Как сохранить Каспий?


Как сохранить Каспий?

Развитию морской транспортной отрасли в России сегодня придается особое значение. Однако в условиях интенсивного строительства объектов морской инфраструктуры состояние парка морских судов оставляет желать лучшего. Такая ситуация не может не сказаться на экологическом состоянии акваторий морей. Особую обеспокоенность вызывают уникальные водные объекты. Например, Каспийское море.

Василий Богословский, руководитель Международного экологического Фонда «Чистые моря»

Уникальный водный ресурс

Это самое большое на планете бессточное озеро. За его огромные размеры, солоноватую воду и режим, сходный с морским, его и назвали морем. Уникальным водным ресурсом располагают 5 государств, имеющих выход к нему, поэтому его сохранение – наша общая ответственность и стратегическая задача.

При всей своей уникальности Каспий в последнее десятилетие превращается в море судового хлама. Последний по многочисленным международным конвенционным параметрам не пригоден для использования в Балтийском и Северном морях, а также в Черном и Средиземном (в основном по причине возраста и степени износа судовых механизмов).

Кроме того, Каспий подвергается комплексному негативному воздействию. Правда, здесь стоит отметить, что некоторые нефтяные компании проводят довольно результативную природоохранную политику. Мониторинг инженерно-технологического центра «СКАНЕКС» показал отсутствие в Северном Каспии нефтяных загрязнений с нефтедобывающих платформ. Это еще раз подтверждает эффективность мер экологической и промышленной безопасности, предпринимаемых нефтяными компаниями. Например, «Лукойлу» удалось внедрить на Каспии технологии «нулевого сброса».

Самые крупные по площади пленочные загрязнения расположены вдоль судоходных трасс на подходных путях к портам России и Казахстана. Очевидно, что это судовые сбросы: нефтесодержащие воды, жидкие отходы хозяйственно-бытового происхождения.

На Каспии идет активное развитие и строительство портовой инфраструктуры. Это российские порты Астрахани (порт Оля), порт Махачкала, порты Ирана (Амир-Абад, Энзели, Нека), Казахстана (Актау) и Туркменистана (Туркменбаши).

Все это способствует развитию морского транспортного сообщения и, соответственно, с каждым годом будет лишь увеличивать антропогенную нагрузку на экосистему Каспия.

Истоки проблемы

Проблема загрязнения с судов на Каспии вызвана целым рядом факторов. Один из них – нежелание судовладельцев нести дополнительные расходы по исполнению международных природоохранных конвенций. Владельцу траулера, танкера или сухогруза проще и дешевле осуществить несанкционированный сброс льяльных и сточных вод и уйти от ответственности, используя несовершенство российского законодательства. Даже если на судне установлено специальное природоохранное оборудование.

К сожалению, наши природоохранные структуры не имеют ни надежной нормативной базы, ни технической возможности осуществлять эффективные мероприятия по морскому надзору, чтобы выявить нарушителя и представить доказательства его вины. Мало того, у главного контролирующего органа – Росприроднадзора, – можно сказать, отсутствует природоохранный флот.

Аналогичная ситуация и в других странах «каспийской пятерки».

Нельзя не упомянуть и еще один немаловажный фактор при решении экологических проблем Каспийского моря. Это принадлежность морской акватории сразу пяти государствам, которые, как мы знаем, до настоящего момента не определились с вопросом правового статуса Каспия. Ни одна из стран – Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан – не имеет полной картины экологического состояния уникального водного объекта. При этом возможность сохранения экосистемы Каспия во многом зависит именно от согласованности действий всех прикаспийских государств.

В 2003 году в Тегеране уже был сделан первый шаг в направлении консолидации общих усилий в этом вопросе. Тогда страны «каспийской пятерки» подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря, больше известную как Тегеранская конвенция. Этот документ стал первым соглашением, подписанным всеми пятью государствами, и установил общие обязательства и институциональные механизмы.

Азербайджан, Иран, Россия, Казахстан и Туркменистан взяли на себя обязательства по предотвращению, снижению и контролю загрязнения Каспийского моря с судов. При этом страны договорились принимать все необходимые меры для достижения данного результата, в том числе подписывать протоколы, предписывающие согласованные меры, процедуры и стандарты. К сожалению, до настоящего момента эти договоренности так и остались лишь закрепленными на бумаге.

