Арктика: что потребуется завтра?

Севморпуть
Арктика: что потребуется завтра?

Пятый Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел в Санкт-Петербурге с 7 по 9 декабря 2015 года.

В работе форума приняли участие более тысячи делегатов из России и зарубежных стран, в том числе представители федеральных министерств и ведомств, органов власти регионов РФ, госкорпораций, системообразующих компаний, ведущих научных и образовательных организаций и т.д.

«Форум подводит итоги общественной повестки в сфере развития Арктической зоны РФ, собирает актуальные вопросы, инициативы и предложения в ежегодную итоговую общественную резолюцию, в которой отражаются общероссийская, региональная, отраслевая и общественная повестка», – говорится в сообщении организаторов.

Международный форум прошел под эгидой межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников».

А. Сидоров, наш спецкор, Москва – Санкт-Петербург– Москва

Четыре приоритета

В рамках V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» прошло совместное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

Первым вопросом повестки дня стало обсуждение хода реализации государственной политики России в Арктике. Вице-премьер и председатель Морской коллегии Дмитрий Рогозин выразил свое недовольство по поводу работы Минэкономразвития, которое назначено ответственным за арктическую госпрограмму.

«Финансирование выделено только на отдельные мероприятия. И что получили на выходе? Просто перечень мероприятий. Фактически вся ревизия свелась к статистическому срезу мероприятий, которые содержатся в отраслевых госпрограммах. При этом информация об их действительной реализации также отсутствует. На такой анализ опереться невозможно, это пустая трата времени и бумаги», – сказал вице-премьер.

«В итоге проект новой редакции государственной программы (политики РФ в Арктике. – «МВР») не носит конкретного характера, это просто говорильня, положенная на бумагу. Следовательно, констатирую, что к разработке проекта государственной программы для одного из наиболее важных в государственной политике на сегодняшний день макрорегиона подошли формально. Представили ведомству предложения – и хорошо, баба с возу – кобыле легче. Но Арктика – это не баба, а Минэкономразвития – это не кобыла», – веско подчеркнул Д. Рогозин.

«Считаю, что министерство (Минэкономразвития. – «МВР»), определенное правительством РФ ответственным исполнителем государственной программы, должно занимать более активную позицию и впрячься наконец в арктическую работу, а не отмораживаться.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поручения в данном случае возложено не только на Министерство экономического развития. Почему отраслевые министерства тоже отлежались в стороне? Получается, что в Арктике все прекрасно работает и развивается? И дополнительные мероприятия не требуются, персональной ответственности якобы не требуется. Коллеги, так дело дальше не пойдет. Либо мне придется докладывать итоги вашей коллективной работы, а точнее, ее отсутствия, президенту РФ, либо вы в ближайшее время исправите свои огрехи», – заключил руководитель Морской коллегии.

Также на заседании Дмитрий Рогозин огласил четыре главных приоритета работы РФ в Арктике – это люди, безопасность, транспортная доступность и добыча природных ресурсов.

«Назову приоритеты нашей работы в Арктике, – сказал вице-премьер. – Первый из них – это люди. Мы будем продолжать последовательно решать вопросы развития человеческого капитала в макрорегионе. Это улучшение качества жизни населения Арктики, социальные программы, образование и здравоохранение».

«Второй приоритет – это безопасность. В Арктической зоне РФ тесно увязаны вопросы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. Это касается и инфраструктуры, и технологий, над которыми работает наша страна. Более того, в ряде арктических технологий мы являемся лидерами.

Восстановление военной инфраструктуры на территории Арктического макрорегиона направлено не на милитаризацию Арктики, а на создание благоприятных, спокойных условий для жизни и работы людей», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

«Третий наш приоритет – мобильность и транспортная доступность. Ключевую роль в развитии макрорегиона играет транспортная составляющая. Государственной комиссией совершенствуется модель развития Северного морского пути. В этой модели будут взаимоувязаны все виды транспортного сообщения: воздушный, речной, железнодорожный. Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию подчеркнул важность обеспечения конкурентоспособности Севморпути, который должен стать связующим звеном между Европой и АТР. Создание современного атомного ледокольного флота позволяет нам делать проводки контейнеровозов любых типов. Открываются огромные перспективы, но нам важно, чтобы те органы и структуры, которые отвечают за Севморпуть, и Администрация Севморпути были не просто исполнителями. Они должны стать генераторами идей, должны вырабатывать предложения по созданию тех технологий, которые позволят сделать Севморпуть круглогодичным и всесезонным. Мы намерены и дальше реализовывать мероприятия по навигационному, гидрографическому, аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории Севморпути», – заявил председатель комиссии по развитию Арктики.

«Четвертый наш приоритет – это добыча ресурсов. Арктика – это такой своеобразный холодильник всего человечества, где оно складирует все, что ему необходимо. Уникальные ресурсы питьевой воды и энергии находятся именно здесь, в Арктике. До 80% всех российских газовых запасов находится в Арктической зоне.

