Как сохранить Каспий?


Как сохранить Каспий?

Развитию морской транспортной отрасли в России сегодня придается особое значение. Однако в условиях интенсивного строительства объектов морской инфраструктуры состояние парка морских судов оставляет желать лучшего. Такая ситуация не может не сказаться на экологическом состоянии акваторий морей. Особую обеспокоенность вызывают уникальные водные объекты. Например, Каспийское море.

Василий Богословский, руководитель Международного экологического Фонда «Чистые моря»

Уникальный водный ресурс

Это самое большое на планете бессточное озеро. За его огромные размеры, солоноватую воду и режим, сходный с морским, его и назвали морем. Уникальным водным ресурсом располагают 5 государств, имеющих выход к нему, поэтому его сохранение – наша общая ответственность и стратегическая задача.

При всей своей уникальности Каспий в последнее десятилетие превращается в море судового хлама. Последний по многочисленным международным конвенционным параметрам не пригоден для использования в Балтийском и Северном морях, а также в Черном и Средиземном (в основном по причине возраста и степени износа судовых механизмов).

Кроме того, Каспий подвергается комплексному негативному воздействию. Правда, здесь стоит отметить, что некоторые нефтяные компании проводят довольно результативную природоохранную политику. Мониторинг инженерно-технологического центра «СКАНЕКС» показал отсутствие в Северном Каспии нефтяных загрязнений с нефтедобывающих платформ. Это еще раз подтверждает эффективность мер экологической и промышленной безопасности, предпринимаемых нефтяными компаниями. Например, «Лукойлу» удалось внедрить на Каспии технологии «нулевого сброса».

Самые крупные по площади пленочные загрязнения расположены вдоль судоходных трасс на подходных путях к портам России и Казахстана. Очевидно, что это судовые сбросы: нефтесодержащие воды, жидкие отходы хозяйственно-бытового происхождения.

На Каспии идет активное развитие и строительство портовой инфраструктуры. Это российские порты Астрахани (порт Оля), порт Махачкала, порты Ирана (Амир-Абад, Энзели, Нека), Казахстана (Актау) и Туркменистана (Туркменбаши).

Все это способствует развитию морского транспортного сообщения и, соответственно, с каждым годом будет лишь увеличивать антропогенную нагрузку на экосистему Каспия.

Истоки проблемы

Проблема загрязнения с судов на Каспии вызвана целым рядом факторов. Один из них – нежелание судовладельцев нести дополнительные расходы по исполнению международных природоохранных конвенций. Владельцу траулера, танкера или сухогруза проще и дешевле осуществить несанкционированный сброс льяльных и сточных вод и уйти от ответственности, используя несовершенство российского законодательства. Даже если на судне установлено специальное природоохранное оборудование.

К сожалению, наши природоохранные структуры не имеют ни надежной нормативной базы, ни технической возможности осуществлять эффективные мероприятия по морскому надзору, чтобы выявить нарушителя и представить доказательства его вины. Мало того, у главного контролирующего органа – Росприроднадзора, – можно сказать, отсутствует природоохранный флот.

Аналогичная ситуация и в других странах «каспийской пятерки».

Нельзя не упомянуть и еще один немаловажный фактор при решении экологических проблем Каспийского моря. Это принадлежность морской акватории сразу пяти государствам, которые, как мы знаем, до настоящего момента не определились с вопросом правового статуса Каспия. Ни одна из стран – Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан – не имеет полной картины экологического состояния уникального водного объекта. При этом возможность сохранения экосистемы Каспия во многом зависит именно от согласованности действий всех прикаспийских государств.

В 2003 году в Тегеране уже был сделан первый шаг в направлении консолидации общих усилий в этом вопросе. Тогда страны «каспийской пятерки» подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря, больше известную как Тегеранская конвенция. Этот документ стал первым соглашением, подписанным всеми пятью государствами, и установил общие обязательства и институциональные механизмы.

Азербайджан, Иран, Россия, Казахстан и Туркменистан взяли на себя обязательства по предотвращению, снижению и контролю загрязнения Каспийского моря с судов. При этом страны договорились принимать все необходимые меры для достижения данного результата, в том числе подписывать протоколы, предписывающие согласованные меры, процедуры и стандарты. К сожалению, до настоящего момента эти договоренности так и остались лишь закрепленными на бумаге.

