования, строгое соблюдение технологий и регламента, условий хранения топлива.

От IMO ждут взвешенного решения

Теме морской безопасности и предотвращению загрязнений уделяют внимание и зарубежные организации. Два международных объединения нефтяных компаний: IPIECA (Всемирная ассоциация нефтегазовой промышленности по охране окружающей среды и социальным вопросам) и OCIMF (Международный морской форум нефтяных компаний) представили на 68-й сессии Комитета по защите морской среды IMO совместный документ, связанный с предстоящим введением новых экологических правил по составу судового топлива.

Как известно, в сентябре 2012 года Европарламент согласовал новые нормативы IMO по максимальному уровню содержания серы в судовом топливе: 0,1% – в районах контроля выбросов (ECA) к 2015 году и 0,5% – к 2020 или 2025 году в областях, не входящих в ECA.

В документе IPIECA и OCIMF, представленном на 68-й сессии Комитета IMO, речь идет о необходимости провести глубокое исследование по оценке достаточности судового топлива, соответствующего новым стандартам. Полученные результаты потребуются IMO, чтобы окончательно определиться с годом вступления новых правил в силу.

Авторы документа подчеркнули, что развитие нефтеперерабатывающих мощностей для удовлетворения мирового спроса на топливо – это сложный, комплексный вопрос со многими взаимозависимыми переменными. Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, призывает IMO обратить внимание на следующие аспекты:

– Реакция рынка на решения, принимаемые в мировой нефтеперерабатывающей промышленности. Исторически сложилось так, что НПЗ добились принятия инвестиционных решений на основе соответствия спроса рыночным сигналам.

– Ограниченная гибкость НПЗ по модификации спектра получаемых продуктов. Изменение конфигурации заводов повлияет на объемы выпуска прочих нефтепродуктов. К этому вопросу нужно подходить с осторожностью: важно убедиться, что доступность топлива сохранится и что перемены не нанесут ущерба другим секторам экономики.

– В последние десятилетия в районах контроля выбросов ECA потребовалось увеличение производства легкого топлива (дистиллята), спрос на которое растет из года в год. При вступлении в силу глобальных правил по содержанию в топливе серы не более 0,5% потребуются еще большие объемы легкого топлива.

Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, предполагает, что все эти аспекты будут приняты IMO во внимание и вопрос доступности топлива будет изучен. Отрасли важны гарантии, что IMO примет взвешенное, надежное решение относительно сроков реализации новых экологических правил.

Предложения были хорошо приняты на заседании комитета. Ранее о необходимости провести глубокие и взвешенные исследования указывала Международная палата судоходства (ICS). Выступая на совещании в Лондоне в феврале 2015 года, председатель совета директоров ICS Масамиши Морука (Masamichi Morooka) подчеркнул, что исследования по доступности топлива необходимо провести до 2018 года: если вовремя не учесть возможные проблемы с поставками топлива, то нефтяная промышленность во многих странах просто не успеет перестроиться.

Грядут жесткие ограничения

Конвенция по управлению балластными водами, накладывающая жесткие ограничения на судоходство, вступит в силу в ближайшие два-три года. Об этом рассказал Михаил Петров, старший эксперт отдела механизации и оборудования и систем ФГУ «Российский морской регистр судоходства».

– Конвенция МАРПОЛ – не единственный документ, регулирующий морское право в области предотвращения загрязнений, – говорит эксперт. – По нашим прогнозам, в течение двух-трех лет международным сообществом будут приняты еще две конвенции, которые наложат определенные обязательства на судоходство и потребуют как от судовладельцев, так и от властей государств, подписавших эти конвенции, принятия определенных мер.

Один из этих документов – Конвенция по управлению балластными водами. Она далеко не новая, создана и подписана еще в 2004 году. Сегодня эта конвенция находится все еще в стадии внедрения, потому что, несмотря на очень простые условия ратификации, она до сих пор не вступила в силу. Согласно условиям, конвенция должна вступить в силу через 12 месяцев после даты, на которую не менее 30 государств, общая валовая вместимость флота которых составит не менее 35% валовой вместимости судов мирового торгового флота, ее ратифицируют. В настоящее время конвенцию подписали уже 44 государства, но общая валовая вместимость из общего коммерческого флота пока составляет 32,86% от мирового показателя. За последние три года прирост флота, попадающего под конвенцию, составил 3,5%, и тенденция к росту сохраняется. Поэтому IМО прогнозирует вступление конвенции в силу в 2016-2017 гг.

– В конвенции прописаны довольно жесткие нормы, выполнение которых потребует установки на судах дополнительного оборудования и систем очистки балластных вод. Для существующих судов, по крайней мере сегодня, предусмотрена 5-летняя отсрочка. А для новых судов будет требоваться установка систем обработки сточных вод практически немедленно, то есть начиная с ввода судна в эксплуатацию, – предупреждает представитель Российского морского регистра.

Другая конвенция – Конвенция по утилизации судов. Сроки ее вступления в силу также прогнозируются в 2-3 ближайших года и зависят от количества подписавшихся под ней стран.

Морской флот №3 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...