Ликвидация аварий на судах: не только разливы нефти

Безопасность мореплавания
Ликвидация аварий на судах: не только разливы нефти

Существующее Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ 30 декабря 2003 г., закрепляет за Росморречфлотом функциональную подсистему по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с судов. Но на судах могут возникать и другие чрезвычайные ситуации, не связанные с разливами нефти. Кто должен реагировать на такие аварии? Существует ли государственное регулирование вопросов ликвидации аварий на судах? Каким образом и кем создаются силы и средства для борьбы с ЧС – иными, чем разливы нефти и нефтепродуктов? Авторы статьи предлагают разобраться в этих вопросах.

Сергей Маценко, генеральный директор ЗАО «ЮжНИИМФ», к.т.н
Илья Маценко, научный сотрудник ЗАО «ЮжНИИМФ»
Антон Кошелев, мл. научный сотрудник ЗАО «ЮжНИИМФ»
Вячеслав Лавров, мл. научный сотрудник ЗАО «ЮжНИИМФ»
Рустам Гамидов, мл. научный сотрудник ЗАО «ЮжНИИМФ»
Константин Высоцкий, мл. научный сотрудник ЗАО «ЮжНИИМФ»

Требуется реорганизация

В соответствии с требованиями приложения к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 (Положение о РСЧС), Федеральное агентство морского и речного транспорта в рамках системы РСЧС создает и эксплуатирует ряд функциональных подсистем, направленных на организацию работ по предупреждению и ликвидации морских аварий.

Часть указанных функциональных подсистем имеет основополагающие документы, утвержденные соответствующими органами государственной власти. Так, Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (Положение о ФПЛРН) утверждено приказом Минтранса России от 6 апреля 2009 г. № 53. Аналогичным образом утверждены положения о функциональных подсистемах поисково-спасательной деятельности и транспортного обеспечения чрезвычайных ситуаций (ЧС). С точки зрения авторов настоящей статьи, имеющиеся подсистемы не отражают в полной мере весь спектр задач, возложенных на Росморречфлот действующими международными и национальными нормативными документами. Нами предлагается ряд усовершенствований нормативно-правовой базы, направленных на устранение правового «вакуума» в области аварийно-спасательного обеспечения морских портов.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Администрация морского порта (АМП) обеспечивает безопасность плавания и стоянки судов в акватории морского порта, на подходах к нему. Понятие «безопасность» относится не только к навигационной составляющей процесса движения судна по акватории порта. В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Следовательно, задача АМП состоит в обеспечении таких условий плавания и стоянки судов, при которых сведена к минимуму вероятность возникновения вреда жизни людей и имуществу всех форм собственности на территории и акватории морского порта.

Очевидно, что в число мероприятий по обеспечению таких условий (то есть по обеспечению безопасности) должны быть включены вопросы предупреждения и ликвидации морских аварий на транспорте. Так, в рамках РСЧС Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) эксплуатирует функциональную подсистему по предупреждению и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте, положение о которой утверждено Минтрансом России от 23 января 2009 г. № 12. Очевидно, что данная функциональная подсистема охватывает все виды чрезвычайных ситуаций, которые могут возникать на железной дороге: пожары, разливы нефти, сход с рельсов, россыпь опасных веществ и пр. Также очевидно, что в существующих правовых рамках функциональных подсистем РСЧС Росморречфлота не учтен весь спектр чрезвычайных ситуаций, которые могут происходить на судах:

- пожары и возгорания;

- выбросы токсичных газов;

- разгерметизация оборудования;

- разливы химических веществ и пищевых грузов;

- россыпь опасных грузов;

- смещение груза, потеря остойчивости;

- затопление судовых помещений;

- посадка на мель, повреждение корпуса и другие.