Что делать?

Между тем исключительно важно сегодня разработать и согласовать комплекс мер по предотвращению сброса различных отходов с судов. И здесь одним из наиболее эффективных направлений может стать утверждение межгосударственного стандарта применения наилучших доступных технологий для судовых установок очистки сточных вод. Именно эти технологии, по примеру «нулевого сброса» нефтяных компаний в этом регионе, должны стать самыми результативными в деле сохранения экосистемы Каспия.

Для оперативной фиксации случаев сброса сточных вод с судов могут быть использованы беспилотные летательные аппараты. Их применение в трансграничном воздушном пространстве, совершенствование технологических операций приема сточных вод с судов в портах, создание механизмов взаимодействия и обмена информацией контрольно-надзорных ведомств всех пяти стран для выявления случаев сброса и применения оперативных мер реагирования к судам-нарушителям – веские поводы для «каспийской пятерки» сесть за стол переговоров.

Официальные встречи с участием представителей всех стран для обсуждения вопросов реализации положений Тегеранской конвенции требуют тщательной подготовки и соблюдения правил протокола, а круг участников таких мероприятий строго ограничен.

12 августа 2015 года – День Каспия

Международный экологический фонд «Чистые моря» понимает необходимость более тесного сотрудничества не только на официальном уровне. Ведь экология не знает границ и государств, а потому мы призываем всех объединиться для защиты уникальной экологической среды Каспийского моря. Тем более что XXI век уже становится веком гуманитарного экологического знания.

Для реализации этой идеи наш фонд выступил с инициативой создания новой площадки для открытого диалога представителей общественных организаций, бизнес-структур и органов государственной власти «каспийской пятерки». 12 августа 2015 года, в день подписания Тегеранской конвенции, мы планируем провести в Астрахани празднование Дня Каспия.

В рамках торжественных мероприятий будут открыты экологические площадки по актуальным проблемам, связанным с предотвращением загрязнения Каспийского моря. В их числе, конечно, и вопрос загрязнения с судов. Вместе с учеными-экологами, предпринимателями и представителями государственной власти мы будем искать совместные пути решения, в том числе для того, чтобы подготовить предложения к очередной официальной конференции сторон Тегеранской конвенции.

Человечество должно научиться жить в согласии с природой и ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью природы. Новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть человека.  

1 апреля 2015 г. губернатор Астраханской области Александр Жилкин встретился с руководством Международного экологического фонда (МЭФ) «Чистые моря». Рабочая встреча состоялась в Москве в здании представительства Астраханской области.

Президент фонда – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалев и руководитель фонда, почетный работник морского и речного флота, почетный полярник Василий Богословский представили вниманию губернатора презентацию нового проекта проведения в г.Астрахань празднования Дня Каспия в расширенном формате. С.Крикалев и В.Богословский также рассказали о проделанной в этом направлении серьезной работе, связанной с координацией всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных и научных организаций.

В ходе встречи глава региона положительно оценил инициативу «Чистых морей» и согласился возглавить организационный комитет мероприятия «День Каспия».

Первое организационное заседание по вопросам празднования Дня Каспия под председательством губернатора Астраханской области предварительно назначено на третью декаду апреля 2015г.

Формат мероприятия День Каспия предполагает работу делового, образовательного и культурно-массового кластеров. Запланированы выставки инноваций, парад достижений народного творчества прикаспийских стран.

Кульминационным моментом «Дня Каспия» может стать презентационный полет на уникальных самолетах-амфибиях в рамках Международного кругосветного океанического перелета «20 тысяч лье над водой» – проекта, получившего поддержку президента Российской Федерации В.В. Путина.

Для координации и контроля над осуществлением работ по реализации данного мероприятия планируется создание организационного комитета «Дня Каспия».

Свое согласие войти в состав организационного комитета выразили: председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ Г. Горбунов; депутат Государственной Думы РФ Л. Огуль; президент МЭФ «Чистые моря» Герой Советского Союза, Герой России С. Крикалев; глава администрации г. Астрахань О. Полумордвинов; директор Института водных проблем РАН член-корреспондент РАН В. Данилов-Данильян; декан географического факультета МГУ им. Ломоносова, профессор, академик РАН Н. Касимов; руководитель Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) М. Селиверстова.

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...