Арктика: что потребуется завтра?

Севморпуть
Арктика: что потребуется завтра?

Пятый Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел в Санкт-Петербурге с 7 по 9 декабря 2015 года.

В работе форума приняли участие более тысячи делегатов из России и зарубежных стран, в том числе представители федеральных министерств и ведомств, органов власти регионов РФ, госкорпораций, системообразующих компаний, ведущих научных и образовательных организаций и т.д.

«Форум подводит итоги общественной повестки в сфере развития Арктической зоны РФ, собирает актуальные вопросы, инициативы и предложения в ежегодную итоговую общественную резолюцию, в которой отражаются общероссийская, региональная, отраслевая и общественная повестка», – говорится в сообщении организаторов.

Международный форум прошел под эгидой межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников».

А. Сидоров, наш спецкор, Москва – Санкт-Петербург– Москва

Четыре приоритета

В рамках V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» прошло совместное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

Первым вопросом повестки дня стало обсуждение хода реализации государственной политики России в Арктике. Вице-премьер и председатель Морской коллегии Дмитрий Рогозин выразил свое недовольство по поводу работы Минэкономразвития, которое назначено ответственным за арктическую госпрограмму.

«Финансирование выделено только на отдельные мероприятия. И что получили на выходе? Просто перечень мероприятий. Фактически вся ревизия свелась к статистическому срезу мероприятий, которые содержатся в отраслевых госпрограммах. При этом информация об их действительной реализации также отсутствует. На такой анализ опереться невозможно, это пустая трата времени и бумаги», – сказал вице-премьер.

«В итоге проект новой редакции государственной программы (политики РФ в Арктике. – «МВР») не носит конкретного характера, это просто говорильня, положенная на бумагу. Следовательно, констатирую, что к разработке проекта государственной программы для одного из наиболее важных в государственной политике на сегодняшний день макрорегиона подошли формально. Представили ведомству предложения – и хорошо, баба с возу – кобыле легче. Но Арктика – это не баба, а Минэкономразвития – это не кобыла», – веско подчеркнул Д. Рогозин.

«Считаю, что министерство (Минэкономразвития. – «МВР»), определенное правительством РФ ответственным исполнителем государственной программы, должно занимать более активную позицию и впрячься наконец в арктическую работу, а не отмораживаться.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поручения в данном случае возложено не только на Министерство экономического развития. Почему отраслевые министерства тоже отлежались в стороне? Получается, что в Арктике все прекрасно работает и развивается? И дополнительные мероприятия не требуются, персональной ответственности якобы не требуется. Коллеги, так дело дальше не пойдет. Либо мне придется докладывать итоги вашей коллективной работы, а точнее, ее отсутствия, президенту РФ, либо вы в ближайшее время исправите свои огрехи», – заключил руководитель Морской коллегии.

Также на заседании Дмитрий Рогозин огласил четыре главных приоритета работы РФ в Арктике – это люди, безопасность, транспортная доступность и добыча природных ресурсов.

«Назову приоритеты нашей работы в Арктике, – сказал вице-премьер. – Первый из них – это люди. Мы будем продолжать последовательно решать вопросы развития человеческого капитала в макрорегионе. Это улучшение качества жизни населения Арктики, социальные программы, образование и здравоохранение».

«Второй приоритет – это безопасность. В Арктической зоне РФ тесно увязаны вопросы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. Это касается и инфраструктуры, и технологий, над которыми работает наша страна. Более того, в ряде арктических технологий мы являемся лидерами.

Восстановление военной инфраструктуры на территории Арктического макрорегиона направлено не на милитаризацию Арктики, а на создание благоприятных, спокойных условий для жизни и работы людей», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

«Третий наш приоритет – мобильность и транспортная доступность. Ключевую роль в развитии макрорегиона играет транспортная составляющая. Государственной комиссией совершенствуется модель развития Северного морского пути. В этой модели будут взаимоувязаны все виды транспортного сообщения: воздушный, речной, железнодорожный. Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию подчеркнул важность обеспечения конкурентоспособности Севморпути, который должен стать связующим звеном между Европой и АТР. Создание современного атомного ледокольного флота позволяет нам делать проводки контейнеровозов любых типов. Открываются огромные перспективы, но нам важно, чтобы те органы и структуры, которые отвечают за Севморпуть, и Администрация Севморпути были не просто исполнителями. Они должны стать генераторами идей, должны вырабатывать предложения по созданию тех технологий, которые позволят сделать Севморпуть круглогодичным и всесезонным. Мы намерены и дальше реализовывать мероприятия по навигационному, гидрографическому, аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории Севморпути», – заявил председатель комиссии по развитию Арктики.