В связи с этим авторы считают целесообразным реорганизовать существующую функциональную подсистему организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти в функциональную подсистему по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в море на судах и объектах независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (ФПЛЧС). Это позволит расширить круг задач по оказанию помощи терпящим бедствие судам, решаемых в рамках РСЧС. Необходимо отметить, что рассматриваемые задачи уже входят в компетенцию Росморречфлота и его ведомственных аварийно-спасательных служб на основании Положения об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте (утверждено приказом Минтранса России от 7 июня 1999 г. № 32), однако их выполнение не обеспечено необходимыми нормативно-правовыми инструментами. Ниже предлагаются основные вопросы, которые, с точки зрения авторов, должны быть учтены при разработке Положения о ФПЛЧС и являться основой нормативно-правового регулирования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на морском транспорте.

Что необходимо изменить?

В первую очередь необходимо определить область применения ФПЛЧС на основе действующего законодательства РФ. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», акватории портов, заливов, бухт, губ и лиманов и др. относятся к внутренним морским водам РФ. В соответствии с п. 1 ст. 1 того же закона внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. Определение границ между морем и сушей регламентируется п. 4 ст. 5 Федерального закона РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации». Таким образом, рассматриваемая функциональная подсистема применяется при чрезвычайных ситуациях исключительно на акватории морских портов, подходов к ним, внутренних морских вод и территориальном море Российской Федерации вплоть до уреза воды, определяемого по линии наибольшего отлива. Как показывает практика ликвидации морских аварий, при чрезвычайных ситуациях на море очень часто происходит загрязнение прилегающей береговой полосы. Аналогично при авариях на береговых сооружениях очень часто происходит загрязнение морской акватории. При этом вопросы организации мероприятий по ликвидации последствий аварий на море и на суше решаются отдельно.

В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального уровней отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 3 раздела III Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868), в полномочия МЧС России входят работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного уровней. Таким образом, при воздействии на береговую линию задействуются силы и средства территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ и/или подразделения МЧС России в зависимости от категории ЧС.

Классификация ЧС определяется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следующим образом: локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера. В связи с отсутствием административно-территориального деления морской акватории авторами предлагается классифицировать ЧС на море аналогично п. 3 отмененных в настоящее время Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 с изменениями от 15 апреля 2002 г.), где на море выделялись чрезвычайные ситуации локальной (объектовой), региональной и федеральной категорий (уровней).

Чрезвычайной ситуацией локального характера предлагается считать такую ЧС, в результате которой акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее – зона ЧС), не выходит за пределы зоны ответственности предприятия (при аварии на объекте инфраструктуры морского порта) либо морского порта (при аварии на судах), при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей.

Чрезвычайной ситуацией регионального характера предлагается считать такую ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы акватории морского бассейна Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей

Чрезвычайной ситуацией федерального характера предлагается считать такую ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы территории Российской Федерации (с учетом определения ст. 67 Конституции Российской Федерации), количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Согласно п. 6 Положения о РСЧС, на каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Рассмотрим состав каждого из указанных элементов РСЧС для каждого из указанных уровней.

Применительно к вопросам предупреждения и ликвидации ЧС на море силы и средства ФПЛЧС формируются:

- Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот);

- предприятиями и организациями, эксплуатирующими объекты инфраструктуры морского порта;

- судовладельцами.

Ведомственные силы и средства Росморречфлота состоят из персонала и оборудования по ликвидации ЧС специализированных профессиональных аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ) в составе бассейновых филиалов ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Кроме того, в состав ведомственных сил и средств необходимо включить суда, персонал и оборудование, имеющиеся на балансе филиалов ФГУП «Росморпорт», расположенных в каждом морском порту и также поднадзорных Росморречфлоту.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию опасных объектов, операции с нефтью и нефтепродуктами, обязаны создавать собственные нештатные АСФ из числа работников, оснащать их силами и средствами, иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таким образом, все объекты, расположенные в пределах акваторий морских портов и территориального моря РФ, обязаны быть оснащены силами и средствами РСЧС за счет организаций, эксплуатирующих эти объекты, а именно:

- владельцев объектов транспортной инфраструктуры;

- российских судовладельцев;

- иностранных судовладельцев.

Операторы морских терминалов, стивидорные компании, владельцы судов портового флота и другие организации, эксплуатирующие объекты транспортной инфраструктуры, а также российские судовладельцы, осуществляющие каботажное плавание либо плавание в пределах морского порта, обязаны формировать силы и средства исходя из максимально возможной и максимально неблагоприятной аварии на эксплуатируемых объектах или судах.

