Как сохранить Каспий?


Как сохранить Каспий?

Развитию морской транспортной отрасли в России сегодня придается особое значение. Однако в условиях интенсивного строительства объектов морской инфраструктуры состояние парка морских судов оставляет желать лучшего. Такая ситуация не может не сказаться на экологическом состоянии акваторий морей. Особую обеспокоенность вызывают уникальные водные объекты. Например, Каспийское море.

Василий Богословский, руководитель Международного экологического Фонда «Чистые моря»

Уникальный водный ресурс

Это самое большое на планете бессточное озеро. За его огромные размеры, солоноватую воду и режим, сходный с морским, его и назвали морем. Уникальным водным ресурсом располагают 5 государств, имеющих выход к нему, поэтому его сохранение – наша общая ответственность и стратегическая задача.

При всей своей уникальности Каспий в последнее десятилетие превращается в море судового хлама. Последний по многочисленным международным конвенционным параметрам не пригоден для использования в Балтийском и Северном морях, а также в Черном и Средиземном (в основном по причине возраста и степени износа судовых механизмов).

Кроме того, Каспий подвергается комплексному негативному воздействию. Правда, здесь стоит отметить, что некоторые нефтяные компании проводят довольно результативную природоохранную политику. Мониторинг инженерно-технологического центра «СКАНЕКС» показал отсутствие в Северном Каспии нефтяных загрязнений с нефтедобывающих платформ. Это еще раз подтверждает эффективность мер экологической и промышленной безопасности, предпринимаемых нефтяными компаниями. Например, «Лукойлу» удалось внедрить на Каспии технологии «нулевого сброса».

Самые крупные по площади пленочные загрязнения расположены вдоль судоходных трасс на подходных путях к портам России и Казахстана. Очевидно, что это судовые сбросы: нефтесодержащие воды, жидкие отходы хозяйственно-бытового происхождения.

На Каспии идет активное развитие и строительство портовой инфраструктуры. Это российские порты Астрахани (порт Оля), порт Махачкала, порты Ирана (Амир-Абад, Энзели, Нека), Казахстана (Актау) и Туркменистана (Туркменбаши).

Все это способствует развитию морского транспортного сообщения и, соответственно, с каждым годом будет лишь увеличивать антропогенную нагрузку на экосистему Каспия.

Истоки проблемы

Проблема загрязнения с судов на Каспии вызвана целым рядом факторов. Один из них – нежелание судовладельцев нести дополнительные расходы по исполнению международных природоохранных конвенций. Владельцу траулера, танкера или сухогруза проще и дешевле осуществить несанкционированный сброс льяльных и сточных вод и уйти от ответственности, используя несовершенство российского законодательства. Даже если на судне установлено специальное природоохранное оборудование.

К сожалению, наши природоохранные структуры не имеют ни надежной нормативной базы, ни технической возможности осуществлять эффективные мероприятия по морскому надзору, чтобы выявить нарушителя и представить доказательства его вины. Мало того, у главного контролирующего органа – Росприроднадзора, – можно сказать, отсутствует природоохранный флот.

Аналогичная ситуация и в других странах «каспийской пятерки».

Нельзя не упомянуть и еще один немаловажный фактор при решении экологических проблем Каспийского моря. Это принадлежность морской акватории сразу пяти государствам, которые, как мы знаем, до настоящего момента не определились с вопросом правового статуса Каспия. Ни одна из стран – Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан – не имеет полной картины экологического состояния уникального водного объекта. При этом возможность сохранения экосистемы Каспия во многом зависит именно от согласованности действий всех прикаспийских государств.

В 2003 году в Тегеране уже был сделан первый шаг в направлении консолидации общих усилий в этом вопросе. Тогда страны «каспийской пятерки» подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря, больше известную как Тегеранская конвенция. Этот документ стал первым соглашением, подписанным всеми пятью государствами, и установил общие обязательства и институциональные механизмы.

Азербайджан, Иран, Россия, Казахстан и Туркменистан взяли на себя обязательства по предотвращению, снижению и контролю загрязнения Каспийского моря с судов. При этом страны договорились принимать все необходимые меры для достижения данного результата, в том числе подписывать протоколы, предписывающие согласованные меры, процедуры и стандарты. К сожалению, до настоящего момента эти договоренности так и остались лишь закрепленными на бумаге.

Что делать?

Между тем исключительно важно сегодня разработать и согласовать комплекс мер по предотвращению сброса различных отходов с судов. И здесь одним из наиболее эффективных направлений может стать утверждение межгосударственного стандарта применения наилучших доступных технологий для судовых установок очистки сточных вод. Именно эти технологии, по примеру «нулевого сброса» нефтяных компаний в этом регионе, должны стать самыми результативными в деле сохранения экосистемы Каспия.

Для оперативной фиксации случаев сброса сточных вод с судов могут быть использованы беспилотные летательные аппараты. Их применение в трансграничном воздушном пространстве, совершенствование технологических операций приема сточных вод с судов в портах, создание механизмов взаимодействия и обмена информацией контрольно-надзорных ведомств всех пяти стран для выявления случаев сброса и применения оперативных мер реагирования к судам-нарушителям – веские поводы для «каспийской пятерки» сесть за стол переговоров.