Что делать?

Между тем исключительно важно сегодня разработать и согласовать комплекс мер по предотвращению сброса различных отходов с судов. И здесь одним из наиболее эффективных направлений может стать утверждение межгосударственного стандарта применения наилучших доступных технологий для судовых установок очистки сточных вод. Именно эти технологии, по примеру «нулевого сброса» нефтяных компаний в этом регионе, должны стать самыми результативными в деле сохранения экосистемы Каспия.

Для оперативной фиксации случаев сброса сточных вод с судов могут быть использованы беспилотные летательные аппараты. Их применение в трансграничном воздушном пространстве, совершенствование технологических операций приема сточных вод с судов в портах, создание механизмов взаимодействия и обмена информацией контрольно-надзорных ведомств всех пяти стран для выявления случаев сброса и применения оперативных мер реагирования к судам-нарушителям – веские поводы для «каспийской пятерки» сесть за стол переговоров.

Официальные встречи с участием представителей всех стран для обсуждения вопросов реализации положений Тегеранской конвенции требуют тщательной подготовки и соблюдения правил протокола, а круг участников таких мероприятий строго ограничен.

12 августа 2015 года – День Каспия

Международный экологический фонд «Чистые моря» понимает необходимость более тесного сотрудничества не только на официальном уровне. Ведь экология не знает границ и государств, а потому мы призываем всех объединиться для защиты уникальной экологической среды Каспийского моря. Тем более что XXI век уже становится веком гуманитарного экологического знания.

Для реализации этой идеи наш фонд выступил с инициативой создания новой площадки для открытого диалога представителей общественных организаций, бизнес-структур и органов государственной власти «каспийской пятерки». 12 августа 2015 года, в день подписания Тегеранской конвенции, мы планируем провести в Астрахани празднование Дня Каспия.

В рамках торжественных мероприятий будут открыты экологические площадки по актуальным проблемам, связанным с предотвращением загрязнения Каспийского моря. В их числе, конечно, и вопрос загрязнения с судов. Вместе с учеными-экологами, предпринимателями и представителями государственной власти мы будем искать совместные пути решения, в том числе для того, чтобы подготовить предложения к очередной официальной конференции сторон Тегеранской конвенции.

Человечество должно научиться жить в согласии с природой и ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью природы. Новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть человека.  

1 апреля 2015 г. губернатор Астраханской области Александр Жилкин встретился с руководством Международного экологического фонда (МЭФ) «Чистые моря». Рабочая встреча состоялась в Москве в здании представительства Астраханской области.

Президент фонда – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалев и руководитель фонда, почетный работник морского и речного флота, почетный полярник Василий Богословский представили вниманию губернатора презентацию нового проекта проведения в г.Астрахань празднования Дня Каспия в расширенном формате. С.Крикалев и В.Богословский также рассказали о проделанной в этом направлении серьезной работе, связанной с координацией всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных и научных организаций.

В ходе встречи глава региона положительно оценил инициативу «Чистых морей» и согласился возглавить организационный комитет мероприятия «День Каспия».

Первое организационное заседание по вопросам празднования Дня Каспия под председательством губернатора Астраханской области предварительно назначено на третью декаду апреля 2015г.

Формат мероприятия День Каспия предполагает работу делового, образовательного и культурно-массового кластеров. Запланированы выставки инноваций, парад достижений народного творчества прикаспийских стран.

Кульминационным моментом «Дня Каспия» может стать презентационный полет на уникальных самолетах-амфибиях в рамках Международного кругосветного океанического перелета «20 тысяч лье над водой» – проекта, получившего поддержку президента Российской Федерации В.В. Путина.

Для координации и контроля над осуществлением работ по реализации данного мероприятия планируется создание организационного комитета «Дня Каспия».

Свое согласие войти в состав организационного комитета выразили: председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ Г. Горбунов; депутат Государственной Думы РФ Л. Огуль; президент МЭФ «Чистые моря» Герой Советского Союза, Герой России С. Крикалев; глава администрации г. Астрахань О. Полумордвинов; директор Института водных проблем РАН член-корреспондент РАН В. Данилов-Данильян; декан географического факультета МГУ им. Ломоносова, профессор, академик РАН Н. Касимов; руководитель Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) М. Селиверстова.

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...