Российские судовладельцы, осуществляющие заграничное плавание, а также иностранные судовладельцы находятся под действием международных конвенций и соглашений [2, 6], стороной которых является Российская Федерация. В соответствии с Международной конвенцией по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. (МК БЗНС-90), Администрация морского порта договаривающейся стороны обязана обеспечить безопасность судов при их нахождении в морском порту. В целях реализации требований МК БЗНС-90 на национальном уровне принят Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ст. 11 которого устанавливает, что безопасность плавания и стоянки судов в морском порту обеспечивает АМП. Согласно п. 1 ст. 19 того же закона, услуги по обеспечению безопасности судна при нахождении в морском порту осуществляются на платной основе по Перечню портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации (утв. приказом Минтранса России от 31 октября 2012 г. № 387) в соответствии со Ставками портовых сборов в морских портах Российской Федерации (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 20 декабря 2007 г. № 522-т/1). Факт оплаты портовых сборов и факт их взимания капитаном морского порта юридически означают, что судовладелец поручает АМП обеспечить безопасность судна в порту, а АМП оказывает такую платную услугу. В целях обеспечения безопасности плавания и стоянки судов в морских портах АМП заключает договоры на несение аварийно-спасательной готовности с ведомственными АСФ ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Таким образом, иностранные судовладельцы осуществляют формирование необходимых для безопасности судов сил и средств путем финансирования их присутствия и содержания в морском порту. Силы и средства РСЧС для обеспечения безопасности иностранных судов формируются Росморречфлотом самостоятельно за счет финансового обеспечения (оплаты портовых сборов) со стороны иностранных судовладельцев.

Согласно требованиям п. 2 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091), профессиональные и нештатные АСФ и входящие в их состав спасатели подлежат обязательной аттестации. Следовательно, силы и средства, входящие в состав профессиональных АСФ ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», профессиональных и нештатных АСФ организаций и предприятий транспортного комплекса, могут использоваться в составе ФПЛЧС только при выполнении следующих условий.

1. Наличие достаточного количества оборудования для проведения работ по ликвидации ЧС в объеме, определяемом планами по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) и/или планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ППЛРН) обслуживаемых объектов. Такая достаточность должна быть подтверждена расчетным путем с использованием одобренных методик.

2. Наличие достаточного количества спасателей, обученных по специальной программе вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций на море в аттестованном учебном центре и аттестованных в установленном порядке на право ведения конкретных видов аварийно-спасательных работ.

3. Наличие свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ (АСР) с указанием вида работ согласно ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», выданного соответствующей комиссией по аттестации АСС, АСФ и спасателей.

Согласно Положению о проведении аттестации… (утверждено постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091), аттестация профессиональных АСФ и нештатных АСФ организаций (по профилю ведомства) осуществляется аттестационными комиссиями при федеральных органах исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы РСЧС. Таким образом, при создании подсистемы ФПЛЧС и после утверждения положения о ней полномочия по аттестации АСФ и спасателей перейдут к Центральной комиссии (ЦАК) и ведомственным объектовым комиссиям (ВОАК) Росморречфлота по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, положения о которых утверждены распоряжениями Росморречфлота от 19 февраля 2015 г. № АП-43-р и АП-42-р соответственно.

Следует отметить, что территориальные аттестационные комиссии при главных управлениях МЧС России по субъектам РФ, при органах исполнительной власти субъектов РФ, а также региональные аттестационные комиссии при региональных центрах МЧС России могут аттестовать АСФ и спасателей, зона ответственности которых находится в пределах территории субъекта РФ и территории нескольких субъектов РФ соответственно. Как было определено выше, морская акватория выходит за рамки территорий субъектов РФ и относится к территории Российской Федерации. Следовательно, территориальные и региональные аттестационные комиссии МЧС России, а также территориальные комиссии в администрациях субъектов РФ не уполномочены осуществлять аттестацию профессиональных ведомственных АСФ Росморречфлота и нештатных АСФ предприятий и организаций транспортного комплекса, в зону ответственности которых входит морская акватория. Аттестацию таких АСФ и спасателей, входящих в их состав, уполномочены осуществлять исключительно ЦАК и ВОАК Росморречфлота.