В то же время вопросы освоения региона должны быть тесно увязаны с природоохранными и этнокультурными мероприятиями. Проще говоря, не надо гадить в Арктике. Нужно приходить с самыми выверенными экологическими технологиями», – закончил свою мысль Д. Рогозин.

Нужны новые энергетические технологии

В ходе форума вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Албин выдвинул свое предложение. По его мнению, банк реконструкции и развития Арктики, проект создания которого инициировала Арктическая общественная академия наук, целесообразно разместить в Санкт-Петербурге.

«Активное участие Санкт-Петербурга в решении проблем освоения Арктики обусловлено целым набором факторов, – сказал вице-губернатор в своем выступлении. – В Северной столице сосредоточен значительный научный, технологический и образовательный потенциал арктического направления. У нас имеются многолетние традиции духовных и производственных связей с северными регионами России и всего мира. Потенциал Санкт-Петербурга может стать крепкой основой для создаваемой в нашей стране арктической организации и ее системообразующего ядра – центра управления Арктической зоной РФ. Мы считаем, что давно обсуждаемый проект создания банка реконструкции Арктики целесообразно разместить именно в Санкт-Петербурге. Это позволит реализовать национальную инновационную политику в федеральном и международном масштабах по отношению к северным территориям».

«Несколько лет назад по инициативе Валентины Матвиенко, ныне спикера Совета Федерации, в Санкт-Петербурге начали проводить Международный экологический конгресс. Город выступает площадкой для обсуждения и местом формирования международной системы экологической безопасности. Вопросы экологии очень актуальны для арктических территорий. При безответственном отношении к вопросам экологии мы вместо глобальных преимуществ от использования ресурсов макрорегиона можем получить глобальные проблемы. Освоение Арктики должно происходить только на основе современных технологий, способных не нарушать, а сохранять природную гармонию», – добавил Юрий Албин.

Ян Рязанцев, директор по стратегическим инвестициям РВК, выступая на панельной сессии, отметил, что для работы в Арктике нужны научные прорывы в области транспорта и энергетики, в первую очередь в области хранения и передачи энергии.

«Очевидно, что есть две главные проблемы в северных широтах: транспорт и энергетика, – выразил свое мнение Ян Рязанцев. – И передовые технологии в этих сферах довольно востребованы. Очень важно решить вопросы энергообеспечения в таких областях, как альтернативная энергетика, системы передачи энергии, хранение энергии. И в этих секторах могут быть осуществлены серьезные научные прорывы, в ближайшее время здесь появятся продвинутые технологии. А некоторые уже существуют. Поэтому мы внимательно мониторим новые высокотехнологичные стартапы».

«Технологии эффективного хранения электроэнергии могут радикально изменять целые технологические цепочки. В широком смысле включая ЖКХ, туризм и многое другое.

Обеспечение энергией в северных городах – неимоверно сложная вещь, цены на энергию для конечного потребителя зашкаливают, поэтому новые технологии могут сильно помочь в деле снабжения энергией», – продолжил эксперт.

«Существует точка зрения, согласно которой в науке и технике иногда происходят революционные изменения. Мы можем ожидать, что в ближайшем будущем, и тому есть много подтверждений, мы получим серьезные прорывы в физике. Говорят, что должна появиться «новая физика». Это означает, что вопросы производства и хранения энергии могут быть решены абсолютно другим способом. Это окажет огромное влияние на экономику Арктического региона», – подчеркнул представитель РВК.

«Но нужно иметь инструменты работы с такими участками, где возможны революционные изменения и способы отлавливания и непотери таких прорывов с точки зрения промышленности и технологического бизнеса», – заключил Рязанцев.

Арктика спросит с проектантов и судостроителей

Заместитель гендиректора Крыловского научного центра Владимир Дюков обрисовал в своем выступлении перспективы грузопотоков в Арктике. Он отметил, что в 2025 году Россия может получить 25 млн тонн грузов с Севера, и это является серьезным вызовом для отечественных проектантов и судостроителей.

«Работа на континентальном шельфе предполагает создание высокотехнологичных транспортных и плавсредств, – начал свой доклад эксперт. – Сегодня в мире практически отсутствуют технические средства, которые могут работать в условиях Российской Арктики. И даже с учетом того, что Россия является лидером в создании ледокольной техники, сегодня необходима разработка новых технологий, которые позволят такую технику строить и обслуживать. Сюда входят технологии проведения сложных транспортно-монтажных операций, технологии определения ледовых нагрузок, борьбы с пожарами, спасения людей и многое другое».

«Масштабность задач судостроения определяется размером лицензионных обязательств в Арктике, которые взяли на себя нефтегазовые компании. Правда, в ближайшее время ожидаются лицензионные сдвижки по этим обязательствам. Первая ласточка – проект «Долгинское» «Газпром нефти», который перенесен на 2031 год. Но следует понимать, что сама задача по освоению Арктики не снимается и она ставит высокие требования по разработке новых проектов судов», – подчеркнул Владимир Дюков.