«Четвертый наш приоритет – это добыча ресурсов. Арктика – это такой своеобразный холодильник всего человечества, где оно складирует все, что ему необходимо. Уникальные ресурсы питьевой воды и энергии находятся именно здесь, в Арктике. До 80% всех российских газовых запасов находится в Арктической зоне.

В то же время вопросы освоения региона должны быть тесно увязаны с природоохранными и этнокультурными мероприятиями. Проще говоря, не надо гадить в Арктике. Нужно приходить с самыми выверенными экологическими технологиями», – закончил свою мысль Д. Рогозин.

Нужны новые энергетические технологии

В ходе форума вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Албин выдвинул свое предложение. По его мнению, банк реконструкции и развития Арктики, проект создания которого инициировала Арктическая общественная академия наук, целесообразно разместить в Санкт-Петербурге.

«Активное участие Санкт-Петербурга в решении проблем освоения Арктики обусловлено целым набором факторов, – сказал вице-губернатор в своем выступлении. – В Северной столице сосредоточен значительный научный, технологический и образовательный потенциал арктического направления. У нас имеются многолетние традиции духовных и производственных связей с северными регионами России и всего мира. Потенциал Санкт-Петербурга может стать крепкой основой для создаваемой в нашей стране арктической организации и ее системообразующего ядра – центра управления Арктической зоной РФ. Мы считаем, что давно обсуждаемый проект создания банка реконструкции Арктики целесообразно разместить именно в Санкт-Петербурге. Это позволит реализовать национальную инновационную политику в федеральном и международном масштабах по отношению к северным территориям».

«Несколько лет назад по инициативе Валентины Матвиенко, ныне спикера Совета Федерации, в Санкт-Петербурге начали проводить Международный экологический конгресс. Город выступает площадкой для обсуждения и местом формирования международной системы экологической безопасности. Вопросы экологии очень актуальны для арктических территорий. При безответственном отношении к вопросам экологии мы вместо глобальных преимуществ от использования ресурсов макрорегиона можем получить глобальные проблемы. Освоение Арктики должно происходить только на основе современных технологий, способных не нарушать, а сохранять природную гармонию», – добавил Юрий Албин.

Ян Рязанцев, директор по стратегическим инвестициям РВК, выступая на панельной сессии, отметил, что для работы в Арктике нужны научные прорывы в области транспорта и энергетики, в первую очередь в области хранения и передачи энергии.

«Очевидно, что есть две главные проблемы в северных широтах: транспорт и энергетика, – выразил свое мнение Ян Рязанцев. – И передовые технологии в этих сферах довольно востребованы. Очень важно решить вопросы энергообеспечения в таких областях, как альтернативная энергетика, системы передачи энергии, хранение энергии. И в этих секторах могут быть осуществлены серьезные научные прорывы, в ближайшее время здесь появятся продвинутые технологии. А некоторые уже существуют. Поэтому мы внимательно мониторим новые высокотехнологичные стартапы».

«Технологии эффективного хранения электроэнергии могут радикально изменять целые технологические цепочки. В широком смысле включая ЖКХ, туризм и многое другое.

Обеспечение энергией в северных городах – неимоверно сложная вещь, цены на энергию для конечного потребителя зашкаливают, поэтому новые технологии могут сильно помочь в деле снабжения энергией», – продолжил эксперт.

«Существует точка зрения, согласно которой в науке и технике иногда происходят революционные изменения. Мы можем ожидать, что в ближайшем будущем, и тому есть много подтверждений, мы получим серьезные прорывы в физике. Говорят, что должна появиться «новая физика». Это означает, что вопросы производства и хранения энергии могут быть решены абсолютно другим способом. Это окажет огромное влияние на экономику Арктического региона», – подчеркнул представитель РВК.

«Но нужно иметь инструменты работы с такими участками, где возможны революционные изменения и способы отлавливания и непотери таких прорывов с точки зрения промышленности и технологического бизнеса», – заключил Рязанцев.

Арктика спросит с проектантов и судостроителей

Заместитель гендиректора Крыловского научного центра Владимир Дюков обрисовал в своем выступлении перспективы грузопотоков в Арктике. Он отметил, что в 2025 году Россия может получить 25 млн тонн грузов с Севера, и это является серьезным вызовом для отечественных проектантов и судостроителей.

«Работа на континентальном шельфе предполагает создание высокотехнологичных транспортных и плавсредств, – начал свой доклад эксперт. – Сегодня в мире практически отсутствуют технические средства, которые могут работать в условиях Российской Арктики. И даже с учетом того, что Россия является лидером в создании ледокольной техники, сегодня необходима разработка новых технологий, которые позволят такую технику строить и обслуживать. Сюда входят технологии проведения сложных транспортно-монтажных операций, технологии определения ледовых нагрузок, борьбы с пожарами, спасения людей и многое другое».