В настоящее время пп. 5 и 6 ст. 11 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» наделяют администрации морских портов функциями по руководству и организации работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в морском порту. Однако на практике АМП имеет основания выполнять функции постоянно действующего органа управления РСЧС исключительно при возникновении ЧС, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, на основании утвержденного Положения о ФПЛРН. При возникновении в морском порту ЧС иных, чем разливы нефти и нефтепродуктов, РСЧС не задействуется и у АМП отсутствуют правовые основания для:

- формирования сил и средств постоянной готовности;

- перевода сил и средств в режим ЧС или повышенной готовности;

- участия координирующих органов (КЧС) и органов управления (штаб руководства операцией) в координации и руководстве аварийно-спасательной операцией;

- списания затрат на ликвидацию ЧС;

- руководства действиями сил и средств по ликвидации ЧС.

Так, например, в настоящее время в морских портах у некоторых организаций имеются суда с присвоенным Регистром пожарным классом. Судовой персонал прошел предусмотренную Международной конвенцией ПДНВ-78 расширенную подготовку по борьбе с пожаром и обладает общими навыками применения судовых средств пожаротушения. Однако эти суда и персонал не являются силами и средствами для выполнения такого вида аварийно-спасательных работ, как тушение пожаров на судах. Даже если эти суда и персонал входят в состав сил и средств АСФ, аттестованных на ведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с п. 2 Положения о проведении аттестации… (утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091) они не могут привлекаться для выполнения других видов аварийно-спасательных работ. Следовательно, они не являются силами и средствами постоянной готовности в контексте п. 14 Положения о РСЧС и их можно рассматривать как обычные торговые суда с обычными гражданскими экипажами.

Их привлечение к ликвидации возгорания на стороннем судне в морском порту находится вне правовых рамок РСЧС и возможно только на основании ст. 62 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания РФ». Следует также отметить, что капитан торгового судна обязан оказывать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море, только если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и экипажа. Очевидно, что даже при простом нахождении судна в районе крупного морского пожара оно подвергается серьезной опасности, не говоря уже об участии в его тушении. Также очевидно, что капитаны судов и судовладельцы будут уклоняться от прямого участия в пожаротушении, так как понесенные расходы и ущерб не подпадают под действие Положения о РСЧС, Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и, следовательно, не подлежат обязательной компенсации. Для устранения указанных проблем важно при создании ФПЛЧС обеспечить всех участников ликвидации аварии правами и полномочиями полноценных элементов РСЧС в соответствии с Положением о РСЧС со всеми вытекающими нормативно-правовыми последствиями, в том числе возможностью формирования финансового и материального резерва на случай ЧС (п. 20 Положения об РСЧС).

Структура функциональной подсистемы нуждается в пересмотре

По мнению авторов, в связи с проведением ряда административных преобразований федеральных органов исполнительной власти и подведомственных организаций Росморречфлота установленная Положением о ФПЛРН структура координирующих органов и органов управления функциональной подсистемы устарела и нуждается в безотлагательном пересмотре. Ниже предлагается концепция организационной структуры элементов ФПЛЧС с учетом создания региональных бассейновых администраций морских портов, а также объединения филиальной сети ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

Рассмотрим координирующие органы – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС).

1. На объектовом уровне КЧС предлагается создавать при филиале АМП в морском порту, председателем КЧС в этом случае будет являться капитан соответствующего морского порта.

2. На региональном уровне органом, формирующим КЧС в рамках ФПЛЧС, предлагается назначить бассейновую АМП, а председателем КЧС определить ее руководителя.

3. На федеральном уровне КЧС создана и функционирует при Росморречфлоте, ее задачи определены Положением о КЧС Росморречфлота (утв. распоряжением Росморречфлота от 16 апреля 2007 г. № АД-58-Р).

