Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Как сохранить Каспий?


Как сохранить Каспий?

Развитию морской транспортной отрасли в России сегодня придается особое значение. Однако в условиях интенсивного строительства объектов морской инфраструктуры состояние парка морских судов оставляет желать лучшего. Такая ситуация не может не сказаться на экологическом состоянии акваторий морей. Особую обеспокоенность вызывают уникальные водные объекты. Например, Каспийское море.

Василий Богословский, руководитель Международного экологического Фонда «Чистые моря»

Уникальный водный ресурс

Это самое большое на планете бессточное озеро. За его огромные размеры, солоноватую воду и режим, сходный с морским, его и назвали морем. Уникальным водным ресурсом располагают 5 государств, имеющих выход к нему, поэтому его сохранение – наша общая ответственность и стратегическая задача.

При всей своей уникальности Каспий в последнее десятилетие превращается в море судового хлама. Последний по многочисленным международным конвенционным параметрам не пригоден для использования в Балтийском и Северном морях, а также в Черном и Средиземном (в основном по причине возраста и степени износа судовых механизмов).

Кроме того, Каспий подвергается комплексному негативному воздействию. Правда, здесь стоит отметить, что некоторые нефтяные компании проводят довольно результативную природоохранную политику. Мониторинг инженерно-технологического центра «СКАНЕКС» показал отсутствие в Северном Каспии нефтяных загрязнений с нефтедобывающих платформ. Это еще раз подтверждает эффективность мер экологической и промышленной безопасности, предпринимаемых нефтяными компаниями. Например, «Лукойлу» удалось внедрить на Каспии технологии «нулевого сброса».

Самые крупные по площади пленочные загрязнения расположены вдоль судоходных трасс на подходных путях к портам России и Казахстана. Очевидно, что это судовые сбросы: нефтесодержащие воды, жидкие отходы хозяйственно-бытового происхождения.

На Каспии идет активное развитие и строительство портовой инфраструктуры. Это российские порты Астрахани (порт Оля), порт Махачкала, порты Ирана (Амир-Абад, Энзели, Нека), Казахстана (Актау) и Туркменистана (Туркменбаши).

Все это способствует развитию морского транспортного сообщения и, соответственно, с каждым годом будет лишь увеличивать антропогенную нагрузку на экосистему Каспия.

Истоки проблемы

Проблема загрязнения с судов на Каспии вызвана целым рядом факторов. Один из них – нежелание судовладельцев нести дополнительные расходы по исполнению международных природоохранных конвенций. Владельцу траулера, танкера или сухогруза проще и дешевле осуществить несанкционированный сброс льяльных и сточных вод и уйти от ответственности, используя несовершенство российского законодательства. Даже если на судне установлено специальное природоохранное оборудование.

К сожалению, наши природоохранные структуры не имеют ни надежной нормативной базы, ни технической возможности осуществлять эффективные мероприятия по морскому надзору, чтобы выявить нарушителя и представить доказательства его вины. Мало того, у главного контролирующего органа – Росприроднадзора, – можно сказать, отсутствует природоохранный флот.

Аналогичная ситуация и в других странах «каспийской пятерки».

Нельзя не упомянуть и еще один немаловажный фактор при решении экологических проблем Каспийского моря. Это принадлежность морской акватории сразу пяти государствам, которые, как мы знаем, до настоящего момента не определились с вопросом правового статуса Каспия. Ни одна из стран – Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан – не имеет полной картины экологического состояния уникального водного объекта. При этом возможность сохранения экосистемы Каспия во многом зависит именно от согласованности действий всех прикаспийских государств.

В 2003 году в Тегеране уже был сделан первый шаг в направлении консолидации общих усилий в этом вопросе. Тогда страны «каспийской пятерки» подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря, больше известную как Тегеранская конвенция. Этот документ стал первым соглашением, подписанным всеми пятью государствами, и установил общие обязательства и институциональные механизмы.

Азербайджан, Иран, Россия, Казахстан и Туркменистан взяли на себя обязательства по предотвращению, снижению и контролю загрязнения Каспийского моря с судов. При этом страны договорились принимать все необходимые меры для достижения данного результата, в том числе подписывать протоколы, предписывающие согласованные меры, процедуры и стандарты. К сожалению, до настоящего момента эти договоренности так и остались лишь закрепленными на бумаге.

Что делать?

Между тем исключительно важно сегодня разработать и согласовать комплекс мер по предотвращению сброса различных отходов с судов. И здесь одним из наиболее эффективных направлений может стать утверждение межгосударственного стандарта применения наилучших доступных технологий для судовых установок очистки сточных вод. Именно эти технологии, по примеру «нулевого сброса» нефтяных компаний в этом регионе, должны стать самыми результативными в деле сохранения экосистемы Каспия.

Для оперативной фиксации случаев сброса сточных вод с судов могут быть использованы беспилотные летательные аппараты. Их применение в трансграничном воздушном пространстве, совершенствование технологических операций приема сточных вод с судов в портах, создание механизмов взаимодействия и обмена информацией контрольно-надзорных ведомств всех пяти стран для выявления случаев сброса и применения оперативных мер реагирования к судам-нарушителям – веские поводы для «каспийской пятерки» сесть за стол переговоров.