«Масштабность задач судостроения определяется размером лицензионных обязательств в Арктике, которые взяли на себя нефтегазовые компании. Правда, в ближайшее время ожидаются лицензионные сдвижки по этим обязательствам. Первая ласточка – проект «Долгинское» «Газпром нефти», который перенесен на 2031 год. Но следует понимать, что сама задача по освоению Арктики не снимается и она ставит высокие требования по разработке новых проектов судов», – подчеркнул Владимир Дюков.

«Что касается оценки потенциального спроса на морскую технику для шельфовых проектов, то заявки от нефтегазовиков хоть и велики, но по факту реальные заказы скорее всего будут раз в 5 меньше. И все равно даже такие цифры окажутся большим вызовом для отрасли судостроения, научных организаций и проектантов», – сказал представитель Крыловского центра.

«В ближайшее время рынком будут востребованы суда для обустройства и освоения месторождений и суда для транспортного обеспечения Арктического региона. Первые будут работать в первую очередь на офшорных проектах. А транспортные суда будут востребованы для вывоза сырья с офшорных проектов, которые сейчас активно развиваются на Севере, в первую очередь на Ямале. Сегодня мы имеем четыре углеводородных проекта, которые уже запущены или вот-вот заработают. Это Варандейский терминал и Приразломное месторождение, которые уже работают. Новопортовское месторождение тоже начинает функционировать, хотя флот для него еще строится. И завод «Ямал СПГ», который начнет работать в 2017 году. Портфель для этих проектов сформирован, заказан и строится», – перечислил список проектов эксперт.

«Хотя офшорные проекты сдвигаются по времени, офшор продолжает развиваться. К 2025 году мы можем получить до 25 млн тонн грузов с Севера (Ямальский кластер), а к 2030 году эта цифра может вырасти до 50 млн тонн. И такие большие объемы могут критически повлиять на работу на Севморпути. Нужно разработать и создать широкую линейку проектов судов», – заключил Владимир Дюков.

Морские вести России №2 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область

Дело о крушении траулера «Дальний Восток» передадут в Магаданскую область Уголовное дело о гибели 69 человек в результате крушения в 2015 году траулера «Дальний Восток» в Охо...

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм»

Вертолет забрал травмированного члена экипажа траулера «Линдгольм» На борту траулера «Линдгольм» матрос обработки получил перелом голени правой ноги, оказана первая ме...

Российская экономика

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии

Минприроды против субсидирования из бюджета строительства судов 3D-сейсмики для Росгеологии Министерство природных ресурсов и экологии выступило против субсидирования из бюджета РФ компании Ро...

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс.

Производство грузовых вагонов в РФ в 2016 г. выросло на 28,8%, до 36,6 тыс. Производство грузовых магистральных вагонов в России в 2016 г. выросло по сравнению с показателем 20...

Транспортная политика

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов

Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче и переработке водных биоресурсов Установлены государственные нормативные требования охраны труда при добыче (вылове), перераб...

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году

Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 2017 году Определен порядок расчета ставок на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в 201...

Морские порты

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU

Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5%, до 19,6 млн TEU Контейнерооборот порта Гонконг в 2016 году сократился на 2,5% по сравнению с 2015 годом, до 19,5...

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов

«Порт Ванино» приобрел оборудование для уменьшения пыления при перегрузке навалочных грузов ОАО «Порт Ванино» готовится ввести в эксплуатацию четыре новых снегогенератора. Техника будет достав...




Морской транспорт

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае

Eimskip разместит заказ на новые контейнеровозы в Китае Исландский контейнерный перевозчик Eimskip намерен разместить заказ на строительство двух контейнеро...

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт

Гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич» встало на доковый ремонт Кронштадтский морской завод (входит в ОСК) приступил к доковому ремонту гидрографического су...

Речной транспорт

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера

ОСК и «Водоходъ» заключили контракт на строительство круизного лайнера Судоходная компания «Водоходъ», входящая в UCL Holding Владимира Лисина, заключила с «Объединенной с...

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Ж/Д транспорт

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay

Металлурги попросили Минтранс не допустить внедрения РЖД системы договоров take-or-pay Партнерство крупнейших металлургов «Русская сталь» направило на прошлой неделе в Минтранс письмо с п...

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

Авто транспорт

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор

Центр тестирования беспилотных фур в Подмосковье будет запущен в мае - Росавтодор Испытательный центр для беспилотных грузовых автомобилей в подмосковном Шахово будет запущен в мае 2...

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фак...

Перспективы развития морского порта Кандалакша

Перспективы развития морского порта Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...