В качестве постоянно действующих органов управления в рамках ФПЛЧС предлагается определить:

- на объектовом уровне – структурное подразделение филиала АМП в морском порту, специально уполномоченное на решение указанных задач. Это может быть отдел государственного экологического контроля, технический отдел, служба морской безопасности или другое подразделение по решению капитана морского порта;

- на региональном уровне – бассейновый филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»;

- на федеральном уровне – ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

В качестве органов повседневного управления в рамках ФПЛЧС предлагается определить:

- на объектовом уровне – инспекцию государственного портового контроля филиала АМП;

- на региональном уровне – морской спасательно-координационный центр (далее – МСКЦ) – подразделение ФБУ «Главный морской спасательно-координационный центр» (далее – ФБУ «ГМСКЦ») в соответствующей зоне ответственности;

- на федеральном уровне – ФБУ «ГМСКЦ».

Рассмотрим порядок взаимодействия указанных элементов РСЧС в рамках ФПЛЧС на основе требований п. 24 Положения о РСЧС. Применяя указанные требования к ФПЛЧС, получим, что на основе решения руководителя Росморречфлота, руководителя АМП либо капитана морского порта, на территории которого могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

- режим повседневной деятельности;

- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таблица 1. Координирующие органы и органы управления ФПЛЧС в структуре РСЧС

№ п/п

Уровень РСЧС и назначение соответствующих органов

Наименование органов

1

Объектовый

координация

КЧС организации-владельца

КЧС филиала АМП в морском порту

ПДОУ

Структурное подразделение организации-владельца, к полномочиям которого отнесены вопросы предупреждения и ликвидации ЧС

Структурное подразделение филиала АМП в морском порту, к полномочиям которого отнесены вопросы предупреждения и ликвидации ЧС

ОПУ

Дежурно-диспетчерская служба организации-владельца

Инспекция государственного портового контроля филиала АМП в морском порту

2

Муниципальный (неприменим для морской акватории)

координация

КЧС органа местного самоуправления

ПДОУ

Орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления

ОПУ

ЕДДС муниципального образования

3

Региональный

координация

КЧС бассейновой АМП

КЧС субъекта РФ

ПДОУ

Бассейновый филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

Главное управление МЧС России по субъекту РФ

ОПУ

МСКЦ – подразделение ФБУ «ГМСКЦ» в соответствующей зоне ответственности

Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту РФ

4

Межрегиональный (неприменим для морской акватории)

координация

Полномочный представитель президента РФ в федеральном округе

ПДОУ

Региональный центр МЧС России

ОПУ

Центр управления в кризисных ситуациях регионального центра МЧС России

5

Федеральный

координация

КЧС Росморречфлота

Правительственная КЧС

ПДОУ

ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

МЧС России

ОПУ

ФБУ «ГМСКЦ»

Национальный центр управления в кризисных ситуациях

С учетом высокой вероятности загрязнения прилегающей к морскому порту береговой полосы, а также наличия в каждой организации собственных координирующих органов и органов управления на объектовом уровне в таблице 1 приводится примерная многоуровневая структура взаимодействия между функциональной подсистемой РСЧС Росморречфлота и территориальной подсистемой РСЧС соответствующего субъекта РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций на море.

Таблица 2. Основные задачи ФПЛЧС в режиме ЧС при чрезвычайных ситуациях локального (объектового) характера

Виды обеспечения

С объектов

С судов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-технические резервы предприятия

Материально-технические резервы морспецподразделения бассейнового филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» в морском порту

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Финансовый резерв предприятия

Финансовый резерв филиала бассейновой АМП в морском порту

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПЛАС и/или ППЛРН предприятия

ПЛАС и/или ППЛРН на судах в морском порту

СИЛЫ И СРЕДСТВА

Нештатное АСФ предприятия либо привлекаемое по договору профессиональное АСФ

Профессиональное АСФ морспецподразделения бассейнового филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» в морском порту

РУКОВОДИТЕЛЬ ОПЕРАЦИИ ПО ЛРН

Руководитель структурного подразделения организации, к полномочиям которого отнесены вопросы предупреждения и ликвидации ЧС