«Что касается оценки потенциального спроса на морскую технику для шельфовых проектов, то заявки от нефтегазовиков хоть и велики, но по факту реальные заказы скорее всего будут раз в 5 меньше. И все равно даже такие цифры окажутся большим вызовом для отрасли судостроения, научных организаций и проектантов», – сказал представитель Крыловского центра.

«В ближайшее время рынком будут востребованы суда для обустройства и освоения месторождений и суда для транспортного обеспечения Арктического региона. Первые будут работать в первую очередь на офшорных проектах. А транспортные суда будут востребованы для вывоза сырья с офшорных проектов, которые сейчас активно развиваются на Севере, в первую очередь на Ямале. Сегодня мы имеем четыре углеводородных проекта, которые уже запущены или вот-вот заработают. Это Варандейский терминал и Приразломное месторождение, которые уже работают. Новопортовское месторождение тоже начинает функционировать, хотя флот для него еще строится. И завод «Ямал СПГ», который начнет работать в 2017 году. Портфель для этих проектов сформирован, заказан и строится», – перечислил список проектов эксперт.

«Хотя офшорные проекты сдвигаются по времени, офшор продолжает развиваться. К 2025 году мы можем получить до 25 млн тонн грузов с Севера (Ямальский кластер), а к 2030 году эта цифра может вырасти до 50 млн тонн. И такие большие объемы могут критически повлиять на работу на Севморпути. Нужно разработать и создать широкую линейку проектов судов», – заключил Владимир Дюков.

Морские вести России №2 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Член экипажа теплохода «Аляска» упал за борт во время стоянки в порту Ростова-на-Дону

Член экипажа теплохода «Аляска» упал за борт во время стоянки в порту Ростова-на-Дону Cтарший механик с теплохода «Аляска», ошвартованного к причалу 51 МДП порта Ростов-на-Дону, упал за ...

Заболевший пассажир с теплохода «Шевченко» доставлен в порт Оля

Заболевший пассажир с теплохода «Шевченко» доставлен в порт Оля Теплоход «Черная Жемчужина» доставил больного пассажира с теплохода «Шевченко», жаловавшегося на бол...

Российская экономика

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2017 года вырос на 7,3% по сравнению с показател...

Транспортная политика

В. Путин утвердил основы госполитики РФ в военно-морской деятельности до 2030 года

В. Путин утвердил основы госполитики РФ в военно-морской деятельности до 2030 года Президент РФ Владимир Путин утвердил основы государственной политики РФ в области военно-морской дея...

Российские и китайские речники и моряки обсудят перспективы сотрудничества

Российские и китайские речники и моряки обсудят перспективы сотрудничества 17 июля в г. Чэнду (КНР) начала свою работу Рабочая группа по морскому и речному транспорту ...

Морские порты

С начала года Морское кадровое агентство увеличило число выпускников на 58%

С начала года Морское кадровое агентство увеличило число выпускников на 58% В I полугодии 2017 года ООО «Морское кадровое агентство» (МКА) подготовило 1 713 специалисто...

Главгосэкспертиза России согласовала проект этапа развития транспортного узла в Приморском крае

Главгосэкспертиза России согласовала проект этапа развития транспортного узла в Приморском крае Проектом предусмотрено возведение в порту Восточный универсального производственно-перегрузочного ко...




Морской транспорт

Северо-Западного пароходство увеличило на 5% объем перевозок в 1 полугодии 2017 г.

Северо-Западного пароходство увеличило на 5% объем перевозок в 1 полугодии 2017 г. В 1 полугодии 2017 года объём перевозок судами Северо-Западного пароходства (входит в UCL Holdin...

Fesco обеспечила доставку оборудования «Силмашин» на строящуюся ТЭС во Вьетнаме

Fesco обеспечила доставку оборудования «Силмашин» на строящуюся ТЭС во Вьетнаме Транспортная группа Fesco (головная компания группы - ПАО «Дальневосточное морское пароходство»&...

Речной транспорт

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна»

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна» Жители и гости Волгограда смогут оплачивать проезд на речных судах по Волге единой транспортной карт...

Причальный комплекс для туристических судов начали строить в Старой Ладоге в Ленобласти

Причальный комплекс для туристических судов начали строить в Старой Ладоге в Ленобласти Причальный комплекс для круизных туристических судов начали строить в древней столице Руси - селе Ст...

Ж/Д транспорт

ОВК в I полугодии увеличила выпуск вагонов на 35%, до 9,2 тыс. единиц

ОВК в I полугодии увеличила выпуск вагонов на 35%, до 9,2 тыс. единиц Научно-производственная корпорация «Объединенная вагонная компания» (НПК «ОВК») в январе-июн...

Ж/д операторы жалуются на рост стоимости колес для грузовых вагонов

Ж/д операторы жалуются на рост стоимости колес для грузовых вагонов В июне - июле этого года стоимость колесных пар для грузовых вагонов после ремонта в вагонно-колесны...

Авто транспорт

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум Основным нормативным требованиям соответствуют только 20% дорог полуострова Крым. Об этом, как п...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы Судоходный бизнес сегодня находится под влиянием новых экономических реалий: замедления темпов роста...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...