Официальные встречи с участием представителей всех стран для обсуждения вопросов реализации положений Тегеранской конвенции требуют тщательной подготовки и соблюдения правил протокола, а круг участников таких мероприятий строго ограничен.

12 августа 2015 года – День Каспия

Международный экологический фонд «Чистые моря» понимает необходимость более тесного сотрудничества не только на официальном уровне. Ведь экология не знает границ и государств, а потому мы призываем всех объединиться для защиты уникальной экологической среды Каспийского моря. Тем более что XXI век уже становится веком гуманитарного экологического знания.

Для реализации этой идеи наш фонд выступил с инициативой создания новой площадки для открытого диалога представителей общественных организаций, бизнес-структур и органов государственной власти «каспийской пятерки». 12 августа 2015 года, в день подписания Тегеранской конвенции, мы планируем провести в Астрахани празднование Дня Каспия.

В рамках торжественных мероприятий будут открыты экологические площадки по актуальным проблемам, связанным с предотвращением загрязнения Каспийского моря. В их числе, конечно, и вопрос загрязнения с судов. Вместе с учеными-экологами, предпринимателями и представителями государственной власти мы будем искать совместные пути решения, в том числе для того, чтобы подготовить предложения к очередной официальной конференции сторон Тегеранской конвенции.

Человечество должно научиться жить в согласии с природой и ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью природы. Новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть человека.  

1 апреля 2015 г. губернатор Астраханской области Александр Жилкин встретился с руководством Международного экологического фонда (МЭФ) «Чистые моря». Рабочая встреча состоялась в Москве в здании представительства Астраханской области.

Президент фонда – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалев и руководитель фонда, почетный работник морского и речного флота, почетный полярник Василий Богословский представили вниманию губернатора презентацию нового проекта проведения в г.Астрахань празднования Дня Каспия в расширенном формате. С.Крикалев и В.Богословский также рассказали о проделанной в этом направлении серьезной работе, связанной с координацией всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных и научных организаций.

В ходе встречи глава региона положительно оценил инициативу «Чистых морей» и согласился возглавить организационный комитет мероприятия «День Каспия».

Первое организационное заседание по вопросам празднования Дня Каспия под председательством губернатора Астраханской области предварительно назначено на третью декаду апреля 2015г.

Формат мероприятия День Каспия предполагает работу делового, образовательного и культурно-массового кластеров. Запланированы выставки инноваций, парад достижений народного творчества прикаспийских стран.

Кульминационным моментом «Дня Каспия» может стать презентационный полет на уникальных самолетах-амфибиях в рамках Международного кругосветного океанического перелета «20 тысяч лье над водой» – проекта, получившего поддержку президента Российской Федерации В.В. Путина.

Для координации и контроля над осуществлением работ по реализации данного мероприятия планируется создание организационного комитета «Дня Каспия».

Свое согласие войти в состав организационного комитета выразили: председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ Г. Горбунов; депутат Государственной Думы РФ Л. Огуль; президент МЭФ «Чистые моря» Герой Советского Союза, Герой России С. Крикалев; глава администрации г. Астрахань О. Полумордвинов; директор Института водных проблем РАН член-корреспондент РАН В. Данилов-Данильян; декан географического факультета МГУ им. Ломоносова, профессор, академик РАН Н. Касимов; руководитель Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) М. Селиверстова.

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Строительство российских вертолетоносцев начнут после утверждения госпрограммы вооружений

Строительство российских вертолетоносцев начнут после утверждения госпрограммы вооружений Проектирование и строительство отечественных универсальных десантных кораблей начнется после утвержд...

Министру транспорта России понравилась экспозиция «Макаровки» на выставке «Нева-2017»

Министру транспорта России понравилась экспозиция «Макаровки» на выставке «Нева-2017» С посещения стенда Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макаро...

Российская экономика

Перевозка рыбы и рыбной продукции будет субсидироваться

Перевозка рыбы и рыбной продукции будет субсидироваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2017 № 1104 российским организациям будут...

Добыча нефти в России в январе-августе выросла на 0,8%, газа – на 14,1%

Добыча нефти в России в январе-августе выросла на 0,8%, газа – на 14,1% Добыча нефти, включая газовый конденсат, в России за январь-август выросла в годовом выражении на 0,...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Сегодня открылась конференция «Специализированный и портовый служебно-вспомогательный флот»

Сегодня открылась конференция «Специализированный и портовый служебно-вспомогательный флот» Конференция «Специализированный и портовый служебно-вспомогательный флот: сделано в России», организ...

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,6% совок...




Морской транспорт

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области Испанская Acopafi локализует производство судовой мебели на территории особой экономической зоны ...

Речной транспорт

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану Осуществлена проводка баржебуксирного состава для отработки мероприятий по доставке крупногабаритног...

Ж/Д транспорт

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ РЖД с 1 октября 2017 г. по 30 июня 2018 г. вводит скидку в 10,3% на тарифы на экспортные перевоз...

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге «Почта России» во вторник начала тестирование транзитного маршрута по железной дороге из Китая в Сло...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...