Руководитель структурного подразделения филиала АМП в морском порту, к полномочиям которого отнесены вопросы предупреждения и ликвидации ЧС

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТ НА МЕСТЕ ОПЕРАЦИИ

Командир нештатного АСФ предприятия либо командир привлекаемого по договору профессионального АСФ

Командир морспецподразделения бассейнового филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» в морском порту

РУКОВОДИТЕЛЬ КООРДИНИРУЮЩЕГО ОРГАНА (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КЧС)

Руководитель предприятия

Капитан морского порта

Таблица 3. Основные задачи ФПЛЧС в режиме ЧС при чрезвычайных ситуациях регионального характера

Виды обеспечения

С объектов

С судов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-технические резервы предприятия

Материально-технические резервы бассейнового филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Финансовый резерв предприятия

Финансовый резерв бассейновой АМП

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПЛАС и/или ППЛРН бассейна (региональный на морской акватории)

СИЛЫ И СРЕДСТВА

Объединенная группировка сил и средств нештатных и профессиональных АСФ водного бассейна, профессиональное АСФ бассейнового филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

РУКОВОДИТЕЛЬ ОПЕРАЦИИ ПО ЛРН

Директор бассейнового филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТ НА МЕСТЕ ОПЕРАЦИИ

Командир профессионального АСФ бассейнового филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

РУКОВОДИТЕЛЬ КООРДИНИРУЮЩЕГО ОРГАНА (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КЧС)

Руководитель бассейновой АМП

Таблица 4. Основные задачи ФПЛЧС в режиме ЧС при чрезвычайных ситуациях федерального характера

Виды обеспечения

С объектов

С судов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-технические резервы предприятия

Материально-технические резервы ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Финансовый резерв предприятия

Финансовый резерв Росморречфлота

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПЛАС и/или ППЛРН Российской Федерации (федеральный на морской акватории)

СИЛЫ И СРЕДСТВА

Объединенная группировка сил и средств нештатных и профессиональных АСФ Российской Федерации, профессиональные АСФ ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

РУКОВОДИТЕЛЬ ОПЕРАЦИИ ПО ЛРН

Руководитель ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТ НА МЕСТЕ ОПЕРАЦИИ

Директор бассейнового филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»

РУКОВОДИТЕЛЬ КООРДИНИРУЮЩЕГО ОРГАНА (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КЧС)

Руководитель Росморречфлота

Основные задачи ФПЛЧС

В соответствии с предложенной выше классификацией чрезвычайных ситуаций на море, в таблицах 2-4 представлены основные задачи, решаемые элементами ФПЛЧС по данным [4, 5]

Расходы, понесенные Росморречфлотом для проведения аварийно-спасательных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций на судах иностранных судовладельцев, компенсируются в судебном порядке на основании международных конвенций, стороной которых является Российская Федерация в соответствии с Федеральным законом РФ от 2 января 2000 г. № 27-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года», Федеральным законом РФ от 2 января 2000 г. № 26-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года» и Федеральным законом РФ от 2 января 2000 г. № 17-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года». Кроме приведенных в таблицах задач координирующие органы, органы управления, силы и средства ФПЛЧС выполняют также другие функциональные задачи в соответствии с Положением о РСЧС.

В связи с вышеизложенным предлагается:

1. Внести изменения в законодательство РФ, связанные с реформированием существующей функциональной подсистемы Росморречфлота по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в функциональную подсистему по ликвидации чрезвычайных ситуаций в море на судах и объектах. Для этого потребуется корректировка следующих нормативно-правовых документов:

a) Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794);

b) Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (утв. приказом Минтранса России от 6 апреля 2009 г. № 53);

c) Положение об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте (утв. приказом Минтранса России от 7 июня 1999 г. № 32).

2. На основании данных изменений разработать нормативно-правовые документы Минтранса России, направленные на установление основных требований к планам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в море на судах и объектах. Введение в действие данных документов должно быть поэтапным и иметь задержку по времени в целях возможности проведения подготовительных работ.