Официальные встречи с участием представителей всех стран для обсуждения вопросов реализации положений Тегеранской конвенции требуют тщательной подготовки и соблюдения правил протокола, а круг участников таких мероприятий строго ограничен.

12 августа 2015 года – День Каспия

Международный экологический фонд «Чистые моря» понимает необходимость более тесного сотрудничества не только на официальном уровне. Ведь экология не знает границ и государств, а потому мы призываем всех объединиться для защиты уникальной экологической среды Каспийского моря. Тем более что XXI век уже становится веком гуманитарного экологического знания.

Для реализации этой идеи наш фонд выступил с инициативой создания новой площадки для открытого диалога представителей общественных организаций, бизнес-структур и органов государственной власти «каспийской пятерки». 12 августа 2015 года, в день подписания Тегеранской конвенции, мы планируем провести в Астрахани празднование Дня Каспия.

В рамках торжественных мероприятий будут открыты экологические площадки по актуальным проблемам, связанным с предотвращением загрязнения Каспийского моря. В их числе, конечно, и вопрос загрязнения с судов. Вместе с учеными-экологами, предпринимателями и представителями государственной власти мы будем искать совместные пути решения, в том числе для того, чтобы подготовить предложения к очередной официальной конференции сторон Тегеранской конвенции.

Человечество должно научиться жить в согласии с природой и ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью природы. Новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть человека.  

1 апреля 2015 г. губернатор Астраханской области Александр Жилкин встретился с руководством Международного экологического фонда (МЭФ) «Чистые моря». Рабочая встреча состоялась в Москве в здании представительства Астраханской области.

Президент фонда – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалев и руководитель фонда, почетный работник морского и речного флота, почетный полярник Василий Богословский представили вниманию губернатора презентацию нового проекта проведения в г.Астрахань празднования Дня Каспия в расширенном формате. С.Крикалев и В.Богословский также рассказали о проделанной в этом направлении серьезной работе, связанной с координацией всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных и научных организаций.

В ходе встречи глава региона положительно оценил инициативу «Чистых морей» и согласился возглавить организационный комитет мероприятия «День Каспия».

Первое организационное заседание по вопросам празднования Дня Каспия под председательством губернатора Астраханской области предварительно назначено на третью декаду апреля 2015г.

Формат мероприятия День Каспия предполагает работу делового, образовательного и культурно-массового кластеров. Запланированы выставки инноваций, парад достижений народного творчества прикаспийских стран.

Кульминационным моментом «Дня Каспия» может стать презентационный полет на уникальных самолетах-амфибиях в рамках Международного кругосветного океанического перелета «20 тысяч лье над водой» – проекта, получившего поддержку президента Российской Федерации В.В. Путина.

Для координации и контроля над осуществлением работ по реализации данного мероприятия планируется создание организационного комитета «Дня Каспия».

Свое согласие войти в состав организационного комитета выразили: председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ Г. Горбунов; депутат Государственной Думы РФ Л. Огуль; президент МЭФ «Чистые моря» Герой Советского Союза, Герой России С. Крикалев; глава администрации г. Астрахань О. Полумордвинов; директор Института водных проблем РАН член-корреспондент РАН В. Данилов-Данильян; декан географического факультета МГУ им. Ломоносова, профессор, академик РАН Н. Касимов; руководитель Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) М. Селиверстова.

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации недостроенного ракетного крейсера «...

Теплоход OSA произвёл навал на рейдовый причал порта Калининград

Теплоход OSA произвёл навал на рейдовый причал порта Калининград Теплоход «OSA» в результате отказа рулевого устройства, по инерции произвёл навал на рейдовый причал...

Российская экономика

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики Минтранс РФ планирует на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы транспортного компле...

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств Сокращение бюджетного финансирования повлияло на планы реконструкции аэропортов в Арктической зоне Р...

Транспортная политика

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из ключевых государственных задач, и во...

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента Законопроект «Об организации дорожного движения в РФ…», который в том числе позволяет региональным в...

Морские порты

CMA CGM и PSA запустили вторую очередь совместного терминала в Сингапуре

CMA CGM и PSA запустили вторую очередь совместного терминала в Сингапуре CMA CGM Group и PSA запустили вторую очередь совместного контейнерного терминала CMA CGM - PSA Lion ...

Пункт пропуска в морском порту Зарубино будет реконструирован за счет ОЗК

Пункт пропуска в морском порту Зарубино будет реконструирован за счет ОЗК Реконструкцию морского грузопассажирского пункта пропуска через госграницу РФ в морском порту Заруби...




Морской транспорт

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода Госкорпорация «Росатом» может заказать у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) еще ...

На паромы для перевозки поездов РЖД запросят немецкие субсидии

На паромы для перевозки поездов РЖД запросят немецкие субсидии Частная компания «СПГ Горская» хочет построить и управлять паромами для перевозки грузовых поездов Р...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) продаст компании «Т-Индустрия» 25% акций ОАО «Бет...

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4% Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%, экспортное сообщение увеличилось на 10,3%...

Авто транспорт

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) создадут рабочую гр...

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона»

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона» В Ульяновске в понедельник прошел митинг водителей большегрузных грузовиков, протестующих против сис...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...