3. Провести ряд научно-исследовательских и экспериментальных работ, направленных на разработку методик расчета количества и состава сил и средств, предназначенных для ликвидации различных видов чрезвычайных ситуаций в море, а также методику оценки риска возникновения аварийных ситуаций на различных категориях морских объектов.

4. Внести изменения в законодательство РФ, направленные на отмену существующих планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских объектах, а также их государственную экологическую экспертизу. Для этого потребуется корректировка следующих нормативно-правовых документов:

a) Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

b) Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

5. Разработать нормативно-техническую документацию, регламентирующую порядок разработки, согласования и проверки соответствия действующему законодательству планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на судах и морских объектах.

Авторы предлагают ответственным должностным лицам Минтранса России учесть материалы настоящей статьи при обсуждении необходимости создания функциональной подсистемы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в море на судах и объектах независимо от их ведомственной и национальной принадлежности и выражают свою готовность к участию в таких обсуждениях и публичных дискуссиях.

Литература

1. Маценко С.В., Маценко И.В. Концепция функциональной подсистемы РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в море. / Сборник научных трудов. Выпуск 13. / Отв. ред. В.В. Демьянов. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2009. – с. 78-81.

2. Загрязнение моря нефтью и химикалиями: гражданская ответственность и компенсация ущерба (Сборник конвенций ИМО). СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2005. – 482 с.

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

4. Экспериментальное исследование влияния различных факторов на предотвращение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Туапсе [Текст]: Отчет о НИР. НИР – 1-2013/ю в 2 ч. / ЮжНИИМФ; рук. Маценко С.В. исполн.: С.В. Маценко, Г.Г. Волков и др. Новороссийск, 2013 г. – № ГР 01201353659; инв. № 02201358076. Ч. 1. – 152 с. Ч. 2. – С. 153-385. Илл. 47. – Библиогр.: с. 380-385

5. Исследование хозяйственной деятельности по бункеровке транспортных судов в морских портах Кавказ, Тамань, Новороссийск, Туапсе, Сочи [Текст]: Отчет о НИР: НИР – 3-2014/ю / ЮжНИИМФ; рук. Маценко С.В.; исполн.: С.В. Маценко, Г.Г. Волков, Р.С. Гамидов и др.; Новороссийск, 2014 г. – Регист. номер НИР 01201465029. Регист. номер ИКРБС 214122250021. – С. 193. Илл. 10. Библиогр.: с. 189-193.

6. МК МАРПОЛ 73/78 – Международная конвенция по предотвращению загрязнения морской окружающей среды 1973 года, измененная Протоколом 1978 года. Сводное издание 2012 года с поправками. – Лондон: ИМО, 2013. – 603 с.

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область Уголовное дело о гибели 69 человек в результате крушения в 2015 году траулера «Дальний Восток» в Охо...

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм»

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм» На борту траулера «Линдгольм» матрос обработки получил перелом голени правой ноги, оказана первая ме...

Российская экономика

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии Министерство природных ресурсов и экологии выступило против субсидирования из бюджета РФ компании Ро...

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс.

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс. Производство грузовых магистральных вагонов в России в 2016 г. выросло по сравнению с показателем 20...

Транспортная политика

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче (вылове), перераб...

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 201...

Морские порты

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5% по сравнению с 2015 годом, до 19,5...

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов ОАО «Порт Ванино» готовится ввести в эксплуатацию четыре новых снегогенератора. Техника будет достав...




Морской транспорт

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае Исландский контейнерный перевозчик Eimskip намерен разместить заказ на строительство двух контейнеро...

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт Кронштадтский морской завод (входит в ОСК) приступил к доковому ремонту гидрографического су...

Речной транспорт

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера Судоходная компания «Водоходъ», входящая в UCL Holding Владимира Лисина, заключила с «Объединенной с...

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Ж/Д транспорт

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay Партнерство крупнейших металлургов «Русская сталь» направило на прошлой неделе в Минтранс письмо с п...

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

Авто транспорт

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор Испытательный центр для беспилотных грузовых автомобилей в подмосковном Шахово будет запущен в мае 2...

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фак...

Перспективы развития морского порта Кандалакша

Перспективы развития морского порта Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...